Если по делу об административном правонарушении. Постановление об административном правонарушении

Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется:

По месту совершения административного правонарушения;

По месту жительства нарушителя;

По месту учета транспортного средства.

Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях (ст. 29.6 КоАП РФ):

1) 15 дней со дня получения судьей, органом, должностным лицом протокола и других материалов дела (общий срок);

2) в день получения протокола – если рассматривается дело об административном правонарушении, влекущем административный арест;

3) не позднее 48 часов – в отношении лица, подвергнутого административному задержанию. Срок исчисляется с момента задержания;

4) продленный срок, но не более чем на месяц – при поступлении ходатайств от участников производства либо при необходимости выяснения обстоятельств дела.

Рассмотрение дела ведется в порядке, предусмотренном ст. 29.7 КоАП РФ. При рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом составляется протокол.

Заканчивается этап вынесением постановления по делу об административном правонарушении. Данное постановление должно отвечать требованиям, указанным в ст. 29.9 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела может быть принято одно из следующих постановлений:

О назначении административного наказания;

О прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В постановлении о назначении административного наказания указываются сведения о лице (органе), вынесшем постановление; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные по делу; статья, предусматривающая ответственность; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.

Если при рассмотрении дела одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в вынесенном постановлении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Его копия в течение 3 дней вручается (под расписку) или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено (его законному представителю), а также потерпевшему по его просьбе.

По результатам рассмотрения дела при установлении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, судья, орган (должностное лицо), вынесший постановление по делу, вносит в соответствующие органы, организации и учреждения представление о принятии мер по их устранению. Установлена обязанность сообщения о принятых мерах в течение месяца со дня поступления такого представления.

3. Пересмотр постановления по делу об административном правонарушении

Постановление по делу об административном правонарушении может быть пересмотрено двумя способами: путем обжалования , либо путем опротестования . Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.

Установлено, что жалоба подается: на постановление, вынесенное судьей, в вышестоящий суд; на вынесенное коллегиальным органом – в районный суд по месту нахождения такого органа; на вынесенное должностным лицом – вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Если жалоба поступила одновременно в суд и к вышестоящему должностному лицу, ее рассматривает суд.

Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд.

Получивший жалобу орган (должностное лицо) обязан в течение трех суток со дня ее получения направить материалы дела в вышестоящий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба может быть подана непосредственно в вышестоящий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. В случае если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, органа (должностного лица), к которым она поступила, последние в течение трех суток направляют ее по подведомственности.

Жалоба может быть подана в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления по делу. Пропуск срока может быть восстановлен судьей, должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу, по ходатайству ее автора. Срок рассмотрения жалоб – десятидневный со дня их поступления; сутки – с момента подачи жалобы на постановление об административном аресте.

Жалобы рассматриваются судьями, должностными лицами единолично. При их рассмотрении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении должна быть рассмотрена в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в те органы (тем должностным лицам), которые полномочны ее рассматривать. В случае обжалования примененного к правонарушителю административного ареста жалоба подлежит рассмотрению в течение суток с момента ее подачи.

По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из следующих решений:

1) жалоба остается без удовлетворения, а постановление без изменений;

2) отменить постановление и дело направить на новое рассмотрение;

3) отменить постановление и дело прекратить;

4) изменить меру административного наказания при условии, что она не будет усилена.

При установлении некомпетентности органа (должностного лица), вынесшего постановление по делу, постановление отменяется, а дело направляется на рассмотрение правомочного органа (должностного лица).

Решение по жалобе оглашается немедленно после его принятия. Копия решения в срок до трех суток после его вынесения вручается лицам, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему, законному представителю юридического лица.

Решение по жалобе может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором. Протест прокурора рассматривается в том же порядке, что и рассмотрение жалоб.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для его обжалования, если оно не было обжаловано или опротестовано; немедленно после вынесения решения по жалобе, протесту, если оно не отменяет постановление.

Вступившее в законную силу постановление по делу, а также решение по жалобе, могут быть опротестованы прокурором. Право принесения протестов принадлежит прокурорам субъектов РФ и их заместителям, Генеральному прокурору РФ и его заместителям. Они могут быть также пересмотрены председателями верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов и их заместителями, Председателем Верховного Суда и его заместителями. В порядке надзора по подведомственности они могут быть пересмотрены Высшим Арбитражным Судом РФ.

Исполнительное производство осуществляется в связи со вступлением в законную силу постановления, принятого по делу об административном правонарушении.

Началом исполнительного производства является обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению , которое возложено на судью, орган, должностное лицо, вынесших его.

В случае рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу и (или) на последующее решение по жалобе, протесту, вступившее в законную силу, постановление направляется в орган, должностному лицу, уполномоченным обращать его к исполнению, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу (ст. 31.3 КоАП РФ).

Если постановление не было обжаловано или опротестовано, то оно направляется в орган, должностному лицу, уполномоченному приводить его в исполнение, в течение трех суток со дня вступления его в законную силу. При этом судья, орган, должностное лицо, направляя постановление на исполнение, делают на указанном постановлении отметку о дне его вступления в законную силу либо о том, что оно подлежит немедленному исполнению.

Следует отметить, что во всех случаях обращение вступившего в законную силу постановления к исполнению осуществляется именно тем судьей, органом, должностным лицом, которые вынесли данное постановление.

Орган, должностное лицо, приводящие постановление к исполнению, вправе обратиться к судье, должностному лицу, в орган, вынесшим постановление по делу, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения, если имеет место неясность в их определении.

Приведение в исполнение постановления по делу об административном правонарушении осуществляется уполномоченными на то органом, должностным лицом в порядке, установленном КоАП РФ, Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в соответствии с ГПК РФ и АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства РФ (ст. 31.4 КоАП РФ).

В большинстве случаев исполнительное производство осуществляется судебным приставом-исполнителем , который осуществляет соответствующие юридические действия, предусмотренные ст. 21,22 и другими статьями Федерального закона "Об исполнительном производстве", руководствуясь также ст. 32.2, 32.10, 32.12, 32.13.

Приведение в исполнение постановлений о назначении наказаний в виде административного ареста, лишения права управления автотранспортным средством, права ношения и хранения оружия возложено на органы внутренних дел . Приведение в исполнение наказания в виде лишения права охоты возложено на органы, ведающие выдачей охотничьих билетов .

Исполнение постановления о наложении административного штрафа включает три последовательных этапа.

В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ предусмотрена уплата штрафа в добровольном порядке. Штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу, за исключением случая, предусмотренного ч. 1.1 данной статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 Кодекса.

Административный штраф, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении.

При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

В соответствии с ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, при отсутствии документа об уплате штрафа в течение 10 дней направляют материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания штрафа в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве". Должностное лицо или уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.25, и направляет его в суд. В отношении штрафа, наложенного судьей в результате рассмотрения дела, аналогичный протокол составляет судебный пристав-исполнитель (ст. 32.2 КоАП РФ).

Статьей 20.25 КоАП РФ предусмотрено наказание за неуплату административного штрафа в установленный срок в виде штрафа в двукратном размере от суммы неуплаченного штрафа либо административного ареста на срок до 15 суток либо обязательных работ на срок до 50 часов.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется в банк или иную кредитную организацию либо банковскому платежному агенту или в организации федеральной почтовой связи.

Исполнение штрафа осуществляет судебный пристав-исполнитель.

Исполнение постановления о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения , по общему правилу осуществляется судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", а постановление о конфискации оружия и боевых припасов – органами внутренних дел (ст. 32.4 КоАП РФ).

Постановление судьи о конфискации предмета (вещи), являющегося орудием или предметом административного правонарушения в таможенном деле, ответственность за которое предусмотрена гл. 16 КоАП РФ, исполняется таможенным органом путем передачи органу, уполномоченному Правительством РФ на распоряжение товарами, обращенными в федеральную собственность. Конфискованные товары легкой промышленности, перечень которых устанавливается Правительством РФ, в соответствии с решением суда подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством РФ.

Постановление судьи о лишении специального права исполняется должностными лицами ряда уполномоченных на то органов:

  • о лишении права управления автомототранспортным средством, трамваем, троллейбусом – должностными лицами органов внутренних дел (сотрудниками подразделений ГИБДД);
  • о лишении права управления трактором, самоходной машиной или другими видами техники – должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием указанных видов техники (государственными инженерами-инспекторами);
  • о лишении права управления судном (в том числе маломерным) – должностными лицами, осуществляющими государственный надзор за соблюдением правил пользования указанными судами (например, государственными инспекторами по маломерным судам и др.);
  • о лишении права на эксплуатацию радиотехнических средств или высокочастотных устройств – должностными лицами, осуществляющими государственный надзор в сфере связи;
  • о лишении права осуществлять охоту – должностными лицами органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, и среды их обитания;
  • о лишении права на приобретение либо хранение и ношение оружия и патронов к нему – должностными лицами органов внутренних дел.

Исполнение постановления о лишении права управления транспортными средствами или другими видами техники осуществляется путем изъятия удостоверения на право управления соответствующими видами транспорта (ст. 32.6 КоАП РФ).

Соответствующее удостоверение и иные документы должны быть сданы лицом, лишенным специального права, в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу соответствующего постановления. При уклонении лица, лишенного специального права, от их сдачи срок лишения специального права прерывается. Течение этого срока начинается со дня сдачи указанным лицом или изъятия у него соответствующего удостоверения или иных документов.

Если лицо уже было лишено специального права, то в случае назначения ему вновь наказания в виде лишения того же специального права течение нового срока лишения начинается со дня, следующего за днем окончания срока наказания, назначенного ранее (ст. 32.7 КоАП РФ).

По истечении срока лишения специального права документы, изъятые у лица, подвергнутого данному виду наказания, подлежат возврату по его требованию в течение одного рабочего дня (ст. 32.6 КоАП РФ).

Исполнение постановления о лишении права на приобретение или хранение и ношение оружия осуществляется путем аннулирования лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на указанную деятельность , а также путем изъятия оружия и патронов к нему.

Постановление об административном аресте (ст. 32.8 КоАП РФ) исполняется органами внутренних дел немедленно после его вынесения. Лицо, подвергнутое аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел (специальных приемниках). При исполнении постановления об аресте осуществляется личный досмотр указанного лица. Срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста.

Отбывание ареста осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 26.04.2013 № 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста". Данный Закон определил основные принципы отбывания административного ареста, место отбывания административного ареста, правовой статус лиц, подвергнутых такому наказанию, их права и обязанности, условия отбывания ареста; права и обязанности администрации и сотрудников мест отбывания ареста. Предусмотрены также конкретные формы контроля и надзора за исполнением данного Закона.

В настоящее время в ст. 32.8 КоАП РФ, устанавливающей порядок исполнения административного ареста, предусмотрена возможность приостановления его исполнения до семи суток или его прекращение по решению судьи при наличии исключительных личных обстоятельств (смерть близкого лица и т.п.) и также на основании медицинского заключения.

В случае уклонения такого лица от дальнейшего отбывания ареста оно подлежит задержанию полицией и передаче его в место отбывания ареста (ч. 6 ст. 32.8 КоАП РФ).

Исполнение постановления судьи об административном выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства , предусматривающее контролируемый самостоятельный выезд лица из Российской Федерации, обеспечивается под контролем ФМС России, а постановление о принудительном выдворении исполняется ФССП России (судебными приставами-исполнителями).

Кроме того, по ст. 18.1 и ч. 2 ст. 18.4 КоАП РФ исполнение выдворения возложено на пограничные органы.

Исполнение постановления об административном выдворении осуществляется путем официальной передачи привлеченного к ответственности лица представителю властей иностранного государства, на территорию которого выдворяется данное лицо. Об административном выдворении из пункта пропуска через Государственную границу РФ уведомляются власти иностранного государства, на территорию или через территорию которого производится выдворение, если оно предусмотрено международным договором РФ с указанным государством. Если передача лица, подлежащего административному выдворению, представителю властей иностранного государства не предусмотрена международным договором РФ, выдворение осуществляется в месте, определяемом органами пограничной службы.

Исполнение постановления об административном выдворении оформляется в виде двустороннего или одностороннего акта, который приобщается к постановлению.

Лица, которым назначено административное выдворение в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, обязаны выехать из России в течение пяти дней после дня вступления постановления судьи о назначении наказания.

В случае уклонения от выезда иностранного гражданина или лица без гражданства, которому назначено административное наказание в форме контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации, он привлекается к ответственности в виде административного штрафа от 3 до 5 тыс. руб. и административного выдворения (ч. 3 ст. 20.25 КоАП РФ).

Согласно примечанию к ст. 20.25, если иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого принято постановление об административном выдворении в форме контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации, привлечен к ответственности по ч. 3 указанной выше статьи, то к нему применяется принудительное административное выдворение.

Исполнение постановления о дисквалификации включает как действия самого дисквалифицированного лица, так и обязанность администрации прекратить договор (контракт), заключенный с ним.

Формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц осуществляется ФНС России и ее территориальными органами, которым направляются копии вступивших в законную силу постановлений, вынесенных судьями районных судов.

Постановление об административном приостановлении деятельности (ст. 32.12 КоАП РФ) исполняет судебный пристав-исполнитель немедленно после вынесения постановления. При этом производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры по исполнению указанных в постановлении мероприятий, необходимых для исполнения наказания.

При административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

Особенность исполнения постановления об административном приостановлении деятельности заключается в том, что оно может быть досрочно прекращено судьей, должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение дела, по ходатайству индивидуального предпринимателя или юридического лица, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного наказания, устранены. О прекращении исполнения административного приостановления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя выносится постановление , в котором указываются сведения, предусмотренные ст. 32.12 КоАП РФ, а также дата возобновления соответствующей деятельности.

По истечении срока административного приостановления деятельности должностные лица, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении, проверяют устранение обстоятельств, приведших к назначению наказания. Если такие недостатки не устранены, составляется новый протокол и могут быть применены предусмотренные ст. 27.16 и 27.17 пресекательные меры. Таким образом, вновь возбуждается производство по соответствующей статье КоАП РФ, а протокол и иные материалы направляются на новое рассмотрение дела уполномоченным субъектом административной юрисдикции.

Исполнение постановления о назначении обязательных работ осуществляет судебный пристав-исполнитель. В ст. 32.13 КоАП РФ установлены правила, касающиеся определения видов обязательных работ, условия их отбывания, в том числе безвозмездность, основания освобождения от обязательных работ, временные рамки отбывания обязательных работ, порядок осуществления обязательных работ и контроля за их осуществлением.

Кроме того, за уклонение от отбывания обязательных работ установлена административная ответственность в виде административного штрафа или административного ареста до 15 суток (ст. 20.25 КоАП РФ) . Дело возбуждается судебным приставом-исполнителем.

В Федеральном законе "Об исполнительном производстве" определен порядок исполнения судебным приставом-исполнителем содержащегося в исполнительном документе постановления об отбывании обязательных работ (ст. 109.2). В частности, определено содержание постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (ч. Зет. 109.2).

Приведение в исполнение постановлений о назначении наказаний в виде предупреждения осуществляют субъекты административной юрисдикции, вынесшие соответствующее постановление.

В связи с введением в 2013 г. нового вида административного наказания – административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения (ст. 3.14 КоАП РФ) – определен порядок исполнения такого наказания. Оно возлагается на лицо, привлеченное к ответственности за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований. В свою очередь, органы МВД России ведут учет таких лиц (ст. 32.14 КоАП РФ).

КоАП РФ (ст. 31.5) предусматривает отсрочку и рассрочку исполнения постановления о назначении административного наказания. Вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения постановления решается судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление.

Принесение протеста прокурором на вступившее в законную силу постановление о назначении наказания (за исключением постановлений об административном приостановлении деятельности, административном аресте или обязательных работах) влечет приостановление его исполнения до рассмотрения протеста на основании определения судьи, органа, должностного лица, вынесших постановление, до рассмотрения протеста (ст. 31.6 КоАП РФ).

Большое значение для практики исполнительного производства имеет правило, согласно которому в случае вынесения в отношении одного лица двух или более постановлений о назначении административного наказания каждое из них приводится в исполнение самостоятельно.

Статья 31.7 КоАП РФ содержит перечень оснований прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания:

  • издание акта амнистии;
  • отмена или признание утратившим силу закона (его положения), устанавливающего административную ответственность за содеянное;
  • отмена постановления;
  • истечение срока давности исполнения постановления;
  • вынесение постановления о прекращении исполнения постановления о наказании;
  • смерть лица, привлеченного к административной ответственности.

Статья 31.9 КоАП РФ определяет срок давности исполнения постановления, основание его прерывания и порядок исчисления. По общему правилу, постановление не подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение в течение двух лет после его вступления в законную силу.

Однако из этого правила имеются исключения. Во-первых, если привлеченное к ответственности лицо уклоняется от исполнения постановления, течение срока давности прерывается. Исчисление данного срока возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей и доходов, на которые в соответствии с постановлением может быть обращено взыскание. Во-вторых, в случае отсрочки, рассрочки или приостановления исполнения постановления в соответствии со ст. 31.5, 31.6, 31.8 КоАП РФ течение указанного срока приостанавливается до истечения соответственно срока отсрочки, рассрочки или приостановления исполнения.

О прекращении производства по исполнению наказания судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление об административном наказании, выносят соответствующее решение в форме постановления.

Производство по исполнению постановления о назначении административного наказания заканчивается направлением исполненного постановления судье, органу, должностному лицу, вынесшим его . Это действие осуществляют орган, должностное лицо, исполнившие постановление.

  • По поводу отбывания обязательных работ и размеров налагаемых за их уклонение административных штрафов см. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 № 4-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях” в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э. В. Савенко".
  • Федеральный закон от 23.07.2013 № 192 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований".

Случайно узнал, что постановление об АП, вынесено другим инспектором ДПС, а не тем, что записан в протоколе и постановлении. Он не давно отличился при задержании и его фото есть в СМИ. Не может же быть в одном городе два инспектора с одинаковой фамилией и именем и званием. Моего инспектора я хорошо запомнил. Мои действия?

  • Вопрос: №905 от: 2014-08-25.

Здравствуйте, по существу заданных вопросов можем пояснить следующее.

Согласно ч. 1 ст. 28.2. КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При этом в силу ч. 5 ст. 28.2. КоАП РФ протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Аналогичные требования содержатся и в ст. 29.10 КоАП РФ, посвященной постановлению по делу об административном правонарушении.

Так, в силу ч. 1 ст. 29.10. КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;

2) дата и место рассмотрения дела;

3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;

6) мотивированное решение по делу;

7) срок и порядок обжалования постановления.

Согласно ч. 5 ст. 29.10. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление.

Таким образом, в законе содержится требование о том, что и протокол и постановление по делу об административном правонарушении должно быть подписано лицом, его составившим. Это означает, что подписание протокола и постановления иным лицом является процессуальным нарушением.

Согласно ст. 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении.

В силу ч. 3 ст. 26.2. КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Исходя из указанного, протокол и постановление по Вашему делу могут быть признаны полученными с нарушением закона и, соответственно, исключены из материалов дела.

Другой вопрос, что постановление по делу об административном правонарушении является конечным документом и любые доводы о его незаконности Вы можете излагать только в процессе пересмотра данного постановления в рамках рассмотрения Вашей на него жалобы.

Согласно ст. 30.3. жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Таким образом, если срок в 10 суток с момента получения Вами постановления не истек, то Вы можете подать на него жалобу, в которой указать Ваши доводы о ненадлежащем лице, подписавшим протокол и постановление.

В противном случае, постановление по делу является вступившим в законную силу и отменить его не представляется возможным.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

СТ 29.10 КоАП РФ

1. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;

2) дата и место рассмотрения дела;

3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;

6) мотивированное решение по делу;

7) срок и порядок обжалования постановления.

1.1. В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении, помимо указанных в части 1 настоящей статьи сведений, должна быть указана информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, а также информация о сумме административного штрафа, который может быть уплачен в соответствии с частью 1.3 статьи 32.2 настоящего Кодекса.

2. Если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

При назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности решается вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения данного административного наказания и состоящих в запрете деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, а в случае, если административное приостановление деятельности назначается в качестве административного наказания за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, также решается вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам.

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении судья решает вопрос о возвращении залога за арестованное судно залогодателю или об обращении залога за арестованное судно в доход государства, о чем указывается в постановлении по делу об административном правонарушении.

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства судья решает вопрос о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, если назначает таким лицам административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

При назначении административного наказания с возложением обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ в постановлении по делу об административном правонарушении судья устанавливает срок, в течение которого лицо обязано обратиться в соответствующие медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации. Указанный срок исчисляется со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

3. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом:

1) вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению;

2.1) изъятые из незаконного оборота товары легкой промышленности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

3) документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются заинтересованным лицам;

4) изъятые ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям Российской Федерации, РСФСР, СССР подлежат возврату их законному владельцу, а если он не известен, направляются в Администрацию Президента Российской Федерации;

5) ограничения, связанные с владением, пользованием, распоряжением арестованным имуществом, установленные в соответствии со статьей 27.20 настоящего Кодекса, сохраняются до исполнения постановления о назначении административного наказания.

4. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании.

5. Постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление.

5.1. Постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено и направлено для исполнения в форме электронного документа (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия), подписанного судьей, лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, постановление по делу об административном правонарушении с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, оформляется в форме электронного документа, подписанного должностным лицом, вынесшим постановление, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Копия постановления по делу об административном правонарушении с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, изготавливается путем перевода электронного документа в документ на бумажном носителе.

8. В целях направления для исполнения постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного в форме документа на бумажном носителе, может быть изготовлен экземпляр указанного постановления в форме электронного документа, подписанного судьей, лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 29.10 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Комментируемая статья закрепляет общие требования к форме и содержанию постановления по делу об административном правонарушении.

Выполнение установленных законом требований является важным принципом законности и обоснованности данного правоприменительного акта. Указанные требования можно разделить на три части. Первые из них относятся к форме и реквизитам юридического документа (п. п. 1 - 3 ч. 1, ч. ч. 4 и 5 комментируемой статьи), а вторые - к его содержанию (п. п. 4 - 7 ч. 1, ч. ч. 1.1, 2 и 3 комментируемой статьи), третьи - специальные требования, предъявляемые к постановлению, оформляемому в виде электронного документа (ч. ч. 6 - 7 комментируемой статьи).

При этом каждое постановление по делу об административном правонарушении имеет строгую логическую структуру, состоящую из относительно обособленных частей, образующих в совокупности единый юридический документ. Можно выделить как минимум три части: вводную, описательно-мотивировочную и резолютивную.

При этом выделение в классической теории административного права нескольких частей постановления по делу об административном правонарушении (вводная, описательно-мотивировочная (описательная, мотивировочная), резолютивная) соответствует действующему закону, так как в ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ указывается, что резолютивная часть постановления по делу об административном правонарушении должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела.

2. Вводная часть постановления по делу об административном правонарушении начинается после наименования документа и включает в себя описание следующих юридических обстоятельств:

Должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их рабочий адрес. Важно указывать полностью фамилию, имя, отчество и должность судьи, должностного лица, чтобы определить в последующем подведомственность (подсудность) лица, рассмотревшего дело, и наличие у него соответствующих полномочий. Наименование и состав коллегиального органа позволит проверить также наличие кворума по делу, установить присутствующих лиц коллегиального органа в заседании;

Дата и место рассмотрения дела. В постановлении по делу об административном правонарушении указываются число, месяц и год вынесения постановления, а в случае, если лицу назначается административное наказание в виде административного ареста или административного выдворения, а также если лицо задерживалось по делу, - еще часы и минуты, когда было вынесено постановление. Это является важной гарантией соблюдения положений ст. 22 Конституции РФ. Временем (датой) вынесения постановления по делу об административном правонарушения является день, месяц и год, когда оно было составлено в полном объеме, а не день оглашения резолютивной части постановления (п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5). Местом рассмотрения дела является город или иной населенный пункт, где фактически было вынесено данное постановление;

Сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело. Необходимо учитывать, что данные о личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеют существенное значение для правильного разрешения дела (в частности, для установления, является ли это лицо субъектом данного административного правонарушения), для назначения справедливого наказания и разрешения других важных вопросов. Поэтому в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть подробно изложены данные о личности привлекаемого лица.

3. В описательно-мотивировочной части указываются в первую очередь обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

К таким обстоятельствам относятся:

Кем, когда и при каких обстоятельствах был составлен протокол об административном правонарушении;

Обстоятельства совершенного административного правонарушения (установление события административного правонарушения), а также описание времени и места совершения административного правонарушения, последствий, наступивших в результате его совершения;

Описание противоправных действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, формы его вины в инкриминируемом правонарушении;

Анализ доказательств, подтверждающих либо опровергающих виновность лица в инкриминируемом административном правонарушении, рассмотрение их с точки зрения относимости, допустимости и достоверности;

Анализ иных сведений, являющихся доказательствами, для проведения правильной квалификации деяния, назначения справедливого наказания и исполнения вынесенного постановления.

При рассмотрении дела судьей, органом, должностным лицом должен быть проведен анализ обстоятельств дела и собранных доказательств с указанием того, почему одни доказательства были положены в основу для принятия решения, а другие нет. Только в этом случае постановление по делу об административном правонарушении будет считаться мотивированным.

4. Существенным недостатком административно-процессуального закона является отсутствие порядка признания доказательств недопустимыми и отражение этого процесса в постановлении по делу об административном правонарушении (ст. 29.10 КоАП РФ). Однако это не значит, что признание доказательств таковыми не должно отражаться в постановлении по делу об административном правонарушении. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении должно быть указано мотивированное решение по делу. Между тем нет никаких оснований для исключения из общего объема приводимых мотивов тех из них, которые касаются судьбы доказательств. Причем предполагается, что в постановлении должно быть отражено достаточно доводов и ссылок на признание доказательств недопустимыми, иначе сделанные выводы будут считаться необоснованными и не смогут быть проверены вышестоящими инстанциями. Представляется, что не любое нарушение, допущенное при собирании доказательств, может повлечь их недопустимость, а только существенное.

5. В резолютивной части постановления по делу об административном правонарушении указывается мотивированное решение по делу. Оно должно заключаться в признании виновным либо невиновным лица в совершении административного правонарушения.

В случае признания лица виновным об этом делается запись с указанием пункта, части и статьи КоАП РФ или закона субъекта РФ, по которой привлекается лицо, с обязательным полным изложением диспозиции нормы права, а также вида и размера административного наказания, назначаемого лицу.

В резолютивной части обязательно указываются срок и порядок обжалования постановления. Общий срок обжалования установлен ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ и составляет 10 суток. Изъятия из этого общего срока указаны в ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ. Порядок подачи жалобы по делу об административном правонарушении регламентируется ст. 30.2 КоАП РФ.

6. Постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление.

7. Необходимо учитывать следующие особенности при вынесении постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста.

Во-первых, при назначении наказания в виде административного ареста следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ данный вид наказания может быть назначен лишь в исключительных случаях, когда с учетом характера деяния и личности нарушителя применение иных видов наказания не обеспечит реализацию задач административной ответственности.

Во-вторых, поскольку административный арест не может быть применен к лицам, перечисленным в ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ, в том числе к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, несовершеннолетним, инвалидам I и II группы, военнослужащим, судья при решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности за правонарушение, допускающее наложение ареста, должен проверить наличие данных обстоятельств.

В-третьих, если лицо, в отношении которого вынесено постановление об административном аресте, отбывает этот вид административного наказания по другому делу, то исходя из ч. 1 ст. 32.8 КоАП РФ срок отбывания наказания по данному делу начинает течь со дня вынесения постановления об административном аресте одновременно с неотбытой частью срока административного ареста по другому делу.

В-четвертых, в постановлении о назначении административного ареста судье следует указать момент, с которого подлежит исчислению срок ареста. При определении начального момента течения этого срока необходимо иметь в виду ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ, согласно которой срок административного задержания лица исчисляется со времени доставления в соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ, а лица, находящегося в состоянии опьянения, - со времени его вытрезвления.

8. Часть 1.1 комментируемой статьи обязывает указывать в постановлении о наложении административного штрафа информацию о получателе штрафа, необходимую в соответствии с правилами расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа. Данная информация указывается наряду со сведениями, перечисленными в ч. 1 комментируемой статьи.

Приказом Минфина России от 12.11.2013 N 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации" установлены требования к информации о получателе административного штрафа и порядке составления распоряжений о переводе денежных средств в бюджетную систему РФ.

9. Абзац 1 ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ устанавливает возможность при разрешении судьей вопроса о назначении административного наказания одновременно решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. В этом случае в постановлении по делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

При наличии споров о возмещении материального ущерба, компенсации морального вреда, а также при рассмотрении дела органом или должностным лицом данные вопросы разрешаются в порядке гражданского судопроизводства, о чем должно быть обязательно разъяснено участникам производства по делу об административном правонарушении.

10. Абзац 2 ч. 2 комментируемой статьи устанавливает, что при назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности следует решить вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения данного административного наказания, и разъясняет суть этих мероприятий.

Вместе с тем следует учитывать, что наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, что должно быть мотивировано в постановлении по делу об административном правонарушении (абз. 2 ч. 1 ст. 3.12, п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ). При назначении этого наказания надлежит учитывать характер деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, характер совершенных ими действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды (абз. 1 ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ). Обстоятельства, создающие, по мнению судьи, угрозу причинения вреда, должны быть указаны им в постановлении по делу об административном правонарушении.

Определяя срок административного приостановления деятельности, необходимо иметь в виду, что он не может превышать 90 суток, включая срок временного запрета деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, если такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении применялась (ч. 2 ст. 3.12, ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ). В случае применения названной меры судье следует отразить это обстоятельство в постановлении по делу, включая время фактического прекращения деятельности, указанное в протоколе о временном запрете деятельности (ч. 3 ст. 27.16 КоАП РФ). Время начала и окончания срока административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица не должно определяться в постановлении, так как это не предусмотрено КоАП РФ.

В постановлении по делу судья обязан решить вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения его исполнения, которые в зависимости от обстоятельств каждого дела могут заключаться во временном прекращении эксплуатации тех агрегатов, объектов, зданий или сооружений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, либо во временном прекращении осуществления индивидуальными предпринимателем или юридическим лицом, его филиалами, представительствами, структурными подразделениями, производственными участками тех видов деятельности (работ), оказания услуг, от которых исходит угроза причинения вреда охраняемым общественным отношениям (абз. 2 ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ).

Вместе с тем в постановлении не должны указываться конкретные меры, направленные на исполнение названных в нем мероприятий (например, наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, отселение граждан из жилых зданий либо их перевод в другие стационарные лечебные, социальные учреждения в случае запрета эксплуатации зданий), поскольку в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 32.12 КоАП РФ и ч. 2 ст. 109 Закона об исполнительном производстве меры по обеспечению исполнения указанных в постановлении мероприятий применяются судебными приставами-исполнителями и выбираются ими самостоятельно. При этом необходимо учитывать, что ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ предусматривает единственный случай, когда при назначении такого вида административного наказания за нарушение законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма судья обязан одновременно с приостановлением деятельности индивидуальных предпринимателей или юридических лиц решить вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам (п. 23.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).

11. В случае если административное приостановление деятельности назначается в качестве административного наказания за нарушение законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, также должен решаться вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам (ст. 76 НК РФ).

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" установлены виды операций по банковским счетам (вкладам), подлежащие государственному контролю.

Кроме этого, необходимо учитывать, что согласно п. 2.1 ст. 6 указанного Закона основанием для включения организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, является вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27.1 КоАП РФ.

12. Абзац 3 ч. 2 комментируемой статьи предусматривает обязательное решение в постановлении по делу об административном правонарушении вопроса о возвращении залога за арестованное судно залогодателю или об обращении залога за арестованное судно в доход государства.

13. Абзац 4 ч. 2 комментируемой статьи устанавливает обязанность для судьи решить в постановлении по делу об административном правонарушении вопрос о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, если таким лицам назначается административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

Кроме этого, при назначении административного наказания в виде административного выдворения иностранных граждан или лиц без гражданства за пределы территории Российской Федерации надлежит учитывать, что согласно ч. 4 ст. 3.10 КоАП РФ административное наказание в виде административного выдворения может быть назначено в форме принудительного выдворения за пределы территории Российской Федерации или контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации. При этом указание на форму административного выдворения в постановлении по делу об административном правонарушении является обязательным.

Если форма, в которой должно исполняться административное наказание в виде выдворения, не была указана в постановлении о назначении этого административного наказания, то указанный вопрос может быть разрешен судьей, вынесшим постановление об административном выдворении, на основании ч. 3 ст. 31.4 КоАП РФ по заявлению органа, должностного лица, приводящих постановление в исполнение, а также по заявлению лица, в отношении которого оно вынесено. Названный вопрос также может быть разрешен судьей при рассмотрении жалобы, протеста прокурора на не вступившее в законную силу постановление об административном выдворении без его отмены при условии, если из материалов дела усматривается, что судьей, вынесшим постановление, была определена форма административного выдворения, но она не отражена в постановлении (например, судьей на основании ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ иностранный гражданин (лицо без гражданства) был помещен в специальное учреждение до его выдворения) (п. 23.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).

14. Часть 3 ст. 29.10 КоАП РФ устанавливает порядок решения вопросов в постановлении по делу об административном правонарушении об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно.

В соответствии с п. 1 ч. 3 комментируемой статьи вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством РФ.

Пункт 2 ч. 3 комментируемой статьи предусматривает, что вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.

При этом необходимо учитывать, что изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота и подлежащих обращению в доход государства или уничтожению, не является конфискацией (ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ), судья при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи должен решить вопрос об этих вещах независимо от привлечения лица к административной ответственности, в том числе при вынесении постановления о прекращении производства по делу по любому основанию, указанному в ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ.

Если данный вопрос не был разрешен судьей при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, то этот же судья вправе вынести определение об изъятии орудия совершения или предмета административного правонарушения и обращении его в доход государства. При наличии жалобы либо протеста на постановление судьи этот вопрос может быть решен судьей вышестоящего суда путем изменения постановления без его отмены и направления на новое рассмотрение (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).

Пункт 2.1 ч. 3 комментируемой статьи предусматривает, что изъятые из незаконного оборота товары легкой промышленности, перечень которых устанавливается Правительством РФ, подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 07.03.2014 N 180 утвержден Перечень товаров легкой промышленности, изъятых из незаконного оборота или конфискованных при производстве по уголовным делам или делам об административных правонарушениях и подлежащих уничтожению. Этим Постановлением Правительства РФ также утвержден порядок их уничтожения.

Согласно данному нормативному правовому акту установлено, что товары легкой промышленности, включенные в Перечень, утвержденный данным Постановлением, с приложением копии решения суда или постановления по делу об административном правонарушении передаются Росимуществу (его территориальным органам) для организации уничтожения, при этом:

Товары легкой промышленности, изъятые из незаконного оборота при производстве по уголовным делам, подлежат уничтожению в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 23.08.2012 N 848 "О порядке реализации или уничтожения предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено";

Товары легкой промышленности, изъятые из незаконного оборота или конфискованные при производстве по делам об административных правонарушениях, подлежат уничтожению в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 29.05.2003 N 311 "О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства".

В соответствии с п. 3 ч. 3 комментируемой статьи документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством РФ передаются заинтересованным лицам.

Пункт 4 ч. 3 комментируемой статьи предусматривает, что изъятые ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям Российской Федерации, РСФСР, СССР подлежат возврату их законному владельцу, а если он неизвестен, направляются в Администрацию Президента РФ.

15. Часть 4 ст. 29.10 КоАП РФ посвящена особенностям принятия постановления по делу об административном правонарушении, которое выносится коллегиальным органом. Так, решение по делу в коллегиальном органе должно приниматься простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании. При равенстве голосов членов коллегиального органа голос председательствующего на заседании является решающим.

16. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает особенности вынесения постановления в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ.

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении в случае фиксации административного правонарушения с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, необходимо, во-первых, прикладывать материалы, подтверждающие совершение административного правонарушения конкретным лицом (как правило, фотографию транспортного средства и его государственного регистрационного знака, которые были зафиксированы фотосъемкой (видеосъемкой) в момент совершения административного правонарушения).

Следует отметить, что в случае, если к постановлению по делу об административном правонарушении не приложены материалы, полученные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, из содержания которых можно было бы установить, что административное правонарушение было совершено на транспортном средстве, собственником (владельцем) которого является конкретное лицо, то это является существенным нарушением ч. 1 ст. 1.6 и ч. ч. 6, 7 ст. 29.10 КоАП РФ и влечет отмену вынесенного постановления ввиду его незаконности (см., например, Постановление Верховного Суда РФ от 22.04.2013 N 53-АД13-2).

Во-вторых, постановление оформляется в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" под электронной подписью понимается информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

В ст. 5 указанного Закона закреплено, что видами электронных подписей являются простая электронная подпись и усиленная электронная подпись. Различаются усиленная неквалифицированная электронная подпись и усиленная квалифицированная электронная подпись.

Простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.

Неквалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая:

Получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;

Позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;

Позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;

Создается с использованием средств электронной подписи.

Квалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам:

Ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;

Для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом "Об электронной подписи".

Согласно ст. 6 указанного Закона информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Обратите внимание: основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении будет являться отсутствие в копии данного постановления на бумажном носителе сведений об электронной цифровой подписи должностного лица, вынесшего постановление, которая подтверждала бы юридическую силу этого документа (см., например, Постановления Верховного Суда РФ от 16.08.2013 N 13-АД13-4; N 41-АД13-7; от 31.10.2013 N 32-АД13-7; от 26.05.2014 N 10-АД14-6).

17. Часть 7 комментируемой статьи устанавливает, что копия постановления по делу об административном правонарушении с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, изготавливается путем перевода электронного документа в документ на бумажном носителе.

Позволяет сделать ряд выводов:

1) сведения, перечисленные в ч. 1 ст. 29.10 , обязательно указываются в постановлении об административном правонарушении. Если хотя бы одно из этих сведений отсутствует, то постановление может быть отменено (если оно обжаловано или опротестовано, см. коммент. к ст. 30.7). Следует учесть, что с 01.02.08 (после вступления в силу Закона N 225 от 02.10.07) необходимо также указывать адрес должностного лица, суда, органа которые приняли постановление;

2) иные сведения (прямо не перечисленные в п. 1-7 ч. 1 ст. 29.10):

а) в ряде случаев должны быть указаны в постановлении по делу согласно требованиям закона (см. об этом наст. коммент., а также коммент. к ст. 29.11);

б) могут быть указаны (с учетом особенностей дела), если это не противоречит целям полного, объективного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении. Нужно обратить внимание на то, что Законом от 27.09.05 (он вступил в силу с 31.10.05) ст. 29.10 дополнена подпунктом 1.1 . Установлено, что при наложении административного штрафа в постановлении должна быть обязательно указана информация о получении штрафа. Эта информация должна соответствовать правилам заполнения расчетных документов (установленных Минфином РФ и Банком России) на перечисление суммы административного штрафа. Аналогичные изменения внесены и в ст. 32.3 КоАП (см. комментарий).

2) они императивно предусматривают (т.е. сами судьи, органы, должностные лица не могут устанавливать иные правила, а в законах субъектов Российской Федерации не может быть предусмотрено иное), что:

а) не изъятые из оборота вещи и документы (например, одежда, обувь, личные письма) подлежат возвращению законному владельцу (например, собственнику), а если он не установлен, поступают в собственность государства в соответствии со ст. 225 , , , ГК, иными актами действующего на территории Российской Федерации законодательства (см. об этом подробнее в книге: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Изд. 4-е. М.: Изд-во "Экзамен, 2005);

б) вещи, изъятые из оборота (наркотические средства, психотропные вещества и т.п.), передаются в соответствующие организации (например, в медицинские учреждения) либо уничтожаются. См. о таких вещах ст. 129 ГК;

3) документы (являющиеся вещественными доказательствами) остаются в деле в течение всего срока его хранения либо передаются в установленном порядке заинтересованным лицам (например, правопреемникам юридического лица);

4) изъятые государственные награды, указанные в п. 4 ч. 3 ст. 29.10 , возвращаются законному владельцу (даже если ему было назначено административное наказание), а если он неизвестен (например, если медаль была похищена у неустановленного лица), направляются в Администрацию Президента РФ.

4. В ч. 4 и 5 ст. 29.10 содержатся важные процедурные правила:

1) постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом (например, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав), принимается путем открытого голосования простым большинством голосов присутствующих членов этого органа. Голос председательствующего не имеет никакого преимущества. Члены коллегиального органа не вправе воздерживаться от голосования. Число присутствующих на заседании коллегиального органа членов должно быть нечетным;

2) постановление по делу об административном правонарушении должно быть подписано рассмотревшим дело судьей (председательствующим в заседании коллегиального органа, должностным лицом), вынесшим данное постановление.

О порядке объявления постановления см.

Заявления