doc. Шабалов Н.П

  • Детские инфекционные заболевания. Полный справочник. 2008 год (Документ)
  • Гасилин В.С., Григорьев П.С., Мушкин О.Н., Блохин Б.А. Клинические классификации некоторых внутренних заболеваний и примеры формулировки диагнозов (Документ)
  • Автор неизвестен. Справочник педиатра (Документ)
  • Доклад - Чума (Реферат)
  • Детские инфекционные болезни. Полный справочник (Документ)
  • Елисеев Ю.Ю.Детские болезни. Полный справочник (Документ)
  • n1.doc

    НАЦИОНАЛЬНАЯ

    МЕДИЦИНСКАЯ

    БИБЛИОТЕКА

    УЧЕБНИК

    ДЕТСКИЕ

    БОЛЕЗНИ

    5-Е ИЗДАНИЕ

    Н. П. ШАБАЛОВ

    изалтвльсктй яом

    Издательский дом «Питер» создан в 1991 году. Сегодня он входит в десятку крупнейших издательств России и СНГ и является самым круп­ным в Санкт-Петербурге.

    Если вы-профессионал в медицине, психологии, компьютерных тех­нологиях, экономике или стремитесь к этому, - всю необходимую литера­туру вы найдете у нас. В соответствующих разделах сайта (www . piter . com ) показаны не только книги, которые уже можно приобрести, но и те, что только готовятся к выходу в свет.

    Отзывы и предложения можно присылать по электронной почте (medicina @ piter . com ).

    \ ". : f ;. s S

    УЧЕБНИК

    " Допущен Проблемной комиссией по педиатрии Министерства здравоохранения РФ в качестве учебника для студентов педиатрических факультетов медицинских вузов

    Издание пятое,

    Переработанное и дополненное, в двух томах

    ТОМ 1

    Москва Санкт-Патврбург - Нижний Новгород Воронеж

    Ростов-на-Дону Екатеринбург ■ Самара

    Киев Харьков Минск

    Н. П. Шабалов

    ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ

    5-е издание, переработанное и дополненное
    , "В двух томах

    Серия «Национальная медицинская библиотека»

    Главный редактор Е. В. Строганова

    Заведующий редакцией П. В. Алесов

    "- Редакторы Ю. И. Староверов, Т. П. Ульянова

    Художественный редактор К. Ф. Радзевич

    Корректор Т. В. Дубраво

    Дизайн и верстка В. С. Кучукбаев

    Рецензенты:

    Л. С. Бале«а, профессор, доктор медицинских наук, Институт педиатрии и детской хирургии МЗ РФ; В. А. Таболнн, академик РАМН, профессор, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой педиатрии Российского государственного медицинского университета.

    ББК57.3я7 УДК 616-053.2(075) Шабалов Н. П.

    Ш12 Детские болезни: учебник. 5-е изд. В двух томах. Т. 1. - СПб: Пнтер, 2002. - 832 с. - (Серия «Национальная медицинская библиотека»). ISBN 5-94723-451-3 ISBN 5.272-Ш320-9

    Перед вами первый том пятого, переработанного и дополненного, двухтомного издания учебника (предыдущие выпущены в 1979, 1985, 1993, 1999 гг.). Издание содержит новые разделы, посвященные истории отечественной педиатрии, дефициту микроэлементов, иммуномодулирую-щим средствам. Сведения по основным разделам педиатрии приведены в логической последо­вательности: определение заболевания, этиология, патогенез, клиника, диагноз, дифференциаль­ный диагноз, лечение, прогноз, профилактика и диспансерное наблюдение. Учебник отражает современный уровень знаний о заболеваниях, изучение которых предусмотрено Программой по детским болезням, утвержденной Министерством здравоохранения РФ на 4-6-х курсах педиат­рических факультетов медицинских вузов.

    Шабалов Николай Павлович, вице-президент Союза педиатров Санкт-Петербурга, заведую­щий кафедрой детских болезней Военно-медицинской академии и кафедрой педиатрии с курсом перинаталогии и эндокринологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, профессор, член-корреспондент Военно-медицинской академии.

    ОН. П. Шабалов, 2002

    О Издательский дом «Питер», 2002

    Все прим шциикны. Нншш част* данной «шги не может выть воспроизведена в какой бы то ни выло форме без письменного

    разрешения владельцев шорских прав.

    Отзывы и предложенш можно присылать в редакцию по электронной почте: [email protected].

    ISBN 5-94723-451-3

    ISBN 5-2_____________________

    *** **- - ла

    f> Принт», 196103, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, д. 67в.

    Лицензия ИД Л» 05714 от 07.09.01. льгота - общероссийский классификатор продукции ОК 005-93,

    Посвящается Учителю, который был счастлив выздоровлением ребенка??
    успехами учеников, их горести воспринимал как собетвенные и верой &
    них придавал ученикам уверенность в собственных силах - выдающемуся
    русскому Педиатру Александру Федоровичу Туру \^^
    ■:; ;

    Предисловие ... <...............................>17

    Предисловие к 5-му изданию....................... 19

    Введение"....................................... 20

    Педиатрия как раздел медицины........................................................... 20

    История отечественной педиатрии (краткий очерк)............................ 41

    Современное состояние здоровья детей и педиатрии в России........... 60

    Глава 1. Медицинская этика и деонтология педиатра......................... 70

    Медицинская этика................................................................................. 77

    Деонтология педиатра.................. :..................................................... 102

    Глава 2. Психология больного ребенка (Д. Н. Исаев)......................... 125

    Глава 3. Аномалии конституции и диатезы......................................... 145

    Экссудативно-катаральная аномалия конституции (ЭКАК).............. 146

    " Аллергические диатезы................................................................. ,..... 155

    Лимфатико-гипопластическая аномалия конституции (JlrAK).......... 162

    Нервно-артритический диатез............................................................. 167

    Глава 4. Синдром внезапной смерти..................................................... 172

    Глава 5. Дефицитные состояния.............................................................. 179

    Хронические расстройства питания.................................................... 182

    Гипотрофии................................................................................. 182

    Паратрофия................................................................................. 203

    Гиповитаминозы................................................................................... 206

    Гипервитаминозы................................................................................. 218

    Гипервитаминоз А...................................................................... 219

    Гипервитаминоз D...................................................................... 219

    8 Детские болезни. Том 1

    Профилактика гип§рвитаминозов..................................... ..,„...... 222

    Побочные действия других витаминов..................................... 223

    Рахит..................................... ■............................................................. 224

    Спазмофилия (рахитогенная тетания, детская тетания).................... 248

    Железодефицитные состояния............................................................ 251

    Дефициты других макро-и микроэлементов....................................... 261

    Глава 6. Лихорадка и гипертермии у детей......................................... 269

    Субфебрильные состояния.................................................................. 289

    Глава 7. Болезни органов дыхания....................................................... 299

    Острый стенозирующий ларинготрахеит (ОСЛТ, круп).................... 304

    Бронхиты..:..................................... :..................................................... 312

    Острый простой бронхит (ОПБ)............................ :...... :.......... 312

    Острый обструктивный бронхит (ООБ),................................... 319

    Острый бровхиолит.................................................................... 326

    Острый облитерирующий бронхиолит..................................... 331

    Хронический облитерирующий бронхиолит............................ 333

    Рецидивирующий бронхит (РБ)................................................. 336

    Рецидивирующий обструктивный бронхит (РОБ).. f ....................... 342

    Хронический бронхит
    Пневмония............................................................................................ 348

    Очаговые пневмонии............ ,.................................................... 360

    Сегментарные пневмонии.............................................. ,.......... 363

    Крупозная пневмония................................................................. 364

    Интерстициальные пневмонии................................................... 367

    Основные особенности пневмоний, вызванных разными

    Возбудителями............................................................................ 369

    Осложнения пневмонии.............................................................. 375

    Гнойные осложнения.................................................................. 381

    Диагноз и дифференциальный диагноз острых пневмоний...... 385

    Лечение больных острыми пневмониями.................................. 387

    Затяжные пневмонии.................................................................. 403

    Ателектазы.................................................................................. 407

    Плеврит............................................................................................... „409

    Пневмоторакс....................................................................................... 415

    Хроническая пневмония...................................................................... 417

    Экзогенный аллергический альвеолит (ЭАА)................................. ..,.,430

    Токсический фиброзирующий альвеолит (ТФА)........................ -...,. ; 432

    Идиопатический фиброзирующий альвеолит (ИФ А).................... ^433

    1 Пороки развития бронхов, легких и легочных сосудов.................... :........ 435

    Наследственные заболевания легких....................................... "......... 440

    Глава 8. Аллергические заболевания................................................. „.. 448

    Анафилактический шок....................................................................... 448

    Сывороточная болезнь..................................................... ,................. 453

    Крапивница и ангионевротический отек............................................. 456

    Атопический дерматит.............. "..".......................... ............!.............. 461

    "Респираторные аллергозы................................................................... 468

    Бронхиальная астма............................................................................. 479

    Поллиноз......................... ,.................................................................... 532

    Пищевая аллергия.............. ."................................................................ 535

    . . ; Лекарственная аллергия.................. *,.,.,............ ...,....,..,.,....,............. 546

    I ■ Аллергические реакции на насекомых..и.....,;. ; ;...,...;„и......... ............i......u: 553

    Глава 9. Заболевания органов пищеварения

    "*,",". (Е. А. Корниенко, Н. П. Шабалов, Л, В. Эрман)...................... ........! 556

    ?; ^.Заболевания полости рта............ ..,........ ;....i,.................,.. r ,............. 556

    М-"■" Грибковые поражения слизистой обрлоч^си полости рта......у. ь... 556

    ^ j, Острый герпетический стоматит................................................. 557

    Н-: Острый эзофагит (ОЭ)................................. ..,........ ...;.....,... ^........... 559

    Ci; Гастроээофагеальнаярефлюкснаяболезнь;....:„.......,......... L...:;.......... ..;..... 560

    .^.^функциональныегастродуоденальныезаболевания............................ 570

    (""" Функциональная диспепсия..................................... ..........!!....... 570

    ,;.-, Аэрофагия.................................................................................... 576

    - " Функциональная рвота..................... ■■ .. "......... ■ :........ 576

    (Острый гастрит (ОГ)................................. ,................ ,........................ 578

    " Хронический гастрит (ХГ), гастродуоденот (ХГД) .:...-..................... 582

    Язвенная болезнь (ЯБ)................................................................ i....... 600

    Г;; Пилоростеноз.................................................... ,................ ,....,.„.,..... 615

    "\- Острая диарея............................................................................... *...... 619

    Ротавирусная инфекция.............................................................. 627

    Кампилобактериоз...................................................................... 629

    Алиментарная диспепсия у младенцев...................................... 631

    "" Хроническая диарея.................. .......U.. ....;...:.„....;„..........:.......... ;....... 633

    -" Синдром мальабсорбции........... .....;...J.....;..i.."..:.............;...:j............... ;;....; 634

    " " Внутриполостная мальабсорбция..... ;...... ....:....:„.......:.1 ! ................... ;...„.... 636

    10 е Детские болезни. Том 1

    Врожденные гипоплазии поджелудочной железы......... ;*.-..... 636

    Энтероцеллюлярная мальабсорбция с нарушением

    Мембранного пищеварения....................................... ..:............ :..."..... 640

    Дисахаридазная недостаточность... !... ,....... ........................... 640

    Лактазная недостаточность..;...//.1";:^:.;!;.Д.....1./.1";/.....:..:.............:..:.. 640

    Сахаразо-изомальтазная недостаточность.. "................. :...;...... 646

    Энтероцеллюлярная мальабсорбция с нарушением всасывания...... 648

    Мальабсорбция глюкозы-галактозы.......................................... 648

    Мальабсорбция фруктозы.. ,._.... ....„...,............................ j...;.....;. 6#:

    Первичная мальабсорбция солей желчных кислот................... 650

    Энтеропатический акродерматит............................................ ...651

    Врожденнаяхлориднаядиарея......................................... :....:..,.:... 652

    Врожденная натриевая диарея....................... ,.................... .........653

    Энтероцеллюлярная мальабсорбция с нарушением пищеварения

    И всасывания......................................................................................... 654

    Целиакия................................................................................. .....654

    Трудноизлечимые младенческие диареи............................................ 665

    Аутоиммунная энтеропатия................................... ".................. 666

    Первичные аномалии энтёроцита...................................... .....".I... 669

    Атрофия микроворсинок (болезнь включения микроворсинок) 669

    Интестинальная эпителиальная дисплазия (пучковая энтеропатия).... 670

    Синдромальная энтеропатия, ...,„..... ,........... ,.... .............с....... 672;

    Дифференциальный диагноз трудноизлечимых младенческих диарей... 673

    Постцеллюлярная мальабсорбция...................................................... 673

    Экссудативная энтеропатия....................................................... 673

    Дифференциальный диагноз синдрома мальабсорбции................. ..„.676

    Функциональные запоры........................................................... ...:„....... 680

    Синдром раздраженного кишечника.......................................... ;.;.".... 688

    Неспецифический язвенный колит (НЯК)........................................... 697

    Острый панкреатит (ОП)..................................................................... 708

    Хронический панкреатит (ХП)............................................................ 717

    Гельминтозы........................................................................................ 724

    Аскаридоз (Ascaridosis).............................................................. 726

    Токсокароз (Toxocarosis)............................................................ 730

    Трихоцефалез (Trichocephalosis)................................................ 731

    Энтеробиоз (Enterobiosis)........................................................... 732

    Трихинеллез (Trichinellosis)....................................................... 734

    Анкилостомидозы (Ankilostomiasis).......................................... 736

    Гименолепидоз (Hymenolepidosis)............................................ 738

    Дифиллоботриоз(О1рЬу11оЬо1;11гю818)......................................... 740

    Тениаринхоз (Taeniarhynchosis)................................................. 741

    Тениоз (Taeniosis)....................................................................... 742

    Цистицеркоз (Cysticercosis)........................................................ 742

    Эхинококкоз (Echinococcosis).................................................... 744

    Описторхоз (Opisthorchosis)....................................................... 746

    Фасциолез (Fasciolosis)............................................................... 748

    ," Дифференциальный диагноз гельминтозов.................................. 748

    Профилактика гельминтозов...................................................... 749

    Лямблиоз (Lambliosis, Giardiasis).................. ,................ .:.................. 751

    Глава 10. Заболевания желчевыделительной системы...................... 754

    Дискинезий............................................................................................ 755

    Острый холецистит (острый холецистохолангит)............................. 759

    " Хронический холецистит..................................................................... 760

    Желчнокаменная болезнь (ЖКБ).................................. ;..................... 767

    :! Лечение детей с заболеваниями желчевыводящих путей.................. 770

    Диспансерное наблюдение за детьми с заболеваниями желчевыводящих
    !.". цутей в условиях поликлиники.......................................................... 775

    ■.., Пороки развития желчного пузыря и желчных протоков................ 777

    V;., Атрезия желчевыводящих путей............................................... 777

    Другие аномалии желчевыводящих путей................................ 780

    Глава 11, Хронические заболевания печени....................................... 782

    " п Врожденный гепатит (перинатальный гепатит, неонатальный гепатит) 783

    Хронический гепатит........................................................................... 790

    % у. Жировой гепатоз.................................................................................. 804

    ,;. Синдром Рея........................... ,........................................................... 807

    Цирроз печени....................................................................................... 809

    (Лечение больных хроническими гепатитами и циррозами печени.... 823

    Диспансерное наблюдение за детьми с хроническим гепатитом

    И циррозом печени...................................................................... 828

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Клинические дисциплины - завершающий этап обучения в меди­цинском институте, предусматривающий знание полного объема курсов по физиологии, патологической физиологии, патанатомии, фармакологии. В процессе изучения отдельных глав было бы крайне полезно вновь ознако­миться с соответствующими разделами учебников по вышеперечисленным дисциплинам.

    Рекомендуем перед чтением каждой главы данного учебника вновь обра­титься к «Пропедевтике детских болезней» и восстановить в памяти сведения об анатомо-физиологических особенностях детского возраста, семиотике, ди­ететике, методах инструментального и клинического обследования ребенка, которые здесь не изложены, так же как и материалы о воспитании, закалива­нии и валеологии детства.

    При изложении сведений по методам лечения учитывалось, что студенты изучают его отдельные аспекты на кафедрах лечебной физкультуры, рентгено­логии и радиологии, анестезиологии и реанимации, клинической фармаколо­гии. Кратко представлены материалы и по дифференциальной диагностике за­болеваний, с которыми студенты знакомятся на кафедрах детской хирургии, детских инфекционных болезней, офтальмологии, оториноларингологии, дер­матологии, неврологии, психиатрии, генетики. Проблемы детей периода ново­рожденное™ освещены в отдельном учебнике («Неонатология», СПб, 1997).

    Краткость учебника предусматривает самостоятельную работу студентов (особенно в субординатуре) с дополнительными источниками литературы, которые преподаватель будет рекомендовать на практических занятиях.

    А. Ф. Тур - инициатор первого издания учебника (1979), рекомендовал при изложении спорных вопросов педиатрии руководствоваться взглядами петербургской школы педиатров. И хотя на титуле этого издания не указана фамилия Александра Федоровича, авторы стремились создать подлинно Ту­ровский учебник.

    На Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге есть черная гранитная плита с надписью: Академик Александр Федорович Тур - 3 (16) сентября 1894 - 24 июля 1974.

    Между этими датами - вся жизнь: счастливое детство в семье талант­ливого физиолога, профессора Петербургского университета Ф. Е. Тура, Ла-ринская петербургская гимназия, учеба в Военно-медицинской академии У крупнейших русских медиков (И. П. Павлова, Л. А. Орбели, А. А. Макси­мова, Н. П. Кравкова, В . Н. Шевкуненко, В. А. Оппеля, М. И. Аствацатуро-ва> №BjЈ&fQBettuBO и дЦ), две войны, работа главным педиатром в умираю-

    } Учебный фонд

    18 Детские болезни. Том 1

    Щем от голода блокадном Ленинграде, десятки тысяч спасенных жизней де­тей. Между этими датами - самоотверженная каждодневная работа врача, ученого.

    Свой путь в медицине А. Ф. Тур определил еще в годы учебы в Военно-медицинской академии под влиянием ведущего петербургского педиатра А. Н. Шкарина. Начало научной и клинической деятельности Александра Федоровича связано с работой в клинике другого выдающегося детского вра­ча России - М. С. Маслова.

    С 1925 г. и до последних дней жизни А. Ф. Тур работал в Ленинградском педиатрическом медицинском институте. Здесь Александр Федорович воз­главлял кафедры физиологии, диететики и гигиены ребенка, пропедевтики детских болезней и госпитальной педиатрии.

    А. Ф. Тур - автор более 250 научных работ. «Пропедевтика детских бо­лезней», «Справочник по диететике ребенка раннего возраста», «Физиология и патология детей периода новорожденное™», «Гематология детского возра­ста», «Рахит» стали настольными книгами педиатров нескольких поколений.

    Основными направлениями научных исследований школы А. Ф. Тура яви­лись: физиологические особенности, диететика и воспитание детей, неонато-логия, рахит и его профилактика, детская гематология, эндокринология.

    Идеи А, Ф. Тура были реализованы и углублены в трудах его учеников. Александр Федорович был руководителем 28 докторских и 110 кандидатских диссертаций.

    A- Q. Тур был избран академиком АМН, председателем обществ детских врачей России и Ленинграда, почетным членом обществ педиатров Болгарии, Венгрии, Италии и Чехословакии.

    За свои труды Александр Федорович был награжден рядом высших орде­нов, медалей, премий страны, званием «Заслуженный деятель науки Россий­ской Федерации».

    Для всех своих учеников А. Ф. Тур - не только незабываемый образец слу­жения детям, педиатрии, но и нравственный эталон, пример научной и граж­данской мудрости, порядочности и мужества: он никогда не был членом партии, не поддавался гипнозу массовых заблуждений в период вульгариза­ции учения И. П. Павлова и гонений на генетику. Александр Федорович был всегда доброжелателен и чуток ко всем, старался сделать все возможное для поддержания лучших традиций русской педиатрии.

    ПРЕДИСЛОВИЕ К 5-му ИЗДАНИЮ

    Прошла четверть века с момента сдачи в издательство рукописи пер­вого "издали»учебника. Несомненно, потребность переиздания в течение тако-госрока ^ свидетельство полезности книги. Это стало возможно лишь потому, что содержательный материал учебника все время уточнялся и пересматривал­ся, ибо считается, что в конкретной области знаний за 7 лет объем фактичес­кий сведений удваивается. По общему мнению, все предыдущие издания учеб­ника существенно отличались друг от друга. Не избежало этой участи и пятое издание 1 по сравнению с четвертым. Большинство глав претерпело существен­ные изменения и уточнения, введены новые разделы, таблицы, рисунки и т. д. Кшжаябнию, это привело к некоторому увеличению объема учебника, и он стал"даже физически тяжеловатым. Это порождает такие вопросы: нужно ли студейту знать новейшие сведения? С другой стороны, должен ли студент оЖй&деть лишь фундаментальными знаниями или иметь представления о со­временной системе взглядов по тем или иным нередко дискуссионным трак­товкам патогенеза, диагностики и лечения? Главная задача студента - сдать Экзамен или подготовить себя к профессиональной деятельности? Ответы на Э«»«опросы очевидны. Учебник - не книга для чтения, а помощник в упорном труде по освоению труднейшей и счастливейшей человеческой профессии - врачевания, которой, впрочем, человек учится всю жизнь. Если говорить об экзамене, то к нему нужно готовиться по конспекту учебника, заготовленному загодя, и конспекту лекций. Александр Федорович Тур считал, что учебник иичем не должен уступать по уровню изложения материала руководствам, мо­нографиям и должен учить современному клиническому мышлению, на совре­менном уровне знаний дать представление об «образе болезни». От студента требуется многолетняя постоянная работа и с учебниками, и на занятиях, и у постели больного, и вновь с учебником, специальной литературой, работа трудная, но благодарная. Уверен, что объем сведений в подавляющем боль­шинстве глав не избыточен и лишь достаточен для усвоения материала на современном уровне. Студент не только должен научиться как поступать в той ли иной клинической ситуации, но понимать, почему следует поступать так или иначе. Надеюсь, учебник поможет в этом. В то же время, следует под­черкнуть, что учебник написан в соответствии с Программой по педиатрии для студентов педиатрических факультетов, утвержденной Министерством здра­воохранения России в 2000 г., и, соответственно, не охватывает все аспекты профилактической и клинической педиатрии.

    Любые суждения об учебнике будут приняты с благодарностью и учтены При работе с возможным следующим изданием.

    ВВЕДЕНИЕ

    ПЕДИАТРИЯ КАК РАЗДЕЛ МЕДИЦИНЫ

    Педиатрия (от греч. paidos - ребенок и iatreia - лечение) по опреде­лению основоположника русской педиатрии С. Ф. Хотовицкого, данному в 1847 г. в первом отечественном руководстве «Педиятрика», «есть наука об отличительных особенностях в строении, отправлениях и болезнях детского организма и основанном на тех особенностях сохранении здоровья и лечении болезней у детей». Иными словами, основной задачей педиатрии является сохранение или возвращение (при болезни) состояния здоровья ребенку, по­зволяющее ему максимально полно реализовать свой врожденный потенциал жизни.

    Более чем через 100 лет выдающийся отечественный педиатр Михаил Сте­панович Маслов (1961) так определил задачи педиатрии: «Являясь наукой о растущем и формирующемся организме человека, педиатрия на основе углуб­ленного изучения особенностей детского организма в разные возрастные пе­риоды ставит главной целью создание наилучших условий для всестороннего его развития и наибольшей устойчивости по отношению к вредным факто­рам. Поэтому основное направление педиатрии - профилактическое». Суть педиатрии как медицины развития можно свести к четырем большим разде­лам: защита, обеспечение, адекватная стимуляция, контроль и ранняя коррек­ция отклонений в развитии (И. М. Воронцов). Именно в антенатальном перио­де, раннем детстве лежат истоки болезней взрослого человека и закладывается фундамент формирования здоровья. В частности, у нас в стране зарегистри­ровано открытие, формула которого такова: устойчивость или чувствитель­ность к опухолевому росту определяется событиями перинатального периода (А. Г. Маленков). Справедлива народная мудрость: «Каков в колыбели, таков и в могиле».

    В единой практической науке педиатрии условно выделяют ее ветви (на­правления, отрасли): профилактическую, клиническую, научную, социальную, экологическую педиатрию.

    Профилактическая педиатрия - система мероприятий, способствую­щих предупреждению заболеваний и инвалидизации. Различают первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика направле­на на предупреждение развития заболеваний, в основном инфекций, за счет

    Введение 21

    Профилактических прививок, асептики, пастеризации (и других методов обез­зараживания молока и других пищевых продуктов, воды). Примерами пер­вичной профилактики неинфекционных заболеваний могут быть специфичес­кая профилактика рахита, железодефицитных анемий. Вторичная профилактика - выявление лабораторных и других предвестников, ранних признаков заболевания с целью предупреждения развития бго тяжелых про­явлений. Например, скрининг программы на выявление врожденного гипо­тиреоза, наследственных заболеваний; обнаружение признаков патологии при плановой диспансеризации в анализах мочи, крови, туберкулиновых пробах, осмотрах специалистов (ортопеда, окулиста, невропатолога и др.); пеницил-линовая терапия при стрептококковых инфекциях носоглотки. Третичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на предотвращение прогрессирования ограничения функций, нарастания инвалидизации уже при выявленном заболевании: антистрептококковая профилактика у детей, пере­несших атаку ревматизма; диетотерапия при гастроэнтерологических заболе­ваниях, метаболических нефропатиях; ортопедическая коррекция у детей с церебральными параличами, грубыми врожденными костными аномалиями, не поддающимися радикальному лечению, и др.

    Различают медицинские абилитацию и реабилитацию. Абилитация имеет целью воссоздание функций, которых ребенок не имеет. Методы абилитации включают реконструктивную и пластическую хирургию, протезирование с помощью технических средств, обучение и социальную абилитацию, то есть вхождение детей в общество, «умение жить по возможности полноценно с дефектом или болезнью». Реабилитация - восстановление или компенсация утраченных или нарушенных функций с помощью медицинских, педагоги­ческих, физических, профессиональных мер и средств. Таким образом, тер­мин абилитация в большей степени относится к врожденным дефектам, за­держкам и нарушениям развития, тогда как реабилитация направлена на восстановление ранее развитых, но утраченных или нарушенных функций, например, в результате травм, хронических заболеваний.

    Профилактические прививки - одно из крупнейших достижений челове­чества, позволившее резко снизить заболеваемость и смертность от многих инфекций. «Человечество - вакцин-зависимая цивилизация» (В. И. Покров­ский). При этом лишь при охвате профилактическими прививками 95% насе­ления возможно резко снизить заболеваемость соответствующей инфекцией. Ца Земле уничтожена натуральная оспа, к 2000 г. планировали искоренить полиомиелит, а затем - корь. Помня о том, что «профилактическая привив­ка г- важная биологическая операция» (П. Ф. Здродовский), необходимо, с одной стороны, тщательно выбирать время ее проведения, а иногда и гото­вить ребенка к прививке, с другой - разъяснять родителям необоснованность боязни прививок, их чрезвычайную важность для ребенка, Снижение (по раз-НЫн причинам) охвата детского и взрослого населения профилактическими Прививками во второй половине 80-х годов привело к существенному росту

    22 Детские болезни. Том 1

    Таблица 1

    Календарь профилактических прививок, 2002 г. 1

    (Приказ МЗ РФ № 229 от 27.06.2001 г.)


    Возраст

    : Наименование прививки

    12 часов

    Первая вакцина - гепатит В"

    3-7 дней

    Вакцинация-туберкулез

    1 мес

    Вторая вакцинация - гепатит В

    Змее

    Первая вакцинация-дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит

    4,5 мес

    Вторая вакцинация - дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит*

    6 мес

    Третья вакцинация-дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит Третья вакцинация-гепатит В

    12 мес

    Вакцинация-корь, эпидемический паротит, краснуха

    18 мес

    Первая ревакцинация-дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит

    20 мес

    Вторая ревакцинация - полиомиелит

    6 лет

    Вторая ревакцинаци - корь, эпидемический паротит, краснуха

    7 лет

    Вторая ревакцинация-дифтерия и столбняк Первая ревакцинация - туберкулез"*

    13 лет

    Вакцинация против вирусного гепатита В**** Вакцинация против краснухи (девочки)*****

    14 лет

    Третья ревакцинация-дифтерия и столбняк Ревакцинация-туберкулез***"*. Третья ревакцинация - полиомиелит

    Взрослые

    Ревакцинация-дифтерия и столбняк каждые 10 лет после последней ревакцинации

    Год выпуска: 2002

    Жанр: Педиатрия

    Формат: DjVu

    Качество: Отсканированные страницы

    Описание: Клинические дисциплины - завершающий этап обучения в медицинском институте, предусматривающий знание полного объема курсов по физиологии, патологической физиологии, патанатомии, фармакологии. В процессе изучения отдельных глав было бы крайне полезно вновь ознакомиться с соответствующими разделами учебников по вышеперечисленным дисциплинам.
    Рекомендуем перед чтением каждой главы данного учебника вновь обратиться к «Пропедевтике детских болезней» и восстановить в памяти сведения об анатомо-физиологических особенностях детского возраста, семиотике, диететике, методах инструментального и клинического обследования ребенка, которые здесь не изложены, так же как и материалы о воспитании, закаливании и валеологии детства.
    При изложении сведений по методам лечения учитывалось, что студенты изучают его отдельные аспекты на кафедрах лечебной физкультуры, рентгенологии и радиологии, анестезиологии и реанимации, клинической фармакологии. Кратко представлены материалы и по дифференциальной диагностике заболеваний, с которыми студенты знакомятся на кафедрах детской хирургии, детских инфекционных болезней, офтальмологии, оториноларингологии, дерматологии, неврологии, психиатрии, генетики. Проблемы детей периода новорожденности освещены в отдельном учебнике («Неонатология», СПб, 1997).
    Краткость учебника предусматривает самостоятельную работу студентов (особенно в субординатуре) с дополнительными источниками литературы, которые преподаватель будет рекомендовать на практических занятиях.
    А. Ф. Тур - инициатор первого издания учебника (1979), рекомендовал при изложении спорных вопросов педиатрии руководствоваться взглядами петербургской школы педиатров. И хотя на титуле этого издания не указана фамилия Александра Федоровича, авторы стремились создать подлинно Туровский учебник.
    На Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге есть черная гранитная плита с надписью: Академик Александр Федорович Тур - 3 (16) сентября 1894 - 24 июля 1974.
    Между этими датами - вся жизнь: счастливое детство в семье талантливого физиолога, профессора Петербургского университета Ф. Е. Тура, Ла-ринская петербургская гимназия, учеба в Военно-медицинской академии У крупнейших русских медиков (И. П. Павлова, Л. А. Орбели, А. А. Максимова, Н. П. Кравкова, В. Н. Шевкуненко, В. А. Оппеля, М. И. Аствацатурова, I), две войны, работа главным педиатром в умирающем от голода блокадном Ленинграде, десятки тысяч спасенных жизней детей. Между этими датами - самоотверженная каждодневная работа врача, ученого.
    Свой путь в медицине А. Ф. Тур определил еще в годы учебы в Военно-медицинской академии под влиянием ведущего петербургского педиатра А. Н. Шкарина. Начало научной и клинической деятельности Александра Федоровича связано с работой в клинике другого выдающегося детского врача России - М. С. Маслова.
    С 1925 г. и до последних дней жизни А. Ф. Тур работал в Ленинградском педиатрическом медицинском институте. Здесь Александр Федорович возглавлял кафедры физиологии, диететики и гигиены ребенка, пропедевтики детских болезней и госпитальной педиатрии.
    А. Ф. Тур - автор более 250 научных работ. «Пропедевтика детских болезней», «Справочник по диететике ребенка раннего возраста», «Физиология и патология детей периода новорожденности», «Гематология детского возраста», «Рахит» стали настольными книгами педиатров нескольких поколений.
    Основными направлениями научных исследований школы А. Ф. Тура явились: физиологические особенности, диететика и воспитание детей, неонатология, рахит и его профилактика, детская гематология, эндокринология.
    Идеи А, Ф. Тура были реализованы и углублены в трудах его учеников. Александр Федорович был руководителем 28 докторских и 110 кандидатских диссертаций.
    А. Q. Тур был избран академиком АМН, председателем обществ детских врачей России и Ленинграда, почетным членом обществ педиатров Болгарии, Венгрии, Италии и Чехословакии.
    За свои труды Александр Федорович был награжден рядом высших орденов, медалей, премий страны, званием «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».
    Для всех своих учеников А. Ф. Тур - не только незабываемый образец служения детям, педиатрии, но и нравственный эталон, пример научной и гражданской мудрости, порядочности и мужества: он никогда не был членом партии, не поддавался гипнозу массовых заблуждений в период вульгаризации учения И. П. Павлова и гонений на генетику. Александр Федорович был всегда доброжелателен и чуток ко всем, старался сделать все возможное для поддержания лучших традиций русской педиатрии.

    «Детские болезни»

    Педиатрия как раздел медицины
    История отечественной педиатрии (краткий очерк)
    Современное состояние здоровья детей и педиатрии в России

    Медицинская этика и деонтология педиатра

    Медицинская этика
    Деонтология педиатра

    Психология больного ребенка (Д. Н. Исаев)

    Аномалии конституции и диатезы

    Экссудативно-катаральная аномалия конституции (ЭКАК)
    Аллергические диатезы
    Лимфатико-гипопластическая аномалия конституции (ЛгАК)
    Нервно-артритический диатез

    Синдром внезапной смерти

    Дефицитные состояния

    Хронические расстройства питания

    Гипотрофии

    Паратрофия

    Гиповитаминозы

    Гипервитаминозы

    Гипервитаминоз А
    Гипервитаминоз D

    Профилактика гипервитаминозов
    Побочные действия других витаминов

    Рахит
    Спазмофилия (рахитогенная тетания, детская тетания)
    Железодефицитные состояния
    Дефициты других макро- и микроэлементов

    Лихорадка и гипертермии у детей

    Субфебрильные состояния

    Болезни органов дыхания

    Острый стенозирующий ларинготрахеит (ОСЛТ, круп)
    Бронхиты

    Острый простой бронхит (ОПБ)
    Острый обструктивный бронхит (ООБ)
    Острый бровхиолит
    Острый облитерирующий бронхиолит
    Хронический облитерирующий бронхиолит
    Рецидивирующий бронхит (РБ)
    Рецидивирующий обструктивный бронхит (РОБ)
    Хронический бронхит (ХБ)

    Пневмония

    Очаговые пневмонии
    Сегментарные пневмонии
    Крупозная пневмония
    Интерстициальные пневмонии
    Основные особенности пневмоний, вызванных разными возбудителями
    Осложнения пневмонии
    Гнойные осложнения
    Диагноз и дифференциальный диагноз острых пневмоний
    Лечение больных острыми пневмониями
    Затяжные пневмонии
    Ателектазы

    Плеврит
    Пневмоторакс
    Хроническая пневмония
    Экзогенный аллергический альвеолит (ЭАА)
    Токсический фиброзирующий альвеолит (ТФА)
    Идиопатический фиброзирующий альвеолит (ИФА)
    Пороки развития бронхов, легких и легочных сосудов
    Наследственные заболевания легких

    Аллергические заболевания

    Анафилактический шок
    Сывороточная болезнь
    Крапивница и ангионевротический отек
    Атопический дерматит
    "Респираторные аллергозы
    Бронхиальная астма
    Поллиноз
    Пищевая аллергия
    Лекарственная аллергия
    Аллергические реакции на насекомых

    Заболевания органов пищеварения (Е. А. Корниенко, Н. П. Шабалов, Л. В. Эрман)

    Заболевания полости рта

    Грибковые поражения слизистой ободочки полости рта
    Острый герпетический стоматит

    Острый эзофагит (ОЭ)
    Гастроээофагеальнаярефлюкснаяболезнь
    Функциональные гастродуоденальные заболевания

    Функциональная диспепсия
    Аэрофагия
    Функциональная рвота

    Острый гастрит (ОГ)
    Хронический гастрит (ХГ), гастродуоденит (ХГД)
    Язвенная болезнь (ЯБ)
    Пилоростеноз
    Острая диарея

    Ротавирусная инфекция
    Кампилобактериоз
    Алиментарная диспепсия у младенцев

    Хроническая диарея
    Синдроммальабсорбции
    Внутриполостная мальабсорбция
    Врожденные гипоплазии поджелудочной железы
    Энтероцеллюлярная мальабсорбция с нарушением мембранного пищеварения

    Дисахаридазная недостаточность
    Лактазная недостаточность
    Сахаразо-изомальтазная недостаточность

    Энтероцеллюлярная мальабсорбция с нарушением всасывания

    Мальабсорбция глюкозы-галактозы
    Мальабсорбция фруктозы
    Первичная мальабсорбция солей желчных кислот
    Энтеропатический акродерматит
    Врожденная хлоридная диарея
    Врожденная натриевая диарея

    Токсокароз (Toxocarosis)
    Трихоцефалез (Trichocephalosis)
    Энтеробиоз (Enterobiosis)
    Трихинеллез (Trichinellosis)
    Анкилостомидозы (Ankilostomiasis)
    Гименолепидоз (Hymenolepidosis)
    Дифиллоботриоз (Diphyllobothriosis)
    Тениаринхоз (Taeniarhynchosis)
    Тениоз (Taeniosis)
    Цистицеркоз (Cysticercosis)
    Эхинококкоз (Echinococcosis)
    Описторхоз (Opisthorchosis)
    Фасциолез (Fasciolosis)
    Дифференциальный диагноз гельминтозов

    Профилактика гельминтозов

    Лямблиоз (Lambliosis, Giardiasis)

    Заболевания желчевыделительной системы

    Дискинезий
    Острый холецистит (острый холецистохолангит)
    Хронический холецистит
    Желчнокаменная болезнь (ЖКБ)
    Лечение детей с заболеваниями желчевыводящих путей
    Диспансерное наблюдение за детьми с заболеваниями желчевыводящих путей в условиях поликлиники
    Пороки развития желчного пузыря и желчных протоков

    Атрезия желчевыводящих путей
    Другие аномалии желчевыводящих путей

    Хронические заболевания печени

    Врожденный гепатит (перинатальный гепатит, неонатальный гепатит)
    Хронический гепатит
    Жировой гепатоз
    Синдром Рея
    Цирроз печени
    Лечение больных хроническими гепатитами и циррозами печени

    Диспансерное наблюдение за детьми с хроническим гепатитом и циррозом печени

    Развернуть ▼


    Перед вами первый том седьмого, переработанного и дополненного, двухтомного издания учебника (предыдущие выпущены в 1979, 1985, 1993, 1999, 2002, 2007 гг.). Сведения по основным разделам педиатрии приведены в логической последовательности: определение заболевания, этиология, патогенез, клиника, диагноз, дифференциальный диагноз, лечение, прогноз, профилактика и диспансерное наблюдение. Учебник отражает современный уровень знаний о заболеваниях, изучение которых предусмотрено Программой по детским болезням, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации на 4-6-х курсах педиатрических факультетов медицинских вузов.
    Автор:
    Шабалов Николай Павлович, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Правительства РФ, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент и почетный доктор Военно-медицинской академии, президент Союза педиатров Санкт-Петербурга, заведующий кафедрой детских болезней Военно-медицинской академии.
    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Предисловие
    Предисловие к 7-му изданию
    Введение
    Педиатрия как раздел медицины
    История отечественной педиатрии (краткий очерк)
    Петербургская школа педиатров
    Московская школа педиатров
    Современное состояние здоровья детей и педиатрии в России
    Глава 1. Медицинская этика и деонтология педиатра
    Медицинская этика
    Биоэтика
    Деонтология педиатра
    Педиатр и родители здорового ребенка
    Педиатр и родители больного ребенка
    Педиатр и здоровый ребенок
    Педиатр и больной ребенок
    Педиатр и коллеги
    Педиатр и иатрогения
    Глава 2. Психология больного ребенка (Д. Н. Исаев)
    Типы воспитания в семье
    Профилактика
    Жестокое обращение с ребенком
    Реакция личности ребенка на болезнь
    Семья и болезнь ребенка
    Внутренняя картина болезни (ВКБ)
    Умственные способности и ВКБ
    Знания о здоровье
    Знания о внутренних органах и болезни
    Понимание ребенком процесса умирания и смерти
    Представления детей о влиянии лекарственных веществ на организм
    Роль жизненного опыта и перенесенных заболеваний
    Информация о болезни
    Преобладающее эмоциональное отношение
    Сопутствующие психотравмирующие обстоятельства
    Отношение родителей к болезни ребенка
    Влияние медицинского персонала и обстановки медицинского учреждения
    Восприятие проявлений болезни и представления о ней
    Глава 3. Аномалии конституции и диатезы
    Экссудативно-катаральная аномалия конституции (ЭКАК)
    Аллергические диатезы
    Аимфатико-гипопластическая аномалия конституции (ЛгАК)
    Нервно-артритический диатез
    Глава 4. Синдром внезапной смерти
    Тактика педиатра при клинической смерти ребенка
    Глава 5. Дефицитные состояния
    Хронические расстройства питания
    Гипотрофии
    Паратрофия
    Гиповитаминозы
    Гипервитаминозы
    Гипервитаминоз А
    Гипервитаминоз D
    Профилактика гипервитаминозов
    Побочные действия других витаминов
    Рахит
    Спазмофилия (рахитогенная тетания, детская тетания)
    Железодефицитные состояния
    Дефициты других макро- и микроэлементов
    Глава 6. Лихорадка и гипертермии у детей
    Субфебрильные состояния
    Глава 7. Болезни органов дыхания
    Острый стенозирующий ларинготрахеит (ОСЛТ, круп)
    Бронхиты
    Острый простой бронхит (ОПБ)
    Патогенез
    Острый обструктивный бронхит (ООБ)
    Острый бронхиолит
    Облитерирующий бронхиолит
    Патогенез
    Рецидивирующий бронхит (РБ)
    Хронический бронхит (ХБ)
    Пневмония
    Очаговые пневмонии
    Сегментарные пневмонии
    Лобарная (крупозная) пневмония
    Интерстициальные пневмонии
    Основные особенности пневмоний, вызванных разными возбудителями
    Осложнения пневмонии
    Гнойные осложнения
    Диагноз и дифференциальный диагноз острых пневмоний
    Лечение больных острыми пневмониями
    Затяжные пневмонии
    Ателектазы
    Плеврит
    Пневмоторакс
    Бронхоэктатическая болезнь и локальный пневмосклероз
    Гиперчувствительный пневмонит
    Токсические и лекарственные пневмониты
    Идиопатический диффузный фиброз легких (ИДФЛ)
    Болезни легких, развившиеся в период новорожденности
    Пороки развития бронхов, легких и легочных сосудов
    Наследственные заболевания легких
    Глава 8. Аллергические заболевания
    Анафилактический шок
    Сывороточная болезнь
    Крапивница и ангионевротический отек
    Атопический дерматит
    Респираторные аллергозы
    Бронхиальная астма
    Поллиноз
    Пищевая аллергия
    Лекарственная аллергия
    Аллергические реакции на насекомых
    Глава 9. Заболевания органов пищеварения (Е. А. Корниенко, Н. П. Шабалов, Л. В. Эрман)
    Заболевания полости рта
    Грибковые поражения слизистой оболочки полости рта
    Острый герпетический стоматит
    Острый эзофагит (ОЭ)
    Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь
    Функциональные гастродуоденальные заболевания
    Функциональная диспепсия
    Аэрофагия
    Функциональная рвота
    Острый гастрит (ОГ)
    Хронический гастрит (ХГ), гастродуоденит (ХГД)
    Язвенная болезнь (ЯБ)
    Врожденный гипертрофический пилоростеноз
    Острая диарея
    Ротавирусная инфекция
    Кампилобактериоз
    Алиментарная диспепсия у младенцев
    Хроническая диарея
    Синдром мальабсорбции
    Внутриполостная мальабсорбция
    Врожденные гипоплазии поджелудочной железы
    Энтероцеллюлярная мальабсорбция
    с нарушением мембранного пищеварения
    Дисахаридазная недостаточность
    Сахаразо-изомальтазная недостаточность
    Энтероцеллюлярная мальабсорбция с нарушением всасывания
    Мальабсорбция глюкозы-галактозы
    Мальабсорбция фруктозы
    Первичная мальабсорбция солей желчных кислот
    Энтеропатический акродерматит
    Врожденная хлоридная диарея
    Врожденная натриевая диарея
    Энтероцеллюлярная мальабсорбция с нарушением пищеварения и всасывания
    Целиакия
    Постцеллюлярная мальабсорбция
    Экссудативная энтеропатия
    Дифференциальный диагноз синдрома мальабсорбции
    Функциональные запоры
    Синдром раздраженного кишечника
    Воспалительные заболевания кишечника
    Острый панкреатит (ОП)
    Хронический панкреатит (ХП)
    Программа реабилитации детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта
    Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (ГЭРБ)
    Хронический гастродуоденит (ХГД)
    Язвенная болезнь
    Хронический холецистит
    Желчнокаменная болезнь (холелитиаз)
    Хронический панкреатит
    Хронический энтерит, энтероколит (аллергический, постинфекционный и др.)
    Целиакия
    Неспецифический язвенный колит (НЯК),.Болезнь Крона
    Гельминтозы
    Аскаридоз (Ascaridosis)
    Токсокароз (Toxocarosis)
    Трихоцефалез (Trichocephalosis)
    Энтеробиоз (Enterobiosis)
    Трихинеллез (Trichineilosis)
    Анкилостомидозы (Ancylostomiasis)
    Гименолепидоз (Hymenolepidosis)
    Дифиллоботриоз (Diphyllobothriosis)
    Тениаринхоз (Taeniarhynchosis)
    Тениоз (Taeniosis)
    Цистицеркоз (Cysticercosis)
    Эхинококкоз (Echinococcosis)
    Описторхоз (Opisthorchosis)
    фасциолез (Fasciolosis)
    Дифференциальный диагноз гельминтозов
    Профилактика гельминтозов
    Лямблиоз (Lambliosis, Giardiasis)
    Глава 10. Заболевания желчевыделительной системы
    Дисфункциональные расстройства билиарного тракта
    Острый холецистит (острый холецистохолангит)
    Хронический холецистит
    Желчнокаменная болезнь (ЖКБ)
    Лечение детей с заболеваниями желчевыводящих путей
    Пороки развития желчного пузыря и желчных протоков
    Атрезия желчевыводящих путей
    Другие аномалии желчевыводящих путей
    Глава 11. Хронические заболевания печени
    Врожденный гепатит (перинатальный гепатит, неонатальный гепатит)
    Хронический гепатит
    Жировой гепатоз
    Синдром Рея
    Цирроз печени
    Лечение больных хроническими гепатитами и циррозами печени
    Диспансерное наблюдение за детьми с хроническим гепатитом и циррозом печени

    "Детские болезни. Учебник в 2-х томах" Том 1 Шабалов Н.П. 8-е изд.

    ISBN: 978-5-906417-47-3

    Нет в наличии. Только под заказ!

    Перед вами первый том восьмого, переработанного и дополненного, двухтомного издания учебника (предыдущие выпущены в 1979, 1985, 1993, 1999, 2002, 2007, 2012 гг.). Сведения по основным разделам педиатрии приведены в логической последовательности: определение заболевания, этиология, патогенез, клиника, диагноз, дифференциальный диагноз, лечение, прогноз, профилактика и диспансерное наблюдение. Учебник отражает современный уровень знаний о заболеваниях, изучение которых предусмотрено Программой по детским болезням, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации на 4–6-х курсах педиатрических факультетов медицинских вузов.

    Предисловие к 8-му изданию

    Введение (Н. П. Шабалов)

    Педиатрия как раздел медицины

    История отечественной педиатрии (краткий очерк)

    Петербургская школа педиатров

    Московская школа педиатров

    Современное состояние здоровья детей и педиатрии в России

    Контрольные вопросы

    Глава 1. Медицинская этика и деонтология педиатра (Н. П. Шабалов)

    Медицинская этика

    Биоэтика

    Деонтология педиатра

    Педиатр и родители здорового ребенка

    Педиатр и родители больного ребенка

    Педиатр и здоровый ребенок

    Педиатр и больной ребенок

    Педиатр и коллеги

    Педиатр и иатрогения

    Контрольные вопросы

    Глава 2. Психология больного ребенка (Д. Н. Исаев)

    Типы воспитания в семье

    Отвержение

    Гипоопека

    Гиперопека

    Воспитание по типу повышенной моральной ответственности

    Противоречивое воспитание

    Смена образцов воспитания

    Жестокое обращение с ребенком

    Ребенок и болезнь

    Семья и болезнь ребенка

    Влияние медицинского персонала и обстановки медицинского учреждения Контрольные вопросы

    Глава 3. Аномалии конституции и диатезы (Н. П. Шабалов)

    Экссудативно-катаральная аномалия конституции

    Аллергические диатезы.............................................................................. 156

    Лимфатико-гипопластическая аномалия конституции

    Нейроартритический диатез

    Контрольные вопросы

    Глава 4. Синдром внезапной смерти младенцев (Н. П. Шабалов)

    Патанатомия

    Патогенез

    Факторы риска СВСМ

    Профилактика

    Тактика педиатра при клинической смерти ребенка

    Контрольные вопросы

    Глава 5. Дефицитные состояния (Н. П. Шабалов)

    Хронические расстройства питания

    Гипотрофии

    Паратрофия

    Гиповитаминозы

    Гипервитаминозы

    Гипервитаминоз А

    Гипервитаминоз D

    Побочные действия других витаминов

    Спазмофилия (рахитогенная тетания, детская тетания)

    Железодефицитные состояния

    Дефициты других макро- и микроэлементов

    Контрольные вопросы

    Глава 6. Лихорадка и гипертермии у детей (Н. П. Шабалов)

    Лихорадка

    Субфебрильные состояния

    Контрольные вопросы

    Глава 7. Болезни органов дыхания (Н. П. Шабалов)

    Болезни верхних дыхательных путей

    Острые респираторные инфекции

    Аденоидит

    Хронический тонзиллит

    Бронхиты

    Острый простой бронхит

    Острый обструктивный бронхит

    Острый бронхиолит

    Облитерирующий бронхиолит

    Рецидивирующий бронхит

    Пневмония

    Очаговые пневмонии

    Сегментарные пневмонии

    Лобарная (крупозная) пневмония

    Интерстициальные пневмонии

    Основные особенности пневмоний, вызванных разными возбудителями

    Осложнения пневмонии

    Гнойные осложнения

    Диагностика острых пневмоний

    Лечение больных острыми пневмониями

    Затяжные пневмонии

    Ателектаз

    Пневмоторакс

    Бронхоэктатическая болезнь и локальный пневмосклероз

    Гиперчувствительный пневмонит

    Болезни легких, развившиеся в период новорожденности

    Пороки развития бронхов, легких и легочных сосудов

    Наследственные заболевания легких

    Контрольные вопросы

    Глава 8. Аллергические заболевания (Н. П. Шабалов)

    Основные группы экзогенных аллергенов

    Основные пути лечения больных с аллергическими заболеваниями

    Анафилактический шок

    Сывороточная болезнь

    Крапивница и ангионевротический отек

    Атопический дерматит

    Респираторные аллергозы

    Бронхиальная астма

    Поллиноз

    Пищевая аллергия

    Лекарственная аллергия

    Аллергические реакции на насекомых

    Контрольные вопросы

    Глава 9. Заболевания органов пищеварения

    (Е. А. Корниенко, Н. П. Шабалов и Л. В. Эрман)

    Заболевания полости рта

    Грибковые поражения слизистой оболочки полости рта

    Острый герпетический стоматит

    Острый эзофагит

    Функциональные гастродуоденальные заболевания

    Функциональная диспепсия

    Аэрофагия

    Функциональная рвота

    Острый гастрит

    Хронический гастрит, дуоденит

    Язвенная болезнь

    Врожденный гипертрофический пилоростеноз

    Острая диарея

    Острая функциональная диспепсия

    Острые кишечные инфекции

    Хроническая диарея

    Лактазная недостаточность

    Сахаразо-изомальтазная недостаточность

    Мальабсорбция глюкозы-галактозы

    Мальабсорбция фруктозы

    Мальабсорбция солей желчных кислот

    Энтеропатический акродерматит

    Врожденная хлоридная диарея

    Врожденная натриевая диарея

    Диарея со стеатореей

    Врожденные гипоплазии поджелудочной железы

    Целиакия

    Экссудативная энтеропатия

    Функциональные запоры

    Синдром раздраженного кишечника

    Воспалительные заболевания кишечника

    Острый панкреатит

    Хронический панкреатит

    Программа реабилитации детей с заболеваниями

    желудочно-кишечного тракта

    Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь

    Хронический гастродуоденит

    Язвенная болезнь

    Хронический холецистит

    Желчнокаменная болезнь

    Хронический панкреатит

    Целиакия

    Язвенный колит. Болезнь Крона

    Гельминтозы

    Аскаридоз

    Токсокароз

    Трихоцефалез

    Энтеробиоз

    Трихинеллез

    Анкилостомидоз

    Гименолепидоз

    Дифиллоботриоз

    Тениаринхоз

    Цистицеркоз

    Эхинококкоз

    Описторхоз

    Фасциолез

    Лямблиоз

    Контрольные вопросы

    Глава 10. Заболевания желчевыделительной системы (Н. П. Шабалов)

    Функциональные расстройства билиарного тракта

    Острый холецистит

    Хронический холецистит

    Желчнокаменная болезнь

    Пороки развития желчного пузыря и желчных протоков

    Атрезия желчевыводящих путей

    Другие аномалии желчевыводящих путей

    Контрольные вопросы

    Глава 11. Хронические заболевания печени (Н. П. Шабалов)

    Врожденный гепатит

    Хронический гепатит

    Жировой гепатоз

    Синдром Рея (Рейе)

    Цирроз печени

    Лечение больных хроническими гепатитами и циррозами печени

    Контрольные вопросы

    Примеры страниц из книги Детские болезни. Учебник в 2-х томах" Том 1

    Название: Детские болезни. Том 1. 6-е издание
    Шабалов Н.П.
    Год издания: 2011
    Размер: 22.18 МБ
    Формат: pdf
    Язык: Русский

    Учебное руководство "Детские болезни" под ред., Шабалова Н.П., является первым томом обновленного пособия по педиатрии. В нем рассматриваются вопросы характеризующие дефицитные состояния у детей, синдром внезапной смерти, аномалии конституции и диатезы, гипертермию и лихорадку, психологию больного ребенка, заболевания органов дыхания (бронхит, пневмония, наследственная патология легких), заболевания пищеварительной системы (гастрит, язвенная болезнь, диарея и прочее), аллергические заболевания, патологию желчевыделительной системы, а также патологию печени. Каждая нозологическая единица заболевания четко описана, содержит эпидемиологию, этиопатогенез, патоморфологические изменения, клинические проявления, алгоритмы диагностики. лечения, профилактики. Для студентов-медиков, педиатров, неонатологов, гастроэнтерологов, токсикологов, аллергологов, детских хирургов, анестезиологов-реаниматологов.
    Также Вы можете скачать бесплатно книгу

    Эта книга удалена по требованию правообладателя

    Название: Грипп и ОРВИ у детей.
    Шамшева О.В.
    Год издания: 2018
    Размер: 1.39 МБ
    Формат: pdf
    Язык: Русский
    Описание: Книга "Грипп и ОРВИ у детей" рассматривает общие вопросы касательно инфекций респираторного тракта, в книге охарактеризованы острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ): грипп и парагрипп, риновирус... Скачать книгу бесплатно

    Название: Пневмонии у детей
    Самсыгина А.Г.
    Год издания: 2018
    Размер: 1.09 МБ
    Формат: pdf
    Язык: Русский
    Описание: Практическое руководство "Пневмонии у детей" под ред., Самсыгиной А.Г., рассматривает эпидемиологию, этиологию, классификацию пневмоний. Изложены факторы риска неблагоприятного прогноза пневмоний. Осв... Скачать книгу бесплатно

    Название: Основы ухода за детьми
    Парамонова Н.С.
    Год издания: 2015
    Размер: 16.99 МБ
    Формат: pdf
    Язык: Русский
    Описание: Книга "Основы ухода за детьми" под ред., Парамоновой Н.С., рассматривает периодизацию детского возраста и особенности общего ухода за детьми различных возрастных групп. Изложены принципы организации р... Скачать книгу бесплатно

    Название: Атлас редких болезней
    Баранов А. А., Намазова-Баранова Л. С.
    Год издания: 2016
    Размер: 12.45 МБ
    Формат: pdf
    Язык: Русский
    Описание: В книге "Атлас редких болезней" под ред., Баранова А.А., и соавт., рассматриваются генетически предрасположенные заболевания органов и систем органов. Описаны редкие наследственные болезни, а также др... Скачать книгу бесплатно

    Название: Наследственные заболевания соединительной ткани как конституциональная причина полиорганных нарушений у детей
    Арсентьев В.Г., Баранов В.С., Шабалов Н.П.
    Год издания: 2015
    Размер: 3.56 МБ
    Формат: pdf
    Язык: Русский
    Описание: "Наследственные заболевания соединительной ткани как конституциональная причина полиорганных нарушений у детей" под ред., Арсентьева В.Г., и соавт., рассматривает литературные сведенья характеризующи... Скачать книгу бесплатно

    Название: Педиатрия. 8-е издание
    Ежова Н.В., Русакова Е.М., Кащеева Г.И.
    Год издания: 2014
    Размер: 11.23 МБ
    Формат: pdf
    Язык: Русский
    Описание: Учебное руководство "Педиатрия" под ред., Ежовой Н.В., и соавт., является пособием для студентов получающих среднее специальное образование. Книга освещает вопросы психического, физического развития д... Скачать книгу бесплатно

    Название: Справочник по поликлинической педиатрии
    Сукало А.В., Бовбель И.Э.
    Год издания: 2015
    Размер: 9.96 МБ
    Формат: pdf
    Язык: Русский
    Описание: Клиническое руководство "Справочник по поликлинической педиатрии" под ред., Сукало А.В., и соавт., рассматривает принципы организации амбулаторной помощи детскому населению, тактику оказания лечебно-п... Скачать книгу бесплатно

    Название: Антенатальное формирование здоровья детей.
    Ахмина Н.И.
    Год издания: 2005
    Размер: 6.05 МБ
    Формат: pdf
    Язык: Русский
    Описание: Книга "Антенатальное формирование здоровья детей" рассматривает вопросы иммунологии и гомеостаза при беременности, являющиеся предиктором формирования конституциональной иммунореактивности плода, в кн...

    Увольнение