Что относится к объектам финансовых правоотношений. Объекты финансового правоотношения

Категория правоотношений является центральной в правовой науке вообще и во всех отраслях права в частности. Правоотношения - это общественные отношения, урегулированные нормой права, всегда есть единство формы и содержания. В процессе правового регулирования норма права может предоставить имеющимся общественным отношениям, которые не требовали ранее правового оформления, правовой формы. Норма устанавливает обязательность определенных действий, необходимых в процессе определенного вида деятельности, придает форму правоотношений общественным отношениям. В связи с расширением сферы правового регулирования в современном обществе общественные отношения могут быть только в виде правоотношений.

В финансовых правоотношениях, как и в других, имеется единство материального содержания и юридической формы. Поскольку правоотношения являются формой общественных отношений, урегулированных нормами права, последние могут влиять на поведение людей через неотделимость правовых и фактических отношений.

Правовая форма реальных финансовых отношений определяется не только их содержанием, но и необходимостью государства в обеспечении материальных условий жизни общества, которые устанавливаются для конкретного вида отношений в той или иной форме.

Совокупность особенностей финансовых отношений (всегда денежных отношений: как распределительных отношений, с особым субъектным составом и т.д.), существенно отличает их от всех других общественных отношений и позволяет определить предмет регулирования финансового права как систему специфических денежных отношений, непосредственно связанных с образованием, распределением и расходованием государственных фондов средств. То есть финансовым правом регулируются только организационно-имущественные отношения, возникающие из властной деятельности государства в лице полномочных органов о создании и использовании ею фондов средств.

Финансовые отношения всегда цельные, системные и формально определены, поскольку четко регулируют связи, формируются между субъектами. Финансово-правовые отношения является сложной и специфической системой правовых образований, составляющих структуру финансового права. Общие принципы построения системы финансового права, формы и методы осуществления финансовой деятельности государством, наличие специфических групп норм внутри этой системы дают основания рассматривать финансовое право не только как самостоятельную отрасль, но и как подсистему права.

С позиций теории права, подотрасль финансового права является узкой группой норм, чем отрасль, ведь является лишь частью той сферы отношений, которые регулируются нормами всей отрасли права. Выделение подотраслей и правовых институтов в финансовом праве обусловлено социально-экономической спецификой каждого звена системы финансов. Соответственно, можно назвать бюджетные, налоговые, кредитные, расчетные и другие отношения.

Финансовые правоотношения в механизме правового воздействия на государственные финансы выполняют три основные функции: 1) определяют круг лиц, на которых в конкретное время распространяется действие ФПН; 2) закрепляют конкретное поведение юридических лиц и граждан в области мобилизации, распределения и расходования фондов денежных средств, которой они должны следовать; 3) является условием для возможности приведения в действие юридических средств обеспечения субъективных прав и юридических обязанностей участников финансовых отношений.

Материальное содержание финансовых правоотношений - поведение субъектов, а юридический - субъективные права и юридические обязанности участников, установленных финансово-правовыми нормами. Субъективные права является мерой должного финансовом или финансово-кредитном органу поведения для удовлетворения интересов государства. Другой участник наделен степени дозволенного поведения, обеспеченной его юридическими обязанностями и возможностью применения императива со стороны государства. В налоговых правоотношениях налоговый орган является носителем субъективных прав и наделен мере надлежащего поведения - осуществление контроля за взиманием налогов. В свою очередь налогоплательщик является носителем юридической обязанности и наделенный мере надлежащего поведения - в установленных законом случаях самостоятельно вычислить сумму налога, своевременно уплатить его в бюджет соответствующего уровня и подать налоговую отчетность.

В процессе регулирования общественных отношений могут сформироваться два основных типа связи между субъективными юридическими правами и обязанностями. В частности, если правовое регулирование направлено на закрепление и упорядочения общественных отношений, возникают правоотношения "пассивного типа". Определенным участникам предоставляются права на позитивные действия, а на всех остальных полагаются пассивные обязанности - воздерживаться от определенных действий. Так, к правоотношениям пассивного типа относятся финансовые отношения, закрепляющие компетенцию государственных органов и органов местного самоуправления в сфере финансовой деятельности государства.

С другой стороны, если правовое регулирование направлено на то, чтобы обеспечить в правовом аспекте развитие, динамику общественных отношений, возникают правоотношения "активного типа". На определенных участников полагаются активные юридические обязанности - осуществление позитивных действий, а содержание субъективного права состоит в возможности требовать такого поведения от обязанного лица. Итак, в содержании правоотношений активного типа главное юридические обязанности. Субъективное право другого участника заключается в возможности требовать от обязанного лица их выполнения. Правоотношениями активного типа налоговые отношения.

Объект финансовых правоотношений - фонды средств, которые формируются, распределяются и используются в результате реализации субъективных прав и юридических обязанностей участников финансовых отношений. Учитывая значение финансовой деятельности для функционирования государства, объект финансовых правоотношений всегда будет связан с интересом государства.

Субъекты финансовых правоотношений - юридические и физические лица, которые могут быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей. С одной стороны, участником финансовых отношений являются субъекты, представляющие интересы государства в сфере государственных финансов, в частности Министерство финансов, Государственное казначейство, НБУ и т.д., с другой - юридические и физические лица, которые, выполняя возложенные на них юридические обязанности, способствуют мобилизации и использованию финансовых ресурсов. Так, субъектами финансовых отношений могут быть как налогоплательщики - предприятия, организации, граждане (в т. Ч. Резиденты и нерезиденты), так и учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов соответствующих уровней. Отдельные правовые институты или подотрасли финансового права имеют особенности относительно субъективного состава. Так, участниками бюджетных отношений могут быть исключительно юридические лица, физические лица в них не участвуют.

Для возникновения финансовых правоотношений необходим юридический факт (жизненные обстоятельства, приводящие в действие нормы права, в результате чего наступают определенные последствия - возникают, изменяются или прекращаются правовые отношения), который состоит из действий и событий.

Действия делятся на правомерные и неправомерные.

Правомерны ли действия - волевое поведение, предусмотрена ФПН:

Юридические акты - правомерное действие участника финансовых правоотношений, направленная на получение правового результата. Юридические акты могут быть индивидуальными (смета бюджетного учреждения, налоговая декларация налогоплательщика, акт ревизии, составленный контролером Счетной палаты Украины и т.д.) и не индивидуально;

Юридические поступки - правомерное действие, что приводит правовые последствия, связанные с фактом волевого действия, которая не зависит от желания субъекта отношений. Например, юридическим поступком будет дачи показаний должностным лицом налогоплательщика по уплате обязательных платежей.

Неправомерные действия является поведением, не соответствует требованиям ФПН. Это, в частности, несвоевременное представление налоговой отчетности налогоплательщиком, нецелевое использование бюджетных средств, нарушение срока возврата банковского кредита.

Юридические события - обстоятельства, которые не зависят от воли их участников, но влекут за собой возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений.

Итак, финансовые правоотношения - это урегулированные ФПН общественные отношения, участники которых выступают носителями юридических прав и обязанностей в сфере мобилизации, распределения и расходования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Карасева Марина Валентиновна. Финансовое правоотношение: Дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.12: Воронеж, 1998 304 c. РГБ ОД, 71:99-12/20-3

Введение

Глава 1. Понятие финансового правоотношения 12

1.Сфера возникновения и развития финансового правоотношения. 12

2. Границы финансового правоотношения 52

3. Сущность финансового правоотношения 77

Глава 2. Субъектно-объектная характеристика финансового правоотношения - 90

1. Субъекты финансового правоотношения 90

2. Объекты финансового правоотношения 131

Глава 3. Основания возникновения, изменения и прекращения финансового правоотношения 154

1. Функции и социальные предпосылки юридических фактов в финансовом праве, 154

2. Классификация юридических фактов и фактических составов в финансовом праве. 161

3. Практические аспекты проблемы юридических фактов в финансовом праве. 190

Глава 4. Содержание финансового правоотношения 205

1 .Особенности обязанностей и прав субъектов финансового право отношения 205

2. Реализация обязанностей и прав субъектов финансового правоотношения

Глава 5. Виды финансовых правоотношений . 253

1. Классификационные ряды финансовых правоотношений 253

2. Налоговое обязательство как вид финансового правоот

ношения 268

Заключение 281

Список использованной литературы 288

Введение к работе

В настоящее время, в условиях становления в России экономических отношений рыночного типа, финансовое право как отрасль права переживает этап бурного развития. Прежде всего» меняются ее границы. С одной стороны, сфера финансово-правового регулирования расширяется: появляются новые субъекты финансового права, новые правовые институты и т.д. Среди них: субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, консолидированная группа налогоплательщиков, филиалы предприятий, институт государственных внебюджетных фондов денежных средств и т.д. А с другой стороны, - некоторые сферы общественных отношений вообще выходят из финансово-правового регулирования. В их числе: внутрибанковские отношения, подавляющая часть отношений в сфере страхования и т.д. Во взаимосвязи с этим, в самой сфере финансово-правового регулирования появляются новые инструменты, которые начинают активно " работать": зачет, договор, налоговое обязательство и т.д. В этих условиях науке финансового права для эффективного развития требуется уточнение и конкретизация предмета своего изучения» А сделать это можно только через осмысление и переосмысление основополагающих финансово-правовых категорий. Центральное место среди них занимает категория " финансовое правоотношение". Она непосредственно связана со всеми иными финансово-правовыми категориями: финансовая деятельность государства, субъекты и объекты финансового правоотношения, субъективные финансовые права и обязанности, предмет финансового права и т.д. В связи с этим, научное осмысление категории и финансовое правоотношение 1 для науки финансового права сегодня весьма актуально.

Учитывая тот факт, что финансовое право - это отрасль права, очень тесно взаимосвязанная с конституционным, административным и гражданским правом, определенность по вопросу о финансовом правоотношении является актуальной проблемой и для других отраслей права.

Кроме того, активная законодательная практика в сфере финансовой деятельности государства, которая сегодня имеет место на уровне Российской Федерации и субъектов РФ требует опоры на фундаментальные научные исследования в области финансового права, В связи с этим, научные разработки по проблеме " финансовое правоотношение могут быть весьма полезны и для законодательной практики.

Все вышесказанное и определяет актуальность темы " финансовое правоотношение, избранной для диссертационного исследования.

Полное и всестороннее исследование категории " финансовое право отношен ие % в отечественной финансово-правовой науке предпринимается впервые. Однако отдельные аспекты данной проблемы разрабатывались в советский период. В монографии Е.А. Ровинского " Основные вопросы теории советского финансового права", изданной в 1961 г. специальная глава посвящена проблеме финансово-правовых норм и отношений. Кроме того, в 1935 г, в Ленинградском университете было издано на ротапринте учебное пособие Т.С. Ермаковой " Финансовое правоотношение" объемом 2 печатных листа. Сегодня, как и в советское время, основные характеристики финансового. . правоотношения традиционно

При проведении исследования автор опирался, прежде всего, на труды российских ученых в области общей теории государства и права, затрагивающие проблемы правоотношения: Н.Г. Александрова, С.С Алексеева, Е.В. Бурлая, А.Б. Венгерова, Н.В. Витрука, Ю.И. Гревцова, А.П. Дудина, В.Б. Исакова» С.Ф. Кечекьяна, А.В. Мицкевича, И,С. Самощенко, В.Н. Синкжова, Ю. А. Тихомирова, ЮХ, Ткаченко, Ю.К. Толстого,P.O. Халфиной, О.Э. Лейстаи др.

Особое внимание уделено работам ученых а области финансового права. Среди них: В.В- Бесчеревных, К.С. Вельский, Л.К. Воронова» О.Н. Горбунова, Т.С. Ермакова, СВ. Запольский, Р,Ф. Захарова, АЛ Козырин Т.В. Конюхова, Н.А. ,\ Куфакова, СТ. Пепеляев, Г\В. Петрова, М.И. Пискотин, Е.А. Ровинский, Ю.Н. Старилов, ГА. Тосунян, Н.И. Химичева, А.И. Худяков, С-Д. Цыпкин и др. Кроме того, автор опирался и на выводы специалистов в области конституционного, административного, муниципального, гражданского, а также других отраслей права, исследовавших проблемы правоотношения, а также смежные с ними проблемы в этих отраслях права: М.М. Агаркова, Д.Н. Бахраха, Б.К. Бегичева, Р.С. Белкина, Н.А. Бобровой, В.П. Божьева, Т.М. Бялкиной, Ё.М. Ворожейкина, Е.В, Додина,С.Н. Братуся, О.С. Иоффе, Ю.М. Козлова, О.А. Красавчикова Б.М. Лазарева, В.О. Лучина, Н.И. Матузова, B.C. Мартемьянова, B.C. Основина, ПИ Петрова, В.А. Тархова, М.К. Треушникова, В.И. Фадеева, М.А, Шафира, В.Ф. Яковлева, Ц.А. Ямпольской и др. Учитывая тот факт, что категория " финансовое правоотношение" тесно взаимосвязана с экономической категорией " финансы", автор в процессе исследования опирался на работы экономистов: A.M. Александрова, A.M. Бирмана, Э.А Вознесенского, В.М. Родионовой и др.

Специальное внимание уделено работам российских дореволюционных ученых в области финансовой науки и финансового права. Среди них: В.А. Гольцев, СИ. Иловайский, И.Х. Озеров, И.И. Янжул.

В составе зарубежной научной литературы использованы труды французских американских, болгарских, польских и др. ученых. Особое внимание в диссертации уделено работе болгарского ученого М. Костова " Финансови правни отношения". София, 1979.

Цель и задачи чЕрдадфэздиД- Целью настоящего исследования является всесторонняя теоретическая разработка финансово-правовой категории финансовое правоотношение".

Для достижения цели исследования необходимо было решить следующие задачи:

Исследовать финансовую деятельность государства как сферу возникновения финансового правоотношения:

определить границы финансового правоотношения;

Выявить сущность финансового правоотношения;

Определить субъектов финансового правоотношения;

Вскрыть объекты финансового правоотношения;

Дать развернутую характеристику юридических фактов как оснований динамики финансового правоотношения;

Вскрыть проблемы юридических фактов в финансовом праве на современном этапе;

Охарактеризовать юридическое и материальное содержание финансового правоотношения;

Дать классификацию финансовых правоотношений;

Обосновать существование налогового обязательства как разновидности обязательственного правоотношения.

Методологические и теоретические рсновы исследования определили современные методы познания. Среди них: диалектико-материалистический, системный, нормативно-логический, сравнительного правоведения, восхождения от абстрактного к конкретному, от общего к частному, метод обращения к другим наукам. Кроме того, принимались во внимание современные концепции теории государства и права, финансового, конституционного, муниципального, административного, гражданского права.

Научная новизна исследования состоит в том, что это первое всестороннее исследование финансового правоотношения. Впервые подвергнуты анализу: границы финансового правоотношения на современном этапе и его сущность, объекты финансового правоотношения» Впервые дается развернутый анализ юридических фактов в финансовом праве, определяется содержание финансового правоотношения, исследуется налоговое обязательство как особая разновидность финансового правоотношения. Вопросы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, субъектов и класификации финансового правоотношения, являющиеся традиционными для финансово-правовой науки, исследованы в работе более глубоко и всесторонне, с опорой на современное финансовое законодательство и последние достижения правовой науки.

На защиту выносятся следующие основные положения и выводы, которые являются новыми для финансово-правовой науки:

Финансовое правоотношение возникает в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Последняя представляет собой процесс образования, распределения и использования государством и муниципальными образованиями в лице компетентных органов денежных средств через свои денежные фонды, осуществляемый в определенных формах(правовой и неправовой, в форме- создания и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств), различными средствами правовыми нормами, нормами бухгалтерского " учета, операцйонно-техническими средствами, деловыми обыкновениями и т.д.) способами (общими и специальными) в целях покрытия публичных затрат. Кроме того, в финансовую деятельность государства входит организация денежной системы страны.

В настоящее время, в связи с изменением масштабов и содержания финансовой деятельности государства за границы финансовых правоотношений выводятся: а) отношения по поводу формирования и использования финансов страховых организаций, ибо они являются организациями частной формы собственности (учитывая, что Росгосстрах находится сейчас в стадии приватизации). Однако по-прежнему в пределах финансового правоотношения остаются отношения по поводу государственного обязательного страхования, возникающие между бюджетом и страхователем; б) отношения Центрального Банка РФ с коммерческими банками по поводу: 1) формирования и использования фонда обязательных резервов - в ЦБ РФ и установления коммерческим банкам экономических нормативов) надзора Банка России за деятельностью коммерческих банков. Однако к числу финансово-правовых относятся: а)отношения по поводу направления Центральным Банком РФ 50% своей прибыли в доход федерального бюджета; б) отношения между Центральным Банком РФ и целым рядом других субъектов, которые возникают в соответствии со ст. 23 Федерального Закона о Центральном Банке РФ; в) отношения, опосредующие организацию государственного внутреннего долга; г) отношения по поводу денежной эмиссии. Кроме того, до 1996 г, финансово-правовыми являлись отношения между Правительством РФ и ЦБ РФ по поводу выделения Правительству РФ кредитов. z i4 . 3. Границы финансового правоотношения определены следующими (Щ параметрами, взятыми в совокупности; а) эти отношения возникают исключительно в }Щ сфере финансовой деятельности государслва и муниципальных образований; б) они! строятся на правовом регулировании, главным образом» с помощью метода властных i J предписаний, характеристиками которого являются; обязывание, юридическое у неравенство субъектов финансового права, а также императивность и конформизм их поведения. ! 4.Не все отношения, возникающие в сфере государственного кредита являются і финансово-правовыми, К числу последних относятся только отношения, опосредующие организацию государственного внутреннего долга. Среди них і отношения: а) по поводу определения порядка размещения долговых обязательств А РФ; по повода определения порядка и условий выпуска(выдачи) долговых обязательств РФ по поводу установления дяя ЦБ РФ обязанности по обслуживанию государственного внутреннего долга; по поводу обеспечения затрат на размещение, рефинансирование, выплату доходов и погашению долговых обязательств РФ.

Финансовое правоотношение в своей сущности является экономическим отношением, имеющим властно-имущественный характер и выражающим публичные интересы. Однако в сущности финансового правоотношения заложены противоречия между экономической природой финансового правоотношения и его политической формой. А в налоговых правоотношениях, кроме того, между публичными w интересами и интересами индивидуальными, Субъекты финансового права и соответственно финансового правоотношения подразделены на три группы: а) общественно-территориальные образования; б) коллективные субъекты; в) индивидуальные субъекты. К общественно-территориальным образованиям относятся: Российская Федерация, субъекты РФ а также муниципальные образования.

Российская Федерация в целом является субъектом финансовых правоотношений: а) в случае реализации материальных бюджетных прав; б) при. рассмотрении и принятии федерального бюджета и отчета о его исполнении; в) в случае установления федеральных налогов и сборов, а также установления общих принципов налогообложения; г) в случае взимания налогов и сборов; д) по поводу определения порядка, условий выпуска(выдачи) и размещения долговых обязательств РФ; д) в случае денежной эмиссии.

Субъекты РФ являются субъектами финансовых правоотношений: а) в случае реализации материальных бюджетных прав; б) при рассмотрении, принятии бюджетов субъектов Российской Федерации и отчетов об их исполнении; в) в случае установления налогов и сборов субъектов РФ; г) в случае определения порядка, условий выпуска и размещения долговых обязательств субъектов РФ; д) в случае взимания налогов и сборов субъектов РФ.

Муниципальные образования являются субъектами финансовых правоотношений в тех случаях, когда взаимодействуют с государством по поводу финансов, а именно: а) получают дотации и субвенции из бюджетов субъектов РФ; б) получают средства из фонда финансовой поддержки муниципальных образований, образуемого в бюджетах субъектов РФ; в) получают средства из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации и субъектов РФ. Кроме того, в случаях: а) установления и взимания местных налогов и сборов; б) формирования и исполнения местных бюджетов; в) выпуска муниципальных займов.

К числу коллективных субъектов финансовых правоотношений относятся: а) органы государственной власти; б) Центральный Банк РФ, а также коммерческие банки, наделенные властными полномочиями в сфере государственных финансов; в) предприятия, организации; г) филиалы и другие обособленные подразделения предприятий; д) консолидированная группа налогоплательщиков; е) крестьянские(фермерские) хозяйства; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера. Все они обладают финансовой правосубъектностью, которую реализуют при вступлении в финансовое правоотношение.

Физическое лицо должно признаваться налогово дееспособным с 14 лет. Однако, целесообразно установить солидарную (или субсидиарную) ответственность несовершеннолетнего, его родителей, усыновителей или попечителей по налоговым обязательствам, вытекающим из сделок, заключенных несовершеннолетним с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителей.

Объекты финансовых правоотношений подразделяются на 2 группы: а) финансовые ресурсы государства и муниципальных образований, б) законы/ постановления муниципальных образований), плановые акты и их проекты.

Регулятивное финансовое правоотношение по своему структурному типу является императивно-направленным. Это проявляется в следующем: а) в структуре правоотношения преобладают обязательные предписания в виде позитивных обязанностей и субъективных прав-обязанностей, б) права и обязанности субъектов предусмотрены в подавляющем большинстве случаев в законе, а не в актах индивидуального регулирования, в) субъект, управомоченный на активные действия, имеет в подавляющем большинстве случаев очень узкий режим свободы поведения.

Реализация обязанностей и прав субъектов финансового правоотношения, рассмотренная под углом зрения юридического механизма складывается из стадий(конкретных финансовых правоотношений), средств (субординационных и координационных актов индивидуального регулирования, процессуальных форм реализации, права зачета, правовых стимулов и ограничений, дополнительных прав и обязанностей и т.д.) и способов реализации (личное осуществление прав и обязанностей, через представителя, через налогового агента, смешанное и т.д.), каждый из которых выполняет функцию гарантирования реализации,

Налоговое обязательство является разновидностью обязательственного правоотношения.

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в теорию финансового права. Во-первых, изучена и конкретизирована сфера возникновения финансового правоотношения в современных условиях, что дает возможность глубже познать природу финансового права как отрасли права. Во-вторых, очерчены современные границы финансового правоотношения, что приводит науку к выводам о предмете финансового права на современном этапе. В-третьих, определены современные субъекты финансовых правоотношений, что позволяет правильно строить финансовые правоотношения, а также глубже исследовать вопросы финансово-правовой ответственности. В-четвертых, определяется механизм реализации финансового правоотношения, а вместе с тем и новые инструменты в механизме финансово-правового регулирования. В-пятых, доказывается существование налогового обязательства как разновидности обязательственного правоотношения, что дает возможность финансово-правовой науке конструировать налоговые правоотношения, заимствуя в определенной мере цивилистический технико-юридический инструментарий и т.д. Исходя из этого, результаты исследования могут быть использованы при разработке самого широкого спектра теоретических и практических вопросов финансового права и финансового законодательства.

Практидеасарначимость_работы состоит, прежде всего, в том, что многие ее выводы могут быть использованы законодателем в правотворческой деятельности. Во-первых, в работе сформулирован ряд предложений, направленных на совершенствование проекта Налогового Кодекса РФ, принятие которого планируется в ближайшее время. Во-вторых, высказан ряд предложений, касающихся проекта Бюджетного Кодекса РФ, принятого Госдумой РФ в первом чтении. В-третьих, внесены предложения по совершенствованию иных финансово-правовых актов.

Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в процессе преподавания учебных курсов по специальности 12.00.12 . - финансовое право, бюджетное право, налоговое право» банковское право, валютно-правовое регулирование, правовое регулирование выпуска и обращения ценных бумаг, правовые основы аудиторской деятельности. Кроме того, полученные результаты могут быть использованы в процессе подготовки учебных и учебно-методических материалов по вышеуказанной специальности, а также по административному, муниципальному и гражданскому праву Апробация результатов исслздования нашла отражение в Законе

Воронежской области от 14 марта 1997 г. " О порядке предоставления налоговых льгот в части, зачисляемой в областной бюджет Воронежской области", непосредственным разработчиком которого являлся автор настоящего диссертационного исследования. Кроме того, результаты исследования использовались в процессе работы автора в качестве консультанта Института регионального законодательства Воронежской областной Думы.

Важнейшие положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в монографии, главах учебника " Финансовое право"(М„ Бек, 1995), учебных пособиях по финансовому м банковскому праву, научных статьях, методических и справочных изданиях. Материалы исследования используются автором в процессе преподавания курса " Финансовое право", а также спецкурсов " Налоговое право" и " Банковское право" на юридическом факультете Воронежского госуниверситета Многие положения, содержащиеся в диссертационном исследовании, прошли апробацию на научных заседаниях, конференциях как в Российской Федерации, так и за ее пределами, В частности, ряд докладов, затрагивающих проблемы финансового права России был сделан в Воронеже на межвузовских конференциях молодых ученых-юристов в 1989, 1990годах, а также во время стажировки в США (1994-1995гг.) на конференциях в Окленде, Сиэтле и Боулин-Грине. В Информационном центре Совета Европы Госуниверситета г. Кордобы (Испания) был сделан доклад на тему: " Финансы и право России на пути к рынку "(1996), а на научной конференции по финансовому праву, состоявшейся в Москве (февраль 1998г) был сделан доклад Новые инструменты в механизме финансово-правового регулирования". Прикладные проблемы финансово-правового регулирования охраны окружающей природной среды освещались на 111 Международной конференции " Экология, Экологическое образование. Нелинейное мышление", состоявшейся в Воронеже 22-27 сентября 1997 г. Проблемы предмета финансового права в России освещены в материалах международной конференции в Черновцах (Украина), состоявшейся в июне 1996 г.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, включающих двенадцать параграфов, заключения и списка литературы, Объем диссертации - 304 страницы текста, набранного на компьютере.

Границы финансового правоотношения

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований - это та сфера, в которой возникают финансовые правоотношения. Однако, известно» что финансовая деятельность государства и муниципальных образований весьма подвижное явление общественной жизни. Она зависит от экономики, политики, формы государственного устройства и т.д. В связи с этим, в разные периоды государственной жизни у юристов вполне закономерно может вставать вопрос: все ли отношения, охватываемые сферой финансовой деятельности государства и муниципальных образований являются финансовыми правоотношениями. Под несколько иным углом зрения этот вопрос может звучать так: все ли отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований являются предметом финансового права.

Надо отметить, что в начале 1960-х годов вопрос о границах финансового правоотношения был поставлен Е.А. Ровинским и на него был дан ответ." В последующие годы этот вопрос в какой-то мере рассматривался в учебниках финансового права под углом зрения отграничения финансового права от других отраслей права.100 Однако, в современных условиях в связи с изменением масштабов и содержания финансовой деятельности государства, а также сферы возникновения и развития финансового правоотношения, вопрос о границах финансового правоотношения опять требует своего определения.

Прежде всего, исследуя поставленный вопрос, надо сказать о тех отношениях, которые сегодня не включаются в предмет финансового права, находятся за границами финансового правоотношения, ибо не охватываются сферой финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Прежде всего, при определении границ финансового правоотношения заслуживает внимания вопрос о финансах страховых организаций. В советское время существовала только система органов государственного страхования, находящихся при Минфине СССР, финансы которых являлись государственными и большая часть их прибыли поступала в государственный бюджет,101 По существу получалось так, что в ходе формирования фондов государственного имущественного и личного страхования, непосредственно предназначенных для оказания определенного рода услуг, параллельно обеспечивалось и образование государственного бюджета. То есть, государственное страхование вовлекалось в сферу финансовой деятельности государства. Таким образом, целый ряд отношений внутри системы государственного страхования, а также связанные с отчислением средств в государственный бюджет рассматривались как финансовые правоотношения,102

В настоящее время ситуация изменилась. Деятельность страховых организаций не является составной частью финансовой деятельности государства. Во-первых, потому, что целью их деятельности является ржание УСЛУГ по " защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).103 Таким образом, цель деятельности страховой- организации расходится с целью деятельности государства в области финансов - покрытие государственных затрат в ходе выполнения своих задач и функций. На это обстоятельство обращает внимание и М.Я. Шиминова, Она подчеркивает, что сведение страхования к финансовой деятельности-государства означает недооценку его сущности. Оно является " специфическим видом деятельности по оказанию услуг и может быть отнесено к группе обязательств по оказанию прежде всего финансовых услуг".104 Во-вторых, страховые организации являются организациями частной формы собственности. Надо учесть, что даже Росгосстрах является сегодня страховой организацией, находящейся в стадии приватизации.105 Таким образом, в ходе деятельности страховых организаций не создаются государственные денежные фонды, что является непременным атрибутом финансовой деятельности государства. Отсюда, финансовые отношения, возникающие по поводу формирования и использования финансов страховых организаций не являются предметом финансового права, и, соответственно, финансовыми правоотношениями. Однако, надо иметь ввиду, что в ближайшее время может быть принята новая редакция Закона РФ " Об организации страхового дела в Российской Федерации" , которая, как ожидается, введет государственное страхование в систему страхового дела в России, В этих условиях, возможно» страхование войдет в сферу финансово-правового регулирования.106

Иногда отношения в сфере страхования относятся к числу финансово-правовых потому, что они регулируются правом с помощью обязывающих норм, т.е. в императивном порядке,107 Свидетельством является, в частности» установление в законодательстве обязательных видов страхования. На наш взгляд, такой довод ни в коей мере не может являться доказательством финансово-правовой природы отношений по страхованию. Что же касается императивных элементов правового регулирования, то они в той или иной мере, но характерны для всех отраслей права, не только публичного, но и частного. С.Д. Цыпкин, исследовавший юридическую природу страхования в советское время, также не относил отношения по обязательному страхованию к числу финансово-правовых.,0& Он отмечал, что отношения, возникающие в ходе обязательного страхования, также как и добровольного, возникают на осноёе гражданско-правового договора. " Различие лишь в том, что обязательное страхование возникает независимо от согласия сторон на основе закона".109

Объекты финансового правоотношения

Вопрос о субъектах финансового права и, соответственно, субъектах финансового правоотношения взаимосвязан с вопросом об объекте финансового правоотношения. В этом проявляется философская взаимосвязь категорий субъект и объект.297

Вопрос об объекте правоотношения долгое время в теории права являлся одним из наиболее дискуссионных. На различных этапах развития теории права и отраслевых юридических наук проблема объекта правоотношения имела различные акценты. К сегодняшнему дню, в связи с достаточно обширным исследованием проблемы объекта правоотношения как в теории права, так и в отраслевых юридических науках,298 научные взгляды по вопросу об объекте правоотношения более или менее определились. Это дает возможность отраслевым юридическим наукам более уверенно подходить к исследованию отраслевой специфики объекта правоотношения.

В настоящее время в теории права во всей многоголосице мнений по вопросу об объекте правоотношения наиболее актуальный срез проблемы заключается пожалуй, в следующих двух позициях. Согласно первой позиции, выраженной в обобщенном виде, объектом правоотношения являются материальные или нематериальные блага на которые направлено(или на которые воздействует) поведение всех его участников, осуществляемое в рамках их прав и обязанностей. Так, А.П. Дудин, специально исследовавший проблему объекта правоотношения определил его как " ... предмет, на который направлена деятельность субъектов правоотношения, осуществляемая в процессе реализации ими своих юридических прав и обязанностей".299 Н.И. Матузов отмечает, что " объектом правоотношения выступает то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников...".300 B.C. Основин подчеркивал, что объектом правоотношения является " ... тот предмет или явление, которое объединяет субъектов, связанных правомочиями и обязанностями".301 В учебнике " Советское гражданское право"» изданном в 1979 году под редакцией В.П. Грибанова и СМ. Корнеева объект правоотношения определяется как "то, на что может (по отношению к, управомоченному лицу) или должно (по отношению к обязанному лицу) воздействовать поведение субъектов правоотношения..."302. Авторы учебника " Гражданское право" под редакцией Е.А. Суханова определяют объект гражданского правоотношения как то " ... по поводу чего возникает и осуществляется деятельность его участников".303 В какой-то мере аналогичной точки зрения по вопросу об объекте правоотношения придерживаются и некоторые процессуалисты. Так, В.П. Божьев отмечает, что ".г. под объектом понимается то, по поводу чего или в связи с чем совершаются действия субъектов правоотношения".304 Несмотря на некоторые различия в определении объекта правоотношения, все вышеуказанные исследователи сходятся на том, что объект правоотношения является тем, что связывает субъектов правоотношения друг с другом, а поэтому, к объекту правоотношения обращены интересы каждой стороны правоотношения.

Согласно второй как одной из наиболее принципиальных позиции по вопросу об объекте правоотношения, главное в определении объекта правоотношения - это управомоченное лицо, ибо именно его интересами определяется объект правоотношения. Среди представителей этой точки зрения В.А. Мицкевич и С.С. Алексеев. В какой-то мере сторонником этой позиции являлся и С.Ф. Кечекьян. Хотя последний и не признавал понятие " объект правоотношения". 305 В.А. Мицкевич под объектом правоотношения понимает " ... те материальные и духовные блага, предоставлением и использованием которых удовлетворяются интересы управомоченной стороны правоотношения".306 С.С. Алексеев также считает, что " круг объектов правоотношения очерчивается через интерес управомоченного".307 Однако он отметил, что на объект правоотношения направлены либо активные действия обязанного лица (в правоотношениях активного типа), либо активные действия управомоченного лица (в правоотношениях пассивного типа).308

На наш взгляд, определение объекта правоотношения через интерес управомоченного лица является в значительной мере сориентированным на цивилистическую модель правоотношения, где реализуются частные интересы J различных субъектов, т.е. интересы микроуровня. И, следовательно, где достаточно \\ легко выделить интересы управомоченного и обязанного лица. Что же касается 1 публично-правовых отраслей права, то, на наш взгляд, здесь вряд ли можно всегда очертить объект правоотношения через интерес управомоченного лица. Применительно к государственному праву на это обращал внимание в свое время B.C. Основин.т В финансовом праве также объект правоотношения далеко не всегда четко очерчивается через интерес управомоченного лица. Во-первых, в финансовом правоотношении часто трудно бывает четко установить, какая сторона правоотношения является управомоченной, а какая - обязанной. Как известно, одной из сторон финансового правоотношения является всегда государство(муниципальное образование) или уполномоченный государственный орган, финансово-правовые обязанности которых нередко сливаются с правами, выражаясь в едином полномочии.310 Более того, в ряде случаев, как показывает анализ законодательства, право государственного органа одновременно сформулировано и как его обязанность. Например, согласно ст.ст. 4 проекта НК РФ право налогового органа на проведение проверки есть и его обязанность. Поэтому трудно однозначно утверждать что определяет объект контрольного правоотношения с участием налогового органа: интерес управомоченного или обязанного лица. Вместе с тем, даже в тех случаях, когда управомоченная и обязанная стороны финансового правоотношения строго определены, нельзя отрицать того факта, что объект финансового правоотношения удовлетворяет интересам не только управомоченной, но и обязанной стороны. Примером может являться финансовое правоотношение по уплате госпошлины. Если рассматривать конкретную ситуацию, то трудно сказать, кто более заинтересован в уплате госпошлины, например, в связи с подачей искового заявления в суд: уполномоченный государством орган как управомоченная сторона правоотношения, либо гражданин как обязанная сторона. Дело в том, что такое конкретное финансовое правоотношение возникает по инициативе обязанной стороны, т.е. гражданина, которому в связи с подачей искового заявления в суд необходимо уплатить госпошлину. В связи с этим, если объектом данного правоотношения считать госпошлину, то он, в первую очередь, удовлетворяет интерес обязанной стороны правоотношения, которая без уплаты госпошлины не имеет возможности подать исковое заявление в суд.

Исходя из отмеченного, на наш взгляд, точка зрения тех ученых, которые считают, что объектом правоотношения является то, на что направлено поведение его участниковг является наиболее приемлемой. Естественно, что поведение участников правоотношения в своей направленности не произвольно, а детерминировано их интересами, ради удовлетворения которых и возникает данное правоотношение.

Классификация юридических фактов и фактических составов в финансовом праве

С точки зрения научного анализа, а также выработки методологии законотворчества весьма ценной является классификация юридических фактов. Исходя из функций классификации юридических фактов, выявленных В.Б. Исаковым, можно утверждать, что для финансово-правовой науки классификация юридических фактов ценна потому, во-первых, что служит средством систематизации,-предпосылкой научного анализа изучаемого объекта, во-вторых, выполняет эвристическую функцию, т.е. ставит перед исследователем новые вопросы, наталкивает на нерешенные задачи, в-третьих, выполняет прогностическую функцию, ибо выступает как инструмент, позволяющий зафиксировать всякие сдвиги в системе юридических фактов.384 С точки зрения выработки методологии финансового законотворчества классификация юридических фактов ценна потому, что позволяет применять определенный правовой режим (закономерности, принципы, свойства) к юридическим фактам определенного класса, а значит - " способствует точному отбору и правильному закреплению юридических фактов в нормах права".385

В настоящее время в теории права существует множество классификаций юридических фактов, каждая из которых имеет свою ценность для теории и практики. Переводя эти классификации в плоскость финансового права можно утверждать, что одной из наиболее устоявшихся классификаций юридических фактов в финансовом праве является их классификация по волевому признаку на юридические действия и юридические события. " Юридические действия - это волевое поведение людей, внешнее выражение воли и сознания граждан, воли организаций и общественных образований".386 " Юридические события - это обстоятельства не зависящие как юридические факты от воли людей".387 Юридические факты- действия, в свою очередь, подразделяются " по признаку того, как они согласуются с предписаниями юридических норм" на 1) правомерные действия и 2) неправомерные действия (правонарушения).388 Правомерные действия, в свою очередь, подразделяются на юридические поступки и юридические акты.389 " Действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия, называются юридическими актами. Действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица, называются юридическими поступками".

Основное место в системе правомерных юридических действий в финансовом праве занимают юридические акты. Они настолько различны, что могут быть классифицированы, по крайней мере, на три группы: а) нормативные акты, содержащие индивидуальные предписания (смешанные акты); б) правовые акты индивидуального регулирования; в) прочие акты волеизъявления субъектов финансового права.

В науке утвердилось мнение, что нормативные акты и, соответственно, нормы права не являются юридическими фактами возникновения, изменения и прекращения правоотношений, а являются лишь их (юридических фактов) предпосылками.391 Это вполне справедливо. Однако, анализ показывает, что в финансовом праве ежегодно принимаемый закон о бюджете на предстоящий финансовый год, является ярко выраженным смешанным актом, в котором одновременно закреплены нормативные и индивидуальные предписания.392 В связи с этим, ежегодно принимаемые законы о бюджетах (федеральный и региональные) на предстоящий финансовый год являются в ряде случаев основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений. Интересно отметить, что французские ученые, детально разработавшие теорию бюджетного права, рассматривают закон о бюджете как акт, " который допускает осуществление расхода или получение дохода" , а не нормативный акт.393 Учитывая сказанное, на наш взгляд, Закон о ежегодном бюджете в целом для органов, его исполняющих, является юридическим фактом возникновения и изменения (в случае внесения изменений в этот закон) правоотношения по исполнению бюджета. Это тем более верно начиная с 1997 года, когда закон о ежегодном бюджете тал включать в себя приложения, являющиеся конкретизирующими юридическими фактами для возникновения правоотношения по исполнению бюджета.394 В их числе - поквартальное распределение доходов, расходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета на 1997 год; ведомственная структура расходов федерального бюджета и т.д. Кроме отмеченного, ежегодный закон о бюджете является юридическим фактом изменения и прекращения финансового правоотношения в части индивидуальных предписаний в адрес определенных субъектов- Например, Федеральный Закон " О федеральном бюджете на 1997 год" является юридическим фактом прекращения финансового правоотношения в части, предусмотренной ст. 73 этого Закона. А именно: он является юридическим фактом прекращения финансового правоотношения по кредитованию Центральным Банком РФ Министерства финансов РФ, начатого в 1992-1994 годах.

Пожалуй, как смешанный правовой акт-юридический факт, порождающий правоотношение по секвестру расходов бюджета может рассматриваться(в случае его принятия) федеральный Закон " О секвестре расходов федерального бюджета на 1997 год", предусмотренный ст. 76 Федерального Закона РФ " О федеральном бюджете на 1997 год", а также проектируемый в Бюджетном Кодексе РФ. Основное место среди правомерных юридических актов, являющихся основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношения являются, так называемые, акты индивидуального регулирования. Индивидуальное регулирование - это вид правомерной деятельности субъектов права, связанный с решением юридически значимых вопросов, которым норма права не дала исчерпывающей регламентации, опирающийся в той или иной степени на усмотрение субъектов права; протекающий в установленной законодательством процедурно процессуальной форме, результатом которой является индивидуальный правовой акт (судебное решение, административный акт, договор и т.д.), конкретизирующий права и обязанности участников правового отношения.395 " Сущность индивидуального правового регулирования состоит в упорядочивающем воздействии на общественные отношения с помощью ненормативных (не обладающих юридической общеобязательностью) правовых средств".396 " Индивидуальное регулирование может быть субординационным либо координационным.397 Субординационное регулирование осуществляется органами государства в одностороннем порядке на основе их компетенции посредством индивидуально-императивного волеизъявления. Координационное регулирование осуществляется методом автономно-индивидуального волеизъявления и заключается в выработке сторонами договора, соответствующего нормам права и отражающего их согласованную волю.398

Все акты индивидуального регулирования, являющиеся основанием динамики финансового правоотношения могут быть подразделены на финансово-правовые и прочие. Среди финансово-правовых актов индивидуального регулирования, являющихся основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений, главное место занимают субординационные акты (а не координационные), что обусловлено " жестким" методом финансово-правового регулирования.

Субординационные финансово-правовые акты индивидуального регулирования выступают в качестве юридических фактов возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений, в частности, в следующих случаях: а) предоставления налогоплательщику отсрочки и рассрочки платежей по налогам в республиканский и региональные бюджеты (ст. 24 Закона РФ " Об основах налоговой системы в РФ", ст 134 проекта НК РФ), что является основанием изменения налогового правоотношения; б) предоставление налогоплательщику налогового кредита или инвестиционного налогового кредита (ст. 5,8 Закона РФ " Об инвестиционном налоговом кредите" от20.12.91г.; ст. 135, 136 проекта НК РФ), что служит основанием изменения налогового правоотношения; в) предоставление налогоплательщику налоговой амнистии (Указ Президента РФ " О проведении налоговой амнистии в 1993 году";ст. 259 проекта НК РФ), что служит основание прекращения налогового правоотношения; г) предоставление бюджетной ссуды на возвратной основе (ст. 34, 35 Федерального Закона РФ " О федеральном бюджете на 1996 год, ст. 34, 36 Федерального Закона РФ О федеральном бюджете на 1997 год"; д)предр ставлен ие индивидуальной льготы по уплате госпошлины органами законодательно представительной) власти субъектов РФ (ст. 5 п.8 Закона РФ " О Государственной пошлине"); е) предоставление судом отсрочки и рассрочки уплаты госпошлины или уменьшение ее размера (ст. 53 Закона РФ " О Государственной пошлине"); ж)смета бюджетного учреждения и т.д.

Реализация обязанностей и прав субъектов финансового правоотношения

Вопрос о реализации обязанностей и прав субъектов финансового правоотношения является составляющей вопроса о содержании финансового правоотношения- Ведь через такую реализацию осуществляется реальное поведение субъектов, что и составляет материальное содержание правоотношения,507 Однако надо заметить, что в буквальном смысле под материальным содержанием правоотношения в науке понимается только правомерное поведение субъектов.508 В то время как реальное поведение субъектов финансового правоотношения значительно шире и включает как законные, так и незаконные пути реализации прав и обязанностей субъектов. Принимая это во внимание, в настоящей работе мы будем рассматривать только правомерное поведение субъектов финансового правоотношения, возникающее в ходе реализации их прав и обязанностей, и составляющее материальное содержание правоотношения.

Под реализацией обязанностей и прав субъектов финансового правоотношения мы понимаем действия (воздержание от действий) этих субъектов, направленные на достижение целей тех или иных финансовых правоотношений. При этом, целью финансового правоотношения является тот результат, на который ориентирует норма(или нормы) права и ради достижения которого закон предусматривает основания возникновения и пути развития финансового правоотношения. Например, целью налогового обязательства как финансового правоотношения является уплата и поступление налога в бюджет или государственный внебюджетный фонд. Целью того или иного межбюджетного правоотношения (правоотношения по бюджетному регулированию) является получение нижестоящим звеном бюджетной системы финансовых ресурсов, запланированных в вышестоящем бюджете.

Реальное поведение субъектов финансового правоотношения взаимообусловлено. Другими словами, реализация обязанностей обязанной стороной финансового правоотношения взаимосвязана с осуществлением прав управо моченной стороной правоотношения. Это естественно, ибо права и обязанности в правоотношении являются парными юридическими категориями. Как отмечает СС. Алексеев, u в реальной жизни нет субъективного права (как юридического явления), если оно не " право по отношению к кому-либо, т.е., если оно так или иначе не связано с обязанностями".509 В связи с этим, в данном параграфе работы мы будем исследовать реализацию прав и обязанностей субъектов финансового правоотношения как проявление его материального содержания в их единстве и взаимообусловленности. Иначе говоря, мы будем, где это возможно» говорить не отдельно о реализации прав, а затем о реализации обязанностей субъектов финансового правоотношения, а рассматривать их реализацию, все время имея ввиду их взаимосвязь а финансовом правоотношении.

Реализация обязанностей и прав субъектов финансового правоотношения - это волевой акт. Ни права, ни обязанности не могут быть реализованы, если субъекты не проявят к этому воли. В связи с этим теоретически и практически значимым является вопрос о соответствии индивидуальной воли субъекта, т.е. воли управомоченного или правообязанного субъекта и государственной воли, выраженной в правовой норме. На этот аспект проблемы справедливо обращалось внимание в науке.510

P.O. Халфина отмечает, что и... основная задача, функция, выполняемая правоотношением, заключается в том, чтобы общая воля, выраженная в норме права, была реализована в конкретных актах поведения (действиях или воздержании от действий) граждан и коллективов".

В большинстве случаев воля субъектов финансовых правоотношений к реализации их обязанностей и прав изначально корреспондирует государственной воле, выраженной в норме права. Это обусловлено тем, что нередко обязанным субъектом финансового правоотношения выступает само государство в лице определенных органов. Вместе с тем, проблема согласования воль не теряет своей актуальности в финансовых правоотношениях» что определено сущностью финансового правоотношения и, в частности, заложенным в налоговом правоотношении противоречием между публичным и частным интересом. В норме финансового права, обязывающей налогоплательщика уплатить налог, выражена государственная воля, саккомулировавшая публичный интерес к уплате налога в бюджет. Между тем, в каждой конкретной ситуации воля налогоплательщика, т.е. правообязанного лица не совпадает с волей государства. Свидетельством этого являются многочисленные факты уклонения от уплаты налогов. Как может быть решена эта проблема? Очевидно, что проблема согласования воли как составная часть вопроса реализации обязанностей и прав субъектов финансового правоотношения может быть решена только в ракурсе ее рассмотрения с проблемой гарантий реализации обязанностей и прав субъектов финансового правоотношения.

Бесспорно, что волевые действия субъектов финансовых правоотношений по реализации принадлежащих им прав и обязанностей могут привести к желаемому результату лишь тогда, когда они должным образом гарантированы. В связи с этим, в юридической науке проблема реализации прав и обязанностей субъектов всегда рассматривалась во взаимосвязи с их гарантиями.512

Традиционно под гарантиями юридических прав и обязанностей понимаются те условия и средства, которые обеспечивают их фактическую реализацию и надежную охрану(защиту),513 К числу гарантий условий, как правило, относятся политические, экономические, идеологические гарантии. К числу гарантий-средств -юридические гарантии» Безусловно, гарантии-условия играют значительную роль в реализации прав и обязанностей субъектов и, в особенности, субъектов финансового права. Примеры тому дает жизнь. Так, реальный недостаток государственных финансовых ресурсов в 1996, 1997 годах не обеспечивал реализацию финансово-правовых норм, заложенных в законах о федеральном бюджете на эти годы, в связи с чем имели место массовые невыплаты заработной платы бюджетникам, пенсий, стипендий и т.д. То есть, отсутствие экономических гарантий приводило к невозможности выполнения государством своих юридических обязанностей. Однако, гарантии-условия не способны непосредственно, оперативно и эффективно обеспечить реализацию прав и обязанностей, а создают лишь предпосылки для нее. Роль собственно гарантий реализации отводится юридическим гарантиям.514 Именно поэтому последние обозначаются как гарантии-средства. В этой связи в науке справедливо отмечается, что " ... если в каком-то случае право гражданина не реализовалось или нарушено, то непосредственную причину этого разумно искать не в социально-экономических процессах, а в отсутствии или несоблюдении соответствующими субъектами юридических гарантий его реализации. Если же в каждом конкретном случае нарушения права ссылаться на общие гарантии, "то последуют абсурдные выводы об отсутствии законности, неэффективности демократии» нереальности равноправия и т.д.".

Исходя из отмеченного, финансово-правовую науку интересуют, главным образом, юридические гарантии реализации обязанностей и прав субъектов финансовых правоотношений. Иначе говоря, представляют интерес резервы самого финансового права в регулировании-финансовых процессов,

Вопрос об объекте правоотношения долгое время являлся в теории права одним из наиболее дискуссионных. В настоящее время в теории права можно выделить два взгляда на объект правоотношения. Согласно первой позиции, выраженной в обобщенном виде, объектом правоотношения являются материальные или нематериальные блага, на которые направлено (или воздействует) поведение всех его участников, осуществляемое в рамках их прав и обязанностей.

Согласно второй позиции главное в определении объекта правоотношения - это управомоченное лицо, ибо именно его интересами определяется объект правоотношения. Определение объекта правоотношения через интерес управомоченного лица является в значительной мере сориентированным на правоотношения микроуровня, где достаточно легко выделить интересы управомоченного и обязанного лиц. Что же касается публично­правовых отраслей права, то здесь вряд ли можно это сделать. Так одной из сторон финансового правоотношения всегда является государство (муниципальное образование) или уполномоченный государственный орган, финансово-правовые обязанности которых нередко сливаются с правами, выражаясь в едином полномочии. Например, согласно ст. 31 НК РФ право налогового органа на проведение проверки есть и его обязанность, сформулированная в ст. 32 НК РФ как обязанность осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Под объектом финансового правоотношения следует понимать то, на что направлено поведение участников финансового правоотношения, детерминированное их интересами в рамках принадлежащих им субъективных прав и обязанностей.

Объекты финансовых правоотношений в силу разнообразия этих правоотношений также разнообразны. Объекты финансовых правоотношений могут быть подразделены на две группы: отделимые и неотделимые от материального содержания правоотношения.

Отделимые - это объекты, которые с той или иной степенью конкретности зафиксированы или вытекают из анализа финансово-правовых норм и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира.

К отделимым объектам финансовых правоотношений относятся:

Бюджетные ассигнования;

Субсидии;

Бюджетные кредиты;

Дотации;

Субвенции;

50% прибыли ЦБ РФ;

Свободный остаток прибыли казенных предприятий;

Штрафы, недоимки, пени;

Проекты бюджетов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных и муниципальных внебюджетных фондов;

Бюджеты (как законы и плановые акты) и т.д.

Все эти объекты имеют место только в имущественных финансовых правоотношениях и существуют только в денежной форме. Соответственно с точки зрения характеристики объектов имущественных правоотношений они могут рассматриваться как вещи (наличные деньги) и имущественные права (права требования на денежные средства к банку). Все вышеперечисленные отделимые объекты финансового правоотношения могут быть подразделены на две группы:

Финансовые ресурсы государства и муниципальных образований,

Законы (постановления), плановые акты и их проекты.

Неотделимые объекты - это те, которые не зафиксированы в финансово-правовых нормах, могут быть выделены лишь в процессе научной абстракции и представляют собой результат деятельности субъектов финансового правоотношения, неотделимый от его материального содержания.

К неотделимым объектам финансовых правоотношений относятся:

Государственный финансовый контроль,

Деятельность по поводу установления казенному предприятию порядка распределения прибыли и т.д.

Финансовое право представляет собой самостоятельную отрасль российского права, имеющую свой предмет правового регулирования и обусловленный им метод правового регулирования.

Предметом финансового права являются финансовые отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства. Другими словами, с помощью финансового права государство регулирует общественные отношения, складывающиеся в области финансовой деятельности.

Метод финансового права – это метод властных предписаний, предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, входящих в систему государственных органов и наделенных соответствующими полномочиями.

Метод финансового права характеризуется следующими особенностями:

Одной из сторон финансовых отношений всегда выступает орган государственной власти;

Любое юридическое и физическое лицо обязано выполнить предписание, данное органом государственной власти, поскольку оно является односторонневластным;

Властные предписания не основываются на отношениях субординации, подчинения «по вертикали».

Как и любая норма права, финансово-правовая норма – это установленное и контролируемое государством правило поведения участников общественных отношений, которые обладают соответствующими правами и обязанностями.

Нормы финансового права всегда связаны с регулированием отношений по поводу выполняемых в ходе финансовой деятельности государства распределительной, контрольной и стимулирующей функций при распределении национального богатства. В нормах финансового права закрепляются требования государства для обеспечения осуществления его задач и функций на определенном этапе общественного развития.

Финансово-правовые нормы носят государственно-властный, императивный характер: их содержание не может быть изменено по соглашению участников общественного отношения. Требования норм однозначно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Классификация финансово-правовых норм осуществляется по различным основаниям.

В зависимости от характера воздействия на участников финансовых отношений нормы подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие, уполномочивающие. Большинство норм финансового права имеют обязывающий характер.

В зависимости от своего содержания финансово-правовые нормы подразделяются на материальные (например, ставки налогообложения) и процессуальные (например, деятельность субъектов по прохождению бюджета).

Нормы финансового права структурно разделяются на три компонента: гипотезу, диспозицию, санкцию. Гипотеза – несколько четко сформулированных условий, при наличии которых законодательство предоставляет право на совершение определенных действий в области финансов. Диспозиция предопределяет правила поведения участников финансовых правоотношений (например, закон определяет конкретные ставки налога, распределяемого в бюджеты разных уровней). Санкция – это мера ответственности, применяемая к нарушителям финансово-правовых норм.

Система финансового права состоит из общей части и особенной части. Общая часть охватывает нормы, регулирующие общие принципы и методы финансовой деятельности государства. В ней определяется правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений, в том числе государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Особенная часть включает в себя различные финансово-правовые институты, каждый из которых имеет свой объект правового регулирования, т. е. регулирует определенный круг финансовых отношений, возникающих в сфере многообразной разносторонней финансовой деятельности государства. Финансовый институт объединяет в группу однородные экономические отношения, взаимосвязанные по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

Нормы финансового права в Российской Федерации многочисленны, они содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов, или источников финансового права. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления разных масштабов и уровней. Источниками финансового права являются: Конституция РФ, Кодексы РФ (Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс), законы, указы Президента, постановления Правительства, акты органов государственного управления, ведомственные положения, приказы, инструкции и др.

Большинство норм финансового права, как и иных отраслей права, реализуются в правоотношениях. Финансовые правоотношения возникают в процессе финансовой деятельности государства.

Финансовые правоотношения – это общественные отношения, возникающие при создании, распределении, использовании фондов денежных средств и урегулированные нормами финансового права, участники которых связаны взаимными юридическими правами и обязанностями.

Применительно к институтам финансового права можно выделить: бюджетные правоотношения; налоговые и неналоговые правоотношения; финансовые правоотношения в областях государственного кредита, страхования, банковской деятельности; правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов; финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов; валютные правоотношения.

Финансовые правоотношения характеризуются тем, что они возникают в процессе финансовой деятельности государства; одним из субъектов этих правоотношений должен быть соответствующий орган государственной власти; возникают они по поводу денег – платежа в доход государства, государственного расхода и т. п. Эти отличительные черты, рассматриваемые в их единстве, придают финансовым правоотношениям характер государственно-властных имущественных (денежных) правоотношений.

Указанные особенности, вместе взятые, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений. Так, административные штрафы хотя и являются денежными, но они не связаны с финансовой деятельностью государства, т. е. формированием фондов денежных средств. Поэтому подобные отношения регулируются административным правом.

Субъектами финансовых правоотношений выступают: органы государственной власти и государственного управления, хозяйствующие субъекты и граждане. В некоторых случаях субъектом финансового права может выступать Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования (при выпуске облигаций государственных и муниципальных займов, при использовании банковского кредита для покрытия недостатка бюджетных средств и в некоторых других случаях).

Предприятия и организации (их филиалы и другие обособленные подразделения) вступают в финансовые отношения в связи с внесением в казну налогов и сборов, получением из нее ассигнований, распределением прибыли и т. д. Учреждения и организации, состоящие на бюджетном финансировании, также принадлежат к участникам финансовых правоотношений.

Правосубъектность граждан главным образом связана с внесением налоговых и других обязательных платежей, поступающих в доход государства. Граждане также могут вступать в финансовые правоотношения по другим поводам, например, в связи с участием в государственных займах, денежно-вещевых лотереях.

Для защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений применяется административный и судебный порядок. В настоящее время действуют оба названных выше порядка, и разрешение дела в административном порядке не исключает возможности обращаться в суд. Административный порядок действует главным образом в отношении государственных органов, предприятий, организаций, учреждений. Граждане по своему выбору могут использовать административный или судебный порядок защиты.

Для защиты прав граждан и юридических лиц в финансовых отношениях в законодательстве установлены гарантии возмещения ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц. Так, неправильно взысканные с плательщика налоги подлежат возврату, а причиненный налогоплательщикам ущерб – возмещению. Еще одной особенностью действующего законодательства о налогах и сборах является то, что налогоплательщик может обратиться за защитой своих прав в вышестоящий налоговый орган и в суд одновременно.

Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются юридические факты. Например, в налоговой сфере возникновение финансово-правовых отношений возможно на основе индивидуального нормативного акта – извещения налогового органа о необходимости уплатить тот или иной налог; изменение этих отношений происходит в связи с получением определенной льготы по данному налогу; прекращение финансовых правоотношений наступает при уплате налога в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд.

Следует иметь в виду, что общественные отношения, возникающие в сфере финансов, регулируются не только нормами финансового права, приобретая характер финансово-правовых отношений. В случаях, предусмотренных действующим российским законодательством, эти отношения могут регулироваться нормами гражданского законодательства.

В сфере влияния государства на отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения ВВП и национального дохода возникают, изменяются и прекращаются финансовые правоотношения.

Финансово-правовые отношения являются разновидностью правоотношений, поэтому им присущи все те существенные признаки, которые характерны для правоотношений вообще:

1) финансовые правоотношения возникают на основании финансово-правовой нормы, а значит является результатом действия правовой нормы;

2) финансовые правоотношения имеют волевой характер, т.е. они обусловлены государственной волей, интересами государства.

Финансовые правоотношения - это общественные экономические отношения, базирующиеся на финансово-правовой норме и возникающие в сфере финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, имеют властно-имущественный характер и выражают финансовый интерес государства.

Функции финансовых правоотношений в механизме правового воздействия на государственные финансы:

1) Указывают на круг лиц, на которых в конкретное время распространяется действие финансово-правовой нормы.

2) Закрепляют конкретное поведение юридических лиц и граждан в области мобилизации, распределения и использования фондов денежных средств, которой они должны следовать.

3) Есть условием для возможности приведения в действие юридических средств обеспечения субъективных прав и обязанностей участников финансовых правоотношений.

Финансовые правоотношения имеют специфические особенности (обусловленные спецификой предмета и метода финансово-правового регулирования):

1) Возникают и развиваются исключительно в сфере финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, связанные с мобилизацией, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов.

2) Возникают, изменяются и прекращаются на основании финансово-правовых актов.

3) Есть властными отношениями (императивные), поскольку одной стороной этих отношений является государство в лице определенных органов, имеющих властные полномочия. Так что в данных отношениях отсутствует равенство сторон.

4) Есть экономическими отношениями (отношения, имеющие стоимостную форму: отношения по уплате налогов, по поводу получения кредите и др.. Данные отношения определены состоянием экономики. Так, утверждая бюджет учитывают нормативы с учетом требований современной экономики).

5) Есть формой реализации публичных интересов, поэтому, выражающих общественные интересы.

6) Имеют имущественный характер. В качестве имущественных благ в финансово-правовых отношениях выступают денежные средства (финансовые ресурсы).

7) Носят распределительный характер, который заложен в функциях финансов (создание денежных фондов; направления средств на удовлетворение потребностей общества).

8) Особенностью является планомерность (отношения складываются на основе нормативно-правовых актов в четко предусмотренные сроки).

Выделяют материальный и юридический смысл финансовых правоотношений.

Материальное является поведение субъектов (например внесение платы).

Юридический - субъективные юридические права и обязанности, установлении финансово-правовыми нормами. Субъективные права - это надлежащая финансовом или кредитном органа для удовлетворения его интересов, мера дозволенного поведения, обеспеченная юридическими обязанностями другой стороны. Юридическая обязанность - это приписана обязанному субъекту и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения, которой должен придерживаться этот субъект.

Важными элементами финансового правоотношения является субъект и объект.

Субъектами финансовых правоотношений являются юридические лица и общест ¬ мадяны, которые на основании правовых норм могут быть участника ¬ ми финансовых правоотношений. Субъект финансовых правоотношений связан с субъектом финансового права (как общее и конкретное), который реализовав свою правосубъектность становится субъектом финансового правоотношения. Правосубъектность - способность быть носителем прав и обязанностей, осуществлять их и отвечать за их реализацию, что противоречит установленным правовым нормам. Она включает правоспособность и дееспособность. В большинстве случаев данные субъекты совпадают в одном лице. Однако, в определенных случаях субъект финансового права и субъект финансовых правоотношений не совпадают. Это имеет место когда государство как субъект финансового права вступает в финансовые правоотношения. Украина при вступлении в правоотношения вступает в лице конкретного органа. При этом, являясь субъектами финансового права, они имеют финансовую правосубъектность, которая определяется его компетенцией. В конкретном финансовом правоотношении дееспособность приходится на долю органов, которые ее представляют.

Субъект финансового права - это лицо, участник финансово ¬ вых отношений, по своим особенностям фактически может быть носителем субъективных прав и обязанностей. Так, в силу статьи 67 Конституции Украины каждый обязан платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом.

Субъекты финансового права - это юридические и физические лица ¬ бы, имеющие правосубъектность, то есть могут потенциально быть участниками финансовых правоотношений, а субъект финансовых правоотношений - это реальный участник данных правовых отношений. Так, в нашем примере, гражданин является безусловным носителем финансовых прав и обязанностей в силу действия норм Конституции Ук ¬ раины, то есть субъектом финансового права, но, подавая дек ¬ ларацию в налоговую администрацию, он вступает в конкретные финансовые правоотношения, потому реализует предоставленные Конституцией Украины права и обязанности, становится субъектом финансовых право ¬ отношений, но не теряет своих свойств, как субъект финансово ¬ ного права.

Субъектами финансового права являются: 1) государство, 2) административно-территориальные образования, 3) юридические лица - предприятия и организации всех форм собственности, учреждения, общественные организации, т.е. коллективные субъекты, 4) граждане, как индивидуальные субъекты.

1. Государство выступает, как правило, в лице уполномоченного им своего органа - Верховной Рады, Президента, Кабинета Министров, Министерства финансов, Национального банка (а в международных финансовых отношениях государство выступает субъектом отношений).

2. Субъектами финансового права выступают административно-те-риториальни единицы - Автономная Республика Крым, области, города, районы, поселки, села.

Государство и административно-территориальные образования висту ¬ пают в бюджетных правоотношениях, поскольку они Конституцией Украины наделяются правом на бюджет, а отсюда вытекает их право на получение доходов и финансирования расходов, связанных с осуществлением функций, возложенных на них Конституцией.

Эти субъекты участвуют и в правоотношениях, связанных с государственным кредитом, потому что им предоставлено право выпуска государственных и местных займов.

3. К коллективным субъектам финансового права относятся органы законодательной и исполнительной власти - Верховный Совет, Счетная палата, Кабинет Министров, Министерство финансов, Государственное казначейство. Эти государственные органы не только могут, но и со ¬ зан участвовать в финансовых правоотношениях, поскольку это возлагается на них Конституцией.

В финансовых правоотношениях участвуют органы местного ¬ ного самоуправления и их исполнительные органы. Они собирают налоги, финансируют расходы, наполняют и тратят вне ¬ бюджетные фонды и т.п..

Большой круг участников финансовых правоотношений состоит ¬ ют предприятия различных форм деятельности и форм собственности. Хозяйствующие субъекты юридические лица - активные участники финансовых правоотношений, ибо они являются налогоплательщиками, пользователями банковских ссуд, участниками торгов на биржах и т.д.,

4. И, наконец, индивидуальными субъектами финансового права являются граждане. Статья 67 Конституции Украины возлагает на всех граждан обязанность уплачивать налоги и сборы в порядке и раз ¬ мерах, установленных законом, ежегодно представлять декларации о своем имущественном состоянии и доходах за прошлый год. Граждане всту ¬ пают в правоотношения с государством.

В настоящее время можно выделить два взгляда на объект:

1. Это материальные и нематериальные блага, на которые направлена поведение всех участников, осуществляемое в рамках их прав и обязанностей.

2. Согласно второй позиции - основное в определении объекта правоотношения - это уполномоченное лицо, а именно ее интересами

Определение объекта правоотношения через интерес уполномоченного лица является в значительной степени ориентированным на цивилистической модель правоотношения, где реализуются частные интересы резких субъектов, то есть интересы микро уровня. Что же касается публично-правовых отраслей права, то здесь вряд ли можно определить объект правоотношения: через интерес уполномоченного лица. В частности, в финансовом правоотношения часто трудно бывает установить, какая сторона правоотношения является уполномоченным, а какая обязанной. Н-д, право налогового органа на проведение проверки является его обязанностью. сформулированным как обязанность осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Итак, под объектом финансового правоотношения необходимо понимать, на что направлено поведение участников финансовых правоотношений, вызвана их интересами в пределах принадлежащих им правах и обязанностях.

Объекты финансовых правоотношений разнообразны. Все объекты финансовых правоотношений могут быть разделены на две группы:

И) отделимы от материального содержания правоотношений - где такие объекты, которые с той или иной степенью конкретности зафиксированы или вытекают из анализа финансово-правовых норм и существуют как явления (предметы) мира, который нас окружает. К ним относятся:

а) налоги:. ,

в) пошлина

г) бюджетные ассигнования;

д) субсидии - помощь в денежной форме или натурой, дается

государством за счет средств государственного или местных бюджетов, а также специальных фондов юридическим или физическим лицам, др.. государствам;

е) бюджетные кредиты;

ж) бюджетные ссуды;

з) дотации, субвенции;

к) штраф, пеня;

л) проекты бюджетов;

м) бюджеты (как законы) и др..

2. Неотделимы - это те объекты, которые не зафиксированы в финансово-правовых нормах, а могут быть выделены лишь в процессе научной абстракции и представляют собой результат деятельности субъектов финансовых правоотношений, неотделимых от их материального содержания. Их виды:

а) государственный и финансовый контроль;

б) деятельность по поводу установления предприятию коммунальной формы собственности порядка распределения прибыли и др..

Объект финансовых правоотношений связан с интересом государства, которую представляет уполномоченный орган.

Объект финансовых правоотношений - это фонды средств, которые формируются, распределяются и ис ¬ стовуються результате реализации субъективных прав финансово-кредитных органов и юридических обязанностей другой стороны финан ¬ вых правоотношений. Объект финансовых правоотношений связан ¬ ный с интересом государства, которое представляет уполномоченный орган.

Для возникновения финансового правоотношения издания нормативного акта недостаточно, поскольку они устанавливают лишь типичные признаки для возникновения финансовых правоотношений, Так, налоговое законодательство устанавливает. Типичную признак налогового субъекта - наличие самостоятельного источника доходов. Но чтобы гражданин: стал субъектом налоговых правоотношений необходим определенный юридический факт, а именно - индивидуальный финансовый акт - декларация о доходах, которые получил этот гражданин.

Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются юридические факты, т.е. жизненные обстоятельства, приводящие в действие нормы права, в результате чего наступают определенные последствия - возникновение, изменение и прекращение в отдельных юридических или физических лиц финансовых прав или обязанностей.

В финансовых правоотношениях юридические факты делятся на:

1. действия

А) правомерные - волевое поведение, предусмотрена финансово-правовой нормой. В свою Черч они делятся на: а) юридические акты, которые могут быть индивидуальными - правомерное действие участника финансовых отношений, направленная на получение правового результата (например: смета бюджетного учреждения, представление в налоговую инспекцию декларации о доходах), б) юридические поступки - правомерное действие, что приводит правовые последствия, связанные с фактом волевого действия, которое не зависит от желания субъекта отношений (например: налогоплательщик заявляет о сокрытии им дохода, который подлежал налогообложению) в) правомерные действия, которые направлены на поддержку финансовых интересов государства (например спонсорские взносы);

Б) неправомерные - поведение, не соответствует требованиям финансово-правовых норм (нецелевое использование бюджетных средств);

2. события - обстоятельства, не зависящие от воли их участников, но влекут за собой финансовые правоотношения (например: рождение ребенка предоставляет одному из родителей право на ежемесячное уменьшение налогооблагаемого дохода на один необлагаемый минимум).

Изменение финансовых правоотношений не может быть проведена за волеизъявлением их участников. Она осуществляется на основании нормативного акта, в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. (Например: факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения).

Прекращение финансовых правоотношений происходит также в строго установленных нормативными актами случаях (например погашения финансового долга в срок, использование выданных бюджетных ассигнований).

Финансовые правоотношения - это урегулированные финансово-правовыми нормами общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей в сфере мобилизации, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Регистрация ООО