Бюджетная классификация - Литовских А.М. и др


Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. 135 с.

ТЕМА 4. Бюджетная система Российской Федерации

4.2. Бюджетная классификация

Основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация.

Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:

Для составления, утверждения и исполнения бюджета;
- контроля за выделением и использованием бюджетных средств;
- обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;
- составления консолидированных бюджетов всех уровней.

Министерство финансов РФ утвердило "Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ" своим приказом от 25 мая 1999 г. № 38н. По новой бюджетной классификации госбюджет состоит из четырех блоков: "доходы", "расходы", "финансирование бюджета" и "государственный долг".

Классификация доходов бюджета

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня). Они подразделяются на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления и доходы целевых бюджетных фондов. Налоговые доходы состоят из следующих подгрупп:

Налоги на прибыль (доход), прирост капитала;
- налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
- налоги на совокупный доход;
- налоги на имущество;
- платежи за пользование природными ресурсами;
- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
- прочие налоги, пошлины, сборы.

Неналоговые доходы включают следующие подгруппы:

Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
- доходы от продажи земли и нематериальных активов;
- поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
- административные платежи и сборы;
- штрафные санкции, возмещение ущерба;
- доходы от внешнеэкономической деятельности;
- прочие неналоговые доходы.

Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп:

От нерезидентов;
- от бюджетов других уровней;
- от государственных внебюджетных фондов;
- от государственных организаций;
- от наднациональных организаций;
- средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

Доходы целевых бюджетных фондов включают в себя следующие целевые бюджетные фонды: дорожные фонды; экологические фонды; Федеральный фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ; Фонд развития таможенной системы РФ; Государственный фонд борьбы с преступностью; Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Целевой бюджетный фонд содействия военной реформе; Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов; Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.

В свою очередь подгруппы делятся на статьи и подстатьи. Так, подгруппа "налоги на прибыль (доход), прирост капитала" делится на две статьи: налог на прибыль (доход) предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. Статья "подоходный налог с физических лиц" делится на три подстатьи: подоходный налог, удерживаемый предприятиями, учреждениями и организациями, подоходный налог, удерживаемый налоговыми органами, и налог на игорный бизнес.

Классификация расходов бюджета

Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Различают три структуры расходов бюджета: функциональную, экономическую и ведомственную. Бюджетную классификацию расходов можно представить в виде схемы (рис. 4.1)

Рис. 4.1. Классификация расходов государственного бюджета РФ

Функциональная классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Группировка имеет четырехуровневую структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов.

Государственное управление и местное самоуправление;
- судебная власть;
- международная деятельность;
- национальная оборона;
- правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
- промышленность, энергетика и строительство;
- сельское хозяйство, рыболовство и др.

Разделы делятся на подразделы. Так, раздел "Международная деятельность" состоит из следующих подразделов: международное сотрудничество; участие в миротворческой деятельности; реализация межгосударственных договоров в рамках СНГ; международные культурные, научные и информационные связи; экономическая и гуманитарная помощь другим государствам.

Ведомственная классификация - это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Главный распорядитель средств - руководитель органа государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

Экономическая классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Расходы делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре уровня). Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.

Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п. В категорию "Текущие расходы" включаются следующие группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом. В свою очередь в группу "Закупка товаров и услуг" включаются следующие предметные статьи: оплата труда государственных служащих; начисления на оплату труда; приобретение предметов снабжения и расходных материалов; командировки и служебные разъезды, оплата транспортных услуг, оплата услуг связи, оплата коммунальных услуг, оплата геологоразведочных работ и др. Предметные статьи разделяются на подстатьи, которые отражают наиболее детальное распределение доходов бюджета.

Капитальные расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ

Источники финансирования делятся на внутренние и внешние.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ - это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов. Источники финансирования делятся на следующие группы:

Финансирование дефицита бюджета за счет кредита Центрального банка РФ и изменения остатков средств бюджета;
- государственные ценные бумаги;
- бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов;
- бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;
- прочие источники внутреннего финансирования;
- поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней.

Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета - это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета.

Источники внешнего финансирования делятся на следующие группы:

Кредиты международных финансовых организаций;
- кредиты правительств иностранных государств, предоставленные РФ;
- кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные РФ;
- изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте;
- прочее внешнее финансирование.

Классификация государственных долгов РФ и субъектов РФ

Государственные долги делятся на внутренние и внешние.

Классификация государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ - это группировка долговых обязательств Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ. Классификация государственных внутренних долгов включает в себя 27 видов внутренних заимствований:

  • целевые займы и вклады;
  • государственные внутренние займы 1991 и 1992 гг.;
  • государственный внутренний долг РФ, принятый от бывшего СССР;
  • казначейские обязательства;
  • государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом;
  • ОФЗ-ПК и т.д.

Классификация видов государственного внешнего долга РФ - это группировка государственных внешних долговых обязательств, осуществляемых Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ. Классификация состоит из группы "Государственный внешний долг РФ", включающая следующие подгруппы:

  • кредиты, полученные от правительств иностранных государств;
  • кредиты, полученные от иностранных коммерческих банков и фирм;
  • кредиты, полученные от международных финансовых организаций.

Это может быть интересно (избранные параграфы):

Бюджетная классификация Российской Федерации, используемая в настоящее время, представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников дефицитов этих бюджетов, применяется при составлении проектов и исполнении бюджетов всех уровней, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Она является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и разработке консолидированных бюджетов всех уровней.

Бюджетная классификация обеспечивает общероссийскую сопоставимость бюджетных показателей и включает в себя:

· классификацию доходов бюджетов РФ;

· функциональную классификацию доходов и расходов бюджетов РФ;

· экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

· классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

· классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

· классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов муниципального долга;

· классификацию видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ;

· ведомственную классификацию расходов федерального бюджета;

· структуру расходов бюджетов РФ и муниципальных образований.

Рассмотрим принципы построения и структуру классификации доходов бюджетов РФ , которая является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из подгрупп, статей и подстатей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам получения. Виды доходов конкретизируются также по уровням бюджетов, в которые они зачисляются. Например, классификация доходов по группам, такие как: налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные перечисления, доходы целевых бюджетных фондов, доходы от предпринимательской деятельности.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных на выполнение основных функций государства. Первым уровнем классификации расходов являются разделы , такие как: государственное управление и местное самоуправление, фундаментальные исследования и содействия НТП, образование и др.

Разделы состоят из подразделов , конкретизирующих направление бюджетных средств на осуществление деятельности государства в определенной области, которые образую второй уровень классификации.


Третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ – целевые статьи , отражающие финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей бюджетных средств в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Виды расходов образуют четвертый уровень указанной классификации, они детализируют направление финансирования расходов указанных бюджетов в пределах целевых статей.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ – группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции, как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими государствами. Данная классификация состоит из следующих категорий: текущие расходы, капитальные расходы и предоставление бюджетных кредитов за вычетом погашения. Эти критерии подразделяются на пять уровней: группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент расхода.

Текущие расходы бюджета представляют собой часть расходов бюджетов, обеспечивающую текущее финансирование органов государственной власти, и местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.

Капитальные расходы бюджетов – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда можно отнести расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь воздаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета – группировка расходов федерального бюджета, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета с дальнейшей детализацией бюджетов конкретного федерального органа исполнительной власти или иных получателей средств из федерального бюджета по целевым статьям и видам расходов.

Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ является группировкой расходов бюджетов субъектов РФ, отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств их бюджетов в соответствии с организацией системы органов исполнительной власти субъектов РФ и утверждается законодательными органами.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ представляет собой группировку заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов.

Классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ – это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов.

Классификация видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, видов муниципального долга является группировкой долговых обязательств Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Классификация видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ представляет собой группировку государственных внешних долговых обязательств в соответствии с законодательством РФ.

Установлено, что федеральные законы, регулирующие отношения, не связаны непосредственно с определением состава и структуры бюджетной классификации РФ, не должны содержать положений, изменяющих ее.

Бюджетная классификация Российской Федерации

Классификацию доходов бюджетов

Классификацию расходов бюджетов

Классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов

Классификацию операций сектора государственного управления (КОСГУ)

Перечни составных частей бюджетной классификации РФ устанавливаются (утверждаются) в следующем порядке.

Правовой акт, определяющий перечень

Составная часть бюджетной классификации РФ

Единые группы и подгруппы доходов

Единые элементы доходов

Единые разделы и подразделы классификации расходов

Единые группы и подгруппы видов расходов*(1)

Единые группы и подгруппы источников финансирования дефицитов бюджетов

Единые группы КОСГУ

Закон (решение) о бюджете

Главные администраторы доходов бюджета

Главные распорядители средств бюджета

*(2)

Главные администраторы источников финансирования дефицитов бюджетов

Статьи источников финансирования дефицитов бюджетов

Бюджетная роспись соответствующего бюджета

Разделы, подразделы, целевые статьи (государственных (муниципальных) программ и непрограммных направлений деятельности), группы (группы и подгруппы) видов расходов бюджета

Правовой акт, изданный Минфином России

Единые статьи и подстатьи доходов

Соответствующие подвиды доходов

Единые элементы видов расходов

Правовой акт, изданный финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования)

Соответствующие подвиды доходов бюджета

Соответствующие целевые статьи расходов

Соответствующие виды источников финансирования дефицитов бюджетов

В соответствии с положениями п. 2 ст. 18 , п. 9 ст. 20 , п. 8 ст. 21 , п. 5 ст. 23 , п. 5 ст. 23.1 БК РФ к полномочиям Министерства финансов Российской Федерации относится:

1) определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации РФ;

2) определение порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ (при составлении и исполнении бюджетов начиная с бюджетов на 2014 год (на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов));

3) присвоение кодов составным частям бюджетной классификации РФ, которые являются едиными для всех бюджетов;

4) утверждение общих требований к порядку формирования перечня кодов:

Подвидов доходов бюджетов;

Элементов видов расходов при дополнительной детализации расходов бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов);

Статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов;

Подстатей КОСГУ при дополнительной детализации операций сектора государственного управления.

Таким образом, Минфин России утверждает коды по следующим единым составным частям бюджетной классификации РФ (эти коды применяются при составлении и исполнении всех бюджетов).

Виды классификаций

Единые коды, утверждаемые Минфином России для всех бюджетов

Коды видов доходов бюджетов

Коды разделов (подразделов)

Коды групп, подгрупп и элементов видов расходов (начиная с бюджетов на 2014 год (на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов)

Коды групп, подгрупп и статей

Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ)

Все коды КОСГУ (группы, статьи, подстатьи)

Финансовые органы публично-правовых образований в рамках своих полномочий утверждают коды бюджетной классификации, которые применяются при составлении и исполнении соответствующих бюджетов (Минфин России утверждает коды, которые используются при составлении и исполнении федерального бюджета).

Виды классификаций

Коды, утверждаемые финансовыми органами для составления и исполнения соответствующих бюджетов

Классификация доходов бюджетов

Коды подвидов доходов бюджетов

Классификация расходов бюджетов

Коды главных распорядителей бюджетных средств

Коды целевых статей

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов

Коды главных администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов

Коды видов источника финансирования дефицитов бюджетов

И наконец, законом (решением) о соответствующем бюджете устанавливаются следующие коды.

В целях реализации перечисленных в п. 2 ст. 18 БК РФ полномочий Минфин России издает Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ. Так, при исполнении бюджета текущего финансового года используются Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом

В настоящее время существует практика, согласно которой в действующие Указания о порядке применения бюджетной классификации вносятся изменения, применяемые для составления бюджетов на очередной финансовый год и плановый период , а также для исполнения этих бюджетов. Например, при подготовке проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов надо руководствоваться Указаниями N 65н в редакции приказа Минфина России от 20.06.2016 N 90н (письмо Минфина России от 20.06.2016 N 02-05-10/36115). А при подготовке проектов бюджетов бюджетной системы РФ на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов необходимо было руководствоваться приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н в редакции приказов Минфина России от 08.06.2015 N 90н , от 01.12.2015 N 190н . То есть в 2015 году одновременно действовали две редакции Указаний N 65н: одна - для целей исполнения бюджета в 2015 году, а другая - для целей составления бюджета на 2016 год. При этом на официальном сайте Минфина России (www.minfin.ru) в рубрике "Бюджет", подрубрике "Бюджетная классификация Российской Федерации", разделе "Методический кабинет" размещаются различные сопоставительные таблицы, которые необходимо использовать в целях подготовки проектов бюджетов и организации бухгалтерского (бюджетного) учета.

Примечание

Согласно поправкам, внесенным в Бюджетный кодекс РФ Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ, коды основных составных частей бюджетной классификации больше не утверждаются законами (решениями) о бюджете. Именно поэтому у специалистов Минфина России появилась возможность утверждения Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ еще до принятия бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Так, Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2014-2015 годы были утверждены уже в июле 2013 года (см. приказ Минфина России от 01.07.2013 N 65н), а не в конце календарного года, как это бывало раньше.

______________________________

*(1) В части подгрупп видов расходов положения п. 6 ст. 21 БК РФ применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов начиная с бюджетов на 2015 год (на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов). При составлении и исполнении бюджетов на 2014 год (на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов) применялись единые подгруппы видов расходов , утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н.

*(2) В определенных БК РФ случаях могут быть установлены сводной бюджетной росписью (п. 4 ст. 21 БК РФ).

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.


С. Бычков , заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина , заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

В. Пименов , руководитель (главный редактор) направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Кулаков , начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

О. Левина , эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

Н. Андреева, эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Емельянова , эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

О. Монако , редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина , редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

и др.


Перечень сокращений :

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденный приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения

Бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.

Правовое регулирование бюджетной классификации осуществляется гл. 4 БК РФ, которая с 1 января 2008 г. действует в новой редакции. Одной из основных новаций названной главы является установление основных принципов и структуры бюджетной классификации Российской Федерации. В новом правовом регулировании бюджетная классификация Российской Федерации максимально приближена к требованиям международных стандартов.

Федеративное устройство государства в бюджетных отношениях проявляется как исключительная компетенция Российской Федерации по установлению единой бюджетной классификации с возможностью в границах закона ее дальнейшей конкретизации на территориальных уровнях. Органы государственной власти и органы местного самоуправления имеют су-щественные полномочия в сфере детализации бюджетной клас-сификации, а также дальнейшей интеграции бюджетной классификации и бюджетного учета.

Глава 4 БК РФ создала законодательные основы для развития управленческого принципа построения бюджетной классификации и ее использования в бюджетном процессе. Управленческий принцип позволяет органам власти в рамках единых кодов бюджетной классификации в наибольшей степени адаптировать ее к специфике составления и исполнения своих бюджетов. В ре-зультате этих изменений созданы необходимые условия для рас-ширения самостоятельности и повышения ответственности как органов власти разных уровней, так и главных распорядителей бюджетных средств в сфере бюджетного планирования и управления.

В соответствии с БК РФ принципы назначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также коды составных частей бюджетной классификации Российской Федерации являются едиными для бюджетов бюджетной системы РФ. Определение названных принципов структуры кодов и кодов составных частей бюджетной классификации РФ относится к исключительной компетенции Министерства финансов РФ.

В состав бюджетной классификации РФ включаются:

классификация доходов бюджетов;

классификация расходов бюджетов;

классификация источников финансирования дефицитов бюджетов;

классификация операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления).

Классификация доходов бюджетов состоит из:

кода главного администратора доходов бюджета;

кода вида доходов;

кода подвида доходов;

кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.

Перечень и коды главных администраторов доходов, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете.

Классификация доходов бюджетов имеет единые для бюджетов всех уровней группы и подгруппы доходов. Таковыми являются налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные поступления.

Конкретизация норм БК РФ в части детализации бюджетной классификации доходов осуществляется путем утверждения:

Министерством финансов РФ - перечня кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти РФ, Центральный банк РФ, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения;

финансовым органом субъекта РФ - перечня кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти субъектов РФ, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения;

финансовым органом муниципального образования - перечня кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы местного самоуправления и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения.

Классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сек- юра государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач.

Классификация расходов бюджетов состоит из трех составных частей:

кода главного распорядителя бюджетных средств;

кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;

кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Бюджет каждого уровня обязательно включает следующие единые разделы и подразделы классификации расходов бюджетов: общегосударственные вопросы; национальная оборона; национальная безопасность и правоохранительная деятельность; национальная экономика; жилищно-коммунальное хозяйство; охрана окружающей среды; образование; культура, кинематография, средства массовой информации; здравоохранение, физическая культура и спорт; социальная политика; межбюджетные трансферты.

БК РФ устанавливает четкие требования к формированию целевых статей и видов расходов бюджетов, которые должны отражать соответствующие расходные обязательства (публичные обязательства, долгосрочные целевые программы, объекты, обособленные функции органов власти и т. д.), обеспечивая тем самым прозрачность и обоснованность бюджетных ассигнований.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации является группировкой источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов включает:

код главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов;

код группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов;

код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов. БК РФ установлены единые для бюджетов всех уровней группы и подгруппы источников финансирования дефицитов бюджетов. Едиными группами являются источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Классификация операций сектора государственного управления включает в себя доходы, расходы, поступления нефинан-совых активов, выбытие нефинансовых активов, поступление финансовых активов, выбытие финансовых активов, увеличение обязательств, уменьшение обязательств. Названные группы и статьи операций сектора государственного управления едины для бюджетов всех уровней. Дальнейшая детализация данного вида бюджетной классификации осуществляется Министерством финансов РФ. Порядок применения классификации операций сектора государственного управления также устанавливается Министерством финансов РФ.

Перечни и коды целевых статей и видов расходов бюджетов утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в случаях, установленных БК РФ, - сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета. При этом целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Перечень статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов также утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете при утверждении источников финансирования дефицита бюджета. Таким образом, уже на первых стадиях бюджетного процесса (составления и рассмотрения проектов бюджетов) органы государственной власти и органы местного самоуправления имеют возможность адаптации бюджетной классификации к специфике и потребностям каждого бюджета.

Основные положения, касающиеся определения источников формирования бюджетов (доходов) и покрытия возможного дефицита, направлений распределения бюджетов (расходов), определения операций сектора государственного управления, закреплены в БК РФ. Непосредственно БК РФ установлены единые для бюджетов бюджетной системы РФ позиции двух первых уровней каждого вида бюджетной классификации, а именно:

группа - подгруппа (классификации доходов бюджетов и источников финансирования дефицитов бюджетов);

раздел - подраздел (классификации расходов бюджетов); группа - статья (классификации операций публично-правовых образований (или классификации операций сектора госу-дарственного управления)). Министерство финансов РФ имеет право утверждать единые позиции классификации доходов и классификации операций сектора государственного управления на более низких уровнях.

РФ представляет собой разделение доходной и расходной части по отдельным группам в зависимости от конкретных признаков. Предназначение такого разделения заключается в облегчении системы и поддержании порядка вовлечения и использования средств. Действительно, наличие четкой классификации позволяет аналитикам не только проследить целевое использование финансовых ресурсов, но и выявить моменты нецелесообразного вложения средств либо обнаружить пути увеличения доходов.

Бюджетная классификация РФ базируется на определенных требованиях и принципах. В первую очередь группировка должна соответствовать принципам четкости и прозрачности, чтобы каждый человек, взяв законодательный акт или иной государственный документ, понимал и ориентировался в данном делении. Также к системе отражения показателей расходов и доходов предъявляется требование детального отражения показателей, что значительно облегчает процедуру проверки качества реализации

Современная бюджетная классификация РФ организована таким образом, чтобы обеспечить сопоставимость данных на международном уровне. Это в свою очередь является огромным шагом к укреплению отношений с представителями иностранных компаний. Все национальные фирмы и организации, соблюдающие должны придерживаться группировки доходов и расходов, созданной государственными органами. Итак, бюджетная классификация РФ включает:

1) Разделение на группы всех доходов, поступающих в казну государства.

2) Затем выделяют следующую классификацию расходной части:

a) организационную;

b) функциональную;

c) экономическую;

e) видов государственного внутреннего и внешнего долга.

Доходная часть дифференцируется по источникам поступления средств. А детализация проявляется в формировании отдельных групп, подгрупп, статей и подстатей.

Расходная часть отражает направления использования поступивших средств. В связи с этим функциональная классификация предполагает отражение целей, на которые идут в рамках данного деления. Большая часть средств уходит на обеспечение бесперебойного выполнения главных функций государственных органов, на реализацию социальных программ, имеющих первостепенное значение. В рамках функциональной дифференциации можно отметить наличие уровней. Первый отражает разделы конкретных государственных функций. Под вторым уровнем принято понимать совокупность конкретизирующих подразделов. На третьем уровне сосредоточены статьи целевого расходования средств. То есть суммы поступают непосредственно к распорядителям и предназначены на финансирование определенных нужд. И четвертый уровень является детализацией статей по видам расходов. В общем виде такое деление присуще каждой классификации расходной части.

Организационная бюджетная классификация Российской Федерации предназначена для распределения финансовых ресурсов среди получателей или распределителей в рамках республиканского и местного бюджета, а также бюджетов федераций. Соответственно, классификация экономическая выражает расходы на экономические нужды. Следующая группа раскрывает финансирование бюджетного дефицита и долга как внутреннего, так и внешнего.

Бюджетная классификация РФ направлена на облегчение достижения главных целей политики, проводимой государством, а также на упрощение системы мониторинга финансов, призванного облегчить контроль над целесообразностью расходов в той или иной сфере. Кроме того, она позволяет правительству выявлять дополнительные

Бизнес с нуля