Аудит по отраслям. Состояние российского рынка аудиторских услуг

Аудит организации представляет собой комплекс мероприятий по оценке достоверности сведений бухгалтерской отчетности и их соответствия требованиям законодательства. Проверка завершается формулированием вывода о правильности ведения на предприятии учета. Рассмотрим подробнее особенности организации и проведения аудита .

Классификация

Существуют различные виды аудита организации . Классификация осуществляется по разным признакам. В зависимости от категории, выделяют независимый, внутренний, государственный .

В первом случае проверку осуществляет сторонняя компания в соответствии с договором, заключенным с руководством предприятия. За организацию внутреннего аудита отвечает специальная служба, действующая в структуре компании. Государственную проверку осуществляют уполномоченные госструктуры.

В зависимости от профиля работы предприятия, аудит может быть общим, страховым, банковским и пр.

Также проверки бывают добровольными и обязательными. В первом случае инициатором выступает руководитель предприятия. Он же определяет сроки и объем проверки.

Обязательному аудиту подлежат организации , указанные в законодательстве.

Нормативная база

Понятие аудита организации , обязанности, ответственность, права, требования к аттестации компаний, осуществляющих проверку, закреплены в ФЗ № 307.

Кроме этого, в соответствии с указанным нормативным актом приняты федеральные стандарты аудиторской деятельности. В них закреплен порядок выполнения проверки, единые нормы проведения процедуры. Правила едины для всех участников аудиторской деятельности.

В стандартах разъяснены принципы проверки, порядок оформления заключения. В них определены методика, глубина, объем аудита организаций .

Кроме внутригосударственных, существуют также международные стандарты. В них установлены требования к качеству аудита, определены цели, приведены перечни необходимой документации и правила оформления заключений.

Предписания для аудиторов

Проверку отчетности могут осуществлять специализированные организации или частные специалисты. К последним предъявляется ряд требований. Частный аудитор должен состоять, во-первых, в аккредитованной саморегулируемой организации. Кроме этого, они должны иметь:

  • высшее юридическое либо экономическое образование;
  • стаж работы в должности помощника аудитора или главного бухгалтера не менее трех лет;
  • аттестат аудитора (выдается по результатам сдачи специального экзамена).

Законодательство также закрепляет ряд требований к аудиторским фирмам. Организация должна быть, во-первых, коммерческой, во-вторых, образована в любой форме, за исключением ОАО. В штате такой компании необходимо иметь как минимум троих специалистов. При этом не менее 51 % ее уставного капитала должно принадлежать аудиторам или иным аналогичным организациям.

Предмет проверки

В организациях, подлежащих аудиту по инициативе руководителя, контроль осуществляется только по вопросам, оговоренным в договоре. К примеру, проверка может выполняться в отношении только кассовых операций, учета ОС, НМА или оборотных активов, расчетов с контрагентами или бюджетом. Соответственно, специалист будет оценивать правильность оформления только отдельных категорий документов.

В организациях, подлежащих обязательному аудиту , проверяется вся финансовая документация и бухгалтерская отчетность. В этом случае предприятию необходимо предоставить все имеющиеся бумаги, которые связаны с его хозяйственной деятельностью. Поскольку такой выполняется представителями госструктур, то не исполнять их требования нельзя.

Обязательность проверки

Для большинства компаний аудит не является обязательным. Как правило, госструктуры привлекаются к проверке бухгалтерской документации крупных компаний, в том числе использующих финансовые средства населения. Обязательный аудит направлен на снижение риска от действий недобросовестных фирм, обеспечение защиты интересов граждан и государства. Он выполняется обычно раз в год.

Перечень предприятий, подлежащих обязательной проверке

Ежегодный аудит учета организации осуществляется, если:

  • Предприятие является акционерным обществом. Стоит отметить, что в соответствии с последними поправками законодательства, проверка осуществляется в отношении всех хозяйствующих обществ вне зависимости от типа, вида деятельности, финансовых показателей. Соответственно, аудит выполняется и в ЗАО, и в ОАО.
  • Акции компании находятся в обращении на фондовой бирже.
  • Предприятие публикует или предоставляет компетентным госорганам свою отчетность. Исключением в этом случае являются госучреждения.
  • Организация является кредитной, страховой, клиринговой, негосударственным фондом или использует финансовые средства населения.
  • Объем прибыли за предыдущий год превысил 400 млн р. либо актив в балансе на конец периода больше 60 миллионов рублей.

Данный перечень не является закрытым. В законодательстве могут закрепляться и иные случаи проведения обязательного аудита. Стоит отметить, что проверку указанных субъектов вправе выполнять исключительно аудиторские фирмы.

Сроки

Продолжительность периода выполнения проверки при добровольном аудите деятельности организации определяется в договоре. Срок зависит от:

  • Масштаба предприятия.
  • Наличия представительств, филиалов.
  • Продолжительности деятельности.
  • Объема проверки.
  • Качества ведения учета.

Если осуществляется обязательная проверка, то срок устанавливается законом и нормативными актами. Как показывает практика, в этом случае в среднем занимает 1-2 недели. Бывают случаи и более длительных проверок, однако они редко продолжаются больше двух месяцев.

Этапы

Аудит предполагает 4 взаимосвязанных стадии:

  • Предварительное ознакомление с предприятием.
  • Планирование.
  • Основной этап (собственно проверка).
  • Формулирование выводов.

Предварительная деятельность

На этом этапе аудитор исследует учредительную документацию, оценивает риски на основании:

  • Специфики деятельности предприятия.
  • Показателей финансового положения, темпов производственного роста.
  • Текучки кадров.
  • Квалификации бухгалтеров.

Планирование проверки

Этот этап считается одним из ключевых в деятельности аудитора. Планирование включает в себя 3 стадии:

  1. Заключение договора с заказчиком. В ходе этой стадии обговариваются сроки, стоимость аудита, количество специалистов.
  2. Составление плана. Оно включает в себя определение стратегии проверки.
  3. Разработка программы оценки. В ходе этой стадии формулируются мероприятия, обозначаются разделы отчетности, подлежащие глубокой и поверхностной проверке.

Ход процесса

Во время непосредственного изучения документации и ее оценки аудитору необходимо придерживаться требований и стандартов. Специалист осуществляет:

  • Сбор доказательств, т. е. первичных документов, отражающих факты совершения операций, сведения от сторонних субъектов и пр.
  • Оценку результатов выборки.
  • Изучение показателей отчетности.
  • Оценку степени существенности.
  • Определение аудиторского риска.
  • Оценку соответствия выполненных финансовых операций требованиям законодательства.
  • Прочие действия, необходимые для формулирования обоснованных выводов.

Оформление заключения

По завершении проверки аудитор составляет официальный мотивированный документ. В нем он излагает свое мнение о соответствии отчетности законодательным требованиям.

Заключение необходимо внутренним и внешним пользователям для формирования собственного представления о финансовом положении предприятия. Сведения этого документа способствуют принятию правильных управленческих решений.

Заключение может быть:

  • Немодифицированным. Его называют также положительным. В таком документе аудитор указывает на отсутствие нарушений в бухгалтерской отчетности компании.
  • Модифицированным. Этот вид заключений разделяется, в свою очередь, на 2 подвида: мнение с оговоркой и отрицательный вывод. Первое составляется, если специалист выявил некоторые нарушения, но они не имеют существенного влияния на достоверность отчетных документов. Соответственно, отрицательное заключение формируется, если нарушения являются значительными.

Кроме того, аудитор может отказаться выразить свое мнение по проверенным документам. Такая ситуация возможна, если специалист не получил в процессе аудита необходимых доказательств. К примеру, оценка выполнялась в отношении только одного участка отчетности, организация отказалась предоставить документацию и пр.

Организация внутреннего аудита

Любой руководитель заинтересован в обеспечении надлежащего контроля над эффективностью структурных подразделений компании и добросовестностью исполнения их сотрудниками возложенных обязанностей. Важнейшим элементом управления является внутрихозяйственный

Целями контроля являются:

  • Минимизация рисков и максимальное увеличение прибыли организации.
  • Повышение эффективности решений, касающихся использования ресурсов предприятия.

Внутренний аудит представляет собой деятельность, регламентированную локальными документами, связанную с контролем разных направлений работы фирмы.

Для реализации этой задачи на предприятии формируется ревизионная служба. Численность ее сотрудников зависит от объема и характера проверок. На небольших предприятиях внутренний аудит может осуществляться 1-4 служащими. В крупных фирмах штат сотрудников ревизионного отдела довольно большой. При этом обязанности отдельных сотрудников могут выходить за рамки бухучета. К примеру, служащие могут проводить оценочный, технологический, экологический аудит и пр.

Ключевые условия

Правильная организация аудита на предприятии невозможна без реализации комплекса мероприятий, в числе которых:

  • Составление проектов организации внутренних проверок по отраслям и направлениям работы. В них должны быть четко указаны конкретные функции ответственных лиц, правила их взаимодействия с другими подразделениями и руководством предприятия, статус внутренних аудиторов, их ответственность, обязанности, права.
  • Установление квалификационных требований к сотрудникам ревизионной службы.
  • Разработка и определение правил внедрения в деятельность аудиторского отдела стандартов, руководств, норм.
  • Составление программ по повышению квалификации и подготовке внутренних аудиторов.
  • Прогнозирование потребности в кадрах.

Разновидности внутреннего аудита

Наиболее распространено разделение аудита на операционный, финансовой отчетности и соответствия законодательным требованиям.

Кроме того, выделяют проверки:

  • Организационно-технологические.
  • Функциональные.
  • Систем управления.
  • Видов деятельности.

Функциональный аудит выполняется для оценки эффективности и производительности. К примеру, проверка может осуществляться в отношении операций, совершаемых служащим или подразделением в разрезе его функции.

Организационно-технологический аудит предполагает оценку работы различных звеньев системы управления. В ходе такой проверки устанавливается технологическая или организационная целесообразность их наличия и функционирования.

Межфункциональный аудит направлен на оценку качества тех или иных функций. К примеру, анализируется эффективность производства и реализации, результативность взаимосвязи и взаимодействия подразделений, отвечающих за указанные направления работы.

1. Аудит – профессиональный контроль организации

2. Особенности организационного аудита

3. Основные принципы организационного аудита

Список литературы

1. Аудит – профессиональный контроль органзации

Аудит - это процесс получения и оценки (контроля) объективных данных (имеются международные нормативы аудита и стандарты на формы представляемых данных) в соответствующей профессиональной деятельности (имеются стандарты на элементы этой деятельности), устанавливающий уровень их соответствия определенным критериям, нормам и стандартам. Применительно к организационной системе аудит дает следующие преимущества по отношению к обычному контролю: гармонизация, достоверность, независимость, объективность, однозначность, повторяемость, понятность, профессионализм, уместность, сопоставимость, стабильность, своевременность.

Аудит постепенно превращается в большую взаимосвязанную систему контрольной деятельности. Он разделяется по отраслям, подотраслям, направлениям и полноте охвата.

Отрасли аудита:

· аудит имущества (АИ);

· аудит профессионализма персонала (АПП);

· аудит интеллектуальной собственности (АИС);

· аудит методологии и процесса управления (АМПУ);

· аудит механизма управления (АМУ);

· аудит технологии и процесса производства (АТПП);

· аудит организации производства (АОП);

· операционный аудит (ОА);

· управленческий аудит (УА);

· аудит бухгалтерского учета (АБУ).

Среди них: полностью разработанные отрасли - ОА, АБУ;

Отрасли разрабатываются - АПП, АИС, АМПУ, АМУ, АТПП, АОП, АУ;

Отрасли еще не разрабатываются - АИС.

Подотрасли аудита имущества :

Аудит основных и оборотных управленческих средств;

Аудит основных и оборотных производственных средств;

Аудит основных и оборотных технологических средств.

Подотрасли аудита профессионализма персонала:

Аудит профессионализма руководителей;

Аудит профессионализма специалистов;

Аудит профессионализма рабочих и служащих;

Аудит повышения квалификации персоналом.

Подотрасли аудита интеллектуальной собственности:

Аудит интеллектуальной собственности руководителей;

Аудит интеллектуальной собственности специалистов;

Аудит интеллектуальной собственности рабочих и служащих.

Подотрасли аудита методологии и процесса управления:

Аудит целей и задач;

Аудит законов и принципов функционирования организации;

Аудит функций;

Аудит стратегий;

· аудит технологий управления;

Аудит коммуникаций;

Аудит свойств и схем процесса управления;

Аудит управленческих решений;

Аудит информационных технологий.

Подотрасли аудита механизма управления:

Аудит функциональных структур;

Аудит организационных структур;

Аудит оргтехники;

Аудит офисной мебели;

Аудит сетей связи;

Аудит схем и свойств документооборота.

Подотрасли аудита технологии и процесса производства:

Аудит техники и технологии производства;

Аудит процесса производства;

Экологический аудит.

Подотрасли аудита организации производства:

Аудит схем и свойств документооборота;

Аудит укомплектованности производства;

Аудит эргономики и техники безопасности;

Аудит должностных инструкций и положений. Подотрасли операционного аудита:

Технологический контроль изделий;

Ведомственная приемка изделий;

Аудит самоконтроля изделий.

Подотрасли управленческого аудита:

Аудит деловых операций;

Аудит затрат ресурсов;

Аудит экономичности и эффективности производства.

По уровню полноты аудит может быть функциональный, комплексный и системный.

Функциональный аудит определяется разделением труда аудиторов по функциям производства и управления. Объектами функционального аудита являются в отдельности: бухгалтерский учет, финансы, персонал, делопроизводство, экология и др.

Комплексный аудит характеризуется охватом наиболее значимых элементов и процессов в деятельности организации. Он осуществляется на базе функциональных аудитов, либо самостоятельно по принятому перечню проверок. Выделяют комплексный аудит производства и управления.

Системный аудит - это более глубокий по сравнению с комплексным аудитом контроль организации путем учета влияния каждого функционального аудита друг на друга и аудита элементов и процессов, связывающих организацию с внешней средой. Системный аудит может использоваться в организации для подтверждения правильности расчетов по:

Экономической, организационной и социальной эффективности работы организации,

Прогнозированию рисков,

Определению стоимости организации для продажи или страхования,

Определению стоимости системы управления для продажи или страхования,

Аттестации руководителей и специалистов,

Затратам на лоббирование интересов организации,

Затратам на услуги консультационных фирм.

По направлению аудит организации делится на технологический, экономический, организационный, правовой и социальный.

Технологический аудит (ТА) - это контроль профессионального уровня и текущего состояния техники и технологии, используемых объектом аудита.

Экономический аудит(ЭА) - это контроль соблюдения экономических норм, правил расчетов и отчетности. Аудит бухгалтерского учета является его составной частью.

Организационный аудит(ОА) - это контроль (функционирования процесса управления или реорганизации компании) на основе принятых норм, законов и принципов организации как процесса и явления.

Правовой аудит(ПА) - это контроль выполнения международных, государственных и местных законодательных актов и положений, а также внутренних для организации уставных документов и распоряжений руководителя.

Социальный аудит(СА) - это контроль соблюдения социальных норм, правил и расчетов, связанных с деятельностью коллективов в организации, выполнения психофизиологических рекомендаций при назначении работников на должность, соблюдения требований эргономики.

Организационный аудит - связующий элемент системы общих видов аудита (рис.1.).

Рис. 1. Организационный аудит - связующее звено всех видов аудита

2. Особенности организационного аудита

Организационный аудит (ОА) можно рассматривать как процесс и как явление. Как процесс ОА - это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию системы управления и совершенствованию самого ОА. Этот процесс включает:

Разработку, корректировку или замену стандартов, норм и правил для соответствующих элементов механизма и структуры управления;

Сбор и оценку информации об организационной сфере деятельности системы управления.

Как явление ОА - это объединение элементов для реализации программы или цели, действующих на основании определенных правил и процедур.

Объектами организационного аудита выступают элементы системы управления организации. Отрасли, подотрасли, направления и полнота ОА соответствуют схеме, приведенной на рис.8.2. Особо следует остановиться на полноте проведения ОА. Функциональный ОА (аудит по отдельным элементам системы управления) - это первый шаг на пути к системному аудиту. Второй шаг - планирование и проведение комплексного ОА одновременно по ряду элементов для достижения двух целей:

Оценки соответствия реально полученных данных о функционировании элементов системы управления с нормами или стандартами;

Определение степени соответствия между функционированием этих элементов, так как в организации все элементы системы управления связаны между собой и оказывают существенное взаимовлияние.


Рис. 2. Основные варианты комплексного аудита

На рис.2. приведены некоторые направления контроля по нескольким элементам системы управления. Среди направлений комплексного ОА в настоящее время отработаны:

Аудит целеполагания (реализации программ собственника). Предусматривает выявление и согласование стратегических и тактических целей собственников и работников организации, составление перечня выполненных и выполняемых профамм, анализ их выполнения с точки зрения возможного, необходимого, желательного и исторически приемлемого;

Аудит соответствия управленческой технологии организационной структуре управления организации. Это процедура ОА на уровне центров хозяйственной ответственности для проверки согласованности основных параметров управленческой деятельности.

Аудит распределения и выполнения сотрудниками функций управления. Основан на анализе конкретных и общих функций управления, типовых процедур и набора операций;

Аудит информационной инфраструктуры. Также производится по ряду показателей, характеризующих важнейшую сторону деятельности организации.

Организационный аудит позволяет проверить правильность использования финансовых средств, выделенных на создание системы управления организации.

3. Основные принципы организационного аудита

Рассмотрим наиболее важные принципы организационного аудита.

Принцип выделения главного: при проведении организационного аудита работник должен выделять главное, характерное.

Принцип соответствия: профессионализм работника, составляющего аудиторское заключение, должен соответствовать его сложности ввиду того, что субъективизм решения может сильно исказить достоверность учетных данных.

Принцип энциклопедичности: в группе работников, составляющих аудиторское заключение, необходимо иметь специалиста широкого профиля в области всей системы управления(либо своего специалиста, либо привлеченного из консультационной фирмы), способного сопоставить учетные данные по отдельным элементам системы управления или их совокупности с набором стандартов. Это даст возможность избежать грубых ошибок или несостыковок. Так, при составлении бухгалтерского учета роль индикатора правильности играет баланс предприятия. Для системы управления такого аналога нет и поэтому гармонизация учетных данных с выводами аудитора должна перекладываться на высококвалифицированного специалиста.

Добились профессионального успеха в бухгалтерском учёте или другой отрасли? Считаете себя опытным специалистом? Возможно пришло Ваше время стать аудитором. Но чтобы стать успешным аудитором нужно не просто иметь достаточно опыта в отрасли, необходимо также иметь и отличные теоретические познания в области аудиторской деятельности. И чтобы помочь Вам разобраться, мы решили понятнее объяснить, что такое аудит, аудиторская деятельность, виды аудита, методы аудита и какие законы регулируют аудит (аудиторскую деятельность и аудиторов).

Содержание статьи (навигация):

Рассматриваемые вопросы относительно аудита

Определение "Аудит " коротко и простыми словами - проверка отдельного вида деятельности организации с целью анализа на предмет эффективности, соответствия или достоверности, с последующем выражением по результатам такой проверки аудиторского заключения.

Трактовка термина "Аудит " в соответствии с законодательством РФ (п.3 ст.2 ФЗ от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности") - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная ФЗ от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация.

Понятие "Аудит " в широком смысле этого слова - независимая проверка финансовой и хозяйственно-экономической деятельности организации, а также процессов, систем, продуктов, документации и прочее с целью анализа на предмет эффективности или соответствия законодательным актам, или достоверности представляемой информации и выражение по результатам такой проверки обоснованного аудиторского заключения.

Законы регулирующие аудиторскую деятельность

Как известно, деятельность аудиторов жестко регулирует законодательство. Перечислим основные законодательные акты (законы), регламентирующие и регулирующие деятельность аудитора и аудиторскую деятельность (аудита).

Виды аудита

Виды аудита хорошо изучены многими правоведами. Поэтому можно провести различную классификацию аудита в зависимости от различных признаков, которые лежат в основе проводимой классификации. Перечислим существующие виды аудита .

Аудит по отношению к аудируемой организации :

  • внешний – оценка системы отчетности, проверка и оценка активов и пассивов организации, тестирование существующей системы внутреннего контроля;
  • внутренний – организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства или собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухучета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.

Виды аудита по решаемым задачам :

  • Управленческий, или производственный, аудит – проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности;
  • Аудит хозяйственной деятельности – объективное обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности;
  • Аудит на соответствие требованиям – анализ определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам;
  • Аудит финансовой отчетности – проверка от- четности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и общепринятым правилам бухучета.
  • Специальный аудит – это проверка конкретных вопросов в деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил; ее цель - подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использование социальных фондов (экологический, юридический, операционный, аужи и др.).

Виды аудита по времени осуществления :

  • первоначальный аудит проводится аудитором для конкретного клиента впервые. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля;
  • согласованный аудит осуществляется аудитором повторно или регулярно и поэтому основан на знании специфики клиента, его плюсов и минусов в организации бухгалтерского учета, а также результатах длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля);
  • оперативный аудит - это кратковременная аудиторская проверка для вынесения общей оценки состояния учета, отчетности, соблюдения законодательства, эффективности внутреннего контроля, оценки деятельности.

Виды аудита по характеру проверки :

  • подтверждающий аудит – проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности;
  • системно-ориентированный аудит – аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего контроля;
  • аудит, базирующийся на риске – концентрация аудиторской работы в областях с низким риском.

Виды аудита по обязательности проведения :

  • обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, установленных законодательством или по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения обязательного аудита регламентируются законодательными нормами;
  • инициативный аудит осуществляется по решению экономического субъекта на основе договора с аудитором (аудиторской фирмой). Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.

Виды услуг аудита (аудиторских услуг)

Существует множество видов аудита, а точнее видов аудиторских услуг. Перечислим основные виды услуг аудита являющиеся основными (ведущие направлений аудиторской деятельности):

  • Финансовый аудит – комплексная независимая проверка аудиторами экономического состояния организации с выражением оценки её достоверности и перспектив развития;
  • Инвестиционный аудит – это аудит профессиональных участников рынка ценных бумаг, различных инвестиционных фондов, также сюда входит и комплексная проверка инвестиционного проекта с выражением итоговой оценки;
  • Промышленный аудит – это специальная система мероприятий, которая совмещает в себе элементы единовременного финансового и технического контроля объемов фактически выполненных работ или выполняемых работ и их качество на соответствие проектам, требованиям строительных норм и правил, стандартов, технических условий и других нормативных документов.
  • Управленческий аудит – это диагностика существующей в организации системы управления его производственной, коммерческой и социальной деятельностью с целью выявления проблем и определения путей их решения, поиска повышения результативности и эффективности работы компании.

Также перечислим наиболее популярные узкоспециализированные направления виды услуг аудита , иначе говоря расскажем о наиболее востребованных узкоспециализированных направлениях аудиторской деятельности:

  • Налоговый аудит – выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учёте и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды;
  • Операционный аудит – это проверка хозяйственной системы, хозяйственных операций, сметы, методов функционирования хозяйственной системы, целевых программ с целью оценки их производительности и эффективности;
  • Аудит отдела продаж – это анализ и проверка процесса работы всей системы продаж: сегментирование клиентских обращений на входе, квалификация персонала в общении с клиентами, процесс работы с клиентскими обращениями и система мотивации сотрудников;
  • Аудит расходов – это аудиторская проверка всех показателей в финансовой отчетности организации в разрезе расходов с последующим составлением оценки достоверности и соответствии ведения их учета требованиям нормативных актов;
  • Аудит персонала (кадровый аудит) – процедура для оценки эффективности существующей системы управления персоналом в компании с целью получения точной и независимой аналитической оценки соответствия кадрового потенциала организации на предмет соответствия ее целям и стратегиям развития;
  • Аудит сайта – это комплексный анализ интернет ресурса на его соответствие требованиям, предъявляемые стандартами разметки, поисковыми системами для осуществления грамотного поискового продвижения и оптимизации, а также оценка привлекательности ресурса для пользователей;
  • PR-аудит – это всесторонняя, комплексная оценка внешних и внутренних коммуникаций организации или проекта, инструмент отслеживания результатов от той или иной pr-акции для анализа рациональности используемых ресурсов, а также разработки и реализации стратегических планов по продвижению товаров и услуг проектов или организации в целом;
  • Экологический аудит – это комплексная и независимая оценка соблюдения требований, в том числе требований действующих международных стандартов, нормативов и нормативных документов в области экологической безопасности, экологического менеджмента и охраны окружающей среды, а также подготовка соответствующих рекомендаций и их документирование по улучшению деятельности предприятий и организаций в экологической сфере;
  • Аудит на соответствие требованиям законодательству (Правовой / Юридический аудит) – анализ конкретной финансовой или хозяйственной деятельности для определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам, также необходим, чтобы выяснить отвечают ли интересам предприятия юридически значимые документы, используемые в работе (см. также юридическая помощь в г Чебоксары);
  • Ценовой аудит – представляет собой независимую экспертную оценку экономических, технических и технологических характеристик товара, работы, услуги или инвестиционного проекта на предмет обоснованности установленной цены.
  • Понятие аудиторская деятельность и проверка

    Так что же такое аудиторская деятельность и аудиторская проверка? Будущие аудиторы хоть раз да и задавались таким вопросом. Поэтому в данном разделе мы решили Вам рассказать про эти два термина.

    Понятие Аудиторская деятельность (аудиторские услуги)

    Сначала раскроем понятие аудиторской деятельности с точки зрения законодательства (п.2 ст.1 закон "Об аудиторской деятельности"). Термин "Аудиторская деятельность " (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. К аудиторской деятельности не относятся проверки, осуществляемые в соответствии с требованиями и в порядке, отличными от требований и порядка, установленных стандартами аудиторской деятельности.

    Рассмотрим в широком смысле определение аудиторской деятельности (аудиторских услуг) в РФ. Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок отдельного вида деятельности организации с целью её оценки или проверки на достоверность, по итогам которой, составляется независимое аудиторское заключение.

    Понятие Аудиторская проверка

    А теперь раскроем понятие Аудиторская проверка. Термин "Аудиторская проверка " - это совокупность мероприятий, заключающихся в сборе, оценке и анализе аудиторских доказательств, касающихся аудируемого вида деятельности организации, и имеющих своим результатом выражения оценки аудитором о достоверности представляемой информации, правильности и эффективности ведения деятельности экономического субъекта.

    Методы аудита

    В аудиторской деятельности используется достаточно много различных методов проведения аудита организации и методов, используемых непосредственно при проведении аудита. Хотим заметить то, что с помощью методов не только познается объект аудита, но и благодаря им упорядочивается также процесс организации самой проверки.

    Методы проведения аудита

    Применяемые в настоящее время методы проведения аудита, а точнее методы организации проведения аудита (аудиторских проверок) подразделяются:

    • По степени охвата проверяемых данных :
      • - Сплошная проверка состоит в изучении всей совокупности первичных документов, регистров аналитического и синтетического учета, а также бухгалтерской отчетности
      • - Выборочная проверка основывается на законах теории вероятностей, в соответствии с которыми можно получить достаточно объективные данные о проверяемой совокупности по ее относительно малой части. Согласно требованиям Федерального правила (стандарта) № 16 «Аудиторская выборка» , утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.10.02 № 532, все элементы изучаемой совокупности должны иметь равную вероятность быть отобранными в выборку.
      • - Комбинированная проверка использует методы сплошной и выборочной проверки.
    • В зависимости от метода проведения проверки :
      • - Документальная (камеральная) проверка базируется на изучении первичных и сводных документов, финансовой и налоговой отчетности, не предполагает проведения инвентаризаций, устных опросов персонала и руководства проверяемых экономических субъектов. Она чаще всего осуществляется без выезда на проверяемый объект.
      • - Фактическая проверка осуществляется, как правило, с выездом на проверяемый объект, в процессе ее проведения могут использоваться подходы, характерные как для сплошной, так и для выборочной проверок.

    Методы, используемые при проведении аудита

    Также, считаем нужным перечислить методы, используемые при проведении аудита :

    • Общенаучные методы , которые включают в себя:
      • 1) Законы диалектической и формальной логики (законы: перехода количественных изменений в качественные; единства и борьбы противоположностей; отрицания отрицания; противоречия; исключенного третьего; тождества);
      • 2) Категории диалектической логики (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, аналогия, моделирование, эксперимент);
      • 3) Общенаучные подходы (объективность, системность, комплексность, историчность).
    • Собственные методы аудита состоят из:
      • 1) Метода существенности ;
      • 2) Специальных методов .
    • Нормативно-правовые методы аудита подразделяются на:
      • 1) Административно-правовые методы ;
      • 2) Гражданско-общественные методы .
    • Эмпирические методы состоящие из:
      • 1) Сводки – определяет общий результат действия отдельных факторов на совокупный показатель.
      • 2) Группировки – выделение среди изучаемых явлений характерных групп и подгрупп по тем или иным признакам. Сгруппированные данные обычно оформляются в виде таблиц для наглядного представления изучаемых явлений и процессов.
      • 3) Средних величин – используются для обобщающей характеристики массовых, качественно однородных экономических явлений. Они выражают отличительную особенность данной совокупности явлений и устанавливают наиболее типичные черты этой совокупности.
      • 4) Рядов динамики – ряды данных, характеризующие изменение явлений, показателей во времени. Каждое отдельное значение показателей ряда динамики называется уровнем. Для характеристики изменения уровня ряда динамики исчисляется абсолютный прирост, темп роста и темп прироста.
      • 5) Индексов – это относительные показатели сравнения, которые состоят из элементов, непосредственно не поддающихся суммированию. С помощью индексов сравнивают не только данные двух периодов, но и данные за ряд лет.
      • 6) Элиминирования – метод, при помощи которого исключается действие ряда факторов и выделяется один из них. Реализация данного метода может осуществляться с помощью различных приемов, в том числе и с использованием метода разниц и метода цепных подстановок.
      • 7) Детализации - метод, позволяющий осуществить последовательное расчленение изучаемых экономических явлений, показателей и факторов. С помощью детализации можно определить значимость каждого фактора в совокупности факторов в процессе комплексного исследования показателей и явлений. Данный метод является основой математического моделирования взаимной зависимости различных показателей и факторов.
      • 8) Балансового метода - в нём используется метод равенства двух сторон (частей): средств и источников, поступления и использования ресурсов и др.
      • 9) Графического метода - при помощи него можно наглядно проиллюстрировать хозяйственные процессы, также является методом экономического анализа. С его помощью зависимость между показателями показывается в виде графиков, диаграмм, схем.
    • И методы аудита, заимствованные из других наук , которые в свою очередь состоят из:
      • 1) Теории вероятности ;
      • 2) Бухгалтерского учета ;
      • 2) Эконометрики ;
      • 2) Статистики ;
      • 2) Математических методов анализа ;
      • 2) Менеджмента ;
      • 2) Теории денег ;
      • 2) Информационных технологий и прочих наук.

    Видео про аудит

    Также можете посмотреть короткие видео об аудите (на тему аудита).

    Цель аудита — выражение мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

    Экономическая сущность аудита объясняется возросшей потребностью пользователей финансовой отчетности в экспертной оценке ее достоверности, так как показатели финансовой отчетности используются для финансовой отчетности. Мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности способствует большему доверию к этой отчетности со стороны заинтересованных лиц.

    Пользователи финансовой отчетности:
    • инвесторы и их представители;
    • работники и их представители;
    • заимодавцы;
    • поставщики и подрядчики;
    • покупатели и заказчики;
    • органы власти;
    • общественность в целом.

    С переходом к рыночным отношениям и их развитием аудит в россии приобретает все большее значение. В мировой практике аудит широко применяется во всех сферах деятельности. В нашей стране независимый контроль — дело сравнительно новое. В связи с тем, что пользователям экономической информации необходима уверенность в качестве аудиторского заключения, подтверждающего достоверность отчетности, к работе аудиторов и аудиторских фирм предъявляются все более высокие требования.

    Виды аудита

    Виды аудита согласно зарубежной практики:
    • Финансовый аудит — проверка финансовых средств, соблюдения принципов и требований ведения бухгалтерского учета.
    • Операционный аудит — проверка процедур, методов функционирования хозяйственной системы и оценка производительности и эффективности работы организации.
    • Аудит на соответствие законодательству — проверка соблюдения законодательств, правил и стандартов.
    • Специальный аудит — проверка для составления официального заключения относительно надежности информации, представляемой другой стороне.
    Виды аудита согласно российской практики:
    • Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности — проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности для оценки степени ее достоверности.
    • Налоговый аудит — проверка на соответствие налоговому законодательству.
    • Аудит на соответствие требованиям — анализ определенной финансовой или хозяйственной деятельности для определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам.
    • Ценовой аудит — проверка обоснованности установления цены на заказ.
    • Аудит хозяйственной деятельности — систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимой для определенный целей.
    • Специальный (экологический, операционный) аудит — проверка конкретных аспектов деятельности аудируемого лица, соблюдения определенных правил, норм и процедур.
    • Управленческий (производственный) аудит — проверка организации и управления предприятием, а также использования всех видов ресурсов.

    Классификация аудита

    По категориям аудиторов:
    • Независимый
    • Государственный
    • Внутренний
    По законодательству:
    • Обязательный — подтверждение достоверности отчетности организации или индивидуального предпринимателя, в случаях, установленных ФЗ "Об аудиторской деятельности.
    • Инициативный — аудит, проводимый по инициативе экономического субъекта

    Аудиторская проверка может быть обязательной или инициативной. Обязательный аудит проводится в случаях, прямо установленными законодательством РФ, инициативный аудит — по решению экономического субъекта.

    По частоте проведения:
    • Первоначальный — проведение аудиторской проверки в организации впервые.
    • Повторяющийся
    По цели:
    • Финансовый
    • Операционный
    • На соответствие законодательству
    • Специальный (работы по аттестации)
    • Финансовой (бухгалтерской) отчености
    • Налоговый
    • Управленческий
    По направленности:
    • Общий
    • Банковский
    • Страховых организаций
    • Инвестиционных институтов, внебюджетных фондов

    Основные методы аудита

    Метод — это способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо. В аудите для сбора аудиторских доказательств применяются те методы, которые определены внутренними правилами (стандартами), а также соответствуют цели и задачам, определенным условиями договоренности. Рассмотрим основные методы, используемые в аудиторской деятельности, которые были накоплены контрольно-ревизионной и аудиторской практикой России.

    1. Методы фактического контроля (органолептические методы)

    К этой группе методов относятся: инвентаризация, визуальные наблюдения и экспертные оценки.

    При аудите финансовой отчетности аудитор не проводит инвентаризацию самостоятельно. Однако согласно Федеральному правилу (стандарту) № 6 «Аудиторское заключение по финансовой отчетности» аудитору желательно присутствовать при проведении инвентаризации перед составлением годового отчета для получения аудиторских доказательств путем наблюдения в отношении предпосылки «существования». По договору на специальное аудиторское задание может быть предусмотрено, что аудиторы проводят инвентаризацию по объектам учета согласно условий договоренности.

    В процессе визуального наблюдения , как правило, используют обследование объектов, анкетирование и тестирование. По специальному аудиторскому заданию могут применяться хронометраж, фотография рабочего дня и служебное расследование. Данные методы больше приемлемы для внутреннего аудита.

    К экспертным оценкам относятся: контрольный замер работ; технологический контроль, химико-лабораторный анализ; эксперимент; экспертизы различных видов; контрольный запуск (закуп). Применение методов из группы экспертных оценок при аудите финансовой отчетности возможно только с привлечением экспертов. В таком случае аудитору необходимо соблюдать требования ПСАД «Использование работы эксперта» . При наличии внутренних аудиторов в соответствии с возложенными функциональными обязанностями они могут применять в своей работе методы экспертных оценок.

    2. Документальные методы

    Эта группа включает в себя: исследование документов, информационное моделирование и камеральные проверки. При аудите финансовой отчетности, как правило, проводится исследование документов по форме и содержанию. По форме документы проверяются на предмет наличия и заполнения обязательных реквизитов. В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» определено, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

    • наименование документа;
    • дату составления документа;
    • наименование организации, от имени которой составлен документ;
    • содержание хозяйственной операции;
    • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
    • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
    • личные подписи указанных лиц.

    Номер документа согласно указанному перечню не является обязательным реквизитом. По наиболее важным направлениям учета

    в соответствующих нормативных правовых актах устанавливается норма по ведению журналов регистрации первичных учетных документов. Например, по кассовым документам в Порядке ведения кассовых операций установлено требование по ведению журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров. Наличие журналов регистрации по всем другим первичным учетным документам характеризует степень эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. При отсутствии нумерации первичных учетных документов аудитор не может получить аудиторские доказательства в отношении предпосылки «полнота». Кроме того, аудитор проверяет, оговариваются ли исправления в первичных учетных документах. В соответствии с нормативными правовыми актами запрещается делать исправления в кассовых, банковских документах. По содержанию аудитор проверяет, соответствует ли указанная операция деятельности аудируемого лица, соблюдается ли требование, предъявляемое к бухгалтерскому учету, — приоритет содержания перед формой, не противоречит ли данная операция законодательству Российской Федерации.

    К информационному моделированию относятся: встречные проверки, взаимный контроль операций, обратный счет, аналитические проверки документов, контрольные сличения (балансовые взаимоувязки), логические проверки, проверки документов, прослеживание. При аудите финансовой отчетности применяются, как правило, следующие методы:

    • взаимный контроль операций — используется для проверки на предмет непротиворечивости взаимосвязанных операций;
    • аналитическая проверка документов — проверяются арифметические расчеты;
    • проверка документов — представляет проверку наличия первичного ученого документа подтверждающего показатель в финансовой отчетности;
    • прослеживание — представляет проверку правильности отражения первичного учетного документа в учетных регистрах и в финансовой отчетности.

    Встречные проверки аудитор проводит опосредованно, обращаясь к аудируемому лицу за предоставлением информации от третьих лиц, подтверждающей ее достоверность. Руководство аудируемого лица обязано ее предоставить. Контрольные сличения (балансовые взаимоувязки) применяются, как правило, в том случае, когда отсутствует аналитический учет. Применение этого метода позволяет выявить искажения по использованию активов в количественном выражении.

    Камеральные проверки проводятся на предмет исследования взаимоувязки информации учетных регистров с данными Главной книги, финансовой и другой отчетностью.

    3. Расчетно-аналитические методы

    Эта группа включает в себя экономический анализ (в том числе аналитические процедуры), статистические расчеты и экономико-математические методы. Данные методы применяются чаще всего в части экономического анализы, что характеризуется использованием аналитических процедур.

    В целом основные методы, используемые в аудите, позволяют организовать сбор достаточных и надлежащих аудиторских доказательств в оптимальные сроки.

    От ___________ «_____» 200____

    Временное положение о

    Системе отраслевого аудита распространителей

    6) отраслевые аудиторские организации, внесенные в Реестр отраслевых аудиторских организаций, который ведется уполномоченным органом;

    7) индивидуальные отраслевые аудиторы, зарегистрированные в качестве

    предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, и внесенные в Реестр индивидуальных отраслевых аудиторов, который ведется уполномоченным органом;

    8) Предприятия сферы распространения печатной продукции, отнесенные к числу отраслевых аудируемых в соответствии с Критериями отнесения организацийк числу рекомендованных для проведения отраслевого аудита(далее - Критерии).

    2.4. Система предназначена для решения следующих задач:

    2.4.1. Унификации технологий в распространении печатной продукции, реализация согласованных Прав и Обязанностей участников Проекта и контроль за их соблюдением.

    2.4.2. Формирования условий снижения рисков издателей при принятии финансовых, хозяйственных и управленческих решений в пользу распространителей, участников Проекта.

    2.4.3. Повышения качества услуг распространителей.

    2.4.4. Организации проведения отраслевого аудита организаций, участников Проекта.

    2.4.5. Формирования предложений в целевые программы по реформированию рынка распространения и обеспечения распространителей, участников Проекта, необходимыми ресурсами для реализации данных целевых программ.

    2.4.6. Организации и проведения работ по совершенствованию

    методологических и правовых основ отраслевого аудита и подготовке отраслевых аудиторов.

    2.5. Система при решении перечисленных задач осуществляет взаимодействие по организационным и методологическим вопросам отраслевой аудиторской деятельности:

    С Некоммерческим партнерством "Гильдия издателей печатной продукции" и его членами – издательским сообществом, участникам Проекта реформирования рынка распространения;

    С общественным Советом издателей и распространителей печатной продукции при Правительстве Москвы;

    С общественными организациями и объединениями издателей и распространителей печатной продукции.

    2.6. Основные принципы организации и функционирования Системы:

    1) обеспечение саморегулирования организации, участников Проекта и

    функционирования Системы;

    2) обеспечение решения практических задач по реализации отраслевых Прав и Обязанностей во взаимоотношениях участников рынка распространения, снижение финансовых и инвестиционных рисков участников Проекта, повышение эффективности продаж печатной продукции использования средств и возможностей издательского сообщества в реформировании рынка распространения;

    3) развитие отраслевого аудита по направлениям:

    Отраслевой аудит распространителей, потенциальных участников Проекта, при подготовке Соглашения об их участии в Проекте;

    Отраслевой аудит при реализации участниками Проекта взятых на себя обязательств.

    3. Отраслевой аудит: участники и правовое регулирование

    3.1. Основные понятия и определения

    Отраслевой аудит (аудит) - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности сферы распространения печатной продукции требований, в том числе нормативов и нормативных документов, обеспечивающих реализацию Проекта, требований отраслевых стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

    Отраслевая аудиторская деятельность - предпринимательская деятельность, осуществляемая отраслевой аудиторской организацией или индивидуальным отраслевым аудитором, по независимой проверке соответствия деятельности участников Проекта требованиям и стандартам в области распространения печатной продукции.

    Объект отраслевого аудита - хозяйственная и иная деятельность участника Проекта, связанная с реализацией отраслевых Прав и Обязанностей, событие, условие, система управления и/или информация об этих предметах.

    Критерии отраслевого аудита - политика, методы, процедуры или требования, по которым аудитор проверяет собранные аудиторские данные об объекте аудита. Требования могут включать, но не ограничиваться этим, стандарты, руководящие указания, специальные требования организации, а также требования нормативных правовых актов или регламентов.

    Аудиторские данные - проверяемые сведения, записи или заявления, касающиеся фактов реализации согласованных участниками Проекта Прав и Обязательств. Аудиторские данные могут быть качественными и количественными; используются аудитором для сопоставления с критериями аудита и основываются

    на интервью, изучении документов, наблюдениях за деятельностью и условиями, на имеющихся результатах измерений ли сведениях, полученных иным путем в рамках аудита.

    Аудируемое лицо - организация или индивидуальный предприниматель , являющийся участником Проекта, чья деятельность подвергается отраслевому аудиту.

    Заказчик отраслевого аудита - Сообщество издателей ГИПП, участников Проекта реформирования рынка распространения.

    Отраслевой аудитор - физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным органом, и имеющее квалификационный аттестат отраслевого аудитора.

    Ведущий отраслевой аудитор - лицо, демонстрирующее хорошие знания, личные качества и навыки, которые необходимы для обеспечения эффективного управления и руководства процессом отраслевого аудита, удовлетворяющее требованиям отраслевых стандартов, квалифицированно руководит отраслевым аудитом и проводить его.

    Отраслевая аудиторская организация - организация, осуществляющая отраслевые аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие данному аудиту услуги.

    Сопутствующие отраслевому аудиту услуги - отдельные услуги (работы) по обеспечению эффективности представления и реализации печатной продукции в сетях распространения, по содействию в организации логистических процессов, оказываемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами:

    Аудируемому лицу в рамках программы отраслевого аудита или по договору о возмездном оказании услуг с учетом положений п.4.3.2 Временного порядка проведения отраслевого аудита;

    Лицу, отраслевой аудит которого не проводился.

    Под сопутствующими отраслевому аудиту услугами понимаются следующие:

    Практическая помощь аудируемому лицу в реализации обязательств по составлению статистической отчетности о продажах печатной продукции и по обеспечению управляемость продажами в сети распроранения;

    Консультирование по финансовым, хозяйственным и правовым вопросам, касающихся реализации Проекта;

    Правовое консультированию при решении отраслевых споров;

    Наличие стажа и опыт работы в предприятиях сферы распространения печатной продукции не менее трех лет.

    3.2.3. Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата отраслевого аудитора, а также порядок проведения аттестации на право проведения аудиторских проверок, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, типовая форма аттестата, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным органом.

    3.2.4. Отраслевой аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждых двух календарных лет, начиная со второго года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации , утверждаемым уполномоченным органом.

    Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.

    3.2.5. Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата отраслевого аудитора.

    3.2.5.1. Квалификационный аттестат отраслевого аудитора аннулируется в случаях, если:

    1) установлен факт получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов;

    2) установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством Российской Федерации или правилами (стандартами) аудиторской деятельности, в т. ч. настоящим Положением;

    3) установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки;

    4) аудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации.

    3.2.5.2. Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимает уполномоченный орган.

    Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по основаниям, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности.

    3.3. Аудиторская организация:

    3.3.1. Может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества .

    3.3.2. В ее штате должно состоять не менее трех аудиторов.

    3.3.3. Осуществляет отраслевой аудит после внесения ее в Реестр отраслевых аудиторских организаций и получения соответствующего свидетельства.

    3.4. Аудитор осуществляет аудиторские проверки в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.

    3.5. Аудируемое лицо - организация или индивидуальный предприниматель, аудит которых осуществляется на основании Соглашения об участии в реализации Проекта реформирования рынка распространения.

    3.6. Организация и контроль за проведением отраслевых аудиторских проверок.

    3.6.1. Отраслевые аудиторские организации и индивидуальные аудиторы проводят отраслевой аудит на основании свидетельства о внесении их в Реестры аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, выдаваемых уполномоченным органом.

    3.6.2. Контроль качества работы отраслевых аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

    3.6.2.1. Аудиторские организации обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимых ими аудиторских проверок. Требования, предъявляемые к указанным правилам, регламентируются правилами (стандартами) отраслевой аудиторской деятельности и настоящим Положением.

    3.6.2.2. Система проверки качества работы Аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов внешними проверяющими устанавливается уполномоченным органом, который может проводить такие проверки.

    3.6.2.3. Уклонение от проведения внешней проверки качества работы или непредставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации может служить основанием для приостановления действия свидетельства о внесении в Реестры аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

    3.6.2.4. В случае выявления в ходе внешней проверки качества работы аудиторских организаций фактов систематического нарушения требований нормативных правовых актов или правил (стандартов) отраслевой аудиторской деятельности проверяющие обязаны сообщить о них в уполномоченный орган.

    Виновные в таких нарушениях лица могут быть привлечены к ответственности вплоть до аннулирования у них квалификационного аттестата отраслевого аудитора, а также свидетельства о внесении в реестры аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

    4. Функции уполномоченного органа регулирования в области отраслевого аудита в рамках реализации Проекта:

    Основными функциями уполномоченного органа являются:

    Организация разработки и утверждение правил (стандартов) и иных документов, регламентирующих отраслевую аудиторскую;

    Организация системы аттестации, обучения и повышения квалификации отраслевых аудиторов в городе Москве, организация аккредитации учебно-методических центров по подготовке аудиторов;

    Аттестация физических лиц на право проведения аудита;

    Аккредитация учебно-методических центров по подготовке аудиторов;

    Организация системы контроля за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами требований и условий осуществления аудиторской деятельности;

    Контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами отраслевых правил (стандартов) аудиторской деятельности;

    Определение объема и разработка порядка представления уполномоченному органу отчетности аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами;

    Ведение Реестров аттестованных отраслевых аудиторов, аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аккредитованных учебно-методических центров в соответствии с положением о ведении указанных Реестров, утверждаемым уполномоченным органом, а также предоставление информации, содержащейся в Реестрах, всем заинтересованным лицам;

    Выдача свидетельств аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам о включении их в Реестры.

    5. Центральный орган Системы отраслевого аудита в городе Москве

    5.1. Центральный орган Системы отраслевого аудита (далее - Центральный орган Системы) определяется сообществом издателей ГИПП, участников Проекта

    5.2. Основными функциями Центрального органа Системы являются:

    Разработка проектов нормативных и инструктивно-методических документов, регулирующих деятельность Системы, подготовка информационных материалов Системы;

    Обеспечение проведения процедуры аттестации, обучения и повышения квалификации отраслевых аудиторов, аккредитации учебно-методических центров по подготовке аудиторов в городе Москве;

    Подготовка заключений для принятия решения об отнесении организаций к числу рекомендованных для проведения отраслевого аудита в соответствии с Критериями;

    Ведение Реестра организаций, отнесенных к числу рекомендованных для проведения отраслевого аудита, и предоставление информации о них отраслевым аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам;

    Подготовка предложений в программы и планы деятельности по реформированию рынка распространения печатной продукции;

    Взаимодействие с участниками Системы в части обеспечения организации их деятельности в рамках данной Системы;

    Организация взаимодействия Системы с системами добровольной сертификации участников рынка распространения печатной продукции.

    5.3. Центральный орган Системы действует в соответствии с Положением о Центральном органе Системы, утверждаемом уполномоченным органом.

    Бизнес планы