Государственные ценные бумаги субъектов рф. Государственные ценные бумаги в рф

Финансы и кредитные отношения

Государственные ценные бумаги субъектов РФ. Муниципальные ценные бумаги. Ценные бумаги муниципальные в РФ облигации жилищные сертификаты и другие ценные бумаги выпускаемые органами местного самоуправления. Муниципальные ценные бумаги выступают в форме долговых ценных бумаг эмитируемых муниципалитетами с целью привлечения заемных средств на внутреннем рынке.

21.Государственные ценные бумаги субъектов РФ. Муниципальные ценные бумаги.

Ценные бумаги муниципальные – в РФ облигации, жилищные сертификаты и другие ценные бумаги, выпускаемые органами местного самоуправления. Муниципальные облигации выпускаются исключительно в целях реализации программ проектов развития муниципального образования, утвержденных в порядке, установленном уставом муниципального образования. Выпуск облигаций обеспечивается имуществом и средствами местного самоуправления. Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом органа местного самоуправления о местной бюджете на текущий финансовый год.

Муниципальные ценные бумаги выступают в форме долговых ценных бумаг, эмитируемых муниципалитетами с целью привлечения заемных средств на внутреннем рынке. Традиционно выделяют следующие виды муниципальных ценных бумаг:

1. Долговые обязательства под общее обязательство о погашении задолженности (или генеральные облигации) — бумаги, выпускаемые без обеспечения, под общее обязательство погасить долг и выплатить проценты. Выполнение обязательств покрывается общей способностью муниципалитета взимать налоги. В условиях выпуска определяется общая налоговая способность муниципалитета, а также объем общего, переходящего из года в год дефицита местного бюджета. Определенные виды генеральных облигаций могут быть гарантированы не только общей налоговой властью эмитента, но и определенными гонорарами, специальными платежами и прочими поступлениями из внешних фондов. Такие облигации еще называются «двойными в обеспечении» из-за двойственной природы их покрытия.

2. Ценные бумаги под общее обязательство с ограниченным покрытием по налоговой способности — бумаги, выпускаемые без обеспечения, под общее обязательство погасить долг и выплатить проценты. Выполнение обязательств покрывается не общей способностью муниципалитета к взысканию налогов, а конкретным налоговым источником — взиманием налоговых платежей конкретного вида (например, налога на имущество, налога с продаж, др.), сборов, пеней и т. д.

3. Долговые обязательства под целевые поступления (или доходные облигации) — бумаги, выполнение обязательств по которым обеспечивается доходами от конкретного проекта (на реализацию направляются средства, аккумулированные посредством облигационного займа). Например строительство аэропортов (платежи авиакомпаний за использование сооружений), морских портов (арендная плата за пользование терминалами).

4. Гарантированные, или застрахованные , муниципальные ценные бумаги — бумаги, погашение которых гарантировано третьей стороной (например муниципальным банком), что повышает их надежность.

Муниципальные долговые обязательства могут выпускаться:

Именными и на предъявителя;

На короткие и длительные сроки;

Без ограничений или с ограничениями в зависимости от условий обращения;

Под залог имущества или без совершения залога (залог при выпуске облигаций под доходы от конкретных объектов собственности);

Купонными и бескупонными; в качестве как серийных (погашение суммы внутри срока займа),

Так и срочных (с единым сроком погашения: с фондом погашения или без него);

С фиксированным и колеблющимся процентом;

Отзывные и без права отзыва эмитентом; с правом обратной продажи и без таковой и т. д.

Муниципальные ценные бумаги, также как и государственные, подразделяются на

Кратко-,

Средне- и

Долгосрочные.

Основными инвесторами для муниципальных ценных бумаг выступают местное население, коммерческие банки, страховые и пенсионные фонды, др. организации и п/п.

Классификация муниципальных ценных бумаг.

Существуют две главные формы муниципальных займов:

Выпуск муниципальных ценных бумаг (выпускаются в виде муниципальных облигаций, реже векселей)

Ссуды (могут предоставл-ся либо по бюджетной линии-бюджетные ссуды вышестоящих бюджетов, либо коммерческими банками.

Основными целями эмиссии муниципальных ценных бумаг в зависимости от срока обращения, являются: покрытие сезонных и временных дисбалансов между расходами и поступлениями налоговых платежей (краткосрочные бумаги), финансирование долгосрочных целевых программ, а также покрытие долгосрочного бюджетного дефицита, который возникает вследствие текущих операций.

С августа 1998 г. муниципалитеты регистрируют в Минфине РФ условия эмиссии ценных бумаг без указания объемов выпусков (по аналогии с субфедеральными ценными бумагами). На основе утвержденных условий могут осуществляться несколько выпусков долговых ценных бумаг. Объемы привлечения средств определяются эмитентом самостоятельно в пределах, установленных федеральным законодательством, законами субъектов Федерации и решениями органов местного самоуправления.

С начала 1997 г. развитие рынка и концентрация его участников в основном происходили в финансовых центрах России. Это позволило значительно облегчить доступ органов местного самоуправления к ресурсам общероссийского фондового рынка и создало условия для более эффективной организации заимствований. В настоящее время лишь немногие муниципалитеты могут позволить себе продолжать заимствования на фондовом рынке. С августа 1998 г. по 1 января 2000 г. Минфином РФ зарегистрированы выпуски долговых ценных бумаг только восьми муниципальных образований. В последующие годы распространение получают проекты муниципальных займов, стимулирующие развитие жилищного строительства.

Государственные ценные бумаги субъектов РФ - ценные бумаги, выпущенные от имени субъекта РФ. Эмитентом таких бумаг выступает орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий свои функции в порядке, установленном законодательством субъекта РФ.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг РФ, субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг принимается соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного или муниципального долга.

В решении об эмиссии государственных или муниципальных ценных бумаг отражаются:

Сведения об эмитенте ценных бумаг;

Объем и условия эмиссии;

Способ исполнения обязательств по ценным бумагам.

Порядок выпуска, обращения и погашения государственных ценных бумаг РФ, субъектов РФ, а также муниципальных ценных бумаг регулируется федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2885. Гибридологический метод Г. Менделя как основа генетического анализа 42 KB
Гибридологический метод Г. Менделя как основа генетического анализа Почему же закономерности наследования, выявленные Менделем, не были приняты к рассмотрению научным сообществом того времени, хотя его работа с 1865 по 1900 год цитировалась не менее...
2886. Генетика. Законы наследственности 1.02 MB
Генетика. Законы наследственности Задание 1. Основные термины и понятия Заполните таблицу: Понятия Характеристика Генетика Наследственность Генотип Фенотип Аллельные гены Доминантные признаки Рецессивные признаки Гомозиготные особи Гетерозиготные...
2887. Оптические и лазерные системы 3.67 MB
Оптические и лазерные системы Помехи в ОВД. 1)Внешние 2)Внутренние 2) Внутренние помехи определяются. Процесс генерации фотоэлектронов имеет случайную характеристику рассеивание излучения микрочастицами атмосферы естественных источников излучения (солнце и т.д.)...
2888. Генетика человека 267.5 KB
Генетика человека Генеалогический и близнецовый методы Запишите номера вопросов и дайте ответ одним предложением: Что затрудняет изучение генетики человека. В чем сущность генеалогического метода изучения генетики человека. Кто так...
2889. Генетика. Закономерности изменчивости 343 KB
Генетика. Закономерности изменчивости. Характеристика модификационной изменчивости Заполните таблицу: Модификационная изменчивость Характеристика Причины изменчивости Можно ли ее считать определенной изменчивостью. Приведите примеры...
2890. Генетика пола, Хромосомные механизмы определения пола 79.5 KB
Генетика пола Проблема пола, т.е. вопрос о механизмах, которые определяют развитие мужских и женских особей, остаётся одной из самых актуальных и ещё не решена окончательно. Пол особи – совокупность генетических, морфологических и физиологическ...
2891. Сборник задач и упражнений по курсу Высшая математика 1.38 MB
Вторая часть сборника задач по курсу Высшая математика содержит введение в математический анализ (Глава 3) и индивидуальные домашние задания по теме. Предел функции и непрерывность и

История возникновения государственных ценных бумаг в РФ

Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО)

Облигации федерального займа (ОФЗ-ПК)

Облигации государственного внутреннего валютного займа (ОВВЗ)

Облигации Банка России (ОБР)

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ)

Государственные долгосрочные облигации (ГДО)

Ценные бумаги субъектов РФ

Характеристика ценных бумаг государственного внутреннего займа РФ и субъектов РФ

К рыночным обязательствам внутреннего долга федерального правительства России относятся государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКБО), облигации федерального займа с переменным, постоянным и фиксированным купонами (ОФЗ-ПК, ОФЗ-ПД, ОФЗ-ФК), облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД),
облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ), госу-
дарственные долгосрочные облигации и др. ценные бумаги, которые
в соответствии с российским законодательством приравнены к госу-
дарственным ценным бумагам (ОБР - облигации Банка России).

Ценные бумаги, выпущенные от имени субъектов РФ, признаются
государственными ценными бумагами субъектов Российской Федера-
ции. Они преимущественно состоят из облигаций внутреннего займа,
основными разновидностями которых являются дисконтные, купон-
ные кратко-, среднесрочные облигации и облигации, аналогичные
ГКБО и ОФЗ, агрооблигации, жилищные сертификаты и др.



Эмиссия и обращение государственных ценных бумаг в РФ регули-
руются Гражданским кодексом РФ; Налоговым кодексом РФ; Бюд-
жетным кодексом РФ; ФЗ РФ «О федеральном бюджете на очередной
финансовый год», «Об особенностях эмиссии и обращения государ-
ственных и муниципальных ценных бумаг» от 29.07.98 г.; «О рынке
ценных бумаг» от 22.04.96 г. с дополнениями и изменениями; а также
другими нормативными актами, включая письма и указания Минфи-
на РФ и Центрального банка РФ.

3.2.1. Государственные краткосрочные бескупонные облигации
(ГКБО)

Общие принципы функционирования российского рынка государ-
ственных краткосрочных бескупонных облигаций были разработаны
в рамках «Российско-американского банковского форума». Для их
реализации в Центробанке России было создано Управление ценных
бумаг, занимающееся размещением гособлигаций, операциями на вто-
ричном рынке и расчетами между участниками рынка ГКО. В июле
1992 г. Центробанк России провел конкурс среди российских бирж,
победителем которого была признана Московская межбанковская ва-
лютная биржа (ММВБ). 18 мая 1993 г. на ММВБ прошел первый аук-
цион по размещению трехмесячных ГКО.1

Эмиссия государственных краткосрочных бескупонных облигаций
осуществляется отдельными выпусками. В рамках выпуска могут
устанавливаться транши, разряды, номера ценных бумаг.

Транш - часть ценных бумаг определенного выпуска, размещаемая
в рамках его объема и в течение периода обращения ценных бумаг этого
выпуска.

Выпуск ГКО оформляется глобальным сертификатом, который
передается Минфином РФ в Банк России за десять дней до даты проведения аукциона. Каждый выпуск подлежит государственной регистрации.

Коды государственной регистрации для ГКО состоят из девяти значащих разрядов: Х1Х2ХЗХ4Х5Х6Х7Х8Х9, где:

XI - указывает на тип ценной бумаги; цифра «2» - означает долговое обязательство;

Х2 - вид и срочность ценной бумаги; цифра «1» - для государственных краткосрочных бескупонных облигаций сроком обращения до 1 года; цифра «2» - более 1 года;

ХЗХ4Х5 - порядковый номер выпуска данного типа;

Х6Х7Х8 - буквы RMF (Russian Ministry of Finance) указывают на эмитента;

Х9 - буква 5 - указывает на то, что данная ценная бумага госу-дарственная.

В 1993-1998 гг. ГКБО выпускались отдельными траншами, чаще
всего на 3-6 месяцев. В 1994 г. был проведен 31 аукцион по размеще-
нию бескупонных ГКБО: 18 - со сроком погашения три месяца, 10 - со
сроком погашения шесть месяцев и 3 - один год. Начало 1995 г. озна-
меновалось скачкообразным ростом курса доллара, что потребовало
дополнительных бюджетных расходов. На первичном рынке размеще-
ние облигаций осуществлялось по цене 70-80% от номинала, чем была
достигнута некоторая устойчивость рынка. Уровень доходности рынка
3-6-месячных ГКБО достигал 105-155% годовых.

Растущие потребности государства в финансировании дефицита
бюджета способствовали созданию пирамиды государственного внут-
реннего долга РФ. В июле-августе 1998 г. торговля ГКБО была пре-
кращена. Правительство РФ объявило, что не может погасить свои
ГКБО и решило принудительно переоформить их в государственные
облигации с более длительными сроками погашения (три года и бо-
лее). С февраля 1999 г. выпуск и обращение ГКБО возобновились.

Спецификация и основные характеристики ГКБО представлены
в виде таблицы (табл. 3.2.1).

По ГКБО проценты не начисляются. Минфин РФ с самого начала
размещает их по цене ниже номинала (с дисконтом). Поскольку пога-
шение облигаций осуществляется по номиналу, то дисконт представ-
ляет собой доход, который государство выплачивает владельцам ГКБО.
В ходе функционирования рынка ГКБО могут возникать следующие
ситуации:

Таблица 3.2.1

Спецификация и основные характеристики ГКБО

1. Проводится аукцион по размещению облигаций без погашения
предыдущих выпусков.

2.
ции облигаций больше суммы погашения.

3. Проводится аукцион по размещению облигаций с одновремен-
ным погашением предыдущих выпусков, и выручка от реализа-
ции облигаций меньше суммы погашения.

4. Происходит погашение выпусков облигаций без проведения пер-
вичного аукциона.

В разных ситуациях действия Минфина РФ и Банка России опре-
деляются специальным договором. В первом случае Банк России обя-
зан зачислить полученную выручку в пятидневный срок после прове-
дения аукциона в федеральный бюджет. Во втором случае Банк России
из выручки от реализации облигаций покрывает расходы по погаше-
нию предыдущих выпусков и оставшиеся средства направляет в феде-
ральный бюджет.

В третьем случае могут возникнуть две ситуации. Если объем раз-
мещаемого выпуска превышает параметры погашаемых, но в резуль-
тате аукциона получена недостаточная сумма для осуществления
погашения предыдущих выпусков, то Банк России приобретает обли-
гации размещаемого выпуска в объеме, обеспечивающем полное по-
крытие недостающих сумм, но в пределах лимита, установленного для
кредитования Банком России федерального правительства. В случае
если этих мер будет недостаточно или в случае 4, Минфин РФ направ-
ляет на выполнение своих обязательств бюджетные средства.

Облигации Банка России

Облигации Банка России (ОБР), получившие статус государственных
ценных бумаг, номиналом 1000 руб. появились сразу после финансо-
вого кризиса в 1998 г. как полный аналог ГКБО. В качестве эмитента
облигаций выступал Центробанк России, срок обращения облигаций -
до одного года. Дисконтная облигация могла покупаться только кредитными организациями.

Коды государственной регистрации для ОБР состоят из девяти зна-
чащих разрядов:

Х1Х2ХЗХ4Х5Х6Х7Х8Х9,

где X1 - указывает тип ценной бумаги, цифра «2» обозначает - обли-
гация;

Х2 - указывает на вид облигации: «1» - бескупонная;

ХЗ - указывает срок обращения ценной бумаги, цифра «1» - для
облигаций сроком обращения до одного года;

Х4Х5Х6 - порядковый номер выпуска облигаций;

Х7Х8Х9 - буквы CBR (Central Bank of Russia - англ., Центральный
банк России) - указывают на эмитента.

Эмиссия ОБР была призвана восполнить исчезновение большин-
ства инструментов, ранее использовавшихся коммерческими банками
для инвестирования свободных ресурсов и регулирования собствен-
ной ликвидности, вследствие процесса реструктуризации государ-
ственного внутреннего долга РФ.

Необходимость разделения функций привлечения средств для фи-
нансирования бюджетного дефицита и управления банковской ликвид-
ностью связана с различиями в задачах, стоящих перед Министерством
финансов и Центральным банком. В странах с рыночной экономикой
существует четкое разграничение полномочий министерства финан-
сов и центрального банка. Поэтому центральные банки таких стран
для регулирования уровня процентных ставок эмитируют собственные
ценные бумаги (в частности, это практикуется в Бразилии, Мексике,
Венесуэле, Польше и др.). В развитых странах необходимость эмиссии
собственных ценных бумаг центральными банками зачастую связана
с тем, что профицит бюджета позволяет правительствам данных стран
обходиться без привлечения заимствований. Монетарные органы власти таких стран нуждаются в инструменте, заменяющем государствен-
ные облигации. С этой целью центральные банки таких стран, как Бель-
гия, Финляндия, Нидерланды, выпускают собственные ценные бумаги.
В России возможность выпуска ценных бумаг Центрального банка
обсуждалась на протяжении нескольких лет. Однако на тот момент
первоочередной задачей было развитие рыночных инструментов для
покрытия дефицита бюджета. Государственные ценные бумаги имели
короткий срок обращения, и Центральный банк активно использовал
их в целях денежно-кредитного регулирования. Выпуск ОБР с пара-
метрами, аналогичными государственным облигациям, мог создать
нежелательную конкуренцию рынку ГКБО-ОФЗ.

После реструктуризации государственные облигации потеряли свою
ликвидность, полноценное функционирование системы рефинансиро-
вания стало невозможным из-за отсутствия адекватного обеспечения.
Возникла необходимость во введении новых инструментов для регу-
лирования банковской ликвидности и управления уровнем процент-
ных ставок денежно-кредитного рынка страны. В то же время эмиссия
ОБР способна стать альтернативой вложениям в валюту.

ОБР являются инструментом, гибко реагирующим на изменение
рыночной конъюнктуры. В 1999 г. в период недостатка свободных де-
нежных средств доходность размещения, предлагаемая Банком Рос-
сии (60-80% годовых), не устраивала дилеров, и поэтому обороты
рынка ОБР были незначительными. Высокая волатильность валют-
ного рынка позволяла его участникам надеяться на более высокую
доходность по сравнению с доходностью, предлагаемой Центральным
банком по вновь размещаемым инструментам.

Уже к концу 1999 г. кредитные организации начали проявлять боль-
ший интерес к рынку ОБР. Наиболее активными участниками рынка
облигаций Банка России стали региональные средние и мелкие бан-
ки, которые меньше прочих были затронуты финансовым кризисом.
Таким банкам в основном удалось сохранить свою клиентуру, и они
имели достаточный объем временно свободных ресурсов.

Первый аукцион, на котором состоялось первичное размещение ОБР,
прошел 30 сентября. До этого аукционы, о проведении которых объяв-
лял Банк России, были признаны несостоявшимися из-за заниженных
цен, предлагаемых дилерами в заявках. Однако в дальнейшем процент-
ные ставки постепенно снижались (до 41%), и проведение аукционов
по размещению новых выпусков ОБР приобрело регулярный характер.
С 1999 г. возобновилось обращение ГКБО-ОФЗ, которое практиче-
ски не сказалось на объеме торговли по облигациям Банка России.

Средний оборот рынка ОБР в этот период составлял 145 млн руб. в день. 17 февраля 1999 г. размещение новых выпусков было временно при-
остановлено в связи с возникшими разногласиями ФКЦБ и Центро-
банка России о правомерности выпуска ОБР и соблюдении проце-
дур выпуска облигаций, предусмотренных ФЗ РФ «О рынке ценных
бумаг».

В настоящее время признано, что Банк России эмитирует свои об-
лигации не с целью привлечения средств для финансирования своих
расходов, а с целью реализации денежно-кредитной политики. По-
скольку управление ликвидностью носит оперативный характер, Банк
России должен иметь возможность гибкого принятия решений о вы-
пуске ОБР в объемах, предусмотренных законодательством России.

Поправки к законам «О Центральном банке Российской Федерации»
и «О рынке ценных бумаг», а также другие изменения в законодатель-
стве позволили определить максимальный объем ОБР всех выпусков,
находящихся в обращении, в пределах разницы между максимально
возможной величиной обязательных резервов кредитных организаций
(которая составляет 20% от пассивов коммерческих банков) и суммой
обязательных резервов коммерческих банков в Банке России. Таким
образом, потенциальный объем рынка ОБР на настоящий момент до-
статочен для привлечения свободных краткосрочных средств банков
и формирования репрезентативной оценки рыночной стоимости за-
имствований.

Спецификация и основные характеристики ОБР представлены ниже
в табл. 3.2.4.

Таблица 3.2.4

Ценные бумаги субъектов РФ

Появление облигаций субъектов РФ неразрывно связано со стремле-
нием преодолеть негативные последствия для российской экономики,
которые имели место вследствие взаимных неплатежей государствен-
ных предприятий, региональных администраций. Рыночная экономика
предполагала использование рыночных инструментов заимствования,
что нашло отражение в соответствующих изменениях законодатель-
ной базы.

Так, на российском рынке ценных бумаг появились первые облигации
субъектов РФ («сельские» облигации, агрооблигации). Путем переоформления задолженности АПК перед Минфином РФ в ценные бумаги для последующей их реализации на фондовом рынке и направления полученных денежных средств в Фонд льготного кредитования АПК была предпринята попытка изменить существующую практику поддержки отечественного агропромышленного комплекса (далее -АПК). По состоянию на 1 июня 1998 г. 70 субъектов РФ переоформили задолженность путем выпуска ценных бумаг, которые были депонированы в депозитарии Онэксимбанка на общую сумму 8044 млрд. руб.

Появлению этих облигаций способствовали, прежде всего, два фактора: отсутствие денег в федеральном бюджете для формирования в достаточном объеме Фонда льготного кредитования АПК и наличие крупной задолженности субъектов РФ перед Минфином РФ. Основным
параметрами облигаций выступают: бездокументарные, именные, купонные (10% годовых); номинальная стоимость - 10 млн. руб. (в ценах 1997 г.); срок обращения - до 3 лет.

Налог на доходы по операциям с облигациями установлен в размер
15% (такой же, как и на остальные государственные ценные бумаги).

Первоначально инвестиционная привлекательность облигаций субъектов РФ определялась высокой надежностью и ликвидностью, поскольку Минфин при регистрации проспектов эмиссии обязал регионы
предусмотреть в бюджете средства для погашения облигаций. Агрооблигации были выпущены тремя траншами с погашением в 1998, 1999 и 2000 гг. Прежде чем приобрести облигации субъектов РФ, инвесторы проводили детальный анализ финансового состояния эмитентов на основе объективных данных, что позволило сформировать адекватную
оценку риска вложенных инвестиций. Из общего объема эмиссии на
аукционах в течение 1997 г. было продано почти 60% облигаций. Продажа ценных бумаг всех трех траншей проводилась по ценам, обеспечивающим доходность к погашению на уровне 25-29%. Таким образом,
состоялось широкомасштабное знакомство кредиторов с регионами.

В кризисный 1998 г. лишь небольшая часть субъектов РФ выполнила свои обязательства перед инвесторами по погашению облигаций:
Республики Хакасия, Саха (Якутия), Чувашия, Коми, Карелия, Бурятия; Ленинградская, Калининградская, Тюменская, Томская, Читинская, Астраханская, Тамбовская, Оренбургская, Вологодская, Волгоградская области; Краснодарский и Красноярский края. К концу 1999 г.
ситуация стабилизировалась. Некоторые регионы досрочно, частично
или полностью выкупили свои ценные бумаги с целью погашения,
Другие проводили переговоры с инвесторами, устанавливая определенный график выполнения своих обязательств, получая, таким образом, отсрочку выплаты по долгам. Однако большинство субъектов РФ
отказались от услуг платежного агента по погашению задолженности
перед кредиторами, изменив, таким образом, схему погашения облигаций, утвержденную Минфином. В результате многие инвесторы -
держатели облигаций субъектов РФ согласно действующему законодательству были вынуждены обращаться в арбитражные суды по месту нахождения ответчика.

Сегодня продолжает сохраняться сложная ситуация с погашением
облигаций субъектов РФ. Российские и иностранные инвесторы, вло-
жившие значительные денежные средства в агрооблигации, понесли
существенные убытки, что не может не отразиться на репутации не
только субъектов РФ, но и государства в целом.

Опыт размещения облигационных займов субъектов РФ показал,
что необходимо развивать и совершенствовать нормативную и зако-
нодательную базы рынка ценных бумаг; повышать информационную
прозрачность рынка, эффективность судебной системы в целом; уси-
лить контроль со стороны Минфина по отношению к финансовой дея-
тельности субъектов РФ, размещающих новые облигационные займы;
усилить федеральный контроль исполнения законов в части займов
субъектов РФ и их финансовой деятельности; установить пределы
ответственности эмитентов перед инвесторами, совершенствуя госу-
дарственную политику в области защиты их прав.

21 ноября 2000 г. в связи с реорганизацией Онэксимбанка и присо-
единением к Росбанку функции уполномоченного депозитария пере-
шли к депозитарию Росбанка.

В настоящее время общероссийский рынок субфедеральных облига-
ций представлен операциями, которые сосредоточены на торговых пло-
щадках Санкт-Петербурга, Москвы и некоторых областных центров.

По данным рейтингового центра АК & М первое место в рейтинге
занимают Москва и Санкт-Петербург, которые обладают наиболее вы-
сокой способностью расплачиваться по своим обязательствам. В основе
этого - благоприятные предпосылки, обусловленные прочной эко-
номической базой городов и сбалансированностью бюджетных пока-
зателей, что во многом связано с успешной финансовой политикой
властей, развитым финансовым рынком и высокой инвестиционной
привлекательностью.

Контрольные вопросы.

1. Какие виды государственных ценных бумаг выпускались в советский период?

2. Перечислите основные характеристики ОФЗ?

3. На какие сроки могут выпускаться ГКБО?

4. Кто является покупателями ОГСЗ?

5. В чем состоит специфика ОГВВЗ?

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ В РФ

Режим эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных образований.

Государственные ценные бумаги - это форма существования государственного внутреннего долга, это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство.

Наряду с государственными ценными бумагами крайне важно упомянуть и о муниципальных ценных бумагах - способе привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаᴦ.

Как и любые другие виды эмиссионных ценных бумаг, государственные ценные бумаги бывают выпущены в обращение как в документарной, так и вбездокументарной форме в виде именных или предъявительских ценных бумаᴦ.

Эмиссия государственных и муниципальных ценных осуществляется в форме отдельных выпусков, каждому из которых присваивается отдельный государственный регистрационный номер.

Эмитентами государственных и муниципальных ценных бумаг могут выступать исполнительные органы государственной власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления. Принимая решение о выпуске ценных бумаг, государственный орган, являющийся эмитентом, утверждает Генеральные условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаᴦ. Данные Генеральные условия принимаются в форме нормативных правовых актов и включают в себя информацию о видах, выпускаемых ценных бумаг, о форме их выпуска, срочности данного вида ценных бумаг (краткосрочные, долгосрочные, среднесрочные), о валюте обязательств, об особенностях исполнения обязательств, предусматривающих право на получение иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента͵ а также об ограничениях оборотоспособности ценных бумаг, либо об ограничении круга лиц, которым данные ценные бумаги могут принадлежать на праве собственности или ином вещном праве. Генеральные условия эмиссии определяют общие порядок и особенности выпуска и обращения ценных бумаᴦ.

Нормативный правовой акт, содержащий условия эмиссии ценных бумаг субъекта Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг, подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном правительством Российской Федерации на составление и(или) исполнение федерального бюджета. Эмитент государственных ценных бумаг РФ утверждается непосредственно правительством РФ. Как правило, эмитентом государственных ценных бумаг выступает Министерство финансов РФ.

Государственные ценные бумаги удостоверяют долговые обязательства РФ либо субъектов РФ перед юридическими и физическими лицами и составляют часть государственного долга. Долговые обязательства РФ, субъектов РФ, муниципальных образований составляющие государственный внутренний долг должны быть выпущены в национальной валюте. Иностранная валюта͵ условные денежные единицы и драгоценные металлы бывают указаны в Генеральных условиях эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг, а также в реквизитах сертификатов в качестве соответствующей оговорки, на основании которой определяется величина платежа по данным государственным и муниципальным ценным бумагам. Это означает, что погашение по данным ценным бумагам будет произведено также в валюте РФ.

Законодательно ограничены возможности субъектов Российской Федерации в осуществлении эмиссии государственных ценных бумаг, приводящей к образованию внешнего долга. Это обусловлено прежде всœего тем, что в некоторых случаях неудовлетворительное финансовое состояние субъекта РФ создает угрозу неисполнения обязательств по выпущенным ценным бумагам. С целью предотвращения подобных ситуаций Закон РФ ʼʼОб особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумагʼʼ от 29.07.1998 ᴦ. № 136-ФЗ предусматривает специальные условия, при наличии который субъект РФ вправе осуществить выпуск внешнего займа:

В первую очередь, эмитент обязан одновременно с государственной регистрацией проспекта эмиссии государственных ценных бумаг предоставить сведения о доходах, расходах, размере дефицита бюджета и источниках его финансирования за три последних года, предшествующих указанной эмиссии.

Во-вторых, эмитент обязан предоставить сведения об обеспеченности исполнения своих бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и налоговым законодательством Российской Федерации.

В-третьих, эмитент должен получить разрешение на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В-четвертых, эмитент обязан получить в соответствии с международными стандартами кредитный рейтинг, определяемый не менее чем двумя ведущими международными рейтинговыми агентствами.

Режим эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных образований. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Режим эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных образований." 2017, 2018.

В настоящее время на рынке ценных бумаг большинства развитых стран государственные ценные бумаги занимают ведущее место. Выпуск государством ценных бумаг рассматривается как важнейшее средство кредитно-денежного регулирования экономики. Размещая займы, государство привлекает временно свободные денежные средства населения, банков, страховых и промышленных предприятий и т.п., тем самым уменьшая объем денежной массы в обращении, и наоборот.

Государственные ценные бумаги -- это ценные бумаги, эмитентом которых (заемщиком) является государство. Государственные ценные бумаги относятся к долговым и удостоверяют отношения займа, в котором должником выступает государственный орган власти или управления.

Государство является самым крупным заемщиком на рынке ценных бумаг. В зависимости от характеристик эмитента государственные ценные бумаги подразделяются на:

Ценные бумаги центрального правительства (казначейские ценные бумаги), которые выпускаются некоторыми ключевыми министерствами (Министерством финансов и т.п.) в зависимости от особенностей структуры правительственных органов страны. Эти ценные бумаги называются прямыми;

Ценные бумаги местных органов власти (муниципальные ценные бумаги), которые выпускаются региональными и муниципальными органами власти;

ценные бумаги, выпускаемые правительственными учреждениями (отраслевыми министерствами) и государственными компаниями (например, в России -- РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и т.п.). Эти ценные бумаги выпускаются под правительственную гарантию и называются гарантированными.

В зависимости от свойства обращаемости на фондовых рынках государственные ценные бумаги подразделяются на рыночные и нерыночные.

Государственные рыночные ценные бумаги могут свободно продаваться и покупаться на биржевом и внебиржевом рынках. Среди них наиболее распространены казначейские векселя, казначейские ноты и облигации. Нерыночные государственные ценные бумаги -- это ценные бумаги, которые не могут свободно обращаться на рынке. В отличие от рыночных бумаг они не подлежат купле-продаже, не могут быть проданы их владельцами третьим лицам и не могут использоваться в качестве обеспечения по ссудам. Возмещение по ним производится только непосредственно покупателю. К нерыночным ценным бумагам относятся: сберегательные сертификаты, сберегательные облигации, государственные выигрышные займы и др.

В российской практике долговые ценные бумаги, которые гарантированы Правительством РФ, включаются в состав государственного внутреннего долга. На условия их выпуска и обращения накладываются ограничения, предусмотренные Законом РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации».

В России государственные ценные бумаги можно подразделить на федеральные (выпускаемые Правительством РФ), субфедеральные (выпускаемые правительствами субъектов Федерации) и муниципальные (выпускаемые местными органами власти).

Эмитентом государственных федеральных ценных бумаг по поручению Правительства является Министерство финансов РФ. Возврат денег и получение дохода по этим бумагам гарантированы государством.

На российском рынке наибольшее распространение получили следующие виды государственных федеральных ценных бумаг:

Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО);

Облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК);

Облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации (ОГСЗ);

Облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ или ВЭБ);

Облигации РАО «Высокоскоростные магистрали» (РАО ВСМ), по которым были предоставлены государственные гарантии;

Золотые сертификаты;

Участники рынка ГКО подразделялись на три категории.

1. Эмитентом ГКО являлось Министерство финансов РФ. Банк России являлся генеральным агентом Минфина по обслуживанию выпуска ГКО. Он должен был гарантировать своевременность погашения выпущенных облигаций.

2. Дилером могло выступать любое юридическое лицо, являющееся в соответствии с действующим законодательством профессиональным участником рынка ценных бумаг и заключившее с ЦБ РФ договор на выполнение функций по обслуживанию операций с облигациями. Дилер мог заключать сделки от своего имени и за свой счет, а также выполнять функции финансового брокера, выступая в качестве комиссионера при заключении сделок с ГКО от своего имени, но за счет инвестора.

3. Инвесторами выступали юридические или физические лица, не являющиеся дилерами и приобретающие ГКО на праве собственности или ином вещном праве, имеющие право на владение ими в соответствии с действующим законодательством, условиями и правилами выпуска. Инвестор был обязан заключить с дилером договор, который определял порядок осуществления операций по счету «депо» инвестора и порядок учета прав на ГКО на этом счете, а также права, обязанности и ответственность сторон при выполнении этих операций.

Все операции по размещению и обращению, включая расчеты и учет владельцев облигаций, осуществлялись через учреждения Банка России или уполномоченные организации, определяемые ЦБ РФ.

    Экономическая сущность государственных ценных бумаг

    Особенности эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг

    Характеристика отдельных видов государственных ценных бумаг

1 Вопрос. Экономическая сущность государственных ценных бумаг

При выполнении государством своих функций возникает необходимость привлечения свободных денежных средств, принадлежащих субъектам хозяйствования. На практике существует несколько способов привлечения свободных оборотных средств юридических и физических лиц, которые, несмотря на определенные различия, характеризуются обязательным нормативным регулированием их порядка, публичностью, возмездностью, возвратностью и добровольностью. Одним из наиболее распространенных методов привлечения денежных средств является проведение государством в лице его официальных и уполномоченных на то органов заемных операций, в результате которых формируется государственный внутренний долг, представляющий собой с юридической точки зрения долговое обязательство государства.

Долговые обязательства государства могут быть оформлены в виде кредитов, полученных Правительством РФ, долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ, и государственных займов, осуществляемых посредством выпуска государственных ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги – вид ценных бумаг, выпускаемых от имени государства с целью размещения государственных займов и мобилизации денежных средств для пополнения доходов бюджета государства, покрытия бюджетного дефицита и оформления государственного долга.Размещение государственных ценных бумаг ведет к возникновению государственных обязательств, долга.

В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" государственными ценными бумагами признаются государственные ценные бумаги Российской Федерации и государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации. Муниципальными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени муниципального образования.

Эмитентами государственных и муниципальных ценных бумаг являются соответственно исполнительные органы государственной власти и местные администрации, которые выпускают от имени публично-правового образования ценные бумаги и несут обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами.

Эмитентом государственных ценных бумаг Российской Федерации выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти. Например, Министерство Финансов РФ или Центральный Банк России.

Эмитентом государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации выступает высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовый орган субъекта Российской Федерации, наделенные законом субъекта Российской Федерации правом на осуществление государственных заимствований субъекта Российской Федерации.

Эмитентом муниципальных ценных бумаг выступает местная администрация, наделенная уставом муниципального образования правом на осуществление муниципальных заимствований.

Размещение государственных ценных бумаг обычно осуществляется через центральные банки или министерства финансов. Основными инвесторами в зависимости от вида выпускаемых государственных ценных бумаг являются как юридические, так и физические лица, резиденты и нерезиденты. Государственные ценные бумаги размещаются среди населения, пенсионных и страховых компаний и фондов, банков, инвестиционных компаний и фондов и т.д. Главными приобретателями государственных облигаций являются, как правило, коммерческие банки.

Эмиссия государственных ценных бумаг направлена на решение следующих задач :

1) покрытие дефицита различных бюджетов бюджетной системы страны на неинфляционной основе, то есть без дополнительного выпуска денег в обращение. Государственные расходы практически всегда превышают государственные доходы, поэтому, кроме традиционных источников (налогов, сборов, отчислений и т. п.), используются внешние и внутренние займы. Метод финансирования государственных расходов на основе выпуска государственных ценных бумаг, предложенный еще Д. Кейнсом, широко используется в развитых странах как одно из средств регулирования экономики. Суть дефицитного финансирования заключается в том, что для покрытия государственных расходов в замаскированном виде изымается часть национального дохода, принадлежащего населению и хозяйствующим субъектам. Размещение государственных ценных бумаг на первичном рынке означает аккумуляцию временно свободных денежных средств частных инвесторов в экономике. Происходит перераспределение денежных средств в пользу финансирования дефицитного бюджета. Государство в этом случае выступает в качестве заемщика, а кредиторами могут быть физические лица, банки, предприятия, другие государства и т. д.

2) финансирование целевых государственных программ в области жилищного строительства, инфраструктуры, социального обеспечения и т. п.;

3) покрытие краткосрочных кассовых разрывов в бюджете. Поступление доходов в бюджет, как правило, неравномерно, в то время как, бюджетные расходы распределены более равномерно, по­этому для покрытия кассовых разрывов государство выпускает крат­косрочные ценные бумаги, в том числе бумаги, которые могут быть использованы при уплате налогов;

4) привлечение средств для погашения задолженности по другим государственным ценным бумагам;

5) регулирование экономической активности: денежной массы в обращении, воздействие на цены и инфляцию, на расходы и направления инвестирования, экономический рост, платежный баланс и т. д.Например, операцииЦентрального банка на открытом рынке.Поскольку использование кредитных ресурсов Центрального банка в целях покрытия дефицита бюджета сужает его возможности регулирования кредитного рынка, во всех странах устанавливаются ограничения на доступ правительства к этим ресурсам. Рынок государственных ценных бумаг дополнительно предоставля­ет механизм и инструменты для проведения Центральным банком опе­раций на открытом рынке, а также для установления процентных ста­вок по государственным заимствованиям на рынке ценных бумаг, как инструмента его кредитно-денежной политики;

6) регулирование ликвидности банковской системы страны (приобретая государственные ценные бумаги, банки получают в свое распоряжение достаточно высоколиквидные и надежные активы);

7) более низкие издержки обслуживания государственного долга по сравнению с банковским кредитованием. Высокая ликвидность ГЦБ приводит к снижению процентных ставок по ним из-за снижения риска ликвидности.

В зависимости от цели выпуска различают:

1. Долговые ценные бумаги для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета, переходящего из года в год. Как правило, среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги выпускаются именно с этой целью и обслуживают систематическую задолженность государства.

2. Ценные бумаги для покрытия временных дефицитов бюджета (кассовых разрывов), которые образуются в связи с определенной цикличностью поступления налогов и постоянными расходами из бюджета.

3. Целевые облигации, выпускаемые для реализации конкретных проектов. Например, в Великобритании правительством осуществлялись выпуски транспортных облигаций, в результате чего были сформированы ресурсы для национализации транспорта. В Японии широко практикуются правительственные эмиссии строительных облигаций для реализации крупномасштабных программ по строительству дорог и др. В России в качестве таких ценных бумаг можно рассматривать облигации АО «Высокоскоростные магистрали», которые были выпущены под гарантию правительства РФ, средства от продажи данных облигаций направлялись на финансирование строительства железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург.

4. Ценные бумаги, предназначенные для покрытия государственного долга предприятиями и организациями. Такие виды ценных бумаг достаточно широко применялись в России в условиях систематических неплатежей, когда предприятия не платили в бюджет, а правительство не могло расплатиться по государственным заказам. Для решения этой проблемы Минфином РФ в 1994 - 1996 годах выпускались казначейские обязательства, выполняемые по государственному заказу и финансируемые за счет средств федерального бюджета.

Государственные ценные бумаги имеют, следующие преимущества:

Высокий уровень надежности для вложения средств;

Минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему,

Льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложений капитала (отсутствуют налоги на операции с ними и на получаемые доходы по ним либо отсутствуют, либо устанавливаются на более низком уровне).

К сожалению, в нашей стране указанные преимущества не всегда имеются при выпуске государственных ценных бумаг.

Размещение государственных ценных бумаг осуществляется разнообразными методами: аукционные торги, открытая продажа всем желающим по установленным ценам, закрытое распространение среди определенного круга инвесторов и т. д.

Движения государственных ценных бумаг, совокупность актов их покупки-продажи, формируют соответствующий сегмент национального фондового рынка. Пока государственные ценные бумаги находятся в обращении, они могут быть в любой момент проданы и куплены. Как следствие - формируется вторичный рынок ценных бумаг государства.

Регистрация ИП