Обнажение нравственных проблем в романах Чингиза Айтматова "Плаха и "Вечная невеста" методическая разработка по литературе (11 класс) на тему. Урок по роману чингиза айтматова "плаха" методическая разработка по литературе на тему Смысл названия романа пла

(1 вариант)

«Обитателям уникальной Моюнкумской саванны не дано было знать, что в самых обычных для человечества вещах таится источник добра и зла на земле». «И уж вовсе неведомо было четвероногим и прочим тварям Моюнкумской саванны, отчего зло почти всегда побеждает добро...»

В романе Чингиза Айтматова «Плаха» подписан, пожалуй, самый жестокий приговор из тех, что довелось мне услышать. Зло побеждает, а значит, совсем скоро люди не смогут больше испить чашу мучения и восторга, познав музыку ветра, не увидят вечного

И бесконечного неба… Приговор Айтматова – это уже не лермонтовское учение о тождестве добра и зла, выдвинувшее принципы оправдания зла из-за того, что родились эти противоположности из одного корня; это и не булгаковское зло, которое совершает благо.

Герои Айтматова идут на Голгофу, другой дороги нет. А почему? Да потому, что умирает душа человеческая, а когда это происходит, умирает и сам человек. Поэтому возникает потребность говорить об экологии духа.

Не случайно все события романа в большей или меньшей степени связаны с природой. В мировой литературе духовность и богатство внутреннего содержания

Героев определялись степенью их близости к природе. Герои, у которых внутреннее содержание преобладает над внешней формой, «любят русскую зиму», мечтают улететь в небо или просто находят великое удовлетворение в работе на земле-матушке. Но в «Плахе» люди разрушают природу, и проблемы экологии природы оборачиваются опасной деформацией человеческой души.

Забота волков о потомстве – это самая настоящая забота о детях на человеческом уровне. Акбара и Ташчайнар гордятся своими неловкими, смешными малышами, а Акбара дает им имена и пытается, как и всякая мать, предугадать их будущее. «У самого крупного из волчат был широкий, как у Ташчайнара, лоб, и потому воспринимался он Большеголовым, другой, тоже крупнячок, с длиннющими ногами-рычагами, которому быть бы со временем волком-загонщиком, так и воспринимался Быстроногим, а синеглазая, как и сама Акбара, игривая любимица значилась в ее сознании бессловесном Любимицей». Такое удивительное перевоплощение волков открывает для читателя неизведанные кладовые природы, но в то же время это чудо диктует новые, более совершенные нравственные законы для человека, но вся беда в том, что и старые законы человек не в силах исполнить, ведь душа его умирает…

Если у читателя есть возможность взглянуть на героев романа со стороны, то сами герои лишены этой возможности из-за того, что «зеркало души» покрылось черной пеленой, правда, по вине самих же людей. Но в романе есть человек, который видит, как нарушаются нравственные законы, благодаря вере в Бога. Авдий Каллистратов пытается образумить людей, призывает их покаяться вместе с ним. Но «не подумал в ту пору малоопытный юнец: а что, если существует на свете закономерность, согласно которой мир больше всего и наказывает своих сыновей за самые светлые идеи и помыслы?» А когда выбрал Авдий путь на Голгофу, то не знал еще, что его ждет, не знал, что «зло противостоит добру даже тогда, когда добро хочет помочь вступившим на путь зла…». Первое «поражение» Авдий потерпел в «сражении» с теми, кто «входил к Богу с черного хода». Его спасло только чудо, дождь и добрые люди. Но интересно, что добытчики анаши отвергли Авдия дважды: когда он хотел их спасти и когда хотел разделить с ними страдания. Да, в «гонцах» было человеческое, и именно Авдий увидел живую частичку их души, но станут ли они людьми, если «общество, сделало все для того, чтобы они стали преступниками?! В данном случае с «гонцами» Авдий не «проиграл», но и не «выиграл»; вера в Бога спасла его, но, по-моему, не спасла самих «гонцов». Когда же Авдий попал в воинство Обер-Кандалова, которое отправилось на кровавую бойню сайгаков под красивым названием «сафара», то вера в Бога оказалась роковой. Авдия распяли за чужие грехи на моюнкумском саксауле, но некому было прийти ему на помощь. Тогда, собрав последние силы своей многострадальной души, Авдий обратился к Акбаре. Волчица действительно пришла, но даже ей не дано было понять, какая высокая нота одиночества прозвучала в двух простых словах: «Ты пришла…» «И ведь был уже один чудак галилейский, который не поступился парой фраз и лишился жизни. Но кто бы мог подумать, что все забудется в веках, только не этот день…» Та жизнь, которая дана была Авдию, оборвалась, и никто из людей не видел той смерти… Неужели зло все-таки победило?..

Был еще один человек, взошедший на Голгофу, сильный, честный и добрый. Но трагедия, один раз родившаяся в Моюнкумах, искала новых жертв. В схватке человека, «зверя» и волчицы погибнет не только Базарбай, который похитил у Акбары волчат, навсегда погубив ее вольную, дикую и прекрасную, как степная ночь, жизнь. Погибнет и Бостон, которого будут обвинять в том, что он хочет расплодить волков назло людям, а на самом деле в том, что он хочет вернуть плачущей матери-волчице ее волчат. Трагедия Акбары была слишком велика, жить она уже не могла, но она еще могла мстить. Правда, очень скоро останутся только слезы, потеря которых будет означать только одно – смерть. Но накануне своей гибели Акбара встретит сына Бостона, и ей откроется, что это такой же детеныш, как и любой из ее волчат, только человеческий.

Волчица унесет малыша с собой, но не в логово, а туда, откуда не возвращаются… Прозвучат два выстрела, сделанные Бостоном против воли: «Акбара была еще жива, а рядом с ней лежал бездыханный, с простреленной грудью малыш…» Затем прозвучит еще один выстрел: Бостон убьет Базарбая, но этими тремя выстрелами он убьет и себя, ведь «он был и небом, и землей, и горами, и волчицей Акбарой, великой матерью всего сущего… и Базарбаем, отвергнутым и убитым в себе». Теперь тот мир, та природа, которая жила в нем и для него, больше не существует. «Это и была его великая катастрофа. И это был конец его света…» Еще один человек взошел на «плаху», но мог ли он предотвратить катастрофу, мог ли он вылечить души тех существ, для определения которых немыслимо слово «люди», а слово «звери» слишком свято и непорочно? Нет, он был один. Но Бостон и Авдий пострадали за чужие грехи, они чувствовали себя виноватыми более других, поэтому их души не погибли, а напомнили, что жизнь продолжается, что ценить ее нужно не у последней черты, а всегда, что жизнь человека, его душа – самое хрупкое и самое великое творение природы.

Размышляя над романом, я поняла, что экология духа – та проблема, которая ставит человека перед выбором между жизнью и смертью. Странно, что именно приближение смерти пробуждает в человеке все лучшее и худшее. Важно, чтобы этот момент стал тем единственным шансом из многих сотен или тысяч шансов, когда добро все-таки побеждает. Пожалуй, надежда на лучшее живет в романе только в словах «почти всегда». Но и это много значит, если только мы помним, что гибель одного человека не изменит жизнь всего человечества, но «мир – неповторимый, невозобновимый – будет потерян для этого человека навсегда. И больше не возродится. Ни в ком и ни в чем».

(2 вариант)

Одним из наиболее ярких произведений последних лет стал роман Ч. Айтматова «Плаха», написанный в 1986 году. Его справедливо можно отнести к произведениям современной русской литературы, так как до недавнего времени, а точнее, до распада Советского Союза литература нашей многонациональной страны не делилась на украинскую, казахскую, киргизскую и так далее, так как проблемы, основные темы отражали живую жизнь народа, а, следовательно, связи были многочисленны и неразрывны во всех сферах жизни.

Ч. Айтматов – киргиз. В его произведениях есть черты национального колорита (пейзажи, имена героев), но проблематика «Плахи» абсолютно интернациональна. Кроме того, Авдий Каллистратов – главный герой романа – русский, образ Христа обобщает и концентрирует идеи произведения, и все это позволяет не сужать значение этого замечательного произведения до узконационального.

«Плаха» своего рода кульминационное произведение автора, в котором он сконцентрировал свой писательский и человеческий опыт, свою гражданскую тревогу, вызванную состоянием общества, жизнью большой, многонациональной, такой великой и сильной, как все привыкли считать, страны.

Действительно, поражает многообразие проблем, затронутых автором в таком небольшом по объему произведении. Это и наркомания, которая уже давно поразила общество, но тщательно скрывалась официальными структурами, и бездуховность, порожденная ложью и мистификацией общественного сознания. На такой почве взрастают Гришан и Базарбай. Это и разрушение этических связей между людьми, падение нравов и многие, многие другие.

Роман был воспринят критикой неоднозначно. Многие видели действительно глубокий смысл произведения, а многие осуждали Айтматова за то, что он собрал в «Плахе» все проблемы, существовавшие в то время в обществе, не предлагая выхода из сложившейся ситуации. Действительно, показывая такое множество проблем, автор не дает их однозначного решения, не отвечает на поставленные вопросы. Он лишь приводит факты, раскрывает образы героев через их поступки, рисует картину бытия, предупреждает нас о расплате за многочисленные грехи, тем самым заставляя задуматься над своими поступками, осознать свои ошибки и самим найти единственно правильный жизненный путь.

Многие критики отрицательно отзывались о композиции романа, подчеркивая несвязанность между собой отдельных его частей. Дело в том, что построение романа очень своеобразно, В романе три различных сюжетных линии, которые прямым или косвенным образом связаны между собой. Это линии Авдия Каллистратова, Бостона и Базарбая и пары волков – Акбары и Ташчайнара. Их объединяют общие события, описанные в произведении, также на основе каждой из трех сюжетных линий автором раскрывается одна, на мой взгляд, из наиболее важных проблем романа – проблема выбора определенного пути, то есть нравственный выбор героев.

И эти пути у каждого из героев романа далеко не одинаковы. Авдия Каллистратова автор наделяет лучшими нравственными качествами, такими, как доброта, искренность, безграничная любовь к людям, способность к самопожертвованию. Он верит в Бога, в добро, в справедливость, в свою правоту, в силу слова. Он видит в каждом человеке, пусть даже в самом отъявленном негодяе, не его отрицательные стороны, а прежде всего частичку человеческой души. Он убежден, что каждый человек в глубине души стремится к гармонии, поэтому Авдий пытается переубедить людей, наставить их на путь истинный, помочь им обрести веру и «жить во Христе». Но он переоценил свои силы, и в этом его трагедия. Его никто не хотел слушать, и он сам становится жертвой насилия, против которой борется. И в конце концов Авдий Каллистратов погибает, распятый на саксауле, но не отрекшийся от веры.

Недаром в романе проводится параллель между Авдием Каллистратовым и Иисусом Христом. Бывший семинарист становится в романе последователем Христа в его вере и убеждениях. Оба верят, что все люди добры изначально, оба жертвуют жизнью ради того, чтобы спасти человечество от греха. Авдий в романе – праведник. Он является носителем идеи христианства. Но он не служит тем догмам, которые провозглашает церковь. Авдий выдвигает идею современного Бога, который не стоит на месте, развивается с течением времени. Он считает, что у каждого человека есть свой Бог, имя которому – совесть. И пытаясь обратить людей в веру, Авдий тем самым пытается разбудить их совесть. Но, несмотря на то что Авдий Каллистратов наделен в романе лучшими человеческими качествами, мы видим, что его жизненный путь не избран автором как идеальный. Айтматов не встает полностью на сторону Авдия. Он не согласен с идеей его героя о всемогуществе Бога. Мы видим, что автору важна вера не только в Бога, но в первую очередь в человека. Самопожертвование единиц не спасет человечество, не избавит мир от абсолютного зла.

Интересно противопоставление в романе Авдия Каллистратова Гришану – главарю «гонцов» за анашой. Гришан реально смотрит на жизнь. Он знает, что в мире существуют насилие и зло и что добро и справедливость побеждают далеко не всегда. Он видит людей в их худших проявлениях, их пороках и слабостях. Человек слаб, и это позволяет более сильным жить по звериным законам, где должен выжить сильнейший. Гришан уверен в себе и в своих убеждениях, поэтому он даже не пытается предотвратить попытки Авдия переубедить «гонцов», обратить их в свою веру. Напротив, он говорит, что не будет этому препятствовать. И, как мы видим, Гришан оказывается прав. «Гонцы» – дети своего поколения, воспитанные не только на атеизме, но и на безверии вообще, на отрицании веры не только в Бога, но и в моральные человеческие принципы, не способны, да и не хотят выслушать и понять Авдия. Насилие – их естественное состояние, и они, не задумываясь, совершают его еще раз, сбросив Каллистратова с поезда. Но что мы можем требовать от этих совсем еще мальчишек – Петрух и Ленек, у которых с самого детства не было ни нормальной семьи, ни дома, которых жизнь беспощадно кидала в различные авантюры? Разве можно требовать от них, что бы после того, как они сполна хлебнули горя, они сохранили веру в светлые и чистые идеалы и остались людьми? Здесь, на фоне нравственного выбора героев, перед нами раскрываются еще две важнейшие проблемы – общественного устройства, порождающего устройства, порождающего такого рода людей, и наркомании, которая становится все актуальнее, несмотря на то что о ней никогда не говорилось открыто. Безусловно, жизненный путь гонцов, пусть даже не выбранный ими, а определенный им судьбой, является предостережением для нас, людей молодого поколения, ищущих ответы на самые главные и серьезные вопросы жизни.

Интересны с точки зрения выбора жизненного пути Бостон и Баразбай – главные герои другой сюжетной линии. Оба они пастухи, живущие в Моюнкумских степях. Бостон, как мы увидим из содержания романа, – это человек со сломанной судьбой. Он обладает лучшими человеческими качествами, способен сочувствовать другим, раскаиваться, переживать, у него есть вера и определенные идеалы в жизни. Кроме того, он очень трудолюбив, ответственно выполняет свою работу. Баразбай же, напротив, пьяница и бездельник. Он недоволен жизнью, озлоблен и ни во что не верит.

Именно от него в романе мы слышим слова о том, что справедливости в мире как не было никакой, так и нет. Между этими двумя героями – Бостоном и Базарбаем – развязывается открытая вражда, которая приводит к трагическим последствиям. Бостон, один из наиболее положительных героев романа, совершает самосуд и убивает Базарбая. Отчаявшись и разочаровавшись в жизни, когда, целясь в волчицу Акбару, убивает собственного сына, он совершает поступок, который никогда не сможет себе простить. Убив Базарбая, Бостон разрушает свой внутренний мир, сам ведет себя на «плаху» за самый тяжелый грех – убийство, так как он не сможет жить с такой виной на душе. Здесь перед нами не только социальной конфликт личности и общества, но и психологический, внутренний конфликт человека, совершившего убийство, с самим собой.

Вряд ли мы имеем право осуждать или оправдывать Бостона за совершенное преступление. С одной стороны, Базарбай заслуживал наказания за свои грехи, но с другой стороны, ни один человек не вправе вершить судьбы других людей.

Так что же получается? Мы видим, что в романе нет идеального героя, ни один жизненный путь, выбранный различными героями, не является до конца правильным. Судьбы всех героев заканчиваются трагично. Авдий распят, Базарбай убит, «гонцы» арестованы, а Бостон сам разрушил свою жизнь, совершив самый страшный грех – убийство.

Может быть, в этой трагичности финала произведения и заключается его смысл? Может быть, автор хочет показать, что за грехи человечества со времен Иисуса Христа расплачиваются самые лучшие? Но кто же тогда продолжит род человеческий?

Роман “Плаха” становится попыткой писателя представить состояние современного мира как предапокалиптическое. Символично название произведения: плаха – это и место казни, и восхождение через муки и страдания к высшей нравственности и духовности, и будущая участь человечества, бездумно уничтожающего все живое на земле.

История семьи волков Акбары и Ташчай-нара, олицетворяющих в романе весь природный мир, занимает важное место в философской концепции произведения и составляет основу одной из сюжетных линий. Роман начинается с

Описания жизни волчьей стаи, которая спокойно живет до появления человека. Он буквально все сносит и уничтожает на своем пути, не думая об окружающей природе.

Поводом для такой жестокости послужили всего лишь затруднения с планом мясосдачи. Люди издевались над сайгаками: “Страх достиг таких размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох, и само солнце тоже мечется и ищет спасения. ” В этой трагедии погибают дети Акбары, но на этом ее горе не заканчивается.

Земной шар, как тыкву”, не подозревая о том, что природа также им отомстит рано или поздно. Потерявшие свое потомство, волки не могут выполнить миссию, предназначенную им природой, и, по закону бумеранга, зло, причиненное природе, возвращается человеку. Но обрушивается оно не на преступников, причастных к гибели Моюн-кумской пустыни, а на одного из самых достойных и порядочных – на чабана Бостона Уркунчиева.

Одинокая волчица тянется к людям, хочет перенести свою материнскую любовь на человеческого ребенка. Человек в порыве страха и ненависти к непонятному поведению волчицы стреляет в нее, но попадает в собственного сына.

Сочинения по темам:

  1. Часть первая Действие романа начинается в Моюнкумском заповеднике, где жила волчья пара – Акбара и Ташчайнар. Летом у них родились...
  2. Как и в предыдущем романе “И свыше возраста длится день”, в “Плахе” писатель поднимает проблему исторической памяти, разрушение которой принесет...
  3. Роман “Анна Каренина” одно из величайших произведений русской литературы. В романе объединены черты, характерные нескольким видам романного творчества. В первую...
  4. Роман Михаила Шолохова “Тихий Дон” повествует об одном из наиболее напряженных и богатых событиями пе­риодов в истории нашей страны –...

Цель урока: определение актуальности в современном мире проблем, затрагиваемых Чингизом Айтматовым в романах «Плаха» и «Вечная невеста», создание условий содействия рассмотрению и обнажен6ию проблем нравственности в романах Ч.Айтматова.
Задачи урока:
1. Проанализировать произведения Чингиза Айтматова «Плаха» и «Вечная невеста» в аспекте указанной темы;
2. Выявить нравственные и общечеловеческие проблемы, поставленные автором;
3. Проанализировать преемственность образов главных героев романов «Плаха» и «Вечная невеста», которые по времени написания разделяют 20 лет жизни и труда писателя.
4. Показать актуальность нравственной проблематики в современном мире.
5. способствовать развитию умения работать с текстом, с эпизодом;
6. способствовать развитию коммуникативных навыков, расширению читательского кругозора, воспитанию патриотизма, формированию таких нравственных качеств как: честь, достоинство, уважение, любовь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №30 имени Николая Колокольцова»

Обнажение проблем нравственности в романах

Чингиза Айтматова

Введение

Имя Чингиза Айтматова известно не только на его родине, в Киргизии, но также в России и далеко за ее пределами. Произведения Айтматова переведены более чем на пятьдесят языков мира, книги его разошлись миллионными тиражами. Интерес этот обусловлен актуальностью затрагиваемых писателем проблем, обнажением острых вопросов современности, таких, как потеря исторической памяти, оскудение нравственных ценностей, бесчеловечное, жестокое, бездумное отношение к нашей колыбели – природе. В этом аспекте для изучения особенно интересно зрелое творчество писателя - это романы «Плаха» (1986) и «Вечная невеста»(2006), романы, разделенные во времени на 20 лет.

Тема данной работы – «Обнажение проблем нравственности в романах Чингиза Айтматова «Плаха» и «Вечная невеста».

Целью исследования является определение актуальности в современном мире проблем, затрагиваемых Чингизом Айтматовым в романах «Плаха» и «Вечная невеста».

Задачи нашего исследования можно определить следующим образом:

1. Проанализировать произведения Чингиза Айтматова «Плаха» и «Вечная невеста» в аспекте указанной темы;

2. Выявить нравственные и общечеловеческие проблемы, поставленные автором;

3. Проанализировать преемственность образов главных героев романов «Плаха» и «Вечная невеста», которые по времени написания разделяют 20 лет жизни и труда писателя.

4. Показать актуальность нравственной проблематики в современном мире.

Предметом исследования является нравственная проблематика современной отечественной прозы.

Объект исследования – романы Ч. Айтматова «Плаха» (1986) и «Вечная невеста»(2006).

Методы , используемые для исследования – анализ художественного прозаического произведения, анализ критической литературы по указанной теме, сопоставление.

Гипотеза , выдвинутая нами, заключается в предположении, что обращение к проблемам нравственности, вслед за Айтматовым, позволит современной молодежи по-новому взглянуть на окружающую действительность, переосмыслить свои поступки и их мотивы, а также увидеть коренные проблемы общества, единые как для национальных (русской и кыргызской) литератур, так и для мировой литературы в целом.

Нравственная проблематика романов

«Плаха» и «Вечная невеста» («Когда падают горы»)

В романе «Плаха» писатель затронул довольно актуальные проблемы современного общества: проблему экологии, нравственности, проблему угрозы наркомании. Роман насыщен образами, которые на первый взгляд не связаны друг с другом: волки, изгнанный семинарист Авдий, чабан Бостон, "гонцы" за анашой. Но на самом деле их судьбы тесно переплетаются, образуя общий узел назревших в современном обществе проблем, разрешить которые автор призывает нас, живущих сейчас.

Повествование начинается описанием волчьей семьи - Акбары и Ташчайнара, мирно живущей в Моюнкумской саванне. Но эти спокойствие и безмятежность лишь до тех пор, пока в азиатские просторы не вторгается человек, несущий в себе не созидающую, а разрушающую силу. И совершается ужасное, кровавое действо уничтожения животного мира, в котором погибают и недавно появившиеся на свет волчата Акбары. Все живое вокруг истреблено, а люди, одержимые эгоистическим отношением к природе, радуются, что план по мясопоставкам выполнен.

Три раза волки уходили в глухие места, пытались обзавестись потомством для продолжения своего рода и жить так, как предписывают им законы бытия, и три раза злая и жестокая судьба, воплощенная в образе людей, лишала их детенышей. Волки, в нашем представлении, - опасность, но, оказывается, есть еще большее зло, которое способно сокрушить и уничтожить все, - это опять-таки люди. Акбара и Ташчайнар в романе обладают милосердием и никому не желают плохого. Любовь Акбары к волчатам - это не бессознательный животный инстинкт, а осознанная материнская забота и ласка, свойственная всему женскому на земле. Волки в произведении, особенно Акбара, олицетворяют собой природу, которая пытается спастись от уничтожающих ее людей.

Дальнейшие действия волчицы становятся предупреждением человеку о том, что рано или поздно все живое воспротивится и будет мстить, мстить жестоко и неумолимо. Мать Акбара, как мать-природа, хочет сохранить себя, свое будущее в потомстве, но, когда Базарбай похищает из логова волчат, она ожесточается и начинает нападать на каждого, чтобы заглушить бешенство, тоску и отчаяние, доводившие ее до безумия. Волчица карает не того, кто действительно причинил ей зло, а совершенно невиновного человека - чабана Бостона, семья которого имела несчастье принять в своем доме Базарбая, проезжавшего с волчатами мимо их жилища. Этот омерзительный пьяница, способный на любую подлость, всю жизнь ненавидел Бостона, честного труженика, который, благодаря своим собственным силам, стал лучшим чабаном в аиле. И теперь Базарбай злорадствовал и ликовал при мысли о том, что "возомнившего о себе и возгордившегося" Уркунчиева доводит по ночам терзающим и изматывающим воем потерявшая волчат Акбара. Но самое страшное ожидало Бостона впереди. Увидев, что волчица, похитившая его любимого сына, убегает, Бостон убивает одним выстрелом Акбару и малыша, который был его продолжением и смыслом жизни. Погибает и Базарбай, сломавший так много чужих судеб и столкнувший друг с другом две могучие силы - человечество и природу. Совершив три убийства, только одно из которых осознанное, Бостон сам ведет себя на "плаху", подавленный переполнявшими его горем и отчаянием, внутренне опустошенный; но в глубине души он был спокоен, потому что уничтоженное им зло больше не сможет вредить живущим.

Вторая острая тема, раскрытая писателем в романе, - это проблема наркомании, одна из самых острых проблем современного общества. Ч. Айтматов призывает людей опомниться, принять необходимые меры по искоренению этого опасного социального явления, которое калечит человеческие души. Автор правдиво и убедительно описывает ведущий в тупик и разрушающий жизни путь "гонцов", которые, рискуя, отправляются в азиатские степи за анашой, одержимые жаждой обогащения. В противоположность им писатель вводит образ Авдия Каллистратова, "еретика - новомысленника", изгнанного из семинарии за его недопустимые с точки зрения религии и устоявшихся церковных постулатов идеи о "Боге-современнике". Одухотворенная и глубокомыслящая натура Авдия противится всяким проявлениям зла и насилия. Неправедный, гибельный путь, по которому идет человечество, вызывает в его душе боль и страдания. Он видит свое назначение в помощи людям и обращении их к Богу. Авдий всеми силами стремится образумить сотоварищей, спасти погибающие души, вселив в них высокую мысль о Всеблагом, Всемилостивом, Вездесущем... Но за это его жестоко избивают, а потом и лишают жизни те, кому он протянул руку помощи.

Фигура Авдия, распятого на саксауле, напоминает Христа, принесшего себя в жертву за Добро и Истину, даруемые людям, и искупившего смертью человеческие грехи. Авдий тоже принял смерть за добро, и в последних его мыслях не было упрека обезумевшей толпе убийц, а лишь сострадание к ней и горестное чувство невыполненного долга... "Ты пришла" - таковы были его последние слова, когда он увидел перед собой волчицу с удивительными синими глазами, которая с болью заглянула в лицо распятого человека и жаловалась ему на свое горе. Человек и волк поняли друг друга, потому что их объединяло общее страдание - страдание, которое они испытывали от нравственной нищеты людей, погрязших в бездуховности.

Но все же самая главная и самая страшная проблема , затрагиваемая в романе «Плаха», как нам кажется – это проблема утерянной нравственности. Бездуховные люди способны губить ради своей выгоды, и им не будет от этого ни больно, ни стыдною Они не могут понять, что их поступки обернутся против них же самих, что за все придется платить.

Бездуховные люди в романе снабжают подростков наркотиками, убивают Авдия, губят природу без зазрения совести, не осознавая, что они творят. Бездуховный человек ворует волчат у Акбары, из-за чего происходит еще более страшная трагедия: погибает ребенок. Но его это не волнует. Хотим отметить, что автор хорошо понимает природу такой жестокости человека в отношении к окружающей среде. Это – элементарная алчность, борьба за собственное благополучие, оправдываемое чуть ли не государственной необходимостью. И читатель вместе с Айтматовым понимает, что, коль скоро бандитские действия совершаются под прикрытием государственных планов, значит, это явление общее, а не частное, и с ним надо бороться.

Мы считаем, что нам всем надо всерьез задуматься о том, какой станет природа нашего отечества в будущем. Разве можно пожелать нашим потомкам жизни на голой земле, без рощ и соловьиных трелей?! Вот поэтому мы совершенно согласны с автором “Плахи”: экология и нравственность соединены одной линией жизни.

Есть в романе и библейская реминисценция, которая освещает намечающуюся тему Авдия, как тему человека особенного, при всей его конкретности , тему человека избранного судьбой за его преданность вечным, истинным идеалам.
Воплощением этого истинного идеала в романе предстает, прежде всего, Иисус Христос, которого страстно проповедует Авдий, призывая людей мерить себя его, христовой мерой. Вся жизнь и мученическая смерть Авдия - реальность правоты Христа, возвестившего свое второе пришествие в стремлении людей к праведности, утверждаемом через страдание.
Вместе с тем, Авдий Каллистратов постоянно возносит свои мольбы к другому богу, которого почитает и любит нисколько не меньше, - волчице Акбаре: "Услышь меня, прекрасная мать-волчица!". Авдий ощущает свою особую избранность в жизни по тому, как пощадила его Акбара, увидев его доброту к ее детенышам. И эта доброта по отношению к маленьким волчатам для героя важна не меньше, чем его принципиальность христианина. Молясь Акбаре, Авдий заклинает ее и своим, человеческим богом, и ее, волчьими богами, не находя в этом ничего кощунственного. К Великой Акбаре - и его предсмертная молитва: "Спаси меня, волчица...". И последнее утешение в жизни - явившаяся на его зов синеглазая волчица.

Полярное сопоставление мира природы и цивилизации, описание основных образов, олицетворяющих их, выявляется уже на первых страницах романа «Вечная невеста», как и в «Плахе» 20 лет назад.

Основное действие романа Чингиза Айтматова "Когда падают горы (Вечная невеста)" происходит высоко в тянь-шаньских горах, где пересекаются трагические пути двух страдающих существ - человека и барса. Оба они жертвы времени, жертвы обстоятельств, заложники собственной судьбы. Желание мести приводит Арсена Саманчина, известного журналиста, в родное селенье, где для саудовских нефтяных магнатов организована охота на снежных барсов… Герой приезжает в горы, еще не зная, что встретит здесь свою последнюю любовь, а, возможно, и смерть.
И все драматическое повествование пронизывает легенда о Вечной невесте, которая чудесным видением появляется на заснеженном горном перевале…
Авторская мысль неторопливо течет от истоков – природы, первобытной культуры, выраженной в мифах и обрядах, к прагматической цивилизации 21 века. Именно в данном контексте высвечивается святой образ вечной невесты, которая «пребывает в вечном покаянии за людской мир, и в этом глубина и сила ее любви и горя… в ней выплеснулся мученический клик вселенского страдания… ностальгический мотив любви…».

Главный герой произведения – «заблудший журавль перестройки – Арсен Саманчин . Когда-то Саманчин летал в одной стае с Горбачевым. И всех звал духовностью обновить социализм, обожествить культуру и прочее в этом духе. А теперь ни Горбачева, ни стаи, а он, заблудший журавль продолжает курлыкать о свободе духа, о музыке и красоте Вселенной…».

В романе «Вечная невеста», как и в предыдущих своих произведениях, Ч. Айтматов использует различные формы и средства психологического анализа: монологи и диалоги, внутреннюю речь, образы-символы…

В романе встречается описание конкретных реалий жизни, так хорошо знакомых нам - современникам писателя.

Возвышенный стиль повествования чередуется с приземленным, низким. Авторская мысль объемлет высоту полета человеческого духа и низменность его существования в оболочке земного бытования. Показательны в этом отношении строки: «Оказавшись однажды в Лондоне, в молодые перестроечные годы по журналистским делам на конференции, он был крайне возмущен и потрясен тем, что в одном из фешенебельных лондонских отелей, в гостиничном туалете…звучала в тиши над клозетами волшебная музыка откуда-то с потолка, и должно быть транслируемая музыка служила тут своей верой и правдой круглые сутки… […] Прибывающие по нужде, совершали свои дела, входили и выходили из кабин, а в их честь в тот час звучал то ли сам Вагнер, то ли Шопен, то ли кто–то еще из гениев того века. О, какая музыка низвергалась с неведомых высот прямо в канализацию».

Арсен Саманчин – герой идеолог, этим напоминает образ Авдия Калистратова из романа "Плаха". Подобно ему он и идеологический герой, и идеологический изгой, находящийся в поисках истины - вечной невесты. Именно Арсену Саманчину автор доверяет выражение своих философско-публицистических мыслей.

Авдий Калистратов в романе "Плаха" искал своего Бога, прежде всего в себе. Арсен Саманчин – носитель генетической памяти этноса, выраженной, в данном случае, в легенде о Вечной невесте.

Заключение

«Плаха» и «Вечная невеста» - это крик, призыв автора одуматься, принять меры по сохранению жизни на земле. Это сильные по своему содержанию произведения способны оказать человеку неоценимую помощь в борьбе за новый, светлый, высоконравственный путь, который назначен ему природой. Айтматов дает понять, что все проблемы человечества рождаются от отсутствия нравственного начала в людях .

Поэтому прежде всего надо пробуждать в людях сострадание и любовь, честность и бескорыстность, доброту и понимание. Пробуждать нравственную память.

Чингиз Айтматов в каждой своей книге поднимает актуальные общечеловеческие проблемы, такие, как наркомания – «чума XX века», экология человеческой души, ее чистота и нравственность - извечное стремление людей к идеалу человека, и такую важную проблему в наше время, как природа, бережное отношение к ней.
Время требует от нас разрешения этих проблем, быстрого и правильного. Ведь сейчас человек сам, каждую минуту, убивает себя. Он «играет с огнем», сокращая свою жизнь, попросту прожигая ее драгоценные минуты, месяцы, годы одной выкуренной сигаретой, чрезмерным употреблением алкоголя, одной дозой наркотиков...

Разве потеря нравственности для человека не самоубийство? Ведь это будет бездушное существо, лишенное всяких чувств, способное разрушить гармонию природы, уничтожить ее создания: людей, животных, растения. Мы в наше время нуждаемся в духовно чистых людях, так как только такие люди могут отвести человека от плахи и избавить мир от зла, дав ему возможность встретиться с Вечной невестой. Мы считаем, что еще не одно поколение людей, среди которых всегда есть и стремящиеся собственным трудом добиться успеха, и старающиеся направить других на путь истинный, и просто желающие лучше понять человеческие взаимоотношения и характеры других людей, будут с большим интересом и удовольствием читать романы Ч. Айтматова. Его романы заставляют задуматься, как мы живем, вспомнить, как коротка жизнь...

Список использованной литературы

  1. Айтматов Ч. Плаха. Таллинн, «Ээсти раамат», 1990 г.
  2. Айтматов Ч., Когда падают горы (Вечная невеста). С-П., Издательский дом «Азбука классики», 2007 г.
  3. Воронов В. Чингиз Айтматов: Очерк творчества. М., «Правда», 1986 г.
  4. Гачев Г. Чингиз Айтматов: В свете мировой культуры. М., «Правда», 1989 г.
  5. Гачев Г. О том, как жить и как умирать. // «Литература», 2007 г., № 1
  6. Камаль Ад-дин. Поэтический реализм Чингиза Айтматова. Волгоград, издательский дом «МарТ», 1991 г.
  7. Медриш Д. Фольклорная традиция в творчестве Айтматова. // «Литература и фольклор», 1990 г., № 5.
  8. Мироненко Е. Фольклорно – мифологический контекст художественной прозы Чингиза Айтматова. Ростов-на-Дону, «АСТ», 1996
  9. Наурзбаева А. О средствах выражения национального своеобразия в творчестве Айтматова как двуязычного писателя.// «Вестник московского университета», 1997 г., № 2.
  10. Озмитель Е. Феномен Айтматова. // «Литературный Киргизстан», 1988 г., № 15.
  11. Садыков К. Фольклорные элементы в сюжетно – композиционной структуре романа Ч. Айтматова. // Киргизская литература в контексте русской художественной культуры: Сборник научных трудов, 1989 г.

Роман Чингиза Айтматова "Плаха". Творческий путь Ч. Айтматова. Анализ творческого пути. Роман "Плаха"-роман-метафора. Официальное признание и читательский интерес к творчеству Айтматова. Соизмерение жизни человека с космическим временем и пространством.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Роман Чингиза Айтматова «Плаха»

Творческий путь Ч. Айтматова

Роман «Плаха» - роман - метафора

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Целью данной работы является изучение и анализ творческого пути Чингиза Айтматова, его знаменитого романа «Плаха».

Его повести, и романы принадлежат не только дню сегодняшнему, но и завтрашнему, так как предвосхищают события истории, и нашего общества, и мира в целом.

Роман Чингиза Айтматова «Плаха» вызвал не только большой читательский интерес к себе. Он вызвал также острый интерес к суждениям критиков, оценивавших этот роман. В этом актуальность романа.

Роман «Плаха» о стихийном бедст-вии, о смертоносном обвале, который ощутил писатель как состояние чело-вечества в данный момент истории, но в то же время и о способах его задер-жания. Человечество сегодня, а вместе с ним и сама Жизнь на планете вплотную подошли к той роковой черте, за кото-рой нет Бытия. Это все отчетливее начинают понимать миллионы людей Земли. «Спасемся ли? Продлится ли жизнь в наших потомках?» -- вот вопросы, встающие се-годня перед каждым. И роман Айтматова дает на них от-вет--спасемся, если не утратим той сугубо человече-ской способности охватывать взором своим минувшее и предстоящее, которая единственно и способна помочь че-ловеку оказаться выше собственной жизни, выше эгои-стического «хочу!» В этой способности -- залог спасения и выживания не только самого человечества, но и всего то-го, в чем воплощена Жизнь на планете.

Среди задач можно выделить следующие:

Проанализировать творческий путь Ч. Айтматова,

Дать оценку критиками романа «Плаха».

В качестве теоретической базы были использованы работы Оскоцкого В., Папаниновой Н. и других авторов. Данные работы позволили дать более качественную оценку роману «Плаха».

Роман Чингиза Айтматова «Плаха» Творческий путь Ч.Айтматова

Айтматов Чингиз Торекулович -- прозаик, критик, публицист.

В 1937 г., в результате репрессий, он лишился отца, партийного работника, слушателя института Красной профессуры, а также и других родственников; большую роль в его формировании сыграли мать -- учи-тельница и бабушка -- знаток фолькло-ра. С 10 лет А. познал труд земледельца. В годы Великой Отечественной войны подростком исполнял обязанности секре-таря сельсовета, налогового агента, учет-чика комбайнового агрегата и т. д. Айтматов принадлежит к поколению, «не успевшему» на войну, но тяжкий опыт жизни народа в тылу впоследствии отразился в ряде его произведений -- изнурительный труд женщин, голодный блеск ребячьих глаз, страшные листки похоронок.

На рубеже 40--50-х гг. он учится в зооветеринарном техникуме, затем в Киргизском сельскохозяйственном институте, по оконча-нии которого (1953) три года работает зоотехником. В студенческие годы актив-но сотрудничает в газетах и журналах. На-чало писательского пути -- рассказ «Га-зетчик Дзюйдо» (1952). К середине 50-х гг. он уже известен в республике не только как автор актуальных публицисти-ческих выступлений, но и как талантли-вый и своеобразный новеллист: «Сопер-ники» (1956), «Трудная переправа и др. Знаменитые «Повести гор и сте-пей» -- «Верблюжий глаз» и «Тополек мой в красной косынке» (1961), «Пер-вый учитель» и «Материнское поле» (1963), «Прощай, Гюльсары» (1966), «Ранние журавли» (1975)--были страст-ными, то обличающими, то исполненными самой светлой веры и надежды повест-вованиями о подлинной человечности.

Официальное признание и читатель-ский интерес к творчеству Айтматова увеличи-вался с каждой новой книгой, и после выхода сборника «Повести гор и степей» становится одним из самых молодых лауреатов Ленин-ской премии (1963), затем трижды удо-стаивается Государственных премий (1968, 1977, 1983). В 1978 г.- титул народного писателя Киргизской ССР. Новый этап творчества открывает-ся романом «И дольше века длится день». В 1990 г. опублико-вано дополнение: «Повесть к роману»-- «Белое облако Чингисхана», где судьба одного из самых трагических героев -- учителя Абуталипа -- развивается в соот-несенности с древней легендой. В 1986 г. появляется «Плаха», «роман-крик» об опасности восхождения на плаху всего человечества.

Автор как бы предла-гает читателю свои условия игры -- воз-можность собственного моделирования деталей в «предлагаемых обстоятель-ствах». Но главное для него-- мораль притчи, нравственный категорический императив.

Подобное художественное решение вызовет еще более бурную дискуссию, когда в «Плахе» (1986) Айтматов противопо-ставит бурям современности не пожилого мудрого «человека трудолюбивой души», а искреннего, честного, ищущего, но сла-бого, беззащитного в своей инфантильно-сти представителя современной молоде-жи, Авдия. Утверждая взаимосвязь, взаимообусловленность времен, идею преемственности самых высоких нравст-венных идеалов человечества, Айтматов предло-жит на этот раз сопряжение сюжета конца XX столетия с сюжетом биб-лейским.

1.2 Роман «Плаха» - роман - метафора

Роман «Плаха» продолжает тему апокалип-сиса. Весь роман изобилует смертями и апокалипсическими сценами: от са-мых первых страниц и до последней. Все произведения Айтматова полны трагизма, но такого обнаженного, жестокого, натуралистического изо-бражения смерти и убийств не было еще в творчестве писателя. Роман «Плаха» -- крик души, как «крик жиз-ни, крик человека с вознесенными ввысь руками», увидевшего, «что все летит в тартарары, низвергается в огненную пропасть», над которой ме-чется в страшной тоске и страданиях Бог -- Завтра, рожденный мыслью Ав-дия. Ощущением общечеловеческой катастрофы веет со страниц книги.

Роман «Плаха» о стихийном бедст-вии, о смертоносном обвале, который ощутил писатель как состояние чело-вечества в данный момент истории, но в то же время и о способах его задер-жания, дабы обвал не погреб под веч-ными снегами ядерной войны, как это произошло на перевале Ала-Монго с чабаном Эрназаром. Обвал представ-ляется писателю как следствие утери нравственных, моральных, этических сдерживателей неуемной энергии чело-веческого поиска, метаний, «вечно жаждущий мятежа, новшеств, отрица-ний».

Обвал -- это и наркомания, и дегра-дация человека, и усилившаяся жес-токость в обращении с природой, с ок-ружающими людьми, и постоянный страх перед военной угрозой, и потеря смысла жизни, и отсутствие веры, идеала.

Обвал и облава в романе являются метафорическими синонимами, образа-ми, близкими по смыслу. Облавы, со-вершаемые человеком ради собствен-ных корыстных целей,-- «план по мясосдаче», поджог древних камышей («а что в таком случае камыши, когда гибель самого озера, пусть и уникаль-ного, никого не остановит, если речь идет о дефицитном сырье. Ради этого можно выпотрошить земной шар, как тыкву»), разорение волчьего лого-ва-- понимаются писателем, как не-кий селевой поток, смывающий все живое на своем пути, а также уничто-жающий человеческое в человеке.

Айтматов являет лицо человека «так близко и так страшно» «в облитой кровью с головы до ног одежде», ув-леченного, захваченного этой разбуше-вавшейся стихией вседозволенности.

Образ залитого кровью человека не-однократно появляется в книге, и ка-жется, что достигает апогея в страш-ном сне Бостона о погибшем Эрназаре. «Тревожно и жутко. Хочется кричать. Но он продолжает медленно опускать-ся все глубже и глубже в чудовищное ледяное подземелье, и, наконец, свет фо-наря выхватывает из тьмы вмерзшего в лед Эрназара: Эрназар... стоит на коленях, шуба задралась ему на голо-ву, лицо его залито кровью, губы креп-ко слоты, глаза закрыты». Но в конце романа явится еще более страшный образ маленького Кенджеша, убитого родным отцом. «Не веря глазам своим, Бостон склонился над телом сына, за-литым алой кровью, медленно поднял его с земли и, прижимая к груди, по-пятился назад, удивляясь почему-то синим глазам издыхающей волчицы». Так вновь вернулся в творчество Айт-матова мотив убийства отцом сына, как это уже было в «Прощай, Гульсары», в легенде и «Песне охотника». Но возник в новом аспекте. В отличие от легенды, рассказанной в повести, где возмездие настигло отца и сына по их собственной вине, в «Плахе» гиб-нет безвинное, чистое дитя. Это уже не слеза ребенка Ф. Достоевского, а кровь и бездыханное тельце сына Бос-тона. Можно сколько угодно утешать себя: «А что Бостону оставалось де-лать, это трагическое стечение обстоя-тельств...» Писатель же точно знает, что так дальше жить нельзя; так -- создавая трагические обстоятельства, в которых жить нельзя; так -- создавая трагические обстоятельства, в которых человек -- прекрасный и сильный -- од-ним выстрелом убивает «великую ма-терь всего сущего» и младенца чело-веческого -- последнюю отраду и на-дежду. А как надо жить?

Вопрос, мучающий расстригу Авдия, чабана Бостона и каждого читающего «Плаху». Писатель же отвечает на не-го однозначно: так как человечество жило до сих пор, давая волю своим низменным, темным сторонам натуры, дальше жить невозможно. Каждому не-обходимо совершить усилие души, дабы прекратить вращение Земли, как кару-сели кровавых драм. А именно такой предстает модель мира человека в ро-мане Айтматова.

В первом своем романе Айтматов соразмерил жизнь человека с косми-ческим временем и пространством, в котором и без человека существует бу-дущее--жизнь на планете Лесная Грудь. В «Плахе» же писатель пока-зал, что на Земле понятие прошлого, настоящего, будущего связано и сораз-мерно лишь с человеческой жизнью и историей. Поэтому стержневым в ро-мане является образ Христа. Образ, с одной стороны, канонический, закреп-ленный не только в религиозной, но и художественной литературе, несущий в себе все самое догматическое и спор-ное, что присуще жизни человеческой. Образ, сразу же раздвигающий фило-софские, ассоциативные, метафориче-ские рамки повествования. Иисус Христос, проживающий свои послед-ние часы перед смертью, композици-онно находится в центре повествования между двумя «восхождениями» на пла-ху Авдия Каллистратова, между жиз-ненными борениями этого юного «попа-расстриги», «вытолкнутого» в круго-вращение жизни, и многоопытного, крепко стоящего на ногах чабана Бос-тона Уркунчиева. Христос возникает в мыслях Авдия после неудачного раз-говора с анашистами.

Горят прозрачно-синие глаза Иису-са, столь поразившие в свое время Понтия Пилата. Такие же необыкно-венно синие, как глаза великой вол-чицы Акбары -- «матери всего суще-го», приводящие в изумление Авдия и Бостона. Такие же синие, как «великое озеро Иссык-Куль», к которому в пос-ледние мгновения жизни стремится трагический сыноубийца, а синий Ис-сык-Куль в поэтике Айтматова еще в «Белом пароходе» утвердился как ме-тафора ока небесного, опушенного рес-ницами береговых реликтовых лесов, чистого, как глаз белой маралихи... Так в романе выстраивается времен-ная вертикаль -- романное время вби-рает в себя уже не только судьба ге-роев, но и всей цивилизации.

Временную вертикаль романа «пере-секает» горизонтальный пласт современной жизни, определяющийся траги-ческим бегом великой волчицы Акба-ры, появляющейся на первой же стра-нице произведения. Жизни Авдия, Бос-тона, волков текут параллельно, одно-временно; последовательными их де-лает условность литературы как вре-менного вида искусства, которую пи-сатель использовал, превратив из огра-ниченности в своеобразие художест-венного приема -- бег волков связыва-ет воедино пространство -- время ро-мана, соединяя осколки единичных су-деб в одно целое. И рождается в рома-не метафорический образ на грани сюрреалистического -- образ Креста, распятия, плахи жизни. То проскользит крестообразная тень парящей в синем небе птицы. «То твоя смерть кружит!» -- скажет о ней Понтий Пилат тщедушному смерт-нику.-- «Она над всеми нами кру-жит»,-- отзовется Иисус, которому предстоит через несколько часов само-му стать похожим на «большую птицу с раскинутыми крылами». Это совмеще-ние птицы и человека, в образе распя-того произойдет в конце 2-й части ро-мана, когда в мучениях будут проте-кать последние минуты жизни Авдия. А то поднимутся птицы «тучами, огла-шая степь на много верст вокруг ог-лушительными криками», переживая тот апокалипсис в приалдашских, ох-ваченных пожаром камышах, резуль-тат которого предощущал авдиевский Иисус накануне своей казни -- «пре-вращения» в большую птицу: «все бы-ло мертво, все сплошь покрыто черным пеплом отбушевавших пожаров, зем-ля лежала сплошь в руинах...»

Бег Акбары -- не только «крестови-на» распятия, но и линия, соединяю-щая два пространства романа -- про-странство равнины (горизонтали) и пространство гор (вертикали). В од-ном обитает Авдий, который мотает-ся по бескрайним просторам, уносясь мыслями и чувствами ввысь, пытаясь добраться до вершин Духа, Добра и Любви. В другом живет Бостон -- Се-рая шуба, путь которого складывается из спусков и подъемов с гор на рав-нину и обратно. Думы Бостона далеко не улетают -- кружат вокруг кошар, пастбищ, тяжкой жизни чабана. Авдий тщедушен, почти нематериален, он более реален.

Критики считают, что лучшие страницы «Плахи» -- на которых писатель изображает «пылающую саванну, го-ре матери Акбары, жуткие картины истребления сайга-ков», худшие -- на которых «эксплуатация высокой темы», то есть евангельской легенды о Христе и др.

Заключение

Проделанная работа позволяет сделать вывод о том, что роман Айтматова, как, впрочем, и любое дру-гое произведение, не может быть понят сам по себе, изо-лированно от творчества самого писателя, от того, что происходит в современной литература, в современном искусстве. Его не понять и в отрыве от всего мира: от того, что происходит в недрах семипалатинских и других шахт, изолированно от Рейкьявика и Женевы. Он мо-жет и должен быть понят в контексте всей современней культуры. Не как одиночное произведение, созданное для эстетической услады, а как роман-крик, роман-призыв, роман-раздумье, роман, созданный для того, чтобы жизнь продлилась и победила. Чингиз Айтматов давно уже стал одним из ведущих писателей нашего времени. И в романе «Плаха», выпол-няя высокую миссию художника: быть духовным вождем людей, -- он вскапывает те пласты бытия, поднимает те вопросы, которые грозно требуют своего осмысления и выражения в слове.Так рядом с классической для нашей литературы 60-- 70-х годов, в том числе и для Айтматова тех лет, темой памяти, нацеленной на то, чтобы запечатлеть течение времени, возникает характерная для 80-х тема некласси-ческого, «магического» времени, максимально сближаю-щая не только прошлое и настоящее, но и побуждаю-щая все чаще и тревожнее вспоминать о будущем.

Каждый раз произведе-ния Айтматова застают врасплох, по-вергают в сомнения и растерянность читателя и критика яркой публици-стичностью, острой социальностью и высоким уровнем художественности, подкрепленным философской глубиной и наполненностью. В этом суть фено-мена Айтматова-писателя. Все его про-изведения, казалось бы, сотканные из сиюминутных, наиактуальнейших мо-ментов нашей жизни, несут глубинные пласты, заключающие в себе осмысле-ние сложнейших социальных, психо-логических, общечеловеческих проблем. Его повести, и романы принадлежат не только дню сегодняшнему, но и завтрашнему, так как предвосхищают события истории, и нашего общества, и мира в целом. Примером этому является роман «Плаха».

Список литературы

1. Айтматов Ч. Плача на коленях, восстань во гневе.- М.,1988.- 156с.

1. Не только выжить // Литературное обозрение.- 1987.- №5.- с.39-49

2. Оскоцкий. В И день и век // Знамя.- 1988.- №12 .- с. 204-208

3. Оскоцкий. В Портрет современной прозы.- М.: Знание, 1989.-64с.

4. Папанинова Н Романы метафоры Чингиза Айтматова // Литература в школе.- 1988.- №5 .- с.7-16

Подобные документы

    Изучение романа Чингиза Айтматова "Плаха". Исследование системы нравственных ценностей и духовного мира человека эпохи шестидесятых годов прошлого столетия: что он считает злом, а что добром, во что верит, что является целью его жизни и смыслом бытия.

    научная работа , добавлен 05.02.2011

    Изучение биографических данных Чингиза Айтматова - художника и мыслителя, писателя-гуманиста. Анализ социально-нравственных инициатив Ч. Айтматова, художественное своеобразие мифов и легенд в произведениях "Белый пароход", "И дольше века длится день".

    курсовая работа , добавлен 18.03.2010

    Сведения о семье писателя, юности, пути в литературу. Произведения, периоды творческого развития Ч. Айтматова. Сочетание в его романах напряженного драматизма в описании характеров и ситуаций с лирическим строем, в описании природы и обычаев народа.

    презентация , добавлен 30.10.2012

    Изучение биографии французского писателя, драматурга, основателя атеистического экзистенциализма Альбера Камю. Анализ литературной деятельности поэтессы Юлии Друниной, писателей Эрнеста Хемингуэя т Чингиза Айтматова. Обзор их сравнения автором с цветами.

    доклад , добавлен 14.09.2011

    Краткие сведения о жизненном пути и деятельности Чингиза Торекуловича Айтматова - киргизского прозаика, пишущего на русском и киргизском языках. Повести "Джамиля" и "Повести гор и степей", которые принесли писателю широкую известность и Ленинскую премию.

    презентация , добавлен 20.05.2015

    Биография, жизненный и творческий путь Эмиля Золя. Первый полуавтобиографический роман "Исповедь Клода". Роман "Мадлен Фера" первая попытка показать в действии законы наследственности. Последние годы жизни Золя. Пантеон - место захоронения Эмиля Золя.

    презентация , добавлен 01.11.2010

    Творческий путь Федора Михайловича Достоевского. Драматизм жизни писателя. Природа человеческих поступков. Последний роман классика мировой литературы. Анализ личности двух братьев, попытка определить чья правда победила в романе "Братья Карамазовы".

    реферат , добавлен 30.01.2013

    Роман "Запахи. Історія одного вбивці" як класичний взірець постмодерністської прози. Вплив фаз дорослішання Гренуя на його ставлення до оточуючих запахів. "Темні генії" XVIII століття. Роман П. Зюскінда "Запахи" як історія життя і загибелі парфумера.

    реферат , добавлен 19.07.2011

    Евгений Онегин - реалистический роман, написанный в стихах, "энциклопедия русской жизни", описание столичного и провинциального дворянства 20 гг. XIX века: изображение быта, жизни, интересов дворянства, ироническая характеристика представителей общества.

    реферат , добавлен 08.12.2010

    "Театральный роман" М.А. Булгакова - произведение о писательском опыте Сергея Максудова. Идея романа - проблема столкновения двух миров: внутреннего мира человека, создавшего произведение и внешнего, недружелюбного, с которым герой не в силах бороться.

Тема: "Основные проблемы в романе Ч.Айтматова «Плаха".

Цели урока:

Образовательная: изучение романа Ч. Айтматова «Плаха», помочь учащимся понять идейную направленность произведения, обсудить главные проблемы романа.

Развивающая: повышать коммуникативную и речевую компетентность учащихся, развивать умения и навыки анализа текста.

Воспитывающая: формировать ценностное отношение к жизни, природе; повышать культуроведческую компетенцию школьников.

Тип урока: чтение и изучение художественного текста.

Форма урока: работа в творческой мастерской.

Оборудование урока: портрет писателя, картина Н.Н. Ге “Что есть истина? Христос и Пилат”, компьютерная презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока.

I. Вступительное слово учителя.

II. Слово о Ч. Айтматове.

III. Сюжет,структура романа

IV. Выяснение и обсуждение основных проблем:

Экологическая проблема.

Проблема богоискательства.

Проблема наркомании.

Проблема вседозволенности.

Проблема совести.

V.Итог урока.

VI.Домашнее задание.

Вступительное слово учителя.(Слайд 2.)

Сегодня на уроке, ребята, мы обсудим некоторые проблемы романа Ч. Айтматова “Плаха”. Роман, появившись в 1986 году в журнале “Новый мир”, вызвал много разных споров. Споры не стихают до сих пор. Как все неординарное, и этот роман вызывает у читателей разную реакцию. От реакции восторга до полного отрицания как в смысле художественности, так и правдивости некоторых образов, обвиняют в бескомпозиционности роман, в бессюжетности. Много споров вызывает образ Авдия. Приписывают надуманность и ненужность линии Понтий Пилат - Христос.

Считают самым слабым произведением писателя. Что касается первых утверждений, то они спорны. А то, что роман этот поднимает актуальные проблемы современности - это бесспорно.

Ч. Айтматов - один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы, прежде всего с точки зрения нравственно-философских проблем.

“Плаха” - многоплановое, очень сложное произведение, в котором переплетаются несколько сюжетных линий. Главная тема романа - противостояние человека и природы, о трагическом столкновении человека и природы. С необыкновенной яркостью Айтматов сумел передать свои переживания, свою боль и радость, изображая удивительный мир, живущий по своим законам природы, и человека, варварски относящегося к этому миру.

Слово о Ч. Айтматове. (Сообщение подготовленного ученика). .(Слайд 3-8.)

Родился в 1928 году в селе Шекер, ныне Таласской области Киргизии. Его отец Торекул Айтматов был видным государственным деятелем Киргизской ССР, но в 1937 году был арестован, а в 1938 расстрелян. Мать, Нагима Хамзиевна Абдулвалиева, татарка по национальности, была актрисой в местном театре.

Окончив восемь классов, поступил в Джамбульский зоотехникум, который окончил с отличием. В 1948 году Айтматов поступил в сельскохозяйственный институт во Фрунзе, который окончил в 1953. В 1952 начал публиковать в периодической печати рассказы на киргизском языке. По окончании института в течение трёх лет работал в НИИ скотоводства, одновременно продолжая писать и печатать рассказы. В 1956 поступил на Высшие литературные курсы в Москве (окончил в 1958). В год окончания курсов в журнале «Октябрь» был опубликован его рассказ «Лицом к лицу» (перевод с киргизского). В том же году были опубликованы его рассказы в журнале «Новый мир», а также вышла в свет повесть «Джамиля́», принёсшая Айтматову мировую известность.

31 августа 1973 года Чингиз Айтматов подписал Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о Солженицыне и Сахарове.

В 1990—1994 работал послом СССР и России в странах Бенилюкса. До марта 2008 года был послом Киргизии во Франции, Бельгии, Люксембурге и Нидерландах. С 6 января 1994 на пенсии.

В 2006 г. участвовал в выпуске книги «Автограф века».

Депутат Верховного Совета СССР, народный депутат СССР, член Президентского совета СССР, член ЦК Компартии Киргизии, член секретариата Союза писателей и Союза кинематографистов, один из руководителей Советского комитета солидарности со странами Азии и Африки, главный редактор журнала «Иностранная литература», инициатор международного интеллектуального движения «Иссык-кульский форум».

Умер 10 июня 2008 года в больнице немецкого города Нюрнберг в клинике, где находился на лечении. Похоронен 14 июня в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит» в пригороде Бишкека.

Сюжет,структура романа.

Прочитайте эпиграф урока. Как вы его соотнесете с романом «Плаха»?

(Роман Ч.Айтматова "Плаха" основан на идее противоречивости человеческой природы. С одной стороны - человек подчиняет себе и использует природу, потребляя её через плоды своей деятельности, а с другой стороны - разрушает своими преобразованиями. Таким образом, мир природы превращается в мир человеческий. Между ними должны быть установлены отношения родства, гармонии, но на самом деле - всё наоборот. Об этом и говорит Чингиз Айтматов. Дисгармония приводит к трагедии, приводит род человеческий на плаху!)

.(Слайд 9-14.)

Роман построен сложно. В нём переплетаются две основные сюжетные линии - жизнь волчьего семейства, и судьба Авдия Каллистратова.

Что вы узнали об Авдии Каллистратове из романа?

(Главный герой романа - Авдий Каллистратов, бывший семинарист, выезжает по заданию молодой редакции в Моюнкумскую саванну за материалом про анашистов, собирающих коноплю. Им движет не только задание газеты, а и мысль спасти павших и снова сделать из них людей. Его духовности и идеи утверждения добра только добром противостоит "идея" Гришана, вожака анашистов, убежденного в том, что и он помогает людям на их дороге к счастью. "Я - говорит он Авдию, - помогаю людям почувствовать счастье, познать Бога в кайфе. Я даю им то, что вы не можете дать им ни своими проповедями, ни молитвами... У меня к Богу есть свой путь, я вхожу к нему иначе, с черного хода. Не так твой Бог разборчив и недоступен, как тебе мнится...". Гришан не может понять того, сто не в кайфе человек получает наслаждение, теряя контроль над собой и настоящую свободу.

Как видим, противостояние героев перерастает во взаимную непринимаемость понятий про добро и зло, про счастье и свободу человека. При этом выражается мысль о том, что какой-либо дурман - наркотический, религиозный - зло. Однако выход из этого зла каждый видит по-своему, и каждый идет на свою плаху: компания Гришана - на лаву подсудимых, а Авдий - не переубедив никого, побитый, летит, выкинутый ими на ходу с поезда, под укос.

Наивный Авдий воспринимает мир только через "свет добра" и, сам того не замечая, иногда становится орудием в руках зла. Не поняв навязанной ему роли, начинает бороться с этим злом и снова идет на плаху. Так случайно он становится участником "моюнкумской войны" - варварского уничтожения животных во имя выполнения плана мясозаготовки.)

С огромной силой Ч. Айтматов изображает апокалипсическую картину побоища. "Врезаясь машинами в гущу загнанных, уже бессильных сайгаков, стрелки валили животных направо и налево, ещё больше нагнетая панику. Страх достиг таких апокалипсических размеров, что волчице Акбаре, которая от выстрелов, казалось, что весь мир оглох и онемел, что всюду царит хаос и само солнце, которое беззвучно пылает над головой, так же гонят с ними в этой облаве"

Мимолетный участник этого побоища Авдий не может победить реальное зло, и только ратует пьяных облавщиков. И снова Авдий не снимает креста, который наложил на себя добровольно, и несёт его до приготовленной ему Голгофы.

Этот роман - как крик. Как отчаянный призыв, обращенный к каждому из нас. Одуматься. Осознать свою ответственность. За всё, что так - на пределе - обострилось и сгустилось в мире.

Синеглазая волчица пощадила Авдия, а люди - распяли. "Спаси меня, волчица", - произнёс вдруг умирающий Авдий. Услышь меня, прекрасная мать - волчица", - думает он и перед самой смертью он видит волчицу. "Ты пришла..." - И голова его безвольно упала вниз".

IV. Обсуждение основных проблем.

1)Экологическая проблема.

Писатель признается, что “хотел бы отразить всю сложность мира, чтобы читатель вместе со мной прошел через большие духовные пространства и поднялся на более высокую ступень. Я хотел бы разбудить совесть в людях, глубокие мысли, с тем чтобы люди лучше понимали свое время, свою жизнь. Они не должны себя защищать ни в раю, ни в аду. Они должны действительно понимать реальность, и именно для этого им нужна литература”.

Своеобразие задач вызвало и своеобразие поэтики романа. Глобальность замысла не укладывалась ни в рамки “обличительной”, ни “экологической”, ни традиционной социально-аналитической прозы. История волков была воспринята читателем благожелательно, эта линия повествования захватывала своей художественной мощью. Волки здесь не проходные, а может быть даже главные, либо в ряду главных, образы - характеры.

Выступление обучающегося. (Журнал “Москва”)

(Самое яркое и сильное в романе - начало. Сцена бойни сайгаков, когда, подобно пожару в Африке, мчатся рядом леопард, антилопа, тигр - все рядом, потому что общая беда гонит. Здесь то же самое - сайгаки, волки - все вместе, гонит общая беда - человек. Эти сцены блестяще написаны.)(Слайд 15-16)

Ученик читает отрывок из начала.

Случайно ли введены в роман волки? .)(Слайд 17-18)

(Волки для тюрков - тотемные животные. И сами имена их: Акбара - “великая”, Ташчайнар - “переламывающий камни” - означают силу, уничтожающую все перед собой. У Айтматова всегда все ощущения точны, все продумано. И все-таки в этом произведении Айтматов - художник традиционный. Он работает в киргизской, казахской традициях. Образы животных проходят почти через все произведения Ч. Айтматова, восходят к народно - поэтическому эпосу.

(“Прощай, Гульсары” - “великий конь” Гульсары,

“Буранный полустанок” - верблюд Коронар,

“Белый пароход” - рогатая мать - олениха).

С образами волков связана в романе и проблематика человечности. Многие критики пытались говорить, что Айтматов пытается осмыслить старый тезис “человек человеку - волк”, а может быть, наоборот волк волку - человек? А мотив совести разве не проходит через синеглазую, очеловеченную волчицу Акбару?

Волки не просто очеловечены в романе. Они наделены в нем высокой нравственной силой, благородством, чего лишены люди, противопоставленные им в романе. Именно в Акбаре и Ташчайнаре олицетворено то, что издавна присуще человеку: чувство любви к детям, тоска по ним. Причем они не сводятся к одному лишь инстинкту, а как бы озарены сознанием. Глубоко человечна и та высокая, самоотверженная верность друг другу, которая определяет все поведение Акбары и Ташчайнара.

Даром нравственной памяти наделена Айтматовым Акбара. Она имеет в себе не только образ беды, постигшей ее род, но и осознает ее как нарушение нравственного закона, который никогда и нигде не должен быть нарушен. Пока не трогали ее саванну, Акбара могла, встретив в степи беспомощного человека, отпустить его. Теперь, загнанная в тупик, отчаявшаяся и озлобленная, она обречена на схватку с человеком. Очень важно при этом, что в борьбе гибнет не только Базарбай, заслуживший кару, но и невинный ребенок.

Животные из киргизского эпоса в произведениях Ч. Айтматова, в частности волки, тесно связаны с родом человеческим. Мир природы и мир социальный взаимосвязаны. Вооружаемый научно - технической революцией и лишенный исторической памяти, природного чувства и социального разума человек обрекает природу, а значит и самого себя, на уничтожение - на смерть.

Сайгаки - ровесники динозавров. Об этом пишут ученые. В роман вошли публицистические факты, картинки.

С образами животных связаны и многие легенды у Ч.Айтматова.

Какова роль легенд в произведениях Ч Айтматова?

Обратимся к самым ярким.(Слайд 18)

“Белый пароход”

“Буранный полустанок”

“Плаха” (“Шестеро и седьмой”)

(Выступают заранее подготовленные ученики).

В “Белом пароходе” легенда становится концептуальной основой повести - это образное выражение нашей “родственной связи” с матерью природой, напоминание об ответственности ныне живущих и будущих поколений за ее сбережение. Легенда о “манкурте”.

Ракетный “Обруч” вокруг чела Земли - это ведь некий аналог того “шири” из сыромятной кожи, который по мере усыхания на голове человека - раба сдавливал ее с такой силой, что начисто лишал памяти. Ракеты - роботы вышли на перекрестные околоземные орбиты, мы боимся, что они также сдавят нашу прекрасную Землю, как эти “шири”. И мы должны спасти землю от ядерных ракет, взрывов. Это главная экологическая проблема. Спасти Землю.

Проблема наркомании и тесно связанная с ней тема вседозволенности.

Эта проблема (наркомании) в романе считается “молодежной”. Эта конкретная проблема обращена к конкретной болевой точке нашего общественного бытия. В романе начат (проблема, естественно, не решена какими-то рекомендациями - рецептами) разговор о наркомании, о разветвленной системе самообслуживания в этой уголовно-наказуемой области. Эта проблема, как и проблема алкоголизма, волнует всех: общество в целом, родителей; нас, учителей и, конечно вас Еще страшнее становится от публикаций в газетах и журналах, связанных с проблемой наркомании. Вопрос очень актуальный и болевой.

Что вы знаете о проблеме, о фактах? (из газетно-журнальных статей)(Слайд 19)

А как решается эта проблема в романе? (характеристика группы Гришана) Волчица в конопле.

Сегодня мы говорим Ч. Айтматову Большое спасибо за то, что он одним из первых поднял в художественной литературе тему наркомании, мы смотрим не только на факты, но на то, какая философская глубина за этим романом.

Тема вседозволенности(.Слайд 20)

Писатель видит внутреннюю связь между уголовниками - наркоманами, убивающими Авдия и считающими для все дозволенным. Сближает их равнодушие к человеку, их нравственная неполноценность. Резко прорезаются конфликты времени.

Выступают ранее подготовленные ученики.

Сегодня бытует идея вседозволенности. (Обер-Кандалов, Гришан, Базарбай).

Как вы понимаете ее? Есть ли примеры в классической литературе? (Образ Раскольникова) Ницше - Гитлер.

Чем страшна эта идея в современной литературе?

(Гришан и Обер-Кандалов - бандитские лидеры. Гришан не лишен претензий на роль сатаны, а Кандалов - на роль выразителя традиций “работяги” - винтика.

Писатель стремится досказать, довыразить то, что в жизни иногда выступает в стертом виде, не всегда формируется, он докапывается до дна - до идеологической сути наблюдаемого явления.)

Чем опасны Гришаны, Обер-Кандаловы, Координаторы, Кочкорбаевы в нашем обществе?

Идея, оторвавшаяся от живой реальности, жизни человека, общества, идея, безразличная к жизни, к живым нуждам человека, общества, будь она самая гуманная в своих истоках, перерождается, превращается в преступный тормоз развивающейся жизни, эволюции самого человека. Вот он, главный конфликт романа, - противостояние застылости и трепетной жизни, догматизма и творческого начала.

В мире, где ни на миг не утихает борьба идеологий, миропониманий, мироотношений, писатель защищает приоритет мысли, опирающейся на живые реальности человеческого бытия, приоритет творческой гуманистической мысли.

Когда угасает творческое начало, разрывается связь мысли и реальности, наступает застой в обществе, чреватый пагубными последствиями не только в экономической, но и социально-нравственной сферах жизни. Это случилось и в последнее десятилетие в нашей стране.

Почему появились в обществе Обер-Кандаловы, Гришаны?

В подобной обстановке безвременья появляются и начинают процветать такие преступные “функционеры”, как Гришан, вербующий и развращающий неоперившихся юнцов; в эту пору преуспевают такие типы, как бандит Обер-Кандалов, спаивающий современный деклассированный люд, толкающий их на убийство.

Эти характеры имеют реальных прототипов и идут от нашей действительности.

Проблема богоискательства.(Слайд 21-24)

Зачем Ч. Айтматов обратился к христианству?

Как вы понимаете эту проблему?

Он обратился к максимально возможному мифу, ему нужен был рассуждающий Христос, философ, который сам объясняет свое учение, который увидел пророческим взглядом обезлюдевшую землю: люди сами себя могут уничтожить… И иные мысли очень глубоки в философском смысле, например, о жертве, как о форме существования идей.

Может быть, плаха есть форма существования сверхидей, недаром и социальные идеи утверждаются жертвенной кровью?

Линия Понтия Пилата и Христа. Чтобы до конца понять необходимость ее включения в роман, надо очень внимательно читать диалог Пилата и Христа. Это же диалог о соотносительности Добра и Зла!

С этой проблемой тесно связан образ Авдия.

В романе Ч. Айтматова есть внутренняя проблематика, а не только внешнее опоясывание, прошитое волками.

Главная проблема, как поступать, какому закону подчиняться - закону свободы личности (линия Авдия, Христа) или закону рока, судьбы (линия Бостона). Судьба или свобода - это главное, что связует роман. Поэтому даже и последняя часть, написанная в духе других айтматовских произведений, читается только на фоне предыдущего табло.

Там было “не убий”, здесь разыгрывается трагедия рока.

Линию “не убий” проводит писатель через образ Авдия.

V.Итог урока

Реалистичен ли образ Авдия?

Возможны ли в жизни такие люди? Как им живется? Не встречали ли вы подобных среди современной молодежи? Какие чувства он у вас вызывает? (скептицизм, жалость, недоверчивость, опасность и т.д.)

Проблема совести решается через любимый образ писателя Бостона

Существует в критике мнение, что герои Ч. Айтматова в “Плахе” - жертвы рока.

Считаете ли вы Бостона жертвой рока?

Против чего он борется? И кого? (Он не с роком борется, не с судьбой! Он выступает против универсальной развратной религии вооруженного превосходства. Ему противостоит совхозный парторг Кочкорбаев, тоскующий по былым временам; подлец Базарбай). Это тот же Едигей, который хочет честно жить и работать, не более того. Однако жестокий, чуждый, враждебный мир приходит к Бостону - не за его грехи, за чужие.

Приходит трагедия, в которой он не виноват, а расплачиваться - ему.

Он восходит на свою плаху.

Как вы понимаете смысл названия “Плаха”?

VI Д./з. Написать сочинение -миниатюру

Бизнес идеи