Основные принципы деятельности полиции зарубежных стран. Организация и деятельность полиции (милиции) зарубежных государств (200,00 руб.) Законность полиции зарубежных стран pdf

Термин «полиция» имеет несколько официальных определений:

1. управление государством (администрация), система особых органов надзора и принуждения, а также войска внутреннего назначения;

2. система особых органов по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Полиция проводит расследование некоторых видов правонарушений;

3. военная полиция - служба в вооружённых силах некоторых государств (в США, Великобритании, Германии и др.), контролирующая движение на дорогах; осуществляет задержание дезертиров, расследование преступлений и др.

История полиции

Концепция полицейских сил, как органа обеспечивающего защиту правопорядка и исполнение закона, восходит к использованию военизированных формирований для охраны мира и спокойствия таких как, например Преторианская Гвардия в Древнем Риме. Римская империя, кстати, достигла больших высот в развитии способов защиты законности, и эта система сохранялась до распада империи и влияние её чувствовалось ещё на протяжении Средних веков. С начала V века н.э. полицейские функции стали возлагаться на наместников и местных вельмож.

В Средние века, в частности в Англии, полицейские обязанности исполнялись местной знатью или их личной охраной. Каждый вельможа исполнял роль чиновника-констебля, для поддержания законности и порядка в регионе. Это обусловлено феодальными отношениями, преобладавшими в это время, простой народ искал защиты своей жизни и прав у своего хозяина. В обязанности констебля входил арест преступников и их содержание под стражей. В течение многих лет должность констебля была не оплачиваемой и люди исполняли эти обязанности поочерёдно. Вследствие этого должность констебля не пользовалась популярностью и к середине XVI века богатые граждане стали нанимать себе заместителей, дабы не исполнять эту работу самим. Этот факт можно считать первыми зачатками формирования полицейского аппарата. Но вскоре эта практика получила широкое распространение, и качество полицейской работы резко ухудшилось.

Во Франции XVII века, королём Людовиком XIV была создана небольшая специализированная группа, состоящая из 40 инспекторов, которые при помощи некоторого количества оплачиваемых информаторов, снабжали власти информацией о поведение частных лиц. Затем король, по своему усмотрению, применял соответствующие меры. Эта система продолжала существовать и при королях Людовике XV и Людовике XVI. После Великой Французской Революции, было образованно два отдельных полицейских органа: один занимался общими делами, другой – политическими преступлениями.

В 1663 году в Лондоне была введена должность сторожа (её обычно занимали старики, которые не могли найти другой работы) для охраны улиц в ночной время. До конца XVIII века эти малоэффективные сторожа вместе с констеблями оставались единственными полицейскими силами города. Неспособность сторожей и констеблей поддерживать надлежащий уровень законности в стране а, особенно в Лондоне, привела к необходимости создания более эффективных формирований и организаций. После долгих Парламентских дебатов, британский чиновник сэр Роберт Пил в 1829 году учредил Метропольную полицию Лондона, которая стала первой полицейской организацией современности. Развитие Британской полиции очень важно, поскольку она стала прообразом полицейских сил не только в США, но и во всех промышленно развитых странах.

Основной концепцией деятельности Метропольной Полиции являлось предотвращение преступлений и контроль над преступностью. В её деятельность также были заложены принципы сотрудничества с населением и народного суда. Организация полиции была хорошо поставлена и в ней царила жестокая дисциплина. После короткого периода общественного скептицизма по поводу данной организации, идея Метропольной полиции была перенесена на всю территорию Великобритании. Через несколько лет была образованна Королевская Ирландская Констебулярия, а чуть позже подобные организации были созданы в Канаде, Индии и в Австралии. Многие государства, воодушевлённые успехом этой системы, также внедрили у себя британский опыт.

В США первый постоянный полицейский департамент был образован в 1845 году в Нью-Йорке, а позднее и в Бостоне. В их компетенцию входили не только дела о преступлениях, но и поддержание порядка и законности. Эти департаменты были полностью подчинены государству, и их деятельность чётко контролировалась. С другой стороны, британская полицейская система традиционно была не зависима от властей и политики, и управлялась только законом, в отличие от других выборных чиновников, для которых политика являлась источником их власти и независимости.

Полиция в зарубежных странах

Около 800 полицейских формирований и департаментов действуют, на сегодняшний день, на территории Канады. Их деятельность сходна с деятельностью полиции в Великобритании. Две провинции Соединённых штатов Квебек и Онтарио имеют региональные полицейские департаменты с общими полномочиями по правовому регулированию. Другие же провинции обслуживаются и управляются Королевской Канадской Конной Полицией.

Большинство европейских государств имеют полицейские силы, основанные на национальных законах и традициях. Например, Французская полиция состоит из двух государственных правоохранительных организаций: Национальной Жандармерии, чьи полномочия распространяются на маленькие города и некоторые районы и Национальной Полиции, полномочия которой распространяются на Париж и прилегающие территории с населением не меньше 10000 человек. Французская полицейская система оказала огромное влияние на системы некоторых соседних государств и стран, входивших в состав Франции в роли колоний.

После Второй Мировой Войны союзнические войска ввели в действие Англо-Американскую систему децентрализованных полицейских управлений на территории Западной Германии, частично с целью предотвращения возвращения к власти национальных военных формирований. Такого рода эксперимент не был полностью успешен, но как бы то ни было, он стал своего рода компромиссом между национальными военнезированными формированиями и полным правовым нигилизмом и анархией. Германия – это сложное образование, состоящее из автономных провинций с собственными выборными правительствами, законодательством и полицейскими силами. Здесь также существует, наряду с полицией, Государственная Служба Расследований (Bundeskriminalamt), которая знаменита своей обширной компьютерной базой данных и своими передовыми технологиями идентификации.

На Ближнем востоке, Израиль имеет обособленную полицейскую систему, которая была образована по образцу Британской Палестинской полиции. С момента провозглашения независимости в 1948 году, был предпринят ряд попыток демилитаризовать полицейские силы, но из-за постоянного конфликта с соседними арабскими странами полицейские силы были сосредоточенны на борьбу с международным терроризмом, и в соответствии с местными законами получили расширенную юрисдикцию в решение подобных вопросов. Находящаяся в постоянной боевой готовности Израильская полиция, разработала высоко эффективные методы борьбы с терроризмом и соответствующую материально-техническую базу.

Международная Организация Уголовной Полиции (Interpol) была организована после Второй Мировой Войны, а её штаб-квартира и по сей день расположена в Париже. Проведение всемирного расследования и поиск преступников по всему миру не является главной задачей Интерпола. Она заключается в осуществление всемирной связи между полицейскими департаментами и передаче информации от полиции одной страны к полиции другой. Большинство наций, за исключением некоторых социалистических стран, являются членами всемирной сети Интерпола.

Секретная полиция – это специальное полицейское управление, организованное Правительством для борьбы с внутренними и внешними враги существующего государственного строя.

Секретная полиция как служба известна ещё со времён Древней Греции и Рима, Мусульманских Халифатов и Средневековых монархий, и она продолжает работать и по сей день. Одними из наиболее интересных примеров современной секретной полиции являются службы организованные Джозефом Фучи для Наполеона и шпионская служба Австрии образованная принцем Клемнсом фон Меттернихом в XIX веке. Это были первые современные службы разведки.

Полиция в США

Полицейская система, как наука, как совокупность правоохранительных органов и наконец как орган государственного управления, получила в Соединенных Штатах Америки. США обладает фрагментированной полицейской системой, состоящей из 19000 отдельных полицейских управлений общей юрисдикции и 21000 дополнительных управлений специальной юрисдикции на федеральном и местном уровнях. Примерно половина местных управлений состоит лишь из 10 сотрудников.

Правоохранительные агентства. Основными правоохранительными агентствами США, имеющими федеральный статус, являются Министерство Юстиции, Федеральное Казначейство и Национальная Почтовая Служба. Юрисдикция федеральных правоохранительных агентств ограничивает юрисдикцию губернаторов в части регулирования торговых отношений между штатами, налогов, а также соблюдения конституционных и федеральных законов. Среди агентств Министерства Юстиции, можно выделить Федеральное Бюро Расследований (ФБР), занимающееся делами об ограблениях банков, похищении людей, а также делами связанными с нарушениями конституционных и федеральных законов. ФБР также осуществляет подготовку операций, идентификацию и лабораторные анализы для местных полицейских управлений. В числе важнейших агентств также состоит Агентство по борьбе с наркотиками, занимающееся контролем и предотвращением незаконного оборота наркотических веществ; некоторые отделы Иммиграционной службы и натурализации, защищающие закон об иммиграции; Национальная служба охраны (Служба Маршалов) ответственная за перемещение и безопасность федеральных преступников и исполняющая роль судебных приставов. Федеральное Казначейство включает в себя: Бюро по алкоголю, табаку и огнестрельному оружию, в полномочия которого входит борьба с нарушениями в области обращения алкоголя, табака и оружия, а также взрывчатых веществ; Секретная Служба, чьей непосредственной обязанностью является охрана Президента, Вице-президента и членов их семей; Таможенная служба, расследующая дела о контрабанде. Почтовая инспекционная служба занимается делами о вскрытие писем и их незаконном использовании.

Организация и деятельность полиции (милиции) зарубежных государств Под редакцией кандидата юридических наук Рекомендовано Научно-исследовательским институтом образования и науки в качестве для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция». <...> Квалификация (степень) «бакалавр» -------- Соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения Закон и право  Москва  2015 Н.В. Румянцева учебника учебника УДК 351.741(075.8) ББК 67.401.133.1я73 О-64 Авторы: Н.В. Румянцев, Н.Д. Эриашвили, Е.Н. Хазов, И.А. Горшенева, М.В. Саудаханов, А.Л. Миронов, С.А. Егоров, В.Н. Галузо Рецензенты: заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор, государственный советник юстиции 3-го класса В.С. Афанасьев доктор юридических наук, профессор М.Х. Гельдибаев Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Организация и деятельность полиции (милиции) зарубежных О-64 государств: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / [Н.В. Румянцев и др.]; под ред. <...> ISBN 978-5-238-02467-7 Агентство CIP РГБ Рассмотрены особенности организации и деятельности полиции зарубежных государств (американских - Соединенные Штаты Америки, Республика Мексика, Федеративная Республика Бразилия, Республика Аргентина; европейских - Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Французская Республика , Федеративная Республика Германия, Королевство Испания, Итальянская Республика ; всех иных, помимо Российской Федерации, участников СНГ - Республика Беларусь, Украина, Республика Казахстан, Республика Узбекистан, Республика Армения, Республика Молдова, Республика Таджикистан, Туркменистан, Кыргызская Республика , Азербайджанская Республика ; а также Грузии). <...> 4 В разделе II «Полиция в американских , европейских <...>

Стр.3

Стр.245

Стр.246

Стр.247

Стр.248

Организация_и_деятельность_полиции_(милиции)_зарубежных_государств._Учебник._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._Гриф_НИИ_образования_и_науки._(Серия_Юриспруденция_для_бакалавров)..pdf

УДК 351.741(075.8) ББК 67.401.133.1ÿ73 Î-64 Авторы: Í.Â. Ðóìÿíöåâ, Í.Ä. Эриашвили, Å.Í. Õàçîâ, È.À. Горшенева, Ì.Â. Саудаханов, À.Ë. Ìèðîíîâ, Ñ.À. Åãîðîâ, Â.Í. Галузо Рецензенты: заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор, государственный советник юстиции 3-го класса В.С. Афанасьев доктор юридических наук, профессор М.Х. Гельдибаев Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Организация и деятельность полиции (милиции) зарубежных О-64 государств: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / [Н.В. Румянцев и др.]; под ðåä. Í.Â. Румянцева. - Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ: Закон и ïðàâî, - 247 ñ. - (Ñåðèÿ «Юриспруденция для áàêàëàâðîâ»). 2015. ISBN 978-5-238-02467-7 Агентство CIP РГБ Рассмотрены особенности организации и деятельности полиции зарубежных государств (американских - Соединенные Штаты Америки, Республика Мексика, Федеративная Республика Бразилия, Республика Аргентина; европейских - Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Французская Республика, Федеративная Республика Германия, Королевство Испания, Итальянская Республика; всех иных, помимо Российской Федерации, участников СНГ - Республика Беларусь, Украина, Республика Казахстан, Республика Узбекистан, Республика Армения, Республика Молдова, Республика Таджикистан, Туркменистан, Кыргызская Республика, Азербайджанская Республика; а также Грузии). Для студентов (курсантов, слушателей) вузов, осуществляющих подготовку юристов (квалификация «бакалавр»), а также преподавателей, аспирантов (адъюнктов), практических работников правоохранительных органов, студентов юридических факультетов, обучающихся на английском языке, иностранных студентов, обучающихся на русском языке, а также всех интересующихся организацией и функционированием правоохранительных органов ряда зарубежных государств в сравнительноправовом аспекте. ББК 67.401.133.1ÿ73 ISBN 978-5-238-02467-7 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2013 Принадлежит исключительное право на использование и распространение издания (ÔÇ ¹ 94-ÔÇ от 21 июля 2005 ã.). © Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2013

Стр.3

Оглавление От авторов Принятые сокращения Раздел I. Общие положения Глава 1. Сущность полиции (милиции), ее исторические, методологические и правовые начала 1.1. Полиция (милиция): понятие и значение 1.2. «Полиция (милиция) зарубежных государств» как учебная дисциплина Вопросы для самоконтроля Глава 2. Правовая основа организации полиции (милиции) в зарубежных государствах 2.1. Понятие и виды правовых актов об организации полиции (милиции) 2.2. Пределы действия правовых актов о полиции (милиции), особенности их толкования и применения Вопросы для самоконтроля Раздел II. Полиция в американских, европейских и азиатских государствах Глава 3. Полиция Соединенных Штатов Америки 3.1. Организация полиции США 3.2. Деятельность полиции США Вопросы для самоконтроля Глава 4. Полиция Мексиканских Соединенных Штатов 4.1. Введение 4.2. Организация полиции 37 39 39 46 47 48 48 51 3 5 7 9 10 22 23 24 25 32 36

Стр.245

Оглавление 4.3. Функции полиции по предупреждению и пресечению преступной деятельности 4.4. Выводы Вопросы для самоконтроля Глава 5. Полиция Федеративной Республики Бразилии 5.1. Организация полиции ФРБ 5.2. Деятельность полиции ФРБ Вопросы для самоконтроля Глава 6. Полиция Республики Аргентина 6.1. Введение 6.2. Организация полиции 6.2.1. Организация полицейской деятельности и ее эффективность. Типы полиции 6.2.2. Портфель кадрового состава полиции 6.3. Функции полиции по предупреждению и пресечению преступной деятельности 6.3.1. Разграничение мер предупреждения и пресечения 6.3.2. Уголовное преследование 6.3.3. Следственные действия 6.4. Выводы Вопросы для самоконтроля Глава 7. Полиция Соединенного Королевства 7.1. Организация полиции СК 7.2. Деятельность полиции СК Вопросы для самоконтроля Глава 8. Полиция Французской Республики 8.1. Организация полиции ФР 8.2. Деятельность полиции ФР Вопросы для самоконтроля Глава 9. Полиция Федеративной Республики Германия 9.1. Организация полиции ФРГ 9.2. Деятельность полиции ФРГ Вопросы для самоконтроля 245 55 58 60 62 62 63 63 65 65 67 67 72 76 76 77 79 82 84 85 85 91 92 93 93 112 113 114 114 116 117

Стр.246

246 Глава 10. Полиция Королевства Испания 10.1. Организация полиции КИ 10.2. Деятельность полиции КИ Вопросы для самоконтроля Глава 11. Полиция Итальянской Республики 11.1. Организация полиции ИР 11.2. Деятельность полиции ИР Вопросы для самоконтроля Глава 12. Полиция Китайской Народной Республики 12.1. Организация полиции КНР Вопросы для самоконтроля Раздел III. Полиция (милиция) участников Содружества Независимых Государств и Грузии Глава 13. Милиция Республики Беларусь 13.1. Организация милиции Беларуси 13.2. Деятельность милиции Беларуси Вопросы для самоконтроля Глава 14. Милиция Украины 14.1. Организация милиции Украины 14.2. Деятельность милиции Украины Вопросы для самоконтроля Глава 15. Полиция Республики Казахстан 15.1. Организация полиции Казахстана 15.2. Деятельность полиции Казахстана Вопросы для самоконтроля Глава 16. Милиция Республики Узбекистан 16.1. Организация милиции Узбекистана 16.2. Деятельность милиции Узбекистана Вопросы для самоконтроля Глава 17. Полиция Республики Армения 17.1. Организация полиции Армении 17.2. Деятельность полиции Армении Вопросы для самоконтроля 118 118 119 119 121 121 124 125 126 126 133 135 138 138 140 142 144 144 149 162 164 164 166 174 176 176 178 181 183 183 185 188

Стр.247

Оглавление Глава 18. Полиция Республики Молдова 18.1. Организация полиции Молдовы 18.2. Деятельность полиции Молдовы Вопросы для самоконтроля Глава 19. Милиция Республики Таджикистан 19.1. Организация милиции Таджикистана 19.2. Деятельность милиции Таджикистана Вопросы для самоконтроля Глава 20. Полиция Туркменистана 20.1. Организация полиции Туркменистана 20.2. Деятельность полиции Туркменистана Вопросы для самоконтроля Глава 21. Полиция Кыргызской Республики 21.1. Организация полиции Кыргызстана 21.2. Деятельность полиции Кыргызстана Вопросы для самоконтроля Глава 22. Полиция Азербайджанской Республики 22.1. Организация полиции Азербайджана 22.2. Деятельность полиции Азербайджана Вопросы для самоконтроля Глава 23. Полиция Грузии 23.1. Организация полиции Грузии 23.2. Деятельность полиции Грузии Вопросы для самоконтроля Программа учебного курса «Полиция (милиция) зарубежных государств» Библиографический список 247 189 189 192 195 197 197 199 208 210 210 212 220 222 222 224 227 229 229 230 231 233 234 235 236 237 239

Одной из тенденций современного развития права европейских стран является выделение полицейского права как отдельной отрасли или подотрасли (в зависимости от особенностей национальной правовой системы и традиций государства). Анализ феномена полицейского права объективно предопределяет необходимость выяснения правового статуса полиции, деятельность которой в демократическом государстве должно основываться на законодательно определенных правовых принципах.

Известный российский поліцеїст К. С. Бельский предложил новое доктринальное толкование природы правовых принципов полицейской деятельности как особого вида государственно-управленческой деятельности, направленной на охрану общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и связанной с применением государственного принуждения.

Принципы полицейской деятельности им обобщенно определяются как основные положения, которыми руководствуются соответствующие органы и должностные лица в решении определенных перед ними задач. Исследователь акцентирует внимание на том, что принципы полицейской деятельности охватывают объективно сложившиеся закономерности, традиции, правовые нормы и этические правила, которые постепенно закрепились в сфере полицейской деятельности и призваны обеспечивать стабильность и эффективность функционирования полицейского аппарата. Автор вполне обоснованно отмечает целесообразность более широкого толкования правовых принципов полицейской деятельности и необходимости корректировки вузьконормативного (позитивистского) понимание.

Это важно в условиях существования опасных тенденций развития института полиции, на которые обращает внимание другой известный российский исследователь А. В. Гебанов, а именно: превалирование в доктринах и правоприменительной практике полиции современных стран прагматических интересов государства, что иногда не корреспондируются с принципами классической демократии; расширение юрисдикционных полномочий полиции и централизация управления ею; консервативность персонала полиции, наделенного широкими властными полномочиями, имеют дискреционный характер, и т.д.

Вышеизложенное дает основания определить правовые принципы организации и деятельности полиции как основные идеи (положения), имеют характер безусловных требований, закрепляются прямо в законодательных актах или же вытекают из содержания конкретных правовых норм и являются руководящими началами для органов и должностных лиц, уполномоченных на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

Как свидетельствует практика современных зарубежных стран, правовые принципы организации и деятельности полиции закреплено в конституциях, законах о полицию (милицию, органы внутренних дел) и других нормативно-правовых актах, служат правовой основой ее деятельности.

Особенностью западноевропейской правовой доктрины является отсутствие традиции четкой артикуляции в специальных законах правовых принципов функционирования отдельных органов исполнительной власти. Достаточно показательным в этом отношении является полицейское законодательство немецких федеральных земель, к исключительной компетенции которых относятся организационно-правовое обеспечение деятельности полиции. В законах о полиции (полномочия полиции) субъектов немецкой федерации о правовых принципах ее деятельности напрямую не говорится, поскольку эта проблема решается на уровне земельных и федеральной конституции. Характерно, что правовые принципы формулируются в русле либеральной правовой парадигмы, что признает фундаментальные права человека загальноцивілізаційною ценностью, а правовым началом в концентрированном виде - естественные неотчуждаемые права человека.

Право не отождествляется с законом, а справедливость рассматривается как свойство права, выраженная в равном юридическом масштабе поведения и в пропорциональности юридической ответственности совершенному правонарушению.

В законодательстве западноевропейских государств исключительная внимание уделяется обоснованию необходимости соблюдения органами власти принципа верховенства права, предполагает выделение двух субъектов права: народу (имеет первичные, природные, суверенные права) и государства (народа производную, функциональную правосубъектность). Государство не создает и не изменяет право, она лишь предоставляет ему формальной означеності.

Государство обязано создать надлежащие условия для реализации права и установить ответственность за нарушение его норм. Феномен верховенства права рассматривается в контексте соблюдения определенных гносеологічних позиций относительно права, а именно: должно существовать различения права и закона; право следует рассматривать не как акт государственной власти, а как социальный феномен, связанный с такими категориями, как справедливость, свобода, равенство, гуманизм; право должно рассматриваться в неразрывной связи с правами человека. Законы не могут быть приняты чисто императивным путем, то есть актом обнаружения человеческой воли, - они должны быть открыты умом сознательного человека или общества в целом. Общество изначально программирует собственные законы, после чего эти самые законы с помощью целого ряда механизмов программируют себя. Законы должны быть правовыми, то есть демократическими, гуманными, справедливыми, направленными на обеспечение прав человека и интересов определенных слоев населения, а всего народа, также они должны быть легітимовані обществом. Верховенство права является основополагающим принципом права, что выражает идею примата права над государством и приоритета естественных прав человека в обществе, приобретает проявления в верховенстве конституции и правовых законов. Его, прежде всего, следует трактовать как верховенство основных прав человека в теории и практике. Проявлением реализации принципа верховенства права в современном мире есть "связь" и "ограничение" деятельности всех ветвей власти основными правами человека. Верховенство права требует от государства его воплощения в правотворческую и правоприменительную деятельность, в частности в законы, которые должны быть проникнуты идеями социальной справедливости, свободы, равенства и т.п.

Принципы деятельности полиции в западных странах могут фиксироваться в подзаконных актах и учредительных документах. Например, в Уставе лондонской муниципальной полиции Скотленд-Ярда определено шесть основополагающих принципов деятельности по обслуживанию населения, а именно: определение уровня стандартов обслуживания и их публикация; информация и гласность; выбор и консультация; помощь и вежливость; исправление ошибок; оптимальное обслуживание в пределах затраченных средств.

В законодательстве отдельных государств Центральной и Юго-Восточной Европы формально определяются правовые принципы деятельности полиции. Так, в пунктах 1, 2 раздела 2 Закона Республики Венгрия "О полиции" от 29 марта 1994 г. говорится о принципах уважения и защиты человеческого достоинства, взаимодействия с государственными и муниципальными органами власти, общественными организациями и отдельными гражданами, вне партийности, взаимности (сотрудничества) с иностранными и международными органами правопорядка. Статьей 4 Закона Республики "О Министерство внутренних дел" от 19 декабря 1997 г. прямо предусмотрено, что подчинены Министерству национальные службы (включая полицию) должны строить свою деятельность на принципах законности, уважения прав и свобод граждан и их достоинства, централизма в организации и управлении, публичности, конспирации, сочетании гласных и негласных методов и средств в определенных законом случаях, в сотрудничестве с гражданами.

В законодательстве большинства постсоветских государств в определении правовых принципов деятельности полиции (милиции) наблюдается родство концептуальных подходов, что обусловлено поступальністю относительно советского права. В праве современных постсоветских государств как основополагающие принципы организации и деятельности полиции (милиции) определены следующие принципы: законности, гуманизма, уважения к личности, гласности (Украина, Российская Федерация, Беларусь, Молдова, Армения, Азербайджан); взаимодействия с трудовыми коллективами, общественными организациями и населением (Украина, Российская Федерация, Беларусь, Молдова); социальной справедливости, вне партийности (Украина); единоначалия (Азербайджан, Казахстан); единоначалия и централизованного руководства (Армения); единства системы органов внутренних дел (Казахстан).

Специфика полиции как системы государственных военизированных органов (формирований) исполнительной власти, уполномоченных на применение мер непосредственного принуждения и осуществления административной юрисдикции с целью охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, противодействия совершению противоправных деяний и оказания помощи физическим и юридическим лицам в устранении имеющихся опасностей (угроз) объективно обусловливает необходимость классификации правовых принципов ее организации и деятельности. В современной теории правовых принципов отсутствует унифицированный подход к их классификации. Отдельные специалисты отмечают необходимость разделения правовых принципов на общесоциальные (распространяют свое действие на общество в целом, является предметом правового воздействия) и специально-юридические (свойственные только праву как особому регулятору человеческого поведения). Другие разделяют их на социально-экономические, политические, идеологические, этические, религиозные и специально-юридические (в зависимости от характера) или на общие, межотраслевые и отраслевые (в зависимости от их распространения).

Принципы как основополагающие идеи являются отражением важнейших сторон практической деятельности субъектов общественных отношений. Они не могут быть произвольными конструкциями человеческого разума, поскольку по своей природе является выражением объективных социальных закономерностей. Принципы отличаются не только своим содержанием, но и глубиной, степенью охвата правовой материи.

Стремясь к формированию целостного представления о природе и смысл правовых принципов, на которых основывается деятельность современной полиции (милиции) как важного социального и правового института, считаем возможным дифференцировать их на общеправовые (такие, что распространяются на деятельность всего конгломерата государственных органов исполнительной власти) и специальные (присущие исключительно института полиции (милиции).

Общеправовым по характеру являются принципы законности, гуманизма, разделения властей, демократизма, гласности, ответственности и обеспечения прав и свобод человека, федерализма (для стран с федеративной формой государственного устройства). Приведенный перечень правовых принципов не является исчерпывающим, поскольку полка в своей деятельности руководствуется также другим общеправовым принципам, которые в специальных законах могут отдельно не упоминаться, однако быть закрепленными в действующем законодательстве (принципы равноправия, презумпции невиновности и т.д.).

К категории специальных принципов деятельности полиции считаем целесообразным отнести следующие: взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, институтами гражданского общества, населением; сочетание гласных и негласных форм деятельности; подконтрольности и подотчетности; внепартийности; сотрудничестве с полицейскими ведомствами других государств; обязательности для граждан и должностных лиц законных требований сотрудников полиции; соответствия применения средств принуждения, что содержит элемент опасности для охраняемого блага, и т.д.

Характерно, что отдельные принципы деятельности полиции могут быть адресованы определенным категориям персонала. Например, принцип конспирации, сочетания гласных и негласных форм деятельности (для оперативных работников), принцип поддержания постоянной связи с населением участка обслуживания (для участковых инспекторов) и т.д.

Стоит отметить, что на деятельность полиции априорно распространяется система принципов, закрепленных в нормативно-правовых актах, где определяются основы обеспечения безопасности в широком смысле.

Например, согласно ст. 5 Закона Российской Федерации "О безопасности", определены следующие принципы обеспечения безопасности: соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимной ответственности личности, общества и государства по обеспечению безопасности; интеграция с международными политическими системами.

Государство и гражданское общество в последнее время особое внимание уделяется этическим аспектам управленческой деятельности полиции.

Важность развития и закрепления этических принципов зарубежными поліцеїстами объясняется особенностями служебной деятельности персонала полиции, а именно: на сотрудников полиции возложена обязанность по поддержанию правопорядка и защиты прав граждан, им предоставлено право выбора в принятии решений относительно жизни, свободы и имущества граждан; как защитники интересов общества, работники полиции должны демонстрировать высокие стандарты поведения; полиция уполномочена осуществлять негласные методы в процессе оперативно-розыскной деятельности, где надлежащее использование конфиденциальной информации полностью зависит от личностных качеств работников; для представителей этнических меньшинств работники полиции часто является олицетворением власти в целом - неквалифицированные и противоправные действия персонала полиции обычно получают значительный общественный резонанс и наносят неоправданного ущерба имиджу правоохранительной системы.

Во многих европейских странах утвердилась традиция закрепления в деонтологических кодексах (своеобразных стандартах морально-этической надстройки полиции) этических принципов поведения служащих полиции с гражданами и регулирование отношений непосредственно между служащими. Эти документы основываются на требованиях Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенции ООН о запрете пыток и другого жестокого, бесчеловечного или другого, унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, Декларации о полиции, Европейского кодекса полицейской этики от 19 сентября 2001 г., других международно-правовых актов, конституций, законов и национальных нормативно-правовых актов.

В действующем Кодексе деонтологии Национальной полиции Франции, например, отмечается на иерархическом принципе построения полиции (ст. 4), уважении к человеку (статьи 7-8), легитимности применения силы (ст. 9), гуманности (ст. 10), ответственности руководителей за отданные приказы (ст. 18), контроль за деятельностью полиции (ст. 19) и т.д. Согласно статьям 5-8 Морального кодекса полиции Республики Словения (1992 г.), к основным принципам отнесены конституционность, законность и ответственность. Особое внимание в этом кодексе акцентировано на необходимости осознания каждым полицейским служащим важных постулатов: "Полиция является государственной службой и находится в распоряжении всех граждан и учреждений в пределах их соответствующей компетенции" (ст. 3); "работа полицейского не является формальностью, его обязанности заключаются не только в узком понимании прав и обязанностей, необходимых для осуществления властных полномочий, но также содержат его собственное ощущение ценности моральных, этических и других ценностей и принципов, определяющих роль полиции в обществе" (ст. 5); "полицейский защищает и укрепляет репутацию полиции во время исполнения своих служебных обязанностей" (ст. 9); "общественность является формой контроля работы полиции" (ст. 10); "отношения между полицейскими служащими базируются на четкой служебной иерархии и взаимоуважении, взаимопомощи и солидарности, товарищеских отношениях, толерантности" (ст. 13) и т.д. На такого рода принципах строятся Этический кодекс полиции Чешской Республики и Кодекс полиции Хорватии. А в ст. 2 "Основ профессиональной этики полицейского", утвержденных распоряжением Главного коменданта полиции Польши от 31 декабря 2003 г., особо отмечается: "В не урегулированных предписаниями права или не предусмотренных действующими основами профессиональной этики ситуациях полицейский должен руководствоваться принципами общественного общежития так, чтобы его действия могли быть образцом законности и приводили к углублению доверия населения к полиции".

Попутно отметим, что в отдельных западноевропейских странах принятие национальных деонтологических кодексов полиции признано нецелесообразным, поскольку их деятельность основывается на положениях Декларации о полиции, принятой резолюцией Парламентской ассамблеи Совета Европы от 8 мая 1979 г. за № 690, Европейского кодекса полицейской этики от 19 сентября 2001 г., других международно-правовых актов.

Учитывая наличие разветвленной системы правовых и этических принципов деятельности полиции (милиции), аналитики констатируют, что в настоящее время сформировалось обоснованное загальноцивілізаційне концептуальное видение природы руководящих начал функционирования полиции, а определение элементов демократической реформы полицейской деятельности уже не является проблематичным. В частности совершенствования законодательства и реформирования полиции повсюду основывается на доктрине, базовыми принципами которой являются уважение к правам человека, ориентированность на служение обществу, подотчетность, подконтрольность гражданскому обществу, внепартийность (политическая нейтральность), прозрачность. Особое внимание уделяется обеспечению справедливой репрезентативности основных слоев населения, высокого уровня морали, минимальности использования силы, невоєнізованого характера организации и культуры. Принципы целом создают необходимый фундамент для практической реализации официальных девизов отдельных полицейских служб: "Нужны люди, которые реализуют необходимые действия должным образом" (Скотланд-Ярд), "Служить и защищать" (полиция США), "Вежливость, профессионализм, уважение" (полиция Нью-Йорка), "Защищать, помогать, охранять" (Литва) и т.д.

Отдельно представляется целесообразным раскрыть едва ли не главный принцип деятельности полиции во всем мире - принцип законности.

Проблема законности в деятельности полиции актуальна прежде всего для американского общества. Масштабная ревизия работы полиции, проведенная в 1972 г. комиссией Кнаппа, в своем предисловии к отчету отметила, что случаи систематических поборов с борделей, игорных притонов и мелких торговцев были документально зафиксированы на протяжении всего существования нью-йоркского департамента полиции - с конца XIX в. до 50-х годов XX ст. В течение 70-х годов прошлого века значительно распространено взяточничество в полиции покрывало факты торговли наркотиками и нелегальный игорный бизнес. Комиссия отметила, что факты коррупции были выявлены в каждом оперативном подразделении Нью-Йорка по борьбе с игорными притонами, а также довольно часто встречаются в подразделениях по борьбе с наркотиками, следственных отделах и подразделениях патрульно-постовой службы.

Позже была раскрыта система "внутреннего рынка", которая существовала в полицейских подразделениях, где можно было купить разного рода служебные привилегии, вплоть до получения званий и должностей. Система коррупции была организована на достаточно высоком уровне и покрывалась толерантностью и молчаливым согласием. Наиболее серьезные факты привлечения полицейских к преступной деятельности мы можем найти и в недавних 90-х годах XX ст., когда полицейские не только покрывали преступную активность, но и сами были вовлечены в торговле кокаином.

Масштабные скандалы, повторяются с цикличностью в двадцать лет, и следующие комиссии, которые их расследуют, выявляют наличие среди полицейских США всего спектра возможных правонарушений: поборов и взяток, грубости, сознательного превышения силовых полномочий, участия в уголовном активности и расизме. Последнее обстоятельство, даже после ряда прогрессивных реформ, является определяющим при очередном обострении взаимоотношений полиции с афро-американской и испано-американской частями населения.

Новый Орлеан, известный высоким уровнем преступности среди полицейских, стал символом полицейского расизма в ноябре 1980 г. Когда белый полицейский был убит темнокожим, толпа возмущенных полицейских стихийно двинулся в "черные" кварталы, где устроил расправу над жителями, что включала пытки и избиения. Четверо жителей были убиты и около 50 получили ранения.

История повторилась в марте 1990 г., когда в центре города в перестрелке погиб белый полицейский Хоук. Задержанный на месте перестрелки афроамериканец А. Арчи течение 12 мин. был доставлен в полицейский участок, где на то время его уже ждали около сотни полицейских, оповещенных об инциденте по радио. А. Арчи был избит до смерти и в критическом состоянии доставлен в госпиталь, где и умер.

В 1997 г. американская полиция по инициативе Вашингтона и Нью-Йорка провозгласила политику "нулевой терпимости" к проявлению любых, даже незначительных нарушений закона. Эксперты в сфере полицейских правонарушений справедливо считали, что американская полиция, которая решила снизить уровень преступности в обществе путем агрессивного преследования даже незначительных правонарушений, была обязана продемонстрировать такую же крайнюю нетерпимость к отклонениям от закона внутри своих рядов. Однако этого не произошло. Одновременно с курсом на установление жесткого контроля за безопасностью на улицах, активным преследованием сторонников граффити и лиц, которые перепрыгивают через турникеты метрополитена, выросла и общая агрессивность полицейских, сопровождалась грубостью, неоправданным применением силы, цинизмом и плохо скрытым расизмом. Число жалоб граждан на неправомерные действия полиции в результате выросла на 56%, при этом 88% жалоб поступали от граждан, которые никогда не подвергались ареста или штрафа.

Среди американских городов Сан-Франциско имеет самый высокий ежегодный уровень граждан, убитых полицейскими (4,1 человека на каждые 100 убийств), что превышает показатели Нью-Йорка (1,6 чел.) и Лос-Анжелеса (2,2 чел.). Большинство застреленных (около 80%) - жители бедных кварталов и представители этнических меньшинств. За период с 1977 г. по 1997 г. ни один полицейский Сан-Франциско не был привлечен к уголовной ответственности за применение оружия во время несения службы, а в 80% случаев, когда жалобы граждан были подтверждены внутренними расследованиями, полицейские не были наказаны даже дисциплинарно.

Пытаясь проанализировать состояние дел в полиции США, Всемирная организация по наблюдению за правами человека (Human Rights Watch) в 1998 г. осуществила ревизию 14 наиболее "проблемных" городов с точки зрения соблюдения полицией законности и гражданских прав. В список исследуемых городов попал Лос-Анджелес, имеющий репутацию "лидера" по жестокости и грубости среди полицейских; Нью-Йорк, известный высоким уровнем полицейской коррупции, а также ряд муниципалитетов, где полиция не придерживается профессиональных стандартов и допускает нарушения закона. Так, в поле зрения попал Чикаго, который имеет одинаковый с Нью-Йорком показатель жалоб граждан на применение чрезмерной силы (около 3000 жалоб ежегодно) при том, что Чикаго в 3 раза меньше Нью-Йорка. В списке присутствует и малонаселенный Провиденс, где количество жалоб граждан на действия полиции в 10 раз выше, чем в соседнем Бостоне, а уровень жалоб на 1 полицейского выше в 25 раз показателей любого другого полицейского департамента США.

Предпринятые американцами меры по установлению гражданского контроля над деятельностью полиции встретили активное неприятие не только самих полицейских, но и ряда политиков. Попытки мэра Нью-Йорка учредить в 1992 г. независимую гражданскую комиссию по рассмотрению жалоб граждан на действия полиции вызвали многочисленный митинг протеста. Организованный и спонсируемый полицейским профсоюзом, он собрал тысячи полицейских перед городским советом. Полицейские, оставив свои рабочие места и прекратив патрулирование, полностью блокировали движение в центре города, скандируя расистские лозунги и провоцируя беспорядки. Будущий мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани также участвовал в этом митинге, а впоследствии остался противником различных форм гражданского контроля.

В Великобритании, несмотря на практически полный переход к сервисной модели полиции, правопорядок и дисциплина внутри полицейских подразделений, как и ранее, входят в наиболее дискуссионных вопросов. Правда, в отличие от американских коллег, британские правоохранители в условиях современного многонационального общества получают значительно меньше упреков со стороны граждан на элементы расизма.

Агрессивное поведение, как причина жалоб, встречается в британской практике несколько чаще - в 45,5% случаев, против 30,3% "злоупотребление силой" в США. Однако справедливости ради надо отметить, что полного соответствия между приведенными показателями проводить нельзя. Прежде всего потому, что британские полицейские несут патрульную службу без огнестрельного оружия, то же агрессивное поведение с их стороны включает в себя применение только спецсредств для поддержания общественного порядка. Уровень правонарушений среди британских полицейских гораздо ниже, хотя в силу ограниченности статистических данных это может быть только приблизительная оценка.

При анализе временной динамики количества правонарушений и дисциплинарных проступков среди полицейских обращает на себя внимание стабильность основных показателей и тот факт, что примерно четверть ежегодных дисциплинарных взысканий является результатом рассмотрения жалоб граждан.

Рассмотрены положения демонстрируют наличие практически подобных проблем в развитии и деятельности полицейских сил, чьи национальные правительства придерживаются различных подходов в определении места и роли полиции в современном обществе. Американская полиция, укрепляя материально-техническую оснащенность, наделяется широкими полномочиями для борьбы с преступностью, сталкивается с чрезмерной агрессивностью полицейского персонала и его неготовностью беспристрастно работать с представителями различных этнических меньшинств.

Проблема отношения французской полиции к представителям североафриканских народностей также стала постоянным пунктом повестки дня в Европейском суде по правам человека. Подобные проблемы возникают в работе немецких полицейских с представителями турецкой общины; между полицией Австралии и аборигенами.

Попытки установления различных форм общественного контроля встречают не только активное сопротивление со стороны полиции, но и трудности объективного характера. Это находит свое отражение в чрезвычайно низком уровне фактов злоупотреблений полиции, подтверждаются в ходе расследований жалоб граждан, недостаточно гибком реформировании большинства полицейских структур в США, Европе, Индии и Австралии.

Британцы, направив основные усилия на реорганизацию полицейских сил, предоставили деятельности полиции не столько карательного, сколько превентивно-сервисного характера, делегируя борьбу с преступностью обществу в целом, а не только полиции. Однако и для британского общества проблема агрессивного поведения полицейских сопровождается ростом числа летальных случаев среди задержанных и арестованных, недостаточным уровнем "прозрачности" полицейской работы, продолжающимися фактами коррупции.

Опыт таких стран, как Нидерланды, которые не приняли ни одного из указанных направлений, показывает, что в работе современной полиции основными проблемами являются ее автономность, злоупотребление властными полномочиями и коррупционные действия со стороны полицейских. Действия некоторых комиссаров полиции, которые активно препятствовали выполнению административных и политических решений относительно полиции, дополняются многочисленными фактами того, что на практике голландская полиция далеко не всегда соблюдает правила субординации. Секретарь голландского министерства юстиции, который в свое время высказал мысль: "Полиция больше не слушается власти. Она стала независимой", практически сформулировал вслух опасения граждан о неприступности полицейской организации.

В странах бывшей социалистической ориентации наиболее распространенными формами полицейских правонарушений является коррупция и злоупотребление служебным положением. Опрос института Гэллапа, который проводился в Хорватии, показало, что полицейские вместе с офицерами таможни и врачами являются наиболее коррумпированными чиновниками в стране, хотя в официальной статистике на их долю приходится лишь 1% всех дел, возбужденных по обвинению во взяточничестве и коррупции.

Похожая картина наблюдается и в Венгрии, где сотрудники полиции также входят в первую тройку наиболее коррумпированных чиновников наряду с представителями таможни и акцизного ведомства. 25% населения страны уверено, что дача взятки является обязательным для правильного рассмотрения дела полицией. В ходе опросов респонденты чаще всего указывают на подразделения дорожной полиции и следствия.

В Болгарии, после роспуска значительной части силовых ведомств, общество столкнулось с проблемой преступности, порожденной отставными сотрудниками милиции и госбезопасности. Уже к 1991 г. около 17 тыс. бывших правоохранителей заняли ведущую роль в теневой экономике и курортном бизнесе, активно привлекая к процессу незаконного товарооборота своих коллег и, по сути, образуя в стране специфическую форму полицейского организованной преступности.

Резюмируя, отметим, что юридическая наука и практика преимущественно рассматривают право как нормативный регулятор, однако это не означает, что право сводится к системе норм. Нормативностью также наделены принципы и идеалы, зафиксированные в национальном законодательстве и ратифицированных международно-правовых документах. В современном полицейском праве зарубежных стран отсутствует унифицированный подход к определению перечня правовых принципов деятельности полиции (милиции). Разница, главным образом, заключается в используемых формулировках и приоритетности тех или иных принципов и качеств. В то же время можно говорить о наличии сходных подходов к пониманию теории принципов деятельности полиции. Законы, регулирующие деятельность полиции, должны быть обязательно гармонизированы с доминирующими общественными ценностями, а концептуальным ядром современной полицейской парадигмы должно стать безусловное признание примата прав и свобод человека и гражданина в публично-правовых отношениях.

  • 5) Понятие безопасности и ее обеспечение в рф
  • 6) Органы фсб рф: система, основные задачи, принципы деятельности
  • 7)Органы внешней разведки: правовые основы деятельности, задачи
  • 8)Органы государственной охраны
  • 9) Органы правительственной связи и информации: система, правовые основы деятельности, задачи
  • 10)Задачи и принципы деятельности органов внутренних дел. Система овд
  • 11) Мвд рф
  • 12,13,14) Полиция: права, задачи, принцип деятельности, обязанности
  • 15) Органы внутренних дел на транспорте: структура, задачи
  • 16)Федеральная миграционная служба рф: система и функции
  • 17)Правовые основы деятельности и полномочия территориальных органов фмс России
  • 13.1. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль и надзор:
  • 18) Понятие и система органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ рф
  • 19) Органы наркоконтроля, правовые основы деятельности, задачи и полномочия
  • 20)Федеральная служба рф по контролю за оборотом наркотиков: система, задачи, правовая основа деятельности
  • 21)Правоохранительная служба в органах наркоконтроля
  • 22) Понятие таможенного дела и таможенной политики. Цели таможенной деятельности
  • 23)Таможенные органы: система, структура, основные задачи
  • 24)Полномочия таможенных органов: взимание таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль, осуществление правоохранительных функций
  • 25)Основные направления деятельности таможенных органов рф
  • 27)Основные направления деятельности органов юстиции рф
  • 28)Служба судебных приставов: правовые основы деятельности и задачи
  • 30)Уголовно исполнительная система
  • 31)Права и обязанности учреждений, исполняющих уголовное наказание, связанное с лишением свободы
  • 32)Нотариат в рф
  • 33)Место адвокатуры в системе правоохранительных органов рф
  • 34)Виды юридической помощи оказываемой адвокатурой
  • 35)Адвокат в рф и его правовой статус
  • 36. Прокуратура зарубежных стран.
  • 37. Прокуратура рф: правовые основы деятельности, структура прокуратуры.
  • 38. Предметы надзора прокуратуры в Российской Федерации.
  • 39. Акты прокурорского реагирования.
  • 40. Полиция в зарубежных странах.
  • 41. Частная детективная и охранная деятельность: правовые основы, порядок получения лицензии.
  • 42. Частный детектив: правовой статус, виды оказываемых услуг.
  • 43. Частный охранник: правовой статус, виды оказываемых услуг.
  • 44. Профессиональные объединения адвокатов.
  • 45. Органы предварительного следствия и их задачи.
  • 46. Органы дознания и их задачи.
  • 47. Характеристика судебной власти.
  • 48. Суд как орган судебной власти.
  • 49. Понятия правосудия и его основные свойства.
  • 50. Принципы правосудия.
  • 51. Место и полномочия Конституционного Суда рф в судебной системе рф.
  • 52. Порядок назначения на должность судей Конституционного Суда и их правовой статус.
  • 53. Законодательство о судебной системе.
  • 54. Система судов общей юрисдикции.
  • 55. Верховный суд рф: место в судебной системе рф, структура, состав.
  • 56. Пленум и Президиум Верховного суда рф.
  • 57. Судебные коллегии Верховного суда рф: порядок образования, состав, компетенция.
  • 58. Верховные суды республик, краевые (областные) суды: место в судебной системе, порядок образования, структура, полномочия.
  • 59. Районные суды в Российской Федерации: структура, состав, полномочия.
  • 60. Военные суды рф: структура, состав, полномочия.
  • 61. Система арбитражных судов, их соподчиненность.
  • 62. Высший арбитражный суд рф: структура, состав.
  • 63. Пленум и Президиум Высшего арбитражного суда рф.
  • 64. Судебные коллегии Высшего арбитражного суда рф: порядок образования, состав, компетенция.
  • 65. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.
  • 66. Федеральные арбитражные суды округов: структура, состав, компетенция.
  • 67. Арбитражные суды субъектов рф: структура, состав, компетенция.
  • 68. Мировые судьи.
  • 69. Правовой статус судей в рф. Требования, предъявляемые к судьям и кандидатам в судьи.
  • 70. Обеспечение деятельности судов. Судебный департамент при Верховном Суде рф.
  • 71. Судебная система в зарубежных странах.
  • 40. Полиция в зарубежных странах.

    Полицейские в зарубежных странах представляют собой особую категорию профессиональных чиновников, их непосредственной задачей является охрана общественного порядка всеми средствами, включая применение оружия.

    Анализ национальных полицейских систем позволяет выделить две организационные разновидности - централизованная и децентрализованная полицейские системы.

    Условно можно следующим образом классифицировать формы организации полицейских служб:

    полиция управления - осуществляет надзор за дорожным движением, санитарным состоянием населенных пунктов, следит за порядком на рынках;

    полиция безопасности - наблюдение за публичными собраниями, прессой, зрелищными предприятиями: она же обычно ведает паспортной системой, а в ряде стран - и охраной государственных границ;

    уголовная полиция - борьба с общеуголовными преступлениями, розыск и арест преступников;

    административная полиция - осуществляет координацию действий между различными полицейскими учреждениями и службами; занимается подготовкой разного рода документов, составлением отчетно-статистических материалов, разработкой перспективных планов борьбы с преступностью; подготовка и переподготовка полицейских кадров;

    политическая полиция - занимает особое место в системе полицейских учреждений. ЕЕ специальные службы заняты повседневной проверкой политической благонадежности населения;

    военная полиция - (иногда именуемая жандармерией, карабинерами) - представляет собой войска внутреннего назначения, состоящих из вооруженных по армейскому образцу полицейских подразделений, частей и соединений.

    Рассматривая систему правоохранительных органов необходимо уделить некоторое внимание вооруженным силам - организованному объединению вооруженных людей, содержащихся государством в целях наступательной и оборонительной войны. Однако задачи армии этим не исчерпываются. В полицейских целях вооруженные силы используются в случаях значительного обострения политической ситуации внутри страны, для оказания поддержки полицейским силам в обеспечении "закона и порядка". Вооруженные силы современных государств состоят из трех основных родов войск: сухопутной армии, военно-морского флота и военно-воздушных сил.

    41. Частная детективная и охранная деятельность: правовые основы, порядок получения лицензии.

    Частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях зашиты законных прав и интересов своих клиентов. Не мало важным является факт указания того, что граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, «не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания; действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, на лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, не распространяется».

    Законом предусмотрено два вида частной детективной и охранной деятельности: сыск и охрана .

    В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:

    1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

    2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

    3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

    4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

    5) поиск без вести пропавших граждан;

    6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

    7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

    В целях охраны предусмотрены следующие виды услуг:

    1) защита жизни и здоровья граждан;

    2) охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;

    3) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

    5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

    В определении частной детективной и охранной деятельности задевается вопрос о необходимости получения специального разрешения (лицензии). Выдача лицензий на частную сыскную деятельность на определенной территории РФ производится соответствующим органом внутренних дел в пределах его компетенции. Для получения лицензии гражданин – соискатель лицензии обязан лично предоставить в соответствующий орган внутренних дел анкету, фотографии, медицинскую справку о состоянии здоровья, документы, подтверждающие его гражданство, наличие юридического образования или прохождения специальной подготовки для работы в качестве частного сыщика, либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет, сведения о потребности в спец. средствах и намерении их использовать.

    Полиция США. Полиция США включает три обособленные структуры полицейских органов:

    • 1) федеральную полицию;
    • 2) полицию штатов;
    • 3) местную полицию.

    Кроме того, имеется полиция железнодорожная и промышленная (частная).

    Федеральная полиция входит в состав многих федеральных ведомств, действует на всей территории США, руководствуется федеральным законодательством. Основные полицейские силы сосредоточены в Департаменте юстиции. В то же время имеется полиция казначейства в Министерстве финансов, полиция в департаменте почт, в Министерстве обороны и других ведомствах.

    Основными задачами федеральной полиции являются: обеспечение соблюдения федерального законодательства; предупреждение и расследование преступлений; патрульная служба; регулирование уличного и дорожного движения и др.

    В состав Департамента юстиции США входит ряд специализированных полицейских служб: Федеральное бюро расследований; служба иммиграции и натурализации; федеральное эмиграционное бюро и др.

    В соответствии с законодательством США, Федеральное бюро расследований осуществляет следующие виды правоохранительной деятельности (функции):

    • 1) борьбу с уголовной преступностью;
    • 2) защиту конституционного строя, прав и свобод граждан;
    • 3) обеспечение национальной безопасности (противодействие иностранным спецслужбам и защите секретов).

    Директор Федерального бюро расследований назначается президентом США после утверждения его кандидатуры сенатом Конгресса, сроком на 10 лет. Директор Федерального бюро расследований имеет трех заместителей, каждый из которых осуществляет непосредственное руководство несколькими управлениями, разделенными на группы в соответствии с характером и видом решаемых задач.

    Группа подразделений расследования включает три управления:

    • 1) контрразведки (КР). Управление контрразведки имеет в своем составе четыре отдела. Отделы (КР-1 - КР-3) организуют и координируют в масштабах США мероприятия по «разработке» зарубежных учреждений и их персонала. Отдел КР-4 поддерживает контакты по контрразведывательным вопросам с полицией и другими органами охраны правопорядка других стран;
    • 2) общих уголовных расследований. Управление по общим уголовным делам выявляет и расследует уголовные дела, отнесенные законом в компетенции Федерального бюро расследований. Это, как правило, особо опасные государственные преступления и преступления против личности, отнесенные к компетенции Федерального бюро расследований;
    • 3) специальных уголовных расследований. Специальные уголовные расследования проводятся по предметам ведения Федерального бюро расследований и в объеме компетенции этих органов.

    В структуру Министерства финансов входят: секретная служба по борьбе с наркотиками и контрабандой; служба по борьбе с фальшивомонетничеством; береговая охрана; таможенная полиция; полиция внутренних сборов (налогов).

    В Министерстве обороны имеется военная полиция, действующая как внутри США, так и за рубежом, где расположены американские войска и военные базы.

    Специальная федеральная полиция - охранная полиция столицы, создана в Вашингтоне для охраны города, здания конгресса и резиденции президента США - Белого дома.

    Полиция штата включает в свой состав полицейское управление, службы безопасности штата и других подразделений, подчиненных губернатору.

    Полиция Великобритании подразделяется на общую полицию и специализированную.

    Общая полиция включает в свой состав: столичную полицию; полицию лондонского Сити; полицию городов и графств. Она находится в подчинении Министерства внутренних дел Великобритании.

    Наиболее крупным полицейским формированием является столичная полиция - Скотленд-Ярд.

    К основным функциям столичной полиции относятся: политический сыск, борьба с преступностью, обеспечение правопорядка.

    В составе столичной полиции действуют различные департаменты:

    • 1) административный;
    • 2) уличного движения и транспорта;
    • 3) уголовных расследований;
    • 4) служба безопасности. В состав службы безопасности входит специальное подразделение полиции Большого Лондона - Метрополитена;
    • 5) юридический и др.

    В столичной полиции имеется специальное подразделение - центральный разведывательный отдел, который осуществляет контроль за состоянием политической обстановки на обслуживаемой территории.

    Полиция лондонского Сити - самостоятельное полицейское подразделение, которое обеспечивает правопорядок, регулирует движение транспорта и расследует уголовные дела в этом районе.

    Полиция городов и графств, а также объединенные отряды - это основные полицейские силы, возглавляемые главными констеблями.

    Специализированная полиция включает полицию: Министерства обороны, транспортную, гражданской авиации, портовую и др. Все они подчинены соответствующим министерствам и ведомствам, в составе которых образованы.

    Помимо государственной полиции в Великобритании имеются и частные полицейские организации, которые работают под контролем государственной полиции Великобритании.

    Полиция Германии. Главная особенность в деятельности полиции Германии состоит в том, что оперативно-розыскные и следственные мероприятия проводит в основном одна структура - Федеральное ведомство уголовной полиции.

    Вопросы