Организация и методика проведения боевых стрельб. Боевая стрельба ночью Квалификационные работы боевая стрельба в составе подразделения

Тема. «Стрелковое отделение в наступлении».

Цель. Проверить боевую слаженность отделения в ходе наступления; дать практику командиру отделения в управлении огнем и движением отделения при атаке и бое в глубине обороны противника; совершенствовать навыки солдат в действиях при атаке и бое в глубине обороны противника с одновременным решением огневых задач в составе отделения как в пешем порядке, так и при движении на бронетранспортере.

Место. Стрельбище.

Время. 2 часа.

Материальное обеспечение. Мишенная обстановка - согласно схеме; боевых патронов-160, из них 40 с трассирующей пулей; инертных гранат для ручного противотанкового гранатомета-3; учебных ручных гранат - по 2 на каждого стреляющего; взрывпакетов - 12; ширас - 1. Вооружение и снаряжение - по штату. Бронетранспортер - 1.

Учебные вопросы

1. Организация и подготовка наступления. Выдвижение на рубеж развертывания для атаки. Организация наблюдения и огня. Постановка боевых задач, развертывание на рубеже атаки.

2. Атака, уничтожение отдельных огневых средств противника.

3. Уничтожение огневых средств в глубине обороны противника.

4. Отражение контратаки противника.

5. Преодоление участка, зараженного радиоактивными веществами.

6. Преследование отходящего противника. Ведение огня с бронетранспортера на ходу.

1-е стрелковое отделение 2-го взвода, действуя в составе взвода, вышло к рубежу поспешно занятой обороны «противника». Встретив огневое сопротивление, отделение спешилось с бронетранспортера, развернулось в цепь и с ходу атакует «противника».

Уничтожив огневые средства на переднем крае и в ближайшей глубине обороны «противника», 1-е отделение во взаимодействии с соседями отражает контратакующую группу «противника» с танками и преодолевает участок местности, зараженный радиоактивными веществами. Затем, не встречая организованного сопротивления, отделение производит посадку на бронетранспортер и стремительно преследует отходящего «противника». В ходе преследования уничтожает группу «противника» (цели № 7 и 8) огнем из всех видов оружия с бронетранспортера, не замедляя скорости движения.

Количество целей, их характер, дальность и время показа были назначены соответственно тактической обстановке и условиям упражнения боевых стрельб в составе отделения днем.

Цель № 8 - три бегущие фигуры и цель № 7 -реактивное противотанковое ружье и одна бегущая фигура - намечено было показывать на 25 сек.; цель № 8 на расстоянии 200-160 м, цель № 7 - на расстоянии 300-250 м от бронетранспортера, движущегося со скоростью 15 км/час. Цель № 8 предназначалась для поражения сосредоточенным огнем отделения через бойницы и поверх правого борта, а цель № 7 -огнем из станкового пулемета, установленного на бронетранспортере.

Глубина выполнения боевой задачи отделением со стрельбой с бронетранспортера составляла 2000 м.

Следует отметить, что для создания разнообразия тактической обстановки при выполнении боевых стрельб другими отделениями взвода можно изменить места расположения целей, в том числе целей № 7 и 8. Так, например, если отделение по обстановке совершает движение из района сосредоточения на рубеж развертывания для атаки, цели для стрельбы с бронетранспортера могут быть выставлены в начале мишенного поля, обозначая боевое охранение противника перед передним краем его обороны.

По прибытии отделения в район занятия руководитель проверил наличие и исправность оружия и снаряжение личного состава.

В 9.30 отделение, двигаясь на бронетранспортере, достигло северной опушки леса «Сосновый». По команде руководителя личный состав спешился, а бронетранспортер ушел в укрытие - в рощу «Березовая». Командир роты ввел командира отделения в тактическую обстановку и поставил следующую задачу: - 1-му отделению совместно со 2-м и 3-м отделениями атаковать и уничтожить противника на выс. «Блиндажная». В дальнейшем наступать в направлении выс. «Безымянная». Рубеж развертывания для атаки - отдельные кусты (200 м южнее выс. «Безымянная»), Сигнал атаки - красная ракета.

Командир отделения получил патроны и распределил их по видам оружия. Солдаты снарядили патронами магазины (ленты) и уложили их в сумки (коробки).

Прозвучал сигнал «Слушайте все», а затем «Огонь». Командир роты приказал отделению ускорить выход на рубеж развертывания для атаки и в ходе выдвижения уточнил боевую задачу отделения.

По команде командира «За мной, в колонне по одному, бегом, марш» отделение броском преодолело открытый участок местности и достигло лощины «Глубокая». Продвигаясь по лощине, отделение преодолело ров и несколько воронок от разорвавшихся снарядов. По вводной руководителя отделение попало под пулеметный огонь противника. По этой вводной отделение на рубеже отдельных кустов развернулось в цепь и изготовилось для ведения огня. Здесь командир отделения указал ориентиры, уточнил задачу автоматчикам, пулеметчику и гранатометчику, указал сигнал атаки и проход в минном поле.

Убедившись в готовности отделения, руководитель вызвал показ цели №1. Командир своевременно обнаружил цель и подал команду пулеметчику на ее подавление. Убрав цель, руководитель приказал дать сигнал - красную ракету, а затем подал команду «Взвод, в атаку - вперед».

С началом движения отделения в атаку руководитель вызвал показ непораженных мишеней в цели № 1, а через 10 сек.- показ цели № 2. Ведя по целям огонь на ходу, отделение броском преодолело минное поле по проходу и развернулось в цепь. Отделение с 30-35 м забросало окоп ручными гранатами и с криком «ура» овладело выс. «Блиндажная».

Появилась цель № 3, а спустя 20 сек.- и цель № 4. Командир отделения распределил огонь по обеим целям: автоматчики - по пехоте «противника», укрывшейся в окопе, пулеметчик-по пулемету.

Ведя огонь на ходу и с коротких остановок, отделение стремительно атаковало и уничтожило цель № 3.

Преодолев окоп, отделение сосредоточенным огнем из всех видов оружия подавило пулемет «противника» (цель № 4) и продолжало стремительное продвижение вперед. В этот момент руководитель стрельбы приказал по радио имитировать огонь и шум работы двигателя танка, а затем начать движение целей № 5 и 6.

Обнаружив появление танка и контратакующей группы пехоты «противника», командир отделения подал команду «Отделение - стой». Когда солдаты применились к местности, он коротко скомандовал «Гранатометчику по танку, остальным по пехоте - огонь». Отделение без промедления открыло огонь по целям. Уничтожение контратакующего «противника» завершилось стремительной атакой отделения.

Наблюдая за действиями отделения, руководитель особое внимание обращал на то, насколько быстро оно обнаружило контратакующую группу «противника», как слаженно действовало при отражении контратаки, а также на умение солдат, особенно гранатометчика, быстро применяться к местности и вести меткий огонь по движущимся целям.

Овладев выс. «Безымянная», отделение продолжало продвижение в направлении выс. «Круглая».

Когда отделение достигло лощины, руководитель сигналом вызвал бронетранспортер из рощи «Березовая». С выходом бронетранспортера к куче камней командир отделения, не останавливая бронетранспортера, быстро посадил на него личный состав и на высокой скорости перешел в преследование.

Отделение на бронетранспортере вышло к выс. «Круглая».

Руководитель, находясь в бронетранспортере рядом с водителем, поставил отделению задачу:

Наблюдение вести вперед и вправо. При встрече с «противником» уничтожать его сосредоточенным огнем из всех видов оружия, ведя огонь на ходу через бойницы и поверх бортов.

Уточняя задачу, командир отделения приказал:

Пулеметчику Смирнову - наблюдать и вести огонь через первую бойницу правого борта; автоматчикам - рядовому Петрову - через вторую, а рядовому Иванову - через третью бойницу; гранатометчику - наблюдать вперед по ходу движения и вести огонь из пулемета, установленного на бронетранспортере; остальным автоматчикам - вести огонь поверх правого борта по моей команде.

Когда бронетранспортер достиг рубежа, удаленного на 300 м от цели № 7, руководитель по радио приказал показать ее на 25 сек. Затем с расстояния 250 м была показана цель № 8.

Командир отделения быстро обнаружил цель № 7, а затем - цель № 8 и тотчас подал команду «Отделение - к бою».

Солдаты быстро изготовились для ведения огня. Едва последовала команда «Отделение - огонь», как упали две мишени в цели № 8 и одна мишень в цели № 7, пораженные меткими очередями.

Когда непораженные мишени скрылись, руководитель подал команду водителю бронетранспортера «Стой», а отделению - «Разряжай».

Осмотрев оружие и боеприпасы, руководитель стрельбы вместе с отделением возвратился на бронетранспортере в район, откуда начинались занятия. Здесь он произвел разбор стрельбы и дал оценку отделению.

Описанная боевая стрельба закончилась поражением целей № 7 и 8 с бронетранспортера. Но может оказаться, что по условиям местности удобнее провести стрельбу с бронетранспортера не в конце, а в начале мишенного поля.

В этом случае может быть проведена боевая стрельба, например, по теме «Стрелковое отделение в головном дозоре». Такая боевая стрельба может выполняться с целью: совершенствовать боевую слаженность отделения при ведении огня с бронетранспортера и в пешем боевом порядке; дать практику командиру отделения в управлении огнем и движением отделения при действиях в головном дозоре.

Оценка за боевые стрельбы и тактические учения с боевой стрельбой выводится:

отделению - за боевую стрельбу в составе отделения;

взводу - за боевую стрельбу в составе взвода, а если она не проводилась - по оценкам боевых стрельб отделений;

роте - за ротное тактическое учение с боевой стрельбой, а если оно не проводилось - по оценкам боевых стрельб взводов;

батальону - за батальонное тактическое учение с боевой стрельбой, а если оно не проводилось - по оценкам ротных тактических учений с боевой стрельбой.

Оценка роте (взводу) за боевые стрельбы взводов (отделений) определяется:

“отлично”, если более половины взводов (отделений) получили оценки “отлично”, а остальные взводы (отделения) - не ниже “ хорошо”;

“хорошо”, если не менее половины взводов (отделений) получили оценки “хорошо”, а остальные взводы (отделения) - не ниже “удовлетворительно”;

“удовлетворительно”, если не более одной трети взводов (отделений) получили оценки “неудовлетворительно”, а остальные - не ниже “удовлетворительно”.

Назначение, ТТХ, общее устройство, порядок неполной разборки и сборки после неполной разборки АК-74 (для командиров подразделений имеющих на вооружении БТВТ-БМП-2– пушка 2А42,БТР-80-КПВТ).

Мм АВТОМАТ КАЛАШНИКОВА (АК-74. АКС-74)

б
5,45-мм автомат Калашникова является индивидуальным оружием и оружием стрелкового отделения. Он предназна­чен для уничтожения живой силы и ог­невых средств противника. Для пораже­ния противника в рукопашном бою к автомату присоединяется штык-нож. На вооружении имеются автоматы АК-74, АКС-74 с деревянным прикладом (рис. 5.За) и с металлическим откидным I прикладом (рис. 5.36).

Рис. 5.3. Автомат Калашникова (а - с деревянным прикладом; б – с метал-лическим откидным прикладом (АКС-74)

Для стрельбы и наблюдения в условиях естественной ночной освещенности к автоматам АК-74Н, АКС-74Н присое­диняется ночной стрелковый прицел универсальный (НСПУ) (рис.5.4).

Рис. 5.4. Общий вид автомата Калашникова с постоянным прикладом и ночным прицелом (АК-74Н)



Тактико-технические характеристики автомата

Калибр, мм............................................................................................................ 5,45

Начальная скорость полета пули, м/сек.............................................................. 900

Прицельная дальность стрельбы......................................................................... 1000

Дальность прямого выстрела:

по грудной фигуре, м....................................................................................... 440

по бегущей фигуре, м....................................................................................... 625

Дальность полета пули, м.................................................................................... 3150

Темп стрельбы, выстрелов в минуту..................................................................... 600

Боевая скорострельность:

при стрельбе очередями, выстрелов в минуту......................................... до 100

при стрельбе одиночными выстрелами, выстрелов в минуту.................... до 40

Емкость магазина, патронов................................................................................... 30

Масса автомата без штык-ножа со снаряженным магазином, кг....................... 3,6

Длина автомата с примкнутым штык-ножом, мм............................................. 1089

Для стрельбы из автомата применяются патроны с обыкновенными (со сталь­ным сердечником) и трассирующими пулями.

Общее устройство автомата

Автомат состоит из следующих основных частей и механизмов (рис. 5.5):

Ствола со ствольной коробкой, прицельным приспособлением, прикладом и пистолетной рукояткой;

Крышки ствольной коробки;

Затворной рамы с газовым поршнем;

Затвора;

Возвратного механизма;

Газовой трубки со ствольной накладкой;

Ударно-спускового механизма;

Магазина.

Кроме того, у автомата имеются дульный тормоз-компенсатор и штык-нож.

Рис. 5.5. Основные части и механизмы автомата, его принадлежности:

1 - ствол со ствольной коробкой, ударно-спусковым механизмом, прицельным приспособлением, прикладом и пистолетной рукояткой; 2 - дульный тормоз-компенсатор; 3 - крышка ствольной коробки; 4 – затворная рама с газовым поршнем; 5 - затвор; 6 - возвратный механизм; 7 - газовая трубка со ствольной накладкой; 8 - цевье; 9 - магазин; 10 - штык-нож; 11 - шомпол; 12 - пенал с принадлежностью; 13 - пламегаситель.

Разборка автомата: - отделить магазин; - проверить, нет ли патрона в патроннике; - вынуть пенал с принадлежностью из гнезда приклада; - отделить шомпол; - отделить крышку ствольной коробки; - отделить возвратный механизм; - отделить затворную раму с затвором; - отделить затвор от затворной рамы; - отделить газовую трубку со ствольной накладкой. Сборка автомата: - присоединить газовую трубку со ствольной накладкой; - присоединить затвор к затворной раме; - присоединить затворную раму с затвором к ствольной коробке; - присоединить возвратный механизм; - присоединить крышку ствольной ко­робки; - спустить курок с боевого взвода и по­ставить на предохранитель; - присоединить шомпол; - вложить пенал в гнездо приклада; - присоединить магазин к автомату.

Билет № 2

Что такое выстрел?

Выстрелом называется выбрасывание пули (гранаты) из канала ствола оружия энергией газов, образующихся при сгорании порохового заряда.

Выстрел происходит в очень короткий промежуток времени (0,001 – 0,06 сек). При выстреле различают четыре последовательных периода: предварительный; первый, или основной; второй; третий, или период последействия газов.

Предварительный период длится от начала горения порохового заряда до полного врезания оболочки пули в нарезы ствола.

Первый, или основной, период длится от начала движения пули до момента полного сгорания порохового заряда.

Второй период длится до момента полного сгорания порохового заряда до момента вылета пули из канала ствола.

Третий период, или период последствия газов, длится от момента прекращения действия пороховые газов на пулю.

Начальная скорость пули.

Начальной скоростью (V0) называется скоростью движения пули у дульного среза ствола.

Величина начальной скорости пули зависит от длины ствола; веса пули; веса, температуры и влажности порохового заряда, формы и размеров зерен пороха и плотности заряжания.

Чем больше вес порохового заряда, тем больше максимальное давление и начальная скорость пули.

Порядок работы руководителей стрельбы на учебных местах

Заместитель командира роты, командиры взводов при проведении огневых тренировок выполняют обязанности руководителей стрельбы на участках.

Руководитель стрельбы на участке отвечает за точное выполнение стреляющими требований безопасности, установленного порядка, а также условий выполняемого упражнения. Ему подчиняются дежурный оператор учебного объекта и все должностные лица, назначенные для обслуживания стрельбы на участке.

Он обязан:

а) перед началом стрельбы:

Довести до всего личного состава подразделений сигналы прекращения огня при выполнении упражнений стрельб, на боевых стрельбах и тактических учениях с боевой стрельбой;

Проверить соответствие мишенной обстановки условиям выполняемого упражнения и наличие связи со старшим руководителем стрельбы;

При выполнении упражнения на плаву проверить организацию эвакоспасательной службы;

Организовать связь с экипажами стреляющих боевых машин;

Проверить готовность учебных мест к занятиям;

Получить у начальника учебного объекта карту (планшет с нанесенными координатной сеткой и ориентирами) для учета неразорвавшихся снарядов, мин, авиабомб и других взрывоопасных предметов;

Организовать наблюдение за стрельбой;

Доложить старшему руководителю стрельбы о готовности к стрельбе, количестве стреляющих и выставить на пункте управления визуальный сигнал красного цвета;

Уяснить на местности районы (участки) для ведения огня по фронту и в глубину.

б) во время стрельбы:

Руководить стрельбой на участке;

Вести учет неразорвавшихся снарядов, мин, авиабомб и других взрывоопасных предметов;

При нарушении требований безопасности немедленно прекратить стрельбу и доложить старшему руководителю стрельбы.

в) по окончании стрельбы:

Доложить старшему руководителю стрельбы об окончании стрельбы;

Организовать сбор стреляных гильз, осмотр боевых машин и убедиться в отсутствии в них боеприпасов и гильз;

Доложить старшему руководителю стрельбы о результатах стрельбы и о количестве неразорвавшихся снарядов (гранат) и незамеченных разрывов;

Провести разбор стрельбы с подразделением и объявить оценку каждому стреляющему и подразделению.

В ходе выполнения упражнений стрельб руководитель стрельбы на участке должен находиться:

При стрельбе в пешем порядке - днем не ближе 15 м от стреляющего, ночью не ближе 5 м;

При стрельбе через бойницы (поверх борта) боевой машины, из кабины автомобиля, мотоцикла, вертолета в полете - в боевой машине, автомобиле, мотоцикле, вертолете;

При стрельбе из сооружения - в сооружении и поддерживать связь с участковым пунктом управления;

При стрельбе из вооружения боевых машин - на участковом пункте управления;

При выполнении упражнений боевых стрельб в составе подразделения - за боевым порядком подразделений в месте, обеспечивающем наблюдение за действиями обучаемых, но не ближе 15 м днем и не ближе 5 м ночью.

При выполнении упражнений стрельб с коротких остановок и на ходу (с ходу) показ целей производится после прохождения стреляющими (боевыми машинами) рубежа открытия огня, а также по достижению ими рубежей, от которых исчисляются дальности до целей указанные в условиях упражнений.

Показ (движение) каждой следующей цели производится, как правило, после окончания показа (движения) предыдущей цели и смены (в ходе смены) огневой позиции. Варианты показа целей и огневые позиции (при выполнении упражнений стрельб с места) для каждой смены обучаемых определяются руководителем стрельбы на участке или проверяющим.

С занятием подразделением указанного участка стрельбы, руководитель стрельбы на участке:

Сообщает тему, цели (при необходимости) и порядок проведения занятия;

Указывает на местности исходное положение, огневые позиции для боевых машин и обучаемых (при стрельбе из стрелкового оружия и гранатометов), рубежи открытия и прекращения огня, основные и опасные направления стрельбы, направление и скорости движения боевых машин, порядок занятия и смены огневых позиций, разворота на рубеже прекращения огня и возвращения в исходное положение;

Определяет порядок взаимодействия с руководителями на учебных местах, где будет проводиться стрельба;

Проверяет знание обучаемыми основных положений Курса стрельб, условий выполняемого упражнения и требований безопасности при стрельбе;

Ставит командирам взводов (отделений), стреляющим боевую задачу применительно к действиям в наступлении или в обороне в зависимости от условий выполняемого упражнения.

Командиры взводов ставят боевую задачу командирам отделений (командирам боевых машин) перед выполнением упражнения своим взводом и каждой смене стреляющих, а командиры боевых машин ставят боевые задачи членам экипажей в боевых машинах, во время загрузки боеприпасов (командиры отделений ставят боевую задачу отделениям после получения боеприпасов).

Указывать обучаемым места расположения целей и порядок их показа запрещается.

При проведении стрельбы на одном участке войскового стрельбища (директрисы), соблюдается такой же порядок, как и на нескольких.

В ходе выполнения упражнения руководитель стрельбы на участке наблюдает за действиями стреляющих руководит показом целей и оценивает действия обучаемых, отражая результаты стрельбы в ведомости учета результатов выполнения упражнения стрельб (приложение 9). Ему запрещается вмешиваться в действия стреляющих, если они не нарушают требования безопасности.

После окончания стрельбы подразделения (смены) руководитель стрельбы на участке приказывает собрать гильзы, проверить оружие, патронные ленты и коробки, магазины и сумки для магазинов и гранат; при необходимости осматривает мишени, затем проводит разбор со всем личным составом и объявляет оценку стрельбы.

При проведении стрельб с использованием информации о поражении целей осмотр мишеней может не проводиться, сигнал "Отбой" после окончания стрельбы каждой сменой (подразделением) стреляющих может не подаваться и красный флаг, (красный полукруг ВСУ) не заменяется. Очередная смена (подразделение) стреляющих в этом случае выполняет упражнение стрельб по командам старшего руководителя стрельбы (руководителем стрельбы на участке).

Контроль за результатами стрельбы осуществляется также, как и при тренировке в стрельбе.

Начиная занятие, руководитель вводит обучаемых в тактическую обстановку, указывает ориентиры и ставит боевую задачу (отдает приказ). На тренировке в управлении огнем, руководитель отдает приказ в роли командира взвода, на тренировке в управлении огнем взвода - в роли командира роты, а на тренировке в управлении огнем роты - в роли командира батальона.

Обучаемые занимают места, устанавливают связь, докладывают по радио о готовности и ведут наблюдение.

Приняв доклады о готовности, руководитель начинает показ первой группы целей в соответствии с условиями упражнения. При этом оператором поднимаются появляющиеся и движущиеся цели, а неподвижные цели руководитель указывает обучаемым по радио.

Цели для поражения выбираются в зависимости от их важности (опасности), характера действий и уязвимости.

Поэтому все цели показываются группами, при этом группы составляются так, чтобы в каждой из них одна из целей была более важная (опасная).

Обнаружив цели, экипажи докладывают командирам подразделения, которые принимают решения на их уничтожение, ставят задачи по радио на ведение огня. Согласно этим задачам командиры танков дают команды на открытие огня экипажам, которые ведут огонь из танков. Время на стрельбу ограничивается временем показа цели. Командиры БТР ведут запись команд и целей, по которым велся огонь с указанием результатов стрельбы. Руководитель заслушивает команды, подаваемые командирами роты или взводов по радио (при этом может вестись магнитофонная запись), и выборочно приказывает тому или иному командиру БТР доложить по радио задачу, поставленную экипажу. При неправильных действиях руководитель требует вновь поставить задачи или подать команды для ведения огня.

Огневая задача считается поставленной и выполненной правильно, если обучаемый командир правильно оценил важность целей, определил вид оружия, боеприпасов, способ стрельбы для поражения цели и подал команду на открытие огня, а подразделение быстро и четко обозначило стрельбу по указанной цели в соответствии с командой командира.

При истечении времени показа целей руководитель приказывает опустить первую и показать следующую группу целей.

После окончания выполнения упражнения подается команда "ОТБОЙ", по которой военнослужащие прекращают боевую задачу; если велась стрельба боевыми патронами, разряжают оружие и освобождают гильзоулавливатели, командиры об этом докладывают руководителю. Приняв доклады о разряжении оружия, руководитель подает команду №К машине", собирает записи командиров танков, просматривает их и на основании своих личных наблюдений, результатов стрельбы и записей командиров танков производит разбор.Разбор выполнения упражнений проводится со всеми обучаемыми и отдельно с командирами подразделений (подразделения)

Рекомендации командира роты по подготовке и проведения занятий по огневой подготовке

1. Проведен анализ деятельности командира роты при подготовке огневой тренировки. Командир роты - непосредственный организатор боевой подготовки в роте. Он должен иметь систему проведения огневых тренировок, спланировать свою личную подготовку, подготовку должностных лиц обеспечивающих и обслуживающих стрельбу, а также подготовку личного состава взводов, техники и вооружения исходя из комплектования, уровня подготовки офицеров, сержантов и солдат в соответствии с требованиями руководящих документов.

2. Уточнены место и роль огневой тренировки в системе боевой подготовки мотострелковых подразделений. Огневая тренировка-начальная форма полевой выучки личного состава взвода. Является очередным этапом при подготовке личного состава к выполнению упражнений контрольных стрельб. Огневая тренировка проводятся с целью совершенствования умений и навыков в действии при оружии (вооружении боевой машины), стрельбе, по взаимодействию, огневому прикрытию и управлению огнем в ходе огневого боя.

3. При формулировании учебных целей необходимо учитывать выполнение огневых задач с реальной боевой стрельбой и ее влияние на воспитание морально-боевых и психологических качеств у личного состава. Перед выполнением огневых тренировок необходимо провести тактико-строевые занятия, тренировки по управлению огнем и в метании ручных гранат. Принять зачеты по знанию боевых уставов, организации, вооружения и тактики действий вероятного противника, требований безопасности. С командирами подразделений провести инструкторско-методические (показные) занятия.

4. Выработана методика работы должностных лиц при подготовке к огневым тренировкам и в ходе ее проведения.

5. Разработан план проведения огневой тренировки с учетом рекомендаций Курса стрельб - 2006.

7. Расписание составляется долго, и если его писать от руки, то на это уходит очень много времени. Я говорю о том, что в современных условиях нужно использовать компьютер для написания расписания. В бланке расписания в компьютерном варианте имеется:

Типовая неделя;

Элементы распорядка дня;

Подготовка наряда и т.д.

Останется только внести изменения в предметы обучения, тематику занятий и расписание готово. Если расписание писать от руки, то на это уходит 3-4 часа, а так время сокращается до 1 часа.

Наша жизнь становить все сложнее и сложнее. Многим приходится сейчас изучать компьютерную технику, без которой не обходится большинство выполняемых задач.

Боевая стрельба ночью

Ежегодно в Сухопутных войсках предусматривается значительное количество учебных занятий, тренировок и учений ночью или в условиях ограниченной видимости. Многообразие форм и методов обучения личного состава, подготовки и слаживания органов управления , подразделений, воинских частей и соединений тактическим действиям ночью позволяют командиру и штабу выбрать из них наиболее эффективные и поучительные.

Высшей формой подготовки и слаживания подразделений, воинских частей и соединений являются тактические учения. В программе боевой подготовки, в Наставлении по организации и проведению тактических учений предписано на тактических учениях не менее 30% времени отводить на организацию и ведение активных действий ночью. В соответствии с этим требованием содержание одного из этапов или одного из учебных вопросов каждого этапа учения должно включать подготовку и ведение ночного боя или переход от ночных действий к дневным и от дневных - к ночным. Таким образом, в комплексе с отработкой других учебных вопросов обучаемые подразделения (воинские части, соединения), командиры, органы управления и личный состав должны приобрести навыки и умения:

в маскировке расположения и действий подразделений (воинских частей, соединений) от всех средств и способов разведки противника;

в скрытном занятии исходного положения для атаки, быстром и скрытном выдвижении и развертывании в боевые порядки;

в организации и ведении разведки;

в быстром определении целей, ведении прицельного огня и управлении им;

в преодолении заграждений противника;

в выдерживании заданного направления, в том числе с использованием осветительных средств, приборов ночного видения, радиолокационной и тепловизионной аппаратуры, видимых в темноте ориентиров;

в освещении местности и объектов, целей в обороне противника и использовании освещения для совершения маневра;

в осуществлении непрерывного взаимодействия между подразделениями (воинскими частями, соединениями) и соседями;

в развитии достигнутого успеха с переходом от ночных действий к дневным или от дневных к ночным.

Умения и навыки действий военнослужащих в ночном бою поэтапно формируются на дневных занятиях, тренировках, боевых стрельбах, учениях, а затем закрепляются и совершенствуются в ночных условиях. При этом наиболее сложным мероприятием подготовки тактического учения является подготовка этапа с боевой стрельбой ночью.

Рассмотрим основные особенности работы должностных лиц руководства учения и выполняемых ими мероприятий при подготовке и проведении тактического учения с боевой стрельбой ночью.

Уяснение исходных данных. Для этого руководитель учения определяет (уточняет): какой вид боя (тактические эпизоды) отработать в условиях ночи; каковы должны быть силы и средства для светового обеспечения, расход осветительных средств.

Для получения реальной картины местности и четкого определения задач по подготовке ТУ рекогносцировку района его проведения и участка этапа с боевой стрельбой ночью руководителю учения необходимо проводить два раза: в светлое время и после того, как стемнеет.

В ходе проведения рекогносцировки руководитель учения дополнительно определяет (уточняет):

светящиеся номерные знаки для установки на башнях танков, БМП и БТР;

задачи по заготовке материала для создания очагов пожаров в расположении противника в целях обозначения световых ориентиров и створов;

задачи по созданию в каждом взводе рот первого эшелона осветительных постов для освещения целей противника и организацию подготовки личного состава, назначаемого на посты освещения (осветительный пост назначается из расчета один на взвод, состоит из двух солдат, управляет осветительным постом командир роты (взвода), от которого он назначен) (рис. 1.);

мероприятия по подготовке аппарата руководства учения, посредников и личного состава подразделений, воинских частей, привлекаемых на учении к действиям в ночных условиях и боевой стрельбе ночью.

Мероприятия по световому обеспечению действий подразделений (рис. 2) в ходе учения отражаются на плане проведения тактического учения, схеме мишенной обстановки, графике огневого поражения и реальных действий войск.

В плане проведения тактического учения дополнительно отображаются:

Задачи по световому обеспечению, выполняемые силами и средствами старших командиров в интересах батальонов (рот) (в графической части плана проведения учения);

Расчет сил и средств, места их размещения и порядок перемещения в ходе боя;

Задачи обучаемых подразделений, воинских частей, соединений по световому обеспечению.

На схеме мишенной обстановки дополнительно отражаются:

Порядок имитации огня целей при их показе, способы и продолжительность освещения целей;

Места постановки световых ориентиров и створов (при необходимости указываются средства и способы их постановки);

Расход осветительных и дымовых боеприпасов .

На графике огневого поражения и реальных действий войск дополнительно отражаются:

Какие цели (объекты) противника в течение какого времени, кем и когда освещаются и ослепляются, расход осветительных и дымовых боеприпасов;

Порядок ориентирования подразделений, обозначения полосы пролета авиации и переднего края подразделений (кто и в какой последовательности осуществляет);

Световые сигналы для управления подразделениями, взаимного опознавания, оповещения, целеуказания и взаимодействия.

Основную работу по подготовке офицеров аппарата руководства учения и огневых (войсковых) посредников руководитель учения организует на местности, в районе проведения учения и на участке проведения боевой стрельбы.

На точках, находящихся в районах розыгрыша основных боевых эпизодов, с офицерами изучаются:

Учебные вопросы, отрабатываемые в данном районе и в ходе этапа с боевой стрельбой;

Примерная обстановка, которая может сложиться в ходе отработки этапа (учебного вопроса, эпизода);

Мероприятия по световому обеспечению и требования безопасности .

Кроме того, рассматриваются варианты розыгрыша тактических действий сторон, разбираются возможные варианты решений, которые могут быть приняты обучаемыми командирами сторон.

При подготовке подразделений, воинских частей, соединений:

Проводятся занятия по изучению порядка и правил ориентирования, пользования приборами ночного видения, ночными прицелами (табельными светящимися насадками);

Осуществляется подготовка постов и подразделений для светового обеспечения тактических действий;

Для личного состава и боевых машин подготавливаются видимые (светящиеся) в темноте опознавательные и номерные знаки (фонарики);

Осуществляется подготовка приборов ночного видения и приспособлений для ночной стрельбы, радиолокационной и тепловизионной аппаратуры.

В ходе полевых выходов подразделений проводятся практические занятия, тактико-строевые занятия по тактике действий ночью и в условиях ограниченной видимости. Особое внимание уделяется тренировкам личного состава в работе с топографической картой, ориентированию на местности и движению по азимуту, изучению тактико-технических характеристик приборов ночного видения, радиолокационной и тепловизионной аппаратуры, осветительных средств, порядку их использования и применения в ночных условиях, при переходе от дневных действий к ночным и от ночных к дневным. Во всех подразделениях организуются занятия по изучению требований безопасности. С подразделениями, выделенными для обозначения противника, для проведения имитации и светового обеспечения проводятся специальные занятия по изучению особенностей действий в ночных условиях.

В мотострелковом (танковом) батальоне проводятся тактико-строевые занятия с ротами в действиях в качестве направляющей роты и движении подразделения по азимуту.

В ходе подготовки района учения выбираются и назначаются в качестве ориентиров местные предметы, которые будут видны в темноте, намечаются места постановки световых ориентиров, организуется обозначение световыми створами границ ведения огня и основного направления стрельбы. В качестве световых ориентиров могут быть использованы очаги пожаров. Материалы для их создания заготавливаются и укладываются в определенных местах заблаговременно, по команде руководителя учения поджигаются в период огневой подготовки или при выполнении маневра подразделениями.

На участке боевой стрельбы светосигнальными средствами обозначаются основное направление стрельбы, общие рубежи открытия (фонари красного цвета) и прекращения (фонари синего цвета) огня. Не менее 30% мишеней (макетов) (от общего числа всех выставленных мишеней) оборудуются имитаторами вспышек выстрелов (каждая «очередь» из стрелкового автоматического оружия имитируется миганием лампочки в течение 3-5 сек., а каждый выстрел из пушки (орудия) и противотанкового гранатомета - включением лампочки на 2-3 сек., промежутки между «очередями» («выстрелами») - 4-6 сек). До 30% мишеней (макетов) оборудуются имитаторами инфракрасного прожектора. Цели, на которых имитаторы не устанавливаются, планируются к освещению осветительными средствами. Применять рассеянный электрический свет для освещения мишеней запрещается.

Для выполнения задач по световому обеспечению на батальонных тактических учениях может назначаться минометный (артиллерийский) взвод, на бригадных (полковых) тактических учениях - артиллерийская батарея.

В целях выполнения задач по световому обеспечению тактических действий мотострелковых (танковых) подразделений, воинских частей, соединений артиллерия готовит:

постановку световых ориентиров, которые определяют обучаемым подразделениям, воинским частям общее направление тактических действий. Ближайший ориентир назначается в 2-3 км от своих войск, а остальные - в глубине, на таком же расстоянии один от другого. При подходе подразделений к ориентиру на 1-1,5 км артиллерия переносит огонь на следующий ориентир. Ориентиры обозначаются залпами артиллерийского взвода или сериями методического огня артиллерийского взвода(орудия)через каждые 3-5 мин.;

постановку световых створов для обозначения разграничительных линий, а иногда и для более точного указания направления наступления подразделений. Постановка створов осуществляется одновременным ведением огня по двум и более расположенным по глубине световым ориентирам;

для обеспечения стрельбы противотанковой управляемой ракетой (ПТУР), из вооружения танков и боевых машин пехоты (БМП), бронетранспортеров (БТР), из станкового противотанкового гранатомета (СПГ) и стрелкового оружия по атакующим (контратакующим) группам целей рубежи освещения местности артиллерией и минометами назначаются через каждые 400-600 м. Дальний рубеж освещения выбирают в 300-400 м за рубежом показа целей для поражения огнем ПТУР (орудий боевых машин).

При определении потребного количества орудий для освещения объекта (цели, рубежа) руководителю учения необходимо учитывать требуемый фронт освещения и диаметр зоны, освещаемой одним снарядом. Например, для того, чтобы осветить противника перед фронтом наступления в полосе шириной 2 км в течение 10 минут при благоприятных метеоусловиях потребуется 40 шт. 122-мм осветительных снарядов (диаметр освещаемой зоны одним снарядом ~ 1000 м - след. 2 орудия; 2x2x10 при продолжительности горения факела 35-40 сек.). В том случае, если необходимо создать большие уровни освещенности, а также в ветреную погоду и при низкой прозрачности воздуха темп стрельбы и количество одновременно используемых снарядов увеличатся, и расход может составить 90 шт. (3x3x10). Такие нормы расхода осветительных снарядов позволяют уверенно ориентироваться на поле боя и вести прицельный огонь всеми огневыми средствами подразделений. Для надежной стрельбы противотанковыми ракетами освещение целей увеличивается в 1,5-2 раза, что достигается более интенсивным ведением огня осветительными снарядами (минами).

Поучительность и успех тактических действий подразделений, воинских частей и соединений в ночное время или в условиях ограниченной видимости немыслим без образцовой слаженности, безупречной четкости в действиях всех звеньев аппарата руководства учения, посредников, а также всех категорий обучаемых. Знание особенностей и методики подготовки и проведения тактических учений с боевой стрельбой ночью - ключ к владению искусством подготовки и ведения ночного боя.

Подготовил: Старший преподаватель

подполковник в отставке Касян Н . И .

  • Порядок выполнения упражнения
  • Стрельба с места по появляющейся цели днем
  • Стрельба по неподвижной цели днем
  • Порядок выполнения упражнения
  • Скоростная стрельба по появляющейся цели днем (1 пу осн)
  • Порядок выполнения упражнения
  • Скоростная выборочная стрельба по неподвижной цели днем
  • Стрельба после передвижения с коротких остановок по появляющейся цели днем и ночью
  • Порядок выполнения упражнения
  • Стрельба с места по неподвижной цели в ограниченное время днем и ночью
  • Порядок выполнения упражнения
  • Стрельба с места по неподвижной цели в ограниченное время днем
  • Порядок выполнения упражнения
  • Стрельба с места по неподвижной цели с правой и левой руки, со сменой магазина днем
  • Порядок выполнения упражнения
  • 5.3.1. Специальные упражнения учебных стрельб
  • Скоростная стрельба с места из-за укрытия (2 суус осн)
  • Порядок выполнения упражнения
  • Скоростная выборочная стрельба после проникновения в помещение (3 суус осн)
  • Порядок выполнения упражнения
  • Стрельба с места после перемещения по фронту по неподвижной цели днем
  • Порядок выполнения упражнения
  • Стрельба из различных положений по неподвижной цели днем
  • Порядок выполнения упражнения
  • Стрельба с перемещением по фронту
  • Порядок выполнения упражнения
  • 5.4. Упражнения учебных стрельб из автомата (ручного пулемета)
  • Стрельба с места по появляющимся целям «а» (днем), «б» (ночью).
  • Порядок выполнения упражнения
  • Стрельба с наблюдательной вышки по появляющимся целям днем и ночью
  • Порядок выполнения упражнения
  • Стрельба с места и после передвижения по появляющимся и движущимся целям днем и ночью
  • Порядок выполнения упражнения
  • Стрельба с наблюдательной вышки по появляющимся и движущимся целям днем и ночью
  • Порядок выполнения упражнения
  • 5.4.1. Специальные упражнения стрельб из автомата для осн.
  • Стрельба с места после передвижения по появляющейся цели днем (1суус осн)
  • Порядок выполнения упражнения
  • Ведение огня с места из-за укрытия после передвижения по появляющимся целям днем (2 суус осн)
  • Порядок выполнения упражнения
  • Стрельба с места после передвижения по появляющейся цели днем (1суус осн)
  • Порядок выполнения упражнения
  • Стрельба с места после передвижения
  • Порядок выполнения упражнения
  • Стрельба с места после диагональных перемещений вперед
  • Порядок выполнения упражнения
  • 5.5. Упражнение учебных стрельб из снайперской винтовки для нештатных расчетов. Стрельба по появляющимся целям днем и ночью
  • Порядок выполнения упражнения
  • 5.5.1. Упражнения учебных стрельб из снайперской винтовки для осн.
  • Стрельба по неподвижной цели в ограниченное время (1 суус осн)
  • Порядок выполнения упражнения
  • Скоростная стрельба по появляющимся целям (2 суус осн)
  • Порядок выполнения упражнения
  • Стрельба с места и после передвижения по появляющимся целям (3 суус осн)
  • Порядок выполнения упражнения
  • 5.6. Упражнение учебных стрельб из карабина специального
  • Порядок выполнения упражнения
  • 5.7. Упражнения стрельб из пистолета - пулемета и автомата специального (9а-91)(*) для осн.
  • Стрельба с места по неподвижной цели днем
  • Порядок выполнения упражнения
  • Стрельба с места по неподвижным целям в ограниченное время из различных положений, из-за укрытия днем и ночью
  • Порядок выполнения упражнения
  • Стрельба с места по неподвижным целям в ограниченное время из положений стоя и с колена днем и ночью
  • Порядок выполнения упражнения
  • 5.8. Упражнение учебных стрельб из подствольного гранатомета для осн.
  • Стрельба с места по неподвижным целям
  • Порядок выполнения упражнения
  • 5.8.1. Упражнения учебных стрельб из ручного гранатомета 6г 30 для осн.
  • Стрельба с места по неподвижным целям
  • Порядок выполнения упражнения
  • 5.9. Выполнение спортивных упражнений по стрельбе с ак и пм.
  • Порядок выполнения упражнения
  • Порядок выполнения упражнения
  • Порядок выполнения упражнения
  • Порядок выполнения упражнения
  • Порядок выполнения упражнения
  • Порядок выполнения упражнения
  • 5.10. Упражнения в метании ручных гранат. Метание наступательных и оборонительных гранат.
  • И меткость с места
  • Порядок выполнения упражнения
  • Порядок выполнения упражнения
  • Порядок выполнения упражнения
  • 5.10.1. Упражнения в метании боевых гранат
  • Порядок выполнения упражнения
  • Порядок выполнения упражнения
  • Обязанности лиц, организующих и обслуживающих стрельбы
  • 2. Руководитель стрельбы обязан:
  • 5. Раздатчик боеприпасов обязан:
  • 9. Наблюдатель обязан:
  • 10. Показчик мишеней обязан:
  • Требования безопасности при проведении стрельб, гранатометания, использовании боеприпасов и имитационных средств
  • 4.2. При обращении с оружием обучаемый должен помнить:
  • 6. При стрельбе с ручного противотанкового гранатомета (рпг-7в) запрещается:
  • 7. При стрельбе из автоматического гранатомета станкового (агс-17), автоматического гранатометного комплекса (агс-30) запрещается:
  • 8. При стрельбе реактивной противотанковой гранатой типа рпг-18, рпг-22 запрещается:
  • 9. При стрельбе из подствольного гранатомета (гп-25) запрещается:
  • 10. При стрельбе из ручного гранатомета 6г 30 запрещается:
  • 11. При обращении с боеприпасами и имитационными средствами запрещается:
  • 12. При обращении с выстрелами вог-25, вог-25п, вог-25 (инертный) запрещается:
  • 13. При обращении с выстрелами вог-17, вог-17м, вог-30, вус-17 (инертный) запрещается:
  • 14. При проведении гранатометания запрещается:
  • 15. При использовании имитационных средств запрещается:
  • Методические рекомендации руководителям занятий по руководству и проведению стрельб
  • 6. Примерная методика обучения упражнениям стрельб
  • 6.5. Комплекс упражнений для обучения стрельбе из пистолета
  • 6.6. Обучение 1-му упражнению стрельбы из пистолета Подготовительное упражнение 1а
  • Подготовительное упражнение 1б
  • Учебное упражнение 1в
  • 2. Организация и проведение стрельб

    2.1. Для организации стрельб и обеспечения мер безопасности во время их проведения приказом учреждения (органа) УИС назначаются:

    Руководитель стрельбы, помощник руководителя стрельбы (руководитель стрельбы на участке), начальник пункта боевого питания, раздатчик боеприпасов, техник (старший техник) отделения (группы) вооружения и специальных средств, дежурный врач (фельдшер, медсестра) с санитарной машиной, наблюдатель, оцепление, показчики мишеней.

    При необходимости для обслуживания стрельбы могут назначаться и другие лица.

    Руководителем стрельбы, как правило, назначаются сотрудники из числа руководящего состава органов и учреждений УИС, профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений.

    2.2. Упражнения учебных стрельб из стрелкового оружия выполняются на стрельбищах или в тирах. При этом устанавливаются:

    Место для построения и подготовки очередной смены стреляющих, которое обозначается полосой 2-5 м и располагается от рубежа открытия огня при стрельбе из стрелкового оружия на расстоянии не ближе: 10 м - для стрельбищ и 5 м - для тиров (исходное положение);

    Линия, по достижении которой разрешено ведение огня, которая определяется условиями выполняемых упражнений (рубеж открытия огня);

    Линия, по достижении которой запрещено ведение огня, определяется условиями выполняемых упражнений (рубеж прекращения огня);

    Участок местности с мишенной обстановкой, который должен иметь боковые защитные зоны безопасности (не менее 400 м) и излетное пространство (не менее 400 м) - для стрельбищ. Закрытые тиры оборудуются пулеулавливателями (район целей или мишенное поле);

    Место, расположенное на удалении 10-15 м за командным пунктом, с размещенными на нем стрелковым городком, местом для учебного гранатометания, учебными местами для отработки вопросов применения оружия в различных условиях обстановки, правил обращения с оружием и боеприпасами, помещением для хранения оборудования и мишеней, местом для чистки оружия (тыл стрельбища);

    Место (линия) для осмотра мишеней, которая находится на расстоянии 1,5-2 м от мишеней (рубеж осмотра мишеней);

    Помещение (место) для выдачи боеприпасов смене обучаемых, которое оборудуется на участке стрельбы (пункт боепитания);

    Помещение (место) в тире, на стрельбище - двух или трехэтажное строение, предназначенные для управления мишенной обстановкой, контроля за результатами стрельбы, наблюдения за мишенным полем (участковый пункт управления).

    2.3. Учебные группы учреждений и органов УИС прибывают на стрельбище (в тир) не позднее чем за 30 минут до начала стрельбы. Это время используется для подготовки к стрельбе оружия, мишенного оборудования, средств связи, организации занятий, а также проверки знаний мер безопасности, условий и порядка выполнения упражнений.

    Руководители учебных групп, их заместители прибывают на занятие со строевыми записками, ведомостями учета результатов выполнения упражнений учебных стрельб (приложения № 2, образец 5), журналами учета занятий, посещаемости и успеваемости по служебной и физической подготовке.

    Руководитель стрельбы определяет порядок получения и выдачи боеприпасов, которые выдаются обучаемым под личную роспись, поштучно по ведомости (приложение 2, образец 2) или в снаряженных лентах (магазинах).

    При необходимости боеприпасы могут выдаваться раздатчиком боеприпасов в исходном положении снаряженными в магазины, ленты. Обучаемые, получив боеприпасы, осматривают их, снаряжают патронами магазины (ленты), укладывают магазины (ленты), гранаты в сумки (коробки) и под руководством старшего смены следуют в исходное положение.

    2.4. После прибытия обучаемых на стрельбище, по команде руководителя стрельбы на командном пункте поднимается белый флаг (ночью - белый фонарь); с выходом смены на исходное положение и до сигнала «Отбой» (команды «Прекратить огонь») вместо белого флага устанавливается красный флаг (ночью - красный фонарь). Вместо флагов могут использоваться красные (белые) полукруги визуального сигнального устройства (ВСУ).

    При проведении стрельб с использованием технического устройства, информирующего о поражении целей, осмотр мишеней может не производиться, сигнал «Отбой» после окончания стрельбы каждой сменой стреляющих может не подаваться и красный флаг (красный полукруг ВСУ) не заменяется. Очередная смена стреляющих в этом случае выполняет упражнение стрельб по команде руководителя стрельбы. При отсутствии информации о поражении целей периодичность осмотра мишеней определяется руководителем стрельбы (на инспекторских и итоговых проверках осмотр мишеней проводится решением проверяющего независимо от наличия информации об их поражении). В ходе организации и проведения стрельб ночью на стрельбище устанавливаются обозначения - в глубине района целей в основном направлении стрельбы на каждом участке выставляется световой ориентир зеленого цвета, а на флангах - фонари красного цвета, указывающие границы опасных направлений стрельбы. Для стреляющей смены выставляются фонари: в исходном положении - белого, на рубеже открытия огня - красного, на рубеже прекращения огня - синего цвета. При выполнении упражнений в движении стреляющие должны иметь на спине фонарь красного цвета, обучаемые, имеющие оружие с ночными прицелами, выполняют упражнения с использованием этих прицелов.

    При стрельбе ночью разрешается использовать штатные ночные прицелы, а на прицельных приспособлениях оружия - самосветящиеся насадки.

    Для подразделений охраны при выполнении упражнений учебных стрельб в ночное время разрешается использовать освещение мишеней применительно как на охраняемом периметре учреждения УИС.

    После окончания стрельбы подразделением руководитель стрельбы на участке организует сбор гильз, проверку оружия и боевой техники, патронные ленты и коробки, магазины, сумки для магазинов и гранат. При необходимости осматривает мишени, проводит разбор занятия со всем личным составом и объявляет оценки за стрельбу.

    2.5. Если упражнение учебных стрельб не выполнено в связи с неисправностью оружия, патронов, мишенного оборудования и по другим причинам, не зависящим от стрелявшего, то с разрешения проверяющего оно выполняется повторно. Обучаемые, которые не выполнили упражнение стрельб, допускаются к повторному выполнению этого упражнения после дополнительного обучения.

    2.6. Неисправности и задержки оружия при стрельбе, которые могут быть устранены в ходе стрельбы, обучаемый устраняет самостоятельно и продолжает выполнять упражнение. О неисправностях, которые во время стрельбы устранить невозможно, обучаемые докладывают руководителю стрельбы немедленно.

    2.7. Стрельбы из индивидуального оружия выполняются стреляющими из штатного (закрепленного за ними в соответствующих документах) оружия; из группового оружия - в составе штатных расчетов; из боевой техники - в составе штатных экипажей. Вид огня устанавливается самим обучаемым, если по условиям упражнений нет иных указаний.

    2.8. Выполнению упражнений стрельб предшествует проведение занятий для определения готовности личного состава к стрельбе.

    2.9. Обучаемые периодически обучаются стрельбе в противогазах, которая проводится без изменений условий упражнений. Противогазы надеваются личным составом по команде «Газы», которая подается руководителем стрельбы в исходном положении, и снимаются по его же команде «Снять противогазы» после окончания стрельбы.

    Обучаемые, которые носят очки, выполняют упражнения из стрелкового оружия в противогазах с корригирующими стеклами. При отсутствии в противогазах корригирующих стекол им разрешается выполнять упражнения без противогаза.

    2.10. Личный состав отделов специального назначения (*) периодически отрабатывает упражнения стрельб в средствах индивидуальной бронезащиты.

    2.11. Заряжание, разряжание оружия производится обучаемыми в соответствии с Наставлениями по стрелковому делу и Руководствами по видам оружия.

    2.12. На исходном положении руководитель стрельбы проверяет подготовку смены, напоминает порядок выполнения упражнения и меры безопасности, после чего приказывает раздатчику боеприпасов выдать смене патроны.

    Раздатчик выдает патроны обучаемым под личную роспись, поштучно и докладывает руководителю, например: «Товарищ майор, смене выдано по три боевых патрона. Раздатчик боеприпасов старшина Петров».

    Обучаемый получив патроны, осматривает их и докладывает руководителю стрельбы, например: «Сержант Иванов три боевых патрона получил и осмотрел».

    По команде руководителя стрельбы «Магазин снарядить» обучаемый снаряжает магазин патронами и убирает его в кобуру (для пистолета), для автомата или винтовки в сумку для магазинов. При снаряжении патронами двух магазинов пистолета один удерживается в левой руке.

    Руководитель стрельбы указывает каждому обучаемому цель (после чего последний докладывает: «Цель вижу»), положение для стрельбы, вид огня и очередность стрельбы.

    2.13. По команде руководителя стрельбы обучаемые выдвигаются на рубеж открытия огня. На рубеже открытия огня (при ведении стрельбы без ограничения времени) подается команда «Заряжай», по которой обучаемый обязан:

    Присоединить магазин (для автомата или винтовки), вставить магазин в основание рукоятки до щелчка для пистолета (вставлять магазин ударом запрещается);

    Снять оружие с предохранителя (опустить флажок предохранителя вниз) (*),

    Дослать патрон в патронник;

    Поставить оружие на предохранитель (поднять флажок предохранителя вверх);

    Принять положение для стрельбы, в соответствии с условиями упражнения (при выполнении упражнения лежа или с колена обучаемый сначала изготавливается к стрельбе, затем заряжает оружие);

    Доложить о готовности к стрельбе, например: «Товарищ майор, сержант Иванов к стрельбе готов».

    По команде руководителя стрельбы «Огонь» или «Вперед» снять оружие с предохранителя (для пистолета взвести курок, если первый выстрел не производится по условию упражнения самовзводом) и вести прицельный огонь. С пистолета разрешается ведение огня как с двух рук, так и с одной руки.

    По окончании стрельбы обучаемый обязан:

    самостоятельно осмотреть патронник (для пистолета снять с затворной задержки (освободить) затвор), поставить оружие на предохранитель;

    доложить об окончании стрельбы, например: «Сержант Иванов стрельбу закончил», при этом оружие удерживается дульной частью в сторону мишени.

    В случае неполного израсходования патронов руководитель стрельбы подает команду «Разряжай».

    _________________________

    (*) - При отсутствии в конструкции пистолета флажка предохранителя он снимается (ставится) на предохранительный взвод.

    По этой команде обучаемый обязан:

    Отсоединить магазин (для автомата и винтовки), извлечь магазин из основания рукоятки пистолета;

    Снять оружие с предохранителя;

    Извлечь патрон из патронника;

    Нажать на спусковой крючок, направив оружие в сторону мишени;

    Извлечь патроны из магазина.

    По команде «Оружие к осмотру» обучаемый обязан:

    Снять оружие с предохранителя, отвести затвор в крайнее заднее положение. Для пистолета поставить на затворную задержку, извлечь магазин из рукоятки и вложить его под большой палец правой руки впереди флажка предохранителя так, чтобы подаватель магазина был на 2-3 см выше затвора.

    Для автомата или винтовки в положении лежа: отделить магазин и положить его возле оружия подавателем к себе, снять оружие с предохранителя, отвести затворную раму назад, в положении стоя: удерживая левой рукой оружие снизу за цевье, правой рукой отделить магазин и переложить его в левую руку подавателем вверх, снять оружие с предохранителя и отвести затворную раму назад.

    При осмотре оружия обучаемый удерживает оружие горизонтально, в направлении мишени так, чтобы руководитель стрельбы видел патронник.

    Руководитель стрельбы, осмотрев оружие каждого стрелявшего и убедившись в отсутствии патронов в патронниках и магазинах, подает команду «Осмотрено».

    После команды «Осмотрено» обучаемый вооруженный пистолетом обязан:

    Взять магазин в левую руку;

    Освободить затвор от затворной задержки путем нажатия большим пальцем левой руки на кнопку затворной задержки;

    Нажать на спусковой крючок, направив пистолет в сторону мишени;

    Поставить пистолет на предохранитель;

    Вставить магазин в основание рукоятки;

    Вложить пистолет в кобуру и застегнуть ее.

    После команды «Осмотрено» обучаемый вооруженный автоматом или винтовкой обязан:

    Отпустить затворную раму;

    Спустить курок с боевого взвода;

    Поставить оружие на предохранитель;

    Присоединить магазин (из положения лежа по команде руководителя встать) и взять оружие в положение «На ремень».

    2.14. Для осмотра мишеней руководитель стрельбы подает команду «Отбой». По этой команде происходит смена красного флага (ночью - красного фонаря) на белый. Прекращается стрельба на всех участках стрельбища.

    Осмотр мишеней производится по команде «Смена - к мишеням шагом (бегом) марш». По этой команде обучаемые обязаны:

    Выдвинуться на рубеж осмотра мишеней;

    Остановиться на расстоянии одного метра от мишеней;

    2.15. В отдельных случаях может возникнуть необходимость временного прекращения ведения огня. При этом подается команда «Стой, прекратить огонь». По этой команде стреляющие прекращают стрельбу и ставят оружие на предохранитель. При выполнении этих команд оружие направлено в сторону мишеней. Для продолжения ведения огня подается команда «Огонь», по которой обучаемый снимает оружие с предохранителя, взводит курок и продолжает стрельбу.

    Стрельба ночью (по освещенным или обозначенным вспышками выстрелов целям) производится так же, как и днем. При слабом освещении цели включается освещение сетки прицела.

    Журналы