Издержки господдержки: как и зачем меняли программу помощи ипотечникам. Заработала ли межведомственная комиссия по помощи ипотечным заемщикам Когда дождемся от правительства помощи по кредитам


В минувший вторник в Банке России состоялось совещание с участием представителей крупнейших ипотечных банков. На нем обсуждался формат новой госпрограммы помощи ипотечным заемщикам, которая разрабатывается по поручению премьер-министра Дмитрия Медведева, пишет "Коммерсант" . Программу планируется согласовать в ближайшее время.

Несмотря на то, что встреча носила закрытый формат, и официально участники и ЦБ ее не комментируют, в неофициальной беседе участники совещания поделились с изданием некоторыми деталями. Так, стало известно о том, что банкиры предложили установить два ключевых критерия оказания помощи, которые по итогам встречи получили одобрение. По словам одного из банкиров, теперь такими критериями предлагается установить падение дохода заемщика на 30% и более или увеличение размера платежа по кредиту на 30% и более.

В рамках реализации новой программы также планируется создать специальную комиссию с участием представителей ЦБ, АИЖК, Минфина и Минстроя для отбора проблемных заемщиков. Предполагается, что эта комиссия будет в том числе решать и спорные вопросы, когда, например, жилплощадь заемщика больше на 1 кв. м, чем требует программа, но очевидно, что помощь необходима.

В новом варианте программы помощи ипотечным заемщикам, скорее всего, не будет и ограничения по валюте. Профильные министерства высказывали идею о том, чтобы оказать помощь преимущественно валютным заемщикам, в то время как действовавшая ранее программа не делала исключений по валюте кредита. Однако крупнейший игрок на ипотечном рынке, Сбербанк, настоял на том, чтобы сохранить помощь и рублевым заемщикам.

Банк указал на то, что в случае предоставления помощи исключительно валютным ипотечникам без поддержки окажутся более 10 тысяч его заемщиков, которые собрали документы в период действия предыдущей программы, но не смогли получить реструктуризацию, так как средства, выделенные на нее (4,5 млрд рублей), закончились раньше срока. По статистике прежней программы, только 750 заявлений из 52 тысяч были от валютных заемщиков.

По данным издания, на совещании, которое началось в 18 часов и длилось почти четыре часа, не обсуждался бюджет программы, основной задачей было согласовать критерии отбора заемщиков, которым нужно оказать поддержку. Совещания с участием АИЖК в правительстве, где планируется наконец утвердить окончательные параметры программы, должны состояться сегодня и завтра.

Информация о том, что власти готовы снова предложить помощь ипотечным заемщикам, появилась ранее на этой неделе. Сама программа, реализуемая Агентством по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), официально закончилась 31 мая. Банки реструктурировали проблемные кредиты по ставке не выше 12% годовых, часть ежемесячного платежа клиенту компенсировало государство (максимум - 1,5 млн рублей).

К маю банки получили 52,3 тыс. заявлений на реструктуризацию, из которых 18,5 тыс. были реструктурированы, а еще 16 тыс. нет - из-за исчерпания выделенных средств, хотя соответствовали требованиям. Фактически бюджет программы (4,5 млрд руб.) был выбран еще в марте. При этом банки продолжали принимать заявки, а заемщики собирать документы, в том числе платные выписки. В ситуации, когда к моменту предоставления всех справок в банк уже не на что было рассчитывать, оказались около 20 тысяч заемщиков.

ТАСС, 22 августа. Правительство РФ с 22 августа возобновляет поддержку ипотечных заемщиков, попавших в сложную финансовую ситуацию, по новым правилам. Рассчитывать на помощь смогут заемщики, взявшие кредит как в рублях, так и в иностранной валюте. Смотрите также Кто получит помощь государства в выплате ипотеки Новая программа будет финансироваться из Резервного фонда правительства в объеме 2 млрд рублей, ее продление позволит реструктурировать не менее 1,3 тыс. ипотечных кредитов. Оператором программы выступит Агентство ипотечного жилищного кредитования (АИЖК). Новая редакции программы уточняет предъявляемые требования к заемщикам. Так, принять участие в программе смогут ипотечники, у которых с момента получения ипотечного кредита до даты подачи заявления на реструктуризацию прошло не менее 12 месяцев, а ежемесячный платеж по кредиту увеличился не менее, чем на 30%.

Создана комиссия по рассмотрению вопросов реструктуризации ипотеки

Так, например, по решению межведомственной комиссии в исключительных случаях базовый объем помощи от государства может быть увеличен с 1,5 млн рублей, но не более чем два раза. Валютные ипотечники Министр финансов РФ Антон Силуанов в марте 2017 года по итогам встречи с валютными ипотечниками предложил настроить систему государственной помощи ипотечным заемщикам таким образом, чтобы сместить фокус на валютных ипотечников. Активисты движения валютных ипотечников на встречах с Минфином и АИЖК настаивали на «продуктовом подходе», когда ключевым критерием для вступления в программу становится сам факт наличия у гражданина обязательств по целевому жилищному ипотечному кредиту (займу), исчисленных в иностранной валюте и принятых в период до конца 2014 года.

Программа помощи ипотечным заемщикам возобновляет работу

Бюджетные деньги, выделенные на поддержку ипотечных заемщиков, оказавшихся в трудной финансовой ситуации, уже нашли получателей. Как рассказали «Известиям» в Агентстве ипотечного жилищного кредитования (АИЖК), все 4,5 млрд рублей по госпрограмме фактически выбраны банками и направлены на реструктуризацию ипотеки. Таким образом, госпрограмма может считаться успешно завершенной уже в ближайшие дни, хотя официальный срок ее завершения - 31 мая.

Внимание

Государственная программа помощи ипотечным заемщикам, попавшим в тяжелое финансовое положение из-за кризиса, завершится уже на днях, рассказал «Известиям» представитель АИЖК. 4,5 млрд рублей, выделенные в первой половине 2015 года из бюджета на поддержку россиян, уже, по сути. исчерпаны. Это было обусловлено взрывным ростом спроса заемщиков на реструктуризацию кредитов в начале этого года. Цель программы, таким образом, выполнена, убеждены в агентстве.

Госпрограмма помощи ипотечным заемщикам завершается досрочно

Документы заемщика будут попадать к комиссии на рассмотрение по решению банка-кредитора на основании соответствующего заявления. На банках лежит ответственность отфильтровывать заемщиков, пытающихся получить помощь, которая им, по условиям программы, не полагается. Это позволит сократить время рассмотрения документов, чтобы максимально быстро оказать помощь тем семьям, которые реально в ней нуждаются.

Инфо

Стоит отметить, что за время действия прошлой программы помощи ипотечным заемщикам зафиксировано огромное количество случаев обращения заемщиков, которые оформили ипотеку «вчера», а «сегодня» хотят получить списание части долга. Также часто обращались заемщики, имеющие другую жилую недвижимость (одну или несколько), не проходящую под условия программы. Причем заемщики специально переписывали недвижимость на родственников и подавали документы на реструктуризацию.

Комиссия по оказанию помощи ипотечным заемщикам

В категорию рублевых заемщиков, у которых вырос ежемесячный платеж на 30% и более попадают ипотечники, которые ранее из-за тяжелой финансовой ситуации реструктуризировались по внутренним программам банка с получением отсрочки платежа, но увеличением его размера. По мнению авторов новой программы, на фоне существенного снижения ипотечных ставок по сравнению с 2015-2016 годом, условие об увеличении ежемесячного платежа минимум на 30% является справедливым, рублевые ипотечники сейчас имеют возможность реструктуризировать ипотеку для снижения ежемесячного платежа напрямую в банках. По словам главы АИЖК Александра Плутника, сегодня банки предлагают перекредитование ипотеки по ставкам от 9,5% годовых. Таким образом, программа стала еще более ориентирована на помощь заемщикам, оказавшимся в сложной финансовой ситуации.

Официальный сайт сбербанка россии

Предыдущая программа Программа помощи ипотечным заемщикам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, была запущена в апреле 2015 года и формально завершилась 31 мая 2017 года (средства по программе были израсходованы в марте 2017 года). На реструктуризацию долгов ипотечников было выделено 4,5 млрд рублей. Всего с 2015 года в рамках госпрограммы поддержку получили порядка 22 тыс.
российских семей. «Тем не менее у отдельных заемщиков сохраняются сложности с погашением ипотечных кредитов. Для оказания поддержки таким гражданам из Резервного фонда правительства РФ выделены дополнительные денежные средства в размере 2 млрд рублей, а также утверждены новые условия программы, учитывающие текущую ситуацию на рынке», — отметили в АИЖК.
В России создана межведомственная комиссия, которая займется решением проблем ипотечных заемщиков, попавших в трудную финансовую ситуацию, сообщил журналистам в понедельник министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень. «У нас есть программа поддержки ипотечных заемщиков, оказавшихся в сложном финансовом положении. Поступили обращения, чтобы мы могли принимать решения в составе комиссии в отдельных нестандартных случаях. Распорядительный документ подписан, комиссия создана.


Возглавил ее мой заместитель Никита Стасишин», — сказал Мень. Он отметил, что комиссия будет рассматривать индивидуальные заявления заемщиков. Помимо представителей Минстроя, в ее состав войдут представители Минфина, ЦБ, Госдумы, Совета Федерации, Общественной палаты и уполномоченный по правам человека.

Заработала ли межведомственная комиссия по помощи ипотечным заемщикам

Комиссия будет заниматься рассмотрением вопросов о предоставлении увеличенного размера финансовой помощи семьям (до 3 миллионов рублей), находящимся в особо тяжелых ситуациях, а также о предоставлении права участия в программе семьям, которые имеют небольшие расхождения с 1-2 условиями программы. Сотрудник Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) пояснил, что комиссия может допустить заемщика к реструктуризации, если, например, площадь его жилья больше на пару квадратных метров, чем допускают условия программы, или большая семья имеет долю больше 1/2, но в однокомнатной «хрущевке». «А так, чтобы совсем не подходить даже по какому-то одному условию, то это маловероятно. Тогда нас «завалят» и владельцы элитной недвижимости, и те, у кого десяток квартир.

Но Вы, конечно, можете попытаться, если банк примет документы…» – добавил сотрудник.

Ограничением в этом случае будет выступать однократное участие в программе и применение ее положений к единственному обязательству гражданина. В итоге, согласно постановлению правительства, было принято решение, что в рамках обновленной программы банки реструктурируют проблемную валютную ипотеку по рублевой ставке для клиента не выше 11,5% или рублевую проблемную ипотеку по ставке не выше ставки, действовавшей на дату реструктуризации кредита. «На участие в программе смогут претендовать ипотечные заемщики, взявшие кредит как в рублях, так и в иностранной валюте. Размер ежемесячного платежа по валютному кредиту может увеличиться вследствие изменения обменного курса, а по кредиту изначально в рублях — например, по причине увеличения процентной ставки, если она изначально не было зафиксирована на весь срок кредитования», — пояснили ТАСС в АИЖК.

Кроме того, залоговое жилье должно быть единственным жильем семьи залогодателя. Базовый объем помощи от государства составит 30% остатка суммы кредита, но не более 1,5 млн рублей. Межведомственная комиссия Новый этап программы поддержки ипотечных заемщиков будет предусматривать более гибкие критерии оказания помощи, чем было в старой программе, считает замминистра финансов Алексей Моисеев. Смотрите также Способствовать этому будет специальная межведомственная комиссия, которая должна быть создана до 1 сентября 2017 года. Состав комиссии и порядок ее работы определит Минстрой России. Комиссия будет вправе принимать решения об оказании поддержки гражданам, формально не соответствующим отдельным условиям программы, но остро нуждающимся в ней.

Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»

Приказ Министерства хозяйства РФ от 30 августа 2017 г. № 1184/пр “О создании и организации работы Межведомственной комиссии по принятию решений о возмещении кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам), ипотечным агентам, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об ипотечных ценных бумагах», по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены ипотечными агентами, и акционерному обществу «Агентство ипотечного жилищного кредитования» по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены этим обществом, убытков (их части), ...

Во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 августа 2017 г. № 961 «О дальнейшей реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации» приказываю:

1. Создать Межведомственную комиссию по принятию решений о возмещении кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам), ипотечным агентам, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об ипотечных ценных бумагах», по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены ипотечными агентами, и акционерному обществу «Агентство ипотечного жилищного кредитования» по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены этим обществом, убытков (их части), возникших в результате реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) в соответствии с условиями программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации (далее - Межведомственная комиссия).

2. Утвердить:

а) состав Межведомственной комиссии согласно к настоящему приказу.

б) положение о Межведомственной комиссии согласно к настоящему приказу;

в) порядок работы Межведомственной комиссии согласно к настоящему приказу.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального Н.Е. Стасишина.

Министр М.А. Мень

Приложение № 1
к Министерства
строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации
от 30.08.2017 № 1184/пр

Состав
межведомственной комиссии по принятию решений о возмещении кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам) убытков (их части), возникших в результате проведения реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) в соответствии с условиями программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации

Н.Е. Стасишин - Заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (председатель Межведомственной комиссии);
С.Р. Платонов - Заместитель директора Департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации (заместитель председателя Межведомственной комиссии);
В.В. Русанов - Помощник Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (член Межведомственной комиссии);
И.Б. Дивинский - Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (член Межведомственной комиссии);
A.M. Чернецкий - Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (член Межведомственной комиссии);
О.И. Крайнова - Заместитель руководителя Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Центрального банка Российской Федерации (член Межведомственной комиссии);
А.Ю. Кирьянов Первый заместитель Председателя Комиссии по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами при Общественной палате Российской Федерации (член Межведомственной комиссии);
Т.Н. Москалькова - Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (член Межведомственной комиссии);
Т.С. Федотов - Начальник Управления защиты гражданских прав человека Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (член Межведомственной комиссии).

Приложение № 2
к Министерства
строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации
от 30.08.2017 № 1184/пр

Положение
о межведомственной комиссии по принятию решений о возмещении кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам) убытков (их части), возникших в результате проведения реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) в соответствии с условиями программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации

1. Межведомственная комиссия по принятию решений о возмещении кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам), ипотечным агентам, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об ипотечных ценных бумагах», по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены ипотечными агентами, и акционерному обществу «Агентство ипотечного жилищного кредитования» по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены этим обществом, убытков (их части), возникших в результате реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) в соответствии с условиями программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации (далее - Межведомственная комиссия), создана во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 августа 2017 г. № 961 «О дальнейшей реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации» в целях повышения эффективности реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной жизненной ситуации (далее - программа помощи).

2. Межведомственная комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, настоящим Положением и Порядком работы Межведомственной комиссии.

3. Межведомственная комиссия формируется в количестве не менее девяти членов, включая председателя, заместителя председателя и членов Межведомственной комиссии.

Состав Межведомственной комиссии формируется из представителей федеральных органов исполнительной власти, Федерального Собрания Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

4. Основными функциями Межведомственной комиссии являются:

Рассмотрение в соответствии с пунктами 7 и 9 Основных условий реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации (далее - Основные условия), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 г. № 373 «Об основных условиях реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, и увеличении уставного капитала акционерного общества «Агентство ипотечного жилищного кредитования» обращений кредиторов (заимодавцев) по ипотечным жилищным кредитам (займам), ипотечных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах", по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены ипотечными агентами, и акционерного общества "Агентство ипотечного жилищного кредитования" по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены этим обществом (далее - кредиторы-участники программы помощи, программа помощи);

Принятие решений о возможности (невозможности) увеличения возмещении кредиторам-участникам программы помощи предельной суммы возмещения по каждому реструктурированному ипотечному жилищному кредиту (займу);

Принятие решений о возможности (невозможности) осуществления акционерным обществом «Агентство ипотечного жилищного кредитования» (далее - АО «АИЖК») выплаты кредиторам-участникам программы помощи возмещения убытков (их части) в случае проведения реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) при несоблюдении не более двух условий, предусмотренных пунктом 8 Основных условий.

5. Межведомственная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденным порядком ее работы.

6. Заседания Межведомственной комиссии проводятся в форме заочного голосования не реже одного раза в месяц. В случае необходимости по решению председателя Межведомственной комиссии заседания могут проводиться в очной форме.

7. Заседание Межведомственной комиссии считается правомочным, если в нем приняли участие не менее половины ее членов.

Заочное голосование считается состоявшимся в случае, если не менее половины членов Межведомственной комиссии представили в установленный срок надлежащим образом оформленные опросные листы. Решения путем заочного голосования принимаются при отсутствии членов Межведомственной комиссии. Вопросы, по которым не приняты решения путем заочного голосования, могут быть рассмотрены на заседании Межведомственной комиссии

8. Председателем Межведомственной комиссии по должности является заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

9. Председатель Межведомственной комиссии:

осуществляет общее руководство работой Межведомственной комиссии;

утверждает формы документов, необходимых для организации работы Межведомственной комиссии;

созывает заседания Межведомственной комиссии;

утверждает повестку дня заседания Межведомственной комиссии и перечень вопросов, выносимых на заочное голосование, устанавливает дату окончания срока представления заполненных опросных листов и дату определения результатов заочного голосования;

рассматривает поступившую от членов Межведомственной комиссии информацию и поступившие опросные листы членов Межведомственной комиссии в случае проведения заочного голосования.

10. В отсутствие председателя Межведомственной комиссии при организации и/или проведении заседания Межведомственной комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя Межведомственной комиссии.

11. Ответственный секретарь Межведомственной комиссии:

ведет протокол заседания и оформляет решения Межведомственной комиссии;

организует работу по подготовке заседаний Межведомственной комиссии, формирует по согласованию с председателем Межведомственной комиссией повестку дня заседания и список приглашенных на заседание лиц (при необходимости), а также обеспечивает получение материалов по вопросам, подлежащих рассмотрению на заседании Межведомственной комиссии;

привлекает специалистов АО «АИЖК» для анализа предоставленных кредиторами-участниками программы помощи запросов на предмет корректности их составления и проверки комплектности поступивших документов;

информирует членов Межведомственной комиссии и лиц, приглашенных на заседание, о повестке дня заседания, дате, месте, времени его проведения, а также направляет копии материалов, подлежащим к рассмотрению на заседании Межведомственной комиссии;

подготавливает опросные листы по вопросам, вынесенным на заочное голосование, и направляет их членам Межведомственной комиссии;

уведомляет членов Межведомственной комиссии о дате окончания срока предоставления заполненных опросных листов и дате определения результатов заочного голосования;

представляет председателю Межведомственной комиссии поступившие опросные листы членов Межведомственной комиссии в случае проведения заочного голосования;

обеспечивает учет и хранение документации по вопросам деятельности Межведомственной комиссии;

согласовывает с председателем Межведомственной комиссии и по факту согласования подписывает протокол заседания Межведомственной комиссии;

направляет копии протокола заседания Межведомственной комиссии ее членам, а также АО «АИЖК» в целях последующего учета при планировании действий в качестве оператора программы помощи;

выполняет иные функции по поручению председателя Межведомственной комиссии.

12. Члены Межведомственной комиссии:

а) участвуют в обсуждении рассматриваемых Межведомственной комиссией вопросов, выработке и принятии решений по ним, голосовании;

б) вносят председателю Межведомственной комиссии предложения по организации работы комиссии;

в) представляют ответственному секретарю Межведомственной комиссии материалы по вопросам, подлежащим рассмотрению на заседании комиссии;

г) предлагают кандидатуры должностных лиц заинтересованных федеральных органов государственной власти, не входящих в состав Межведомственной комиссии, для участия в заседании;

д) не вправе делегировать свои полномочия иным лицам. В случае отсутствия на заседании, проводимом в очной форме, вправе изложить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме, которое оглашается на заседании, подлежит отражению в протоколе и учитывается как голос присутствующего на заседании члена Межведомственной комиссии.

13. Решения Межведомственной комиссии:

а) принимаются большинством голосов членов Межведомственной комиссии, в том числе голосов председателя и заместителя председателя Межведомственной комиссии, при равенстве голосов голос председателя Межведомственной комиссии является решающим;

б) оформляются протоколом, который подписывается председателем и секретарем Межведомственной комиссии;

в) доводятся до сведения членов Межведомственной комиссии, АО «АИЖК» и кредиторов-участников программы помощи, направивших запрос на рассмотрение Межведомственной комиссии.

дата и номер протокола;

фамилия, инициалы и должность членов Межведомственной комиссии;

сведения об имеющемся кворуме;

вопросы повестки дня заседания (заочного голосования) Межведомственной комиссии;

15. Организационное, методическое и материально-техническое обеспечение деятельности Межведомственной комиссии осуществляет Департамент жилищной политики Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Приложение № 3
к Министерства
строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации
от 30.08.2017 № 1184/пр

Порядок
работы межведомственной комиссии по принятию решений о возмещении кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам) убытков (их части), возникших в результате проведения реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) в соответствии с условиями программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации

1. Настоящий Порядок устанавливает общие правила организации деятельности Межведомственной комиссии по принятию решений о возмещении кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам) убытков (их части), возникших в результате проведения реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) в соответствии с условиями программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации (далее Межведомственная комиссия), предусмотренных пунктами 7 и 9 Основных условий реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации (далее - Основные условия), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 г. № 373 «Об основных условиях реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, и увеличении уставного капитала акционерного общества «Агентство ипотечного жилищного кредитования».

2. Принятие Межведомственной комиссией решений, предусмотренных пунктами 7 и 9 Основных условий, осуществляется на основании соответствующих обращений кредиторов (заимодавцев) по ипотечным жилищным кредитам (займам), ипотечных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об ипотечных ценных бумагах», по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены ипотечными агентами, и акционерного общества «Агентство ипотечного жилищного кредитования» по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены этим обществом, (далее - обращения кредиторов-участников программы помощи, кредиторы-участники программы помощи).

3. Обращения кредиторов-участников программы помощи, поступившие в АО «АИЖК» и зарегистрированные в информационной системе АО «АИЖК», анализируются ответственным секретарем Межведомственной комиссии на предмет корректности их составления и соответствия положениям пунктов 7 и (или) 9 Основных условий, а также комплектности поступивших документов в срок не более 10 (десяти) рабочих дней с даты их регистрации и в случае ненадлежащего оформления обращения и (или) некомплектности поступивших документов, в срок не более 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты регистрации данного обращения в информационной системе АО «АИЖК» возвращается кредитору-участнику программы помощи без рассмотрения Межведомственной комиссией.

4. Ответственный секретарь Межведомственной комиссии еженедельно (не позднее второго дня недели) информирует председателя и заместителя председателя Межведомственной комиссии о количестве поступивших обращений кредиторов-участников программы помощи и принятых к рассмотрению Межведомственной комиссией.

5. На основании представленной ответственным секретарем Межведомственной комиссии информации председателем Межведомственной комиссии принимается решение о созыве заседания Межведомственной комиссии.

Дата заседания Межведомственной комиссии назначается не ранее чем через 14 (четырнадцать) рабочих дней с даты принятия решения о его проведении.

Информация о принятом решении о созыве заседания Межведомственной комиссии доводится до ответственного секретаря Межведомственной комиссии не позднее следующего рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения.

6. Не менее чем за 12 (двенадцать) рабочих дней до назначенной даты заседания секретарь Межведомственной комиссии согласовывает с председателем Межведомственной комиссии повестку дня заседания.

Обращения кредиторов-участников программы помощи, принятые секретарем Межведомственной комиссии к рассмотрению Межведомственной комиссией после формирования повестки очередного заседания Межведомственной комиссии, включаются в повестку дня следующего заседания Межведомственной комиссии.

7. Не менее чем за 10 (десять) рабочих дней до назначенной даты заседания ответственный секретарь Межведомственной комиссии информирует ее членов о дате, времени, месте, форме проведения заседания, направляет повестку заседания, опросные листы по вопросам, вынесенным на заочное голосование, и материалы, подлежащие рассмотрению на заседании Межведомственной комиссии.

8. Не позднее даты проведения заочного заседания члены Межведомственной комиссии предоставляют ответственному секретарю Межведомственной комиссии информацию о своей позиции по каждому обозначенному в повестке вопросу в соответствии с опросными листами.

9. До завершения рабочего дня, следующего за днем проведения заочного заседания Межведомственной комиссии, секретарь Межведомственной комиссии направляет председателю Межведомственной комиссии на согласование проект протокола заседания.

10. Протокол заседания подписывается секретарем и председателем Межведомственной комиссии в срок не позднее завершения 3 (третьего) рабочего дня после проведения заседания Межведомственной комиссии.

11. В течение 1 (одного) рабочего дня с даты подписания протокола заседания секретарь Межведомственной комиссии направляет копию протокола заседания Межведомственной комиссии ее членам, а также АО «АИЖК» для целей учета при планировании действий в качестве оператора программы помощи.

12. В случае, если более 1 (одного) члена Межведомственной комиссии обозначили свою позицию о необходимости рассмотрения вопроса на заседании Межведомственной комиссии в очной форме, председатель Межведомственной комиссии принимает решение о включении вопроса в повестку дня заседания Межведомственной комиссии в очной форме.

13. По вопросам повестки дня заседания Межведомственной комиссии, проводимого в очной форме, проводится голосование.

Решение по итогам заседания Межведомственной комиссии, проводимого в очной форме, принимается большинством голосов членов Межведомственной комиссии.

14. Ответственный секретарь Межведомственной комиссии в срок не более 3 (трех) рабочих дней с даты подписания протокола заседания Межведомственной комиссии, на котором было принято решение, информирует кредитора-участника программы помощи о решении Межведомственной комиссии путем направления копий протокола (выписок из протоколов).

Обзор документа

Ранее было решено продолжить реализацию программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации.

Были изменены условия реализации программы. Предусмотрено создание межведомственной комиссии.

В связи с этим утверждены положение о межведомственной комиссии и порядок ее работы.

Комиссия формируется в количестве не менее 10 членов. В ее состав входят представители федеральных органов исполнительной власти, Федерального Собрания, ЦБ РФ, Общественной палаты, Уполномоченного по правам человека в России.

Комиссия рассматривает обращения кредиторов - участников программы помощи, принимает решения относительно увеличения предельной суммы возмещения по каждому реструктурированному ипотечному жилищному кредиту (займу). Она принимает решения о выплате возмещения убытков (их части) в случае проведения реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) при несоблюдении не более 2 условий, предусмотренных программой помощи.

Новые правила государственной программы помощи ипотечным заемщикам, оказавшимся в сложной финансовой ситуации, вступили в силу в России 22 августа. В конце июля премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о выделении на программу еще 2 миллиардов рублей из резервного фонда правительства в качестве взноса в уставный капитал Агентства ипотечного жилищного кредитования (АИЖК), а 11 августа — постановление, уточняющее условия реализации программы.

По данным правительства, выделенные средства позволят реструктуризировать не менее 1,3 тысячи ипотечных жилищных кредитов, передает c-ib.ru .

Сама программа вступила в силу через семь дней после публикации на сайте официальной правовой информации, пояснил Алексей Ниденс, управляющий директор Агентства ипотечного жилищного кредитования (АИЖК, оператор программы).

«Но заемщики могут обратиться за консультацией и подать банкам заявку на участие в программе уже сейчас — порядок работы по программе уже хорошо знаком большинству кредитных организаций», — говорит Ниденс.

Как уточнили в АИЖК, в программе участвуют 97 банков, сотрудничавших с АИЖК и ранее по предыдущей версии программы.

АИЖК официальный сайт программа помощи ипотечным заемщикам 2017: кто может принят участие в госпрограмме

Принять участие в программе смогут заемщики, у которых с момента получения ипотечного кредита до даты подачи заявления на реструктуризацию прошло не менее 12 месяцев, а ежемесячный платеж по кредиту увеличился не менее чем на 30%. Залоговое жилье должно быть единственным жильем семьи залогодателя. При этом допускается наличие совокупной доли членов его семьи в праве собственности не более чем на одно иное жилое помещение в размере не более 50% с 30 апреля 2015 г.

Новый этап программы поддержки ипотечных заемщиков предусматривает более гибкие критерии оказания помощи, чем было в старой программе, считает замминистра финансов Алексей Моисеев.

Способствовать этому будет специальная межведомственная комиссия, которая должна быть создана до 1 сентября 2017 года. Состав комиссии и порядок ее работы определит Минстрой России. Комиссия будет вправе принимать решения об оказании поддержки гражданам, формально не соответствующим отдельным условиям программы, но остро нуждающимся в ней.

Так, например, по решению межведомственной комиссии в исключительных случаях базовый объем помощи от государства может быть увеличен с 1,5 млн рублей, но не более чем два раза.

"На участие в программе смогут претендовать ипотечные заемщики, взявшие кредит как в рублях, так и в иностранной валюте. Размер ежемесячного платежа по валютному кредиту может увеличиться вследствие изменения обменного курса, а по кредиту изначально в рублях — например, по причине увеличения процентной ставки, если она изначально не было зафиксирована на весь срок кредитования", — пояснили ТАСС в АИЖК.

АИЖК официальный сайт программа помощи ипотечным заемщикам 2017: Рублевая и валютная ипотека

Базовый объем помощи от государства составит 30% остатка суммы кредита, но не более 1,5 миллиона рублей, в особых случаях - до 3 миллионов рублей.

Реструктуризация рублевой ипотеки будет проходить по ставке, не выше действующей на дату заключения договора о реструктуризации.

Также заемщики освобождаются от уплаты неустойки по условиям кредита, однако уже совершенные выплаты по неустойке возврату не подлежат. С них также запрещается брать комиссии за реструктуризацию кредитов.

Если кредит был выдан в иностранной валюте, она должна быть изменена на рубли по курсу не выше установленного Банком России на момент реструктуризации кредита.

При этом ставка по реструктуризированной валютной ипотеке должна быть не выше 11,5%.

Для снижения обязательств по кредиту заемщику может быть предложен один из типов реструктуризации: для кредитов, ранее выданных в иностранной валюте, предусмотрено изменение валюты на рубли по курсу ниже, установленного Банком России на момент заключения договора о реструктуризации; единовременное прощение части суммы кредита.

При заключении договора о реструктуризации кредитор не вправе взимать с заемщика комиссии за действия, связанные с реструктуризацией, а также сокращать срок кредитования.

Читайте также последние новости ипотеки

    На финансирование программы "Доступная ипотека" из бюджета Пензенской области в 2020 году планируется выделить 100 миллионов рублей. Об этом сообщил глава региона Иван Белозерцев в ходе прямой линии с жителями.

    ЕАО расположилась на 65 месте в рейтинге субъектов по востребованности ипотечных кредитов по итогам первой половины 2019 года. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число кредитов снизилось на 10,3%. Средний размер ипотечного займа в регионе составил 1,8 млн рублей.

    Многие люди в России, взявшие ипотеку, называют ее рабством и болотом. Давайте разберемся, так ли это и каких ошибок можно избежать на самой первой стадии - при получении кредита.

    По поручению Президента РФ для семей, в которых с 1 января 2018 года рожден второй или последующие дети, предоставляются субсидии на льготную ипотеку под 6% годовых. В программе субсидирования участвуют 45 банков и АО «ДОМ.РФ».

    В Белгородской области в среднем размер ипотечного жилищного кредита в 2019 году составляет 1,8 млн рублей. Жители региона с начала года взяли ссуды на 8,8 млрд руб. По сравнению с 2018 годом объём займов уменьшился, а сумма конкретного кредита увеличилась, сообщили 4 сентября в пресс-службе регионального...

    В июне 2019 года Центробанк снизил ключевую ставку с 7,75% до 7,5%. Это было первое снижение за более чем год. Регулятор увидел благоприятную ситуацию по инфляции в России и затем снизил ставку ещё раз в конце июля. Теперь этот показатель, являющийся индикатором процентных ставок по кредитам для всего...

Увольнение