Законодательная база российской федерации. Положение о правилах осуществления перевода денежных средств Положение номер 383 п

1

В статье рассматриваются изменения в проведении платежных операций коммерческими банками в свя-зи с введением нового нормативного документа Банка России – Положения №383П, введенного в дей-ствие в связи с принятием в 2011 г. закона «О национальной платежной системе». Подробно проанали-зированы внесенные Регулятором изменения в действие форм безналичных расчетов: они дополнены. Узаконены банковские операции, связанные с расчетами с помощью электронных денежных средств. Еще более приближены к международным стандартам стали расчеты с помощью аккредитивов и пере-водов денежных средств по требованию получателя – прямое дебетование. Однако, несмотря на введен-ные изменения в правовую составляющую расчетных операций, коммерческие банки подчас сталкива-ются с разными толкованиями одних и тех же понятий в разных правовых актах. Вследствие этого на практике банкам подчас приходится решать проблемы в судебных инстанциях в правомочности своих действий. О том, какие проблемы существуют в действующем законодательстве относительно платежных операций и о том, как их решать, говорится в проведенном исследовании.

расчеты и платежи.

электронные деньги

безналичные расчеты

прямое дебетование

перевод денежных средств

платежные системы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Часть 2 от 26.01.1996 № 14-ФЗ Гла-ва 46. (http://www.grazkodeks.ru/glava/gzk-glava-46/).

2. Закон «О национальной платежной системе» № 161 ФЗ от 27.06.2011. – «Российская газе-та» от 30.06.2011, Федеральный выпуск № 5515.

3. Закон «О финансовой аренде (лизинге)» №83ФЗ от 08.05.2010. – «Российская газета» от 12.05.2010, Федеральный выпуск № 5179.

4. Положение ЦБ РФ №222-П «Об осуществлении безналичных расчетов физическими ли-цами в РФ» от 01.04.2002.

5. Положение ЦБ РФ №383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» от 29.06.2012.

6. Доклад Жадобина А. В. на заседании Комитета по платежным системам и банковским переводам Ассоциации банков Северо-Запада, состоявшийся 31.10.2012.

7. Directive of Evropean Parliament and of and the Concil 2000|46|EC of18/09/2000 “ On the tak-ing up, Prudential supervision of the business of the business of electronic money institu-tions”//OJL.275,27.10.2000)Art.1).

Больше года назад вступил в силу Федеральный закон № 161 ФЗ «О национальной платежной системе», который дает широкие полномочия участникам платежного рынка. Регулятор, в свою очередь, летом этого года выпустил ряд нормативных документов, касающихся различных вопросов как функционирования системно значимой платежной системы Банка России, так и всех прочих платежных систем.

В составе выпущенного пакета нормативных актов один из основополагающих документов, касающихся практически всех субъектов расчетных правоотношений, - это Положение № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств», пришедшего на смену Положению №2-П «О безналичных расчетах на территории РФ». Анализируя новый стандарт , в первую очередь, следует сделать вывод, что с использованием новых современных технологий, которые коснулись сегодня всех отраслей экономики, и банковская система не является при этом исключением, в основе всей деятельности платежных систем лежит не обслуживание безналичных расчетов, а осуществление перевода денежных средств операторами платежных систем, проводимых в той или иной форме. Таким образом, произошло расширение спектра деятельности банков в области платежных систем, которое закреплено теперь на законодательном уровне, а именно порядок осуществления расчетов электронными деньгами . Кроме того, данный документ четко определил перечень организаций, которые могут осуществлять «перевод денежных средств», т.к. данный термин, введенный законом 161 ФЗ, в российском правовом поле ранее был никак не обозначен.

Согласно данному документу, теперь операторы платежных систем могут определять форму платежно-расчетных документов в зависимости от статуса клиентского перерода. Т.е. клиент дает распоряжение по осуществлению перевода денежных средств, которое может быть представлено в следующих формах расчетных документов: платежного поручения; инкассового поручения; платежного требования и платежного ордера . Однако, учитывая, что при этом определены 6 форм безналичных расчетов (ранее 4 формы), а именно: расчеты платежными поручениями; расчеты по аккредитиву; расчеты инкассовыми поручениями; расчеты чеками; расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование); расчеты в форме перевода электронных денежных средств, оператор может сам выбирать форму распоряжения клиента, при условии, если распоряжение на перевод не предполагает использования вышеперечисленных стандартных форм расчетных документов. Форма распоряжения должна быть описана во внутрибанковских документах (данная норма вступает в силу с 07.2013 г.). Таким образом, кредитным организациям даны большие возможности для удовлетворения потребностей клиентов по предоставлению последним всех имеющихся на рынке платежных услуг.

Кроме того, поскольку аккредитивная форма расчетов не предполагает теперь применение строго определенного конкретного формата расчетного документа, банки могут использовать все многообразие условий данной формы расчетов, в том числе применяя международные стандарты расчетов по аккредитиву (Универсальные правила и Обычаи для Документарных аккредитивов UPS 600). Таким образом, регулятор предоставил возможность банкам самим определять имеющиеся возможности в оказании данного вида расчетных услуг.

Что касается такой формы расчетов, как прямое дебетование, здесь Регулятор аналогично аккредитивной форме расчетов попытался определить ее в соответствии с международным подходом к операциям по переводу денежных средств по требованию получателя. В целом, данная форма по-прежнему относится к расчетам по инкассо , однако имеют место изменения в понятийном аппарате платежных инструментов и частично непосредственно в самой форме расчетов, а именно: упразднен формат документа по аккредитиву, его форма стала произвольной, необходимо лишь наличие обязательных реквизитов на его соответствие.

Рассмотрим новую форму безналичных расчетов - расчеты в виде перевода электронных денежных средств. Уточним, что непосредственно операции с таким инструментом, как перевод электронных денег, появились на рынке уже сравнительно давно. Однако правовой статус данная форма расчетов обрела лишь сегодня. Повсеместное развитие данной формы расчетов в банках началось с появлением ДБО . Сегодня обороты рынка электронных денег составляют порядка 60 млрд рублей . Относительно нормативно-законодательной основы данной формы расчетов можно сказать следующее. Законом 161ФЗ определено 2 понятия: электронные денежные средства и электронное средство платежа. В чем состоит различие данных понятий.

Согласно ст.3 Закона 161 ФЗ электронные денежные средства - это, прежде всего, электронные денежные средства, которые имеют свои особенности, а именно:

  1. они должны быть предварительно предоставленные клиентом (потенциальным плательщиком) другому лицу;
  2. этим другим лицом может являться банк, финансовая организация или другой оператор платежных систем, который выступит в качестве потенциального посредника в расчетах. При этом он будет производить данную операцию без открытия банковского счета клиента-плательщика;
  3. и последнее, перевод электронных денег в адрес третьих лиц возможен только при условии, что субъект платежных правоотношений, а именно получатель данных денежных средств имеет право использовать данную форму расчетов.

В целом, следует согласиться с тем, что, несмотря на сложность определения данного понятия, наконец-то появилось определение электронных денег на законодательном уровне.

Уточним, согласно Директиве ЕС понятие электронных денег включает в себя: денежную стоимость, представляющую собой требование к эмитенту, которая:

  1. хранится на электронном устройстве;
  2. эмитируется после получения денежных средств в размере не менее объема принимаемых на себя обязательств;
  3. принимается в качестве средств платежа не только эмитентом, но и другими фирмами» .

На наш взгляд, оно более понятно и более четко отражает сущность данного платежного инструмента. В нем сосредоточено одновременно и состав данного носителя, и его экономическое содержание.

Вернемся, однако, к российскому законодательству. Как упоминалось выше, Законом 161-ФЗ определено еще одно понятие, касающееся данной формы расчетов, - понятие электронного средства платежа . В Законе значится, что электронное средство платежа - средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием различных телекоммуникационных средств передачи информации, в том числе платежных карт, а также других технических устройств. Таким образом, мы видим, что понятие электронных денег согласно российскому законодательству определяется совокупностью двух этих понятий: переводом электронных денежных средств с использованием электронных средств платежа.

Перевод денежных средств (в т.ч. электронных) кредитные организации осуществляют двумя способами: с открытием банковских счетов и без их открытия (п.1.4 Положения ЦБ РФ № 383П - далее по тексту: Правила…). В позициях 3, 4, 5, 6 данного пункта четко определен и поименован перечень банковских операций, совершаемых с использованием электронных денег, а именно:

  • для перевода электронных денежных средств можно осуществлять их прием наличными исключительно от физических лиц и, наоборот, при переводе электронных денег выдача их банком может быть осуществлена наличными, опять же только физическим лицам;
  • кроме того, при условии, если имеется остаток электронных денежных средств, банки не имеют права начислять на них проценты (в этом случае должна быть произведена операция по размещению денежных средств). Хотя на другие остатки денежных средств, находящихся на банковских счетах, такие, например, как текущие счета, счета до востребования и т.д., проценты могут начисляться.

Следует также остановиться на следующих изменениях, внесенных в понятийный аппарат платежных взаимоотношений. Данным документом (Положением №383П) наблюдается отождествление понятий платежные (расчетные) документы, однако, если обратиться к международной практике проведения платежно-расчетных операций, следует помнить, что существует понятие платежа как выполнения должником своих обязательств посредством безотзывной передачи кредитору приемлемого для него требования. И понятие расчета как окончательного урегулирования обязательств сторон и представляющего собой завершение платежной операции, т.е. поступления средств на банковский счет кредитора. Возникает вопрос: почему в анализируемом документе не учтены разночтения данных понятий?!

В ГК значится понятие - расчетные операции (ч.2,гл.46, ст.866,874 и т.д.), в некоторых нормативных документах аналогичные операции названы платежными. В Положении № 383 отождествление данных операций произведено, чтобы не было разногласий. Вероятнее всего именно на эти аспекты ориентировались разработчики данного документа.

Следует остановиться также на определении длительного поручения клиента (п.1.15). Такая норма имела место ранее в Положении ЦБ РФ №222П и касалась только физических лиц. Теперь эта норма относится ко всем субъектам расчетных правоотношений и к физическим, и к юридическим лицам. В рамках дорегулирования данного вопроса определено, что событие (условие) относительно длительного поручения клиента-плательщика банку плательщика может носить как разовый, так и периодический характер. Также может иметь место длительное распоряжение клиента-получателя банку-получателя о зачислении денежных средств клиенту получателю. При этом данные поручения являются не обязанностью, а правом Банка.

Следует отдельно остановиться на бумажных и электронных формах платежных (расчетных) документов. Форма документа при переводе денежных средств определяется инициатором платежа. Если имеет место электронная форма документа при осуществлении платежной операции, вся информация о платеже хранится в банке в электронном виде и может быть воспроизведена на бумажном носителе при необходимости, например, по запросу (п.1.23 Правил…). Уточним, что Положением 383П определены стандарты расчетных документов (приложения 2-10 Правил…). Однако в практике работы Сбербанка России платежный документ не формируется в конкретной форме безналичных расчетов, как например, платежном поручении, определенной для документов данного вида, а распечатывается чек о проведенной операции. Такая форма предусмотрена наличием индивидуальных внутренних технологий осуществления перевода денежных средств. Однако при необходимости Сбербанк также формирует платежный документ со всеми присущими данному виду реквизитами определенной формы безналичных расчетов.

Согласно п.2.3 Правил распоряжение клиента может быть удостоверено правом собственноручной подписи, ее аналога, электронной подписи, различных кодов или паролей. С нового 2013 года, согласно новому закону о бухгалтерском учете, платежные документы юридических лиц будут являться действительными без подписи главного бухгалтера. Таким образом, контрольная подпись главного бухгалтера на платежных документах отменяется. Мы видим реформирование института второй подписи, она будет существовать независимо и может быть предоставлена любому ответственному лицу.

Изменения коснулись срока действия расчетных документов. Документы теперь действительны в течение 10 дней, включая день его выписки. Ранее звучало: «…не считая дня его выписки».

Более широкое действие определено для платежного ордера, который может применяться и клиентом и банком при проведении расчетных операций по обоюдному согласию.

При расчетах по инкассо, изменился подход к акцепту платежных документов. При использовании такой формы, как прямой дебет (п.5.10 Правил…), стало необходимым наличие акцепта. Акцепт может быть дан в двух формах: 1) заранее данный акцепт; 2) последующий акцепт. Механизм, использующийся при этом, исключительно договорной и определяется сторонами заключаемой сделки.

При использовании в расчетах инкассовых поручений следует обращать внимание на следующие обстоятельства. Если в основном договоре, заключаемом между клиентом и банком, не предусмотрено предоставление банку права исполнения данной банковской операции, банк имеет право ее не исполнять.

Однако в п.1 ст.13 Закона «О лизинге» сказано, что при просрочке лизинговых платежей можно направлять в Банк лизингополучателя требования об уплате платежа от клиента-лизингополучателя. Не уполномоченное лицо может выставить платежный документ в погашение сумм по лизинговым платежам, банк в этом случае имеет право затребовать дополнительные документы касательно данной лизинговой сделки, чтобы убедиться в правомочности данного списания, и только в этом случае может принять решение об уплате или отклонении выставленного требования.

В практике работы банков встречались случаи, когда банки исполняли выдвинутые требования по лизинговым платежам, а затем имели судебные иски от своих клиентов в неправомочности данных списаний. К сожалению, согласно существующему законодательству, банк обязан выполнить выставленное требование на списание лизинговых платежей (п.7.4 Правил…) , но в случае предъявления поддельных документов банк никак не защищен и будет вынужден решать данный вопрос о правомочности списания в судебном порядке, поэтому прежде чем совершить данную операцию, необходимо тщательно проверить правомочность выставляемых к списанию документов.

Изменения коснулись и картотеки. Ранее существовала картотека № 1, связанная с особенностями документооборота, и в ней учитывались документы, ожидающие акцепта, и картотека №2, в которую помещались не оплаченные в срок документы в связи с отсутствием денежных средств на счете плательщика. Теперь существуют 3 вида учета: вместо картотеки № 1 можно вести бессистемный учет, поскольку согласно Положению №383П должен быть в обязательном порядке дан акцепт о платеже.

Другая очередь связана с приостановлением в соответствии с федеральным законом операций по банковскому счету плательщика. Те распоряжения, которые находятся в очереди не исполненных в срок распоряжений, на которые распространяется приостановление, помещаются в очередь распоряжений, ожидающих разрешения на проведение операций. Теперь это отдельная очередь. Последняя очередь по-прежнему связана с ожиданием акцепта плательщика.

Остановимся еще на одной из форм безналичных расчетов - чеках. Положением №383П форма данного документа теперь также не определена, как и для аккредитива, однако, по-прежнему определен набор обязательных реквизитов для этих форм расчетов.

И последнее, на что хотелось бы обратить внимание. При идентификации плательщика/получателя электронных денежных средств, согласно Положению, должно иметь место 2 реквизита, один из которых - номер счета, а второй - определяется банком. Этим реквизитом может быть ФИО, либо ИНН и т.д. Ранее обязательным реквизитом считались фамилия, имя, отчество клиента, и многие банки выступают сегодня за возвращение прежних условий.

Помимо этого, есть разногласия между Положением №383П и 161ФЗ в сроках хранения информации при переводе электронных денежных средств, что, безусловно, требует единообразия.

Многие общественные организации, как, например, Комитет по платежным системам при Ассоциации банков Северо-Запада, сегодня выступают с предложениями о введении единого подхода в стандартах по платежным операциям, что, безусловно, является оправданным, и банки будут иметь меньше рисков, связанных с платежами.

Рецензенты:

Радковская Н. П., д.э.н., профессор, профессор кафедры банковского дела СПбГУЭиФ, г. Санкт-Петербург.

Лебедева М. Е., д.э.н., доцент, профессор кафедры банковского дела СПбГУЭиФ, г. Санкт-Петербург.

Согласно 383П одной из форм расчетов теперь официально значится расчеты с помощью перевода электронных денежных средств

П.1.10 Положения № 383 П. Формы документов приведены в приложениях 1 и 8 к данному Положению. Данные распоряжения применяются в рамках форм безналичных расчетов, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего Положения. Формы платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера на бумажных носителях приведены в приложениях 2, 4, 6 и 9 к Положению № 383П

ДБО - дистанционное банковское обслуживание.

Электронные денежные средства - денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа. При этом не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций.

Библиографическая ссылка

Байдукова Н.В. КОММЕНТАРИЙ К ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ БАНКА РОССИИ № 383П «О ПРАВИЛАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕРЕВОДА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ» В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8382 (дата обращения: 10.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Вопрос: О заполнении платежного поручения для перевода платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Ответ:

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент национальной платежной системы рассмотрел письмо, касающееся государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее — ГИС ЖКХ), и в пределах своей компетенции сообщает следующее.
Согласно Положению Банка России от 19.06.2012 N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» (далее — Положение N 383-П) кредитные организации осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов в рамках применяемых форм безналичных расчетов, в том числе в уплату платежей за жилое помещение и коммунальные услуги, на основании распоряжений о переводе денежных средств (далее — распоряжения), предусмотренных пунктами 1.10 и 1.11 Положения N 383-П.
Приложением 1 к Положению N 383-П установлен порядок указания информации в реквизитах платежного поручения, в том числе платежного поручения на общую сумму с реестром, согласно которому сумма платежа, необходимая информация о плательщике, получателе средств, обслуживающих их банках указывается в соответствующих реквизитах, в реквизите «Назначение платежа» может указываться любая необходимая информация о платеже, к которой относятся в том числе сведения о потребителе и адресе помещения, в реквизите «Код» в соответствии с пунктом 1.21.1 Положения N 383-П — уникальный идентификатор платежа в случаях его присвоения получателем средств или в соответствии с федеральным законом, нормативными правовыми актами Российской Федерации. Реквизиты реестра устанавливаются кредитной организацией с учетом требований пункта 1.20 Положения N 383-П.
Примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методические рекомендации по ее заполнению утверждены приказом Минстроя России от 29.12.2014 N 924/пр. Указанный платежный документ в настоящее время используется в качестве распоряжения, предусмотренного пунктом 1.11 Положения 383-П, и является основанием для составления кредитной организацией распоряжения с учетом требований пункта 1.22 Положения N 383-П.
Что касается перечисленных в письме идентификаторов, то их значность соответствует максимальному количеству символов (25 символов) реквизита «Код» платежных поручений в электронном виде, установленному в приложении 11 к Положению N 383-П. По нашему мнению, единый лицевой счет и идентификатор жилищно-коммунальных услуг могут не указываться в реквизите «Назначение платежа» платежного поручения при указании в реквизите «Код» идентификатора платежного документа, включающего единый лицевой счет и идентификатор жилищно-коммунальных услуг.

Действует Редакция от 09.01.2013

ПИСЬМО ЦБ РФ "ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ БАНКА РОССИИ ОТ 19.06.2012 N 383-П "О ПРАВИЛАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕРЕВОДА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ"

Вопрос: Каким образом должен быть оформлен заранее данный акцепт. Какая информация обязательно должна содержаться в заранее данном акцепте (условия о сумме, порядке ее определения, сроке и т.д.)?

Ответ: При оформлении заранее данного акцепта плательщика следует руководствоваться требованиями пункта 3 статьи 6 Федерального закона "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон о НПС), согласно которому акцепт плательщика может быть дан в договоре между обслуживающим плательщика оператором по переводу денежных средств и плательщиком либо в виде отдельного документа или сообщения, с учетом предъявляемых к содержанию акцепта требований, установленных пунктами , , статьи 6 Федерального закона о НПС.

В соответствии с п. 2.9.1 Положения Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" (далее - Положение N 383-П), заранее данный акцепт плательщика может быть дан с указанием, в том числе, суммы акцепта или порядка ее определения. При этом требования к порядку определения суммы заранее данного акцепта Положением N 383-П не установлены. Плательщик вправе самостоятельно указать порядок определения суммы заранее данного акцепта. Стороны в договоре вправе указать на возможность предъявления любыми или указанными плательщиком получателями средств в банк платежных требований, как на конкретную сумму, так в сумме предъявленных требований.

При оформлении заранее данного акцепта следует учитывать нормы части 14 статьи 6 Федерального закона о НПС, согласно которым при невозможности проверки требования получателя средств условиям заранее данного акцепта плательщика обслуживающий плательщика оператор по переводу денежных средств обязан возвратить требование получателя средств без исполнения, если договором не предусмотрена обязанность обслуживающего плательщика оператора по переводу денежных средств в указанном случае запросить акцепт плательщика.

Вопрос: Требуется ли получение акцепта при избрании в договоре между банком плательщика и плательщиком такой формы расчетов, как расчеты по инкассо?

Ответ: Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона о НПС оператор по переводу денежных средств осуществляет списание денежных средств с банковского счета плательщика с его согласия (акцепта плательщика) по распоряжению получателя средств. Соответственно, акцепт как понятие возникает только при расчетах в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование), поэтому получение акцепта не требуется при расчетах инкассовыми поручениями.

Вопрос: В какой форме банк может уведомить получателя средств об отказе от акцепта плательщика или неполучении акцепта плательщика по платежному требованию. Может ли банк в качестве уведомления использовать экземпляр платежного требования, с указанием на оборотной стороне платежного требования причины возврата?

Ответ: Положение N 383-П не содержит требований к форме уведомления в электронном виде или на бумажном носителе, направляемом банком плательщика отправителю распоряжения при отказе от акцепта плательщика или неполучении акцепта плательщика по платежному требованию, при этом пунктом 2.9.2 Положения N 383-П предусмотрено обязательное указание в уведомлении даты и проставление на уведомлении на бумажном носителе штампа банка и подписи уполномоченного лица банка.

В соответствии с пунктом 1.11 Положения N 383-П кредитная организация может установить форму уведомления в электронном виде, на бумажном носителе или в качестве уведомления использовать экземпляр распоряжения на бумажном носителе, в котором указана дата, причина возврата, проставлен штамп банка и подпись уполномоченного лица банка.

Вопрос: Какая из форм безналичных расчетов может быть применена при списании денежных средств с банковского счета в случае возникновения задолженности перед поставщиком?

Ответ: В соответствии со статьей 862 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) стороны по договору вправе избрать и установить в договоре любую из форм расчетов, указанных в ГК РФ, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

При осуществлении безналичных расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств применяется платежное требование, которое принимается к исполнению и исполняется банком плательщика при наличии заранее данного акцепта плательщика или получении акцепта плательщика. При этом право получателя средств предъявлять требования к банковскому счету плательщика должно быть предусмотрено договором между банком плательщика и плательщиком.

Стороны в основном договоре вправе указать на возможность предъявления получателем средств в банк платежных требований с заранее данным акцептом плательщика. Условия заранее данного акцепта вытекают из основного договора между плательщиком и получателем средств.

Платежное требование используется, как правило, при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, установленных основным договором.

При осуществлении перевода денежных средств в форме расчетов инкассовыми поручениями применяется инкассовое поручение при наличии в договоре банковского счета между плательщиком и банком плательщика условия о списании денежных средств с банковского счета плательщика и представлении им сведений о получателе средств, имеющем право предъявлять инкассовые поручения, об обязательстве плательщика и основном договоре, в том числе в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Инкассовые поручения применяются в случаях взыскания денежных средств в соответствии с законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции, для взыскания по исполнительным документам, а также могут применяться в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору.

При осуществлении безналичных расчетов стороны по договору вправе использовать как платежные требования с заранее данным акцептом при наличии заранее данного акцепта плательщика в отношении данных требований получателя, так и инкассовые поручения при наличии в договоре банковского счета условия о списании денежных средств со счета плательщика в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору.

Вопрос: Вправе ли банк принять решение об использовании формы платежного поручения, установленной Положением N 383-П , при осуществлении клиентами банка переводов в иностранной валюте? Каков порядок заполнения реквизитов в этом случае?

Ответ: Положение N 383-П устанавливает правила осуществления перевода денежных средств банками на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации.

Кредитная организация вправе принять решение о использовании в целях осуществления перевода денежных средств в иностранной валюте как форм, установленных Банком России, так и иных форм распоряжений, утвержденных внутренними документами кредитной организации.

В случае использования платежного поручения, установленного Положением N 383-П , порядок его составления устанавливается кредитной организацией с учетом требований законодательства, регулирующего осуществление перевода денежных средств в иностранной валюте на территории Российской Федерации, при этом счета, указанные в платежном поручении, должны соответствовать валюте, в которой осуществляется перевод денежных средств.

Вопрос: Каков порядок заполнения реквизита платежного поручения " Назначение платежа" и какие действия осуществляет кредитная организация при поступлении платежного поручения, оформленного с нарушением установленного порядка?

Ответ: Положением N 383-П установлено, что перевод денежных средств осуществляется банками по распоряжениям клиентов, в том числе применяемым в рамках форм безналичных расчетов.

Согласно приложению 1 к Положению N 383-П " Перечень и описание реквизитов платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования" в значении реквизита 24 " Назначение платежа" указываются назначение платежа, наименование товаров, работ, услуг, номера и даты договоров, товарных документов, а также может указываться другая необходимая информация, в том числе, в соответствии с законодательством, включая налог на добавленную стоимость.

Положение N 383-П не содержит требований к указанию полного перечня значений, которые может содержать реквизит " Назначение платежа" платежного поручения. При большом объеме информации может указываться обобщенное наименование оплачиваемых товаров, выполненных работ, оказанных услуг, например: "за электроэнергию", "за информационные услуги" и т.д.

В соответствии с пунктом 1.7.2 части III Положения Банка России от 26.03.2007 N 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (с 1 января 2013 года Положение Банка России N 385-П от 16.07.2012) клиент обязан указывать в расчетных документах назначение платежа, четкое изложение сущности операции.

Банк при приеме платежного поручения обязан проверить заполнение реквизита " Назначение платежа" в части наличия наименования оплачиваемой услуги, ссылки на номер и дату договора или товарного документа.

Вопрос: Вправе ли банк на основании п. 4.3 Положения N 383-П установить в договоре с клиентом для зачисления денежных средств на счет получателя контроль только по одному реквизиту - номеру банковского счета получателя средств?

Ответ: Исходя из нормы пункта 4.3 Положения N 383-П, следует, что при зачислении денежных средств на банковский счет получателя средств получатель средств должен идентифицироваться не менее чем по двум реквизитам, один из которых - номер банковского счета получателя средств.

Вопрос: Включается ли в подсчет 10 календарных дней, в течение которых действительно платежное поручение, инкассовое поручение, платежное требование, дата его составления?

Ответ: Пунктами 5.5 , 7.7 , 9.6 Положения 383-П установлено, что платежные поручения, инкассовые поручения, платежные требования действительны для представления в банк в течение 10 календарных дней со дня их составления, то есть исчисление срока начинается на следующий день после их составления.

Вопрос: Каким образом банк может осуществить контроль удостоверения права распоряжения денежными средствами, находящимися на счете физического лица, если перевод денежных средств осуществляется только на основании заявления клиента?

Ответ: Согласно п. 3.1 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 года N 28-И " Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" карточка с образцами подписей и оттиска печати должна представляться в банк клиентом - физическим лицом вместе с другими документами, необходимыми для открытия текущего счета. Однако в случаях, предусмотренных пунктом 1.12 Инструкции N 28-И, карточка может не оформляться.

При перечислении денежных средств со счета исключительно на основании заявления клиента - физического лица, с составлением банком расчетных документов, необходимых для проведения указанной банковской операции, применяются требования пункта 1.15 Положения N 383-П, в соответствии с которым на основании распоряжения плательщика, в том числе в виде заявления, или договора с ним банк плательщика может составлять распоряжение (распоряжения) и осуществлять разовый и (или) периодический перевод денежных средств.

В соответствии с пунктом 2.2 Положения N 383-П порядок выполнения процедур приема к исполнению распоряжений устанавливается кредитными организациями и доводится до клиентов в договорах, документах, разъясняющих порядок выполнения процедур приема к исполнению распоряжений, а также путем размещения информации в местах обслуживания клиентов.

Порядок удостоверения права распоряжения денежными средствами при приеме заявления клиента - физического лица определяется банком самостоятельно.

Вопрос: Подлежит ли помещению в очередь не исполненных в срок распоряжений платежное требование, частично акцептованное?

Ответ: При частичном акцепте плательщика платежного требования при недостаточности денежных средств на счете плательщика в очередь не исполненных в срок распоряжений помещается платежный ордер, составленный банком на основании поступившего Заявления об акцепте (отказе от акцепта) плательщика и платежное требование, частично акцептованное плательщиком.

Вопрос: Что подразумевается под последующим возмещением банком плательщика денежных средств в размере сумм распоряжений, исполненных банком получателя средств?

Ответ: Согласно пункту 1.5 Положения N 383-П перевод денежных средств может быть осуществлен банком с последующим возмещением в соответствии с договором банком плательщика денежных средств в размере сумм распоряжений, исполненных банком получателя средств. В этом случае получатель средств получает денежные средства до зачисления денежных средств на банковский счет банка, исполняющего распоряжение, например, при получении наличных денежных средств денежных средств с использованием банковской карты в банкомате кредитной организации, не являющейся эмитентом, при переводе денежных средств без открытия банковского счета, когда банк получателя средств до возмещения предоставляет денежные средства получателю средств.

Вопрос: Каким должен быть разделитель между числом, месяцем и годом в штампах, проставляемых на распоряжениях на бумажных носителях?

Ответ: Приложения , к Положению N 383-П содержат перечень и описание реквизитов платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования и платежного ордера, которые определяют в том числе требования к формату даты при ее указании в реквизитах 4, 37, 45, 48, 62, 63, 66, 71, 72, 41 распоряжений в электронном виде и на бумажных носителях. При этом Положение N 383-П не содержит требований к формату даты, проставляемой на распоряжениях на бумажных носителях с использованием штампа.

Учитывая изложенное, банки вправе использовать любые форматы даты для проставления с применением штампа на распоряжениях на бумажных носителях.

Вопрос: Каков порядок списания с банковских счетов сумм задолженности по лизинговым платежам согласно Федеральному закону "О финансовой аренде (лизинге)"?

Ответ: В целях обеспечения прав лизингодателя в Федеральном законе "О финансовой аренде (лизинге)" предусмотрены положения (п. 1 ст. 13), согласно которым при неперечислении лизингополучателем лизинговых платежей более двух раз подряд по истечении установленного договором лизинга срока платежа их списание со счета лизингополучателя осуществляется в бесспорном порядке путем направления лизингодателем в банк или иную кредитную организацию, в которых открыт счет лизингополучателя, распоряжения на списание с его счета денежных средств в пределах сумм просроченных лизинговых платежей.

В соответствии с пунктом 7.4 Положения N 383-П применение инкассовых поручений при расчетах по инкассо осуществляется при наличии в договоре банковского счета между плательщиком и банком плательщика условия о списании денежных средств с банковского счета плательщика и представлении плательщиком в банк плательщика сведений о получателе средств, имеющем право предъявлять инкассовые поручения к банковскому счету плательщика, об обязательстве плательщика и основном договоре, в том числе в случаях, предусмотренных федеральным законом. Право предъявления инкассовых поручений к банковскому счету плательщика может быть подтверждено получателем средств посредством представления в банк плательщика соответствующих документов.

Таким образом, для подтверждения права предъявления инкассовых поручений к банковскому счету плательщика получателем средств должны быть представлены в банк плательщика соответствующие документы, содержащие сведения о получателе средств, имеющем право предъявлять инкассовые поручения к банковскому счету плательщика, об обязательстве плательщика и основном договоре.

На сайте «Zakonbase» представлен ПИСЬМО ЦБ РФ "ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ БАНКА РОССИИ ОТ 19.06.2012 N 383-П "О ПРАВИЛАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕРЕВОДА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПИСЬМО ЦБ РФ "ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ БАНКА РОССИИ ОТ 19.06.2012 N 383-П "О ПРАВИЛАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕРЕВОДА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ПИСЬМО ЦБ РФ "ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ БАНКА РОССИИ ОТ 19.06.2012 N 383-П "О ПРАВИЛАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕРЕВОДА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРАВИЛАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕРЕВОДА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

(с изм., внесенными Указанием Банка России от 15.07.2013 N 3025-У)

Настоящее Положение разработано на основании Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3872), Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9, ст. 10; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117; 2008, N 42, ст. 4696, ст. 4699; N 44, ст. 4982; N 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, N 1, ст. 25; N 29, ст. 3629; N 48, ст. 5731; 2010, N 45, ст. 5756; 2011, N 7, ст. 907; N 27, ст. 3873; N 43, ст. 5973; N 48, ст. 6728), Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 1998, N 31, ст. 3829; 1999, N 28, ст. 3459, ст. 3469; 2001, N 26, ст. 2586; N 33, ст. 3424; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 27, ст. 2700; N 50, ст. 4855; N 52, ст. 5033, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 1, ст. 18, ст. 45; N 30, ст. 3117; 2006, N 6, ст. 636; N 19, ст. 2061; N 31, ст. 3439; N 52, ст. 5497; 2007, N 1, ст. 9; N 22, ст. 2563; N 31, ст. 4011; N 41, ст. 4845; N 45, ст. 5425; N 50, ст. 6238; 2008, N 10, ст. 895; N 15, ст. 1447; 2009, N 1, ст. 23; N 9, ст. 1043; N 18, ст. 2153; N 23, ст. 2776; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5731; N 52, ст. 6428; 2010, N 8, ст. 775; N 19, ст. 2291; N 27, ст. 3432; N 30, ст. 4012; N 31, ст. 4193; N 47, ст. 6028; 2011, N 7, ст. 905; N 27, ст. 3873, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7069; N 50, ст. 7351) и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 15 июня 2012 года N 11) устанавливает правила осуществления перевода денежных средств Банком России, кредитными организациями (далее при совместном упоминании - банки) на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации.

Глава 1. Общие положения

1.1. Банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов в соответствии с федеральным законом и нормативными актами Банка России (далее при совместном упоминании - законодательство) в рамках применяемых форм безналичных расчетов на основании предусмотренных пунктами 1.10 и 1.11 настоящего Положения распоряжений о переводе денежных средств (далее - распоряжения), составляемых плательщиками, получателями средств, а также лицами, органами, имеющими право на основании закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков (далее - взыскатели средств), банками.

Перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов:

расчетов платежными поручениями;

расчетов по аккредитиву;

расчетов инкассовыми поручениями;

расчетов чеками;

расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);

расчетов в форме перевода электронных денежных средств.

Перевод электронных денежных средств осуществляется в соответствии с законодательством и договорами с учетом требований настоящего Положения.

Формы безналичных расчетов избираются плательщиками, получателями средств самостоятельно и могут предусматриваться договорами, заключаемыми ими со своими контрагентами (далее - основной договор).1.2. Плательщиками, получателями средств являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, физические лица (далее - клиенты), банки. Взыскатели средств могут являться получателями средств. По распоряжениям взыскателей средств, в том числе органов принудительного исполнения, налоговых органов, получателем средств может быть также орган, которому в соответствии с федеральным законом осуществляется перевод взысканных денежных средств.

Взыскатель средств в распоряжении, направляемом с исполнительным документом о взыскании, указывает получателем средств себя или орган, которому в соответствии с федеральным законом осуществляется перевод взысканных денежных средств.

1.3. Банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам посредством:

списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и зачисления денежных средств на банковские счета получателей средств;

списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и выдачи наличных денежных средств получателям средств - физическим лицам;

списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и увеличения остатка электронных денежных средств получателей средств.

1.4. Кредитные организации осуществляют перевод денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе с использованием электронных средств платежа, посредством:

приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика - физического лица и зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств;

приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика - физического лица и выдачи наличных денежных средств получателю средств - физическому лицу;

приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика - физического лица и увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств;

уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика и зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств;

уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика и выдачи наличных денежных средств получателю средств - физическому лицу;

уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств.

1.5. Перевод денежных средств может быть осуществлен банком с последующим возмещением в соответствии с договором банком плательщика денежных средств в размере сумм распоряжений, исполненных банком получателя средств.

1.6. Перевод денежных средств может осуществляться с участием банка, не являющегося банком плательщика и банком получателя средств (далее - банк-посредник).

1.7. Безотзывность, безусловность, окончательность перевода денежных средств наступает в соответствии с федеральным законом.

1.8. Кредитные организации утверждают внутренние документы, содержащие:

порядок составления распоряжений;

порядок выполнения процедур приема к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования) распоряжений;

порядок исполнения распоряжений;

иные положения об организации деятельности кредитных организаций по осуществлению перевода денежных средств.

Внутренние документы не могут содержать положения, противоречащие законодательству, в том числе настоящему Положению.

1.9. Перевод денежных средств осуществляется банками по распоряжениям клиентов, взыскателей средств, банков (далее - отправители распоряжений) в электронном виде, в том числе с использованием электронных средств платежа, или на бумажных носителях.

1.10. Перечень и описание реквизитов распоряжений - платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера приведены в приложениях 1 и 8 к настоящему Положению. Данные распоряжения применяются в рамках форм безналичных расчетов, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего Положения.

Формы платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера на бумажных носителях приведены в приложениях 2 , 4 , 6 и 9 к настоящему Положению.

Номера реквизитов платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера приведены в приложениях 3 , 5 , 7 и 10 к настоящему Положению.

Максимальное количество символов в реквизитах платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера, составляемых в электронном виде, установлено приложением 11 к настоящему Положению.

1.11. Распоряжения, для которых настоящим Положением не установлены перечень реквизитов и формы, составляются отправителями распоряжений с указанием установленных банком реквизитов, позволяющих банку осуществить перевод денежных средств, и по формам, установленным банком или получателем средств по согласованию с банком. Данные распоряжения применяются в рамках форм безналичных расчетов, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего Положения, и должны содержать наименования распоряжений, отличные от указанных в пункте 1.10 настоящего Положения.

Положения настоящего пункта распространяются на заявления, уведомления, извещения, составляемые в случаях, предусмотренных настоящим Положением, на заявления, составляемые в соответствии с федеральным законом в целях взыскания денежных средств.

Положения настоящего пункта распространяются на составляемые юридическим лицом в электронном виде или на бумажном носителе распоряжения о получении наличных денежных средств с банковского счета юридического лица при недостаточности денежных средств на его банковском счете.

1.12. Платежные поручения, инкассовые поручения, платежные требования, платежные ордера, банковские ордера являются расчетными (платежными) документами.

1.13. Форма распоряжения на бумажном носителе, указанного в пунктах 1.10 и 1.11 настоящего Положения, не должна превышать лист формата A4. Если форма распоряжения, указанного в пункте 1.11 настоящего Положения, состоит из нескольких листов, каждый из листов оформляется в порядке, установленном банком, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.

Количество экземпляров распоряжений на бумажных носителях устанавливается банком.

1.14. Банки применяют распоряжения в соответствии с настоящим Положением в случаях:

списания (зачисления) денежных средств по банковскому счету, если банк является получателем средств (плательщиком);

перевода денежных средств без открытия банковского счета, включая перевод электронных денежных средств, если банк является получателем средств.

1.15. На основании распоряжения плательщика, в том числе в виде заявления, или договора с ним банк плательщика может составлять распоряжение (распоряжения) и осуществлять разовый и (или) периодический перевод денежных средств по банковскому счету плательщика или без открытия банковского счета плательщику, в том числе использующему электронное средство платежа, в определенную дату и (или) период, при наступлении определенных распоряжением или договором условий в сумме, определяемой плательщиком, получателю средств в этом или ином банке.

1.16. На основании распоряжения получателя средств, в том числе в виде заявления, или договора с ним банк получателя средств может составлять распоряжение (распоряжения) и осуществлять разовое и (или) периодическое предъявление распоряжений получателя средств к банковскому счету плательщика, открытому в этом или ином банке, или в целях осуществления перевода электронных денежных средств плательщика в определенную дату и (или) период, при наступлении определенных распоряжением или договором условий в сумме, определяемой получателем средств.

1.17. Плательщик может составлять в соответствии с договором распоряжение на общую сумму с реестром, в который включаются распоряжения одной группы очередности, в целях осуществления перевода денежных средств нескольким получателям средств, обслуживаемым одним банком.

В случаях, предусмотренных договором, плательщик может составлять распоряжение на общую сумму с реестром в целях осуществления перевода денежных средств нескольким получателям средств, обслуживаемым разными банками.

1.18. Получатель средств может составлять в соответствии с договором распоряжение на общую сумму с реестром, в который включаются распоряжения одной группы очередности, в котором указываются плательщики, обслуживаемые одним банком.

В случаях, предусмотренных договором, получатель средств может составлять распоряжение, в котором указывается информация о плательщиках, обслуживаемых разными банками.

1.19. В реестре указываются информация о банках получателей средств (банках плательщиков), получателях средств (плательщиках), суммы по получателям средств (плательщикам), даты, номера распоряжений и назначение платежа (назначения платежей), а также общее количество распоряжений. Если реестр направляется отдельно от распоряжения на общую сумму, то в нем указываются общая сумма распоряжений, включенных в реестр, а также номер и дата распоряжения на общую сумму. Сумма, указанная в реестре, должна соответствовать сумме, указанной в распоряжении на общую сумму. В реестре плательщик (получатель средств) может по согласованию с банком указать дополнительную информацию.

1.20. Банк на основании принятых к исполнению распоряжений, распоряжений на общую сумму с реестрами, представленными в банк, может составлять распоряжение на общую сумму с реестром, в который включаются распоряжения одной группы очередности. В реестре указываются общая сумма и общее количество распоряжений, информация о плательщиках или плательщике (в предусмотренных федеральным законом или договором случаях), получателях средств или получателе средств, обслуживаемых данным или другим банком, содержащая предусмотренные договором реквизиты, достаточные для зачисления денежных средств на банковские счета получателей средств, выдачи наличных денежных средств получателям средств, сумма каждого распоряжения. Даты, номера распоряжений и информация о назначении платежа (назначениях платежей) указываются в реестре при их наличии в распоряжениях.

1.21. Порядок направления распоряжений, передачи реестров, указанных в пунктах 1.17 , 1.18 и 1.20 настоящего Положения, определяется банками с учетом срока осуществления перевода денежных средств в соответствии с федеральным законом.

1.22. Банк вправе в целях осуществления перевода денежных средств составлять распоряжения в электронном виде, на бумажных носителях на основании распоряжений в электронном виде, на бумажных носителях, принятых к исполнению от отправителей распоряжений. При этом банк обеспечивает неизменность реквизитов распоряжений, указанных отправителями распоряжений, за исключением реквизитов банка плательщика (при составлении им распоряжения), банков-посредников, а также случаев, предусмотренных Указанием Банка России от 15 марта 2010 года N 2410-У "О работе с расчетными документами, платежными ордерами при изменении реквизитов банков, их клиентов", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 2 апреля 2010 года N 16792 ("Вестник Банка России" от 14 апреля 2010 года N 20).

1.23. Банк обеспечивает возможность воспроизведения, в том числе по запросу, в электронном виде и на бумажных носителях (в формах, установленных для соответствующих распоряжений) принятых к исполнению и исполненных распоряжений в электронном виде.

1.24. Распоряжение плательщика в электронном виде, реестр (при наличии) подписываются электронной подписью (электронными подписями), аналогом собственноручной подписи (аналогами собственноручных подписей) и (или) удостоверяются кодами, паролями и иными средствами, позволяющими подтвердить, что распоряжение (реестр) составлено (составлен) плательщиком или уполномоченным на это лицом (лицами).

Распоряжение получателя средств, взыскателя средств в электронном виде, реестр (при наличии) подписываются электронной подписью (электронными подписями), аналогом собственноручной подписи (аналогами собственноручных подписей) и (или) удостоверяются кодами, паролями, иными средствами, позволяющими подтвердить, что распоряжение (реестр) составлено (составлен) получателем средств, взыскателем средств или уполномоченным на это лицом (лицами).

При воспроизведении распоряжений в электронном виде в соответствии с пунктом 1.23 настоящего Положения должна обеспечиваться возможность установления лица (лиц), указанного (указанных) в настоящем пункте.

Положения настоящего пункта применяются к распоряжениям в электронном виде, реестрам, составляемым банками.

1.25. Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном федеральным законом порядке без участия банков.

1.26. Перевод денежных средств с использованием платежных карт осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных Положением Банка России от 24 декабря 2004 года N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 25 марта 2005 года N 6431, 30 октября 2006 года N 8416, 8 октября 2008 года N 12430, 9 декабря 2011 года N 22528 ("Вестник Банка России" от 30 марта 2005 года N 17, от 9 ноября 2006 года N 60, от 17 октября 2008 года N 58, от 19 декабря 2011 года N 71).

1.27. Перевод денежных средств с применением банковского ордера осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных Указанием Банка России от 11 декабря 2009 года N 2360-У "О порядке составления и применения банковского ордера", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 24 декабря 2009 года N 15812 ("Вестник Банка России" от 30 декабря 2009 года N 78).

1.28. Настоящее Положение распространяется на осуществление перевода денежных средств с участием государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (Внешэкономбанк).

Бизнес идеи