Налоги и налогообложение. О созыве и проведении общего собрания членов некоммерческого партнерства «палата профессиональных бухгалтеров и ауди… Нарушение статья налоговые санкции таблица

В.В. Зиновьев,
ФСНП России,

Е.В. Кирилюк,
советник налоговой службы I ранга

Борьба с налоговыми правонарушениями является одним из важнейших факторов обеспечения устойчивого роста налоговых поступлений в бюджетную систему страны.

Мобилизация резервов для повышения налоговых поступлений должна проводиться комплексно, с учетом законодательно-нормативных и организационных аспектов существующих экономических проблем, необходимости приведения принципов российского законодательства о налогах и сборах в соответствие с принципами налогообложения, принятыми в международной практике, а также повышения ответственности за преступления и административные правонарушения.

Проводимая в стране налоговая реформа направлена на создание целостной системы законодательства о налогах и сборах, дальнейшую стабилизацию и развитие экономики, развитие предпринимательской деятельности населения, ликвидацию теневой экономики, а также привлечение в страну иностранного капитала.

Решение этих глобальных задач возможно при реализации комплекса мер, позволяющих установить справедливый налоговый порядок, ослабить налоговое бремя для предприятий, занятых в сфере материального производства и являющихся исправными плательщиками налогов, и в то же время усилить ответственность за налоговые правонарушения юридических и физических лиц, которые уклоняются от налогообложения.

Осуществление налогового контроля возложено на налоговые органы - МНС России и его подразделения на региональном и местном уровнях. Полномочиями налоговых органов наделены также таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основной задачей налоговых органов является осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности налоговых органов только в случае, если законодательством о налогах и сборах на них возложены обязанности по налоговому контролю (в отношении налогов, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды).

Особое место среди органов государственной власти, участвующих в борьбе с нарушениями законодательства о налогах и сборах, занимают федеральные органы налоговой полиции.

Федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Они выполняют функции по преду-преждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями, а также иные функции, возложенные на них Законом РФ от 24.06.1993 N 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции».

Правовой основой деятельности налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции является законодательство о налогах и сборах, а также законодательные и другие нормативные правовые акты, регулирующие деятельность указанных органов.

Для осуществления эффективного налогового контроля государство наделило налоговые органы достаточно широкими, но жестко очерченными правами и полномочиями. Так, в соответствии со ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при соблюдении условий, указанных в данном Кодексе, налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы и пояснения; проводить налоговые проверки; производить выемку документов при проведении налоговых проверок; вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов; приостанавливать операции по счетам; осматривать (обследовать) любые производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию имущества; определять суммы налогов, подлежащие внесению в бюджет (внебюджетные фонды); требовать устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени; контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам; требовать от банков документы; привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков; вызывать свидетелей; заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия лицензий; создавать налоговые посты; предъявлять иски в суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные НК РФ.

Налоговые органы наделены большими правами по применению мер экономического принуждения своевременно платить налоги и соблюдать требования закона. С этой целью возможно применение налоговых санкций. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения (см. таблицу 1). Она устанавливается и применяется в виде денежных взысканий (штрафов). Причем при наличии смягчающего или отягощающего обстоятельства размер штрафа подлежит соответственно уменьшению не меньше чем в два раза или увеличению на 100 %. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.

Таблица 1

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение


п/п

Состав налогового правонарушения

Налоговые санкции

НК РФ

Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе

Штраф в размере 5 тыс. руб.

п. 1 ст. 116

То же деяние на срок более 90 дней

Штраф в размере 10 тыс. руб.

п. 2 ст. 116

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе

Штрафа в размере 10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб.

п. 1 ст. 117

То же деяние без постановки на учет более трех месяцев

Штраф в размере 20 % доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней

п. 2 ст. 117

Нарушение срока представления в налоговый орган информации об открытии (закрытии) счета в банке

Штраф в размере 5 тыс. руб.

Непредставление в срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета

Штраф в размере 5 % суммы налога, подлежащий уплате (доплате) , за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления декларации, ноне более 30% от указанной суммы и не менее 1 00 руб.

п. 1 ст. 119

То же деяние в срок более 1 80 дней

Штраф в размере 30 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 % суммы налога, подлежащей уплате на основе декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181 дня

п. 2 ст. 119

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода

Штраф в размере 5 тыс. руб.

п. 1 ст. 120

Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода

Штраф в размере 15 тыс. руб.

п. 2 ст. 120

Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы

Штраф в размере 10 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб.

п. 3 ст. 120

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия)

Штраф в размере 20 % от неуплаченных сумм налога

п. 1 ст. 122

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации

Штраф в размере 20% от неуплаченных сумм налога

п. 2 ст. 122

Деяния, предусмотренные в подпунктах 11 и 12 данной таблицы, совершенные умышленно

Штраф в размере 40% от неуплаченных сумм налога

п. 3 ст. 122

Неправомерное не перечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом

Штраф в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению

Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда, проводящего налоговую проверку в соответствии с Н РФ, на территорию или в помещение налогоплательщика или налогового агента

Штраф в размере 5 тыс. руб.

Несоблюдение установленного Н РФ порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест

Штраф в размере 10 тыс. руб.

Непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных законодательством о налогах и сборах

Штраф 50 руб. за каждый не представленный документ

п. 1 ст. 126

Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов, либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями

Штраф в размере 5 тыс. руб.

п. 2 ст. 126

Те же деяния, если они совершены физическим лицом

Штраф в размере 500 руб.

п. 3 ст. 126

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении и в качестве свидетеля

Штраф в размере 1000 руб.

п. 1 ст. 128

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний

Штраф в размере 3000 руб.

п. 2 ст. 128

Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки

Штраф в размере 500 руб.

п. 1 ст. 129

Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода

Штраф в размере 1000 руб.

п. 2 ст. 129

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного подпунктами 17, 18 и 19 данной таблицы

Штраф в размере 1000 руб.

п. 1 ст. 129. 1

Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года

Штраф в размере 5000 руб.

п. 2 ст. 129.1

Одним из важнейших инструментов налогового контроля, позволяющих наиболее полно проверить правильность уплаты налогов налогоплательщиком, являются налоговые проверки.

Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности проверяемых, непосредственно предшествующие году проведения проверки.

Камеральные проверки проводятся по месту нахождения налогового органа на основании налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком. Однако налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налогов. Непредставление этих документов или отказ в их представлении влечет ответственность налогоплательщика или иных лиц в соответствии со ст. 126 НК РФ. В случае выявления в ходе камеральной проверки налогового правонарушения руководителем налогового органа выносится решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика или иных обязанных лиц на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. В ходе проведения выездной налоговой проверки изучается полнота и своевременность исчисления, удержания и перечисления налогов на основе использования имеющихся у налогоплательщиков или налоговых агентов данных учета своих расходов (расходов) и объектов налогообложения, включая первичные учетные документы. При проведении выездной налоговой проверки возможно осуществление любых «процессуальных» действий, предусмотренных НК РФ. По результатам выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов составляется акт налоговой проверки, на основании которого и других материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговый орган может истребовать у этих лиц документы, то есть провести встречную проверку.

По запросам налоговых органов федеральные органы налоговой полиции полномочны участвовать во всех вышеуказанных налоговых проверках. Кроме того, в соответствии с подпунктом 5 п. 2 ст. 36 НК РФ федеральные органы налоговой полиции при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, имеют право самостоятельно производить проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации. По результатам проверки составляется акт о проверке налогоплательщика органами налоговой полиции, на основании которого принимается одно из решений:

1) в случае обнаружения налоговых правонарушений, содержащих признаки состава преступления, - о возбуждении уголовного дела;

2) в случае обнаружения налогового правонарушения, не содержащего признаков состава преступления, - об отказе в возбуждении уголовного дела и направлении материалов в соответствующий налоговый орган;

3) при отсутствии налогового правонарушения - об отказе в возбуждении уголовного дела.

Кроме того, в соответствии с п. 1 части первой ст. 10 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции» федеральные органы налоговой полиции обязаны проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие в целях выявления и пресечения налоговых преступлений, осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении.

Таблица 2

Виды налоговых преступлений и ответственность за их совершение


п/п

Состав преступления

Санкции

Статья УК РФ

Уклонение физического лица от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах в случаях, если подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию за ведомо искаженных данных о доходах или расходах, либо иным способом, а равно от уплаты страхового взноса в государственные внебюджетные фонды, совершенное в крупном размере *1

Штраф в размере от 200 до 700 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет

п. 1 ст. 198

То же деяние, совершенное в особо крупном размере *1 или лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных настоя шей статьей, а также ст. 194 или 199 У РФ

Штраф в размере от 500 до 1000 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишение свободы на срок до пяти лет

п. 2 ст. 198

Уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, а равно от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации, совершенное в крупном размере *2

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до четырех лет

п. 1 ст. 199

То же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; б) лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных настоящей статьей, а также ст. 194 или 198 УК РФ; в) неоднократно; г) в особо крупном размере *2

Лишение свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет

п. 2 ст. 199

*1 Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога и (или) страхового взноса в государственные внебюджетные фонды превышает 200 минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере - 500 минимальных размеров оплаты труда.
*2 Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных налогов и (или) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды превышает 1000 минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере - 5000 минимальных размеров оплаты труда.

Лицо, впервые совершившее преступления, предусмотренные ст. 194, 199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб.

Наделив федеральные органы налоговой полиции, налоговые и таможенные органы, государственные внебюджетные фонды широкими полномочиями в сфере контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, государство позаботилось о защите налогоплательщиков. Так, за неправомерные действия должностные лица указанных органов могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и даже уголовной ответственности. Кроме того, убытки, причиненные налогоплательщику неправомерными действиями (решениями) налоговых, таможенных органов, подлежат возмещению из федерального бюджета, а убытки, причиненные государственными внебюджетными фондами, подлежат возмещению за счет средств соответствующего фонда. Вред, причиненный противоправными действиями сотрудников налоговой полиции, возмещается в порядке, предусмотренном уголовным и гражданским законодательством.

Акты налоговых органов, федеральных органов налоговой полиции, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган или суд.

Абсолютно все виды налоговых правонарушений поименованы в главе 16 НК РФ . Но мы рассмотрим только те из них, которые актуальны для большинства организаций и ИП. Нарушения, за которые предусмотрена ответственность для участников консолидированных групп (ст. 122.1 НК РФ), организаций, занимающихся игорным бизнесом (ст. 129.2 НК РФ), и т.д. рассматривать не будем.

Понятие и виды налоговых правонарушений

Налоговое правонарушение - это противоправное деяние (действие или бездействие), виновно совершенное в нарушение законодательства о налогах и сборах налогоплательщиком, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом или иным лицом, в отношении которого НК РФ предусмотрена ответственность (ст. 106 НК РФ). Составы налоговых правонарушений и меры ответственности за них приведены ниже.

Виды нарушений налогового законодательства Размер штрафа
Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в ИФНС, если такая обязанность установлена НК РФ (п. 1 ст. 116 НК РФ) 10 тыс. руб.
Ведение деятельности организацией или ИП без постановки на учет в ИФНС (п. 2 ст. 116 НК РФ) 10% доходов, полученных за период ведения деятельности без постановки на учет, но не менее 40 тыс. руб.
Непредставление в срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета (п. 1 ст. 119 НК РФ) 5% не уплаченной в срок суммы налога (взносов), подлежащей уплате по не сданной декларации (расчету по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 тыс. руб.
Несоблюдение порядка представления налоговой декларации / расчета в электронной форме, когда того требует НК РФ (ст. 119.1 НК РФ) 200 руб.
Грубое нарушение правил учета доходов, расходов, объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ) — если нарушения совершены в течение одного налогового периода - 10 тыс. руб.;
— если нарушения совершены в течение более одного налогового периода - 30 тыс. руб.;
— если нарушения привели к занижению налоговой базы (базы по страховым взносам) - 20% от суммы неуплаченного налога (взносов), но не менее 40 тыс. руб.
Неуплата / неполная уплата налога (сбора, взносов) в результате занижения налоговой базы (базы по взносам), иного неправильного исчисления, других неправомерных действий / бездействия (п. 1 , 3 ст. 122 НК РФ) — в общем случае - 20% от неуплаченной суммы налога (сбора, взносов);
— при совершении нарушения умышленно - 40% от неуплаченной суммы налога (сбора, взносов)
Неправомерное неудержание (неполное удержание) и/или неперечисление в срок налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом (ст. 123 НК РФ) 20% суммы, подлежащей удержанию и/или перечислению
Непредставление налоговым агентом в срок расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в ИФНС по месту учета (п. 1.2 ст. 126 НК РФ) 1 тыс. руб. за каждый полный или неполный месяц просрочки
Непредставление в срок организацией (ИП) в налоговые органы документов и/или иных сведений, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 126 НК РФ) 200 руб. за каждый непредставленный документ
Неправомерное непредставление в срок налоговикам сведений о налогоплательщике (плательщике взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы со сведениями о налогоплательщике (плательщике взносов) по запросу налогового органа, представление документов с заведомо недостоверными сведениями, кроме нарушений, предусмотренных статьей 126.1 НК РФ (п. 2 ст. 126 НК РФ) — 10 тыс. руб. для организации;
— 10 тыс. руб. для ИП;
— 1 тыс. руб. для физлица, не являющегося ИП
Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения (п. 1 ст. 126.1 НК РФ) 500 руб. за каждый представленный документ с недостоверными сведениями
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) в налоговый орган пояснений в случае непредставления в срок уточненной налоговой декларации (п. 3 ст. 88 НК РФ), кроме нарушений, предусмотренных ст. 126 НК РФ (п. 1 , 2 ст. 129.1 НК РФ) — в общем случае - 5 тыс. руб.;
— при совершении нарушения повторно в течение календарного года - 20 тыс. руб.
Неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком — физическим лицом в ИФНС сообщения о наличии у него объектов недвижимого имущества, транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения, при неполучении налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов (п. 3 ст. 129.1 НК РФ) 20% от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимости, транспортного средства, по которым не представлено (несвоевременно представлено) сообщение

Классификация налоговых правонарушений

Налоговые правонарушения можно классифицировать в соответствии с разными критериями.

По субъекту ответственности выделяют правонарушения, совершаемые:

  • только организациями;
  • организациями и ИП;
  • организациями, ИП и физическими лицами;
  • только физическими лицами.

По объему негативных последствий:

  • нарушения с материальным составом (когда бюджету наносится ущерб);
  • нарушения с формальным составом.

По причине совершения правонарушения:

  • в результате действия;
  • в результате бездействия.

Налоговые преступления и ответственность за их совершение

В определенных случаях к налогоплательщикам может быть применена за налоговые преступления. УК РФ предусматривает такие виды налоговых преступлений, как:

  • уклонение от уплаты налогов / сборов с физических лиц в крупном или особо крупном размере;
  • уклонение от уплаты налогов / сборов с организаций в крупном или особо крупном размере;
  • неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента в крупном или особо крупном размере;
  • сокрытие денежных средств или имущества организации (ИП), за счет которых должна быть взыскана недоимка по налогам и сборам.
Prev Next

Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка протоколом № 2 от 6 марта 2019 года утвердил размеры скидок от стоимости профессионального экзамена для ряда категорий соискателей: студенты, инвалиды, дети-сироты и...

Новая редакция профессионального стандарта «Бухгалтер»

Новая редакция профессионального стандарта «Бухгалтер», подготовленная группой разработчиков СПК ФР, утвержденная приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 103н от 21 февраля 2019 года зарегистрирована Министерством юстиции Российской...

Благодарность Скобара В.В

От имени Организационного Комитета Санкт-Петербургского Международного форума Труда - благодарность Скобара В.В. За помощь в подготовке и проведении Форума искренняя признательность.

Курс «Сертифицированный профессиональный бухгалтер - главный бухгалтер». 13 мая 2019 года начинается обучение в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Бухгалтер», по обобщенной трудовой функции «Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности» - код B/01.6...

Резолюция

Резолюция круглого стола Подготовка работников для экономики XXI века. Модели взаимодействия средних учебных образовательных учреждений с работодателями. Практики, подводные камни, проблемы. В качестве основных проблем подготовки работников для экономики XXI века...

В Рамках Санкт-Петербургского международного форума труда в конгрессно-выставочном центре «Экспофорум» 1 марта 2019 года состоялся круглый стол «Подготовка работников для экономики XXI века. Модели взаимодействия средних учебных образовательных учреждений с...

Внедрение профессиональных стандартов в организацию деятельности предприятия и их применение в сфере управления персонал…

Приглашаем руководителей, кадровиков предприятий, лиц самостоятельно занимающихся организацией работы коллектива и иных заинтересованные лиц на повышение квалификации по программе спецкурса: Внедрение профессиональных стандартов в организацию деятельности предприятия и их применение в сфере управления персоналом. (Всего...

В СПКФР состоялось обсуждение вопросов разработки и экспертизы КОС для проведения профессиональных экзаменов специалисто…

22 января 2019 года Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка провел обсуждение вопросов разработки и экспертизы комплектов оценочных средств для проведения профессиональных экзаменов специалистов финансового рынка.

О СОЗЫВЕ И ПРОВЕДЕНИИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ ЧЛЕНОВ НЕКОММЕРЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА «ПАЛАТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БУХГАЛТЕРОВ И АУДИ…

УВАЖАЕМЫЙ ЧЛЕН НЕКОММЕРЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА «ПАЛАТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ»! В соответствии с действующим законодательством РФ, Уставом НП «ППБА» настоящим уведомлением НП «ППБА» (далее также – «Палата») сообщает:

Министр Максим Топилин – о поддержке предпенсионеров, повышении зарплат бюджетникам, нацпроекте «Демография» в интервью …

Работодателей будут стимулировать заботиться о самочувствии подчиненных, оценивать риски их здоровью. Как и зачем это планируется делать, что будет с зарплатами и пенсиями россиян, не возникнет ли в России жесткой...

30 ноября 2018 года в честь профессионального праздника «День аудитора и бухгалтера Краснодарского края» праздничный концертный зал Краевой государственной филармонии им Г.Ф. Пономаренко при полном аншлаге, собрал лучших представителей...

6 декабря начал работу форум «Национальная система квалификаций России-2018». В первом дне приняли участие более 1100 человек - представители федеральных и региональных органов власти, объединений работодателей, профсоюзов, советов по профессиональным...

Актуальные вопросы сопряжения запросов рынка труда и системы подготовки кадров, в том числе в финансовой сфере, обсудили участники IV Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России». Мероприятие прошло 6 декабря в...

6 декабря начал работу форум «Национальная система квалификаций России-2018». В первом дне приняли участие более 1100 человек - представители федеральных и региональных органов власти, объединений работодателей, профсоюзов, советов по профессиональным квалификациям...

6 декабря 2018 года в рамках форума «Национальная система квалификаций России-2018» состоялась пленарная сессия «Развитие профессионального образования в национальной системе квалификаций». С докладами выступили представители федеральных органов управления образованием –...

Организатором Форума выступает Национальное агентство развития квалификаций под эгидой Национального совета при Пре зиденте Российской Федерации по профессиональным квалификациям при поддержке Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства просвещения...

29 октября 2018 г. на утверждение Президенту Российской Федерации Владимиру Путину направлена дорожная карта по развитию Национальной системы квалификаций в Российской Федерации на период до 2024 года. ...

XVIII Международная научно-практическая конференция в  г. Сочи

В городе Сочи с 12 по 16 октября 2018 г. прошла XVIII Международная научно- практическая конференция «Аудит, бухгалтерский учет, государственный финансовый контроль (надзор): вызовы, стратегия развития, решения». ...

Осень в разгаре, пора вспомнить и о повышении своей квалификации. Специально для Индивидуальных предпринимателей подготовлен семинар «ИП- сам себе «Главный бухгалтер», который состоится 20,21 ноября 2018 с 18 до 21ч. Стоимость семинара 5000 рублей. ...

C 12 по 16 октября 2018г. в г. Сочи будет проходить XVIII МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ на тему: «Аудит, бухгалтерский учет, государственный финансовый контроль (надзор): вызовы, стратегия развития, решения». Девиз конференции:...

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал, что созданная правительством межведомственная рабочая группа обсуждает вариант создания трех типов аккредитации - базовой, продвинутой и ведущей. При этом базовый вуз должен заместить значительную часть...

19 сентября в Администрации Президента Российской Федерации состоялось очередное заседание Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Объявлено о начале работы 3 новых советов по профессиональным квалификациям.

Пресс-конференция Конкурса для журналистов и редакций СМИ "Национальная система квалификаций в отражении российски…

16 октября 2018 года с 14.00 до 15.30 в здании РСПП состоится пресс-конференция Национального агентства развития квалификаций и Союза журналистов России - организаторов Конкурса СМИ «Национальная система квалификаций в отражении российских...

30 августа состоялось первое установочное совещание рабочей группы по разработке профессионального стандарта «Юрист». Группу возглавил и.о. председателя Профсоюза адвокатов России Григорий Абуков. Ассоциация участников финансового рынка СПКФР заявлена в числе разработчиков...

3 сентября 2018 года СПКФР провел обсуждение цифровых квалификаций специалистов финансового рынка. На обсуждении были рассмотрены разработанные цифровые компетенции специалистов на примере профессиональных стандартов «Бухгалтер», «Аудитор», «Внутренний контролер», «Специалист в...

23 августа 2018 года Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка провел заседание Рабочей группы по разработке профессиональных стандартов в сфере налогообложения.

26 июля 2018 года состоялась встреча Апелляционной комиссии СПКФР в новом составе. Алексей Сонин, председатель Апелляционной комиссии, представил новых членов комиссии, проинформировал членов Комиссии о роли и функциях, а также принципах...

На стратегической сессии Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка обсудили развитие института независимой оценки квалификации – центров оценки квалификаций (ЦОК). Предложены лучшие практики организации работы ЦОК. Мероприятие прошло 19 июля...

Как сообщил Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин, вопросы электронного кадрового документооборота Минтруд России прорабатывает в рамках программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и приоритетной программы «Повышение производительности труда...

14 июня Правительство России одобрило проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», подготовленный Минтрудом России..

7-8 июня 2018 года в Санкт-Петербурге состоялся XXVII Международный финансовый конгресс «Финансовая система: устойчивость для роста». В работе конгресса принял участие А.В.Мурычев, исполнительный вице-президент РСПП, председатель Совета по профессиональным квалификациям...

Международныя юбилейная научно-практическая конференция на тему: «Повышение эффективности сетевых институтов финансового мониторинга в снижении коррупционных рисков в экономике Евразийских стран» посвященная 25-летию Кыргызско-Российского Славянского университета (КРСУ), которая будет проходить с...

В рамках Всероссийской олимпиады профессионального мастерства, д.э.н., профессор Скобара Вячеслав Владимирович провёл обсуждение с присутствующими из разных регионов страны преподавателями учебных заведений актуальных вопросов

Опрос: "Повышение финансовой грамотности в трудовых коллектива"

В рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы Национальное агентство развития квалификаций (НАРК) совместно Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) и Банком России...

Состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка и Л…

18 апреля 2018 года в рамках Московского международного салона образования состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка в лице генерального директора Дианы Каримовны Маштакеевой и...

Состоялось совместное заседание Комиссий РСПП: по банкам и банковской деятельности; по финансовым рынкам; по страховой деятельности.

А.В.Мурычев, исполнительный вице-президент РСПП, член Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, 4 апреля 2018 года выступил на заседании Комитета Госдумы по образованию и науке по вопросу «Развитие...

22 марта состоялось общее отчетно-выборное собрание членов Ассоциации участников финансового рынка «Совет по развитию профессиональных квалификаций». На собрании рассмотрен отчет о деятельности Ассоциации в 2017 году и план работы на текущий...

21-23 марта 2018 года в Москве состоится ежегодная международная научно-методическая конференция «Образование будущего: новые кадры для новой экономики».

В Нижнем Новгороде прошла конференция «Национальная система профессиональных квалификаций Приволжского федерального округа: становление и развитие»

Темами для обсуждения на этот раз стали усиление роли системы профессионально-общественной аккредитации, увеличение полномочий региональных представительств СПКФР, развитие нормативной базы ЦОК, разработка и актуализация профстандартов.

23 ноября 2017 года Департамент учета, анализа и аудита проводит Круглый стол на тему «Обсуждение направлений реформирования аудиторской деятельности» по адресу: Москва, Финансовый университет, Ленинградский проспект, д.55, ауд. 213 (зал...

29 ноября 2017 - ежегодный проект «Клуб финансовых директоров»

Ежегодный проект «Клуб финансовых директоров», в рамках которого традиционно происходит комплексное обсуждение ключевых трендов экономики будущего года общих финансовых вопросов, разбор эффективных практик управления корпоративными финансами и современных инструментов привлечения...

1 декабря 2017 года в большом концертном зале здания государственной краевой филармонии г. Краснодара при поддержке администрации Краснодарского края, Международного института сертифицированных бухгалтеров и аудиторов, СРО аудиторов "Ассоциация содружество" (Москва)...

XVII Международная научно-практическая конференция в г. Сочи 13-17 октября 2017 года

В городе Сочи с 13 по 17 октября 2017 г. прошла XVII Международная научно-практическая конференция «Аудит, бухгалтерский учет, государственный финансовый контроль и надзор: накопленный опыт, тенденции, определение горизонтов развития».

Некоммерческому партнерству "Палата профессиональный бухгалтеров и аудиторов" 20 лет

Некоммерческому партнерству "Палата профессиональный бухгалтеров и аудиторов" 20 лет! Сегодня, 14 июля 2017, исполнилось 20 лет с момента создания профессионального объединения НП "Палата профессиональный бухгалтеров и аудиторов". Палата профессиональных бухгалтеров и аудиторов -...

Межрегиональная конференция по вопросам внедрения Национальной системы квалификаций в г. Калуга

18 июля 2017 года в городе Калуга состоится межрегиональная конференция по вопросам внедрения Национальной системы квалификаций.

Межрегиональная конференция по вопросам внедрения национальной системы квалификаций в Тюмени

5 июля 2017 года в г.Тюмень состоялась Межрегиональная конференция по вопросам внедрения национальной системы квалификаций на уровне субъектов Российской Федерации.

21 апреля 2017 состоялась Межрегиональная конференция «Профессиональные стандарты и образовательные программы: вектор и пути развития». Видеозапись мероприятия

Межрегиональная конференция «Профессиональные стандарты и образовательные программы: вектор и пути развития»

20-21 апреля 2017 года в здании СПбГЭУ и конгресс-отеле «Холидей Инн» в Санкт-Петербурге при поддержке Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, Минтруда России, Минобрнауки России, Международной ассоциации организаций...

20 марта 2017 года Международным институтом сертифицированных бухгалтеров был проведен Круглый стол-вебинар. Впервые в данном мероприятии приняли участие представители из двух профессиональных сообществ Некоммерческого партнерства «Международный институт сертифицированных бухгалтеров» и...

13 марта 2017 года в г.Краснодаре в целях оказания практической помощи в реализации Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.12.2016 года № 996/пр «Об утверждении формы проектной...

Санкт-Петербургский международный форум труда

15-17 марта 2017 года в конгрессно-выставочном центре "ЭКСПОФОРУМ" проходит международный форум труда, на котором в том числе обсуждаются вопросы оценки квалификации. Подробнее...

FinSkills Russia назовет лучших в профессии

Национальное агентство развития квалификаций совместно с Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка в этом году учреждает Всероссийский Конкурс профессионального мастерства специалистов финансового рынка FinSkills Russia (FSR). Презентация конкурса... Конкурс пройдет на базе Международной научно-методической конференции...

Член президентского совета Палаты профессиональных бухгалтеров и аудиторов Светлана Михайловна Бычкова приняла участие в…

Член президентского совета Палаты профессиональных бухгалтеров и аудиторов д.э.н, профессор Директор Института экономики СПбГАУ Светлана Михайловна Бычкова приняла участие в юбилейном конкурсе "Женщина года - 2017" в разделе "Наука и...

28 февраля 2017 года состоялся бесплатный бизнес-завтрак «Актуальные вопросы применения МСФО в России»

28 февраля 2017 года с 10.00 до 13.00 в Международном Деловом Центре «Нептун» прошел Бесплатный бизнес-завтрак «Актуальные вопросы применения МСФО в России».

Минфин установил приоритет МСФО над ПБУ

Министерство финансов опубликовало проект документа «Изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»». В действующем положении по бухгалтерскому учету такая отсылка содержится в пункте 7 – компании вправе обращаться к МСФО, если...

14 февраля 2017 года Национальным агентством развития квалификаций проведен первый консультационный вебинар

14 февраля 2017 года Национальным агентством развития квалификаций проведен первый консультационный вебинар.

Совещание с представителями советов по профессиональным квалификациям по вопросам организации работ в рамках Федеральног…

24 января 2017 года, состоялось совещание организованное Национальным агентством развития квалификаций совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Проведение независимой оценки квалификации

28 февраля 2017 года первый и единственный в Санкт-Петербурге Центр оценки квалификаций НП «Палата профессиональных бухгалтеров и аудиторов» планирует проведение независимой оценки квалификации по четырем квалификациям профстандарта «Бухгалтер».

Российское законодательство предусматривает финансовую, в том числе налоговую, административную, уголовную и дисциплинарную ответственность налогоплательщиков (плательщиков сборов) за совершенные ими налоговые правонарушения.

Финансовые санкции - это меры экономического воздействия, применяемые уполномоченными на то государственными органами и их должностными лицами к юридическим лицам за нарушение договорных обязательств, кредитной, расчетной, бюджетной, финансовой дисциплины и за ряд других нарушений.

Налоговая ответственность является разновидностью финансовой ответственности, которая наступает в результате совершения налогового правонарушения, а налоговая санкция является мерой ответственности за совершение указанного деяния. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в определенных размерах, зависящих от вида нарушения законодательства о налогах и сборах.

Административная ответственность. Под административной ответственностью как вида юридической ответственности следует понимать применение в установленном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами к нарушителям законодательства о налогах и сборах мер административного воздействия.

Уголовная ответственность. Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства применяется за наиболее опасные преступления, а именно за уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей в крупных и особо крупных размерах.

Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. В статье 108 НК РФ устанавливаются следующие условия привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений. 1. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом. 2. Никто не может быть повторно привлечен к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. 3. Предусмотренная настоящим Кодексом ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным кодексом РФ. 4. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает её должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ. 5. Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени. 6. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его вина не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.

5.Обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения

Законодательство установило как ряд положений, исключающих привлечение к ответственности лица виновного в совершении налогового правонарушении и положений, смягчающих ответственность налогоплательщика, так и положения, отягощающие эту ответственность. Согласно статье 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются: 1. Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств; 2. Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния; 3. Выполнение налогоплательщиком или агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции. При наличии хотя бы одного из вышеназванных обстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно статье 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются: 1. Совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; 2. Совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; 3. Иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими. Соответствующие налоги органы не могут самостоятельно увеличивать или уменьшать размеры штрафных санкций, такие полномочия остались только у судов. Бремя доказательства в суде факта смягчающих ответственность обстоятельств ложится на обвиняемое лицо, а отягчающих ответственность - на налоговые (таможенные) органы. Формулировки, которые законодатели предусмотрели в данной статье, не являются однозначно исчерпывающими и допускают различные толкования. Относятся эти формулировки только к физическим лицам, или могут быть распространены на организации? Очевидно, что отсутствие в статьях НК конкретизирующих признаков является аргументом в пользу их расширенного толкования. Кроме того, перечень обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, не является закрытым, поскольку существует возможность смягчения ответственности вследствие каких-то иных обстоятельств, что предусмотрено п.3 ст. 112. Важно отметить и тот факт, что хотя совершение аналогичного правонарушения отнесено к отягчающим ответственность обстоятельствам, определение аналогичности данного и ранее совершенных правонарушений остается неоднозначным.

Аналогичными могут быть признаны правонарушения, которые, хотя и могут быть отнесены к разным составам и статьям, но имеют общие квалифицирующие признаки, либо сходный характер действий виновного лица. При таком подходе правонарушения, предусмотренные разными пунктами одной статьи, и даже разными статьями, могут рассматриваться как аналогичные. Например, как аналогичные правонарушения могут трактоваться нарушение срока постановки на учет (ст. 117 НК РФ) и уклонение от постановки на учет (ст. 117 НК). С другой стороны, не аналогичными будут признаны такие правонарушения, как непредставление налогоплательщиком налоговому органу сведений о себе. Очевидно, что в силу неясности данного момента в законодательстве, толкование этих норм будет окончательно разрешено только арбитражной практикой.

Заключение

Складывающиеся реалии современной жизни наглядно демонстрируют, что процесс формирования нового налогового законодательства выявил особую актуальность вопросов ответственности за налоговые правонарушения. Неустранимая зависимость государственного бюджета по большей части от налоговых поступлений сделала такого рода ответственность краеугольным камнем системы налоговых правоотношений и потребовала ее четкой правовой регламентации.

Проведенная в процессе исследования системная аналитическая работа позволила сделать ряд важных заключений.

Так был обоснован тот факт, что финансовая ответственность - это самостоятельный вид юридической ответственности, структурно дифференцированный в свою очередь на бюджетную, налоговую, валютную и иные подвиды юридической ответственности. Правовый нормы, регулирующие общественные отношения в сфере финансовой ответственности, в своей совокупности образуют комплексный институт финансового права, и входят как в его общую, так и в особенную части отрасли.

В дальнейшем было установлено, что налоговая ответственность как теоретическая категория не носит комплексный характер. Вместо этого она представляет собой разновидность финансовой ответственности. Комплексной можно назвать ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, которая включает в себя меры не только и не столько налоговой (финансово-правовой), сколько административной и уголовной ответственности.

При освещении некоторых проблем, возникающих в процессе привлечения налогоплательщиков к ответственности за совершение налоговых правонарушений был рассмотрен комплекс необходимый поправок законодательства.

В целях соблюдения принципов справедливости, презумпции невиновности и равенства прав сторон налогового спора было предложено дополнить раздел VII Налогового кодекса РФ главой «Производство по пересмотру решений налоговых органов по жалобам налогоплательщиков в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами». Кроме того, сделан вывод о необходимости введения в налоговое законодательство института досудебного соглашения о сотрудничестве, при помощи которого налоговые органы получают возможность смягчить налогоплательщику тяжесть наказания, применяемого за совершение налогового правонарушения. Наконец, в работе обосновывается, что технические ошибки и опечатки, а также несущественные нарушения форм представления документов и иных сведений, не препятствующие налоговым органам осуществлять налоговый контроль, не должны являться основанием для привлечения к налоговой ответственности.

Эти и другие мер позволят, в известной степени, несколько улучшить ситуацию в налоговой сфере, в то же время не стоит питать иллюзий на этот счет.

Список литературы:

1.Налоговый Кодекс Российский Федерации, часть 1

2.Постатейный комментарий к Налоговому Кодексу РФ

3.Конституция Российской Федерации

4.Правовая система “КонсультантПлюс” (www.consultant.ru)

5."Налоги и налогообложение" - учебник для ВУЗов. Теория и практика налогообложения. Налоговое право. Налоговое планирование и контроль. Под редакцией доктора экономических наук профессора М. В. Романовского и профессора О. В. Врублевской. Издательство "Юпитер", Москва 2012 год.

Портал «Федеральная Налоговая Служба» (www.nalog.ru)

  • Налог как сложнейшая экономическая и правовая категория
    • Социально-экономическая сущность налогов в современном обществе
    • Понятия «налог» и «сбор», их разграничение
    • Функции налогов
    • Принципы налогообложения
      • Юридические и организационные принципы налогообложения
    • Классификация налогов
    • Обязательные и факультативные элементы налога
    • Сущность и классификация налоговых льгот
  • Налоговая система и налоговая политика государства
  • Налоговое администрирование как неотъемлемый атрибут налоговой системы
    • Понятие и сущность налогового администрирования
      • Функции налогового администрирования
    • Налоговые органы как центральное звено налоговых администраций
      • Функции налоговых органов
    • Модернизация налоговых органов - стратегическое направление совершенствования налогового администрирования
    • Взаимодействие таможенных и налоговых органов
    • Взаимодействие органов внутренних дел и налоговых органов
  • Реализация налоговыми органами основных полномочий налогового контроля
    • Формы налогового контроля
    • Постановка на учет налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов
    • Организация камеральных налоговых проверок
    • Организация выездных налоговых проверок
      • Действия по осуществлению налогового контроля, проводимые в процессе выездной налоговой проверки
      • Окончание выездной проверки и реализация ее результатов
    • Взыскание недоимок по налогам и сборам
  • Реализация прав и обязанностей налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов
    • Понятия «налогоплательщик», «плательщик сбора» и «налоговый агент»
    • Характеристика и обеспечение прав налогоплательщиков
      • Отсрочка или рассрочка по уплате налога
    • Обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов
    • Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов
  • Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах
    • Общая характеристика способов снижения налоговых обязательств
    • Ответственность за нарушения налогового законодательства
    • Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
    • Налоговые преступления и ответственность за их совершение
  • Характеристика налогов, сборов и страховых взносов Российской Федерации
    • Виды налогов и сборов современной России
    • Порядок установления, изменения и отмены федеральных, региональных и местных налогов и сборов
  • Федеральные налоги и сборы
    • Налог на добавленную стоимость
      • Плательщики НДС
      • Объект налогообложения НДС
      • Операции, не подлежащие обложению НДС
      • Налоговая база по НДС
      • Налоговые агенты по НДС
      • Налоговые ставки по НДС
      • Порядок исчисления НДС
    • Акцизы
    • Налог на доходы физических лиц
      • Доходы, не подлежащие налогообложению
      • Налоговые вычеты
      • Налоговые ставки
      • Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
    • Единый социальный налог
    • Налог на прибыль организаций
    • Налог на добычу полезных ископаемых
      • Налоговая база по НДПИ
    • Водный налог
    • Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов
    • Государственная пошлина
      • Порядок и сроки уплаты госпошлины
  • Региональные налоги
    • Транспортный налог
    • Налог на игорный бизнес
    • Налог на имущество организаций
  • Местные налоги
    • Земельный налог
      • Порядок исчисления земельного налога
    • Налог на имущество физических лиц
  • Специальные налоговые режимы
    • Упрощенная система налогообложения
      • Объекты налогообложения при УСН
      • Налоговый период при УСН
      • Особенности применения УСН индивидуальными предпринимателями на основе патента
    • Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности
      • Налогоплательщики ЕНВД
    • Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
      • Объектом налогообложения по ЕСХН
    • Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
      • Cпособы раздела продукции при выполнении соглашений о разделе продукции
  • Обязательные страховые взносы
  • Налоговое право зарубежных стран
    • Общая характеристика налогового права зарубежных стран
    • Налоговая политика и налоговое право зарубежных стран
    • Система источников налогового права зарубежных стран
    • Принципы налогового права зарубежных стран
    • Практика местного налогообложения за рубежом
    • Санкции за налоговые правонарушения в зарубежных государствах

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Раздел VI «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение» части первой НК РФ посвящен правовому описанию сущности понятия «налоговое правонарушение» и регламентации системы санкций за совершение налоговых правонарушений.

Элементы налогового правонарушения

Налоговое правонарушение - это виновно совершенное, противоправное (совершенное в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Элемены налогового правонарушения
Элемент налогового правонарушения
Определение, структура
1. Объект налогового правонарушения

Урегулированные и защищенные законом общественные ценности и блага, которым наносится вред соответствующим противоправным действием (бездействием). Его составные части:

установленный законом порядок исчисления и уплаты налогов и сборов;

порядок осуществления налоговой отчетности;

порядок учета налогоплательщиков;

порядок осуществления налогового контроля


2. Объективная сторона
Противоправное действие (бездействие) субъекта правонарушения, за которое нормами НК установлена ответственность, его юридически нежелательные результаты для публичного правопорядка в сфере налогообложения и юридически значимая причинная связь между ними
3. Субъективная сторона
Юридическая вина правонарушителя в форме умысла или неосторожности
4. Субъект
Лицо, совершившее правонарушение: налогоплательщик, плательщик сборов, налоговый агент, лица, способствующие осуществлению налогового контроля (эксперт, переводчик, специалист и пр.)

Рассмотрим подробно основные принципы ответственности за совершение налоговых правонарушений, которые представлены на рисунке.

Принцип законности заключается в том, что ответственность за совершение налогового правонарушения может наступать лишь по основаниям и в порядке, предусмотренном НК РФ.

Принцип однократности наказания реализуется путем исполнения ч. 1 ст. 50 Конституции РФ, согласно которой установлена правовая гарантия защиты конституционных прав физических и юридических лиц от налоговых репрессий. В соответствии с принципом однократности наказания никто не может быть повторно привлечен к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. При этом повторным следует считать привлечение к ответственности за деяние, в связи с которым имеется неотмененное постановление налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении его к налоговой ответственности.

Принцип персональной ответственности руководителя организации за нарушение налогового законодательства сводится к тому, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательством.

Принцип неотвратимости уплаты законно установленного налога означает, что привлечение виновного лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающуюся сумму налога.

Принцип презумпции невиновности означает, что каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда, вынесенным по иску налогового органа о взыскании налоговой санкции. Он не обязан доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию виновности налогоплательщика возлагается на налоговый органы.

Общеправовая презумпция невиновности закреплена в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ, а налоговая презумпция - в п. 6 ст. 108 НК. Кроме того, все неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика в совершении налогового правонарушения толкуются в пользу налогоплательщика.

Как уже упоминалось ранее, единственной мерой ответственности за совершение налогового правонарушения названа налоговая санкция, которая устанавливается и применяется в виде денежных взысканий (штрафов). Наложение налоговой санкции носит имущественный характер и связано с принудительным изъятием части собственности налогоплательщика. Согласно Конституции РФ и Налоговому кодексу РФ взыскание штрафов за совершенные налоговый правонарушения производится только в судебном порядке.

До обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить сумму налоговой санкции. Если эта процедура не выполнена, то суд возвращает исковое заявление согласно п. 1 ст. 108 АПК РФ по основанию несоблюдения истцом досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком.

Налоговые органы вправе обратиться в суд с иском о взыскании санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (ст. 104, 105, 115 НК). Исковое заявление в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а в отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса РФ.

К смягчающим ответственность обстоятельствам относятся:

  • совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств (применяется только в отношении к физическим лицам);
  • совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  • тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности;
  • иные обстоятельства, которые налоговым органом или судом могут быть признаны смягчающими ответственность. Например, обстоятельством, смягчающим ответственность, может быть признано самостоятельное выявление и исправление налогоплательщиком ошибок в налоговой декларации и подача в налоговый орган заявления о ее дополнении и изменении.

При наличии отягчающих обстоятельств размер штрафа увеличивается на 100%. Это происходит прежде всего при совершении налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. Если одно и то же лицо совершило два и более налоговых правонарушения, то налоговый санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

В соответствии со ст. 109 НК лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из обстоятельств, отраженный на рисунке.

Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения составляет три года, по истечении которого налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за его совершение.

При этом срок исковой давности исчисляют двумя способами:

  • со дня, следующего за окончанием налогового периода, в котором было совершено налоговое правонарушение. Применяется в отношении налоговый правонарушений, предусмотренных ст. 120 и 122 НК;
  • со дня совершения налогового правонарушения. Применяется в отношении всех остальные налоговый правонарушений.

В соответствии со ст. 111 НК обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения , признаются:

  • совершение деяния вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (данные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и пр.);
  • совершение деяния налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в болезненном состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчет в своих действиях (это доказывается представлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);
  • выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти, (уполномоченным должностным лицом) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания этих документов);
  • иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, как исключающие вину лица.

Налогоплательщик имеет право самостоятельно исправлять ошибки, допущенные им при учете объекта налогообложения, исчислении и уплате налогов и сборов. Если исправление ошибки произведено до ее выявления налоговым органом, это может служить обстоятельством, исключающим ответственность за налоговое правонарушение, совершенное умышленно. Если исправление произведено в короткий срок после выявления ошибки налоговым органом, это может быть учтено в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность.

Все нарушения налогового законодательства по кругу участников, их совершающих, можно условно разделить следующим образом:

  • общие, которые совершаются широким кругом участников правоотношений;
  • специальные, совершаемые отдельными субъектами, например банками (кредитными организациями).

Общие налоговые правонарушения направлены против установленного порядка уплаты налогов и сборов. При этом ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, представленных в таблице.

Ответственность за налоговые правонарушения
Статья НК
Вид правонарушения
Налоговая санкция (штраф на налогоплательщика)
116 п. 1
Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения
5 тыс. руб.
116 п. 2
Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней
10 тыс. руб.
117 п. 1
Осуществление предпринимательской деятельности без постановки на учет в налоговом органе
10% полученных за этот период доходов, но не менее 20 тыс. руб.
117 п. 2
Осуществление предпринимательской деятельности без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней
20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней, но не менее 40 тыс. руб.
118
Нарушение срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета в банке
5 тыс. руб.
119
Непредставление в установленный срок в налоговый орган по месту учета налоговой декларации:

при нарушении срока до 180 дней;

при нарушении срока более 180 дней


5% суммы налога, подлежащей уплате по этой декларации, за каждый просроченный месяц, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.

30% суммы налога, подлежащей уплате, и 10% суммы налога за каждый просроченный месяц начиная со 181-го дня


120
Грубое нарушение учета доходов, расходов и объектов налогообложения:

совершенное в течение одного налогового периода;

совершенное в течение более одного налогового периода;

повлекшее занижение налоговой базы


5 тыс. руб.

15 тыс. руб.

10% суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб.


122
Неуплата или неполная уплата сумм налогов (сборов) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).

Те же деяния, совершенные умышленно


20% неуплаченной суммы налога (сбора)

40% неуплаченной суммы налога (сбора)


123
Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом
20% суммы налога, подлежащей перечислению
125
Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест
10 тыс. руб.
126 п. 1
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) документов и (или) иных сведений, предусмотренных налоговым законодательством
50 руб. за каждый непредоставленный документ
126 п. 2
Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от их представления либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями
5 тыс. руб.

Кроме ответственности непосредственно налогоплательщиков (плательщиком сбора, налоговых агентов) в Налоговом кодексе РФ установлены также налоговые санкции для других участников налоговых отношений.

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин свидетеля, вызываемого по делу о налоговом правонарушении, влечет наложение на него штрафа в размере 1 тыс. руб., а при неправомерном его отказе от дачи показаний или даче заведомо ложных показаний - 3 тыс. руб. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки влечет наложение на него штрафа в размере 500 руб., а при даче заведомо ложного заключения (заведомо ложного перевода) - 1 тыс. руб.

Специальные налоговые правонарушения направлены против установленного порядка функционирования налоговой системы. Точность и полнота соблюдения банками норм налогового законодательства в ходе осуществления банковской деятельности в части соблюдения порядка открытия счетов, сроков исполнения поручений о перечислении налогов и сборов в бюджет имеют огромное значение для успешного функционирования налоговой системы страны.

Налоговый кодекс РФ предусматривает следующие подлежащие наказанию противоправные деяния банков, прямо или косвенно ведущие к нарушению функционирования налоговой системы страны (глава 18):

  • нарушение порядка открытия счета налогоплательщику;
  • нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога и сбора;
  • неисполнение решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;
  • неисполнение решения о взыскании налога и сбора, а также пеней;
  • непредставление налоговым органам сведений о финансово- хозяйственной деятельности налогоплательщиков - клиентов банка.
Бизнес идеи