Формы и методы проведения аудиторской проверки. Методы аудита

Классификация методик проведения аудита.

Методики выполнения аудиторских проверок, разрабатываемые специалистами аудиторских организаций, являются их коммерческой тайной, их «ноу-хау».

В настоящее время можно выделить четыре основных подхода к созданию методик аудита: бухгалтерский, юридический, специальный, отраслевой.

Бухгалтерский подход является традиционным. Заключается в разработке методик проверки по различным разделам бухгалтерского учета, например, таким, как аудит кассовых операций, аудит расчетов с персоналом по оплате труда, аудит расчетов с подотчетными лицами и т.д. Методики аудиторской проверки по счетам бухгалтерского учета являются в том или ином наборе составными частями каждой аудиторской проверки. В правилах (стандартах) аудиторской деятельности они называются методиками проверки оборотов и сальдо по счетам бухгалтерского учета.

Юридический подход включает в себя разработку методик проверки различных видов экономических работ с юридической точки зрения. В некоторых аспектах такие методики пересекаются с бухгалтерскими, но подразумевают более детальное изучение правовой стороны отражения хозяйственной деятельности экономического субъекта в учетном процессе организаций. К таким методикам можно, например, отнести методику аудита уставного капитала, включающую в себя экспертизу правильности и полноты формирования уставного капитала, а также порядок проверки правильности отражения в учете расчетов с учредителями. Экспертиза заключенных экономическим субъектом хозяйственных договоров на соответствие применимому законодательству и экспертиза соблюдения экономическим субъектом трудового законодательства также относятся к этому типу методик аудита. В правилах (стандартах) аудиторской деятельности такие методики называют методиками проверки средств системы контроля.

Специальный подход включает в себя разработку методик проверки групп экономических субъектов, обладающих общими специальными признаками (структурой управления, структурой капитала, численностью работников, организационно-правовой формой, налоговым режимом и др.). Например, методики аудита предприятий с иностранными инвестициями, представительств иностранных юридических лиц, действующих на территории РФ, субъектов малого предпринимательства. К специальным относятся также методики проверки предприятий, работающих в условиях специальных налоговых режимов -- по упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства, системе налогообложения в свободных экономических зонах, системе налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, системе налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции (ст. 18 Налогового кодекса РФ).

При отраслевом подходе разрабатываются методики аудита экономических субъектов в зависимости от вида их деятельности и отраслевой принадлежности. К таким методикам можно отнести методики аудита предприятий торговли, аудита сельскохозяйственных предприятий, строительных организаций, банков, страховых организаций, инвестиционных институтов. В этих методиках учитываются особенности проверки состава затрат на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг), организации управленческого учета и др.

Отметим также, что при различных методиках необходимо применять современные инструментальные средства: тесты, таблицы, анкеты, опросные листы, облегчающие работу аудиторов и ассистентов. Кроме того, все более важное значение приобретает использование компьютерных информационных технологий при проведении аудита и сопутствующих услуг.

Основные положения методики проведения аудита.

Методика детальной проверки отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам может проводится по единой (типовой) схеме, включающей:

  • 1) перечень нормативных документов, регулирующих порядок отражения хозяйственных операций по данному бухгалтерскому счету (участку учета);
  • 2) описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту нормативными документами;
  • 3) состав первичных документов по счету;
  • 4) регистры аналитического учета по счету;
  • 5) регистры синтетического учета по счету;
  • 6) бухгалтерская отчетность, в которой находит отражение раздел (участок, бухгалтерский счет);
  • 7) классификатор возможных нарушений по разделу (участку, бухгалтерскому счету);
  • 8) перечень типовых нарушений по разделу (участку, бухгалтерскому счету);
  • 9) перечень вопросов (вопросник) для проведения типовых опросов на этапе планирования аудиторской проверки;
  • 10) перечень аудиторских процедур, применяемых при проверке оборотов и остатков по счету;
  • 11) последовательность выполнения аудиторских процедур;
  • 12) особенности проведения аудита в условиях использования персональных компьютеров (ПК);
  • 13) применение методов экономического анализа.

Перечень нормативных документов, регулирующих порядок отражения хозяйственных операций по конкретному бухгалтерскому счету (участку учета). Перечень нормативных документов должен включать следующие разделы:

документы, устанавливающие основные хозяйственные правоотношения, -- Гражданский кодекс Российской Федерации с указанием конкретных глав и статей;

документы, определяющие порядок ведения определенных направлений деятельности экономических субъектов, -- Закон Российской Федерации № 39-ФЗ от 22.04.96 «О рынке ценных бумаг», Закон Российской Федерации № 3615--1 от 09.10.92 «О валютном регулировании и валютном контроле», Таможенный кодекс Российской Федерации;

документы, устанавливающие порядок ведения учета и составления отчетности в Российской Федерации, -- Федеральный закон № 129-ФЗ от 21.11.96 «О бухгалтерском учете», положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, План счетов бухгалтерского учета;

документы, устанавливающие порядок налогообложения экономических субъектов, -- Налоговый кодекс Российской Федерации, законодательные акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по налогам, действующим на подведомственной им территории, принятые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Примерная форма перечня нормативных документов по бухгалтерскому учету и налогообложению, используемых как в соответствии с методикой детальной проверки, так и в дальнейшем при ссылке на нормативные документы, в рабочей аудиторской документации выглядит следующим образом:

Примечание. Документы в таблице группируются в соответствии с приведенной классификацией.

Описание различных вариантов альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту, позволит аудитору при необходимости сравнить их с вариантом, применяемым проверяемым экономическим субъектом, выполнить необходимый анализ и дать рекомендации по улучшению ведения учета.

Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» в перечень документов, которые должны быть утверждены в приказе или распоряжении руководителя экономического субъекта о принятой учетной политике, включается рабочий план счетов бухгалтерского учета. Он содержит синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. Состав рабочего плана счетов зависит от принятой предприятием учетной политики, применяемых учетных решений, глубины аналитического учета, разделения учета на управленческий, финансовый и налоговый и многих других факторов.

В методике должны быть предусмотрены схемы бухгалтерских проводок, соответствующих основным учетным решениям.

Состав первичных документов по счету (разделу учета). Предприятиями и организациями могут использоваться различные первичные учетные документы. Это и унифицированные первичные документы, и документы, разрабатываемые предприятиями самостоятельно.

Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» в перечень документов, которые должны быть утверждены в приказе или распоряжении руководителя экономического субъекта о принятой учетной политике, включаются формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.

Методикой детальной проверки отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам должны быть предусмотрены типовые формы первичных учетных документов. В то же время по мере накапливания опыта работы данный раздел методики должен пополняться формами первичных документов, разработанными предприятиями и организациями самостоятельно, с изложением причин, послуживших основанием для их разработки.

В целях реализации положений Федерального закона «О бухгалтерском учете» разрабатываются и утверждаются альбомы унифицированных форм первичной документации и их электронных версий. Состав унифицированных форм первичной учетной документации определяется Госкомстатом России, Минфином России, Центральным банком России и Минэкономики России.

В настоящее время имеются унифицированные формы первичных документов по учету основных средств, производственных запасов, готовой продукции, расчетов, кассовых операций, безналичных расчетов, оплате труда и другие в виде бланков и машинных форм для ПК.

Регистры аналитического учета по счету. В соответствии с применяемой формой бухгалтерского учета устанавливается состав обязательных аналитических группировок по каждому бухгалтерскому счету.

Экономический субъект в соответствии с принятой учетной политикой, разработанными системами управленческого, финансового и налогового учета, применяемой формой учета может использовать различные регистры аналитического учета -- карточки, ведомости, журналы, а также их машинные аналоги.

Регистры синтетического учета по счету. Состав регистров синтетического учета также зависит от используемой экономическим субъектом формы учета. В данном разделе методики должны быть представлены образцы регистров синтетического учета, описание принципов их заполнения и взаимосвязи с другими регистрами.

Бухгалтерская отчетность, в которой находят отражение участок учета, отдельный бухгалтерский счет. Такая бухгалтерская отчетность должна включать:

официальную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (бухгалтерский баланс по ф. № 1, отчет о прибылях и убытках по ф. № 2, отчет о движении капитала по ф. № 3, отчет о движении денежных средств по ф. № 4, приложение к балансу по ф. № 5);

отчетность, представляемую в соответствии с законодательством в органы Госкомстата России;

расчеты по налогам и платежам;

расчеты, представляемые в государственные социальные внебюджетные фонды;

другие формы отчетности.

Кроме того, в методике необходимо предусмотреть построение таблицы взаимной увязки показателей форм отчетности.

Классификатор возможных нарушений по разделу (участку, бухгалтерскому счету). Классификатор включает перечень нарушений, которые возможны при ведении учета по данному разделу учета, участку учета и бухгалтерскому счету.

Составлением классификаторов нарушений должны заниматься наиболее квалифицированные специалисты аудиторской организации. Часть нарушений, указанных в классификаторе, может оказаться чисто теоретической (на практике они встречаются редко), другие нарушения являются типовыми и встречаются почти на каждом проверяемом предприятии.

Перечень типовых нарушений по разделу (участку, бухгалтерскому счету). Перечень типовых нарушений по разделу (участку, бухгалтерскому счету) содержит описание типовых нарушений, а также обстоятельств, позволяющих выявить данные нарушения.

Перечень вопросов (вопросник) для проведения типовых опросов на этапе планирования аудиторской проверки. В перечень включены вопросы, которые должны быть заданы руководству экономического субъекта, главному бухгалтеру и иным сотрудникам на этапе планирования аудиторской проверки. Эти вопросы направлены на выявление возможных нарушений в организации бухгалтерского учета, оформлении первичных документов, ведении аналитического учета, заполнении регистров синтетического и аналитического учета, составлении отчетности. Анализ ответов работников проверяемого экономического субъекта на поставленные вопросы позволяет выявить «проблемные зоны» организации бухгалтерского учета.

Вопросники или соответствующие им таблицы расшифровки ответов на вопросы следует составлять в виде блок-схемы с указанием вариантов ответов на поставленные вопросы и выводов, которые может сделать аудитор при том или ином варианте ответа.

Перечень и описание аудиторских процедур, применяемых при проверке оборотов и остатков по счету. Состав аудиторских процедур для выявления возможных нарушений или злоупотреблений должен соответствовать классификатору возможных нарушений по разделу (участку, бухгалтерскому учету). Одному возможному нарушению в соответствии с разработанным аудиторской организацией классификатором должно соответствовать не менее одной аудиторской процедуры.

В случае когда одно и то же нарушение может быть выявлено посредством нескольких процедур, в перечне следует указать все возможные процедуры.

Если одна из процедур не позволяет достигнуть поставленной цели по выявлению нарушения (отсутствие необходимых документов), аудитору следует применить альтернативные аудиторские процедуры.

Все аудиторские процедуры разрабатываются по единой схеме, содержащей:

наименование контрольной процедуры;

цель проведения контрольной процедуры;

перечень документов клиента, необходимых для выполнения процедуры (первичные документы, регистры аналитического учета, регистры синтетического учета) и являющихся источниками информации для проверки;

перечень необходимых нормативных документов;

нормы, нормативы и другую справочную информацию, которая должна быть использована при выполнении контрольной процедуры;

описание техники исполнения процедуры;

описание формы представления результатов проведенной процедуры (форма рабочего документа).

Все аудиторские процедуры, разработанные аудиторской организацией, должны быть снабжены классификационными номерами, позволяющими делать ссылки на них в программе аудита конкретного экономического субъекта, оформлять рабочую документацию аудитора, осуществлять качественное проведение аудита по составу контрольных процедур. Порядок присвоения классификационных номеров аудиторским процедурам представляет собой один из внутренних стандартов и разрабатывается каждой аудиторской организацией самостоятельно.

Предлагаемый нами вариант присвоения классификационных номеров строится по трехзначной серийно-порядковой системе классификации -- XI Х2 Х3, где

XI -- номер нарушения в классификаторе нарушений;

Х2 -- номер разновидности нарушения в классификационной группе нарушений;

Х3 -- порядковый номер контрольной процедуры для выявления данного нарушения.

Последовательность выполнения аудиторских процедур. Составление классификатора возможных нарушений по счету, а также описание каждой аудиторской процедуры, проведение которой позволяет выявить каждое из возможных нарушений, безусловно, позволяют аудиторской организации провести проверку на высоком качественном уровне. Однако важна последовательность выполнения аудиторских процедур, так как, во-первых, итоговые данные одной контрольной процедуры могут быть исходными для другой (если для выявления какого-либо нарушения требуется последовательность выполнения контрольных процедур); во-вторых, некоторые процедуры могут выполняться параллельно, другие -- только последовательно, и последовательность эта неслучайна.

Последовательность выполнения аудиторских процедур может быть оформлена в виде блок-схемы как по отдельному разделу учета (участку, бухгалтерскому счету), так и по нескольким взаимосвязанным разделам учета (участкам, бухгалтерским счетам).

Особенности проведения аудита в условиях использования проверяемым экономическим субъектом компьютерной обработки данных. Данный раздел методики должен содержать описание процедур, которые следует выполнить аудитору в условиях использования проверяемым экономическим субъектом компьютерной обработки данных.

В условиях использования компьютерной техники может быть расширена сфера применения одних способов получения аудиторских доказательств и сужена сфера применения других.

Предлагаемая структура методики детальной проверки правильности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам является внутренним стандартом, разработка которого производится аудиторской организацией. Разработка таких стандартов не только облегчает работу аудиторов, обеспечивает высокое качество оказываемых аудиторских услуг, но и позволяет осуществлять проверку качества деятельности аудиторской организации, а также защищать интересы отдельных аудиторов.

Как правило, основными причинами возникновения претензий к качеству проведенного аудита являются нарушения, обнаруженные налоговыми органами после проведения аудита у данного экономического субъекта.

Как в случае проверки экономического субъекта аудиторской организацией, так и в случае проверки его налоговыми органами по результатам проверки составляется акт (перечень) выявленных ошибок и нарушений. Если эти перечни совпадают, к аудитору не может возникнуть претензий со стороны клиента.

Если множество ошибок, выявленных аудитором, больше множества ошибок, выявленных налоговыми органами, клиент может сделать вывод либо об излишней осторожности аудитора, либо о недостаточной квалификации сотрудников налоговой службы. Как правило, в данном случае также претензий к аудиторам не возникает.

Если множество ошибок, выявленных аудитором, меньше, чем множество ошибок, выявленных налоговыми органами, клиент делает вывод о недостаточной квалификации аудитора или о том, что аудиторская проверка проведена на недостаточно качественном уровне. В данном случае возникают претензии к аудитору.

При возникновении претензий к качеству проведенного аудита со стороны самого клиента, налоговых и иных органов проверка обоснованности этих претензий должна начинаться с проверки внутренних стандартов, раскрывающих состав и описание процедур тестирования средств системы контроля и процедур детальной проверки верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам.

Если процедуры, позволяющие выявить нарушение, обнаруженное налоговой службой, не предусмотрены внутренним стандартом, можно констатировать невысокое качество методологического обеспечения аудита в данной аудиторской организации. Если процедуры, позволяющие выявить нарушение, обнаруженное налоговой службой, предусмотрены внутренним стандартом, но не включены в план проверки ведущим аудитором, можно говорить о некачественном исполнении им своих служебных обязанностей или о его недостаточной квалификации.

Кроме того, потребуется экспертиза качества проведенных процедур с целью установить, могло ли быть выявлено данное нарушение при выполнении одной из проведенных процедур. Если процедуры, позволяющие выявить нарушение, обнаруженное налоговой службой, предусмотрены внутренним стандартом, включены в план проверки ведущим аудитором, но были выполнены некачественно, можно говорить о низком качестве работы исполнителей и недостаточном контроле за качеством выполнения аудиторских процедур со стороны ведущего аудитора.

Применение персональных компьютеров и информационных технологий в аудиторской деятельности.

В связи с развитием информационных технологий, позволяющих пользователям работать с различными базами данных, аудиторы в своей работе все шире и шире используют вычислительную технику. Прежде всего, использовались широко распространенные программы, входящие в пакет Microsoft Office имеющийся практически в каждом компьютере (Microsoft Word, Microsoft Excel, Outlook Express и т.д.)и их более ранние аналоги:

электронные редакторы - для изготовления различных аудиторских документов,

электронные таблицы - для выполнения различных расчетов,

электронная почта - для связи с корреспондентами.

Кроме того, аудиторы использовали автоматизированные системы бухгалтерского учета для его ведения и восстановления, информационно-справочные системы - для поиска нужной информации для ответов на многочисленные вопросы, возникающие в практике аудируемых экономических субъектов. Позже на рынке прикладных программ появились и заняли прочное место специфические программы для финансово-экономического анализа деятельности организации.

Для этих целей аудиторы будут использовать компьютеры всегда, но в настоящее время следует говорить о возможности создания комплексной системы автоматизации аудиторской деятельности (СААД), объединяющей все основные функции аудита. Такая система должна позволять аудитору, не имеющему глубоких знаний в области информационных технологий, работать не только с вышеперечисленными системами, но и решать специфические задачи аудита, анализировать данные, накапливаемые в автоматизированной системе бухгалтерского учета (АСБУ) экономического субъекта. В этом случае речь будет идти о взаимодействии двух информационных систем: СААД и системы бухгалтерского учета.

В составе международных стандартов аудита (МСА) шесть стандартов посвящены компьютерной тематике, в версии российских правил (стандартов) эти проблемы нашли отражение в трех стандартах, являющихся аналогами МСА, что свидетельствует о признании возможности и необходимости применения компьютеров в аудите. Перечень таких стандартов приведен в табл. 8.3.1.

Таблица № 8.3.1.

Международные стандарты аудита

Российские правила (стандарты)

Числовое обозначение

Наименование

Наименование

Год издания

Аудит в условиях компьютерных информационных систем

Методы аудита с использованием компьютеров

Проведение аудита с помощью компьютеров

Оценка рисков и система внутреннего контроля - характеристики КИС и связанные с ними вопросы

Оценки риска и внутренний контроль. Характеристика и учет среды компьютерной и информационной систем

Среда ИТ - автономные персональные компьютеры

Не разработан

Среда ИТ - онлайновые компьютерные системы

Не разработан

Среда ИТ - системы баз данных

Не разработан

Из приведенной таблицы видно, что в России разработаны наиболее существенные из правил (стандартов), имеющих отношение к компьютеризации аудита. Работа по остальным трем стандартам пока еще не начата.

Созданные российские правила (стандарты) отличаются от стандартов МСА: они ориентированы на более прогрессивные подходы к компьютеризации, поскольку созданы значительно позже международных стандартов, учитывают специфику российского бухгалтерского учета и аудита, правового обеспечения и налогообложения, ориентированы на более эффективное достижение цели аудита и описание особенностей реализации основных принципов и методов аудита в современных информационных системах.

Российские правила (стандарты) по компьютеризации связаны с федеральными правилами (стандартами) «Планирование аудита» и «Аудиторские доказательства». Первые два стандарта - с российским правилом (стандартами) «Использование работы эксперта», а третий стандарт - дополняет федеральный стандарт «Существенность в аудите» и российское правило (стандарт) «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита».

Общие сведения о компонентах компьютерного аудита, основных понятиях и подходах к его организации можно получить на основании первых двух правил (стандартов), приведенных в табл. 8.1. Эти два стандарта тесно связаны между собой, хотя первый имеет большее отношение к экономическому субъекту, а второй - непосредственно к аудиторам и аудиторским организациям.

В практических условиях могут возникнуть следующие варианты проведения компьютерного аудита (табл. 8.3.2.):

Таблица 8.3.2.

«+» - компьютеры имеются в наличии;

«-» - компьютеры отсутствуют.

Наиболее благоприятным и предпочтительным является 3-й вариант, при котором компьютеры используют и экономический субъект, и аудиторская организация. Распространение компьютерной техники в современных условиях дает основание полагать, что случаи, когда отсутствует компьютер в бухгалтерии экономического субъекта или у аудитора, со временем потеряет актуальность.

Если экономический субъект использует систему компьютерной обработки данных для автоматизации бухгалтерского учета и других функции управления, то говорят, что аудит проводится в среде «Компьютерной обработки данных (КОД)».

В российском правиле (стандарте) аудиторской деятельности "Аудит в условиях компьютерной обработки данных" определены общие требования к проведению аудита в условиях компьютерной обработки данных (КОД); компетентность аудитора в вопросах КОД и использование работы эксперта; действия аудитора в среде КОД; аудиторские доказательства и документирование в условиях КОД; процедуры аудита в условиях КОД.

В стандарте определено, что КОД имеет место в том случае, когда с помощью компьютерной техники осуществляется обработка значительных объемов экономической информации. При этом у субъекта могут использоваться собственные компьютеры или компьютерную обработку по договору ведет третья сторона. КОД может охватывать все аспекты хозяйственной деятельности или могут быть автоматизированы отдельные виды работ.

При проведении аудита в среде КОД сохраняются основные элементы методологии аудита.

Для проверки хозяйственных операций наряду с первичными документами используются данные на машиночитаемых носителях (классификаторы, справочники, нормативные показатели, исходные данные, производные показатели).

Аудитор должен иметь общее представление о системе КОД, чтобы, учитывая ее специфику, планировать проведение аудита и регламентировать работу эксперта. Эксперт отвечает за оценку системы КОД, аудитор имеет главенствующее положение и несет ответственность за аудиторское заключение о достоверности отчетности, формируемой в среде КОД. Основной задачей эксперта является оказание помощи аудитору при проведении проверки. При этом он может выполнять следующие виды работ: оценка надежности КОД; проверка лицензионной чистоты программных средств; проверка алгоритмов расчетов; формирование в среде КОД необходимых бухгалтеру регистров.

В процессе изучения деятельности клиента аудитор должен изучить обеспечивающие компоненты КОД: техническое; программное (авторы программ, авторский надзор, методы обновления, наличие лицензий); технологическое (рекомендуется оформлять в виде схемы состоящей из отдельных модулей).

Он должен оценить гибкость настройки КОД: при изменениях хозяйственного и налогового законодательства; при изменении внешней отчетности; при расширении функций КОД.

Аудитору необходимо оценить качество внутреннего контроля и аудиторский риск. На оценку аудиторского риска влияют факторы:

повышающие аудиторский риск:

децентрализация системы КОД;

географическая разбросанность системы КОД;

отсутствие внутреннего контроля;

отсутствие мер по ограничению несанкционированного доступа к системе КОД.

снижающие аудиторский риск:

наличие лицензии на используемые ППП;

наличие у аудитора средств тестирования программных продуктов клиента;

существование системы контроля используемого программного обеспечения;

централизованная информационная политика, определяемая руководством;

единая система КОД, используемая в разных подразделениях;

наличие единого плана развития системы КОД.

Качество внутреннего контроля определяют наличие или отсутствие следующих его компонент:

контроль подготовки данных;

выявление и исправление ошибок и фальсификаций во время работы системы КОД;

контроль за данными нормативно-справочного характера;

координация и взаимодействие между пользователями системы КОД и службой информатизации;

контроль соответствия применяемых алгоритмов в системе КОД принятой системе учета.

контроль соответствия регистров учета, формируемых системой КОД, данным первичного учета;

исключение несанкционированных изменений программного обеспечения; документирование, согласование, проверка разработчиком всех изменений программного продукта.

Аудитор должен убедиться в том, что внутримашинная информационная база обеспечивает сохранность информации, ее архивирование, простоту доступа, кодирование, декодирование, ограничение несанкционированного доступа к ней. Убедиться в том, что актуальность данных обеспечивается регламентированием источников и потребителей информации, периодичностью и условиями ее обновления и использования.

Основные отличия аудиторских доказательств, полученных в среде КОД:

источником являются данные, полученные в среде КОД (таблицы, ведомости, регистры);

рабочие документы аудитора могут формироваться аудитором в среде КОД самостоятельно;

рабочие документы аудитора могут храниться в аудиторской фирме в виде файлов на машиночитаемых носителях;

в соответствии с правилом (стандартом) аудиторская фирма должна обеспечить сохранность информации на машинных носителях, их оформление и сдачу в архив; систему учета архивируемых данных аудиторская фирма разрабатывает самостоятельно.

Аудит может проводиться с использованием машинно-ориентированных процедур (с применением специальных программных средств аудитора), аудитор должен располагать контрольными примерами для тестирования алгоритмов, заложенных в систему КОД. Аудиторские процедуры могут проводиться в отношении копии данных клиента в том случае, если есть достаточная уверенность в соответствии копии и оригинала; обрабатываемой информацией могут служить файлы, полученные аудитором от третьего лица, ведущего по договору обработку информации для экономического субъекта.

Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Проведение аудита с помощью компьютеров» предназначено для аудиторов, если они используют ПК и информационные технологии для проведения проверок и оказания сопутствующих услуг.

Положения данного стандарта расширяют, конкретизируют традиционные подходы к аудиту, содержащиеся в других правилах (стандартах), при проведении аудита с использованием ПК. Отмечено, что сохраняется цель и основные элементы методологии аудита, подчеркивается, что аудитор может применять компьютеры и для аудита тех организаций, где учет ведется вручную. Сформулированы основные требования к наиболее важным компонентам информационных технологий, дано понятие информационного обеспечения, его разделение на данные на бумажных носителях и базу данных, приведены рекомендации по работе с базой данных; основные требования к программным средствам, применяемым аудиторской организацией, которые могут быть использованы и организациями разработчиками программных средств для аудиторских организаций.

Проведение аудита с применением компьютеров требует, чтобы сотрудники аудиторской организации обладали необходимыми знаниями и опытом работы в этой области. Поэтому в необходимых случаях можно (и целесообразно) привлекать для этой цели специально подготовленных сотрудников (специалистов в области информационных и компьютерных технологий) аудиторской фирмы или специалистов по этим вопросам из других организаций или специальные организации.

При планировании аудита следует учесть особенности КОД экономического субъекта и средств автоматизации аудитора: эффективность использования компьютеров при проведении аудита, уровень системы КОД экономического субъекта, особенности организации КОД и возможности ее использования при проведении аудита, снижение (увеличение) аудиторского риска.

При компьютерном аудите должны использоваться аудиторские доказательства, определяемые федеральным правилом (стандартом) «Аудиторские доказательства». Могут использоваться компьютерные файлы, рабочие таблицы, полученные на ПК, фотокопии документов и др; рекомендуется разрабатывать в аудиторских фирмах внутрифирменных стандартов, регламентирующих применение компьютеров при проведении аудита, что является перспективным направлением для развития аудиторских фирм.

Аудиторские процедуры с использованием компьютеров включают следующие: тестирование операций и остатков по счетам, аналитические процедуры, тестирование базы данных экономического субъекта, тестирование информационного, программного и технического обеспечения проверяемого экономического субъекта.

В стандарте отмечены особенности малых экономических субъектов, которые необходимо принимать во внимание аудитором при компьютерном аудите.

Подчеркивается, что доверие аудитора к системе внутреннего контроля для малых экономических субъектов должно быть ниже, чем для средних и крупных предприятий. Это свидетельствует о том, что необходимо полагаться на аудиторские процедуры по существу.

Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Оценка риска и внутренний контроль. Характеристика и учет среды компьютерной и информационной систем» дополняет российский стандарт аудиторской деятельности «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита» и федеральный стандарт «Существенность в аудите», а также с рассмотренные стандарты по компьютерному аудиту. Эти дополнения приведены в табл. 8.3.3.

Таблица 8.3.3.

Наименование стандарта

Дополняет стандарты в части

Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита

Изучение системы внутреннего контроля в условиях КОД

Проверки надежности системы внутреннего контроля за системой КОД

Существенность в аудите

1) Вероятности появления новых рисков в системе внутреннего контроля и бухгалтерского учета

Аудит в условиях компьютерной обработки данных

1) Применения специальных средств контроля информации, функционирующей в системе внутреннего контроля и бухгалтерского учета экономического субъекта

Проведение аудита с применением компьютеров

Применения аудитором новых средств и методов контроля проверяемой информации экономического субъекта

Стандарт направлен как на расширение подходов и методов, приведенных в стандартах (п. 1 и 2), так и на уточнение и дополнение рекомендаций по организации компьютерного аудита (п. 3 и 4).

В стандарте отмечено, что использование компьютеров существенно влияет на различные стороны организации бухгалтерского учета:

на организационную структуру экономического субъекта, что может привести к возникновению новых рисков в системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Эти риски связаны с концентрацией функций управления (приводят к тому, что может быть утрачено эффективное функционирование системы учета и контроля) и концентрацией данных и программ для их обработки (приводят к возможности утери информации и несанкционированного доступа к ней).

на процедуры записи учетных данных, что может привести к отсутствию первичных документов (появляется риск отсутствия разрешения на совершение операции, визирования на бумажных носителях), невозможности наблюдения за разноской учетных данных (появляется риск потери промежуточных данных при обновлении хранящейся информации, отсутствия бумажных регистров бухгалтерского учета), доступ к базе данных и программам системы КОД несанкционированных пользователей (появляется риск несанкционированных бухгалтерских записей и изменения данных).

на процедуры бухгалтерского учета, у которых появляются специфические черты КОД: заданность (появляется риск отсутствия своевременной перенастройки при изменяющихся внешних условиях), автоматический контроль (появляется риск невозможности проследить результаты обнаружения и исправления ошибок), однократный ввод информации в несколько файлов (появляется риск увеличения влияния ошибки бухгалтерской информации сразу по нескольким счетам) операции внутри системы КОД или автоматические записи (риск появления несанкционированных записей, которые сложно обнаружить при отсутствии специальных регистров и документов) трудности в обеспечении сохранности записей (появляется риск утраты информации, хранящейся только в электронном виде).

Внутренний контроль в условиях КОД должен сочетать как общие методы контроля, так и специальные средства контроля.

К общим относится организационный и управленческий контроль (создание инструкций, внутрифирменных стандартов); контроль за поддержанием и развитием системы КОД (проверка документального подтверждения всех вносимых в систему изменений); операционный контроль (проверка того, что выполняются только авторизованные операции, доступ к системе имеют только утвержденные лица, ошибки выявляются и исправляются); контроль за программным обеспечением (анализируется система визирования, тестирования, документирования новых подсистем, система исключения несанкционированного доступа); контроль за вводом и обработкой данных (проверка того, что существует система предварительного визирования операций до их ввода, определен круг лиц, выполняющих ввод информации) контроль за копированием, хранением, архивированием и т.д. Другими словами общие методы контроля ориентированы на общие вопросы организации и функционирование КОД.

Специальный контроль за тем, что в системе бухгалтерского учета экономического субъекта операции должным образом авторизуются и отражаются в учете своевременно и без ошибок. К такому контролю относятся: контроль за вводом информации (проверка визирования вводимой информации, отсутствия повторов и ошибок, возможности автоматического исправления ошибок) контроль за обработкой и хранением информации (проверка полноты и соответствия записей содержанию операций, того, что результаты обработки данных не содержат ошибок), контроль за выводом информации (проверка того, что результаты предоставляются авторизованным пользователям должным образом в установленные сроки).

В стандарте обращено внимание на то, что аудиторская организация тестирует систему внутреннего контроля за КОД экономического субъекта, если такая необходимость возникает. При этом используют положения правила (стандарта) «Аудит в условиях компьютерной обработки данных».

Процедуры проверки могут включать различные подходы, зависящие от объема системы КОД экономического субъекта, ее качества, охвата системы внутреннего контроля и других факторов.

Особое внимание обращается на проверку и тестирование процедур ввода и вывода информации, хранения информации, организации программного и информационного обеспечения.

В соответствии с Законом об аудиторской деятельности аудиторская деятельность предусматривает не только проведение проверок для подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности, но и выполнение услуг, сопутствующих аудиту. Поэтому функциональная структура СААД отражает эти два направления: аудит и услуги, сопутствующие аудиту.

Аудит состоит из последовательности следующих комплексов работ, необходимых этапов:

ознакомление с особенностями экономического субъекта,

анализ организации проверяемой экономической системы и системы внутреннего контроля

оценка достоверности базы данных и возможного аудиторского риска при использовании этой базы при формировании аудиторского заключения

планирование аудита и разработка аудиторских процедур,

выполнение аудиторских процедур,

формирование отчета и аудиторского заключения.

Каждый этап должен отражаться в формируемой аудиторской документации и соответствовать положениям федеральных и внутрифирменных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Практически на каждом из указанных этапов аудитор может использовать возможности компьютера, но не все из них позволяют автоматизировать сложную работу аудитора, опирающегося не только на строгие логические построения и расчеты, но и на накопленный опыт и интуицию, играющие далеко не последнюю роль в его деятельности.

Сопутствующие аудиту услуги включают самые разнообразные виды работ, многие из которых можно эффективно выполнять с использованием средств вычислительной техники. К ним относятся: проведение анализа деятельности администрации, финансового состояния экономического субъекта, консультационные услуги и прочие услуги (ведение учета экономического субъекта, восстановление учета, автоматизация учета и др.)

Работа СААД, выполнение предусмотренных ею задач связана с наличием следующих компонент: информационное, техническое, математическое, программное, технологическое, организационное, правовое, эргономическое обеспечение. Информационное представляет совокупность данных, размещенных на бумажных и машинных носителях в соответствии с определенными правилами хранения, а также включает методы и средства построения информационного фонда системы, организацию его функционирования и использования. Техническое включает комплекс вычислительной и организационной техники, средства обработки, передачи и вывода информации. Математическое представляет совокупность алгоритмов, обеспечивающих ввод контроль, хранение, корректировку информации, формирование результативной информации, обеспечение защиты информации. Кроме того, математическое обеспечение включает различные алгоритмы расчета учетных и отчетных показателей. Программное включает операционную систему и пакеты прикладных программ, реализующих алгоритмы обработки информации в широком смысле слова. Технологическое представляет описание технологии обработки информации (ввода, преобразования, вывода, хранения, защиты информации). Организационное - это комплекс методов и средств, регламентирующих работу специалистов, выполняющих всю работу по обработке информации, а также определяет взаимосвязь специалистов различных подразделений. Правовое - это комплекс документов, определяющих права и обязанности специалистов, участвующих в процессе работы системы. Эргономическое - это комплекс мероприятий по организации удобных рабочих мест, эффективности и комфорта в работе специалистов.

От содержания конкретной задачи, выделенной в функциональной структуре, от того, насколько формализована ее постановка, зависит степень автоматизации ее решения. Одни задачи, например, проверка правильности составления и оформления первичных документов при аудите, ознакомление с уставными документами, не могут быть автоматизированы в принципе. Другие, например, выявление некорректных бухгалтерских проводок в журнале бухгалтерских проводок, расчет оборотов по счету при аудите, легко могут быть автоматизированы, если электронная форма этого журнала имеет форму таблицы, которую можно обрабатывать в СААД. Примером полной автоматизации решения аудиторской задачи является работа ППП «Анализ финансового состояния предприятия» фирмы «ИНЭК». После ввода данных пользователь получает не только систему показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия, но и детальный анализ и короткое резюме о нем. Наконец, есть задачи, решение которых представляет человеко-машинную процедуру, т.к. на каждом этапе решения предусматривает или оценку аудитора, или ввод дополнительной информации. Прежде всего к ним можно отнести контрольные расчеты финансовых результатов и расчета налогов и отчислений при проведении аудита, составление ответа на запрос экономического субъекта с использованием системы Консультант+ и Microsoft Word, ведение бухгалтерского учета и т.д.

При разработке СААД большое значение имеет оптимальная организация ее информационного обеспечения, представляющего собой, прежде всего, систему справочников, классификаторов и базы данных.

Таким образом, СААД должна представлять собой комплексную систему, активизирующую по усмотрению пользователя работу Системы анализа данных клиента и Информационно-справочных систем, Систем редактирования, Систем автоматизации бухгалтерского учета, Системы экономического анализа и т.д., использующую в процессе работы элементы собственной базы данных и базы всех перечисленных систем.

Методы проведения аудита могут различаться в зависимости от вида проводимых проверочных мероприятий, объекта проверки, а также иных факторов. Из нашей статьи вы узнаете, что представляет собой аудит, какие методы используются при проведении данной процедуры и какие методики применяются для внутреннего и внешнего аудита.

Что такое аудит

Понятие «аудит» можно рассматривать в узком или широком смысле. В первом случае аудит представляет собой мероприятие, направленное на проверку соблюдения бухгалтерских стандартов и правил представления финансовой отчетности. Базовым нормативным актом, регулирующим данную процедуру, является закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ, определяющий:

  • основы аудиторской деятельности в России;
  • порядок функционирования аудиторов и аудиторских организаций;
  • случаи, когда необходимо проведение обязательного аудита;
  • права и обязанности аудитора и аудируемого лица и т. д.

В широком же понимании аудит рассматривается как систематизированный процесс получения и анализа объективных сведений об экономических действиях и событиях, определяющий уровень их соответствия заданному критерию. Фактически любая информация , поддающаяся определению и проверке, может быть подвергнута аудиту.

Однако чаще всего аудиту подвергаются финансовая или бухгалтерская отчетность и деятельность предприятия.

Виды аудита

В зависимости от определенных критериев, аудит может быть:

  1. Исходя из статуса аудитора:
    • внешним;
    • внутренним.

    Внешний аудит — это независимая проверка, осуществляемая сторонним проверяющим (аудитором или аудиторской фирмой) на основании договора. Особенностью такого вида мероприятий является то, что проверяющий независим и не связан с проверяемым общими интересами.

    Внутренний аудит осуществляется внутри предприятия его же структурным подразделением. Роль службы внутреннего аудита и объем проводимой проверки определяется руководителем организации. Цель мероприятий в этом случае — повышение эффективности функционирования трудового коллектива.

  2. По инициативе проведения:
    • обязательным;
    • инициативным.

    Первый проводится ежегодно:

    • в АО;
    • кредитных организациях и бюро кредитных историй;
    • страховых компаниях;
    • НПФ и иных фондах;
    • госкорпорациях и госкомпаниях;
    • ГУП и МУП;
    • политических партиях;
    • клиринговых организациях и т. д.

    Полный перечень предприятий, некоммерческих организаций и иных субъектов гражданско-правовых отношений, ежегодный аудит для которых обязателен, достаточно обширен.

    Второй проводится по решению руководства предприятия или его собственников.

  3. С учетом периодичности:
    • первичным;
    • повторным.
  4. Исходя из объекта изучения:
    • финансовым;
    • управленческим или операционным;
    • исследующим соответствие, качество, процессы и т. д.
  5. С учетом сферы деятельности проверяемого субъекта:
    • общим;
    • банковским;
    • страховым и пр.
  6. По методу проверки:
    • подтверждающим;
    • системно-ориентированным;
    • базирующимся на риске.

Методология и методы проведения проверочных процедур

Методологии внутреннего аудита и внешнего в целом идентичны и включают в себя методы (общие подходы к исследованию) и методики (совокупности специальных приемов, используемых при аудите).

Методология основывается на принципах диалектики и законах экономической науки. Диалектика заключается в единстве синтеза (объединения отдельных изученных элементов в единое целое) и анализа (разложения изучаемого предмета на составные части). При этом анализ и синтез представляют собой общий процесс познания предмета. Метод аудита как базовый подход к изучению хоздеятельности, зафиксированной в финансовых документах, составляет основу данного типа проверок.

Не знаете свои права?

Методика проведения аудиторских проверок заключается в специальных приемах, которые используются для обработки информации, полученной при аудите. Все приемы можно объединить в три группы, каждая из которых включает в себя конкретные процедуры, направленные на получение итогового результата:

  1. Выяснение текущего состояния объекта исследования. Эта группа включает:
    • осмотр;
    • подсчет;
    • измерение;
    • вычислительный или лабораторный анализ.
  2. Проведение аналитики, которая заключается в детальной обработке полученной информации.
  3. Оценочные мероприятия, проводимые в отношении:
    • общего состояния объекта исследования;
    • целесообразности финансовых операций и соответствия их закону;
    • соответствия действительности представленной информации.

    При этом методы условно также делятся на группы:

  4. Методы организации аудиторской проверки.
  5. Конкретные методы проведения проверочных операций.

Методика внутреннего аудита

В целом методики проведения аудита (как внешнего, так и внутреннего) схожи. Однако и в том, и в другом случае существуют вполне закономерные отличия.

При организации внутреннего аудита могут использоваться следующие проверки:

  • сплошные;
  • выборочные;
  • документальные;
  • фактические;
  • аналитические;
  • комбинированные.

Сплошная проверка представляет собой полную ревизию всех объектов, тогда как выборочная нацелена на изучение лишь отдельных из них. Фактическая же проверка предполагает установление действительного состояния объекта и может включать такие приемы, как:

  • инвентаризация;
  • экспертная оценка;
  • визуальное наблюдение;
  • опрос персонала.

Проводится фактическая проверка, как правило, в совокупности с документальной, которая заключается в анализе задокументированных данных по первичным и сводным бухгалтерским документам, регистрам, планам и отчетам. Совместное их проведение позволяет получить наиболее достоверные результаты.

Конкретные методы внутреннего аудита определяются руководителем предприятия в локальной документации организации. Применение того или иного вида проверки осуществляется с учетом:

  • сферы деятельности организации;
  • размера компании;
  • организационно-штатной структуры и местонахождения структурных подразделений;
  • квалификации сотрудников компании, проводящих проверку;
  • целей аудита и т. д.

Методы внешнего аудита

Особенностью проведения внешней аудиторской проверки в первую очередь является то, что проводить ее, в соответствии с законом «Об аудиторской деятельности», могут только специализированные организации или индивидуальные специалисты, являющиеся членами СРО (п. 2 ст. 1 ФЗ № 307).

При этом проводящие проверку аудиторы связаны положениями, предписывающими проводить аудиторскую деятельность в соответствии с международными стандартами и стандартами тех СРО, членами которых они являются (п. 1 ст. 7 закона № 307-ФЗ).

  • «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с МС аудита»;
  • «Планирование аудита финотчетности»;
  • «Внешние подтверждения»;
  • «Аналитические процедуры»;
  • «Аудиторская выборка»;
  • «Использование работы внутренних аудиторов».

Если же говорить о стандартах СРО, то они должны (п. 2 ст. 7 закона № 307-ФЗ):

  1. Определять требования к аудиторским процедурам, установленным МС аудита, если это обуславливается особенностями проведения аудиторского контроля.
  2. Не противоречить МС аудита.
  3. Не создавать препятствий осуществлению специалистами аудиторской деятельности.
  4. Быть обязательными для членов СРО.

Общие методы при проведении аудита

Как правило, при осуществлении аудиторского контроля (как внешнего, так и внутреннего) применяются определенные методы проведения аудита:

  1. Перерасчет, подразумевающий проверку арифметических подсчетов проверяемого субъекта.
  2. Инвентаризационные процедуры (как в отношении имущества, так и в отношении финансовых обязательств).
  3. Проверочные мероприятия по соблюдению правил учета, рассматриваемых хозопераций. Использование этого метода позволяет специалисту проконтролировать учетные операции, осуществляемые бухгалтерией.
  4. Подтверждение от независимой стороны. Этот метод может быть использован для получения реальных данных (к примеру, об остатках на расчетных счетах). Целью данного метода является сравнение данных, отраженных в документации проверяемого субъекта, с фактическим положением дел.
  5. Устный опрос сотрудников и руководства проверяемой компании, а также третьих сторон. Опрос допустим на любом этапе проверочных мероприятий и должен быть оформлен протоколом. Протоколы опросов приобщаются к прочим рабочим документам проверки.
  6. Проверка документации, которая предполагает проверку как внутренних (исходящих и обработанных внутри предприятия), так и внешних документов. Документы при этом могут проверяться:<
    • формально;
    • по арифметическим показателям;
    • по существу.
  7. Аналитика. Аналитические процедуры применяются на всем протяжении проведения аудита с целью выявления ошибок и искажений в данных учета.

Помимо перечисленных аудитор может пользоваться методиками, заимствованными из других наук:

  • математической и экономической теории;
  • теории бухучета и финансов;
  • управления;
  • юриспруденции и т. д.

Итоги аудиторской проверки

Результаты, полученные по итогам применения перечисленных методик, могут быть:

  • убеждающими, т. е. позволяющими проверяющим разумно оценить проверяемые данные без применения иных методов проверки;
  • подтверждающими, т. е. направленными на подтверждение полученной информации или ранее сделанных выводов;
  • неприменимыми, если полученные результаты не могут служить доказательствами для выводов аудитора и требуют разработки иных методов и процедур проверки.

На основе изучения рабочей документации по итогам проведенной проверки составляется аудиторское заключение, которое передается заказчику. При этом в случае проведения аудита специализированной организацией к рабочим материалам не допускаются аудиторы, не занимающиеся непосредственно проверкой объекта, в отношении которого собраны те или иные рабочие материалы. Такие материалы являются конфиденциальными, проверяющие не обязаны знакомить с ними заказчика.

Итак, методы, используемые при аудиторской проверке организации, зависят от вида проводимой проверки, предмета проверки, проводящих проверку лиц и пр. При этом в рамках проведения внутренней проверки проверяющие ограничены лишь локальными положениями предприятия, специалисты же, осуществляющие внешнюю проверку, должны руководствоваться российским законодательством, международными стандартами и стандартами СРО.

Говоря о методах и приемах, имеется в виду способы или систему действий, применяемых для исполнения аудиторской проверки. Аудиторские фирмы (индивидуальные аудиторы) самостоятельно выбирают приемы и методы своей работы. Такое право оговорено в законе РФ «Об аудиторской деятельности».

Наиболее широко в ходе аудиторской проверки применяются выборочные методы и тестирование. Конкретные методы и приемы, применяемые в процессе аудиторской проверки, должны быть отражены в рабочих документах аудитора.

Аудиторская проверка - это мероприятие, заключающееся в сборе, оценке и анализе аудиторских доказательств, касающихся финансового положения экономического субъекта, подлежащего аудиту.

По методу проведения аудиторская проверка может быть: сплошной; выборочной; комбинированной; документальной; фактической.

Сплошная проверка предполагает детальное изучение всей совокупности первичной бухгалтерской документации, регистров аналитического и синтетического учета, содержания бухгалтерской отчетности.

В ходе аудиторской проверки сплошным методом данные первичных документов сопоставляются с содержанием регистров аналитического учета (лицевых счетов). Затем устанавливается соответствие данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. Проверяется правильность отражения остатков по синтетическим счетам на отчетные даты в соответствующих статьях баланса.

Например, в кредитных учреждениях при проведении сплошной проверки правильности отражения данных первичных документов по соответствующим лицевым счетам необходимо учитывать следующее:

§ сплошная проверка не всегда проводится ввиду высокой её трудоемкости (в банках насчитываются тысячи лицевых счетов клиентов - расчетных, ссудных, депозитных и других);

§ сверка данных аналитического и синтетического учета, установление соответствие данных синтетического учета и бухгалтерской отчетности осуществляется в автоматическом режиме.

Выборочная проверка позволяет получить достаточно точные данные о проверяемой совокупности по её относительно малой части. При выборочной проверке аудитор проверяет документацию бухгалтерского учета организации не сплошным порядком, а выборочно, следуя требованиям соответствующего правила (стандарта) аудиторской деятельности.

Выборка должна быть репрезентативной, то есть представительной. Для этого можно использовать один из следующих методов:

§ случайный отбор - проводится по таблице случайных чисел;

§ систематический отбор - заключается в том, что элементы отбираются через постоянный интервал, начиная со случайно выбранного числа. Интервал строится на определенном числе элементов совокупности (например, изучение каждого 20-ого документа из всех документов данной категории); либо на стоимостной их оценке (например, отбирается тот элемент, составляющий сальдо или оборот, на который приходится каждый следующий миллион рублей в совокупной стоимости элемента);

§ комбинированный отбор - представляет комбинацию различных методов случайного и систематического отбора.

Аудиторской организации необходимо при определении объема выборки установить допустимый риск выборки, просчитать допустимые и ожидаемые ошибки, отразить в рабочей документации все стадии проведения выборки и анализ её результатов.

Комбинированная проверка - предполагает сочетание методов сплошной и выборочной проверок.

Методом сплошной проверки проводится аудит малочисленных операций, связанных с высоким риском. К таким операциям в основном относятся: валютные операции, операции с фондовыми ценностями, другие.

Методом выборочной проверки проводится аудит операций, объем которых достаточно велик. К подобным операциям относятся, например: кассовые, расчетные, хозяйственные и другие.

Документальная (камеральная) проверка - проверка, ограниченная изучением документов бухгалтерского учета (первичных и сводных) и бухгалтерской или налоговой отчетности экономического субъекта. Подобная проверка не предполагает проведение инвентаризации, устного опроса персонала руководства проверяемой организации, она осуществляется, как правило, без выхода на проверяемый объект.

Фактическая проверка осуществляется с выходом на проверяемый объект или в аудируемую организацию.

Документальная и фактическая проверки могут быть как сплошными, так и выборочными или комбинированными.

Цель аудита - выражение мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

В соответствии с результатами предварительного анализа предприятия, аудитор определяет способ проведения проверки ‑ сплошной или выборочный. В случае принятия решения провести выборочный аудит аудитор формирует аудиторскую выборку в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №16 «Аудиторская выборка» (далее Федеральный стандарт №16).

Данный стандарт устанавливает методы отбора элементов с целью получения аудиторских доказательств. Так, аудитор может отобрать все элементы, либо определенные элементы, либо сформировать аудиторскую выборку.

Аудиторская выборка представляет собой:

в широком смысле ‑ способ проведения аудиторской проверки, при котором аудитор проверяет документацию бухгалтерского учета экономического субъекта не сплошным порядком, а выборочно, следуя при этом требованиям соответствующего правила (стандарта) аудиторской деятельности;

в узком смысле ‑ перечень определенным образом отобранных элементов проверяемой совокупности, чтобы на основе их изучения сделать вывод о всей проверяемой совокупности.

Организация аудиторской выборки требует как теоретических, так и практических разработок. От подготовки и правильного проведения аудиторской выборки во многом зависят результаты и качество аудиторской проверки. Федеральный стандарт №16 предъявляет требование репрезентативности к выборке, для этого необходимо использовать либо случайный, либо систематический отбор, либо их комбинацию.

В действительности, на основе собственных суждений, аудиторы не могут точно сказать, является ли выборка представительной. Однако они могут повысить ее представительность, проявляя должную тщательность при определении ее объема, в самом отборе и оценке результатов Таким образом, при подготовке и осуществлении выборочной проверки перед аудитором возникает задача выбора метода формирования выборки и оценки полученных результатов.

При этом он должен удостовериться, что используемые им методы являются надежными с точки зрения получения достаточного надлежащего аудиторского доказательства.

Для решения поставленной задачи аудитору необходимо понимать сущность статистических и нестатистических методов, их различия, достоинства и недостатки, и, как следствие, варианты применения в конкретных ситуациях.

Рассмотрим представленные в стандарте методы выборочного исследования более подробно.

Статистический метод - это выборочное исследование, при котором используется математический аппарат теории вероятностей для построения выборки и ее оценки с целью формулирования заключения о совокупности в целом . Основные характеристики данного метода:

выборка из совокупности формируется случайно;

для расчетов и выражения результатов используются статистические методы.

Нестатистический метод выборочной проверки определяют как выборочное исследование, при котором аудиторы не применяют статистических методов для выражения результатов . Технологией отбора элементов может быть произвольный выбор или какой-то другой метод, не основанный на математических методах. Таким образом, выбирая нестатистический подход, аудитор опирается исключительно на свою способность выносить профессиональное суждение. Он сам решает, какие именно единицы совокупности ему выбирать.

Достоинства и недостатки описанных выше подходов представлены в табл. 1.

Следует отметить, что давать нестатистическую оценку при использовании вероятностных методов допустимо, но чаще предпочитают этого не делать , поэтому в таблице данный вариант не рассмотрен.

Статистические, и нестатистические методы предусматривают две аналогичные процедуры: получение выборки и оценку результатов. Получение выборки включает в себя решение вопроса о том, как выбрать единицы из совокупности, а оценка результатов ‑ это собственно выводы, основанные на аудиторских тестах отобранных единиц.

Взаимосвязь методов получения выборки и оценки результатов можно выразить следующим образом (табл. 2):

В стандарте №16 отмечено, что статистический и нестатистические подходы в аудите являются альтернативными, то есть либо аудитор использует только статистический подход и вероятностный метод получения выборки, либо нестатистический и – невероятностный. На наш взгляд, аудитор должен использовать данные подходы в сочетании, что позволит:

сократить трудозатраты на исследование генеральной совокупности в целом;

повысить представительность выборочной совокупности;

регулировать численность выборки с минимальной ошибкой.

59.Регулирование аудиторской деятельности в Российской Фе­дерации

Основным нормативным актом, регулирующим аудит в России, является Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В нем дано понятие аудита, аудиторских услуг, определены права, обязанности, ответственность аудируемых лиц, аудиторской организации; раскрыты требования по аттестации, лицензированию; определены органы, на которые возложены контрольные функции за соблюдением требований законодательства в области аудита.

Контроль за соблюдением норм законодательства, стандартов аудита и профессиональной этики может осуществляться как уполномоченным государственным органом, так и профессиональными аудиторскими объединениями

К органам, осуществляющим контроль за аудиторской деятельностью в России, относятся:

§ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определенный Правительством РФ;

§ аккредитованные профессиональные аудиторские объединения.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 07.08.2001 № 199-ФЗ «Об аудиторской деятельности» науполномоченный федеральный орган исполнительной власти в лице Министерства финансов России возложены следующие функции:

§ издание нормативных актов в пределах своей компетенции;

§ организация разработки и представления на утверждение Правительству РФ правил (стандартов) аудиторской деятельности;

§ организация системы аттестации, обучения, повышения квалификации, лицензирования;

§ организация системы надзора за соблюдением лицензионных требований;

§ осуществление контроля за соблюдением федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

§ определение объема и порядка предоставления отчетности об аудиторской деятельности, финансовой отчетности;

§ ведение реестра аудиторов, аудиторских фирм;

§ осуществление аккредитации профессиональных аудиторских объединений.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» при уполномоченном федеральном органе исполнительной власти определен Совет по аудиторской деятельности. Он создается для учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности и выполняет следующие функции:

§ принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений Минфина России;

§ разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение в Минфин России;

§ рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение в Минфин России.

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

Информационное сообщение о заседании
Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности

9 октября 2018 г. состоялось очередное заседание Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности.

Завершена работа над толкованием понятий безупречной деловой (профессиональной) репутации в сфере аудиторской деятельности. По поручению Совета по аудиторской деятельности подготовлены примеры наиболее распространенных ситуаций, при которых могут иметь место свидетельства отсутствия безупречной деловой (профессиональной) репутации в сфере аудиторской деятельности.

Рекомендованы к одобрению Советом по аудиторской деятельности проекты примерных форм заключений по результатам обзорной проверки промежуточной финансовой информации. Данные формы разработаны в связи с тем, что начиная с консолидированной финансовой отчетности за первое полугодие 2018 г. вступили в силу нормы Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 262-ФЗ, предусматривающие проведение обязательного аудита либо иной проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности.

Рабочий орган Совета обсудил вопрос определения применимой концепции подготовки годовой бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с российскими правилами составления бухгалтерской отчетности, для целей Международных стандартов аудита. Работа по данному вопросу будет продолжена.

Рассмотрены вопросы участия аудиторского сообщества в российской антиотмывочной системе. Подчеркнуто значение отчетов о национальной оценке рисков легализации (отмывания) преступных доходов и рисков финансирования терроризма для осуществления аудиторской деятельности. Намечены дополнительные меры активизации работы по исполнению требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Среди них, в частности, – укрепление понимания аудиторским сообществом своей роли в национальной антиотмывочной системе, повышение осведомленности практикующих аудиторов в вопросах функционирования этой системы, развитие навыков выявления рисков ОД/ФТ, совершенствование организации повышения квалификации аудиторов в вопросах ПОД/ФТ и проверки знаний и навыков претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора в данной сфере, активизация и совершенствование надзора за исполнением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами требований ПОД/ФТ. Даны соответствующие поручения и рекомендации комиссиям Рабочего органа Совета, саморегулируемым организациям аудиторов, Федеральному казначейству, единой аттестационной комиссии.

Следующее заседание Рабочего органа Совета состоится в ноябре 2018 г.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции государственного регулирования аудиторской деятельности.

2. Положение о совете по аудиторской деятельности и Положение о рабочем органе совета по аудиторской деятельности утверждены приказом Минфина России от 29 декабря 2009 г. № 146н.

3. Состав совета по аудиторской деятельности и состав рабочего органа совета по аудиторской деятельности утверждены приказами Минфина России.

4. Секретарь Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности – заместитель начальника отдела Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России Арвачева Т.А.

5. Материалы Совета по аудиторской деятельности и его Рабочего органа размещаются на официальном Интернет-сайте Минфина России в разделе «Аудиторская деятельность».

В первую очередь налоговый аудит пользуется спросом у крупных компаний, осуществляющих несколько видов деятельности, в том числе экспортно-импортные операции. Обороты таких компаний велики, поэтому и налоговые обязательства, в том числе штрафы и пени, составляют немалые суммы. Таким образом, дабы минимизировать налоговые выплаты, а также избежать штрафных санкций, крупной компании целесообразно и экономически выгодно провести налоговый аудит, посредством которого удастся выявить и нейтрализовать ошибки в ведении налогового учёта и составлении налоговой отчетности.

В данном случае под налоговым учётом понимается не только учёт по налогу на прибыль организаций, регламентированный главой 25 НК РФ, но и расчет сумм к уплате по всем налогам, уплачиваемым организацией. Отдельно налоговый аудит могут заказать и организации, для которых обязательным является общий аудит.

К таким организациям относятся:

  • открытые акционерные общества;
  • кредитные, страховые организации, товарные и фондовые биржи;
  • инвестиционные фонды;
  • государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, а также фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
  • организации и индивидуальные предприниматели, объем выручки от реализации продукции которых за один год превышает 500 тыс. МРОТ или сумма активов баланса, которых на конец отчетного года превышает 200 тыс. МРОТ; иные организации, в отношении которых обязательный аудит предусмотрен федеральным законом.

В таком случае налоговый аудит целесообразно проводить в рамках обязательной аудиторской проверки. Фактически налоговый аудит по методу проведения схож с проверкой, которую проводят налоговые органы. Поэтому, если перед налоговой проверкой в организации проведен налоговый аудит, риски выявления ошибок и, как следствие, начисления пени и привлечения к налоговой ответственности существенно снижаются.

Следующей категорией хозяйствующих субъектов, которым необходим налоговый аудит, являются организации, в которых произошла смена главного бухгалтера. По объективным причинам это весьма негативно сказывается на качестве ведения бухгалтерского и налогового учёта в организации.

Главному бухгалтеру, который порой единолично занимается всеми вопросами, связанными с налогообложением, весьма сложно в новой фирме организовать правильное ведение налогового учёта и исправить уже имеющиеся ошибки предшественника. Ему необходима помощь в виде налогового аудита. Проведение налогового аудита в организации может заказать также собственник или руководитель организации с целью проверить правильность исчисления и уплаты налогов.

Журналы