Внешний долг рф и его структура. Состав и структура внешнего долга россии

Анализ внешнего долга России по годам показывает, что страна все меньше занимает за рубежом. Это касается, как государственного долга, так и частного. Сегодня расскажем, на каком уровне находится внешний долг страны, кому должна Россия, как будут проходить выплаты?

В нашей работе опираемся только на официальные данные ЦБ РФ и Минфина. Так, по оценкам регулятора, на 1 апреля 2018 года внешний долг государственного сектора РФ в расширенном определении составлял 255,3 млрд долларов.

В эту цифру входят не только прямые долги органов госуправления, но и задолженность Центробанка, а также банков и иных корпораций с присутствием государства в капитале в размере более 50%. По сути, именно на них и приходится существенная часть долга. Конкретно к госорганам из этой суммы относится не более 60 млрд долларов.

Внешний государственный и частный долг России (ЦБ РФ)

Дата проведения оценки Внешний долг госсектора, млрд $ Внешний долг частного сектора, млрд $
1.04.2018 255,3 264,4
1.04.2017 255,1 266,4
1.04.2016 267,7 252,4
1.04.2015 278,9 278,3
1.04.2014 375,4 340,4
1.04.2013 355,0 336,6
1.04.2012 230,9 326,5
1.04.2011 203,8 304,4
1.04.2010 178,6 284,1
1.04.2009 150,1 295,3
1.04.2008 183,5 298,9
1.04.2007 154,2 201,3
1.04.2006 155,9 117,2

Как видно из таблицы, государственный внешний долг РФ активно рост вплоть до 2014 года. Однако после изменения геополитической обстановки в мире размер задолженности стал снижаться. Это стало следствием ограничения доступа отечественных компаний к внешнему финансированию.

Если посмотреть только задолженность органов госуправления РФ без учета долгов ЦБ и госкомпаний, то также заметно, что Россия резко перестала занимать после 2014 года и вернулась на международный рынок капитала лишь в 2017 году. Как полагают специалисты, этот шаг был необходим, чтобы покрыть дефицит бюджета страны и заодно проверить, будут ли иностранные инвесторы покупать госдолг РФ в условиях санкционных ограничений в отношении РФ.

Внешний долг только органов госуправления РФ (ЦБ РФ)

Дата проведения оценки Внешний долг органов госуправления РФ, млрд $
1.04.2018 59,7
1.04.2017 45,8
1.04.2016 32
1.04.2015 33,5
1.04.2014 53,6
1.04.2013 57,4
1.04.2012 36,3
1.04.2011 35,3
1.04.2010 31,3
1.04.2009 31,1
1.04.2008 36,8
1.04.2007 43,3
1.04.2006 69,5

Надо отметить, что госдолг РФ иностранцы покупают очень охотно, спрос порой даже превышает предложение. А все потому, что пока фактического запрета на владение госдолгом нет. Но все может измениться в ближайшие месяцы после того, как в США был разработан законопроект, предлагающий ввести санкции в отношении госдолга РФ. Если законопроект будет принят, то иностранцы не смогут покупать новые выпуски гособлигаций РФ. Также новые правила могут затронуть активы крупнейших госбанков РФ на территории США.

Сравнивая внешний долг России и США, нужно принимать во внимание задолженность на душу населения. Если в РФ она составляет 3,5 тыс. долларов, то в США каждый житель, включая младенцев и пенсионеров, несет на себе бремя внешнего долга в размере 64 тыс. долларов. В 2018 году совокупный размер внешнего долга США превысил 21 трлн долларов, что составляет 106% ВВП. И это несмотря на обещания президента США сокращать госдолг. Еще один примечательный факт на эту тему. Первые 10 трлн долларов США копили 2 века, а вот вторые – набрали всего за 8 лет.

Размер внешнего долга на душу населения

Дата проведения оценки Внешний долг на душу населения, $
2018 3540
2017 3527
2016 3486
2015 3539
2014 4100
2013 5072
2012 4440
2011 3767
2010 3420
2009 3262
2008 3381
2007 3270
2006 2202

Но возвращаемся домой. Здесь нас интересуют предстоящие выплаты России по внешнему долгу. Традиционно наибольшие выплаты фиксируются в конце года. Смотрите график погашения внешнего долга по основному долгу и процентам.

График погашения внешнего долга РФ по месяцам: основной долг (ЦБ РФ)

Срок платежа Госдолг, млн $
Сентябрь 2018 10 7 668
Октябрь 2018 25 6 335
Ноябрь 2018 40 6 953
Декабрь 2018 56 13 207
Январь 2019 279 3 093
Февраль 2019 504 2 650
Март 2019 5 937
2 квартал 2019 1 553 15 269
3 квартал 2019 30 9 730
4 квартал 2019 734 16 627
1 квартал 2020 30 9 252

Большие объемы выплат по внешнему долгу могут оказывать негативное влияние на курс рубля, именно поэтому многие специалисты, которые профессионально занимаются прогнозированием курсов валют, в обязательном порядке обращают внимание на график выплат по внешнему долгу.

График выплат по внешнему долгу РФ: проценты (ЦБ РФ)

Срок платежа Госдолг, млн $ ВСЕГО, включая госдолг, долги ЦБ, банков, прочих секторов, млн $
Сентябрь 2018 264 1 697
Октябрь 2018 521 2 147
Ноябрь 2018 151 1 378
Декабрь 2018 374 1 833
Январь 2019 262 1 287
Февраль 2019 429 1 552
Март 2019 259 1 671
2 квартал 2019 1 044 4 614
3 квартал 2019 931 3 902
4 квартал 2019 993 4 430
1 квартал 2020 925 3 845

Что касается держателей внешнего госдолга России, то еще в 2017 году Россия погасила последний долг СССР, выплатив Боснии и Герцеговине 125,2 млн долларов. За годы после развала Союза Россия последовательно гасила внешний долг, перечислив в общей сложности 100 млрд долларов. Сегодня, если смотреть с точки зрения государственных кредитов, Россия должна только Южной Корее около 0,5 млрд долларов. Как обещают чиновники, задолженность будет погашена в плановом режиме до 2025 года.

График погашения внешнего долга РФ по видам долгов (Минфин)

Дата платежа Ценные госбумаги в валюте, млн $ Кредиты государств, международных организаций, млн $
2019 2 205 234
2020 5 078 189
2021 529 161
2022 2 529 125
2023 3 352 97
2024 352 88
2025 88 77
2026 3 088 6
2027 2 492 2
2028 2 588 1

Из графика погашения внешнего долга РФ видно, что в основном сегодня Россия обслуживает облигационные займы, держателями которых могут быть, как государственные структуры, так частные банки, корпорации, инвесторы из разных стран мира и т.д. А вот доля кредитов государств, международных организаций в общем объеме погашения уже составляет крошечную долю и продолжает неуклонно ползти вниз. Если вы хотите сравнить внешний долг РФ и внутренний, то необходимо знать, что, по данным Минфина, по состоянию на 1 августа 2018 года государственный внутренний долг страны составляет почти 7,6 трлн рублей. В переводе на валюту это примерно 111,7 млрд долларов.

Внешний долг страны находится под контролем, а вот долги россиян перед банками и МФО стремительно растут, что вынуждает некоторых экспертов строить негативные прогнозы. Граждане не могут жить без заемных средств, регулярно оформляя все новые и новые . Хотя в некоторых случаях есть возможность взять , в общей ситуации картина не сильно меняется.

Государственным внешним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, номинированные в основном в евро и долларах США.

Внешние заимствования осуществляются на основе международных договоров Правительством РФ или от имени российских юридических лиц. Законом установлен предельный размер государственных внешних заимствований РФ, который не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и выплате российского долга. Учет и регистрация заимствований и предоставляемых кредитов находится в ведении Минфина РФ, а их порядок определяется Правительством РФ.

Государственные долговые обязательства могут быть классифицированы по следующим параметрам:

срок действия - долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет); все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет;

право эмиссии - эмитентом долговых обязательств РФ могут выступать центральное правительство, правительства национально-государственных и административно-территориальных образований, а также органы местного самоуправления;

признак субъектов - держателей ценных бумаг - долговые обязательства РФ могут быть реализуемыми только среди населения, только среди юридических лиц, а также как среди юридических лиц, так и среди населения;

по форме займы делятся на облигационные и безоблигационные;

облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг;

безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств. Министерство финансов Российской Федерации. https://www.minfin.ru

Займы также классифицируются по форме выплаты доходов и методам размещения.

Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговаривается уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия. Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.

Взятые взаймы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других стран поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Как правило, государственные займы в разных формах используются для покрытия бюджетного дефицита.

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. В условиях нарастания бюджетного дефицита или отсутствия средств для обслуживания долга государство может прибегнуть к реструктуризации своих долгов. Возможные схемы реструктуризации долговых обязательств включают:

списание долга - если обязательства страны превышают ее ожидаемую платежеспособность, то возможно частичное или полное списание задолженности;

выкуп долга - некоторые страны-должники имеют в своем активе значительные объемы золотовалютных резервов, в таком случае можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги на открытом рынке;

секьютеризация - основная идея секьютеризации состоит в том, что страна должник эмитирует новые долговые обязательства в виде облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг, либо продаются; в случае продажи, вырученные средства направляются на выкуп старых обязательств;

обмен госдолга на акции национальных предприятий - Предоставление кредиторам права продажи долгов с дисконтом за национальную валюту, на которую впоследствии можно приобрести акции национальных компаний. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. Краткий курс./ Под ред. д.э.н., проф. Н.Ф. Самсонова.-М.: ИНФРА-М, 2002.-302с.

Предельный объем государственного долга на очередной финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой по формам обеспечения обязательств.

Предельный объем государственных заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ. Правительство РФ вправе осуществлять внешние заимствования в объеме свыше установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, если при этом осуществляется реструктуризация государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга (БК РФ, ст. 106, п. 2).

В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 19 декабря 2013 года составил 55,8 млрд. долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 5-10 % от объёма ВВП страны. По данным рейтингового агентства Moody"s внешний долг РФ остается очень низким, в пределах 10 % к ВВП страны. Это являeтся самым низким показателем среди всех государств, имеющих рейтинг инвестиционной категории (02.03.2012). В результате Россия постепенно превращается в страну-кредитора.

Таблица 2. Структура государственного внешнего долга Российской федерации, млрд. долларов США

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией)

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба,не являвшаяся предметом реструктуризации

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

Задолженность перед официальнымикредиторами - бывшими странами СЭВ

Коммерческая задолженность бывшего СССР***

Задолженность перед международными финансовыми организациями

Задолженность по еврооблигационным займам

внешний облигационный заем 2010 года

внешний облигационный заем 2030 года

внешний облигационный заем 2018 года

внешний облигационный заем 2028 года

Задолженность по ОВГВЗ

в том числе:

ОВГВЗ VII серии

Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России

Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые РФ) складывается из:

  • 1. задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба;
  • 2. задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба;
  • 3. задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ;
  • 4. коммерческая задолженность бывшего СССР;
  • 5. задолженность перед международными финансовыми организациями;
  • 6. задолженность по еврооблигационным займам;
  • 7. задолженность по ОВГВЗ;
  • 8. задолженность по гарантиям РФ в иностранной валюте. Википедия. https://ru.wikipedia.org/

В общем объеме долговых обязательств по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, основной объем долга составляют задолженность по еврооблигационным займам. Еврооблигации - это ценные бумаги, эмитированные в валюте, отличной от национальной денежной единицы эмитента, имеющие средне- или долгосрочное обращение на территории иностранных государств, кроме страны эмитента. Данный вид долговых обязательств в структуре государственного внешнего долга Российской Федерации составлял по состоянию на 19 декабря 2013 года 40658,3 млн. долл. США.

Задолженность перед международными финансовыми организациями на 19 декабря 2013 составляет 1587,2 млн. долл. Международные финансовые организации - это межгосударственные финансовые институты, специализирующиеся на кредитовании и других финансовых операциях в соответствии с уставами, утверждениями странами - членами. Внешняя задолженность Российской Федерации в части международных финансовых организаций включает в себя государственные долговые обязательства перед следующими организациями:

  • 1. Международный валютный фонд (МВФ);
  • 2. Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
  • 3. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Данные организации относятся к специализированным учреждениям ООН так называемой Бреттон-Вудской группы. Они были созданы в 1944 году. Россия вступила в Международный валютный фонд и Всемирный банк в 1992 году.

По состоянию на 19 декабря 2013 года задолженность перед странами кредиторами - не членами Парижского клуба кредиторов составило 1061,2 млн. долл. США. Постановлением Правительства "О порядке продолжения работы по реструктуризации внешней задолженности бывшего СССР" Министерству финансов Российской Федерации совместно с Внешэкономбанком было поручено представить в Правительственную комиссию по государственному внешнему долгу и активам бывшего СССР информацию о состоянии внешней задолженности бывшего СССР официальным кредиторам, не представленным в Парижском клубе кредиторов. Министерство финансов Российской Федерации. https://www.minfin.ru

Облигации внутреннего государственного валютного займа - государственные ценные бумаги. Выпущены с целью переоформления задолженности бывшего СССР по средствам на счетах российских юридических лиц во Внешэкономбанке, заблокированных по состоянию на 1 января 1992 года. Эмитентом является Министерство финансов Российской Федерации. Облигации номинированы в долларах США. Номинал облигаций одна, десять и сто тысяч долл. Купонная ставка - 3% годовых, начисляется ежегодно 14 мая. Сроки погашения - 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Задолженность по ОВГВЗ на 19 декабря 2013 года составлял 5,5 млн. долл.

По состоянию на 19 декабря 2013 года объем задолженности перед странами - бывшими членами СЭВ составил 943,6 млн. долл. Кроме осуществления денежных расчетов и погашения государственного внешнего долга товарными поставками, при погашении внешнего долга Российской Федерации перед бывшим странам-членам СЭВ активно использовались механизмы уступки прав и расчетов с дисконтированием задолженности.

К обязательствам Российской Федерации перед Парижским клубом кредиторов относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованными правительственными страховыми организациями. Парижский клуб кредиторов, полноправным членом которого с сентября 1997 года является Россия, объединяет девятнадцать стран - крупнейших мировых кредиторов (число членов варьируется). По состоянию на 19 декабря 2013 года задолженность перед странами кредиторами - членами Парижского клуба составляет 161,8 млн. долл.

Двойственное положение России в Парижском клубе заключается в том, что она выступает здесь в качестве должника одних стран и, одновременно, кредитора других.

Задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм включает в себя обязательства перед Лондонским клубом кредиторов, а также коммерческую задолженность. В 2000 г. Российской Федерации удалось договориться с Лондонским клубом о списании 1 /3 задолженности бывшего СССР. Это была успешная операция, которую России не удалось осуществить с Парижским клубом. Оставшиеся 2/3 задолженности Лондонскому клубу были переведены в еврооблигации, и таким образом задолженность Лондонскому клубу больше не выделяется в статистике.

Коммерческая задолженность является наиболее сложной с точки зрения урегулирования. Под коммерческой задолженностью бывшего СССР понимаются следующие инструменты: коммерческие кредиты (контракты с рассрочкой платежа, краткосрочные и среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями, тратты и векселя с платежом по предъявлении), аккредитивы (отзывные и безотзывные, включая аккредитивы с рассрочкой платежа) и инкассо. В 1991 году негарантированная коммерческая задолженность СССР составляла более 6 млрд. долл.

Коммерческая задолженность образовалась в 1989-1991 годах в результате деятельности организаций государственного сектора, выступавших на международных рынках товаров и услуг по поручениям Правительства Российской Федерации, союзных министерств и ведомств, а также в результате операций различных организаций, получивших к тому времени право осуществления внешнеторговой деятельности.

Общие принципы урегулирования коммерческой задолженности были определены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 1994 года №1107, на основании которого 1 октября 1994 года было распространено Заявление Правительства Российской Федерации "О переоформлении коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными кредиторами". Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. Краткий курс./ Под ред. д.э.н., проф. Н.Ф. Самсонова.-М.: ИНФРА-М, 2002.-302с.

В соответствии с указанным Заявлением Правительства Российской Федерации, в коммерческую задолженность бывшего СССР включаются:

  • 1. контракты с рассрочкой платежа;
  • 2. краткосрочные или среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями;
  • 3. тратты и векселя с платежом по предъявлении;
  • 4. отзывные и безотзывные аккредитивы, включая аккредитивы с рассрочкой платежа;
  • 5. инкассо;
  • 6. другие коммерческие обязательства, которые могут быть отнесены к урегулированию по решению Правительства Российской Федерации.

Внешняя задолженность - сумма финансовых обязательств государства по иностранным займам, кредитам и их обслуживанию. Внешняя задолженность складывается из задолженности другим государствам, иностранным банкам и международным валютно-финансовым учреждениям. Википедия. https://ru.wikipedia.org/

Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте на 19 декабря 2013 года составляет 11394,9 млн. долл.

Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

    Внешний долг - это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.

    Внутренний долг - обязательства перед резидентами в рублях.

Государственный долг обеспечивается в федеральной собственности.

Долговые обязательства Российской Федерации существуют в форме:

    кредитных соглашений, подписанных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

    государственных ценных бумаг;

    договоров о предоставлении государственных гарантий;

    переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг.

Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет).

Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.

Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ .

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если они не были гарантированы федеральным правительством.

Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждается Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований. В ней оговариваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимается соответственно правительством в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного долга, установленными в соответствии с законом о бюджете, а также с Программой внутренних заимствований.

В решении об эмиссии государственных ценных бумаг отражаются сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии.

Государственной гарантией является способ обеспечения правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация как гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, получившим гарантию, его обязательств перед третьими лицами.

Законом о федеральном бюджете на очередной год определяется максимальный размер суммы государственных гарантий. Общая сумма государственных гарантий, выраженных в рублях, включается в состав государственного внутреннего долга.

Общая сумма государственных гарантий, выраженных в иностранной валюте, включается в состав государственного внешнего долга.

В соответствии со статьей 118 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения не имеют права брать кредиты у кредитных организаций. Но они обладают правом получать ссуды из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Реестр задолженности государственных унитарных предприятий ведется Казначейством.

Государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации ведутся Министерством финансов РФ.

В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам.

Информация о заимствованиях вносится эмитентом в Государственную долговую книгу Российской Федерации в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.

Для снижения долгового бремени может применяться реструктуризация долга . Под ней понимается погашение прежних долговых обязательств с одновременным осуществлением новых заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и с установлением новых условий обслуживания долга.

Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:

    консолидация - объединение нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента;

    конверсия государственного займа - изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего в ходе конверсии правительство снижает ставку процента;

    конверсия внешнего долга - средство сокращения внешнего долга путем выполнения долговых обязательств перед кредиторами передачей им векселей и акций в национальной валюте;

    новация - замена первоначального обязательства между сторонами другим обязательством между этими же сторонами, предусматривающим другой способ исполнения.

В 1985 г. внешний долг СССР составлял 22,5 млрд. долл., в 1991 г. - 65,0 млрд. долл. Внешний долг России, включая долг СССР, составил на 1 января 2003 г. 124,5 млрд. долл. Для его полного погашения в течение 30 лет вместе с процентными платежами предстоит выплатить не менее 300 млрд. долл.

Таблица 6 Динамика государственного внешнего долга Российской Федерации (млрд. долл. США)

Наименование

На 1.01. 1998

На 1.01. 1999

На 1.01. 2000

На 1.01. 2001

На 1.01. 2002

На 1.01. 2003

Внешний долг РФ, включая обязательства СССР В том числе:

по кредитам правительств иностранных государств

по кредитам иностранных банков и фирм

по кредитам международных финансовых организаций

государственные ценные бумаги РФ в иностранной валюте

по кредитам Центрального банка РФ

гарантии и резервы на изменение процентных ставок и валютных курсов

Понятие и структура внешнего финансирования и внешнего долга

Внешнее финансирование государства - следствие объективной необходимости привлечения дополнительных источников для финансирования госрасходов и дефицита госбюджета при исчерпании всех возможных источников мобилизации денежных ресурсов внутри страны.

Внешнее финансирование привлекается государством для финансирования своих расходов и дефицита госбюджета при невозможности мобилизовать эти средства внутри страны. Другими словами, международное финансирование используется тогда, когда государственные финансы имеют высокую дефицитность и потребности в финансировании расходов. Внешнее финансирование привлекается по двум направлениям: государственному и частному (по источникам) (рис. 50).

Рис. 50. Структура внешнего финансирования по источникам

Внешнее финансирование различается также по формам . Оно осуществляется как в форме безвозмездного финансирования , так и в форме возвратного кредитования (рис. 51).

Рис. 51. Структура внешнего финансирования и кредитования по формам

Международное финансирование структурируется и по срокам (в части кредитования) на кратко- (до 1 года), средне- (от 1 до 7 лет) и долгосрочное.

Управление государственным долгом

Система государственного кредита создает систему государственных долгов : внутренних и внешних

Система обслуживания долгов требует создания системы управления долгами.

Система госдолгов требует создания системы управления долгами. Обслуживание госдолгов, внутренних и внешних, включает в себя поэтапно: погашение процентов; погашение капитальной суммы долга и его рефинансирование в случае необходимости.

Если условный долг государства 100тыс.ед. и представлен он из 20% годовых (обычный процент на международном рынке ссудных капиталов для государств - сомнительных заемщиков) на 4 года с однолетним льготным периодом (период, когда гасятся только проценты), а сумма долга не гасится, то к реальной сумме долга (100 тыс. ед.) нужно добавить 80 тыс. ед. процентов (80% годовых умноженные на 4 года). Тогда график обслуживания такого долга будет выглядеть следующим образом (рис. 52): 180тыс. ед. за 4 года.

Рис. 52. График обслуживания госдолга (со сроком 4 года из 20% годовых)

Таким образом, самая простая схема обслуживания госдолга иллюстрирует достаточную сложность управления им. В связи с высокой стоимостью госдолгов в систему управления ими включены и переговоры по изменению условий долгов, и сам механизм рефинансирования долга, и мониторинг показателей объема и уровня долга, и сопоставление их с другими показателями госфинансов (ВВП, госбюджета и т. п.).

Рефинансирование долгов - это целый механизм (другое название - реструктуризация) (рис. 53).

Управление государственным долгом - одно из основных направлений государственной финансовой политики.

Рефинансирование долгов - это система мер по изменению условий кредитов: сроков, объемов, стоимости (процентов).

Рис. 53. Методы рефинансирования государственного долга

Аннуляция подразумевает полную отмену долга (применяется лишь в случае полного банкротства государства как должника).

Пролонгация - это удлинение сроков долга и погашения процентов.

Секьюритизация - это перепродажа облигаций госзаймов на открытом рынке (фондовой бирже).

Капитализация - это реструктурирование гособлигаций в частные акции через их перепродажу на бирже.

Государственный долг и методы управления государственным долгом

Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Долговые обязательства РФ могут быть в форме:

    кредитов, полученных Правительством РФ;

    государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;

    других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Эта деятельность называется: управление государственным долгом.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, и осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Контроль за состоянием государственного долга производится представительными и исполнительными органами государственной власти.

Под управлением государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.

К основным методам управления государственным долгом следует отнести:

    Рефинансирование - погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

    Конверсия - изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.

    Консолидация - увеличение срока действия уже выпущенных займов.

    Унификация - объединение нескольких займов в один.

    Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства.

    Аннулирование долга - отказ государства от долговых обязательств.

    Реструктуризация долга - погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Российская Федерация относится к категории государств, являющихся одновременно и крупным мировым кредитором, и должником. Хотя до ей еще очень далеко. Разберем, что из себя представляет внешний долг России, каковы его состояние, структура, обслуживание.

Внешний долг России

Бюджетный кодекс РФ, или конкретнее - 6-я статья документа, определяет внешний российский долг как обязательства государства, возникающие в иностранной валюте.

Под внешним принято подразумевать общий внешний долг всех юридических лиц - резидентов РФ, то есть как государственных, так и бизнес-структур.

В то же время государственным внешним долгом России являются обязательства:

  • федеральных органов власти;
  • субъектов федерации;
  • Центрального банка РФ

Официальным источником сведений по текущему состоянию, структуре, истории, планам платежей по внешнему государственному долгу России является ЦБ РФ. Отдельную статью о функциях Центробанка смотрите . Актуальные показатели долга, а также предварительная оценка его состояния на определенную дату - например, 12 апреля была дана примерная оценка на 1 апреля - публикуются в разделе «Статистика внешнего сектора» веб-ресурса ЦБ РФ: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs .


Подробная официальная справочная информация о внешнем российском долге содержится также на сайте российского Минфина: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/external. В частности, ведомство выкладывает графики погашения внешнего госдолга по видам долговых обязательств РФ.

История государственного долга РФ

Государственный долг РФ фактически образовался в 1991 году - сразу же после прекращения существования СССР, когда Россия как его преемница полностью взяла на себя долги Советского Союза. Отвалившиеся от центра бывшие союзные республики рассчитались за это отказом от своей доли в советских зарубежных активах. Данные по истории долга ниже собраны из сообщений ЦБ и Минфина.

В 1990-е годы - период тяжелейшего экономического кризиса - Россия практически перестала погашать долг СССР и начала набирать новые долговые обязательства. Соответственно, их объем рос и после 1998 года достиг тогдашнего локального максимума в 188 млрд USD. Часть денег при этом была заимствована из :


После достигнутого в 1998 году пика кризиса и прохождения дефолта российский внешний долг начал уменьшаться — в начале 2000-х благодаря росту нефтяных цен Россия начала свое экономическое укрепление. К концу лета 2006 года после длительных переговоров Россия досрочно выплатила по кредитам Парижского клуба $22,5 млрд.

Следом началась новая фаза роста долга — выправление финансового положения в стране в 2000-е сделало доступными зарубежные кредиты. В результате, упав к 2002-му до 146 млрд. USD, внешний российский долг снова вырос к 2008 году почти до 0,5 трлн USD.

Объемы российских внешних займов затормозились в том же 2008-м из-за . Но всего через год показатель внешнего государственного долга РФ опять продемонстрировал рост и продолжил свое восхождение.

В 2013 году были осуществлены выплаты по долгу СССР Чехии, Финляндии и Черногории общим объемом 3,65 млрд. USD. Однако на фоне общего внешнего долга эта сумма составила только 0.5%. 8 августа 2017 года Россия завершила расчеты с кредиторами Союза, уплатив $125,2 млн. Боснии и Герцеговине.

Новый (пока не превзойденный) максимум внешнего российского долга - свыше 700 млрд. USD - был отмечен летом 2014 года. После этого он стал быстро падать по причине западных санкций, наложенных на российское государства из-за присоединения Крыма и конфликта с Украиной. Западные финансовые институты были лишены возможности продолжать кредитование резидентов РФ.

Зимой 2014-2015 были произведены пиковые выплаты по российскому внешнему долгу - более 100 миллиардов долларов за несколько месяцев. Это привело к валютному кризису в России и падению рубля, а также значительному сокращению золотовалютных резервов государства. За год действия моратория на кредитование объем внешнего долга РФ снизился почти на 200 миллиардов USD.

Может показаться удивительным, но актуальный государственный долг России к ВВП составляет лишь 12.6% — только у четырех стран мира этот показатель ниже. У ТОП-10 мировых должников отношение более 100%, а у Японии и вовсе около 250%. По абсолютному значению бесспорным лидером являются США с показателем более 20 трлн. $.

Сравнение внешнего и внутреннего долга РФ

Вот так выглядит динамика внешнего долга РФ по сравнению с государственный внутренним долгом:



Актуальное состояние внутреннего долга РФ: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/internal. Поскольку внутренний долг на сайте Минфина измеряется в национальной валюте (рублях), то сравнение с внешним долгом в долларах при плавающем валютном курсе лучше делать на конец каждого года. На конец 2017 года внешний долг больше внутреннего в 3.75 раза.

Разница в графиках очевидна — поскольку на внутренний долг санкций быть не может, то по нему в последние 10 лет наблюдался заметный рост — за период 2007-2017 годов внутренний долг РФ вырос в 8 раз. Внешний долг — менее чем вдвое. Наиболее устойчивый период в обоих случаях был в 2000-2005 годы, когда нефтяные доходы покрывали все государственные нужды без необходимости внутренних и внешних займов. Актуальный объем долга РФ, млрд. рублей (внешний + внутренний, поквартально):

Актуальный внешний долг России

По состоянию на 1 января 2018 внешний долг России составил $529,1 млрд. Согласно данным Центробанка показатель 2017 года превышен на 2,9%. В Банке России увеличение внешней задолженности объяснили двумя факторами:

1. ростом интереса заграничных инвесторов к российским государственным ценным бумагам, которые им позволено покупать;

2. привлечением долгового финансирования находящимися за рубежом структурами российских компаний

По данным финансового мегарегулятора, внешняя задолженность российских банковских организаций, наоборот, снизилась до низшего уровня за всё последнее десятилетие.

Ранее в Минфине заявили, что на случай удара новых западных санкций по государственным облигациям РФ у правительства найдутся другие источники финансирования федерального бюджета.

Структура российского внешнего долга

Внешний долг России включает:

  • собственно государственный долг РФ - обязательства федеральных властей;
  • внешний долг ЦБ РФ;
  • долг банковского сектора (коммерческих банков - частной и государственной собственности);
  • долг «прочих секторов» - российских компаний, организаций, предприятий.

Федеральные органы власти за истекший год увеличили российский долг с $39,178 до нового показателя $55,629 млрд, или на 42%:

  • обязательства в иностранной валюте выросли на 27%, с $11,662 до нового значения $14,882 млрд;
  • бумаги в рублях – на 54%, с 25,032 до нового числа 38,708 млрд USD (эквивалент).

Внешний долг ЦБ увеличился – с 12,334 до нового показателя 14,974 млрд. USD, или на 21%.

Долг банковского сектора уменьшился со 119,395 до новой цифры 104,518 млрд. в американской валюте, на 12%.

Корпоративный долг российских компаний вырос с $343,225 до нового значения 353,963 млрд. долл., на 3%, оставшись самым крупным среди обязательств всех секторов.

Государственную задолженность принято классифицировать по множеству критериев. Например, по валютному критерию государственный долг РФ делят на внешний и внутренний. Принято считать, что если задолженность исчисляется в рублевом эквиваленте, то её следует относить к внутреннему долгу, кредитные обязательства, исчисляемые в иной валюте — образуют внешний долг. В ряде других стран мира внешним государственным долгом принято считать обязательства перед нерезидентами государства, а внутренним — перед юридическими и физическими лицами, относящимися к этой же стране (резидентами государства).

Формы государственного долга

Кредитные обязательства России представлены в форме:

  • кредитных договоров (если представители РФ выступают в роли заемщиков у кредитных организаций, иных стран, либо интернациональных финансовых компаний);
  • государственных ссуд, полученных после реализации ценных бумаг;
  • договоров, подтверждающих получение местными бюджетами займов от бюджетов вышестоящих уровней финансовой системы РФ;
  • соглашений, закрепляющих предоставление Российской Федерацией национальных гарантий;
  • международных договоров о продлении и корректировке долговых обязательств РФ, взятых в прошлом.

Кредитные обязательства России бывают долгосрочными (сроком 5-30 лет), среднесрочными (сроком 1-5 лет) и краткосрочными (не более года). В соответствии с международным законодательством все долговые обязательства РФ, а также других стран, должны быть погашены в строго оговоренные сроки. Продолжительность срока уплаты долга не может быть больше 30 лет. Корректировка условий полученной в прошлом государственной ссуды противозаконна. Это правило распространяется на сроки выплаты задолженности, размеры процентных по международным кредитам ставок и максимальные сроки обращения долговых обязательств.

Влияние госдолга на экономику

Госдолг считается неотъемлемой частью международных финансовых отношений. Однако государственная задолженность РФ находится в числе серьезных экономических проблем. Общий размер долговых обязательств страны говорит о том, что данный вопрос требует профессионального подхода и незамедлительного решения, как ключевой проблемы (рост госдолга), так и побочных, напрямую связанных с ростом долговых обязательств. При решении проблем, связанных с государственной задолженностью принято выделять следующие аспекты:

  • динамику роста и изменение структуры государственного долга;
  • управление задолженностью, выплаты по долговым обязательствам и их реструктуризация;
  • влияние госдолга на экономику страны.

Постоянный рост госдолга в условиях замедления экономического роста оказывает негативное воздействие на все сферы государственной и общественной жизни.

Увольнение