Свою деятельность образовательные учреждения строят в соответствии с нормативно-правовыми документами в сфере дошкольного образования. Нормативно-правовое обеспечение – это совокупность документов инструктивно-методического, распорядительного, программно-целевого характера, а также нормативно-справочные материалы, устанавливающие нормы, правила, требования, характеристики, методы и другие данные, используемые при решении задач организации и утвержденные в установленном порядке компетентным органом или руководством учреждения.
Основные задачи нормативно-правового обеспечения:
1) правовое регулирование трудовых отношений, складывающихся между работодателями и другими сотрудниками ОУ;
2) защита прав и законных интересов работников, вытекающих из трудовых отношений.
Примерный состав таких документов приведен в таблице 1.
Таблица 1 – Примерный состав документов, определяющих или влияющих на трудовые отношения в образовательном учреждении
Уровень |
Наименование документов |
Международный |
Декларация прав ребенка, материалы ООН. |
Федеральный |
Конституция, ТК, Указы и поручения Президента, документы, отражающие изменения в действующем законодательстве (например: в части федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования). |
Отраслевой |
Организационно-распорядительные документы министерства образования |
Региональный |
Приказы, постановления, положения и т.п. органов власти регионального самоуправления |
Муниципальный |
Приказы, постановления, положения и т.п. органов власти муниципального самоуправления |
Уровень |
Наименование документов |
Учреждения |
Устав, коллективный договор, трудовой распорядок, штатное расписание, приказы, положения, распоряжения. |
Рабочего места |
Должностная инструкция, трудовое соглашение. |
Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) осуществляет государственное управление стандартизацией в Российской федерации, включая работы по унификации и стандартизации документов и систем документации, разработке, внедрению и ведению общероссийских классификаторов технико-экономической и социально информации. Нормативные и методические документы по делопроизводству в учреждении разрабатываются на основе соответствующих законодательных и нормативных правовых актов, принимаемых на государственном уровне, а также соответствующими министерствами и ведомствами.
Изменения в действующем законодательстве РФ обусловили необходимость внесения изменений в существующие нормативно-правовые и программно-методические документы с учетом спектра функционирующих в Российской Федерации учреждений, реализующих программы дошкольного образования .
Правовое обеспечение реализации Основной общеобразовательной программы включает основные документы:
1)Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации (в редакции Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ);
2) Федеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
3) Постановление от 12 сентября 2008 г. № 666 об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении;
4) Постановление от 26 марта 2003 года № 24 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03».
Министерство образования РФ утвердило Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Предлагаемый документ следует рассматривать как шаг на пути к разработке и реализации государственной политики в сфере воспитания подрастающих поколений.
Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации Программы Организацией.
Стандарт утверждает основные принципы:
Поддержки разнообразия детства;
Сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
Полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
Создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
Содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
Приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
Учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Стандарт преследует следующие цели:
Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт решает задачи:
Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);
Сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
Формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
Обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
Обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
Обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
Определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).
ФГОС ДО является основой для разработки и реализации Программы; разработки примерных образовательных программ дошкольного образования; разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы; формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении организаций; подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала государственных и муниципальных организаций; объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре основной образовательной программы дошкольного образования.
Согласно вступившему с 01.09.2013 в силу Закона «Об образовании в Российской Федерации» вводится новый порядок оплаты услуг, предоставляемых ДОУ. До 1 сентября 2013 года вносимая родителями плата за содержание ребенка в государственных и муниципальных ДОУ не должна была превышать 20 процентов расходов (для родителей трех и более несовершеннолетних не более 10 процентов) на содержание ребенка, включающее присмотр и уход за ним .
В соответствии со статьей 65 Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ регулированием платы за присмотр и уход за ребенком будет заниматься учредитель ДОУ, который может снизить ее размер либо вообще не брать ее с родителей, если те попадают под отдельную категорию. Формально, данное нововведение означает, что учредитель вправе повысить плату за детсад до 100% затрат на содержание ребенка в нем. В муниципальном детсаду регулированием платы будет заниматься администрация на основе своих финансовых возможностей, в частном – его владелец.
Новый закон предполагает, что родителям будут, как и прежде, выплачиваться компенсации за содержание ребенка в государственных и муниципальных ДОУ, в размере 20% при наличии одного ребенка, 50% - при наличии двух и семьям с тремя и более детьми положено 70% от родительской платы. Однако каждый субъект РФ теперь будет самостоятельно устанавливать среднюю величину родительской платы за содержание ребенка в государственном или муниципальном ДОУ, исходя из которой будет произведен расчет положенных родителям компенсаций. Ранее компенсации рассчитывались исходя из фактического размера платы родителями за пребывание и уход ребенка в ДОУ.
Средний размер родительской платы за детский сад с 1 сентября увеличиться с 1226 руб. до 1300 руб., увеличившись на 5%. Правительство будет ежемесячно отслеживать изменения размера родительской платы в каждом муниципальном образовании в целях недопущения ее необоснованного повышения Российская Федерация .
Виды нормативно-правовых актов:
1) Нормативные акты – соглашения, генеральные, специальные (региональные), коллективные и другие договоры и другие правовые акты, применяемые непосредственно в организациях;
2) Ненормативные акты – это распоряжения и указания, которые могут издавать руководители, отвечающие за кадровое обеспечение.
3. Формирование нормативно-правовой базы в системе кадрового обеспечения сферы дошкольного образования осуществляется, в первую очередь, на основе:
1) Конституции РФ;
2) Трудового кодекса РФ;
3) Бюджетного кодекса РФ.
Значительное внимание уделено разработке системы кадрового обеспечения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, поскольку в настоящее время требует доработки «базовая» модель кадрового обеспечения, структура которой включает основной контингент работников учреждений дошкольного образования. Кроме того, «базовая» модель кадрового обеспечения изменена и дополнена в соответствии с особенностями каждой вариативной организационной формы, в рамках которой в РФ могут быть оказаны дошкольные образовательные услуги.
Особое внимание, при рассмотрении проблемы формирования нормативно-правовой базы системы кадрового обеспечения учреждений дошкольного образования, необходимо обратить на следующие законы:
Федеральный закон «Об образовании» вводит общие нормы, позволяющие субъектам РФ осуществлять собственное правовое регулирование, т.е. издавать законы регионального значения, которые бы не противоречили федеральному закону.
Так, в частности, ст. 53 вышеуказанного закона определяет круг лиц, которые имеют право заниматься педагогической деятельностью; ст. 54 регулирует положение об оплате труда работников образовательных учреждений; права работников образования, их социальные гарантии устанавливает ст. 55.
Одной из главных особенностей дошкольного образования с точки зрения его нормативного регулирования выступает значительная роль родителей (законных представителей) в процессе организации образования и воспитания, при которой, дошкольные образовательные учреждения выступают своего рода «дополнительным, содействующим элементом» по отношению к деятельности родителей как участников образовательного процесса .
Основные документы, регламентирующие деятельность ДОУ:
1. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
2. Положение о дошкольном образовательном учреждении детском
саде (группе) компенсирующего вида для детей с ранней
неврологической патологией;
3. Устав детского сада;
4. Программа развития ДОУ;
5. Образовательная программа;
6. Основная общеобразовательная программа дошкольного детства;
7. Документация на организацию образовательной деятельности;
8. Кадровые документы;
9. Должностные и рабочие инструкции сотрудников ДОУ;
10. Бухгалтерские документы;
11. Медицинские документы;
12. Хозяйственные документы;
13. Документы на организацию питания;
14. Документы на охрану труда;
15. Документы на обеспечение безопасности;
16. Документы на делопроизводство и архив;
17. Положения, регулирующие организацию жизнедеятельности в
18. Положение об общем собрании трудового коллектива;
19. Положение о совете трудового коллектива;
20. Коллективный договор;
21. Правила внутреннего трудового распорядка.
На уровне региона, муниципальной системы образования, самого образовательного учреждения принимается ряд документов, дополняющих представленную нормативно-правовую базу, регламентирующих в т.ч. управленческую деятельность дошкольного образовательного учреждения.
Выводы по первой главе
Управление воспитательно-образовательным процессом в дошкольном образовательном учреждении является одним из необходимых элементов педагогической системы, оказывающим существенное воздействие на её функционирование и развитие.
Под управлением дошкольным учреждением понимается целенаправленная деятельность по достижению определённых целей, обеспечивающую согласованность совместного труда сотрудников в решении задач воспитания детей на уровне современных требований.
На разных уровнях управления по результатам выделяются: умения руководителя видеть миссию деятельности дошкольного образовательного учреждения, рассматривать результат с точки зрения качества услуг, с позиций потребителей.
Главными субъектами управления дошкольным образовательным учреждением являются заведующая и её заместитель (методист), педагоги и родители, объектами – вся система его жизнедеятельности: воспитательно-образовательный процесс; межличностные отношения всех его участников; повышение квалификации педагогов; материально-технические условия.
Основу управленческой деятельности заведующего ДОУ составляют принципы, лежащие в основе обновления деятельности дошкольного учреждения, функции управления, цели, задачи, содержание и механизмы управления современным дошкольным учреждением, знание которых позволит руководителю выстроить систему управления, эффективно управлять дошкольным образовательным учреждением.
Нормативно-правовая база дошкольного образовательного учреждения регламентирует деятельность в целом образовательного учреждения, в т.ч. управленческую деятельность.
Свою деятельность образовательные учреждения строят в соответствии с нормативно-правовыми документами в сфере дошкольного образования. Нормативно-правовое обеспечение - это совокупность документов инструктивно-методического, распорядительного, программно-целевого характера, а также нормативно-справочные материалы, устанавливающие нормы, правила, требования, характеристики, методы и другие данные, используемые при решении задач организации и утвержденные в установленном порядке компетентным органом или руководством учреждения.
Основные задачи нормативно-правового обеспечения:
1) правовое регулирование трудовых отношений, складывающихся между работодателями и другими сотрудниками ОУ;
2) защита прав и законных интересов работников, вытекающих из трудовых отношений.
Примерный состав таких документов приведен в таблице 1.
Таблица 1 - Примерный состав документов, определяющих или влияющих на трудовые отношения в образовательном учреждении
Наименование документов |
|
Международный |
Декларация прав ребенка, материалы ООН. |
Федеральный |
Конституция, ТК, Указы и поручения Президента, документы, отражающие изменения в действующем законодательстве (например: в части федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования). |
Отраслевой |
Организационно-распорядительные документы министерства образования |
Региональный |
Приказы, постановления, положения и т.п. органов власти регионального самоуправления |
Муниципальный |
Приказы, постановления, положения и т.п. органов власти муниципального самоуправления |
Наименование документов |
|
Учреждения |
Устав, коллективный договор, трудовой распорядок, штатное расписание, приказы, положения, распоряжения. |
Рабочего места |
Должностная инструкция, трудовое соглашение. |
Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) осуществляет государственное управление стандартизацией в Российской федерации, включая работы по унификации и стандартизации документов и систем документации, разработке, внедрению и ведению общероссийских классификаторов технико-экономической и социально информации. Нормативные и методические документы по делопроизводству в учреждении разрабатываются на основе соответствующих законодательных и нормативных правовых актов, принимаемых на государственном уровне, а также соответствующими министерствами и ведомствами.
Изменения в действующем законодательстве РФ обусловили необходимость внесения изменений в существующие нормативно-правовые и программно-методические документы с учетом спектра функционирующих в Российской Федерации учреждений, реализующих программы дошкольного образования .
Правовое обеспечение реализации Основной общеобразовательной программы включает основные документы:
1) Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации (в редакции Федерального закона от 1 декабря 2007 г. №309-ФЗ);
2) Федеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
3) Постановление от 12 сентября 2008 г. №666 об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении;
4) Постановление от 26 марта 2003 года №24 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03".
Министерство образования РФ утвердило Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Предлагаемый документ следует рассматривать как шаг на пути к разработке и реализации государственной политики в сфере воспитания подрастающих поколений.
Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации Программы Организацией.
Стандарт утверждает основные принципы:
Поддержки разнообразия детства;
Сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
Полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
Создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
Содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
Приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
Учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Стандарт преследует следующие цели:
Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт решает задачи:
Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);
Сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
Формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
Обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
Обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
Обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
Определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).
ФГОС ДО является основой для разработки и реализации Программы; разработки примерных образовательных программ дошкольного образования; разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы; формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении организаций; подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала государственных и муниципальных организаций; объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре основной образовательной программы дошкольного образования.
Согласно вступившему с 01.09.2013 в силу Закона "Об образовании в Российской Федерации" вводится новый порядок оплаты услуг, предоставляемых ДОУ. До 1 сентября 2013 года вносимая родителями плата за содержание ребенка в государственных и муниципальных ДОУ не должна была превышать 20 процентов расходов (для родителей трех и более несовершеннолетних не более 10 процентов) на содержание ребенка, включающее присмотр и уход за ним .
В соответствии со статьей 65 Закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-ФЗ регулированием платы за присмотр и уход за ребенком будет заниматься учредитель ДОУ, который может снизить ее размер либо вообще не брать ее с родителей, если те попадают под отдельную категорию. Формально, данное нововведение означает, что учредитель вправе повысить плату за детсад до 100% затрат на содержание ребенка в нем. В муниципальном детсаду регулированием платы будет заниматься администрация на основе своих финансовых возможностей, в частном - его владелец.
Новый закон предполагает, что родителям будут, как и прежде, выплачиваться компенсации за содержание ребенка в государственных и муниципальных ДОУ, в размере 20% при наличии одного ребенка, 50% - при наличии двух и семьям с тремя и более детьми положено 70% от родительской платы. Однако каждый субъект РФ теперь будет самостоятельно устанавливать среднюю величину родительской платы за содержание ребенка в государственном или муниципальном ДОУ, исходя из которой будет произведен расчет положенных родителям компенсаций. Ранее компенсации рассчитывались исходя из фактического размера платы родителями за пребывание и уход ребенка в ДОУ.
Средний размер родительской платы за детский сад с 1 сентября увеличиться с 1226 руб. до 1300 руб., увеличившись на 5%. Правительство будет ежемесячно отслеживать изменения размера родительской платы в каждом муниципальном образовании в целях недопущения ее необоснованного повышения Российская Федерация .
Виды нормативно-правовых актов:
1) Нормативные акты - соглашения, генеральные, специальные (региональные), коллективные и другие договоры и другие правовые акты, применяемые непосредственно в организациях;
2) Ненормативные акты - это распоряжения и указания, которые могут издавать руководители, отвечающие за кадровое обеспечение.
3. Формирование нормативно-правовой базы в системе кадрового обеспечения сферы дошкольного образования осуществляется, в первую очередь, на основе:
1) Конституции РФ;
2) Трудового кодекса РФ;
3) Бюджетного кодекса РФ.
Значительное внимание уделено разработке системы кадрового обеспечения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, поскольку в настоящее время требует доработки «базовая» модель кадрового обеспечения, структура которой включает основной контингент работников учреждений дошкольного образования. Кроме того, "базовая" модель кадрового обеспечения изменена и дополнена в соответствии с особенностями каждой вариативной организационной формы, в рамках которой в РФ могут быть оказаны дошкольные образовательные услуги.
Особое внимание, при рассмотрении проблемы формирования нормативно-правовой базы системы кадрового обеспечения учреждений дошкольного образования, необходимо обратить на следующие законы:
Федеральный закон "Об образовании" вводит общие нормы, позволяющие субъектам РФ осуществлять собственное правовое регулирование, т.е. издавать законы регионального значения, которые бы не противоречили федеральному закону.
Так, в частности, ст. 53 вышеуказанного закона определяет круг лиц, которые имеют право заниматься педагогической деятельностью; ст. 54 регулирует положение об оплате труда работников образовательных учреждений; права работников образования, их социальные гарантии устанавливает ст. 55.
Одной из главных особенностей дошкольного образования с точки зрения его нормативного регулирования выступает значительная роль родителей (законных представителей) в процессе организации образования и воспитания, при которой, дошкольные образовательные учреждения выступают своего рода "дополнительным, содействующим элементом" по отношению к деятельности родителей как участников образовательного процесса .
Основные документы, регламентирующие деятельность ДОУ:
1. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
2. Положение о дошкольном образовательном учреждении детском саде (группе) компенсирующего вида для детей с ранней неврологической патологией;
3. Устав детского сада;
4. Программа развития ДОУ;
5. Образовательная программа;
6. Основная общеобразовательная программа дошкольного детства;
7. Документация на организацию образовательной деятельности;
8. Кадровые документы;
9. Должностные и рабочие инструкции сотрудников ДОУ;
10. Бухгалтерские документы;
11. Медицинские документы;
12. Хозяйственные документы;
13. Документы на организацию питания;
14. Документы на охрану труда;
15. Документы на обеспечение безопасности;
16. Документы на делопроизводство и архив;
17. Положения, регулирующие организацию жизнедеятельности в ДОУ;
18. Положение об общем собрании трудового коллектива;
19. Положение о совете трудового коллектива;
20. Коллективный договор;
21. Правила внутреннего трудового распорядка.
На уровне региона, муниципальной системы образования, самого образовательного учреждения принимается ряд документов, дополняющих представленную нормативно-правовую базу, регламентирующих в т.ч. управленческую деятельность дошкольного образовательного учреждения.
Управление воспитательно-образовательным процессом в дошкольном образовательном учреждении является одним из необходимых элементов педагогической системы, оказывающим существенное воздействие на её функционирование и развитие.
Под управлением дошкольным учреждением понимается целенаправленная деятельность по достижению определённых целей, обеспечивающую согласованность совместного труда сотрудников в решении задач воспитания детей на уровне современных требований.
На разных уровнях управления по результатам выделяются: умения руководителя видеть миссию деятельности дошкольного образовательного учреждения, рассматривать результат с точки зрения качества услуг, с позиций потребителей.
Главными субъектами управления дошкольным образовательным учреждением являются заведующая и её заместитель (методист), педагоги и родители, объектами - вся система его жизнедеятельности: воспитательно-образовательный процесс; межличностные отношения всех его участников; повышение квалификации педагогов; материально-технические условия.
Основу управленческой деятельности заведующего ДОУ составляют принципы, лежащие в основе обновления деятельности дошкольного учреждения, функции управления, цели, задачи, содержание и механизмы управления современным дошкольным учреждением, знание которых позволит руководителю выстроить систему управления, эффективно управлять дошкольным образовательным учреждением.
Нормативно-правовая база дошкольного образовательного учреждения регламентирует деятельность в целом образовательного учреждения, в т.ч. управленческую деятельность.
В связи с постоянными политическими, экономическими и социальными изменениями, которые происходят в современном российском обществе, особенно актуальными становятся проблемы связанные с нормативно-правовым регулированием деятельности и взаимоотношений живущих в нем людей. Вопросы знания нормативно-правовых основ деятельности всех участников образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) входят в сферу должностных обязанностей сотрудников. В свою очередь, своевременное повышение квалификации в области правового образования административных и педагогических работников ДОУ позволяет им эффективно и качественно разрешать нестандартные проблемные ситуации, возникающие в процессе их профессиональной деятельности. Благодаря целенаправленному освоению правовых знаний, применения их на практике, можно обеспечить формирование нормативно-правовой компетентности кадров.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нормативно - правовое обеспечение деятельности специалиста дошкольного образовательного учреждения
- Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании».
- Конвенция ООН о правах ребёнка.
- Федеральный закон от 24.07.1998г. №124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 2562 от 27.10.2011г.
- "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
(вместе с "СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...")
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013 N 28564) - ПП РФ от 10 июля 2013 г № 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации".
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1014 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования".
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.07. 2011г. №2151 «Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.12. 2000 г. N 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
- Письмо Министерства образования РФ от 16.01. 2002 г. N 03-51-5 ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12. 2010 г. N 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».
- Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.01.98. № 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах психологах учреждений образования».
- Приказ от 20 сентября 2013 г. №1082 "Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии".
- Приказ Минздравсоцразвития России №761н от 26 августа 2010 г. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 24 марта 2010 г. № 209 "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений".
- Примерное положение о логопедическом пункте муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3 «Березка».
- Примерное положение о консультативном психолого – логопедическом пункте.
- Глава 19 Трудового кодекса РФ "Об отпусках" .
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
- Комментарии к ФГОС дошкольного образования от 28 февраля 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция двигательной сферы у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения
Представлен опыт работы по теме "Коррекция двигательной сферы у старших дошкольниковс ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательн...
Текст выступления на конкурсе "Мастер-класс для молодых специалистов дошкольных образовательных учреждений"
Представленные доклады содержат инфомацию по обмену опытом в рамках конкурсного проекта "Мастер-класс для молодых специалистов дошкольных учреждений". На конкурс были представлены следующие материалы:...
Организация коррекционной помощи дошкольникам с задержкой психического развития во взаимодействии специалистов дошкольного образовательного учреждения
Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие н...
Нормативный правовой документ – это документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.
Знание педагогом нормативных документов – залог его правовой грамотности, повышение профессиональной компетенции, позволяющее осуществлять воспитательно - образовательный процесс с детьми дошкольного возраста в соответствии с действующим законодательством.
Нормативное правовое обеспечение дошкольного образования включает в себя документы международного, федерального уровня, регионального уровня, а также уровня образовательной организации.
Рассмотрим ключевые документы.
Документы международного уровня
К документам международного уровня относятся:
- Декларация прав ребенка (1959 г.), Конвенция ООН о правах ребенка. Декларация является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и образование, возможность развиваться физически, умственно, нравственно, духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. В ней указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. В Декларации впервые были сформулированы принципы, на которые должна базироваться государственная политика по обеспечению прав ребенка. В Декларации заложены гуманистические принципы, и она явилась основой для другого важнейшего документа – Конвенции о правах ребенка.
Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) стала значительным событием в области защиты прав детей. Это юридический документ, состоящий из 54 статей. «Конвенция о правах ребенка ООН» является не только документом международного права высокого уровня, но и документом большой психолого-педагогической значимости. Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на: воспитание; развитие; защиту; активное участие в жизни общества.
Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
Документы федерального уровня
Федеральный уровень образовательного законодательства включает в себя:
Конституцию РФ,
Семейный кодекс Российской Федерации от 01.01.01 г. N 223-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства образования науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Документы регионального уровня.
Региональный уровень образовательного законодательства регулирует вопросы образовательной деятельности в Республике Татарстан, экономические отношения в сфере образования, трудовые, социальные и иные отношения работников ОУ, расположенных на территории республики. На уровне субъектов РФ принимаются нормативные акты, регулирующие размер родительской платы в ДОУ, порядок определения и выплаты субсидий и учета региональных особенностей бюджетного финансирования ДОУ.
Одним из основных документов регионального уровня в нашей республике является Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 года № 68-ЗРТ «Об образовании»
На уровне образовательного учреждения принимаются правовые акты, регламентирующие права и обязанности работников и воспитанников данного учреждения и действующие только в пределах данного учреждения. Например:
Устав дошкольного образовательного учреждения;
-Правила внутреннего трудового распорядка;
-Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) воспитанника;
-Положение о родительском комитете и др.
В системе дошкольного образования произошли грандиозные события, требующие переосмысления многих позиций. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. ФГОС. Основными нормативными документами, регламентирующими введение и реализацию ФГОС являются:
-Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования"
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» - это нормативно-правовой акт Федерального уровня, регламентирующий деятельность дошкольного образовательного учреждения. На основании этого закона разрабатываются все остальные нормативные акты. Данный Закон был принят 29 декабря 2012 г. и вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Данный Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» впервые выделяет дошкольное образование первым, самостоятельным уровнем общего образования (ч.2 ст.10 п.4). В прежние времена считалось, что образование начинается со школы. В итоге получается такая цепочка:
дошкольное образование - общее - среднее профессиональное - высшее.
Настоящий Федеральный закон гарантирует право каждого человека на образование.
Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст.5 п.2).
Приказ Министерства образования науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Впервые в российской истории в соответствии с требованиями Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года разработан и вступил в силу с 1 января 2014г федеральный государственный стандарт дошкольного образования, который призван регулировать отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.
ФГОС стал главным нормативным документом, на который теперь опирается современная нормативно-правовая база системы дошкольного образования.
Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (ч.2 п. 2.9).
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений (ч.2 п.2.11).
ФГОС направлен на охрану и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического), гуманизацию целей и принципов образовательной работы с детьми, раскрепощение условий жизни детей и работы педагогов в детском саду, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребёнка, радикальное изменение характера подготовки педагогических кадров, условий финансирования первой ступени образования и перестройки системы управления.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования"
Утвержден прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования.
Мы работаем по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
В заключение хотелось бы отметить, что наша современная жизнь – это жизнь в ускоренном темпе, которая диктует определённые правила, где информационная составляющая играет важную роль в том, чтобы быть востребованным, идти в ногу со временем. Современное состояние образования – реформирование. Изменения претерпевают все ступени: дошкольная, школьная, средняя и высшая профессиональная. Образование становится приоритетным направлением государственной политики.
С разработкой и утверждением новых федеральных законов образования радикально изменяется нормативно-правовая база дошкольного образования. Современный педагог должен идти в ногу со временем, знать и грамотно применять в работе нормативно-правовые документы.
Составитель: , к. пс. н., доцент кафедры теории и методики воспитания Костромского областного института развития образования.
Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Вопрос №1. Образование как сфера нормативно-правового регулирования. 1
Вопрос №2. Общая характеристика законодательства РФ в сфере образования. 2
Вопрос №3. Характеристика основных нормативно-правовых актов, направленных на защиту прав ребенка и образования. 3
Вопрос №4. Нормативно-правовые документы в деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения: необходимый пакет. 5
Задания для самостоятельной работы.. 8
Задание 1. 8
Задание 2. 9
Список литературы для самостоятельной работы.. 9
Вопрос №1. Образование как сфера нормативно-правового регулирования.
Вопрос №2. Общая характеристика законодательства РФ в сфере образования.
Законодательство об образовании – комплексная отрасль российского законодательства, аккумулирующая в своем содержании и структуре помимо правовых норм и институтов нормы и институты других отраслей законодательства (гражданского, административного, трудового, финансового и др.), регулирующих отношения, непосредственно не связанные с осуществлением образовательного процесса.
Законодательство об образовании РФ имеет трехуровневый характер:
Федеральное законодательство,
Законодательство субъектов Федерации,
Федеральный уровень образовательного законодательства включает в себя основные законы государства, профильные законы (например, «Об утверждении ФЦПРО»), непрофильные законы (например, «О языках народов РФ») и подзаконные акты (указы президента РФ, постановления правительства РФ, нормативно-правовые акты Минобразования и науки и других министерств).
Региональный уровень образовательного законодательства регулирует общие вопросы образовательной деятельности на основе Закона об образовании, общие вопросы, которые недостаточно разработаны в федеральном законодательстве, экономические отношения в сфере образования, трудовые, социальные и иные отношения работников ОУ, отношения в смежных с образованием сферах.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России. В случаях противоречия норм международного права и российского права приоритет должен отдаваться нормам международного права. Каждый гражданин РФ или иное лицо вправе требовать от правоприменительного органа, в том числе и суда, применения в рассматриваемом деле норм международного права в случаях, когда закон или нормативно-правовой акт органа исполнительной власти противоречат нормам международного права. Исчерпав все внутригосударственные средства защиты нарушенного права, потерпевший может обратиться в Комитет по правам человека, Европейскую комиссию по правам человека, иную международную правозащитную организацию.
Вопрос №3. Характеристика основных нормативно-правовых актов, направленных на защиту прав ребенка и образования.
В контексте вопросов образования дошкольников следует руководствоваться основными правовыми актами международного и федерального законодательства. Дадим краткую характеристику ключевым документам.
1. Всеобщая декларация прав человека занимает ведущее место среди законодательных актов. Согласно ст. 26 Декларации, образование призвано решать четыре взаимосвязанные задачи:
1) способствовать полному развитию человеческой личности;
2) воспитывать у обучающихся глубокое уважение к правам человека и основным свободам;
4) содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
Эти положения легли в основу стратегии деятельности мирового сообщества второй половины XX столетия в области образования, не потеряли они своей значимости и в начале XXI в.
2. Декларация прав ребенка (1959 г.) – является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и образование, возможность развиваться физически, умственно, нравственно, духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. В ней указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. В Декларации впервые были сформулированы принципы, на которые должна базироваться государственная политика по обеспечению прав ребенка. В Декларации заложены гуманистические принципы, и она явилась основой для другого важнейшего документа – Конвенции о правах ребенка.
3. Конвенция о правах ребенка (1989 г.) стала значительным событием в области защиты прав детей. Это юридический документ, состоящий из 54 статей. «Конвенция о правах ребенка ООН» является не только документом международного права высокого уровня, но и документом большой психолого-педагогической значимости. При разработке «Конвенции» решались вопросы, которые являются общими и значимыми для всех детей от 0 до 18 лет, в ней нет национальной принадлежности, расового приоритета – они едины.
Впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которым предоставлен весь спектр прав человека. «Конвенция» признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на: воспитание; развитие; защиту; активное участие в жизни общества.
Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее. «Конвенция» - синтетический документ, педагог должен выработать свои пути по реализации этого документа.
Вопросы реализации идей «Конвенции» это серьезная, целенаправленная работа ОУ по повышению качества воспитательно-образовательной работы с детьми.
4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». В нем специально выделяется особая категория детей, нуждающихся в защите со стороны государства. Наряду с детьми-инвалидами, детьми-жертвами вооруженных и межнациональных конфликтов к этой категории относятся дети с отклонениями поведения. Закон вводит понятие «социальных служб» для детей и предусматривает необходимость обеспечения их социальной адаптации и реабилитации.
5. Закон РФ «Об образовании» (нач. 90-х г. г.). Право ребенка – дошкольника на образование гарантируется государством. Это закон посвящен образованию детей дошкольного возраста. В нем указывается. Что родители являются первыми педагогами ребенка-дошкольника и, именно, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития его, как личности. Государство гарантирует родителям финансовую и материальную поддержку в воспитании детей и обеспечивает доступность образовательных услуг для всех слоев населения. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимости коррекции развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных учреждений.
6. Национальная доктрина образования в РФ выступает политико-правовой основой правового регулирования российской системы образования. Политическая и декларативная составляющая документа более весомы, чем его правовое содержание. Доктриной впервые задан вектор развития российского общества в контексте развития образования. Документ определяет задачи, стоящие перед российской системой образования, сообщает о государственных гарантиях гражданам на получение образования и об изменении подходов к качеству образования, определяет единые цели воспитания и обучения, условия для сохранения единого образовательного пространства, развития демократичности государства.
В доктрине отражена общегосударственная идея, лежащая в основе содержания образования и направленная на возрождение духовности и нравственности населения, формирование современного научного мировоззрения, культуры межнациональных и межконфессиональных отношений.
7. Концепция дошкольного образования была утверждена в 1989 г. Ее авторы, . Она положила начало реформе, которая коснулась как организационной, так и содержательной стороны системы дошкольного образования. Концепция и последовавшие за ней нормативные документы Министерства образования РФ положили начало реформе, которая коснулась как организационной, так и содержательной стороны системы дошкольного образования.
8. В 1999 г. впервые Министерством Образования был выпущен информационный каталог-справочник по дошкольному образованию, в который включены программы и пособия для педагогов и детей, отвечающие государственным стандартам в области дошкольного образования и Концепции дошкольного воспитания. В настоящее время на территории РФ действует шесть рекомендованных Министерством Образования РФ отечественных комплексных программ дошкольного образования («Радуга», «истоки», «Развитие», «Одаренный ребенок», «Детство», «Кроха»), три отечественные комплексные Программы непрерывного образования – «Из детства в отрочество», «Золотой ключик», «Преемственность» и Программа «Сообщество».
9. Типовое Положение о ДОУ (1995 г.). в соответствии с Законом РФ «Об образовании» закрепилось право ДОУ самостоятельно выбирать Программу из вариативных программ. Это подзаконный акт стал первоосновой деятельности всех детских садов РФ. Его основное положение конкретизируются в нормативных документах каждого ДОУ. Министерством Образования был предложен пакет образцов таких документов, главный из них – Устав ДОУ. Типовое Положение регулирует деятельность государственных муниципальных ДОУ всех видов.
10. В условиях модернизации образования внимание привлекает ФЗ «Об утверждении Федеральной целевой программы развития образования» (на 2006-2010 гг.), Областная целевая программа «Развитие системы образования Костромской области в 2010-2013 годах », приказ Минобразования и науки «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и разработка проектов образовательных стандартов для деятельности образовательных учреждений различных типов и видов.
Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы имеет своей стратегической целью обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ , формирования системы непрерывного образования.
Целью развития образования в Костромском регионе является обеспечение доступности качественного образования, ориентированного на формирование конкурентоспособной личности, отвечающей требованиям инновационного развития экономики региона и общественным запросам.
Развитие дошкольного образования в Костромской области предполагает:
Увеличение количества мест в дошкольных образовательных учреждениях;
Совершенствование качества дошкольного образования;
Развитие кадрового потенциала системы дошкольного образования;
Обеспечение условий безопасности жизнедеятельности детей в учреждениях дошкольного образования.
В документе обозначается существующий на сегодня ряд нерешенных проблем. Так, в системе дошкольного образования Костромской области сохраняется дефицит мест. В условиях перехода дошкольных образовательных учреждений на инновационные образовательные программы и технологии обучения сложилась потребность в информационном и научно-методическом обеспечении. Остаются вопросы и в оснащении учреждения медицинских кабинетов, изоляторов, систем оповещения о пожаре, систем тревожной сигнализации.
Вопрос №4. Нормативно-правовые документы в деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения: необходимый пакет.
Характеризуя необходимый пакет нормативно-правовых документов при осуществлении работы в дошкольном образовательном учреждении, представляется возможным определить такие составляющие: международные документы, законы федерального уровня, региональные законодательные акты и локальные акты образовательного учреждения.
Международные документы являются основой при построении ориентиров и основных механизмов образовательного процесса, взаимодействия с ребенком. Следует самостоятельно ознакомиться и в адекватной форме познакомит участников образовательного процесса (в том числе, детей и родителей) с Декларацией прав ребенка и Конвенцией о правах ребенка.
Федеральные законы являются нормативной основой при разработке программных и организационных документов учреждения. С ними должны быть ознакомлены все педагоги учреждения. Сюда относятся
Основной федеральный документ, регламентирующий образовательную сферу «Закон об образовании»,
Положение, раскрывающее идеологические направления в современном образовании (Национальная доктрина образования РФ),
Постановления, распоряжения правительства РФ (Федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО 2006-2010)), Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 годы, Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года», Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения», и многие другие,
Приказы Минобразования и науки РФ по следующим вопросам: перспективы развития образования в РФ, проблемы охраны здоровья и физического воспитания детей, проблемы взаимодействия образовательных учреждений с родителями. Эти вопросы освещаются в методических рекомендациях и информационных письмах Минобразования и науки РФ,
Типовые положения («Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», утвержденное в 1995 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 000 от 01.07.95),
Разработанные концепции и проекты в области дошкольного образования (Концепция дошкольного образования 1989 года, проекты стандартов дошкольного образования 2008 года).
Непростая ситуация, сложившаяся в современной системе дошкольного образования РФ, осложняется еще и тем, что до сих пор не разработан и не утвержден Государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Стандарт должен опираться на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования, которая связывает воедино его социальные, организационные, финансово-экономические, программно-методические и другие приоритеты, определяя продуманную программу действий в системе дошкольного образования.
Двенадцать лет назад, в 1996 г., приказом Министра образования Российской Федерации были установлены «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении». Эти требования относятся как к образовательным программам и педагогическим технологиям, так и к характеру взаимодействия персонала с детьми. Как говорится в самом документе, Временные требования действуют до введения Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, работа над которым проводится в настоящее время.
1. С одной стороны (как уже было отмечено нами выше), право дошкольного образовательного учреждения на выбор программы закреплено законодательно (как уже отмечалось нами выше) в «Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении» (1995 г.). При этом специалисты в области дошкольного образования предостерегают, что не следует использовать в работе с детьми программы, которые не прошли соответствующей экспертизы на федеральном или городском уровне.
2. С другой стороны, узаконено положение, согласно которому: «Рекомендация к использованию программы (гриф) не является единственной гарантией получения высокой оценки деятельности ДОУ в ходе проведения его аттестации. Оценка образовательной деятельности комплексно учитывает не только качество программ, на основе которой ДОУ строит свою работу, но и уровень ее реализации. Опыт показывает, что целый ряд программ, не имеющих грифа, при условии их правильной реализации могут обеспечивать выполнение Временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении». («О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий» (письмо Минобразования России от 02.06.98 № 89/34-16.)
При этом Государственный образовательный стандарт дошкольного образования находится в стадии разработки.
На региональном уровне педагогам необходимо знакомится с региональными законодательными актами (например, закон Костромской области о гарантиях прав ребенка в Костромской области), приказами и рекомендациями областных и муниципальных органов управления образованием.
На уровне образовательного учреждении основным документом, регламентирующим осуществление работы воспитателя, становится программа работы. Согласно типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, оно самостоятельно в выборе программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесении изменений в них, а также в разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.
В соответствие с официальным документом «О программно-методическом обеспечении дошкольного образования - в контексте педагогики развития» (Инструктивно-методическое письмо Министерства образования России от 24.03.95 г. №42/19-15 за подписью зам. министра образования РФ) гриф «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации» получили следующие программы:
А. Комплексные программы:
- «Радуга» - разработана сотрудниками лаборатории дошкольного воспитании НИИ общего образования, руководитель;
- «Развитие», «Одаренный ребенок» - разработаны коллективом научных сотрудников Детского центра РАО (под ред.);
- «Золотой ключик» - разработана коллективом педагогов и психологов под руководством.
К основным комплексным программам дошкольного образования также отнесены: «Гармония развития» (); «Детский сад - дом радости» (), «Детство» (, и др.); «Истоки» (под ред.), «Из детства - в отрочество» (под ред.), «Кроха» (, и др.); «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. ,); «Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст» (под ред. ,).
Б. Парциальные программы:
- «Красота. Радость. Творчество» (, и др.);
- «Росинка. В мире прекрасного» (,);
- «Художественный труд» ();
- «Природа и художник» ();
- «Камертон» ();
- «Гармония», «Синтез», «Играем в оркестре по слуху», (,);
- «Малыш» ();
- «Музыкальные шедевры» ();
- «Ритмическая мозаика» ();
- «Программа развития речи детей дошкольного возраста» ();
- «Программа математического развития детей дошкольного возраста в системе «Школа-2000» ();
- «Росинка. Расту здоровым» () и др.
С целью защиты ребенка от некомпетентного педагогического воздействия в условиях вариативности образования Минобразованием России в 1995 г. было подготовлено методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации» (Методическое письмо Министерства образования РФ от 24.04.95 г. № 46/19-15), где указывалось, что комплексные и парциальные программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и должны обеспечивать: охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие; эмоциональное благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие ребенка ; создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Программы должны быть нацелены на развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника; развитие способностей ребенка; формирование творческого воображения; развитие коммуникативности.
Программы должны обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физические развитие; эмоциональное благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие ребенка; создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Программы должны предусматривать организацию детской жизни в трех формах: занятия как специально организованная форма обучения; н ерегламентированные виды деятельности ; свободное время , предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.
Программы должны строиться с учетом специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности (игра, конструирование, изобразительная, музыкальная, театрализованная деятельности и т. д.);
Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального и дифференцированного подходов в работе с детьми.
Современные программы классифицируются на вариативные и альтернативные; базовые, федеральные, региональные, муниципальные; основные и дополнительные; примерные; комплексные и парциальные программы.
Любая программа дополняется рядом локальных актов , принятых учреждением. Основным документом, регламентирующим деятельность учреждения, является Устав, принятый на общем собрании трудового коллектива. В перечень локальных актов входят положения, правила, инструкции, программы (программы развития, образовательная программа), планы, штатное расписание, расписание занятий , приказы и распоряжения заведующего ДОУ, решения Совета педагогов, решения Совета ДОУ, коллективный договор , договоры о взаимоотношениях родителей (законных представителей) и МДОУ. Важный блок локальных документов составляют инструкции, обеспечивающие здоровье и безопасность всех участников образовательного процесса.
Задания для самостоятельной работы
! Задание 1.
Познакомьтесь с содержанием федеральных документов, регламентирующих вопросы образования и воспитания. Оцените, как отраженные в них ориентиры и приоритеты реализуются в работе Вашего учреждения.
Представьте ответ по следующей схеме:
! Задание 2.
Дайте краткую характеристику основных результатов, положенных в основу образовательной деятельности, осуществляемой вами в дошкольном образовательном учреждении.
Ваши ___________________________________________________________
Список литературы для самостоятельной работы
1. В. Организационно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения: Практическое пособие. – М., 2006.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Утв. распоряжением Правительства РФ 29 декабря 2001 г. // Вестник образования, №6, 2002.
3. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. . – М., 2006.
4. Федорова М. Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования. Учебное пособие. – М., 2008.
5. Ягофаров Д. А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. – М., 2008.
Сайт «Патриоты России» // http://www. patriot-rf. ru/law/norm/fed/patriot_2006-2010.html
Сайт Министерства образования и науки РФ // http:///dok/fz/vosp/
Сайт Федерального агентства по образованию – полезные страницы
http://www. /young_people/vospitanie_detey/
http://www. /ntp/fp/ (федеральные целевые программы)
http://www. /ntp/fp/chil/ (ФЦП «Дети России» на 2007-2010 гг.)
Сайт Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 гг. Подпрограмма «Одаренные Дети» // http://www. odardeti. ru/static. php? mode=index