Государственная регистрация юр лиц и ип. Федеральный закон «о государственной регистрации юл и ип

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2003 N 76-ФЗ,

от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ,

от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 02.07.2005 N 83-ФЗ,

от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 19.07.2007 N 140-ФЗ,

от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 30.04.2008 N 55-ФЗ,

от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 311-ФЗ,

от 30.12.2008 N 312-ФЗ, от 30.12.2008 N 315-ФЗ,

от 19.07.2009 N 205-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров – единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – государственная регистрация) – акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Статья 2. Орган, осуществляющий государственную регистрацию

Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее – регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

Статья 3. Государственная пошлина за государственную регистрацию

За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Глава II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕЕСТРЫ

Статья 4. Принципы ведения государственных реестров

1. В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров.

Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

Государственные реестры ведутся на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственных реестров.

Ведение государственных реестров на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие государственных реестров с иными федеральными информационными системами и сетями.

2. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

1. В едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:

а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках;

б) организационно-правовая форма;

в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации;

г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

д) сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью – сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования;

е) подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица;

ж) сведения о правопреемстве – для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;

з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;

и) способ прекращения юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества, в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);

и.1) сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;

Федеральный закон (ФЗ) № 129 от 08.08.2001 года регулирует все, что касается регистрации субъектов предпринимательства. Этот нормативный акт содержит правила регистрации, как юр. лиц, так и физических лиц – предпринимателей (или ИП). Но в рамках этой статьи мы рассмотрим подробнее нюансы регистрации предприятий.

Порядок регистрации юридических лиц

Начиная со статьи восьмой в законе 129 ФЗ О государственной регистрации юридических лиц прописываются правила, определяющие внесение сведений о компаниях в госреестр. Регистрировать юр. лиц имеет право соответствующий исполнительный орган (на сегодняшний день Федеральная Налоговая Служба). Территориально организации должны обращаться в управления ФНС по адресу, на который планируется зарегистрировать фирму.

Сами регистрационные действия, согласно нормам закона о гос. регистрации юридических лиц, не должны занимать более пяти рабочих дней с того момента, как полный пакет документов принят сотрудниками ФНС.

Для внесения информации о новом юр. лице или регистрации изменений, необходимо подготовить соответствующий пакет документов. Подача документов может осуществляться представителем организации лично, почтовым письмом с уведомлением и описью вложения,а также с помощью электронных средств связи при наличии соответствующих электронных подписей. От лица организации документы может подать один из учредителей, директор или другое лицо, имеющее доверенность на осуществление подобных действий от лица компании.

Проверив правильность оформления и полноту пакета документов, сотрудник ФНС обязан выдать представителю фирмы расписку о получении документов. В ней он должен указать дату получения и точный перечень полученных документов. Фактически датой регистрации нового юр. лица является дата внесения данных о нем в государственный реестр.

ФЗ о государственной регистрации юридических лиц содержит указание на то, что после внесения данных о юр. лице в реестр, налоговый орган должен выдать представителю компании соответствующий документ. Форму и порядок предоставления такого документа устанавливает Правительство.

На сегодняшний день организациям, прошедшим регистрацию, выдается свидетельство, выписка из госреестра и лист о внесении записи в ЕГРЮЛ.

Внесение изменений в данные о юр. лице, содержащиеся в реестре

Федеральный закон о регистрации юридических лиц прописывает ситуации, когда юридические лица обязаны уведомлять регистрирующий орган о тех или иных изменениях. В частности, речь идет:

  • о смене местонахождения;
  • о смене директора;
  • о внесении изменений в устав;
  • о смене видов экономической деятельности;
  • о смене состава учредителей;
  • о внесении изменений в размеры или структуру уставного капитала и т.п.

При этом, в регистрирующие органы представителем организации подается соответствующая форма, где и указывается, что конкретно необходимо изменить. После подачи соответствующего пакета документов, в течение пяти рабочих дней принимается решение о внесении изменений в реестр, и делаются сами записи.

Когда речь идет о смене адреса юр. лица, то территориальный орган ФНС, где организация была зарегистрирована ранее, вносит в реестр изменения и самостоятельно передает данные в регистрационный орган по новому месту регистрации.

По итогу внесения новых записей в госреестр ФНС уведомляет об этом организацию в письменном виде. В некоторых случаях изменения в учредительных документах набирают силу только после того, как о них внесена соответствующая запись в госреестр.

В случае реорганизации фирмы, как предписывает 129 ФЗ О государственной регистрации юридических лиц, ее должностные лица обязаны не позднее чем через три дня после того, как принято соответствующее решение, уведомить ФНС о начале процедуры реорганизации. При этом в госреестр вносится запись о том, что предприятие реорганизуется.

Кроме того, реорганизуемое предприятие обязано уведомлять об изменениях общественность путем публикации об этом в печатных изданиях. В таких сообщениях ФЗ о регистрации юридических лиц требует указать, какое конкретно предприятие (или предприятия) реорганизуется, а также, как кредиторы могут предъявить свои претензии к нему.

Если из нескольких организаций образуется одна, то регистрацию осуществляет территориальный орган ФНС по месту того предприятия, которое направило уведомление о реорганизации. Сроки и перечень документов для внесения данных о реорганизации в госреестр не отличаются от тех, что установлены для первичной регистрации.

Реорганизация считается оконченной после того, как ФНС зарегистрирует новое предприятие. В соответствии с нормами закона о регистрации юр. лиц, организации, которые слились, образовывая новое предприятие, считаются ликвидированными.

Ликвидация юридического лица

Закон о государственной регистрации юридических лиц также подробно прописывает процедуру ликвидации организации. Фактически компания ликвидируется тогда, когда из госреестра исключаются записи о ней. Как и в случае с реорганизацией, фирма должна подать в налоговую службу уведомление о том, что начата процедура ликвидации. При этом, к уведомлению должно прилагаться соответствующим образом оформленное решение о ликвидации в письменном виде. Регистратор должен внести в госреестр запись о том, что предприятие ликвидируется.

Если в отношении юр. лица ведутся судебные разбирательства, то ФНС не вносит запись о ликвидации в госреестр до тех пор, пока не будет вынесен судебный вердикт по таким делам.

Также в соответствии с 129 ФЗ О государственной регистрации юридических лиц, если решено провести проверку налогового учета ликвидируемого предприятия, и если по ее результатам начато судебное разбирательство, то регистрирующий орган должен быть уведомлен об этом в течение пяти дней.

Спустя два месяца после публичного сообщения о начале ликвидации юр. лица соответствующая комиссия может подать в ФНС уведомление о том, что предприятие прекратило свою работу. Кроме того, следует подать пакет документов, который приведен в статье девятой закона РФ о регистрации юридических лиц. Менее чем через пять рабочих дней ФНС исключает данное предприятие из госреестра, и тогда оно считается ликвидированным.

При этом, закон о государственной регистрации юр. лиц предусматривает для кредиторов или других заинтересованных лиц возможность в течение двенадцати месяцев, с даты исключения информации о фирме из госреестра, подать в суд иск об отмене ликвидации.

Отказ в регистрации и оспаривание решений регистрирующих органов

В финальной части ФЗ о государственной регистрации юр. лиц речь идет о причинах, по которым ФНС может отказать в регистрации фирме, а также о том, как представители юр. лица могут оспорить такое решение. Отказано в регистрации может быть в таких случаях,как:

  • отсутствие в подаваемом пакете одного или нескольких необходимых документов;
  • обращение в другой территориальный орган ФНС;
  • наличие ошибок в оформлении или отсутствие нотариального заверения там, где это необходимо;
  • несоблюдение требований законодательства при составлении устава и других документов юр. лица;
  • несоответствие паспортных данных учредителей и директора.

Если, по мнению регистратора, внести данные о фирме в госреестр нельзя, то юр. лицу будет направлено уведомление с указанием причин, по которым предприятие решено не регистрировать. Данное уведомление может быть вручено представителю фирмы или отправлено в организацию почтой.

Как выглядит свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя? Этот вопрос волнует многих, поскольку с 2017 года произошли существенные изменения в официальных бланках при открытии ИП. С указанного периода, а именно с 01.01.17 г., налоговые органы более не выдают свидетельство о госрегистрации ИП , заменив этот привычный документ на лист записи из ЕГРИП.

Как изменилось свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя

Ранее свидетельство о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя выдавалось всем гражданам при открытии ИП. Документ имел форму Р61001 и действовал на основании Приказа Правительства № 439 от 19.06.02 г. (Приложение 22). С 2013 года форма изменилась на Р61003 по Приказу № ММВ-7-6/843@ от 13.11.12 г. (Приложение 3). Однако 12.09.16 г. ФНС утвердила Приказ № ММВ-7-14/481@, которым отменила и предыдущий приказ, введя в действие лист записи в ЕГРИП по форме Р60009.

Таким образом, свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве ИП более не оформляется, но все прежние, уже выданные, документы сохраняют свою законную силу, узаконивая правовой статус предпринимателя. Бланком, подтверждающим факт регистрации гражданина в реестре, является лист записи, который содержит все основные сведения о физлице и рабочих видах деятельности. Здесь же указывается № ОГРНИП, дата внесения записи (открытия ИП) и обязательные показатели. Привычное свидетельство о гос регистрации ИП физлицу теперь не выдаст ни одна налоговая, этот документ канул в прошлое.

Как изменилось свидетельство о постановке на учет индивидуального предпринимателя

Нововведения коснулись и такой формы, как свидетельство о постановке на учет ИП . Бланк является еще одним важным регистрационным документом предпринимателя, поскольку содержит данные об ИНН физлица и подлежит переоформлению при смене адреса проживания. Это свидетельство введено в действие актуальным Приказом ФНС № ЯК-7-6/488@ от 11.08.11 г. и пока не отменено. Но печатают документ не на специальном бланке с голограммой, а на обычной бумаге формата А4.

Почему же изменился прежний порядок налогового документооборота, а свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя более не выдается? Причина указана в Приказе № ММВ-7-14/481@, где сказано, что новый регламент утвержден в целях повышения эффективности процедуры регистрации хозяйствующих субъектов. Столь размытая формулировка, по-видимому, означает необходимость в экономии средств в связи с упрощением документооборота, а также ускорение регистрационных действий при открытии или ликвидации бизнеса.

Как бы то ни было, на практике для налогоплательщиков ничего не меняется. Как раньше бизнесмен вел законную деятельность, а подтверждением этого выступало свидетельство о госрегистрации ИП, так и теперь работа осуществляется согласно официальным бумагам. Только вместо ф. Р61003 выдается лист записи ф. Р60009. Если же гражданин открыл собственное дело до 01.01.17 г., в этом случае создан индивидуальный предприниматель, действующий на основании свидетельства. Так как уже выданная документация продолжает действовать, обновлению подлежат только бланки с 2017 г.

Как восстановить свидетельство ИП

А что делать тем физлицам, кто утратил свидетельство индивидуального предпринимателя? Можно ли получить дубликат этого документа? К кому обращаться и какие сведения предоставить? Как таковое восстановление свидетельства ИП, то есть получение повторного бланка, невозможно, поскольку нормативно-правовой акт, утвердивший форму, уже отменен. Но не спешите расстраиваться, в оформлении свидетельства нет никакой необходимости. Если документ утрачен, нужно запросить выписку из ЕГРИП.

Запрос делается в письменной форме, по обращению в ИФНС налогоплательщика или его представителя. Или же можно получить выписку на сайте налоговой инспекции, в соответствующем разделе. Документ, заверенный электронной подписью налоговиков, будет иметь полную юридическую силу. Таким образом, свидетельство предпринимателя более не нужно требовать и у контрагентов для проверки благонадежности поставщиков товаров или услуг. В качестве подтверждающей законную деятельность формы также будет выступать лист записи из единого реестра.

Свидетельство о регистрации ИП - как выглядит

Как уже говорилось ранее, старое свидетельство о государственной регистрации ИП, образец формы Р61003 выложен чуть ниже, по-прежнему имеет юридическое действие, если уже было выдано при открытии предпринимательства. Какая информация отражается в этом документе? Приложение 3 Приказа № ММВ-7-6/843@ от 13.11.12 г. содержит подробный ответ. Прежде всего, подобный документ распечатан не простой бумаге, а специальной, с несколькими степенями защиты - голограмма, рисунки и знаки, герб РФ, индивидуальные номер и серия и т.д. Кроме того, в бланке указывается основная регистрационная информация о предпринимателе.

Свидетельство индивидуального предпринимателя - обязательные реквизиты:

    Точные и полные ФИО гражданина, отчество приводится только при его наличии.

    Присвоенные ОГРНИП и дата записи о получении статуса предпринимателя.

    Наименование территориального подразделения налоговых органов, проводящих регистрацию ИП.

    Дата выдачи формы и печать ИФНС.

    Личная подпись ответственного лица - проставляется с указанием должности и ФИО инспектора.

Обратите внимание! Серия и № свидетельства всегда состоят из 2 цифр (для серии) и 9 (для номера). При этом такие данные являются индивидуальными, присваиваются каждому предпринимателю отдельно и не могут повторяться ни при каких обстоятельствах.

В каких случаях требуется свидетельство о регистрации ИП

Этот бланк наравне с заменившим его листом записи является основным документом, подтверждающим факт регистрации гражданина в статусе ИП. Согласно нормам гражданского законодательства каждый человек вправе заниматься предпринимательством, без обязательного открытия юрлица, но при условии государственной регистрации в контрольных органах. Случаи нелегальной деятельности караются штрафными санкциями по уголовному и административному законодательству. Поэтому перед тем, как приступать к развитию собственного бизнеса, требуется официально зарегистрироваться в госорганах.

Кроме того, только с предъявлением свидетельства предприниматель сможет оформить лицензии и разрешения при ведении определенных видов деятельности, открыть расчетный счет и получить кредиты в банках, заказать изготовление печати, сдать отчетность, заключить договора с надежными партнерами и пр. Коротко говоря, выданный налоговой инспекцией документ о госрегистрации ИП - это официальное подтверждение законности вашего бизнеса.

Мы многое рассказали о том, как выглядит эта форма, далее приведены примеры образцов для всех видов обсуждаемых бланков - от Р61001 до Р60009. Внимательно изучите фотографии, чтобы точно знать, как оформляются документы по законодательным нормам и не столкнуться с подделкой.

Свидетельство ИП - образец

Рассмотрим, как выглядит свидетельство ИП - фото приведены для всех возможных форм. Начнем с бланка ф. Р61001 по Приказу №439 от 19.06.02 г. Как видно на фотографии этот документ содержит основной регистрационный № созданного предпринимателя, дату внесения соответствующей записи в ЕГРИП, наименование контрольного госоргана, подпись, ФИО и должность ответственного инспектора налоговой службы. Форма распечатана на специальном бланке, защищена всеми возможными способами и отмечена серией и номером. Именно такая форма выдавалась гражданам при создании ИП ранее.

Рисунок № 1 - свидетельство по ф. Р61001.

На смену ф. Р61001 пришла форма Р61003 по Приказу № ММВ-7-6/843@ от 13.11.12 г. Этот документ в принципе мало чем отличается от своего предшественника, что можно видеть на рисунке № 2. Также здесь указан регистрационный номер (ОГРНИП) физлица в статусе предпринимателя, дата внесения записей в реестр, наименование территориального подразделения ИФНС, должность и ФИО ответственного сотрудника, а также его личная подпись. Добавлена строка для даты выдачи ф. Р61003. Документ распечатан на специальной бумаге с голограммой и прочими уровнями защиты.

Рисунок № 2 - свидетельство по ф. Р61003.

Наконец, рассмотрим, как выглядит лист записи ф. Р60009, актуальный при регистрации предпринимателей с 01.01.17 г. Этот документ составлен на обычной бумаге, без каких-либо специальных степеней защиты, но также содержит все необходимые реквизиты, включая запись о приобретении гражданином статуса ИП. В первую очередь это подтверждается основным регистрационным номером (ОГРНИП), датой внесения такой записи, наименованием территориальной налоговой службы. Отдельно приводятся личные данные о физлице.

Рисунок № 3 - лист записи по ф. Р60009.

Для чего нужно свидетельство о закрытии ИП

Если предприниматель прекращает свою деятельность, как сдать свидетельство ИП ? И нужно ли предоставлять этот документ в регистрирующий орган? Чтобы закрыть собственный бизнес, физлицу необходимо выполнить ряд обязательных действий, одно из которых включает подачу пакета документации в налоговую инспекцию. В такой перечень входит предоставление копии регистрационных свидетельств о факте открытия ИП. После того, как соблюден регламент юридической процедуры, гражданин получает «на руки» документы о закрытии ИП.

С 2017 года, как и при создании предпринимательства, прекращение деятельности ИП подтверждается оформлением листа записи ф. Р60009. Только в отличие от регистрации открытия бизнеса при его закрытии делается иная запись - об исключении физлица из Единого Реестра (ЕГРНИП). С момента отражения такой записи предприниматель официально считается прекратившим свою деятельность, но все неисполненные обязательства переходят к физлицу. Поскольку согласно стат. 24 ГК гражданин несет полную ответственность по долгам, возникшим в результате его коммерческой деятельности.

Вывод - мы разобрались, что права ИП, действующего на основании свидетельства, и ИП, действующего на основании листа записи, одинаковы, потому что два этих документа - равноценны. На приведенных фотографиях видно, в чем состоят отличия и сходства между унифицированными формами, актуальными ранее и сейчас. Основная разница заключается в прекращении использования специальных бланков с голограммами, но юридическая сила документов от этого не уменьшилась.

Порядок государственной регистрации юридических лиц регламентируется гл. III Федерального закона от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ".

Ст. 8 Закона определяет, что государственная регистрация осуществляется:

  • в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган;
  • по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без .

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Порядок государственной регистрации юридических лиц

Самостоятельная регистрация юридического лица является довольно непростым делом. Поэтому, если вы не располагаете достаточным временем для изучения законодательства в этой области, целесообразно обратиться в специализированную организацию. Например, для жителей Москвы доступна регистрация ООО в Москве под ключ в Юридической компании «Аккерманн Беллмер». Ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" устанавливает порядок представления документов при государственной регистрации.

В регистрирующий орган документы могут быть:

Требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утверждены постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. №439.

Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством РФ данные иного удостоверяющего личность документа и (при его наличии).

Свидетельствование подписи физического лица, регистрируемого или зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, на заявлении в нотариальном порядке не требуется в случая:

  1. если указанное физическое лицо представляет документы непосредственно либо через многофункциональный центр и представляет одновременно документ, удостоверяющий личность;
  2. если указанное физическое лицо представляет документы с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

Заявление, которое подается физическим лицом, регистрируемым или зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, через многофункциональный центр, подписывается указанным лицом в присутствии работника

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:

  • руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
  • учредитель или учредители юридического лица при его создании;
  • руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
  • конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
  • иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может быть физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

В день получения документов, представленных заявителем, регистрирующим органом указанному лицу выдается расписка в получении документов. При получении регистрирующим органом документов, направленных почтовым отправлением, расписка в получении документов при наличии соответствующего указания заявителя направляется регистрирующим органом по указанному заявителем почтовому адресу не позднее рабочего дня, следующего за днем получения указанных документов.

При поступлении в регистрирующий орган документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, расписка в получении документов в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем.

Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных документов. Он не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц (ст. 10 Закона).

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом , сведения, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей, а также в другие государственные органы, определенные Правительством РФ. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки предоставления соответствующему юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством РФ.

С моментом государственной регистрации законодатель связывает возникновение, изменение и прекращение правосубъектности юридического лица. Значение момента государственной регистрации проявляется также в том, что только с этого момента изменения, внесенные в учредительные документы, приобретают силу для третьих лиц (п. 4 ст. 12 Закона об ООО, п. 2 ст. 14 Закона об АО).

С моментом государственной регистрации связано возникновение не только прав, но и обязанностей. Так, согласно п. 1 ст. 16 Закона об ООО каждый учредитель общества должен полностью внести свой в уставный капитал общества в течение срока, который определен учредительным договором и который не может превышать одного года с момента государственной регистрации. С фактом государственной регистрации законодательство связывает и прекращение прав и обязанностей юридического лица. Например, юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Статья 2. Орган, осуществляющий государственную регистрацию
Статья 3. Государственная пошлина за государственную регистрацию

Глава II. Государственные реестры (ст.ст. 4 - 7)

Статья 4. Принципы ведения государственных реестров
Статья 5. Содержание государственных реестров
Статья 6. Предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов
Статья 7. Условия предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов

Глава III. Порядок государственной регистрации

Статья 8. Сроки и место государственной регистрации
Статья 9. Порядок представления документов при государственной регистрации
Статья 10. Особенности регистрации отдельных видов юридических лиц
Статья 11. Решение о государственной регистрации

Глава IV. Государственная регистрация юридических лиц при их создании

Статья 12. Документы, представляемые при государственной регистрации создаваемого юридического лица
Статья 13. Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании

Глава V. Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации. Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц иных записей в связи с реорганизацией юридических лиц

Статья 13.1. Уведомление о реорганизации юридического лица
Статья 14. Документы, представляемые при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации
Статья 15. Порядок государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации
Статья 16. Завершение государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации

Глава VI. Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц

Статья 17. Документы, представляемые для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц
Статья 18. Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц
Статья 19. Уведомление о внесении изменений в учредительные документы юридического лица

Глава VII. Государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией или исключением юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа и в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества

Статья 20. Уведомление о ликвидации юридического лица
Статья 21. Документы, представляемые для государственной регистрации при ликвидации юридического лица
Статья 21.1. Исключение юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа
Статья 21.2. Порядок государственной регистрации при прекращении унитарного предприятия, а также государственного или муниципального учреждения в связи с отчуждением их имущества в случаях, предусмотренных федеральными законами
Статья 22. Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица или при исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц

Глава VII.1. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей

Статья 22.1. Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя
Статья 22.2. Порядок внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей
Статья 22.3. Порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя

Глава VIII. Отказ в государственной регистрации, ответственность за нарушение порядка государственной регистрации

Статья 23. Отказ в государственной регистрации
Статья 24. Ответственность регистрирующего органа за нарушение порядка государственной регистрации
Статья 25. Ответственность заявителя и (или) юридического лица, индивидуального предпринимателя за неправомерные действия

Глава IX. Переходные и заключительные положения

Вопросы