Предприятия и организации государственной корпорации росатом. Государственная корпорация по атомной энергетикеросатом

Госкорпорация «Росатом» сочетает в своей работе коммерческую деятельность, обеспечивая развитие атомной энергетики и предприятий ядерного топливного цикла, и выполнение функций, возложенных на нее государством - обеспечение национальной безопасности (ядерное сдерживание), ядерная и радиационная безопасность, а также о развитие прикладной и фундаментальной науки. Кроме того, Госкорпорация уполномочена от имени Российской Федерации выполнять международные обязательства России в области мирного использования атомной энергии и режима нераспространения ядерных материалов.

Российская атомная отрасль возводит современные зарубежные проекты по схеме «строй-владей-управляй». Начиная от технической разработки эскиза и до момента его будущей утилизации, включая обслуживание, запчасти, модернизацию и продление эксплуатационных сроков. Каждый из этих этапов чрезвычайно сложен сам по себе, а «поставка» топлива и вовсе доступна лишь единицам компаний в мире.

Активы

На начало 2019 года в компанию входит более 350 предприятий и организаций, в том числе:

"Росатом" производит собственное ядерное топливо, строит инновационные реакторы и атомные электростанции по всему миру.

Госкорпорация «Росатом» является крупнейшей генерирующей компанией в России , которая обеспечивает более 40% электроэнергии в европейской части страны. Росатом занимает лидирующее положение на мировом рынке ядерных технологий, занимая:

  • 1 место в мире по количеству одновременно сооружаемых АЭС за рубежом;
  • 2 место в мире по запасам урана и 5 место в мире по объему его добычи;
  • 4 место в мире по генерации атомной электроэнергии, обеспечивая 40% мирового рынка услуг по обогащению урана и 17% рынка ядерного топлива.

В 2019 году "Росатом" строит заводы по производству ПАН-прекурсора, позволяющего создавать углеродное волокно на базе собственного сырья. Открывает производства в ряде стран по переработке лития, необходимого в изготовлении аккумуляторов для компьютеров, планшетов и смартфонов , а сфера деятельности российской госкорпорации активно расширяется до гидроэнергетики и ветровой генерации, ядерной медицины и строительства центров науки, оборудования для газонефтехимии и тепловой энергетики и композитных материалов

Показатели деятельности

В 2018 году 67% всего мирового рынка строительства АЭС реализовывалось Москвой.

К 2017 году 10-летний портфель зарубежных заказов "Росатома" составил $133,6 млрд. К концу 2018-го компания подписала зарубежных контрактов еще на 26 миллиардов, заодно став бесспорным лидером рынка по числу одновременно реализуемых проектов ядерных реакторов.

Проекты

"Росатом" является ведущей корпорацией в мире по строительству ядерных электростанций. Важными заказчиками таких работ являются Китай и Индия .

  • АЭС Белене (Болгария)
  • АЭС Пакш (Венгрия)

К 2018 году, используя прорывные технологии и решения Россия предложила миру наиболее надежные к этому времени атомные проекты. Плавучие АЭС, новейшие реакторы, лучшие по своим заделам защитные системы, схемы постройки и коммерческого сотрудничества, которых у других просто нет.

Информатизация

Вопросам создания, развития и эксплуатации информационных систем "Росатома" на TAdviser посвящена отдельная статья:

Центр компетенций нацпрограммы «Цифровая экономика»

«Росатом» - один из центров компетенций в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» .

1 марта 2019 года «Росатом» объявил конкурсы на разработку дорожных карт по развитию девяти «сквозных» цифровых технологий на общую сумму 109 млн рублей. Соответствующие извещения опубликованы на портале госзакупок. Подробнее .

История

2012: Совокупный объем заказов - $69 млрд

В октябре 2012 года стало известно, что совокупный объем контрактов госкорпорации "Росатом" составляет около 69 миллиардов долларов на ближайшие десять лет. Об этом заявил вице-премьер России Дмитрий Рогозин в ходе заседания наблюдательного совета "Росатома", сообщается в официальном пресс-релизе госкорпорации. Как указал Рогозин, на 1 января 2012 года объем контрактов достигал 50,2 миллиарда долларов.

Вице-премьер также отметил, что в предыдущие годы "Росатом" выполнял "и даже перевыполнял" показатели эффективности. В 2012 году, как указал Рогозин, гособоронзаказ корпорации уже фактически выполнен на сто процентов.

Рогозин напомнил, что с 2006 года российские власти выделили на различные программы развития атомной отрасли до 2020 года около четырех триллионов рублей. В 2011 году российские АЭС выработали рекордное количество электроэнергии - более 170 миллиардов киловатт-часов. Ожидается, что в 2012 году этот уровень будет превышен.

2011: Глава компании Сергей Кириенко: К 2030 году выручка "Росатома" вырастет в 5 раз до $75 млрд

В конце 2011 года руководитель "Росатома" Сергей Кириенко заявлял, что к 2030 году выручка госкорпорации вырастет в пять раз и достигнет $75 млрд.

2007: Создание компании

В 2007 году Министерство по атомной энергии России тихо и незаметно создало никому не известную специализированную компанию. В отличие от частных зарубежных корпораций, Росатом был и остаётся вертикально интегрированной государственной компанией. Во многом поэтому уже спустя несколько лет конгломерат управлял объектами российской атомной отрасли на всех этапах ядерного цикла.

В отличие от западной строго капиталистической модели ведения бизнеса, целиком построенной на схеме частного извлечения прибыли, бизнес-стратегия российской компании разрабатывалась на основе целей самой страны. Иными словами, задачи для гражданского сектора российской отрасли утверждает президент и правительство, и, если даже они невыгодны финансово, но важны для планов России, они будут реализованы несмотря ни на что. Ничего подобного западные конкуренты-частники сделать не в состоянии, за исключением скопировавшей этот подход

Росатом

Название: Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»

Тип: Государственная корпорация

Деятельность: атомная энергетика, ядерное вооружение, прикладная и фундаментальная наука, атомный ледокольный флот

Год основания: 2007

Прежние названия: Министерство среднего машиностроения СССР, Федеральное агентство по атомной энергии

Расположение: Москва

Отрасль: атомная

Чистая прибыль: ▲ 38,7 млрд руб. (2009 год)

Число сотрудников: 275 тысяч человек

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» (сокращенное название - Госкорпорация «Росатом») управляет всеми ядерными активами Российской Федерации, включая как гражданскую часть атомной отрасли, так и ядерный оружейный комплекс. Госкорпорация «Росатом» сочетает в своей работе коммерческую деятельность, обеспечивая развитие атомной энергетики и предприятий ядерного топливного цикла, и выполнение функций, возложенных на неё государством - обеспечение национальной безопасности (ядерное сдерживание), ядерную и радиационную безопасность, а также развитие прикладной и фундаментальной науки. Кроме того, Госкорпорация уполномочена от имени Российской Федерации выполнять международные обязательства России в области мирного использования атомной энергии и режима нераспространения ядерных материалов.

Цели и задачи ГК Росатом

«Росатом» образована 18 декабря 2007 года. Её созданию предшествовало принятие федерального закона «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», который вступил в силу 5 декабря 2007 года.

Государство ставит перед Госкорпорацией «Росатом» 3 главных задачи:

    обеспечение устойчивого развития ядерного оружейного комплекса;

    наращивание доли атомной энергии в энергобалансе страны (цель: 25-30 % к 2030 году) при повышении уровня безопасности работы отрасли;

    расширение традиционных ниш российского присутствия на мировом рынке ядерных технологий, а также завоевание новых.

Одна из значимых составляющих Госкорпорации «Росатом» - ОАО «Атомэнергопром», объединившее все гражданские активы атомной отрасли. Кроме того, в состав Госкорпорации входят предприятия ядерного оружейного комплекса, ФГУП «Атомфлот», управляющее атомным ледокольным флотом, «ИНТЕР РАО ЕЭС», управляющая энергетическими активами в 14 странах и контролирующая операции по экспорту и импорту электричества, а также ЗАО «Атомстройэкспорт», осуществляющее строительство АЭС за рубежом.

Структура отрасли

В рамках данной Госкорпорации ведутся работы по следующим направлениям:

Ядерный энергетический комплекс

Одной из главных целей Госкорпорации «Росатом» является устойчивое обеспечение электроэнергией промышленности и населения России при поступательном наращивании доли электроэнергии, вырабатываемой на АЭС.

Госкорпорация «Росатом» - одна из немногих компаний мирового уровня, обладающая всеми ядерными технологиями. Одна из значимых составляющих Госкорпорации «Росатом» - ОАО «Атомэнергопром» («Атомный энергопромышленный комплекс»), объединившее все гражданские активы атомной отрасли. 100 % акций атомного холдинга принадлежат Госкорпорации «Росатом».

ОАО «Атомэнергопром»

Атомэнергопром образован в 2007 году. Компания объединила 89 предприятий, действующих во всех сегментах атомной энергетики и ядерного топливного цикла, которые затем были реструктурированы в новой конфигурации.

Атомэнергопром был создан как глобальная компания мирового уровня. Все компании, входящие в состав Атомэнергопрома, сгруппированы по дивизионам, каждый из которых обеспечивает обособленное звено в технологической цепочке, начиная от добычи урана и заканчивая производством электроэнергии на АЭС. Целью Атомэнергопрома является масштабное развитие атомной энергетики в России и продвижение российских ядерных технологий на мировые рынки.

Дивизионы:

    Дивизион по добыче урана

    Дивизион по обогащению урана

    Дивизион по торговле услугами по обогащению урана, обогащённым ураном и изотопной продукцией

    Дивизион по производству оборудования для обогащения урана

    Дивизион машиностроения

    Дивизион по производству ядерного топлива

    Дивизион по производству электроэнергии на АЭС

    Дивизион проектирования, инжиниринга и строительства АЭС

    Дивизион по управлению зарубежными энергетическими активами, активами в тепловой генерации и экспорту-импорту электроэнергии

Действующие АЭС:

Балаковская АЭС

Белоярская АЭС

Билибинская АЭС

Волгодонская АЭС

Калининская АЭС

Кольская АЭС

Курская АЭС

Ленинградская АЭС

Нововоронежская АЭС

Смоленская АЭС

  • Научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы

Научно-исследовательские организации, входящие в состав ОАО «Атомэнергопром», выполняют широкий спектр прикладных исследований и проектно-изыскательских работ в различных областях, включая создание конструкционных материалов, технологий, оборудования для атомной энергетики и других отраслей промышленности (металлургии, горнодобычи, химической и нефтегазовой промышленности, медицины и сельского хозяйства). В частности, Всероссийский научно-исследовательский институт неорганических материалов имени академика А. А. Бочвара (ВНИИНМ) выполняет значительный объем исследований в области создания делящихся и конструкционных материалов и технологий производства изделий, работающих в экстремальных условиях в различных областях техники.

  • Ядерный оружейный комплекс

Ядерный оружейный комплекс (ЯОК) Госкорпорации «Росатом» обеспечивает реализацию нашей страной политики ядерного сдерживания, осуществляя свою деятельность совместно с предприятиями оборонно-промышленного комплекса России, заказывающими управлениями, соединениями и воинскими частями Минобороны России.

Предприятия комплекса обладают уникальными установками и оборудованием, позволяющими отрабатывать и серийно производить ядерные боеприпасы и корабельные реакторные установки, а также обеспечивать их сопровождение на всех этапах жизненного цикла, от расчетно-теоретической стадии до демонтажа и утилизации.

  • Ядерная и радиационная безопасность

Проблему обеспечения ядерной и радиационной безопасности условно можно разделить на две части. Первая - это обеспечение текущей безаварийной эксплуатации объектов атомной энергетики и других потенциально ядерно и радиационно опасных объектов. Достижению этой цели способствует лицензирование всех этапов проектирования, строительства и эксплуатации подобных объектов, а также задействованных в этом предприятий Госкорпорации «Росатом» и сторонних организаций.

Вторая глобальная проблема ядерной и радиационной безопасности - это проблема наследия «советского атомного проекта». Помимо существенных денежных затрат, она потребует от Госкорпорации «Росатом» новых, нередко нестандартных подходов к решению проблем, накопившихся еще с советских времен: новых методов по переработке и хранению отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и радиоактивных отходов (РАО), новых способов реабилитации загрязненных территорий и так далее.

  • Прикладная и фундаментальная наука

Фундаментальная наука явилась основоположником всей атомной отрасли.

В Госкорпорации «Росатом» основными центрами, обеспечивающими исследования в области фундаментальной ядерной физики, являются Государственный научный центр Российской Федерации - Институт физики высоких энергий и Государственный научный центр Российской Федерации - Институт Теоретической и Экспериментальной Физики. Оба института были созданы как общесоюзная экспериментальная база для исследований в физике высоких энергий и ядерной физике и до сих пор остаются основной российской исследовательской базой в области фундаментальной ядерной физики, а также подготовки молодых учёных. Значительный объём фундаментальных и прикладных исследований выполняется также в федеральных ядерных центрах: ВНИИ экспериментальной физики в г. Сарове и ВНИИ технической физики в г. Снежинске.

Кроме того, в состав дочерней структуры Росатома - компании «Атомэнергопром» - входят более 20 научно-исследовательских институтов и проектно-конструкторских бюро.

23 ноября 2007 г. Совет федерации на заседании одобрил закон о создании госкорпорации «Росатом», а также связанные с ним поправки в законодательство. Согласно документу, на базе Федерального агентства по атомной энергии будет создана структура для осуществления единого управления в сфере атомной энергетики. Для вступления закона в силу теперь необходима только подпись президента.

Предыстория

Федеральное агентство по атомной энергии (Росатом) было образовано 9 марта 2004 года на базе упраздненного Министерства Российской Федерации по атомной энергии (Минатома). В структуре Правительства Росатом занял одну из самых низких позиций, наряду с федеральными агентствами по туризму, физкультуре и спорту и другими.

Таким образом, некогда самое мощное министерство СССР Минсредмаш (в последствии Минатом), превратилось в агентство с очень ограниченными функциями и возможностями. Многие организации бывшего министерства практически вышли из состава агентства, превратившись в ОАО, государственные унитарные предприятия, региональные и местные организации или бизнес структуры различной формы собственности.

В конце 2005 года руководителем Росатома был назначен Сергей Кириенко. По всей видимости, назначение руководителем «не системного» человека было подготовлено с целью радикального преобразования Росатома. С первых же дней новый руководитель заявил, о том, что целью его новой команды является воссоздание Минсредмаша. Тогда это намерение было не совсем понятным, поскольку было ясно, что советскую структуру типа Минсредмаша сегодня восстановить уже не возможно.

Сегодня, после одобрения Закона РФ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»» (далее Корпорации), а также после других преобразований, выполненных в атомном ведомстве, можно подвести некоторые итоги.

Цель

Сергей Кириенко её определил следующим образом: «…Внутри России задача Росатома - организовать нормальный рынок. Росатом заинтересован в развитии рынка - чем больше там участников, тем лучше. А на мировом рынке «Росатом» будет сам лишь одним из участников рынка…»

В Законе, цель создания Корпорации продекларирована достаточно пафосною: …«Корпорация создается и действует в целях проведения государственной политики, осуществления нормативно-правового регулирования, оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в сфере использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, развития атомной науки, техники и образования, осуществления международного сотрудничества в этой сфере».

Таким образом официально Корпорация создана для проведения государственной политики в области использования атомной энергии. С другой стороны преобразование Росатома пошло по пути создания еще одной российской мощной бизнес-компании путем приватизации атомной отрасли.

Следует заметить, что в России в 90-е годы все «лакомые» куски (нефть, газ, металлургия и т.д.) уже давно приватизированы и сегодня практически нет никаких возможностей поучаствовать в этом бизнесе. Поэтому тот, кто не успел в свое время прихватить основные ресурсы, сегодня ищет другие области и возможности. А ядерная энергетика оставалась одной из неприватизированных областей.

Понятно, что приватизация сегодня не может быть выполнена «по Чубайсу», тем более такой отрасли как ядерная. Поэтому вариант образования госкорпорации является самым приемлемым. Кроме этого, для Сергея Кириенко и его команды это еще и дополнительная возможность подняться на новый служебный уровень. Сегодня руководитель агентства «Росатом» не является даже членом правительства. Согласно же новому закону, руководитель госкорпорации, назначается Президентом и, соответственно, на него замыкается. Корпорация не входит в структуру правительства и существует по специально принятому закону. Это дает возможность осуществлять, например, приватизацию вне обычных контрольных процедур Росимущества и при минимальном участии Белого дома.

В то же время приватизация по варианту «госкорпорации» выглядит не совсем полной, поэтому многие эксперты расценивают институт государственной корпорации как промежуточный на новом этапе приватизации. Суть этой приватизации понятна – это заполучить государственную собственность некоммерческому партнерству без членства (НКО), с единственным учредителем (государством), и статусом, описываемым только «именным» федеральным законом. Здесь главное для бизнес-группы «застолбить» место, а как будет дальше, – время покажет. Например, в Германии, США и других западных странах атомная энергетика, включая военные программы, является частной. Сегодня мы видим как имущество, переданное в госкорпорацию (в НКО), перестает быть государственным, и становится собственностью корпорации. Может быть придет время когда государственная корпорация «Росатом» будет преобразована в частно-государственную или даже в частную корпорацию.

Структура

В состав новой Корпорации собрана вся структура атомной отрасли, которая функционирует, начиная от добычи природного урана и его обогащения, и заканчивая выводом из эксплуатации атомных объектов и утилизацией отходов.

Структура Корпорации состоит из трех основных блоков – ядерно-энергетического комплекса (Атомэнергопром), ядерно-оружейного комплекса (ЯОК) и блока ядерной и радиационной безопасности и фундаментальной науки (ЯРБ).

Закон определил, что Корпорации, в качестве имущественного взноса Российской

Федерации, распоряжением Президента и Правительства будут переданы федеральные ОАО, ГУПы и государственные учреждения вместе со всем имуществом в качестве имущественного взноса Российской Федерации.

Экономика

Как видно из структуры основной экономической надеждой, которая будет зарабатывать деньги для Корпорации, является Атомэнергопром, в состав которого вошел концерн «Росэнергопром» со всеми АЭС, ОАО «ТВЭЛ», а также другие экономически устойчивые предприятия.

Из-под ответственности Атомэнергопрома искусственно выделены проблемы отработавшего ядерного топлива и РАО (отложенные проблемы) и перемещены в блок ЯРБ. Очевидно, замысел заключается в том, что Атомэнергопром, получив государственное имущество в собственность, начнет свою коммерческую деятельность с чистого листа, не имея никаких долгов и обязательств за прошлую деятельность. А ответственность за отложенные проблемы, (т.е. за накопленные ОЯТ и РАО, загрязненные территории, загубленное здоровье людей) возьмет на себя государство и международные программы в рамах ФЦП «Ядерная и радиационная безопасность». Другими словами, ответственность эту, команда Кириенко переложила на налогоплательщиков российских и зарубежных. В блок ЯРБ включены проблемные предприятия, такие например как ГХК г. Железногорска, СевРАО, ДальРАО и др.

Блок ЯОК будет также финансироваться с бюджета. В этот блок включены такие явно убыточные предприятия как, например, ПО «Маяк».

Законом о Корпорации предусмотрено финансирование из бюджета государственного заказа, мероприятий по безопасности, фундаментальных исследований, а также всех федерально-целевых программ, которые уже приняты до 2015 года.

Закон предусматривает созданием Корпорацией специальных резервных фондов и управление ими. В состав специальных резервных фондов Корпорации входят:

Фонд финансирования расходов по обеспечению ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности, содержанию и оснащению аварийно-спасательных формирований, оплате их работ (услуг) по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

Фонд финансирования расходов по обеспечению физической защиты, учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

Фонд финансирования расходов по обеспечению вывода из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по обоснованию и повышению безопасности этих объектов;

Фонд финансирования расходов по обеспечению модернизации организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов, развитию атомной науки и техники, проведению проектно-изыскательских работ и осуществлению других инвестиционных проектов.

В Законе установлено, что специальные резервные фонды Корпорации создаются за счет средств, отчисляемых организациями, эксплуатирующими особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты.

Остается лишь не ясным вопрос, сколько например времени необходимо для накопления на счетах фонда средств, достаточных для вывода из эксплуатации хотя бы одной АЭС?

Законом установлено, что финансовое обеспечение программы деятельности Корпорации на долгосрочный период осуществляется за счет:

Доходов от деятельности Корпорации;

Субсидий из федерального бюджета;

Средств федерального бюджета, выделенных на выполнение заданий государственного оборонного заказа;

Имущественного взноса Российской Федерации из средств федерального бюджета;

Средств специальных резервных фондов Корпорации;

Иных средств Корпорации и организаций Корпорации.

Как видно приведенных статьей закона в основном финансирование созданной Корпорации так или иначе будет связано с бюджетом. Кроме этого в Законе предусмотрен так называемый переходный период на три года, в течении которого бюджетные ассигнования, выделяеые Корпорации до 2010года не подлежат сокращению. В ближайшие 10-15 лет на счетах созданных фондов средств быстрее всего не будет в достаточном количестве для финансирования тех целей, для которых созданы фонды. А какие будут доходы от деятельности Корпорации пока еще оценить сложно.

Полномочия

Закон о Корпорации существенно расширил полномочия ядерного ведомства и его руководства.

Во-первых, как уже отмечалось, корпорация не входит в структуру правительства, а её руководство назначается (освобождается) президентом. Кроме этого Корпорация с помощью Закона, который сама для себя подготовила, решила для себя три основных вопроса – получение спецстатуса, в том числе практически не позволяющего вмешиваться в его дела правительству, получение государственного имущество в собственность и получение постоянного доступа к распределению госинвестиций (например, через ФЦП).

Во-вторых, закон существенно расширил полномочия Корпорации в области лицензирования и контроля над деятельностью юридических лиц осуществляющих разработку, изготовление, испытание, транспортированию, хранению, ликвидации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Раньше эти полномочия принадлежали Инспекции министерства обороны. Кроме этого закон возложил на Корпорацию осуществление государственного контроля над обеспечением безопасности при транспортировке ядерных материалов, за радиационной обстановкой, а также за выполнением мероприятий по предупреждению ядерных и радиационных аварий. Таким образом, мы видим существенное расширение Корпорацией контрольно надзорных функций по сравнению с полномочиями Агентства по атомной энергии. В положении об Агентстве было однозначно указано, что оно не вправе осуществлять функции по контролю и надзору в сфере своей деятельности, а Корпорация получила не просто право контроля (ведомственного), а право государственного контроля. Произошло перераспределение контрольно надзорных функций в пользу Корпорации. Инспекции министерства обороны оставили контрольно надзорные функции только в отношении предприятий и воинских частей министерства.

Закон наделил Корпорацию широкими полномочиями по защите информации. В связи с этим следует ожидать, что атомное ведомство станет более закрытым и недоступным для общественности, по примеру таких крупных компаний как, например, Газпром или Лукойл.

Заключение

1. Атомное ведомство России, преобразовавшись в Государственную корпорацию «Росатом», стало самой крупной государственной монополией с особым правовым статусом. Корпорация объединила почти 130 предприятий, объединений и концернов, в том числе, таких как Росэнергоатом, в состав которого входят все десять АЭС России.

По сути, Сергею Кириенко удалось воссоздать советский Минсредмаш и пойти намного дальше. Корпорация стала собственником огромных государственных активов при этом, по сути, не подчиняясь правительству. Формально государство может вернуть себе обратно все активы, но если успеет, поскольку Корпорация в отличие от ФГУП, может сделать все что угодно с имущественным взносом государства, если это не противоречит её уставным целям. Большие сомнения в том, что создание госкорпорации преследует цель обеспечить госмонополию на какой-то вид деятельности. Быстрее всего это сегодняшняя форма приватизации госактивов.

Имея абсолютную монополию в России, Росатом будет стремиться создать мощную конкуренцию мировым атомным компаниям таким как Toshiba Сorporation, Westinghouse, Areva, Siemens, General Electric, Hitachi и др.

2. Атомный монополист Росатом в ближайшие 5-10 лет будет существовать в основном за счет бюджетного финансирования и продажи оставшегося от демонтажа боеголовок урана. В тоже время, стремясь построить обещанные десять реакторов для АЭС, Концерн будет использовать политическое лоббирование для давления на бизнес (алюминиевый, газовый, нефтяной и др.), стремясь вовлечь его в эту деятельность.

3. Быстрее всего не следует ожидать скорого решения отложенных проблем с ОЯТ и РАО. Международная и российская практика показывает не эффективность решения проблем с отходами, если ведомство ответственное за обращение с отходами находиться в одной структуре с эксплуатирующими АЭС организациями. Кроме этого Корпорация достаточно ловко переложила финансирование отложенных проблем на государственный бюджет. В ближайшие 10 лет вряд ли АЭС будут выводить из эксплуатации, поскольку нет базовых решений, а самое главное средств. Решение о создании фондов, по форме правильное, но малоэффективное, поскольку в ближайшее время денег для этих фондов взять неоткуда. Таким образом, от решения основного вопроса, который общественность ставит перед атомным ведомством, о безопасном обращении с ОЯТ и РАО, Корпорация фактически уклонилась.

4. Перераспределение контрольно надзорных полномочий, а также вопросов лицензирования не способствует повышению безопасности. Новые возможности Корпорации по закрытию информации могут быть использованы для дальнейшего отлучения общества от решения ядерных проблем.

«Росатом» готовится к отсчету второго десятилетия существования и на пороге юбилея запускает программу преобразований. Ее контуры подробно обсуждали на конференции руководителей отрасли.
«Безопасность и наука - системные условия существования отрасли. Не устану говорить об этом и прошу очень серьезно эти вопросы осмыслить», - сказал на конференции глава «Росатома» Алексей Лихачев. Определив два безусловных приоритета, он сосредоточился на будущем. Речь шла о трех уровнях планирования, образно определенных как «сегодня», «завтра» и «послезавтра». С учетом длительности технологических циклов отрасли «сегодня» для «Росатома» - это 2017–2019 годы, «завтра» - 2020–2029 годы, «послезавтра» - временной отрезок с 2030 года.
Сегодня
Первоочередная задача - оперативно провести структурные изменения. «Если мы оставим тактику и стратегию на текущем уровне, будем стоять на месте. Мы прикладываем все больше усилий, но ускорение пока минимально. Неповоротливость, сложная система взаимоотношений, планирования - все это мешает ускорению», - подчеркнул гендиректор.

Система управления отраслью будет меняться в рамках проекта «Горизонт» - как следует из названия, он направленна развитие горизонтальных связей в отрасли. Проект представил на конференции первый заместитель гендиректора «Росатома» Кирилл Комаров. Он напомнил, что отрасль последние 10 лет непрерывно меняется. Формирование контуров госкорпорации (консолидация активов) началось в 2006 году. На втором этапе, в 2008–2011 годы, были созданы дивизионы, сложилась их структура в целом. В 2012–2015 годы - наделение дивизионов и управляющих компаний большими полномочиями и ответственностью. «Наступило время, когда необходимо производить настройку системы», - заявил Кирилл Комаров.
Предпосылки проекта «Горизонт» - внешние вызовы и внутренние ограничения. Рынок ждет новых продуктов и решений, причем клиенты настроены на гибкое предложение, адаптированное под индивидуальные потребности. Чтобы соответствовать рыночным вызовам, нужно оперативно принимать решения на основании единых правил и стандартов.
Вместе с тем в отрасли по-прежнему высокие транзакционные издержки между предприятиями и дивизионами и относительно низкая скорость протекания процессов. Нынешняя система управления ограничивает возможности реализации проектов, в которых участвует несколько дивизионов, особенно если в каких-то точках интересы отдельных организаций вступают в противоречие. В итоге принято решение выстраивать обновленную организационную структуру по ключевым продуктам, которые «Росатом» предлагает своим клиентам. Это позволит в том числе оценить себестоимость конечных продуктов и отдельных переделов. Кроме того, нужно, чтобы организации прекратили торговаться из-за внутренних цен и компонентов и конкурировать между собой на внешнем рынке.
Первый и главный продукт «Росатома» - АЭС. Теперь за него персонально отвечает первый заместитель гендиректора Александр Локшин. В перспективе по всем ключевым продуктам будут определены ответственные («владельцы продукта») из числа топ-менеджеров отрасли. Конфигурация новой структуры отрасли вскоре будет определена полностью, пообещал Алексей Лихачев. Пилотом станет «Атомэнергомаш» - там уже начался перевод некоторых дочерних компаний в статус филиалов. Машиностроительный дивизион сам выступил с такой инициативой: сокращение количества «дочек», по предварительной оценке, сэкономит АЭМ 5–6 млрд рублей.
«Изменения надо проводить срочно, поэтапно, публично, с привлечением дивизионов и предприятий. И столь же тщательно и оперативно мы должны провести анализ эффективности решений. У нас в «Росатоме» сложная структура: это единая компания, но еще и отрасль полного цикла, и своеобразное министерство, и набор брендов и организаций - игроков на мировом рынке, - подчеркнул Алексей Лихачев. - Конечно, это требует настройки и учета всех нюансов».
Преобразования коснутся и системы мотивации, ключевых показателей эффективности для руководителей и предприятий. «Мотивация, стимулирование будет зависеть от того, где в краткосрочной перспективе основная точка развития предприятия - внутри отрасли, в создании оптимального продукта, или вне отрасли, в реализации продукта на рынке», - добавил гендиректор.
Завтра
Обновление структуры и системы управления позволит «Росатому» подготовиться к главному вызову завтрашнего дня. Портфель зарубежных заказов предприятий отрасли на 10 лет - более 130 млрд долларов. Сумма поражает воображение. Но еще больше поражает масштаб строительства. Уже к 2023 году он вырастет более чем в пять раз по сравнению с текущим, причем в основном на зарубежных площадках. Глава «Росатома» сравнил этот вызов с советским атомным проектом.


Предстоит по-новому посмотреть на распределение обязанностей при реализации проектов атомного строительства, уточнить роли их участников и систему мотивации проектировщиков. Важно серьезно повысить качество проектирования. Большие надежды возлагаются на ПСР. По каждому из перечисленных пунктов руководители отрасли определили план действий - в ближайшее время они будут приведены в исполнение.
«Главный вызов для нас -повышение эффективности строительства. Возрождена инжиниринговая составляющая отрасли. Но надо в корне пересмотреть организацию работ. К концу года мы должны запустить систему управления сроками и стоимостью уже не в ручном, а в автоматическом режиме», - сообщил Алексей
Лихачев.
Послезавтра
Разговору про более отдаленное будущее была посвящена отдельная сессия, в формате форсайта. Представители научного дивизиона, топа‑30 «Росатома» и участники кадрового резерва искали точки технологического роста - что отрасль может предложить рынку после 2030 года. По словам Алексея Лихачева, вскоре в отрасли должны появиться несколько проектов, сопоставимых по уровню и глубине проработки с «Прорывом». «Без взаимодействия с отраслевой наукой, без перезагрузки блока по управлению инновациями ничего не получится, - добавил Алексей Лихачев. - Два требования к проектам послезавтрашнего дня. Во-первых, они должны быть сравнимы с национальной программой - отрасль надо загрузить капиталоемкими научными проектами. Во-вторых, они должны быть экономически обоснованными».


Вот отдельные примеры перспективных направлений, за развитие которых высказались многие участники сессии: аддитивные технологии и накопители энергии, замкнутый топливный цикл и реакторы следующего поколения. Но появление новых, непрофильных для госкорпорации направлений вовсе не означает отвержение традиционных видов деятельности.
Директор по стратегическому управлению «Росатома» Сергей Петров выразил надежду, что форсайт станет регулярным ежегодным мероприятием. По его мнению, у «Росатома» есть уникальные компетенции, научные и производственные ресурсы, на которые следует опираться при определении новых направлений развития. А желание учесть все модные технологические тренды может обернуться распылением ресурсов, изнурительной погоней за двумя зайцами.
«Никакой альтернативы двум главным миссиям «Росатома» - обороноспособности и атомной энергетики - нет и не будет. Но есть ли третья миссия? Я ее вижу как технологическое лидерство в России и в мире. Есть целый ряд вопросов, решить которые необходимо для развития атомной отрасли. Зачастую ровно те же вопросы важны для развития страны. В определенном смысле мы формируем будущее России, и от нас зависит, каким оно будет», - подвел итог конференции глава «Росатома».
КОММЕНТАРИИ

Андрей Никипелов
Генеральный директор «Атомэнергомаша»
- Мы все время думаем о внутренней эффективности. И возникла мысль убрать юридические границы в компаниях, которые в первую очередь участвуют в создании ядерной паропроизводящей установки - нашего главного продукта для отрасли. Участников изготовления ЯППУ несколько. После подписания внешнего контракта нам нужно его разделить и раздать. На этом промежутке мы тратим довольно много времени совершенно непродуктивно - на корпоративные, закупочные процедуры, оформление и контрактацию. По-хорошему, нужно сделать так, чтобы после заключения первого контракта на комплектную поставку больше никаких дополнительных документов не появлялось.
В итоге у нас родилась идея укрупниться до состояния, когда есть «Атомэнергомаш» и есть филиалы. АЭМ должен, с одной стороны, отвечать за контрактацию, финансовый результат, работу с клиентом, с другой - обеспечить производство всем необходимым. Филиалы же занимаются сокращением себестоимости, сроков, и ничто не должно отвлекать их от этого.
Довольно интересной задачей будет разделение нашей деятельности на центры прибыли и центры формирования себестоимости. Мы продаем не просто оборудование, а сложные технические решения, в которые вложен труд конструкторов, технологов, производственников, рабочих, корпоративных служб, и загрузку нашего оборудования. Например, «Атоммаш» изготавливает не только реакторную установку и основное реакторное оборудование, но и много разной продукции для газонефтехимии. Основная сложность - корректно разделить труд людей и загрузку оборудования. Главное здесь - установить цели таким образом, чтобы не было противоречий по их достижению.
Олег Крюков
Директор по госполитике в области РАО, ОЯТ и ВЭ ЯРОО «Росатома»
- Я двумя руками проголосую за постоянное совершенствование процессов, но на этом пути нельзя спешить, надо найти оптимум. Устройство системы управления у нас сложное. Есть трудности в междивизиональном взаимодействии, определении сквозной себестоимости, формировании трансфертных цен и т. д. Если «Горизонт» поможет эти вопросы снять или начать решать, действовать в одном направлении, а не заниматься защитой местечковых интересов, будет очень хорошо.
На первом этапе дивизионы строились по продуктово-производственному принципу. Но ситуация меняется, мы переходим на технологический принцип и логику управления жизненным циклом технологий. Это заставляет по-новому взглянуть на наши производства и их место в продуктовой стратегии корпорации.
Например, сейчас возникло организационное противоречие: ГХК осваивает производство МОКС-топлива для БН‑800. Работы по фабрикации традиционно выполнял и выполняет ТВЭЛ. Но МОКС-топливо - совсем другое топливо, это продукт переработки ОЯТ. Да и метод расчета экономики совсем другой. Производственную цепочку сейчас правильнее выстраивать от ГХК.
Другой пример - переработка ОЯТ как отдельная услуга. Понятно, что чем больше ОЯТ перерабатывают наши заводы, тем ниже себестоимость переработки. Если «Маяк» будет максимально загружен, себестоимость переработки упадет в полтора-два раза. Но чтобы организовать масштабную переработку, нужно обеспечить использование полезных продуктов переработки, а образующиеся отходы оперативно и эффективно перерабатывать и захоранивать. И это надо увязывать с деятельностью заводов по фабрикации традиционного топлива.
Что делать - собирать весь ЯТЦ в один дивизион? Не уверен, что простое укрупнение топливного дивизиона снимет все вопросы. Такой махиной технологий и людей будет сложно управлять.
Андрей Петров
Генеральный директор «Росэнергоатома»
- Решения, принятые на конференции, достаточно жесткие. Все определено - направления работы, ответственные. И болевые точки понятны. Как выполнить программу по строительству АЭС, которая не просто запланирована, а законтрактована? Без абсолютного контроля сделать это будет невозможно. Риски большие, но нужно справиться - без вариантов. Так что, конечно, нужно меняться, причем очень быстро.
Что касается концерна, наш следующий шаг - выход на международные проекты. Первый - АЭС «Аккую», где концерн возьмет на себя функции технического заказчика, а также все, что связано с пусконаладкой, подготовкой персонала, обеспечением готовности к эксплуатации. «Росэнергоатом» - носитель критически важных знаний и функций в части продукта АЭС, без которых выполнение международных заказов будет вряд ли возможно.
В концерне развернута программа по повышению качества проектирования. На мой взгляд, одна из ключевых проблем заключается в большом количестве проектных изменений при реализации проекта. Наша задача - их минимизировать, в первую очередь за счет типизации базового проекта.
Валерий Лимаренко
Президент АСЭ
- Мы уже давно занимаемся интеграцией проектных организаций в контуре инжинирингового дивизиона. Выбрали единый бренд и название, под этим брендом собраны все контракты. В перспективе будем переходить на филиалы, но тут нужно очень аккуратно переоформить все лицензии. На завершение этой работы уйдет год-полтора. Мы уже фактически единый коллектив. У нас директора - это не те люди, которые командуют юрлицами, а те, кто управляет производственными процессами.
За экономический эффект отчитываемся ежегодно. Идет интеграция предприятий, сокращение накладных расходов, увеличивается число людей, которые заняты в реальном секторе. Производительность труда каждый год растет на 11 %. Мы среди передовиков по оборачиваемости и сокращению затрат.
Вячеслав Першуков
Заместитель гендиректора «Росатома», глава блока по управлению инновациями
- Мир очень быстро меняется, и мы должны адаптироваться. Цикл изменения продуктов в области ядерных технологий занимает годы. Рынок может измениться быстрее. В научном дивизионе мы до последнего времени коммерциализировали задел Советского Союза. Многие продукты вывели на мелкосерийное производство, теперь надо выходить на индустриальный масштаб. Например, недавно мы передали активы ядерной медицины интегратору Rusatom Healthcare. Остановимся на этом? Думаю, нет. Впереди структурное построение электротехнического дивизиона. Мы сделали большую программу по высокотемпературной сверхпроводимости. Теперь надо думать, как эти технологии передать на промышленный уровень.
Отдельная задача связана с интеллектуальной собственностью. Выход «Росатома» за рубеж означает в первую очередь защиту в этой части. Мы всерьез задумались о выводе IP-оператора на уровень отрасли, по типу «Гринатома» в ИТ. Научный дивизион вносит вклад и в повышение эффективности стройки. Например, композиционные материалы «НИИграфита» позволяют раза в два сократить сроки устройства котлованов. Есть отдельные решения по цифровизации и системам диагностики для АЭС, особенно для реактора БН. ФЭИ с ОКБМ хорошо прорабатывают вопросы сокращения стоимости проекта БН-1200.
Что касается футуризма, то это дело хорошее, если научно обосновано. Признанный факт: до 50% научных идей в мире лженаучны. Человечество вышло на такой уровень знаний, что полноту информации сосредоточить в маленьких группах нельзя - все делается на стыках, и компетенций не хватает. Так что это не злой умысел, а скорее серая зона на стыках областей.
Форсайт - важная работа. Тут мы пока на этапе оценки рынков. Дальше надо будет решить, что именно может быть реализовано и какова будет роль «Росатома». Надо определиться и сформировать научно-технические программы. Понять, достаточно ли у нас компетенций или надо наращивать. В целом по будущим рынкам пока маркетологи не готовы дать прогноз. Но продуктовая линейка «Росатома» уже сформирована. Я считаю, что до конца года надо определиться с перспективной программой НИОКР.
Дивизиональная структура, конечно, мешает науке, потому что производство решает задачу сокращения себестоимости технологических переделов. А кто будет давать институтам заказ на технологии будущего? Помогут корпоративные R&D-центры. Мы уже занимаемся их созданием.
Владимир Верховцев
Гендиректор «Атомредметзолота»
- В том, что меняться надо, никаких сомнений нет. Но меняться надо с умом: все взвесить, продумать, при этом не затягивая. И горнорудному дивизиону тоже надо меняться, перестраиваться. Я считаю, что наше поле - это расширение минерально-сырьевой базы для обеспечения новых технологических инициатив «Росатома». Нужно не только ураном заниматься, но и золотом, скандием, цинком, свинцом, литием, бериллием - другими полезными ископаемыми.У нас спектр очень широкий.
Очевидно, что мы сейчас не центр прибыли. Рассматриваем перевод дочерних предприятий в статус филиалов. Это одна из задач, которую мы перед собой ставим. Много проблем сразу снимется, по крайней мере в области закупок: не надо будет проводить конкурсы, которые занимают так много времени. Изучаем возможность создания единого центра с аккумулированием всех компетенций, лицензий и т. д.

"Росатом" готовится провести масштабную управленческую реформу, призванную смягчить ценовые конфликты внутри производственных цепочек и сократить внутренние затраты. По данным "Ъ", план реформы представлен главой госкорпорации Алексеем Лихачевым и предполагает, в частности, разделение компаний "Росатома" на центры прибыли, продающие продукт внешним заказчикам, и центры затрат, работающие с контрагентами в контуре госкорпорации — здесь эффективность будет определяться снижением себестоимости. Реализация этих планов может привести к борьбе между холдингами "Росатома" за более выгодные позиции центров прибыли.

На прошлой неделе гендиректор "Росатома" Алексей Лихачев провел конференцию топ-менеджмента, посвященную управленческой реформе в госкорпорации. Как рассказали "Ъ" источники, знакомые с обсуждением, ключевой темой стало предложенное руководством госкорпорации разделение компаний "Росатома" на так называемые центры прибыли и центры контроля над себестоимостью (центры затрат), а также отход от дивизионального принципа к структурам, отвечающим за готовый продукт. Финальных решений на совещании принято не было. В госкорпорации от комментариев отказались.

На возможность такой реформы Алексей Лихачев намекал еще в феврале в интервью корпоративному изданию "Страна Росатом". Тогда топ-менеджер отмечал, что в ряде случаев в холдингах госкорпорации до 90% времени уходит на переговоры с другими организациями внутри "Росатома", поскольку они "бьются за свою прибыль, не жалея живота своего". Дело в том, говорит один из собеседников "Ъ", что KPI менеджмента привязаны к прибыли вне зависимости от того, кто выступает контрагентом — внешний или внутренний заказчик. Одна из идей реформы в том, чтобы привязать KPI руководства компаний из середины цепочки поставщиков не к прибыли, а к себестоимости.

Другой источник "Ъ" уточняет, что речь скорее идет о повышении значимости критерия себестоимости в KPI менеджеров центров затрат.

Борьба за максимизацию прибыли внутри цепочки поставщиков в контуре госкорпорации приводит и к удорожанию конечного продукта. Собеседникам "Ъ" неизвестно, обсуждалось ли в "Росатоме", например, введение аналога используемого в гособоронзаказе правила "20+1": на привнесенные затраты предприятие начисляет 1% маржи, на свою работу — 20%.

Принцип реформы, по данным "Ъ", на совещании поддержало руководство головного аппарата "Росатома", в том числе первые заместители гендиректора Кирилл Комаров (международная деятельность), Николай Соломон (финансы), Александр Локшин (ядерный энергетический комплекс), Иван Каменских (ядерный оружейный комплекс).

По мнению источников "Ъ", выделение центров прибыли и затрат вызовет вопросы у влиятельных руководителей крупных холдингов-дивизионов (у каждого направления есть как куратор в аппарате "Росатома", так и гендиректор головного АО дивизиона). "Никто не хочет быть центром затрат",— говорит один из собеседников "Ъ" в отрасли. Это может привести к борьбе холдингов за позиции центров прибыли. В системе "Росатома" уже есть примеры подобной внутренней конкуренции. Среди традиционных междивизиональных споров, например, отношения ТВЭЛ (поставки топлива для АЭС отечественного дизайна), "Техснабэкспорта" (TENEX, внешнеторговое подразделение в основном продает услуги по обогащению урана за рубеж) и уранодобывающим "Атомредметзолотом".

Еще одна точка возможных конфликтов — контракты на строительство АЭС за рубежом. Генподрядчиком здесь выступает инжиниринговый холдинг НИАЭП-АСЭ (создан путем слияния инжиниринговых компаний "Росатома" на базе наиболее успешного нижегородского "Атомэнергопроекта"), но маркетинг российской атомной отрасли за рубежом осуществляют другие структуры, уже в ведении Кирилла Комарова (например, "Русатом Оверсиз", "Русатом — международная сеть"). Могут возникнуть сложности с отнесением к центрам прибыли или затрат дивизионов, у которых доля внешних контрактов значительна, но не 100% (например, "Атомэнергомаша", который также работает с заказами нефтегазовой и металлургической отраслей).

Между тем переход к структурам, отвечающим за продукт, по данным источников "Ъ", частично уже начат в области сравнительно новых неатомных технологий ("Росатом" планирует повысить долю таких заказов в выручке) — например, в рамках созданной на базе "Атомэнергомаша" и переданной АО ОТЭК "ВетроОГК", развивающей ветрогенерацию в РФ, или "Русатом Хэлскеа" (ядерная медицина). Но эти интеграторы, по сути, развивают продукт с нуля и сравнительно мало конкурируют с другими структурами госкорпорации. Для традиционных атомных продуктов "Росатома" выбор головной компании сложнее: здесь в цепочке задействовано большее количество предприятий и дивизионов.

Регистрация ИП