Должностная инструкция летчика наблюдателя. Учебный авиационный центр при фгу авиалесоохрана

Повышение в классе летчиков-наблюдателей производится квалификационными комиссиями авиабаз и Центральной базы в соответствии с Положением о классификации специалистов гражданской авиации, утвержденным ФАС России.

3.6. Подготовка работников парашютной и десантно-пожарной службы, а также их воздушная тренировка проводятся в соответствии с Наставлением по парашютно-десантным работам в авиационной охране лесов.

3.7. Карты, применяемые в авиационной охране лесов, по своему назначению подразделяются на:

Патрульные карты, используемые для точного определения местоположения лесных пожаров и разработки необходимых мер по борьбе с ними;

Полетные карты для самолетовождения;

Лесопожарные карты для нанесения на них схем лесных пожаров, планирования работ по тушению, а также использованию их парашютистами и десантниками-пожарными при выполнении производственных заданий;

Административные карты территорий субъектов Российской Федерации, для общей ориентировки парашютистов и десантников-пожарных при выполнении производственных заданий;

Штабные карты в авиабазах, авиазвеньях и авиаотделениях.

3.8. Ежегодно после окончания пожароопасного сезона все патрульные и полетные карты авиаотделений проверяются и определяются, какие из них могут после уточнения использоваться в следующем пожароопасном сезоне и по каким авиаотделениям карты должны быть изготовлены вновь.

3.9. Подготовка полетных и патрульных карт проводится летчиками-наблюдателями на обслуживаемую территорию авиаотделения с учетом требований Наставления по штурманской службе ГА, а также специфики выполнения данного вида работ, с определенным перекрытием территорий соседних авиаотделений.


Количество комплектов полетных и патрульных карт в авиаотделениях определяется с учетом обеспечения полетов при высокой пожарной опасности.

Подготовленные карты проверяет заместитель начальника авиабазы по летной службе.

3.10. Порядок пользования картами и их хранение определяется соответствующей инструкцией.

3.11. В качестве патрульных используются топографические карты масштаба 1:100:300000. Масштаб карты выбирается в зависимости от размера кварталов в обслуживаемом лесном фонде и развития ориентирной сети с таким расчетом, чтобы кварталы имели на карте размер не менее 1 см x 1 см, и карта содержала подробности, которые могут быть использованы для точной привязки пожара к ориентирам на местности.

3.12. На патрульную карту условными знаками наносятся: границы территории обслуживаемой авиаотделением, границы лесхозов и лесничеств, их названия, конторы лесхозов и лесничеств, районы авиационной охраны лесов, границы и номера кварталов, места жительства лесной охраны, пункты приема донесений, пожарные наблюдательные вышки, мачты, пожарно-химические и авиапожарные станции, пункты сосредоточения пожарных дружин (пожарных команд), радиостанции лесного хозяйства и лесопользователей, аэродромы, посадочные площадки для вертолетов и дозаправочные пункты, линии электропередач и другие ориентиры, имеющиеся на местности.

На патрульную карту также могут наноситься места расположений экспедиций, поисковых партий и отрядов, маршруты их следования. При необходимости на карту могут наноситься дополнительные данные, характеризующие степень пожарной опасности отдельных участков территории, а также участки леса, подвергшиеся радиоактивному загрязнению с обозначением плотности радиоактивного загрязнения почвы и другие характеристики радиационной обстановки.

3.13. Авиаотделения, оказывающие помощь соседним авиаотделениям по плану маневрирования, должны иметь полные комплекты полетных карт на территорию этих авиаотделений.

3.14. Для удобства пользования патрульной картой в полете, последняя разрезается и наклеивается на планшеты размером 20 x 30 см. Планшеты патрульной карты нарезаются из плотного картона, причем с восточной и северной сторон оставляются незаклеенными картой поля шириной 15 мм. На верхнем (северном) поле наносится номер листа.

Планшеты могут изготавливаться из целых листов топографической карты, размеры которых не превышают по ширине 50 см, а по высоте - 65 см. В этом случае планшет разрезают на две части, соединенные наклейками из материи.

Нумерация планшетов проводится так, чтобы с запада на восток смежные планшеты имели порядковые номера, а с севера на юг номер каждого нижнего планшета был больше номера планшета, расположенного над ним, на 10 или 20.

3.15. Патрульные карты ежегодно уточняются по материалам лесоустройства , аэрофотосъемки, противопожарного устройства и других материалов, несущих информацию об изменениях в лесном фонде, происшедших за истекший год.

3.16. В процессе выполнения полетов по авиационной охране лесов патрульная карта уточняется дополнительными ориентирами, подробностями, определенными на местности.

3.17. В качестве полетной карты используются топографические карты масштаба 1:500000 (при патрульной карте М 1:100000) или 1:1000000 (при патрульной карте М 1:300000).

3.18. Подготовка полетной карты заключается в нанесении на нее условными знаками границ обслуживаемой авиаотделением территории, границ лесхозов и рамок планшетов патрульной карты с указанием их номеров, патрульных маршрутов, а также пунктов расположения контор лесхозов и пунктов дозаправки авиаГСМ. В районах, где число обслуживаемых авиаотделением лесхозов невелико, на полетную карту наносятся также границы и местонахождение контор лесничеств.


3.19. Полетные карты подготавливаются на территорию с расчетом выполнения полетов к местам базирования соседних авиаотделений.

3.20. Нанесение специальной нагрузки на полетные и патрульные карты производится тушью или фломастером.

3.21. В качестве лесопожарных карт используются специальные топографические карты масштаба 1:100000.

3.22. Штабные карты подготавливаются и используются в авиабазах и авиазвеньях, в которых организовано диспетчерское управление.

Необходимость ведения штабных карт в авиаотделениях определяется начальником авиаотделения в зависимости от условий работ.

3.23. В качестве штабных используются карты масштаба не менее 1:1 на которые наносятся границы лесхозов и их конторы, границы территорий обслуживаемых авиаотделением, места базирования авиаотделений с указанием плановых воздушных судов и численности работников парашютной и десантно-пожарной службы, патрульные маршруты, аэродромы и посадочные площадки для самолетов и вертолетов, авиапожарные станции и дозаправочные пункты, пожарно-химические станции лесхозов.

На карту накладываются значки, изображающие фактическую расстановку воздушных судов и численность работников ПДПС. Значки заменяются по мере изменения обстановки.

При обнаружении пожаров места их отмечаются флажками красного цвета с указанием даты возникновения и номера пожара. Локализованные пожары обозначаются флажками синего цвета.

3.24. При проведении совещаний в обслуживаемых авиаотделением лесхозах по вопросам подготовки к пожароопасному сезону рассматриваются следующие основные вопросы:

3.24.1. О готовности авиационных и наземных сил и средств, порядок организации связи и представления информации о пожарах.

3.24.2. Взаимодействие авиационных и наземных сил и средств по борьбе с пожарами, проведение профилактических выжиганий горючих материалов, организация команд из числа постоянных рабочих лесхозов, порядок привлечения дополнительных резервов для борьбы с пожарами.

3.24.3. Организация помощи парашютистам и десантникам-пожарным в тушении лесных пожаров, их окарауливании, возврате в авиаотделение.

3.24.4. Правила устройства опознавательных знаков в пункте приема донесений.

3.24.5. Порядок приема вымпелов.

3.24.6. Порядок подтверждения ликвидации и локализации лесных пожаров авиационными силами и средствами.

3.24.7. Строительство и эксплуатация посадочных площадок для вертолетов и самолетов и обеспечение хранения авиаГСМ.

3.24.8. Анализ основных недостатков в работе как авиационной, так и наземной охраны лесов в прошедшем пожароопасном сезоне, определение мер по их устранению и решение других вопросов взаимоувязки в работе.

3.25. Авиаотделения до наступления пожароопасного сезона обязаны:

3.25.1. Обеспечить подготовку команд рабочих и добровольных пожарных дружин, организуемых и выделяемых лесхозами для тушения лесных пожаров.

3.25.2. Определить совместно с лесхозами места, в которых должны быть установлены радиостанции и организованы пункты приема донесений, получить список этих пунктов с указанием присвоенных им позывных и опознавательных знаков, а также должностей и фамилий лиц, ответственных за прием донесений.

3.25.3. Совместно с лесхозом произвести разделение территории на районы в зоне авиационной охраны лесов и уточнить патрульные карты.

3.25.4. Проанализировать причины возникших в прошедшем сезоне лесных пожаров и условий, способствующих их распространению.

3.25.5. Получить сведения о районах работы экспедиций и их маршрутах.

3.25.6. Определить совместно с лесхозами, где и в каком составе должны быть организованы пожарные команды.

3.25.7. Определить совместно с руководством лесхоза сроки строительства посадочных площадок для вертолетов и самолетов и организации дозаправочных пунктов.

3.25.8. Проводить противопожарную профилактику в период подготовительных работ в соответствии с планом по противопожарной профилактике в лесах, утвержденным авиабазой.

3.26. Перед началом пожароопасного сезона в авиаотделениях проводится тренировка (учения) работников парашютных и десантно-пожарных команд по использованию всех имеющихся в авиаотделении технических средств борьбы с лесными пожарами и средств связи.

В них могут участвовать лесопожарные подразделения лесхозов и других предприятий, расположенных на территории района.

Тренировки имеют целью выявить уровень подготовки личного состава, а также техническое состояние и готовность к работе противопожарного снаряжения и средств связи. Результаты тренировки оформляются специальным актом. В акте указываются вид проведенных работ, их объем, время, затраченное на их выполнение, недостатки и делается заключение о готовности авиаотделения к выполнению работ по охране лесов. Акт направляется в авиабазу.

4. Проведение авиационной охраны лесов от пожаров

4.1. Авиационное патрулирование лесов

4.1.1. Авиационное патрулирование лесов заключается в систематическом наблюдении с воздуха лесной территории с целью своевременного обнаружения лесных пожаров и выявления нарушений правил пожарной безопасности в лесах.

4.1.2. Заявки на полет воздушных судов, информация о времени их вылета и посадки подаются в органы единой системы организации воздушного движения в установленном порядке. Без утвержденной заявки полеты запрещаются.

4.1.3. Летчик-наблюдатель и проверяющие его лица командно-летного состава авиабазы (при наличии действующего свидетельства) включаются в состав летного экипажа ВС и записываются в задание на полет.

4.1.4. Авиапатрулирование начинается с наступлением пожарной опасности в лесу по условиям погоды независимо от плановых сроков начала и конца работ, предусмотренных договором. Полеты выполняются по утвержденным маршрутам.

За пределы охраняемой авиабазой территории полеты могут выполняться по заявке органа управления лесным хозяйством за дополнительную плату.

4.1.5. На пожароопасный сезон авиабаза устанавливает авиаотделению лимит летного времени по каждому типу воздушного судна.

При использовании лимита и необходимости продолжения полетов авиабаза может выделять дополнительный лимит при наличии необходимого финансирования.

4.1.6. Первый облет маршрутов должен производиться до начала горимости лесов, как правило, с участием на борту воздушного судна представителя лесхоза. При этом проверяется подготовка лесхоза и авиаотделения к проведению авиалесоохранных работ и определяется необходимость начала регулярного авиапатрулирования.

4.1.7. Летчики-наблюдатели, направленные в авиаотделение впервые, вводятся в строй старшим по должности лицом летного состава.

В необходимых случаях начальник авиабазы вправе доверить ввод в строй вновь назначенного летчика-наблюдателя одному из наиболее опытных летчиков-наблюдателей.

Летчики-наблюдатели I класса допускаются к самостоятельной работе без ввода в строй.

4.1.8. Ввод в строй производится путем выполнения ознакомительных полетов по территории, закрепленной за авиаотделением с отработкой элементов самолетовождения, обнаружения пожаров и ведения всей установленной производственной документации.

О вводе в строй составляется акт. Допуск летчиков-наблюдателей к самостоятельной работе оформляется приказом по авиабазе.

Допуск к самостоятельной работе выпускников курсов летчиков-наблюдателей проводится после прохождения ими программы ввода в строй, утвержденной Центральной базой.

4.1.9. Пожарная опасность в лесу по условиям погоды определяется по стандартной или местной шкале. Порядок утверждения местных шкал пожарной опасности устанавливает Федеральная служба лесного хозяйства России.

4.1.10. В зависимости от класса пожарной опасности рекомендуются следующие режимы авиапатрулирования: при I классе пожарной опасности авиапатрулирование, как правило, не проводится. Могут назначаться эпизодические полеты для контроля за состоянием действующих пожаров и оказания помощи командам, работающим на тушении пожаров.

С наступлением пожарной опасности в лесу по условиям погоды и по мере ее усиления увеличивается интенсивность авиапатрулирования:

при малой пожарной опасности (II класс) до начала горимости патрулирование проводится через 1 - 2 дня;

основанием для назначения ежедневного однократного патрулирования является наступление периода средней пожарной опасности (III класс) или наличие пожаров в дни со II классом;

основанием для назначения двухкратного патрулирования является наступление периода высокой пожарной опасности (IV класс) или наличие пожаров в дни с III классом;

основанием для назначения трехкратного патрулирования является наступление периода высокой пожарной опасности (V класс) или наличие пожаров в дни с IV классом.

Режим патрулирования на территориях, загрязненных радионуклидами, устанавливается в соответствии с Руководством и другими нормативными актами по ведению лесного хозяйства в зонах радиоактивного загрязнения.

Полеты для осмотра ранее обнаруженных, но еще не потушенных пожаров и для принятия дополнительных мер по их тушению проводятся по необходимости независимо от класса пожарной опасности и выполняются до полной ликвидации пожаров.

Кратность авиапатрулирования может увеличиваться при скорости ветра более 8 м/с, а также в выходные и праздничные дни с массовым посещением лесов населением. Кратность патрулирования может быть снижена при изменении погоды и выпадении осадков как на всей обслуживаемой территории, так и на ее части.

Вылет на авиапатрулирование проводится по расписанию, утверждаемому начальником авиабазы. Расписание согласовывается с органами управления лесным хозяйством.

4.1.11. В периоды повышенной горимости лесов полеты, связанные с доставкой к местам действующих лесных пожаров рабочих и средств пожаротушения, должны начинаться с рассветом или в самые ранние утренние часы.

4.1.12. В авиабазах, где введено диспетчерское управление работой авиаотделений, решение о необходимости полетов и кратность патрулирования определяются пунктом диспетчерского управления и доводятся до авиаотделений. В зависимости от конкретной лесопожарной обстановки начальнику авиаотделения предоставляется право изменять время вылета и кратность патрулирования по согласованию с пунктом диспетчерского управления.

Если диспетчерское управление работой авиаотделений не введено, решение о необходимости полетов, кратности патрулирования принимает начальник авиаотделения.

Должностное лицо, принявшее решение о назначении (отмене) полетов и изменении кратности, несет за это полную ответственность.

4.1.13. В условиях недостатка средств на авиационную охрану лесов авиабаза имеет право изменять рекомендуемые режимы авиапатрулирования с уведомлением об этом органов управления лесным хозяйством.

В случае простоя воздушного судна начальник авиаотделения принимает меры по его замене и докладывает об этом в пункт диспетчерского управления.

4.1.15. До вылета на патрулирование летчик-наблюдатель должен сообщить командиру воздушного судна местонахождение действующих лесных пожаров, согласовать с ним порядок их осмотра, доставки людей и грузов и т. п.

4.1.16. В патрульном полете летчик-наблюдатель обязан иметь принадлежности для штурманских расчетов, соответствующие карты, бланки производственной документации, а также подготовленные к сбрасыванию вымпела.

4.1.17. При полетах с парашютистами-пожарными или десантниками-пожарными летчик-наблюдатель обязан перед посадкой в самолет (вертолет) проверить наличие у них средств пожаротушения и связи, полевого снаряжения, предохранительных приспособлений, индивидуальных санпакетов, а также запаса продуктов питания, денежных средств и спецобмундирования, необходимых для выполнения производственных заданий в условиях данного района работ.

4.1.18. Полеты по маршрутам и подлеты к местам пожаров выполняются согласно Наставлению по производству полетов в ГА, на крейсерской скорости, установленной для транспортных полетов согласно Руководству по летной эксплуатации данного типа воздушного судна.

4.1.19. Патрульный полет при нормальной видимости рекомендуется выполнять на истинной высоте метров.

При плохой видимости высота полета по патрульному маршруту может быть снижена, но не ниже безопасной.

При хорошей видимости высота полета может быть увеличена до 1метров с тем, чтобы сократить патрульный маршрут, обеспечив в то же время осмотр обслуживаемой территории.

4.1.20. Во время полетов летчик-наблюдатель осуществляет самолетовождение по намеченному маршруту, ведет постоянное наблюдение за появлением дыма и за санитарным состоянием лесов на обслуживаемой территории.

4.1.21. Заметив дым, летчик-наблюдатель дает указание пилоту об изменении маршрута для полета к дымовой точке и записывает в бортовом журнале время и место поворота, а также новый курс. С момента обнаружения дымовой точки и до окончания работ над ней (сбрасывание вымпелов, высадка парашютистов и т. п.) записывается в бортжурнале место и время изменения основных элементов полета (курса, высоты, скорости), а также сведения о пожарах и проделанной работе (сброс схем, высадка парашютистов, посадка вертолета, передача сведений по радио и др.).

4.1.22. Место пожара определяется визуально путем привязки его к ближайшим опознанным ориентирам. При значительном удалении пожара от ориентиров его место определяется пеленгацией.

4.1.23. Истинные пеленги на пожар берутся с двух ориентиров, выбранных с таким расчетом, чтобы пеленги от них не пересекались под углом меньше 45° или больше 135°. Для большей уверенности в расчетах рекомендуется брать третий пеленг - обратный одному из взятых или с дополнительного ориентира.

4.1.24. Летчик-наблюдатель дает указание командиру воздушного судна продолжать дальнейший полет по маршруту лишь после того, как убедится в правильности определения места пожара.

4.1.25. В тех случаях, когда экипаж не может задерживаться для уточнения места пожара из-за позднего времени, недостатка горючего или санитарной нормы налета, летчик-наблюдатель обязан при первой возможности обеспечить вылет к пожару вторично и уточнить его место.

4.1.26. Для определения с воздуха вида пожара служат следующие признаки:

низовой - горение происходит под пологом древостоя или на открытой местности, форма площади пожара вытянутая, с извилистыми границами, огонь под пологом древостоя виден обычно местами, цвет дыма беловатый;

верховой - площадь пожара сильно вытянутая, видны горящие кроны деревьев, огонь хорошо заметен с высоты 600 метров, цвет дыма темный;

торфяной или подземный - границы недавно возникшего пожара плохо заметны, дым поднимается со всей площади пожара, огонь не виден; на старом пожаре границы выгоревшей площади хорошо заметны, дым сосредоточен по периферии пожара, много повалившихся деревьев, огонь не виден.

4.1.27. Установив место и вид пожара, летчик-наблюдатель проводит осмотр пожара на высоте метров и наносит простым карандашом его границы на патрульную карту по ориентирам, опознанным на местности.

Если площадь пожара в масштабе карты составляет менее 0,5 квадратного сантиметра, его место на карте отмечают точкой.

4.1.28. Площади, пройденные пожарами, определяются палеткой.

Площади пожаров, место которых на карте обозначено точкой, определяются глазомерно.

Допускаемые погрешности в определении площадей не должны превышать 30 процентов.

4.1.29. После определения площади и вида пожара составляется донесение или схема места пожара с нанесением квартальной сети, населенных пунктов, рек, озер, дорог, троп и других ориентиров.

На схеме красным цветом наносят границы пожара или обозначают его кружком (если размеры пожара незначительные). Направление распространения огня указывают красной стрелкой. Схема составляется цветными карандашами (фломастерами), при этом голубым цветом на схеме наносят реки, озера, болота, коричневым - дороги, зеленым - квартальную сеть, черным показывают направление ветра (стрелкой), названия населенных пунктов (ориентиров).

На схеме указывают дополнительные ориентиры, которых нет на карте, а также естественные преграды, которые можно использовать для остановки огня, и даются рекомендации по тактике тушения пожара.

4.1.30. После составления схемы пожара высота полета снижается для детального осмотра пожара на самолетах не ниже 200 м истинной высоты и 100 м - на вертолете. Летчик-наблюдатель проводит описание насаждения (состав, полнота, возрастная группа - молодняки, средневозрастные, спелые). Если пожар действует на непокрытой лесом площади, указывается ее категория. Кроме того, устанавливается наличие или отсутствие на пожаре рабочих, определяется интенсивность пожара, выявляются и наносятся на схему дополнительные данные.

4.1.31. Для определения интенсивности низовых пожаров служат следующие признаки:

при сильной интенсивности пожара пламя видно с высоты 200 м и по всему фронту пожара;

при средней интенсивности пожара пламя с высоты 200 м видно лишь на отдельных участках фронта пожара;

при малой интенсивности огонь с высоты 200 м не заметен.

4.1.32. При осмотре пожара летчик-наблюдатель определяет потребность технических средств и рабочих по нормативам, а также тактику и технику тушения пожара в данных условиях.

При этом следует учитывать вероятное распространение пожара до прибытия сил и средств.

4.1.33. В авиабазах, где организовано диспетчерское управление работой авиаотделений, летчик-наблюдатель обязан немедленно сообщить по радио с борта воздушного судна о пожаре и принимаемых мерах по его ликвидации в авиаотделение для передачи этих сообщений в пункт диспетчерского управления авиабазы.

4.1.34. При наличии радиосвязи с лесхозом, на территории которого обнаружен пожар, летчик-наблюдатель открытым текстом также передает ему сообщение о пожаре. Донесение в этом случае может не составляться.

4.1.35. Если радиосвязь с лесхозом отсутствует, летчик-наблюдатель обязан сбросить донесение о лесном пожаре в ближайший пункт приема донесений, от которого наиболее удобны пути подхода к пожару.

Если дальнейший маршрут полета проходит вблизи конторы лесхоза или лесничества, летчик-наблюдатель в необходимом случае может сбросить туда копию донесения или сообщение с указанием места пожара, его характеристики и мер по его тушению.

4.1.36. При обнаружении нарушений Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации летчик-наблюдатель обязан принять меры к их прекращению:

если нарушение не предопределяет возможность возникновения лесного пожара, летчик-наблюдатель может передать сообщение о нем в соответствующий лесхоз после окончания полета;

если в результате выявленного нарушения может начаться лесной пожар, летчик-наблюдатель обязан сбросить нарушителям письменное предписание о прекращении нарушения или использовать для передачи сообщения о его прекращении звуковещательную станцию.

При необходимости летчик-наблюдатель может высадить для прекращения нарушений и оформления соответствующего протокола работника ПДПС.

При полетах на вертолете летчик-наблюдатель может дать указание пилоту при возможности совершить посадку и лично принимает меры к прекращению нарушения и привлечению нарушителей к ответственности.

4.1.37. Обо всех нарушениях Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации летчик-наблюдатель обязан сообщать соответствующему лесхозу.

4.1.38. В периоды, когда наблюдается большое число нарушений Правил пожарной безопасности, в лесах Российской Федерации могут проводиться специальные полеты по их предупреждению и принятию мер к их прекращению. В таких полетах должны принимать участие руководители лесхозов, представители местных органов власти, органов внутренних дел.

4.2. Организация тушения лесных пожаров

4.2.1. Основной задачей парашютной и десантно-пожарной службы является тушение лесных пожаров в районах авиационной охраны лесов, когда пожар не успел распространиться на значительной площади.

4.2.2. Для тушения пожаров, охвативших значительные площади, ликвидировать или задержать распространение которых до подхода наземных сил команды парашютистов и десантников-пожарных не в состоянии, высадка их, как правило, нецелесообразна.

Применение парашютистов или десантников-пожарных для борьбы с крупными лесными пожарами допускается с разрешения руководства базы в каждом отдельном случае в следующих целях:

Для руководства бригадами рабочих, привлеченных на тушение этих пожаров, когда работников наземной охраны не хватает, или для проведения работ, требующих специальной подготовки (прокладка заградительных полос при помощи взрывчатых материалов и т. п.); при этом в авиаотделении должно оставаться достаточное количество сил для ликвидации вновь возникающих мелких очагов огня;

Для задержки распространения части пожара, угрожающего объектам или ценным насаждениям, до прихода наземных сил;

При тушении пожаров техническими средствами механизированных отрядов.

4.2.3. Для тушения пожаров в лесах, не обслуживаемых по договорам, парашютисты и десантники-пожарные высаживаются в случаях, когда эти пожары могут перейти в леса, обслуживаемые по договору.

4.2.4. Во все дни пожароопасного сезона (включая субботние и воскресные) работники парашютной и десантно-пожарной службы должны быть в состоянии готовности к немедленному вылету для выполнения задания по борьбе с лесными пожарами. Выходные дни устанавливаются начальником авиаотделения по согласованию с руководством авиабазы (авиазвена).

4.2.5. В дни полетов по авиационной охране лесов парашютисты и десантники-пожарные, не назначенные в полет, обязаны нести дежурство в авиаотделении до прекращения полетов. При этом они должны быть готовы к вылету (как на самолетах, так и на вертолетах) не только на территории данного авиаотделения, но и для тушения лесных пожаров в другом авиаотделении либо в другой авиабазе.

Подготовка к вылету парашютной и десантно-пожарной команды в любом из указанных выше случаев должна занимать не более 15 минут.

4.2.6. Высадка работников парашютной и десантно-пожарной службы для тушения пожара проводится по письменному заданию летчика-наблюдателя, который единолично принимает решение о целесообразности и необходимости высадки парашютистов или десантников-пожарных, определяет численность высаживаемой группы, назначает руководителя тушения и несет всю ответственность за правильность принятого решения.

4.2.7. Парашютисты или десантники-пожарные осматривают пожар и прилегающую к нему местность с высоты, на которой самолет (вертолет) подошел к пожару, чтобы лучше ориентироваться и наметить путь к пожару от площадки приземления. Руководитель тушения намечает основную тактическую схему борьбы с огнем. В это время летчик-наблюдатель при необходимости (по требованию руководителя) составляет схему пожара. Схемы могут составляться летчиком-наблюдателем на лесопожарной карте или бланке донесения о лесном пожаре.

4.2.8. После снижения высоты полета производится детальный осмотр места пожара. Летчик-наблюдатель совместно с руководителем высаживаемой группы намечают порядок тушения лесного пожара, определяют наиболее опасные направления его распространения.

4.2.9. Погрузка и выгрузка из вертолета должна проводиться быстро и организованно, особенно во время висения вертолета. Для четкости десантных операций за каждым десантником-пожарным, в зависимости от занимаемого им в вертолете места, закрепляется круг обязанностей. Твердо устанавливается также порядок выгрузки, погрузки и место размещения в вертолете противопожарного снаряжения.

4.2.10. Во время загрузки вертолета Ми-8 на земле и при висении до высоты 1,5 м половина десантников, назначенных в полет (первые по порядку рабочих номеров), входят в вертолет, а остальные подают грузы. Сначала подают те грузы, которые укладываются дальше от входной двери. После окончания погрузки все десантники занимают свои места. Выгрузка производится в обратном порядке.

4.2.11. При необходимости провести выгрузку с помощью спускового устройства: первым высаживается десантник-пожарный, занимающий место у входной двери, следом за ним высаживается десантник, занимающий противоположное место по правому борту. После этого спускают грузы, которые остальные десантники подают в порядке расположения - сначала лежащие ближе к двери и т. п. Ранее высадившиеся десантники-пожарные принимают грузы на земле. Работники, находящиеся вблизи у открытой двери вертолета, должны быть при помощи соответствующих устройств надежно застрахованы от выпадения из вертолета.

После спуска грузов высаживаются остальные десантники.

Для обеспечения нужной быстроты и четкости погрузочно-разгрузочных работ в непожароопасные дни должны проводиться специальные тренировки команды.

Примечание. Посадка в вертолет и высадка из него при висении на высоте более 1,5 м допускается только для работников, прошедших специальную подготовку.

4.2.12. При тушении небольших пожаров летчик-наблюдатель может задержать вертолет на площадке в районе пожара, пока десантники-пожарные ликвидируют очаг, после чего вывезти их с места пожара, не делая для этого дополнительного полета. Задержка вертолета должна быть отражена в заявке на полет.

4.2.13. Команды (группы) работников парашютной и десантно-пожарной службы, высаженные для тушения пожаров в отдаленных районах, должны быть обеспечены радиостанциями для связи с патрульным самолетом (вертолетом), а также для связи между работниками, участвующими в тушении пожара.

При тушении пожара вблизи населенных пунктов обеспечение высаженных групп радиостанциями производится по усмотрению летчика-наблюдателя.

4.2.14. Если пожар не был локализован на второй день после его обнаружения, команде (группе), работающей на его тушении, придается радиостанция, позволяющая держать связь с авиаотделением.

4.2.15. Прежде чем покинуть место высадки группы, летчик-наблюдатель обязан убедиться в благополучном их приземлении и принятии грузов.

При уходе от площадки приземления летчик-наблюдатель обязан пролететь над ними в направлении на пожар, чтобы дополнительно ориентировать их местонахождение относительно пожара.

4.2.16. При травмировании кого-либо из парашютистов или десантников-пожарных летчик-наблюдатель обязан принять все возможные меры для оказания помощи пострадавшим и немедленно сообщить о происшествии в авиаотделение и авиабазу.

4.2.17. Лесхозы и все работники государственной лесной охраны обязаны по получении сообщения о несчастном случае при высадке работников ПДПС немедленно оказать пострадавшим помощь всеми средствами, имеющимися в их распоряжении, либо через местные органы власти или организации и предприятия других ведомств .

4.2.18. Руководитель тушения лесного пожара несет ответственность за правильность проводимых мероприятий по борьбе с огнем, успешность ликвидации лесного пожара и соблюдение требований правил охраны труда и техники безопасности . Он принимает решение о ликвидации пожара, только убедившись в том, что опасности его возобновления нет и в дальнейшем окарауливании он не нуждается.

Если лесхоз по просьбе авиаотделения направит для окарауливания лесного пожара других работников, работники авиаотделения имеют право выехать с пожара только по письменному разрешению ответственного работника лесхоза.

4.2.19. В случае когда на пожар, для тушения которого высажены парашютисты или десантники-пожарные, будут направлены наземные силы, директор лесхоза может возложить обязанности руководителя тушением пожара на ответственного работника лесхоза.

Вопрос об участии парашютистов или десантников-пожарных в дотушивании и окарауливании пожара в этом случае решается совместно директором лесхоза и начальником авиаотделения.

4.2.20. Руководитель тушения после ликвидации пожара составляет протокол о лесном пожаре в трех экземплярах по установленной форме.

4.2.21. При составлении протокола о пожаре в лесах, на которые имеются лесоустроительные материалы по данным наземной таксации, руководитель тушения не заполняет в форме протокола пункт 9 "Пожаром охвачена площадь в гектарах" и пункт 15 "Потери в результате пожара". К протоколу прилагается план-абрис пожара с привязкой его контуров к ближайшим просекам или другим ориентирам. На схеме отмечаются участки, пройденные пожарами разных видов и их площадь. В районе авиационной охраны план-абрис составляется летчиком-наблюдателем.

4.2.22. При составлении протокола о лесном пожаре, возникшем в лесах, на которые не имеется материалов лесоустройства, руководитель тушения пожара должен указать на плане-абрисе пожара, помимо общих его контуров, также границы лесной и лесопокрытой площади.

К протоколу прилагается справка, подписанная руководителем тушения пожара, в которой указывается допожарный видовой состав насаждения, его возраст и преобладающая порода, средняя высота и средний диаметр для преобладающей породы, определенные глазомерно по аналогичным древостоям на соседних участках.

На основании этой справки и данных протокола о лесном пожаре лесхоз исчисляет потери в результате пожара.

4.2.23. После возвращения команды (группы), ликвидировавшей лесной пожар, летчик-наблюдатель обязан лично проверить данные, указанные в протоколе о лесном пожаре и прилагаемых к нему документах, после чего направляет два экземпляра протокола соответствующему лесхозу.

4.2.24. Лесхозы обязаны зарегистрировать пожар на основании протокола, составленного в указанном порядке работниками ПДПС. Если должностные лица государственной лесной охраны лесхоза считают, что площадь пожара или другие данные указаны в протоколе неправильно, об этом немедленно сообщается авиаотделению, после чего организуется совместная проверка приведенных в протоколе данных.

4.2.25. О нарушениях Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации составляются протоколы по установленной форме, которые передаются начальнику соответствующего авиаотделения для принятия мер и учета.

4.2.26. Работники парашютной и десантно-пожарной службы вывозятся с места пожара на воздушных судах или

________________
Постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 10, ст.1131; 2001, N 26, ст.2685; 2011, N 26, ст.3803); статья 265 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2006, N 27, ст.2878; 2013, N 14, ст.1666).

Приказ Минтранса России от 12 сентября 2008 г. N 147 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации" (зарегистрирован Минюстом России 20 ноября 2008 г., регистрационный N 12701), с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 15 июня 2011 г. N 162 (зарегистрирован Минюстом России 13 июля 2011 г., регистрационный N 21340), от 26 декабря 2011 г. N 331 (зарегистрирован Минюстом России 28 марта 2012 г., регистрационный N 23632), от 27 декабря 2012 г. N 453 (зарегистрирован Минюстом России 18 февраля 2013 г., регистрационный N 27176), от 10 февраля 2014 г. N 32 (зарегистрирован Минюстом России 19 февраля 2014 г., регистрационный N 31362) и от 16 сентября 2015 г. N 276 (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2015 г., регистрационный N 39387).

Приказ Минтранса России от 13 августа 2015 г. N 246 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил" (зарегистрирован Минюстом России 7 октября 2015 г. N 39163), с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 20 сентября 2016 г. N 271 (зарегистрирован Минюстом России 22 сентября 2016 г., регистрационный N 43756), от 19 сентября 2017 г. N 363 (зарегистрирован Минюстом России 12 октября 2017 г., регистрационный N 48523) и от 27 октября 2017 г. N 465 (зарегистрирован Минюстом России 23 ноября 2017 г., регистрационный N 48979).

Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970), от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848) и приказом Минтруда России, Минздрава России от 6 февраля 2018 г. N 62н/49н (зарегистрирован Минюстом России 2 марта 2018 г., регистрационный N 50237).

Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст.2415; 2014, N 9, ст.906, N 26, ст.3577; 2015, N 11, ст.1607, N 46, ст.6397; 2016, N 15, ст.2105, N 35, ст.5327, N 40, ст.5733; 2017, N 13, ст.1941, N 41, ст.5954, N 48, ст.7219; 2018, N 3, ст.553).

Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" (зарегистрировано Минюстом России 12 февраля 2003 г., регистрационный N 4209), с изменениями, внесенными приказом Минтруда России, Минобрнауки России от 30 ноября 2016 г. N 697н/1490 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2016 г., регистрационный N 44767).

Летчик-наблюдатель , знаток лесного хозяйства, окончивший особые курсы, получивший квалификацию летчика-наблюдателя гражданской авиатики и выполняющий в составе лётного экипажа воздушного судна самолетовождение в целях авиационной охраны лесов. Впервые подготовка летчиков-наблюдателей была организована в 1936 г. при Всесоюзном государственном тресте лесной авиатики «Лесавиа» в целях подготовки знатоков для его отрядов, а с 1949 г. - для авиационных баз охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства.

Подготовка проводилась при тренировочном отряде «Лесавиа» из числа лиц, имевших лётную или штурманскую подготовку и прошедших в течение 1,0-1,5 мес теоретический курс по применению авиатики в лесном хозяйстве и лётную тренировку. С 1950 по 1956 г. Летчиков-наблюдателей готовили на стабильно действующих курсах при Северной базе авиационной охраны лесов (с. Красноборск Архангельской обл.). С 1957 до 1974 г. подготовка летчиков-наблюдателей исполнялась при Высших лесных курсах СССР в г. Пушкино Московской обл. Длительность обучения составляла 7 мес. В программу подготовки входили: аэронавигация (самолетовождение), авиаприборы, концепция полета, материальная часть авиалайнеров и геликоптеров, метеорология и служба прогноза, изыскание и оборудование аэродромов, аэросев, авиахимборьба с вредителями леса, парашютное дело, воздушный кодекс, поучение по производству полетов и аэродромной службе, авиационные способы борьбы с лесными пожарами, основы аэротаксации и рабочие правила по технике аэровизуальных работ, основы лесоводства и наземной таксации лесов, радиосвязь, лётная подготовка (полеты). СМ СССР распоряжением от 1 декабря 1961 г. № 3483-р «Об организации курсов по повышению квалификации тружеников лесного хозяйства Главлесхоза РСФСР по профессии летчик-наблюдатель авиационной охраны лесов» установил число слушателей 50 чел. со сроком обучения 7 мес, а с марта 1969 г. численность слушателей была увеличена до 100 чел. в год. В 1975 г. подготовка Л. -н. была передана во вновь организованный Всесоюзный (с 1991 г. Всероссийский) институт увеличения квалификации руководящих тружеников и знатоков лесного хозяйства (ВИПКЛХ). Курсы по подготовке летчиков-наблюдателей - единственный академический центр в б. СССР, а теперь в Рф-ии, готовит таких знатоков не только для авиалесоохраны Рф-ии, но и заграничных стран (Украина, Белоруссия, Грузия, Китай, Монголия и др.). Набор кандидатов на курсы проводится на основе заявок баз авиационной охраны лесов и органов управления лесным хозяйством из числа лиц, как правило, мужского пола в возрасте до 30 лет, пригодных по состоянию здравия к лётной работе, имеющих лесное образование (инженер, техник), стаж работы в авиационной охране лесов не менее одного пожароопасного сезона и обладающего организаторскими способностями. Отбор кандидатов осуществляет приемная комиссия Центральной базы авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана». В обязанности летчика-наблюдателя входит: осуществление в составе лётного экипажа воздушного судна полетов по авиационному патрулированию лесов с целью выявления лесных пожаров, доставке сил и средств пожаротушения к местам лесных пожаров, непосредственное тушение пожаров с воздуха, а также ведение всеобщего и др. видов лесопатологического присмотра; передача информации о пожарах, очагах массового размножения вредоносных лесных насекомых в пункт диспетчерского управления, лесхозы и др. организации; выполнение контроля за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах и принятие мер по привлечению нарушителей к ответственности; организация доставки взрывчатых веществ к местам работ и на склады, а также охраны их при транспортировке на лёгких судах; контроль за осуществлением заданий парашютно-пожарными (десантно-пожарными) командами (группами) по тушению пожаров; участие в подборе и подготовке кадров тружеников, проведение технической учебы с своим составом и др. Л. -н. , в зависимости от опыта и стажа лётной работы, присваивается квалификация Л. -н. III, II и I класса.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

[Об условиях труда летчиков-наблюдателей]

Федеральная служба лесного хозяйства России, в связи с передачей Центральной базой авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана" и принятием в состав управлений лесами в соответствии с приказом Рослесхоза от 28.01.97 N 11 "О дополнительных мерах по повышению эффективности охраны лесов от пожаров" Марийского авиаотделения Нижегородского авиазвена и оперативных точек, выполняющих авиапатрулирование лесов без активных сил и средств пожаротушения, сообщает следующее об условиях труда летчиков-наблюдателей.

Условия оплаты труда летчиков-наблюдателей, действовавшие в Центральной базе авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана", в том числе должностные оклады, оплату за налет часов, систему премирования, установленных надбавок за классность, выслугу лет, за высокие достижения в труде и пр. можно сохранить через коллективный договор лесхоза, в штат которого они вводятся. Основанием для этого является постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" и Отраслевое (тарифное) соглашение между профсоюзом работников лесных отраслей России, Федеральной службой лесного хозяйства России и Министерством труда Российской Федерации на 1996-1997 годы, которые одинаково распространяются и на работников лесхозов, и на работников авиалесоохраны.

Если летчики-наблюдатели вводятся в штат управления лесами как руководители или специалисты по охране лесов от пожаров, то оплата их труда должна производиться в строгом соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации и Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1992 года N 4249-1/1042 "Об упорядочении оплаты труда работников органов представительной и исполнительной власти".

Учитывая, что лесхозы и управления лесами не входят в состав авиационно-спасательных подразделений постоянной готовности, исчисление сроков выслуги лет для назначения пенсии летчикам-наблюдателям должно производиться по пункту "б" "Порядка исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам летного состава", т.е. каждые 12 часов налета - за один месяц выслуги. До перевода летчиков-наблюдателей в состав лесхозов или управлений лесами срок их выслуги лет исчислялся по пункту "в", указанного Порядка, т.е. один год работы в составе летного экипажа воздушного судна в аварийно-спасательных подразделениях - за полтора года выслуги.

Заместитель руководителя
Федеральной службы М.Ю.Клинов

Текст документа сверен по:
официальная рассылка

Данная должностная инструкция переведена автоматически. Обратите внимание, автоматический перевод не дает 100% точности, поэтому в тексте могут быть незначительные ошибки перевода.

Предисловие к должностной инструкции

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность "Летчик-наблюдатель" относится к категории "Специалисты".

1.2. Квалификационные требования - базовое или неполное высшее образование соответствующего направления подготовки (бакалавр или младший специалист). Наличие свидетельства летчика-наблюдателя гражданской авиации. Без требований к стажу работы. В случае выполнения международных полетов - знание иностранного языка в объеме, предусмотренном программой специальной подготовки.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
- Воздушный кодекс Украины;
- приказы, постановления, руководства, инструкции и другие руководящие документы Министерства транспорта Украины, Укравиатранса, авиапредприятия (авиакомпании);
- Положение об использовании воздушного пространства Украины;
- правила эксплуатации электро - и радиооборудования воздушных судов, что обеспечивает работу специального оборудования, в соответствии с Руководством по летной эксплуатации;
- основные тактико-технические характеристики средств пожаротушения и радиосвязи;
- основы трудового законодательства, Правила определения рабочего времени и времени отдыха экипажей воздушных судов гражданской авиации Украины;
- правила и нормы охраны труда, производственной санитарии, противопожарной защиты.

1.4. Летчик-наблюдатель назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Летчик-наблюдатель подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Летчик-наблюдатель руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Летчик-наблюдатель во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. В полном объеме готовится к полету.

2.2. Принимает решения и квалифицированно осуществляет надзор в полете, проводит патрульные и охранные работы с применением простейших радиотехнических средств дневной навигации в простых метеоусловиях.

2.3. Готовит картографический материал, организует работу с охраны и патрулирования объектов надзора.

2.4. Ведет двусторонняя связь с наземными радиостанциями в телефонном режиме в установленном порядке, осуществляет взаимодействие с другими членами экипажа.

2.5. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.6. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

3. Права

3.1. Летчик-наблюдатель имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Летчик-наблюдатель имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Летчик-наблюдатель имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Летчик-наблюдатель имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Летчик-наблюдатель имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Летчик-наблюдатель имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Летчик-наблюдатель имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Летчик-наблюдатель имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Летчик-наблюдатель имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. Летчик-наблюдатель несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Летчик-наблюдатель несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Летчик-наблюдатель несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Летчик-наблюдатель несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Летчик-наблюдатель несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Летчик-наблюдатель несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Летчик-наблюдатель несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

Журналы