Приказ министерства финансов 44н. Об утверждении методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Профессиональный стандарт. Разработчик Web и мультимедийных приложений

I. Общие сведения

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция. Техническая поддержка процессов создания (модификации) и сопровождения информационных ресурсов

3.2. Обобщенная трудовая функция. Выполнение работ по созданию (модификации) и сопровождению информационных ресурсов

3.3. Обобщенная трудовая функция. Управление работами по созданию (модификации) и сопровождению информационных ресурсов

3.4. Обобщенная трудовая функция. Управление процессами и проектами по созданию (модификации) информационных ресурсов

IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация-разработчик

4.2. Наименования организаций-разработчиков

Этот документ находится в:

Организации:

18.01.2017 Утвержден

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ

Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 11, ст. 1290), приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01.

2. Признать утратившим силу:

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 25н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов" ПБУ 5/98" (Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 июля 1998 г., регистрационный номер 1570);

пункт 1 Перечня изменений и дополнений, вносимых в нормативные правовые акты Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. N 107н (Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 января 2000 г., регистрационный номер 2064);

пункт 2 Изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету, прилагаемых к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 31н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету" (Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 апреля 2000 г., регистрационный номер 2209).

3. Ввести в действие настоящий Приказ начиная с бухгалтерской отчетности 2002 года.

А.Л.КУДРИН

Утверждено

Приказом

Министерства финансов

Российской Федерации

от 09.06.2001 N 44н

ПОЛОЖЕНИЕ

ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ

"УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ" ПБУ 5/01

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации. Под организацией в дальнейшем понимается юридическое лицо по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений).

2. Для целей настоящего Положения к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

предназначенные для продажи;

используемые для управленческих нужд организации.

Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).

Товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи.

3. Единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материально-производственных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материально-производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.

4. Настоящее Положение не применяется в отношении активов, характеризуемых как незавершенное производство.

II. Оценка материально-производственных запасов

5. Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

6. Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

К фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов относятся:

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;

таможенные пошлины;

невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов;

вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально-производственные запасы;

затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию. Данные затраты включают, в частности, затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов; затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации, затраты за услуги транспорта по доставке материально-производственных запасов до места их использования, если они не включены в цену материально-производственных запасов, установленную договором; начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит); начисленные до принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих запасов;

затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты организации по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг;

иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов.

Не включаются в фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материально-производственных запасов.

Абзац исключен. - Приказ Минфина России от 27.11.2006 N 156н.

7. Фактическая себестоимость материально-производственных запасов при их изготовлении самой организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов. Учет и формирование затрат на производство материально-производственных запасов осуществляется организацией в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции.

8. Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

9. Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Для целей настоящего Положения под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов.

10. Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов.

При невозможности установить стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость материально-производственных запасов, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные материально-производственные запасы.

11. В фактическую себестоимость материально-производственных запасов, определяемую в соответствии с пунктами 8, 9 и 10 настоящего Положения, включаются также фактические затраты организации на доставку материально-производственных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования, перечисленные в пункте 6 настоящего Положения.

12. Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

13. Организация, осуществляющая торговую деятельность, может затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, включать в состав расходов на продажу.

Товары, приобретенные организацией для продажи, оцениваются по стоимости их приобретения. Организации, осуществляющей розничную торговлю, разрешается производить оценку приобретенных товаров по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок).

13.1. Организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может оценивать приобретенные материально-производственные запасы по цене поставщика. При этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.

13.2. Микропредприятие, которое вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может признавать стоимость сырья, материалов, товаров, других затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления).

Иная организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может признавать указанные затраты в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме при условии, что характер деятельности такой организации не предполагает наличие существенных остатков материально-производственных запасов. При этом существенными остатками материально-производственных запасов считаются такие остатки, информация о наличии которых в бухгалтерской отчетности организации способна повлиять на решения пользователей бухгалтерской отчетности этой организации.

13.3. Организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может признавать расходы на приобретение материально-производственных запасов, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления).

14. Материально-производственные запасы, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к учету в оценке, предусмотренной в договоре.

15. Исключен. - Приказ Минфина России от 27.11.2006 N 156н.

III. Отпуск материально-производственных запасов

16. При отпуске материально-производственных запасов (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов:

по себестоимости каждой единицы;

по средней себестоимости;

по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО);

Применение одного из указанных способов по группе (виду) материально-производственных запасов производится исходя из допущения последовательности применения учетной политики.

17. Материально-производственные запасы, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга, могут оцениваться по себестоимости каждой единицы таких запасов.

18. Оценка материально-производственных запасов по средней себестоимости производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей себестоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся соответственно из себестоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших запасов в течение данного месяца.

19. Оценка по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО) основана на допущении, что материально-производственные запасы используются в течение месяца и иного периода в последовательности их приобретения (поступления), т.е. запасы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца. При применении этого способа оценка материально-производственных запасов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости последних по времени приобретений, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость ранних по времени приобретений.

21. По каждой группе (виду) материально-производственных запасов в течение отчетного года применяется один способ оценки.

22. Оценка материально-производственных запасов на конец отчетного периода (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) производится в зависимости от принятого способа оценки запасов при их выбытии, т.е. по себестоимости каждой единицы запасов, средней себестоимости, себестоимости первых по времени приобретений.

IV. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности

23. Материально-производственные запасы отражаются в бухгалтерской отчетности в соответствии с их классификацией (распределением по группам (видам)) исходя из способа использования в производстве продукции, выполнения работ, оказания услуг либо для управленческих нужд организации.

24. На конец отчетного года материально-производственные запасы отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости, определяемой исходя из используемых способов оценки запасов.

25. Материально-производственные запасы, которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, либо текущая рыночная стоимость, стоимость продажи которых снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Резерв под снижение стоимости материальных ценностей образуется за счет финансовых результатов организации на величину разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью материально-производственных запасов, если последняя выше текущей рыночной стоимости.

Настоящий пункт может не применяться организацией, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

26. Материально-производственные запасы, принадлежащие организации, но находящиеся в пути либо переданные покупателю под залог, учитываются в бухгалтерском учете в оценке, предусмотренной в договоре, с последующим уточнением фактической себестоимости.

27. В бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с учетом существенности, как минимум, следующая информация:

о способах оценки материально-производственных запасов по их группам (видам);

о последствиях изменений способов оценки материально-производственных запасов;

о стоимости материально-производственных запасов, переданных в залог;

о величине и движении резервов под снижение стоимости материальных ценностей.

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01

(В редакции Приказов Министерства финансов Российской Федерации от 27.11.2006 г. №156н, 26.03.2007 г. №26н, 25.10.2010 г. №132н, 16.05.2016 г. №64н)

Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N283 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N11, ст.1290), приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01.

2. Признать утратившим силу:

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N25н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов" ПБУ 5/98" (приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 июля 1998 г., регистрационный номер 1570);

пункт 1 Перечня изменений и дополнений, вносимых в нормативные правовые акты Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. N107н (приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 января 2000 г., регистрационный номер 2064);

пункт 2 Изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету, прилагаемых к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N31н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету" (приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 апреля 2000 г., регистрационный номер 2209).

3. Ввести в действие настоящий приказ, начиная с бухгалтерской отчетности 2002 года.

Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации. Под организацией в дальнейшем понимается юридическое лицо по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений).

2. Для целей настоящего Положения к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

предназначенные для продажи;

используемые для управленческих нужд организации.

Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).

Товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц, и предназначенные для продажи.

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 9 июня 2001 года №44н
"Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01"

О документе

Опубликование документа

"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", №31, 30 июля 2001 года.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 3 настоящий Приказ введен в действие, начиная с бухгалтерской отчетности 2002 года.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 12 апреля 2016 г. N 44н

О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКАЗЧИКОМ В 2016 ГОДУ СПИСАНИЯ НАЧИСЛЕННЫХ СУММ НЕУСТОЕК (ШТРАФОВ, ПЕНЕЙ)

утвердить прилагаемый Порядок списания заказчиком в 2016 году начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) по контрактам, заключенным в целях обеспечения федеральных нужд.

Министр
А.Г. СИЛУАНОВ

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 12.04. 2016 г. N 44н

ПОРЯДОК СПИСАНИЯ ЗАКАЗЧИКОМ В 2016 ГОДУ НАЧИСЛЕННЫХ СУММ НЕУСТОЕК (ШТРАФОВ, ПЕНЕЙ) ПО КОНТРАКТАМ, ЗАКЛЮЧЕННЫМ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НУЖД

1. Настоящий Порядок устанавливает правила списания заказчиком в 2016 году начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) по контрактам, заключенным в целях обеспечения федеральных нужд в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; N 27, ст. 3480; N 52, ст. 6961; 2014, N 23, ст. 2925; N 30, ст. 4225; N 48, ст. 6637; N 49, ст. 6925; 2015, N 1, ст. 11, 51, 72; N 10, ст. 1418; N 14, ст. 2022; N 27, ст. 3979, 4001; N 29, ст. 4342, 4346, 4352, 4353, 4375; 2016, N 1, ст. 10, 89; N 11, ст. 1493), исполнение обязательств по которым (за исключением гарантийных обязательств) завершено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в полном объеме в 2015 или 2016 году (далее - соответственно Федеральный закон, задолженность) в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящего Порядка.

2. Задолженность подлежит списанию в соответствии с настоящим Порядком в следующих случаях:

а) если общая сумма неуплаченной задолженности не превышает 5 процентов цены контракта;

б) если общая сумма неуплаченной задолженности превышает 5 процентов цены контракта, но составляет не более 20 процентов цены контракта, и до окончания 2016 года поставщик (подрядчик, исполнитель) уплатил 50 процентов задолженности.

3. Списание задолженности осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания задолженности обеспечивает сверку с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) неуплаченной задолженности.

4. При наличии документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной задолженности, основанием для принятия решения о списании задолженности является:

а) в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 2 настоящего Порядка, - исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме в 2015 или 2016 году, подтвержденное актом приемки или иным документом;

б) в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка, в дополнение к основанию и документам, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, - информация администратора доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) о зачислении уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сумм задолженности в федеральный бюджет (бюджет государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) (если задолженность возникла перед государственным заказчиком) или информация о зачислении средств, уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на счет заказчика (если задолженность возникла перед федеральным государственным бюджетным, автономным учреждением, федеральным государственным унитарным предприятием).

В случае, если государственный заказчик не осуществляет полномочия администратора доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) от применения мер гражданско-правовой ответственности по государственному контракту в части образовавшейся задолженности, то информация о зачислении уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сумм задолженности направляется государственному заказчику администратором доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), наделенным соответствующими полномочиями, в порядке, установленном правовым актом соответствующего главного администратора доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации).

5. В случае если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие задолженности, принятие решения о ее списании не допускается.

6. При возникновении оснований и наличии документов, указанных в пунктах 2 - 4 настоящего Порядка, заказчик оформляет решение о списании задолженности и не позднее 20 рабочих дней со дня наступления соответствующего основания направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомление о списании начисленной и неуплаченной задолженности с указанием ее размера по форме согласно приложению к настоящему Порядку.

7. Формирование уведомления, указанного в пункте 6 настоящего Порядка, осуществляется заказчиком в соответствии с информацией и документами, включенными в реестр контрактов в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 136н "О Порядке формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 февраля 2015 г., регистрационный N 36216; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru , 27 февраля 2015 г.) <1>.

<1> С изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 августа 2015 г. N 137н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 сентября 2015 г., регистрационный N 38971; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru , 25 сентября 2015 г.)

8. Решение о списании задолженности принимается комиссией по поступлению и выбытию активов заказчика и оформляется внутренним распорядительным документом заказчика (приказом, распоряжением), содержащим информацию о неуплаченной задолженности, включенную в реестр контрактов, и обязательные реквизиты первичных учетных документов в соответствии с пунктом 7 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2010 г., регистрационный N 19452; Российская газета, 2011, 19 января) <2>.

<2> С изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 12 октября 2012 г. N 134н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 декабря 2012 г., регистрационный N 26060; Российская газета, 2012, 21 декабря), от 29 августа 2014 г. N 89н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 октября 2014 г., регистрационный N 34361; Российская газета, 2014, 5 ноября), от 6 августа 2015 г. N 124н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 августа 2015 г., регистрационный N 38719; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru , 1 сентября 2015 г.), от 1 марта 2016 г. N 16н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 марта 2016 г., регистрационный N 41570; официальный интернет- портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru , 30 марта 2016 г.)

9. Государственный заказчик, не осуществляющий полномочия администратора доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) от применения мер гражданской ответственности по государственному контракту в части образовавшейся задолженности, не позднее трех рабочих дней после осуществления списания задолженности направляет администратору доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), указанному в абзаце четвертом пункта 4 настоящего Порядка, информацию о произведенном списании задолженности с указанием суммы списанной задолженности и кода классификации доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

УВЕДОМЛЕНИЕ N _____
о списании начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) по контрактам, заключенным в целях обеспечения федеральных нужд, исполнение обязательств по которым (за исключением гарантийных обязательств) завершено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в полном объеме в 2015 или 2016 году

КОДЫ
от "___"____________ 20__ г. Дата
Наименование заказчика ИНН
(полное наименование)
КПП
(сокращенное наименование)
дата постановки на учет
Наименование организационно-правовой формы заказчика по ОКОПФ
Место нахождения заказчика по ОКТМО
Наименование поставщика (подрядчика, исполнителя) ИНН
(полное наименование юридического лица/ фамилия, имя, отчество физического лица)
КПП
(сокращенное наименование юридического лица)
дата постановки на учет
Наименование организационно-правовой формы поставщика (подрядчика, исполнителя) по ОКОПФ
Место нахождения поставщика (подрядчика, исполнителя) по ОКТМО
(по ОКСМ)
Номер контракта
Дата заключения контракта
Номер реестровой записи в реестре контрактов

В.Р. Захарьин

Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н утверждены Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций (далее - Методические указания), которые вступают в силу с 1 января 2004 года. Так как реорганизация представляет собой достаточно длительный процесс, для юридических лиц, принявших соответствующие решения, некоторые требования Методических указаний могут оказаться актуальными и до вышеприведенной даты ввиду того, что необходимо осуществлять бухгалтерский учет таким образом, чтобы группировка и детализация учетных данных позволяли сформировать по завершении реорганизации бухгалтерскую отчетность в полном соответствии с требованиями Методических указаний.

Вниманию читателей журнала предлагаются извлечения из Методических указаний с постатейным комментарием. При этом выбраны нормы Методических указаний, которые, по нашему мнению, наиболее сложны для применения.

Извлечения

I. Общие положения

2. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности осуществления реорганизации организаций производится при наличии: предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации решения учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами**; решения уполномоченных государственных органов** или решения суда, в случаях, установленных законом, при реорганизации организации в форме разделения или выделения из состава организации одной или нескольких организаций; согласия уполномоченных государственных органов при осуществлении реорганизации организаций в форме слияния, присоединения или преобразования в случаях, установленных законом. <...>

Общие требования, предъявляемые к реорганизации юридического лица, сформулированы в ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). Однако отдельные нормы этой статьи настоящего Кодекса носят отсылочный характер к другим законодательным актам. Таким образом, решение учредителей, участников или уполномоченных органов должно приниматься исходя из требований соответствующих федеральных законов, регулирующих деятельность отдельных организационно-правовых форм организаций, а именно: Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федерального закона от 08.05.1996 N 41-ФЗ «О производственных кооперативах», Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и т.д.

Читателям журнала следует также обратить внимание на то, что при реорганизации организации в форме разделения или выделения из состава организации согласия уполномоченных органов не требуется, а при реорганизации в форме слияния, присоединения или преобразования организации такое согласие необходимо. Методические указания не уточняют, о каких органах идет речь. Скорее всего, данная норма введена не для осуществления дополнительного налогового контроля, а для того, чтобы в результате объединения нескольких организаций под их контроль не попадала существенная часть рынка соответствующих товаров, работ или услуг (иными словами, имеются в виду не налоговые органы, а органы, уполномоченные на осуществление мероприятий в части антимонопольной политики).

I I. Признание осуществления реорганизации для целей бухгалтерского учета. Оценка имущества и обязательств

4. Формирование бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации производится при наличии:

учредительных документов организаций, возникших в результате реорганизации;

Учредительными документами для организаций различных организационно-правовых форм являются:

- устав общества, утверждаемый учредителями, - для акционерных обществ; договор о создании общества не является учредительным документом;

- устав общества, утвержденный учредителями, учредительный договор (если общество учреждается более чем одним учредителем, а также при реорганизации в форме разделения или выделения); договор о слиянии, подписанный всеми участниками общества, договор о присоединении - для обществ с ограниченной ответственностью;

- устав, утверждаемый общим собранием членов кооператива, - для производственных кооперативов;

- устав унитарного предприятия, утверждаемый уполномоченными государственными органами Российской Федерации, государственными органами субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления, - для унитарных предприятий;

- для некоммерческих организаций: устав, утвержденный учредителями (участниками), - для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации; учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, - для ассоциации или союза; решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником, - для учреждения. Учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций вправе (но не обязаны) заключить учредительный договор.

решения учредителей или соответствующих органов, определенных законодательством Российской Федерации и указанных в пункте 2 настоящих Методических указаний, о реорганизации; <...>

передаточного акта или разделительного баланса, которые в соответствии с решением (договором) учредителей могут включать следующие приложения: <...>

- акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами перед составлением передаточного акта или разделительного баланса, подтверждающих их достоверность (наличие, состояние и оценку имущества и обязательств); <...>

Читателям журнала следует обратить внимание на то, что приложениями к разделительному балансу или передаточному акту могут служить либо акты, либо инвентаризационные описи имущества и обязательств. В данном случае существенное значение имеет то обстоятельство, что при проведении инвентаризаций описи составляются в одном экземпляре, а количество экземпляров акта инвентаризации является неограниченным (обязательно лишь наличие всех необходимых реквизитов, в частности подписей всех членов инвентаризационной комиссии). Поэтому при принятии решения: что именно прилагать к акту или балансу, - необходимо учитывать требования законодательства, регулирующие архивное дело и дело-производство, в частности место хранения инвентаризационных описей.

- расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженностей с информацией о письменном уведомлении в установленные сроки кредиторов и дебиторов реорганизуемых организаций о переходе с момента государственной регистрации организации имущества и обязательств по соответствующим договорам и контрактам к правопреемнику, расчетов с соответствующими бюджетами, государственными внебюджетными фондами и др.; <...>

При составлении расшифровок кредиторской и дебиторской задолженности и формировании информации о письменном уведомлении кредиторов и дебиторов следует иметь в виду, что участники хозяйственных договоров (дебиторы и кредиторы) должны быть извещены не только о факте реорганизации юридического лица, но и о том, к кому переходят обязательства по этим договорам (юридический адрес и иные реквизиты, необходимые для оформления платежных и прочих необходимых документов). Соответствующие уведомления дебиторов и кредиторов должны быть произведены в течение 30 дней после принятия решения о реорганизации. В течение еще 30 дней кредиторы имеют право потребовать досрочного исполнения обязательств. Если такое требование от кредиторов не поступило, задолженность нельзя считать ни согласованной, ни погашенной. В данном случае действуют общие принципы определения сроков исковой давности (не менее трех лет, если иной срок не указан в соответствующем договоре) и ведения претензионной работы. Таким образом, наиболее эффективным (и информативным для внутренних пользователей бухгалтерской отчетности) следует считать проведение сверки взаиморасчетов со всеми дебиторами и кредиторами. Исключение может быть сделано для незначительных сумм кредиторской задолженности, которые либо могут быть погашены за счет высоколиквидных активов, либо могут не учитываться при определении показателей финансового анализа.

5. Дата утверждения в установленном порядке передаточного акта или разделительного баланса определяется учредителями в пределах срока проведения реорганизации, предусмотренного в договоре (решении) учредителей о реорганизации с учетом предусмотренных законодательством необходимых процедур (уведомления кредиторов (акционеров, участников) о принятом решении о реорганизации и предъявления ими требований о прекращении или досрочном исполнении обязательств и возмещении убытков, проведения инвентаризации имущества и обязательств и др.). <...>

С учетом минимального срока проведения всех процедур, связанных с реорганизацией юридических лиц (60 дней на извещение кредиторов и предоставление им возможности потребовать досрочного прекращения обязательств плюс 10 дней на внесение изменений в государственный реестр и получение выписки из реестра), наиболее целесообразным представляется приурочить принятие решения о реорганизации к моменту составления промежуточной или годовой отчетности, а график мероприятий по реорганизации составить таким образом, чтобы по возможности разделительный баланс или передаточный акт был оформлен к моменту составления следующей промежуточной отчетности. Подобный подход позволит более точно оценить последствия реорганизации на этапе принятия решения и скорректировать ранее проведенную оценку с учетом уточнения размеров активов и обязательств.

III. Бухгалтерская отчетность при осуществлении реорганизации организаций

9. На день, предшествующий дате внесения в Реестр соответствующей записи (о возникших организациях - при реорганизации в формах слияния, разделения и преобразования, о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций - при реорганизации в форме присоединения) реорганизуемой организацией, прекращающей свою деятельность, составляется заключительная бухгалтерская отчетность.

Заключительная бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 43н (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 6 августа 1999 г. N 6417-ПК указанный приказ в государственной регистрации не нуждается), приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 января 2000 г. N 4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 4 февраля 2000 г. N 729-ЭР указанный приказ в государственной регистрации не нуждается), Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июня 2000 г. N 60н (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 6128-ЭР указанный приказ в государственной регистрации не нуждается), в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, принятых ранее организацией, за период с начала отчетного года до внесения в Реестр соответствующей записи о вновь возникших организациях (о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций).

При составлении заключительной бухгалтерской отчетности производится закрытие счетов учета прибылей и убытков и направление (распределение) суммы чистой прибыли на цели, определенные решением (договором) учредителей, с учетом особенностей, предусмотренных в разделах V и VII настоящих Методических указаний.

При составлении отчетности необходимо учитывать следующее:

- вышеупомянутый приказ Минфина России от 13.01.2000 N 4н утвердил рекомендуемые (но не обязательные к применению) формы бухгалтерской отчетности. Иными словами, организация может разрабатывать и собственные формы. При разработке и принятии форм бухгалтерской отчетности организацией должны быть сохранены коды итоговых строк и коды строк разделов и групп статей Бухгалтерского баланса (форма N 1), приведенных в образце его формы;

- вышеуказанный приказ Минфина России от 28.06.2000 N 60н содержит большое количество отсылочных норм, которые предписывают руководствоваться положениями других документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности. За период, прошедший с момента утверждения этого приказа, значительная часть этих документов утратила силу (была заменена другими нормативными актами). При составлении отчетности следует учитывать вышеприведенные изменения (прежде всего вновь принятые Положения по бухгалтерскому учету и новый План счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Требование, в соответствии с которым должны быть закрыты счета учета прибылей и убытков, фактически означает требование о закрытии счета учета продаж (90) и счета учета прочих доходов и расходов (91). Обычно эти счета закрываются в конце отчетного года. Таким образом, в бухгалтерском учете должны быть сделаны следующие проводки:

Д-т 90 «Продажи», субсчет «Прибыль/убыток от продаж», К-т 90, субсчета 90-2-90-5, - на суммы расходов, связанных с продажами (себестоимость, НДС, акцизы, экспортные пошлины и т.п.), осуществленными с начала года;

Д-т 90, субсчет «Выручка», К-т 90, субсчет «Прибыль/убыток от продаж», - на сумму выручки, полученной от продаж продукции (работ, услуг) с начала года;

Д-т 90, субсчет «Прибыль/убыток от продаж», К-т 99 «Прибыли и убытки» - на сумму прибыли от продаж продукции (работ, услуг) в части несписанного кредитового сальдо по счету 90

Д-т 99 К-т 90, субсчет «Прибыль/убыток от продаж», - на сумму убытка от продаж в части, соответствующей несписанному дебетовому сальдо по счету 90.

Аналогичным порядком закрывается счет 91 «Прочие доходы и расходы».

После закрытия счетов 90 и 91 оформляются следующие проводки:

Д-т 99 К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам» - на сумму начисленного налога на прибыль;

Д-т 99 К-т 68 - на сумму постоянных налоговых обязательств;

Д-т 99 К-т счетов учета затрат и расходов - на сумму чрезвычайных расходов (при наличии таковых);

Д-т 99 К-т 84 «» - на сумму чистой прибыли

Д-т 84 К-т 99 - на сумму чистого убытка.

После этого суммы, отнесенные на счет 84, могут быть использованы как на цели, определенные органом управления реорганизуемого юридического лица, так и на расходы, определенные при принятии решения о реорганизации.

12. Расходы, связанные с реорганизацией (с государственной регистрацией возникших организаций, с внесением соответствующих изменений в учредительные документы, с регистрацией ценных бумаг, оплатой юридических услуг и др.) признаются организациями, участвующими в реорганизации, в качестве внереализационных расходов соответствующего периода и отражаются в бухгалтерском учете организации, осуществляющей эти расходы. В отчете о прибылях и убытках организации, осуществляющей эти расходы, указанные внереализационные расходы независимо от их существенности раскрываются обособленно по отдельной строке.

В случае слияния или присоединения расходы по реорганизации несут обе стороны - присоединяемая организация и организация, к которой осуществляется присоединение (с которой осуществляется слияние). Так как счета учета прибылей и убытков должны быть закрыты до составления передаточного акта, наиболее правомерным представляется следующий подход: расходы, понесенные присоединяемой организацией до составления передаточного акта, отражаются в учете этой организации, расходы, понесенные после этой даты, - в учете организации, к которой осуществляется присоединение (с которой осуществляется слияние), независимо от того, кем они фактически осуществлялись. По общему правилу, внереализационные расходы учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Ввиду того что Методические указания требуют отражать в отчетности такие расходы по отдельной строке, целесообразно к счету 91 открыть специальный субсчет «Расходы, связанные с реорганизацией».

Пример *1.
_____
*1. Операции, связанные с исчислением и уплатой НДС, единого социального налога и налога на прибыль, для упрощения расчетов опущены.

Организация А присоединяется к организации Б. Правопреемником является организация Б. Расходы, связанные с реорганизацией, составили:

По проведению общих собраний акционеров (оплата аренды помещения и типографские расходы по изготовлению бюллетеней для голосования): в организации А - 20 тыс. руб., в организации Б - 30 тыс. руб.;

Оплата юридических услуг: в организации А - 10 тыс. руб., в организации Б - 20 тыс. руб.;

Расходы, связанные с эмиссией акций вновь созданного общества, - 20 тыс. руб.;

Налог на операции с ценными бумагами - 5 тыс. руб.;

Расходы по выплате компенсации уволенным работникам в организации А - 100 тыс. руб., в том числе руководителю и главному бухгалтеру - 50 тыс. руб. (расходы произведены после оформления передаточного акта).

В бухгалтерском учете организации А будут оформлены следующие проводки:

Д-т 91 К-т 60 - 20 тыс. руб. - на сумму расходов по проведению общего собрания акционеров;

Д-т 91 К-т 60 - 10 тыс. руб. - на сумму расходов по оплате юридических услуг;

Д-т 91 К-т 70 - 50 тыс. руб. - на сумму компенсаций уволенным работникам (кроме руководителя и главного бухгалтера). По общему правилу, расходы, связанные с выплатой компенсаций, в бухгалтерском учете могут относиться на себестоимость продукции (работ, услуг) или на расходы по оплате труда (для целей налогообложения). Однако, по нашему мнению, при реорганизации наиболее правомерным представляется включение подобных затрат во внереализационные расходы, так как процессы производства и реализации продукции (работ, услуг) на период реорганизации могут быть приостановлены и, следовательно, себестоимость продукции, работ или услуг не формируется;

Д-т 91, субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов», К-т 91, субсчет «Прочие расходы», - 80 тыс. руб. - на сумму внереализационных расходов;

Д-т 99 К-т 91, субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов», и Д-т 84 К-т 99 - 80 тыс. руб. - на сумму внереализационных расходов, списываемых в рамках закрытия счетов учета прибылей и убытков в составе общей суммы прибыли или убытка.

В бухгалтерском учете организации Б будут оформлены следующие проводки:

Д-т 91 К-т 60 - 30 тыс. руб. - на сумму расходов по проведению общего собрания акционеров;

Д-т 91 К-т 60 - 20 тыс. руб. - на сумму расходов по оплате юридических услуг;

Д-т 91 К-т 70 - 50 тыс. руб. - на сумму компенсаций уволенным работникам (руководителю и главному бухгалтеру организации А). В состав внереализационных расходов организации А эти расходы включены быть не могут, так как начисление и фактическая выплата производятся после составления и утверждения передаточного акта, а обязанность по выплате переходят к организации Б в порядке правопреемства;

Д-т 91 К-т 60 - 20 тыс. руб. - на сумму расходов, связанных с эмиссией акций;

Д-т 91 К-т 68 - 5 тыс. руб. - на сумму налога на операции с ценными бумагами;

Д-т 91, субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов», К-т 91, субсчет «Прочие расходы», - 125 тыс. руб. - на сумму внереализационных расходов;

Д-т 99 К-т 91, субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов», и Д-т 84 К-т 99 - 125 тыс. руб. - на сумму внереализационных расходов, списываемых в рамках закрытия счетов учета прибылей и убытков в составе общей суммы прибыли или убытка.

В учете правопреемника перед составлением вступительного баланса счета учета прибылей и убытков должны быть закрыты.

Расходы по проведению совместного собрания акционеров (участников) общества, образованного в результате слияния или присоединения, учитываются в бухгалтерском и налоговом учете в общем порядке - в составе внереализационных расходов.

При реорганизации в форме выделения или разделения все расходы, осуществленные до момента внесения соответствующих записей в Реестр, учитываются в составе внереализационных расходов реорганизуемой организации. По завершении реорганизации дополнительные расходы учитываются у вновь созданных (реорганизованных) организаций.

13. Во вступительной бухгалтерской отчетности возникшей в результате реорганизации организации на начало отчетного периода (дату государственной регистрации), данные об имуществе, обязательствах и других числовых показателях заполняются на основе утвержденных в установленном порядке передаточного акта или разделительного баланса, а также данных заключительной бухгалтерской отчетности реорганизованных организаций, составленной с учетом возникших изменений в составе и стоимости передаваемого имущества и обязательств.

В случае прекращения обязательства совпадением должника и кредитора в одном лице при реорганизации в форме слияния (присоединения) во вступительный бухгалтерский баланс организации, возникшей в результате реорганизации в форме слияния (присоединения), не включаются:

числовые показатели, отражающие взаимную дебиторскую и кредиторскую задолженность между реорганизуемыми организациями, включая расчеты по дивидендам;

финансовые вложения одних реорганизуемых организаций в уставные капиталы других реорганизуемых организаций;

иные активы и обязательства, характеризующие взаимные расчеты реорганизуемых организаций, включая прибыль и убытки в результате взаимных операций.

При практическом применении положений данного пункта Методических указаний следует иметь в виду, что он не только распространяется на случаи слияния или присоединения взаимосвязанных организаций (дочерних, зависимых обществ или организаций в рамках группы взаимосвязанных организаций), но и применяется в отношении организаций, которые до реорганизации были связаны только хозяйственными отношениями.

Наиболее распространенными примерами взаимных обязательств, которые не должны учитываться в отчетности, по нашему мнению, являются следующие (см. таблицу).

Вид задолженности

Номера счетов

у дебитора

у кредитора

Расчеты по поставкам продукции, работ или услуг

Авансы

Дивиденды

Паи и акции

Долговые ценные бумаги

Проценты по выданным займам

Арендная плата

Финансовые санкции за нарушение условий хозяйственных

договоров

Безвозмездно полученное имущество

На практике могут иметь место и другие разновидности расчетов между объединяемыми организациями.

14. Начисление амортизации по основным средствам, доходным вложениям в материальные ценности и нематериальным активам организаций, возникших в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена их государственная регистрация, исходя из срока полезного использования объекта и способа начисления амортизации, определяемых организациями, возникшими в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования), в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 г. N 26н (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 апреля 2001 г., регистрационный номер 2689), и Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 октября 2000 N 91н (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 20 ноября 2000 г. N 9896-ЮД указанный приказ не нуждается в государственной регистрации) при принятии объекта к бухгалтерскому учету на основании передаточного акта или разделительного баланса независимо от ранее применяемого способа начисления амортизации у правопредшественника.

Передача внеоборотных активов (объектов основных средств, объектов нематериальных активов и лизингового имущества) до момента подачи документов в регистрирующий орган неэффективна, поскольку по оформлении передачи правопредшественник теряет право на начисление амортизации (так как соответствующие объекты считаются выбывшими), а правопреемник такого права еще не получает. Норма п. 14 Методических указаний в определенной степени противоречит некоторым иным документам системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), а именно в той части, которая запрещает изменять норму амортизации, принятую при вводе объекта основных средств (или нематериальных активов) в эксплуатацию. Установление новых норм амортизации возможно только при оформлении объектов внеоборотных активов в собственность (или в аренду в определенных случаях), иными словами, это технически оформляется проведением сумм стоимости объектов внеоборотных активов через счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» (независимо от того, будет ли меняться первоначально определенная или согласованная оценка объекта) и составлением акта приемки-передачи (форма N ОС-1). Методические указания же исключают возможность отражения в синтетическом бухгалтерском учете процесса передачи имущества в порядке правопреемства. Таким образом, следует сделать вывод о том, что положения п. 14 Методических указаний, скорее всего, будут дополнительно разъяснены Минфином России.

IV. Особенности формирования показателей бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации в форме слияния

15. При реорганизации в форме слияния на день, предшествующий внесению в Реестр записи о возникшей организации, все реорганизуемые организации, прекращающие свою деятельность, составляют заключительную бухгалтерскую отчетность с закрытием счетов учета прибылей и убытков.

Напомним, что при слиянии все реорганизуемые организации прекращают свою деятельность. Таким образом, в каждой из реорганизуемых организаций должна быть составлена такая же бухгалтерская отчетность, как на конец года, независимо от того, на какую дату производится реорганизация и, соответственно, прекращение деятельности организаций. Следует заметить, что в данном случае требования Положения по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2002 N 66н, не применяются, так как ПБУ 16/02 регулирует особенности составления отчетности при прекращении части деятельности (операционного или географического сегмента), а не организации в целом. Таким образом, отчетность составляется по общим требованиям, предъявляемым к годовой бухгалтерской отчетности.

Требование закрытия счетов учета прибылей и убытков, по существу, представляет собой требование определения размера чистой прибыли каждой реорганизуемой организации (реформации баланса). Этот процесс включает:

- закрытие счета учета продаж;

- закрытие счета учета прочих доходов и расходов;

- закрытие счета учета прибылей и убытков.

Обращаем внимание читателей журнала на то, что в период между утверждением передаточного акта и составлением заключительной отчетности любая из реорганизуемых организаций может понести определенные расходы. Порядок их отражения указан в п. 16 Методических указаний.

... 18. Данные о полученных в процессе реорганизации основных средствах, доходных вложениях в материальные ценности и нематериальных активах возникшая организация при составлении вступительной бухгалтерской отчетности на дату государственной регистрации заполняет в оценке, по которой они отражаются в передаточном акте с учетом числовых показателей заключительной бухгалтерской отчетности реорганизуемых в форме слияния организаций. <...>

Данный пункт Методических указаний применяется в случае, если в период между составлением передаточного акта и составлением заключительной бухгалтерской отчетности организаций, прекращающих свою деятельность, осуществляется хозяйственная деятельность и, следовательно, начисляется амортизация объектов основных средств, объектов нематериальных активов и лизингового имущества (если по условиям договора лизинга оно учитывается на балансе лизингополучателя либо организация, прекращая свою деятельность, является лизингодателем и учитывает имущество, переданное в лизинг, на своем балансе). При этом остаточная стоимость амортизируемого имущества уменьшается, и, следовательно, во вступительный баланс вновь созданной организации она должна быть включена.

Пример.

В передаточном балансе, составленном по состоянию на 1 июля, указано, что организация А передает основные средства остаточной стоимостью 200 тыс. руб. (восстановительная стоимость - 300 тыс. руб., износ - 100 тыс. руб.) и объекты нематериальных активов остаточной стоимостью 50 тыс. руб. (первоначальная стоимость - 60 тыс. руб., амортизация - 10 тыс. руб.). Заключительный баланс составлен организацией А по состоянию на 1 октября. В течение III квартала организация осуществляла хозяйственную деятельность и начисляла амортизацию объектов основных средств и объектов нематериальных активов в соответствии с собственной учетной политикой. За июль - сентябрь начислена амортизация основных средств в сумме 25 тыс. руб., объектов нематериальных активов - 5 тыс. руб. В заключительном балансе организации А стоимость основных средств будет равна 175 тыс. руб. (200 тыс. руб. - 25 тыс. руб.), объектов нематериальных активов - 45 тыс. руб. (50 тыс. руб. - 5 тыс. руб.). Эти же суммы будут включены и во вступительный баланс вновь созданной организации.

V. Особенности формирования показателей бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации в форме присоединения

23. Бухгалтерская отчетность правопреемника на дату внесения в Реестр записи о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций при реорганизации в форме присоединения формируется на основе данных передаточного акта и построчного объединения (суммирования или вычитания при наличии непокрытого убытка прошлых лет) числовых показателей заключительной бухгалтерской отчетности присоединяющейся организации с учетом отраженных ею в бухгалтерском учете операций, перечисленных в пункте 22 настоящих Методических указаний, и числовых показателей бухгалтерской отчетности правопреемника, составленной на дату государственной регистрации прекращения деятельности присоединяющейся организации, за исключением числовых показателей, отражающих взаимные расчеты и перечисленных в пункте 13 настоящих Методических указаний, и с учетом особенностей, определенных в пункте 25 настоящих Методических указаний.

При этом суммирование числовых показателей отчетов о прибылях и убытках правопреемника и присоединяющейся организации за отчетные периоды до даты государственной регистрации прекращения деятельности присоединяющейся организации не производится.

Числовые показатели отчета о прибылях и убытках правопреемника при реорганизации в форме присоединения с даты государственной регистрации прекращения деятельности присоединяющейся организации отражают доходы и расходы реорганизованной в форме присоединения организации. <...>

В п. 23 Методических указаний имеется в виду не периодическая бухгалтерская отчетность, представляемая в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете всем заинтересованным пользователям, а вступительный баланс, на основе которого впоследствии составляется годовая и промежуточная бухгалтерская отчетность организации.

Пункт 25 Методических указаний, о котором упоминается в п. 23, устанавливает особенности формирования данных о сумме и структуре собственного капитала организации, к которой осуществлено присоединение, после суммирования соответствующих показателей баланса присоединяемой организации в зависимости от размера уставного капитала, определенного при принятии решения о реорганизации.

Из двух последних абзацев п. 23 Методических указаний следует, что сводный отчет о прибылях и убытках не составляется даже в случае, если дата составления вступительного баланса совпадает с датой составления годовой или промежуточной бухгалтерской отчетности; отчеты о прибылях и убытках составляются и представляются обособленно присоединяемой организацией и организацией, к которой осуществляется присоединение. После реорганизации отчет о прибылях и убытках составляется с учетом использования имущества и исполнения обязательств присоединенной организации.

VI. Особенности формирования показателей бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации в форме разделения

26. При реорганизации организации в форме разделения для составления разделительного баланса, содержащего положения о правопреемстве имущества и обязательств реорганизуемой организации на основании решения учредителей, производится разделение числовых показателей бухгалтерской отчетности реорганизуемой организации. При этом никаких записей в бухгалтерском учете не производится.

Разделение числовых показателей отчета о прибылях и убытках реорганизуемой организацией не производится.

Разделение как форма реорганизации, по нашему мнению, является более сложной с точки зрения отражения ее результатов в бухгалтерском учете и отчетности, нежели слияние, присоединение или преобразование. Это обусловлено тем, что при разделении возникает два или более (в зависимости от количества вновь созданных организаций) правопреемников; в период между составлением передаточного акта и внесением в Реестр записей о вновь возникших организациях состав и структура активов и обязательств разделяемой организации могут измениться весьма существенно, и, следовательно, могут возникнуть разногласия по конкретным (абсолютным величинам) активов и обязательств, полученных отдельными правопреемниками в результате реорганизации.

Поэтому один из наиболее рациональных подходов принятия соответствующих решений может заключаться в следующем:

- при принятии решения о реорганизации устанавливается перечень имущества (прежде всего объектов основных средств и объектов нематериальных активов), не подлежащего продаже или иному выбытию, и определяется (в натуральном выражении) состав активов, передаваемых каждому участнику. Разумеется, возможны случаи выбытия внеоборотных активов по чрезвычайным обстоятельствам. В этом случае, по нашему мнению, должно приниматься дополнительное решение, в котором состав активов должен быть уточнен;

- если текущая деятельность не прекращается, а разделение производится по принципу географических или отраслевых сегментов, в отношении оборотных активов (материально-производственных запасов и денежных средств) вышеуказанное распределение вряд ли возможно. В подобной ситуации представляется целесообразным определять количество имущества, предназначенного к передаче, в процентах к итогу (общей сумме стоимости запасов или общему их количеству в натуральном выражении);

- денежные средства и иные высоколиквидные активы могут также распределяться с достаточной степенью точности на этапе принятия решения о реорганизации. Поэтому и в данном случае целесообразно установить процентное соотношение, в котором будут делиться денежные средства;

- обязательства реорганизуемой организации, по нашему мнению, целесообразно прежде всего распределять по принципу их принадлежности. В отличие от активов обязательства организации более персонифицированы. Например, задолженность по заработной плате работников может быть распределена с абсолютной точностью между вновь образуемыми организациями в зависимости от состава и численности работников, которые переоформят свои трудовые договоры с новыми работодателями. Непогашенная кредиторская задолженность по приобретенным товарам, работам и услугам может распределяться в зависимости от того, какая из вновь созданных организаций сохранит хозяйственные отношения с конкретными поставщиками или подрядчиками. Отметим, что распределять активы (запасы, объемы незавершенного производства и т.п.) по этому принципу вряд ли правомерно, так как остатки запасов в определенной степени являются обезличенными и не связаны с какими-то конкретными поставщиками;

- собственный капитал разделяемой организации распределяется исключительно в соответствии с решением общего собрания о реорганизации. При этом могут быть использованы различные подходы - пропорционально объему обязательств, численности персонала и т.п. Отметим, что при разделении сумм уставного капитала должны быть учтены требования гражданского законодательства, ограничивающего минимальный размер для соответствующих организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов. Суммы резервного капитала распределяются в зависимости от целей, для которых он создан. В акционерных обществах резервный капитал, создаваемый для выплаты дивидендов по привилегированным акциям, должен распределяться пропорционально количеству акций (с учетом их возможной конвертации), принадлежащих акционерам вновь создаваемых организаций. Резервный капитал обществ с ограниченной ответственностью, созданный для оплаты выпущенных облигаций, распределяется в соответствии с распределением обязательств в части заемных средств, полученных под эти облигации, и т.д.

Норма, в соответствии с которой не производится разделение показателей отчета о прибылях и убытках, представляется очевидной. Организации, созданные в результате разделения, фактически начинают свою деятельность «с нуля» и формируют финансовые результаты от деятельности, осуществленной после реорганизации. При этом, правда, учитываются расходы и доходы, осуществленные и полученные до реорганизации и включаемые в налоговую базу по налогу на прибыль.

30. На основе разделительного баланса и заключительной бухгалтерской отчетности реорганизованной в форме разделения организации с учетом отраженных операций, указанных в пункте 29 настоящих Методических рекомендаций, составляется вступительная бухгалтерская отчетность каждой новой организации на дату государственной регистрации.

Дата составления вступительной отчетности (дата государственной регистрации), скорее всего, не будет совпадать ни с началом нового отчетного (для годовой или промежуточной бухгалтерской отчетности), отчетного или налогового (для целей налогообложения) периода, ни с датой окончания реорганизации, определенной при принятии решения о разделении.

32. Сформированный уставный капитал возникших при разделении организаций отражается во вступительном бухгалтерском балансе в соответствии с решением учредителей о реорганизации в форме разделения и предусмотренным в нем порядке конвертации (обмена) акций (долей, паев) реорганизуемой организации в (на) акции (доли, паи) возникших организаций.

В случае если в решении учредителей о разделении предусмотрено увеличение уставных капиталов возникших организаций, по сравнению с величиной уставного капитала реорганизуемой организации, в том числе за счет собственных источников (добавочного капитала, нераспределенной прибыли и т.д.) реорганизуемой в форме разделения организации, то во вступительной бухгалтерской отчетности возникших в результате реорганизации в форме разделения организаций отражается величина уставного капитала, зафиксированная в решении учредителей о разделении.

В случае если в решении учредителей о разделении предусмотрено уменьшение величины уставных капиталов возникших в результате реорганизации в форме разделения организаций, по сравнению с уставным капиталом реорганизуемой организации, то во вступительной бухгалтерской отчетности возникших организаций отражается величина уставного капитала, зафиксированная в решении учредителей о разделении, а разница подлежит урегулированию во вступительном бухгалтерском балансе правопреемников в разделе «Капитал и резервы» числовым показателем «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

В случае если величина уставного капитала, предусмотренная в решении учредителей о разделении не совпадает со стоимостью чистых активов возникших в результате разделения организаций, то числовые показатели раздела «Капитал и резервы» вступительных бухгалтерских балансов возникших в результате разделения организаций формируются в нижеследующем порядке.

В случае превышения при конвертации акций стоимости чистых активов возникшей в результате реорганизации в форме разделения организации над величиной уставного капитала, числовые показатели раздела «Капитал и резервы» вступительного бухгалтерского баланса формируются в размере стоимости чистых активов с подразделением на уставный капитал и добавочный капитал (превышение стоимости чистых активов над совокупной номинальной стоимостью акций).

В остальных случаях, если стоимость чистых активов возникшей организации окажется больше величины уставного капитала, зафиксированной в учредительных документах, то разница подлежит урегулированию во вступительном бухгалтерском балансе в разделе «Капитал и резервы» числовым показателем «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

В случае если стоимость чистых активов возникшей в результате реорганизации в форме разделения организации окажется меньше величины уставного капитала, то разница подлежит урегулированию во вступительном бухгалтерском балансе в разделе «Капитал и резервы» числовым показателем «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» в круглых скобках.

При этом во всех перечисленных в настоящем пункте случаях формирования числовых показателей раздела «Капитал и резервы» вступительного бухгалтерского баланса организаций, возникших в результате реорганизации в форме разделения, никаких записей в бухгалтерском учете не производится.

Принципы формирования уставного капитала и регулирования структуры собственного капитала организаций, созданных в результате разделения, являются общими (теми же, что при присоединении и слиянии): размер уставных капиталов вновь созданных организаций определяется решением учредителей и должен быть увязан с суммой чистых активов, исчисленных по данным вступительных балансов. Разница между размером чистых активов и уставным капиталом регулируется размером нераспределенной прибыли или непокрытого убытка (при конвертации акций - за счет средств добавочного капитала).

Поясним некоторые варианты формирования данных вступительного баланса на примере.

Пример.

Данные о собственном капитале реорганизуемой организации А характеризуются следующими показателями:

Показатель

Сумма, тыс. руб.

Уставный капитал

Добавочный капитал

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

Учредителями принято решение о разделении общества на три - Б, В и Г с уставным капиталом 1000 тыс. руб., 1000 тыс. руб. и 2000 тыс. руб. Добавочный капитал и нераспределенная прибыль делятся пропорционально уставному капиталу. Размер чистых активов, соответственно, равен 1000 тыс. руб., 1300 тыс. руб. и 1700 тыс. руб. Для организации В принято решение об увеличении уставного капитала до 2000 тыс. руб. за счет средств добавочного капитала и средств нераспределенной прибыли - по 500 тыс. руб.

Данные вступительных балансов, созданных в результате разделения организации, будут следующими:

Организация Б

Показатель

Сумма, тыс. руб.

Уставный капитал

Добавочный капитал

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

Организация В

Показатель

Сумма, тыс. руб.

Уставный капитал

Добавочный капитал

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

Часть добавочного капитала (500 тыс. руб.) направлена на увеличение уставного капитала. Окончательный размер нераспределенной прибыли определяется следующим образом: 500 тыс. руб. (прибыль, полученная в результате разделения) + 300 тыс. руб. (разница между размером чистых активов и размером уставного капитала, сформированного за счет разд

Регистрация ИП