Понятие и виды форм социального обеспечения. Обязательное социальное страхование: понятие, принципы, виды, субъекты

В нашей стране осуществляется обязательное социальное страхование, которое соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Обязательное социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих и неработающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Регулирует отношения в системе обязательного социального страхования Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», но действие данного Закона не распространяется на обязательное государственное страхование, которое регулируется специальным законодательством РФ. Закон определяет:

  1. правовое положение субъектов обязательного социального страхования;
  2. основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей;
  3. ответственность субъектов обязательного социального страхования;
  4. устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.

Закон «Об основах обязательного социального страхования» устанавливает основные принципы осуществления обязательного социального страхования.

Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

  1. устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
  2. всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
  3. государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
  4. государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  5. паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
  6. обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
  7. ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
  8. обеспечение надзора и общественного контроля;
  9. автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Статья 3. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе



Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия и термины:

страховой взнос - обязательный платеж на обязательное социальное страхование;

тариф страхового взноса - ставка страхового взноса, установленная на конкретный вид обязательного социального страхования с начисленной оплаты труда по всем основаниям (доходам) застрахованных лиц;

социальный страховой риск - предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование;

страховой случай - событие, представляющее собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию;

обеспечение по обязательному социальному страхованию (далее - страховое обеспечение) - исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;



страховой стаж - суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов и (или) налогов;

средства обязательного социального страхования - денежные средства и имущество, которые находятся в оперативном управлении страховщика конкретных видов обязательного социального страхования.

3. Правовые основы обязательного социального страхования.

Одна из форм обязательного страхования, при котором страхо­вые отношения возникают в силу закона, - обязательное социальное страхование.

Общей правовой основой осуществления обязательно­го социального страхования является Закон Российской Федерации от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социаль­ного страхования»1, Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Россий­ской Федерации»2, Закон Российской Федерации от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Россий­ской Федерации»3, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчаст­ных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»4.

Обязательное социальное страхование представляет собой сие- тему создаваемых государством правовых, экономических и органи­зационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодатель­ством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессиональ­ного заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необхо­димости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Обязательное социальное страхование представляет собой неотъемлемую часть государственной политики по защите населения. Его правовую базу составляют нормы финансового, трудового, гражданского права, права социального обеспечения. Основополагающим законом является Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. , а также иные федеральные законы и подзаконные акты, законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации о конкретных видах обязательного социального страхования.

Обязательное социальное страхование в Российской Федерации должно осуществляться на основании следующих принципов:

Устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования, достигаемой эквивалентностью страхового обеспечения и страховых взносов;

Всеобщего обязательного характера социального страхования, доступности для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

Государственной гарантии соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

Государственного регулирования системы обязательного социального страхования;

Паритетности участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

Обязательности уплаты страхователями страховых взносов в бюджета фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

Ответственности за целевое использование средств обязательного социального страхования;

Обеспечения надзора и общественного контроля;

Автономности финансовой системы обязательного социального страхования.

В зависимости от характера события (страховой риск), влекущего изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан и в случае наступления которого осуществляется социальное страхование, они делятся на следующие виды:

Необходимость получения медицинской помощи;

Временная нетрудоспособность;

Трудовое увечье и профессиональное заболевание;

Материнство;

Инвалидность;

Наступление старости;

Потеря кормильца;

Признание безработным;

Смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Каждому виду социального страхового риска соответствует и определенный вид страхового обеспечения, т.е. исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования. К видам страхового обеспечения законодатель относит:

1) оплату медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2) пенсию по старости;

3) пенсию по инвалидности;

4) пенсию по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности;

6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

7) пособие по беременности и родам;

8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

9) пособие по безработице;

10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

11) единовременное пособие при рождении ребенка;

12) пособие на санаторно-курортное лечение;

13) социальное пособие на погребение;

14) оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Субъектами обязательного социального страхования являются:

страхователи - организации, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы (обязательные платежи). К страхователям относятся и органы исполнительной власти, и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами уплачивать страховые взносы;

страховщики - некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев;

застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Между названными субъектами и складываются отношения по обязательному социальному страхованию. Законодатель особо говорит о моменте возникновения данных отношений. Так, у страхователя (работодателя) данные отношения возникают с момента заключения с работником трудового договора; у иных страхователей - с момента их регистрации страховщиком, а у страховщика - с момента регистрации страхователя. В свою очередь, у застрахованных лиц моментом возникновения данных отношений является заключение трудового договора с работодателем; у лиц же, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан - уплата ими или за них страховых взносов.

Застрахованные лица наделены соответственно правами и обязанностями. В частности, они имеют право на своевременное получение страхового обеспечения, на участие в управлении обязательным социальным страхованием, на защиту своих прав. Застрахованные лица обязаны вносить страховые взносы, если это предусмотрено законом, а также своевременно предъявлять страховщику документы, служащие основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения.

Страховщики имеют право проверять представленные документы, назначать и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая, взыскивать со страхователей недоимки по страховым взносам, представлять им отсрочку уплаты страховых взносов и другие права. К обязанностям, возлагаемым на страховщиков, относятся обеспечение сбора страховых взносов, своевременная выплата страхового обеспечения, подготовка обоснования тарифов, осуществление регистрации страхователей, бесплатное консультирование по вопросам обязательного социального страхования, а также иные обязанности.

Страхователи как самостоятельные субъекты данных отношений также наделены правом участвовать через своих представителей в управлении обязательным социальным страхованием, бесплатно получать информацию и консультации по вопросам страхования, пользоваться льготами и отсрочкой уплаты страховых взносов, защищать свои права. Обязанности страхователей включают в себя постановку на учет и снятие с учета у страховщика в определенные законодательством сроки, уплату страховых взносов, предъявление необходимых страховщику документов и сведений, выплаты определенных видов страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев.

Возникающие по вопросам обязательного социального страхования споры разрешаются в следующем порядке. Страхователь или застрахованное лицо могут направить письменное заявление по спорным вопросам страховщику, который должен в течение десяти рабочих дней со дня его получения рассмотреть данное заявление и о принятом решении письменно сообщить заявителю в течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявления. В случае несогласия с принятым решением спор подлежит разрешению в вышестоящих инстанциях либо в судебном порядке.

В Федеральном законе «Об основах обязательного социального страхования» законодатель не только определяет данный вид страхования как систему мер, осуществляемых государством в целях компенсации гражданам различного рода социальных последствий, связанных с наступившими социальными страховыми рисками, но и отмечает необходимость государственного управления системой обязательного социального страхования. Государственное управление возлагается на Правительство Российской Федерации, которое создает страховщиков, осуществляющих обязательное социальное страхование.

На сегодняшний день социальная защита населения — это необходимый элемент эффективного функционирования каждого развитого государства.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Вне зависимости от национальной принадлежности, главное звено социальной защиты – это социальное страхование. Оно выступает связующим фактором между страховыми институтами и социумом.

Понятие

Страхование играет роль вектора потребительской разновидности общественной защищенности. Это мера социальной защиты, которая направлена на рост социальной защищенности граждан путем страхования определенных рисков.

В то же время выступает сферой социальной защиты, нуждающейся в регулярной поддержке, причем не только государственной, а и в частном инвестировании.

Социальное страхование – это самодостаточный институт, имеющий собственную законодательную базу, а также организацию и экономическую основу.

Функции социальной политики воплощаются в жизнь при помощи ряда социальных услуг и соцобеспечения.

Социальное обеспечение, в свою очередь, являет собой ряд программ, связанных с финансовыми выплатами безработным слоям населения (при нетрудоспособности, в связи с преклонным возрастом или из-за утраты кормильца и др.).

Таким образом, социальное страхование - комплекс правоотношений в рамках распределения и последующего перераздела национальных доходов для того, чтобы сформировать ряд особых страховых фондов по обеспечению граждан, которые в общественном труде участия не принимают.

Организованный комплекс мер социального страхования состоит из программ, которые включают платежи для всех участников социума на безвозмездной основе и вне зависимости от их дохода по наступлению предусмотренного законом случая, такого как, к примеру, инвалидность, утрата работы, роды и др.

Узкое значение

В узком смысле социальная защита является системой законодательных и прочих гарантий, которые предоставляются трудоспособному населению, чтобы повысить собственный уровень благосостояния личным трудовым вложением, а и социально уязвимым и нетрудоспособным гражданам благодаря преимуществу в использовании общественных фондов потребления и прямой материальной поддержке.

Таким образом, понятие социального страхование в узком значении можно рассматривать как страхование от рисков в связи с наступлением определенных событий, изменяющих физическое состояние и соцположение населения, которые ухудшают их материальное положение.

Широкое

Социальная защита в широком смысле представляет собой государственную деятельность по реализации целей социальной политики, направленных на создание социальных гарантий при формировании экономической стимуляции для участников общественного производства.

Исходя из этого, социальное страхование – это система организаций и правил, компенсирующих или минимизирующих последствия изменений финансового положения населения в связи с потерей работы, инвалидности, травмы, старости и пр.

Основные принципы

К основным принципам социального страхования относят:

  1. Неукоснительное соблюдение.
  2. Стабильность за счет страхового обеспечения и взносов.
  3. Гарантированное государством соблюдение выполнения обязанностей страховщиком вне зависимости от его материального положения.
  4. Урегулирование государственным аппаратом.
  5. Обязательные выплаты установленных платежей страхователями.
  6. Несение ответственности за пользование финансами соцстраха.
  7. Автономия финансовой системы.

Особенности

Правительство РФ за каждый финансовый год выносит на рассмотрение Федерального Собрания РФ отчетность о выполнении бюджетов обязательного социального страхования, утверждаемые впоследствии федеральным законодательством.

Фонды бюджетов определенных видов обязательного соцстраха обладают своими особенностями. Так, они не включаются в федеральный бюджет или бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Любые нецелевые расходы финансов из бюджетов обязательного соцстраха запрещено.

Чиновники, которыми допущен нецелевой расход таких денежных средств, несут ответственность, установленную согласно действующему законодательству РФ.

Денежные средства бюджетов указанных фондов не подлежат изъятию. Они хранятся на счетах ЦБ РФ или счетах других банков, список которых определяет Правительство РФ. Не взимается оплата банковских услуг по операциям с участием средств обязательного социального страхования.

Объемный перечень социальных обязательств государства предусматривается Конституцией РФ. Согласно основному закону властям предписывается выполнять и контролировать следующие нормы:

  • здоровье и труд населения подлежат охране;
  • предусматривается минимальная оплата труда;
  • проводится господдержка семей, инвалидов и пожилых граждан;
  • совершенствуется система социальных служб;
  • назначаются государственные пенсии и прочие гарантии соцзащиты.

Правовую базу социального страхования составляет Закон РФ , а также различные Федеральные законы (об основах обязательного соцстраха, об обязательном пенсионном страховании в РФ, об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также другие федеральные законы о бюджетах).

Его виды:

Социальное страхование делится на следующие виды:

  • медицинское страхование (компенсация за оказание медицинской помощи);
  • пенсионное страхование (преклонный возраст, инвалидность, утрата кормильца);
  • страхование от несчастных случаев на производстве (травмы на предприятиях, профессиональные болезни);
  • страхование в связи с безработицей (пособия безработным, выплаты на их переобучение и трудоустройство).

Полный перечень разновидностей социальных страховых рисков:

  • предоставление медицинских услуг;
  • профзаболевание или получение трудового увечья;
  • временная нетрудоспособность;
  • признание безработным;
  • беременность и рождение ребенка;
  • преклонный возраст;
  • инвалидность;
  • утрата кормильца;
  • нетрудоспособность членов семьи застрахованного лица, которые находятся на его иждивении или же его смерть.

Понятие обязательного социального страхования

Самое полное определение понятия «социальное страхование» содержится в Закона «Об основах обязательного социального страхования».

Так, понятие неразрывно связано с комплексом государственных мер в области экономики, правами и различных организационных процессов.

Они предназначены компенсировать или минимизировать последствия изменений материального и социального статуса трудящихся и прочих категорий лиц, которые предусмотрены законом, как результат их признания нетрудоустроенными, профзаболевания, наличия инвалидности, травматизма, утраты кормильца семьи, материнства или наступления преклонного возраста, потребности оказания медицинских услуг.

Также прочих социальных страховых рисков, которые регламентированы действующим законодательством.

К субъектам обязательного социального страховния принадлежат:

  1. Застрахованные лица.
  2. Страховщики.
  3. Страхователи.

В первую категория лиц входят российские граждане, иностранцы и трудоустроенные по договору (контракту) или лица, не имеющие гражданства, которые сами обеспечивают свою занятость.
Некоммерческие юридические лица выступают страховщиками.

Подобные организации создаются чтобы обеспечивать права тех, кто получил страховку по обязательному соцстраху от предусмотренных страховых случаев .

Что касается страхователей, то это могут быть и юридические лица, и обычные граждане. Их объединяет обязанность платить страховые платежи (обязательные взносы) по определенным разновидностям обязательного соцстраха согласно федеральным законам.

Российская Федерация – социальное государство. Это провозглашается Конституцией РФ. В Основном Законе страны прописаны основные направления и важнейшие формы социальной защиты населения. Наряду с обязательным социальным страхованием, осуществляемым в соответствии с действующим законодательством, поощряется и добровольное страхование (ч. 3 ст. 39 Конституции РФ).

Федеральный закон ОБ ОСНОВАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 6 июля 1999 года 165-ФЗ соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования. Отношения, связанные с установлением и уплатой платежей на обязательное социальное страхование, контроль за их уплатой, обжалование действий (бездействия) должностных лиц, привлечение к ответственности виновных лиц регулируются настоящим Федеральным законом, федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

1) устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;

2) всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

3) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

4) государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

5) паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

6) обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;

7) ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;


8) обеспечение надзора и общественного контроля;

9) автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:

1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности;

6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

7) пособие по беременности и родам;

8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

9) пособие по безработице;

10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

11) единовременное пособие при рождении ребенка;

12) пособие на санаторно-курортное лечение;

13) социальное пособие на погребение;

14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Социально-страховой риск как объект обязательного социального страхования.

Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

В основе обязательного социального страхования лежат образование и использование специальных страховых фондов - государственных внебюджетных фондов.

Социальное страхование, как и любой иной вид страхования, является средством управления рисками. К социальным страховым рискам относятся:

Необходимость получения медицинской помощи;

Утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая;

Дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Страховые риски реализуются при наступлении страховых случаев. Страховыми случаями при обязательном социальном страховании признаются: достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с Федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Исходя из понятия, которое дано в законе, можно сказать, что обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Виды :

1. Обязательное пенсионное страхование;

2. Обязательное социальное страхование в случаях временной не трудоспособности (материнство, отцовство, детство);

3. Обязательное социальное страхование от производственных травм и от профессиональных заболеваний;

4. Обязательное медицинское страхование.

План

Управление социальным обеспечением.

Управление социальным обеспечением подразделяется на общее и оперативное.

Общее осуществляет - Правительство РФ - Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ

Оперативное – Минтруд, Минздрав, Минобрнауки и др.

Основные функции в осуществлении государственной политики и правового регулирования в области социального обеспечения населения возложены на Министерство труда и социальной защиты РФ - Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации".

Особое место в оперативном управлении занимают внебюджетные фонды.

На уровне субъектов органы социального обеспечения могут носить разные наименования. В Краснодарском крае управление осуществляет - Министерство труда и социального развития Краснодарского края – Постановление главы администрации КК от 21.12. 2015 №1240.

Региональные органы социального обеспечения имеют в своем подчинении нижестоящие органы - районные, городские, отделы, комитеты социальной защиты населения.


Тема 2 Финансирование и управление социальным обеспечением

План

1).Понятие и виды форм социального обеспечения. Обязательное социальное страхование: понятие, принципы, виды, субъекты.

2). Финансирование социального обеспечения.

3).Страховые взносы как основной источник финансирования социального обеспечения.

4). Управление социальным обеспечением.

Понятие и виды форм социального обеспечения. Обязательное социальное страхование: понятие, принципы, виды, субъекты.

Современное общество придает значение важнейшей ценности - человеку и его естественным правам. Особое место среди этих прав за­нимают социально-экономические права.

К числу социально-экономических прав, помимо права на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы, на равную оплату за равный труд, на образование, на свободное пользование ценностями культуры, на охрану семьи, материнства и детства, относится также и право на со­циальное обеспечение .



Свое нормативное закрепление это право на­шло во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., в Международном пакте об экономиче­ских, социальных и культурных правах, принятом Генеральной Ас­самблеей ООН в 1966 г., в Европейской социальной хартии, принятой Советом Европы в 1961 г. и пересмотренной в 1996 г., а также в национальных конституциях ряда государств.

Право на социальное обеспечение представляет собой один из спо­собов обеспечения такого жизненного уровня человека , включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и бла­госостояния его самого и его семьи.

В свою очередь Мачульская Е.Е. дает следующее определение социальное обеспечение - это система экономиче­ских отношений по перераспределению государственных и негосударственных средств, направленная на частичное возмещение доходов от трудовой деятельности, внутрисе­мейного содержания, дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, оказание бес­платных медицинских и социальных услуг лицам, постра­давшим в результате наступления социального риска или других социально значимых обстоятельств.

Признаки социального обеспечения:

Признание обществом необходимости предоставления средств к существованию не имеющим их лицам формализовано путем закрепления права на обеспечение;

Осуществление обеспечения за счет общественных средств",

Обеспечение тех лиц, которые не имеют средств к существованию (либо имеют их в недостаточном объеме) по объективным, не зависящим либо мало зависящим от их воли, причинам, а сами эти причины в качестве оснований обеспечения закреплены в законодательстве;

Определение объема предоставляемых нетрудоспособным средств исходя из сложившихся в обществе стандартов жизнеобеспечения, представлений о социально значимых потребностях, а также представлений общества о социальной справедливости;



Создание государством, действующим от имени общества, в целях реализации права на социальное обеспечение особой организационно-правовой системы, включающей систему финансирования соответствующих мероприятий, систему осуществляющих их органов, систему гарантий защиты указанного права, а также обеспечение регулирования стандартов социального обеспечения, видов предоставляемых благ, оснований и условий их предоставления путем принятия соответствующего законодательства и разработки механизма его функционирования.

В совре­менной российской Конституции 1993 г. право на социальное обес­печение закреплено в ст. 39, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болез­ни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, в виде пенсий, пособий, социального обслуживания.

Данноеправо требует создания специального механизма для его реализации.

В зависимости от того, как организовано функционирование этого механизма различают формы социального обеспечения это организационно – правовой механизм, созданный для реализации конституционного права на социальное обеспечение.

Так, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах говорит о праве каждого на социальное обеспечение, включая социальное страхование. Следовательно, социальное страхование можно рассматривать как одну из форм социального обеспечения.

Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», являющаяся основополагающим актом Международной организации труда, посвященным вопросам социального обеспечения, говорит о возможности закрепления права на обеспечение в форме страхования, а также за счет налогообложения, т.е., по сути, упоминает уже о двух формах - страховой и нестраховой.

В Конституции РФ формы социального обеспечения прямо не закреплены, однако анализ ст. 7 и 39 позволяет сделать вывод о существовании

- обязательного социального страхования;

- государственного социального обеспечения;

- негосударственного (дополнительного), социального обеспечения.

Словарь терминов